И еще одно было открыто древнему Израилю: Бог пошлет Спасителя. Первоначально слово «спаситель» означало сильного лидера, народного вождя, которого Бог наделял силой и смелостью, чтобы спасти народ Божий от тех или иных врагов. Но со временем стало приходить понимание, что люди нуждаются в избавлении от чего-то гораздо более глубокого и зловещего — от греха. Как говорит псалмопевец, «Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс.129:7–8). В самом деле, если Бог — Тот, Кто создал весь мир и нас самих, Тот, в чьих руках наша временная и вечная участь, то самое важное, что только есть — это отношения с Богом. А эти отношения глубоко разрушены грехом . Как еще в глубине Ветхозаветной истории говорит Моисей, «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный» (Втор.32:3–5). Вся история человеческого рода — это история трагического конфликта между грешным человеком и Святым и Праведным Богом. Конечно, человек не может причинить вреда Богу — но он может причинить страшный вред себе. Бог сражается, чтобы спасти Свое мятежное творение от окончательной гибели — как, например, родители могут сражаться, чтобы спасти сына-наркомана. Один бывший рок-музыкант и наркоман, обратившийся к Богу, написал книгу с характерным названием — «Спаси меня от меня самого». Человек, виновный и испорченный, выбирает пути, ведущие его к еще большей вине и еще большей порче и, наконец, к окончательной гибели. И вот Бог приходит спасти человека. Он делает это, входя в человеческую ситуацию изнутри. Он становится Человеком для того, чтобы ответить на все человеческие нужды. Господь наш Иисус Христос, как свидетельствует Писание и как учит Церковь, есть одновременно и Совершенный Бог и Совершенный Человек. Как человек, Он проживает жизнь в полном послушании Отцу — Он молится там, где мы сквернословим, ищет Божьего там, где мы ищем своего, любит и прощает, где мы ненавидим и злобствуем, свидетельствует об истине там, где нам кажется более удобной ложь, и, наконец, смиренно отдает Свою жизнь на Кресте, чтобы опять принять ее в Воскресении. Если мы обратимся к Нему в покаянии и вере, наши грехи будут омыты Его кровью и наша неправедность будет поглощена Его праведностью. Как сказал об этом святой Иоанн Златоуст, «Христос заплатил гораздо больше того, что мы были должны, и настолько больше, насколько море бесконечно в сравнении с малою каплею». Христос создает Церковь — не просто собрание единоверцев, но Живое Тело, Организм, в Котором через время и пространство струится Его жизнь. Это прощение и эту жизнь мы воспринимаем в установленных Им Таинствах.

http://pravoslavie.ru/67310.html

49 Пс 26:9. 50 Мф 19:10—11. 51 Ср.: 1 Тим 5:22. 52 1 Кор 7:37. 53 1 Кор 7:36. 54 Притч 19(по LXX). В Синод. пер.: Разумная жена — от Господа. 55 1 Тим 2:7. 56 1 Кор 7:7. 57 Прем 8:21. 58 Иак 1:14. 59 Рим 12:21. 60 1 Кор 15:56. 61 1 Кор 15:57. 62 Мф 26:41. 63 Притч 3:11. 64 Лк 22:32. 65 Зах 1:3. 66 Пс 79(по LXX). 67 Пс 84:7, 5 (по LXX). 68 Ин 6:65. 69 2 Пар 15:2. 70 1 Пар 28 71 Рим 4:4. 72 1 Кор 15:9. 73 1 Кор 15:10. 74 2 Кор 6:1. 75 1 Кор 15:10. 76 2 Тим 1:8—9. 77 Тит 3:3. 78 Тит 3:4—7. 79 Пс 26:9. 80 Пс 29:7. 81 Пс 29:8. 82 Песн 8:5. 83 Ис 1:18. 84 Ин 15:5. 85 2 Тим 4:6—7. 86 2 Тим 4:8. 87 1 Кор 4:7. 88 Иак 1:17. 89 Ин 3:27. 90 Пс 67:19; Еф 4:8. 91 2 Тим 4:7. 92 2 Кор 3:5. 93 Втор 8:17—18 (по LXX). В Синод. пер.: И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие». но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство. 94 1Кор 15:57. 95 Пс 43:23. 96 Рим 8:36—37. 97 Рим 9:16. 98 1 Кор 7:25. 99 Еф 2:8. 100 Еф 2:9. 101 Ср.: Рим 2:6. 102 Авв 2:4; Рим 1:17; Евр 10:38. 103 Рим 3:28. 104 Т.Е. апостол Павел, ср.: Деян 9:15. 105 Гал 5:6. 106 Иак 2:19. 107 Мф 16:27. 108 Рим 2:6. 109 Рим 4:4. 110 Рим 11:5—6. 111 Рим 6:23. 112 Ин 15:5. 113 Еф 2:8—9. 114 Еф 2:10. 115 Имеется в виду псалмопевец Давид. — Прим. ред. 116 Пс 50:12. 117 2 Кор 5:17—18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога. 118 Мф 16:27; Рим 2:6; Пс 61:13. 119 Ин 1:16. 120 Рим 12:3. 121 1 Кор 7:7. 122 Рим 6:23. 123 Пс 102:4. В Синод. пер.: милостью и щедротами. 124 Флп 2:13. 125 Флп 2:12. 126 Рим 3:20. 127 Рим 4:15. 128 Рим 7:6. 129 Рим 7:7—13. 130 Гал 2:16. 131 2 Кор 3:6. 132 Рим 8:12—13. 133 Рим 8:14. 134 Рим 10:3. 135 Флп 3:8—9. 136 Рим 6:14. 137 Гал 5:4. 138 2 Фес 3:2. 139 Гал 2:21. 140 Мф 5:17. 141 Лк 19:10; Мф 18:11. 142 Мф 6:12—13. 143 1 Кор 7:25. 144 Рим 12:3. 145 Еф 2:8. 146 Еф 6:23. 147 Флп 1:29. 148 2 Кор 4:13. 149 Рим 10:14. 150 Пч 94:7—8. В Синод. пер.: О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

Блажен тот человек, который уразумел милости Господни и с желанием крепким усвоил их себе, кто озарил свою душу сиянием Божией благости и познал, сколь благ Господь. Но что и нам с тобою, брат, препятствует быть такими же блаженными, бессмертными наследниками вечной жизни? Постараемся хотя ныне познать, что служит ко спасению души, к вечному упокоению ее и блаженству; ибо вот время ныне благоприятное, – как говорит апостол, – се ныне день спасения ( 2Кор.6:2 ). Не пропустим же его без пользы для души, без всякого спасительного дела, в одних суетных трудах и пустых разговорах. Ибо вот явил Господь ныне всем людям Свое спасение, показал нам чудную Свою милость, изъявил желание простить всякого грешника, который обратится к Нему и будет просить прощения. Милости хочу Я, а не жертвы ( Мф.9:1 , – говорит Он, – миловать и спасать погибших. Ибо для того Я и пришел в мир, чтобы призвать грешных на покаяние ( Мф.9:13 ), проповедать лето приятное ко спасению, показать всем, кто обратится ко Мне, великую милость. Обратитесь же, и обращуся к вам; и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю ( Ис.1:18 ). Аще ли не покаетеся, вси погибнете ( Лк.13:3 ). Отвергая времена неведения, – говорит апостол, – Бог ныне повелевает всем людям покаяться ( Деян.17:30 ). Он призывает к Себе всех утружденных и обремененных грехами, у которых сердце сокрушенно и смиренно ( Пс.50:19 ); отвергает же одних надменных, одних богатящихся отпущает ни с чем. Кто говорит: богат есмь и ничтоже требую ( Откр.3:17 ), кто не нуждается и не просит милости Божией, тот исходит из мира нищ душою, слеп, наг и окаянен (Ср. Откр.3:17 ). Жертва приятная Богу есть дух сокрушенный: кто имеет печаль по Боге, кто сокрушается о грехах и тяжело вздыхает, тот, хотя бы и весь век пребыл неисправен в делах, в день скончания обрящет благодать ( Сир.1:13 ). Итак, не унывай, брат, не будь безнадежен, не сокрушайся о том, что не был весь век свой близок к Богу; и обрящешь милость от Бога, получишь прощение во всех грехах. Бог, как сказано, даяй живот сокрушенным сердцем ( Ис.57:15 ), сказал через пророка: егда, возвратихся, воздохнеши, тогда спасешися ( Ис.30:15 ). И ты не будь неверен, но верь, что Господь, как сказано, скор обретается во спасении ( Ис.65:24 ); что у Господа милость и многое у Него избавление ( Пс.129:7 ): Он избавляет просящего милости Его от всех беззаконий его. Он Сам говорит: за грех мало что опечалих его, и отвратих лице Мое от него и бысть смущен, и пойде дряхл в путех своих. Пути его видех, и исцелих его, и дах ему утешение истинно ( Ис.57:17, 18 ). Не напрасно же пророк сказал: кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся; никто из уповающих на Него не погибнет (Ср. Пс.33:6, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Афанасий (Дроздов), архиеп. Астраханский и Енотаевский 155 (1) Афанасий (Евтич , Ahacmacuje Jebmuч), иеромон. (ныне еп. Захолмский и Герцеговинский) 167 1 , 201 Афанасий Паросский (Парийский), иером., (прп.) 109 Афанасий Псалидас 105 6 , 106 сн. Афиногенов Д. E. 50 1 Балашеску Н. 173 Барн, сотрудник В. Прелипцеану 183 Бегунов Ю. К. 125 2 , 201 Беда Достопочтенный 52 Безобразов П. В. 65 3 Беллармино Р, кардинал 187 1 Белинский В. Г. 162 Бернард Клервоский (Bernard de Clair- vaux) 56, 57 (2) , 84, 221 2 Бибиков M. В. 49 4 , 50 6, 8 , 201 Богданович Д. (Богдановий) 116 5 , 117 1, 2, 6 , 118 1 , 120, 201, 202 Бородай Т. Ю. 86 сн. Бранкован Константин (Constantin Brincoveanu), рум. князь 146 (1) Брациотис Н. 182 Брациотис Π. ( Μπρατσιτης Π.) 175 1 , 181, 209 Бриллиантов А. И. 52 5 Брокгауз Ф. А. 50 2 Бронзов А. А. 203 Бруно, еп. Вюрцбургский (Гербиполенский) 129 (3) Брянцев Д. 63 сн. Булгаков С. Н., прот. 162 3 , 163 1 , 188 (1, 2) , 202 Бухарев А. М. (в мон. до расстрижения – Феодор) 151 Бюхнер Л. 171 (1) Валентин, гностик 23 Вал(ь)тон Бриан, еп. Честерский 134 Вамвас Н. 175 Варлаам Калабрийский, кардинал, еретик 66, 67, 68 3 , 69–71 Варнава (Пс.) 21 Варух, библ. 99, 121 4 , 127 Василий Великий , архиеп. Кесарийский (Каппадокийский) (Basile de Cesaree), свт. 36, 39 (2) , 40 (1) , 41 (1) , 42, 58, 116, 117, 121, 140 (4) , 202, 220 2 Василий Новый, архиеп. Патрский 50 Вдовиченко А. В. 218 3 Веллас В. 181 (4, 5) Велльгаузен Ю. 178 (2) , 179 Вениамин, бенедиктинец 128 Верещагин E. М. 113 2 , 202, 206 Веселинович С. М., прот. 194 Вигуру Ф. Г., катол. свящ. 160 сн., 202, 213 (2) Видакович М. 164 Вишняков Η. Π. 159 1 Виндельбанд В. (Windelband W.) 53 1 , 56 3 , 85 3 , 209 Виссарион Макрис, архим. 103 (3) Владимир (Василий) Всеволодович, Мономах, вел. князь киевский 121 1 Властов Г. 187 Власюк А. Π. 137 2 Вольтер Ф. – М. – А. 105 1, 6 , 106 (3) , 166 3 Вольф X. 165 (3) Воронцов В. В. 202 Врховац Р. 169 3 , 170 2, 3 , 202 Вук см. Караджич Вулгарис Е. см. Евгений Вулгарис Гавриил, архангел, библ. 22, 168

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

119 Римл. X:4. 120 Апок. XXII:13. 121 Существенное различие между духовным и иерархическим священством будет выяснено нами ниже. 122 Исх. XIX, 6: XXIII, 22. 123 Исх. XXIII:22. 124 Исх. XIX:5. 125 Исх. XIX:5. Втор. VII:6; XIV, 2. 126 Втор. VII, 6 — 8; XIV, 2; Лев. III:17 и др. 127 Исх. XXIII:25 и др. 128 Лев. VI:25, 29. 129 1 Кор. X:18. 130 Пс. XLIX:12—23; Ис. XXIX:13; LXVI, 12; Ос. VI, 6 и др. 131 Пс. L:19; Ис. LXVI, 2 и др. 132 Цар. XV:22; Ос. VI:6. 133 Мих. VI:6—8; ср. Втор. X:12; Ис. LXVI:3; I, 11, 13, 16 — 18. 134 Исх. XXXIII:20. 135 Мф. XXVII:51. 136 1 Иоанн. IV, 18. 137 Римл. VIII:15 — 16. 138 1 Кор. III:16—17; ср. VI, 19. 139 1 Корф. VI, 15 — 20. 140 Апок. III:20 — 21. 141 Напр., Деян. XXVI:18; Римл. И, 7; VIII, 27; 1 Коринф. I:2; VI, 2; 2 Коринф. I:1; XIII, 12; Еф. I, 1: II, 19; V, 3; VI, 18 и мн. др; 142 S. Leonis Magni opera, Sermo 3, ed. 1700 an, t. 1 p. 53. 143 Евр. X:14. 144 Евр. X:19 — 20. 145 Евр. X:22. 146 Евр. XIII:15. 147 Римл. XII:1. 148 Петр. II, 3 — 5, 9. 149 ποησεν μς βασιλες χα ερες τ θε Πατρ ατο («п«к. I, 6; V, 10; XX, 6.) 150 1 Корф. VI, 20; Рим. XII:I; Кол. III:17. 151 Послание к Ефесян., гл. IX стр. 380 и мн. др. 152 «ρχιερατικν τ ληθινν γνος σμαν το θεο, ς κα ατς θες μαρτυρε, επν τι ν πνπ τπ ατ κα καθαρς προσφροντες; ο δχεται δ πα οδενς θυσας θες, ε μη δι τν ερων ατο». (Творения св. Иустина «Разговор с Трифоном иудеем» гл. 116 стр. 318 — 319 русского перевода). 153 Vani erimus, si putaverimus, quod Sacerdotibus non liceat, laicis licere. Nonne et laici sacerdotes sumus» Q. S. F. Tertullian, opera omnia t. II. de exhortatione castitatis c. 7. p. 125, ed. 1787 an. 154 μες δε γνος τ κλεκτν, τ βασλειον ερτευμα, θνος γιον, λας περιοσιος — глава IV стр. 52. Творения Климента Александрийского, т. I изд. 1715 года. 155 «Aut ignoras tibi quoque, id est omni Ecclesiae Dei, et credentium populo sacerdotium datum» Audi quomodo Petrus dicit de fidelibus: genus, inquit, electum, regale sacerdotium, gens sancta, populus in acquisitionem. Habes ergo sacerdotium, quia gens sacerdotalis es, et ideo offerre debes Deo hostiam laudis, hostiarn orationum, hostiam musericorduae, hostiam pudumimiae, hostiam justitiae hostiam sanctitatis... Omnes enim quicunque unguento sacri chrismatis delibuti sunt, sacerdotes effecti sunt, sicut et: Petrus ad omnes dicit Ecclesiam: Vos autem genus electum et regale sacerdotium, gens sancta. Estis ergo genus sacerdotale et ideo accedumis ad sancta. Sed et unus quisque nostrum habet in se holocaustum suum, et holocausti sui ipse succendit altare, ut semper ardeat. Ego si renunciem omnibus quae possideo, et tollam crucem meam, et sequar Christum, holocaustum obtuli ad altare Dei; aut si tradidero corpus meum ut ardeam, habens charitatem, et gloriam martyrii consequar, holocaustum meupsum obmulu ad altare Dei... et ipse meae hostiae sacerdos efficior» — IX беседа на Левит, Origenis opera omnia Parissiis 1573 an. t. I p. 93 — 94, 97.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

Ожидай, что Тойжде скоро со Ангелы Своими приидет паки, уже не терпети, но «прославитися во святых Своих, и дивен быти во всех веровавших» ( 2Сол. 1, 10 ), и предати грешников «во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» ( Мф. 25, 41 ). Близ есть день он, и нечаянно, как тать в нощи, тако приидет. День от дне ожидаем его; со дня на день приближается к нам. Да будем убо готови, яко в онь же час не мним, Сын Божий приидет, и вострубят трубы, и возбудятся мертвии от начала мира, и престол поставится, и Судия сядет, окружаем тьмами Ангел, и предстанут Ему вся племена земная и языцы, и воздаст всем по делом их, и пойдут единии в муку вечную, другие в живот вечный (5:129). Поминай Господа Иисуса. Христос, Который от языков человеческих укорен был, явится во славе Своей в последний день, и Который со грешниками обращался, Тот приидет со всеми чистыми Ангелами Своими, и Который со грешниками возлежал, Тот сядет на престоле славы Своея, и Который призвал грешников на покаяние, Той призовет на суд всех грешников. Близ же день той и уже ближае сегодня, нежели вчера был: «Господь во век пребывает. Уготова на суд престол Свой» ( Пс. 9, 8 ) (5:122). «Памятуете ли», наконец, что Тойжде Господь, Который за вся умре, приидет во славе Своей судити «всех», всех живых и мертвых, благородных и худородных, богатых и нищих, господ и рабов, и князей и подвластных, вельмож и слуг их, судей и судимых, отцов и детей их, пастырей и людей их, военачальников и воинов их, учителей и учеников их, и всяк пол и возраст? И вы, и я на том суде явимся. И «поставит Судия праведных одесную Себе, а грешных ошуюю Себе»; и по суде и определении Судии «пойдут сии» (грешники) «в муку вечную, праведницы же в живот вечный» ( Мф. 25, 31 – 46 ) (5:296). Два сии пришествия Христова не равны, как видим в святом Его слове. Первое было тихое: «сниде бо яко дождь на руно, и яко капля, каплющая на землю» ( Пс. 71, 6 ). Второе страшное и скорое: «якоже бо молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческаго», глаголет Христос о Себе. Первое было смиренное, ибо пришел в человеческом и рабием зраке к человекам и рабам беседовати, дабы смирением Своим всех привлечь к Себе. Второе будет славное, ибо «приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним» ( Мф. 25, 31 ). В первом пришел «взыскати и спасти погибшаго» ( Лк. 19, 10 ). «Во втором» приидет судити и воздати всем по делам их: верных, пребывших до конца в вере, ввести в вечное блаженство и небесное царствие, неверных и несоблюдших веры вечному предати наказанию. И тако «пойдут они в муку вечную; праведницы же в живот вечный» ( Мф. 25, 46 ) (3:133).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Отличался деспотическим характером, имел склонность к роскоши, часто устраивал пиршества. По выражению Н. С. Лескова , «мог бы постоять за дело веры, но, к сожалению, не оно его занимало» (Святительские тени//ИВ. 1881. Июнь. С. 424). Соч.: Слово на новый 1743 г. М., 1744; Надгробное слово при погребении П. К. Хлебникова. СПб., 1744; Указ Варлаама (Скамницкого) духовной консистории об определении казначея архиерейского дома и 2 прошения 1743 и 1746 гг. на его имя//Тр. Вятской учен. арх. комис. 1905 г. Вятка, 1905. Вып. 3. Арх.: РГИА. Ф. 796. Инв. оп. 18, 42, 90, 201. Ист.: ОДДС. Т. 11. 1903. 59; Т. 12. 1902. 232; Т. 14. 1910. 192, 347, 440; Т. 15. 1907. 10, 161, 322, 347, 425; Т. 16. 1906. 24, 33, 114, 120, 129, 130, 135, 141, 234, 246, 255, 321; Т. 19. 1913. 32, 36, 67, 72; Т. 20. 1908. 55, 208, 279, 303; Т. 21. 1913. 1, 169, 328, 615, 622, 628, 659, 702; Т. 22. 1914. 31, 233, 272, 505, 535, 584, 805, 809, 855, 868, 904, 1168. Прил. III; Т. 23. 1911. 26, 76, 135, 151, 331, 378; Т. 26. 1907. 134, 180, 185, 356; Т. 27. 170; Т. 28. 1916. 18, 50, 78; Т. 29. 1913. 68; Т. 31. 1909. 41, 118, 152, 253, 265, 277; Т. 32. 1915. 13, 58; Т. 34. 1912. 115, 161, 350, 408, 413, 424; Т. 39. 1910. 13, 17, 24, 104, 116, 154. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 55; Ардашев В. Летопись 700-летнего существования г. Устюга Великаго//Вологодские ГВ. 1857. 48. С. 352; Суворов Н. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1869. 14. С. 600-603; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 752; Лесков Н. С. Святительские тени//ИВ. 1881. Май. С. 60-61, 66; Июнь. С. 424; Суворов Н. Дела давно минувших дней//Вологодские ЕВ. Приб. 1886. 23. С. 355-363; Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903. С. 14-15; Рудаков В. Рецензия на издание указа Варлаама (Скамницкого)//ИВ. 1906. Янв. С. 325; Потоцкий П. , прот. Заботы рус. пастырей церкви о развитии просвещения и проповедничества среди белого духовенства в эпоху имп. Екатерины II//ПС. 1909. Июль-Авг. С. 211.

http://pravenc.ru/text/154209.html

«Да будут уши Твои внимательны к голосу моления» (Пс. 129:2) раба Твоего, Господи. Пусть «не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои» (Пс. 130:1), но да пребываю в смирении, «доколе не найду места Господу, жилища» — Богу «Иакова» (Пс. 131:5). Где Ты «заповедал благословение и жизнь навеки» (Пс. 132:3), там я подниму «руки мои к святилищу и благословлю Тебя» (Пс. 133:2), Который будет «судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (Пс. 134:14). «Боже богов и Господи господствующих» (Пс. 135:2—3), «плачу» (Пс. 136:1) и «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2); «испытай меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23—24). «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани от притеснителей» (Пс. 139:5). «Да направится Пс. 140:2), Господи. (Пс. 141:7), Господи. «Услышь» меня, Господи, «по истине Твоей и не входи в суд с рабом Твоим. Скоро услышь меня, Господи» , да не изнеможет «дух мой» (Пс. 142:1—2, 7), — так как Ты — Бог мой, «Милость моя, Прибежище мое и Избавитель мой» (Пс. 143:2). Ты «велик и достохвален, и величию Твоему» (Пс. 144:3) нет конца. «Восставь согбенного, разреши узника, открой очи слепому» (Пс. 145:7—8), Созидающий «Иерусалим, Господи» (Пс. 146:2). Когда же «укрепишь вереи ворот» (Пс. 147:2) Твоих, да поселюсь я внутри с сынами Твоими. Как хвалят Тебя «ангелы и все воинства Твои» (Пс. 148:2) в царстве небесном; так и я, веселясь с ними со славою в «собрании святых» (Пс. 149:1), да восхвалю и прославлю «на громогласных кимвалах» (Пс. 150:5) имя Твое святое, славное и царствующее в бесконечные века веков. Аминь. Душеспасительные размышления с молитвенными обращениями к Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни Господи Боже мой, дай, чтобы сердце мое Тебя желало, желая искало, ища нашло, найдя любило; любя, очистило себя от грехов; очистив, уже не повторяло их. Даруй, Господи Боже мой, сердцу моему покаяние, духу сокрушение, глазам источник слез, рукам щедрость к милостыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Знаки праздников месяцеслова ); в период пения Триоди действуют особые правила соединения стихир). Обычно одно последование имеет не менее 3 стихир. Устав пения стихир на «Г., в.» в воскресные дни вне пред- и попразднств в зависимости от знака памяти святого, приходящейся на этот день, изложен во 2-5-й главах Типикона (см. ст. Воскресенье ); в будние дни при малых святых или службе с «Аллилуия» - в 9-й гл.; в субботу - в 12, 13 и 15-й главах; в период пения Триоди Постной и Цветной (см. Годовой подвижный богослужебный круг ) - в 49-50-й главах; устав пения стихир в непереходящие средние и великие праздники (см. Годовой неподвижный богослужебный круг ), а также в их пред- и попразднства - в 48-й гл.; в престольные праздники - в храмовых главах Типикона. Содержание псалмов Пс 140 уже в глубокой древности стал широко употребляться для христ. вечернего принесения молитвы - в первую очередь благодаря словам:                           (Пс 140. 2 [LXX]: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое, [а] поднятие рук моих - да будет [вместо] вечерней жертвы»), в к-рых явно присутствует появляющаяся в книгах Премудрости и у пророков идея о том, что молитва может заменить собой жертву (в данном случае - вечернее жертвоприношение в иерусалимском храме). Пс 141 продолжает тему моления с просьбой о защите от опасности (в особенности ст. 5:                    ; традиц. заглавие этого псалма (Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере) соответствует такому толкованию). Пс 129 также обращается к взысканию Божественного спасения и прощения и упоминает ночь как одно из времен молитвы. Заключительный псалом группы - краткий хвалебный Пс 116, выбранный, возможно, в качестве ветхозаветного славословия, предваряющего христ.      . Классические святоотеческие толкования Пс 140 даны в упомянутом комментарии свт. Иоанна Златоуста, а также в толкованиях на Псалтирь свт. Афанасия Великого и блж. Феодорита Кирского (CPG, 2140, 6202). В стихирах на «Г., в.» содержание псалмов в большинстве случаев не отражено.

http://pravenc.ru/text/ Господи воззвах ...

Отворились пред Тобою, Господи,/в страхе врата смерти,/а привратники ада, Тебя увидев, ужаснулись;/ибо Ты врата медные сокрушил,/и засовы железные разбил,/и вывел нас из тьмы и тени смертной,/и узы наши разорвал. Стих:  От стражи утренния до нощи, от стражи утренния,/да уповает Израиль на Господа. Стих:  От стражи утренней до ночи, от стражи утренней/да уповает Израиль на Господа.     Пс 129:6Б Спасительную песнь поюще, от уст возслем:/приидите вси, в дому Господнем припадем, глаголюще:/на Древе распныйся, и из мертвых воскресый,/и сый в недрех Отчих,/очисти грехи наша. Спасительную песнь воспевая,/едиными устами возгласим:/“Придите все, в доме Господнем/припадем, обращаясь к Нему:/“На Древе Распятый, из мертвых Воскресший/и Пребывающий в недрах Отца,/будь милостив ко грехам нашим!” Таже стихиры мироносицам самогласны 3, глас 2. Анатолиа: Стихиры Анатолия мироносицам на 3, глас 2 Стих:  Яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Стих:  Ибо у Господа милость, и велико у Него избавление, и Он избавит Израиль от всех беззаконий его.     Пс 129:7-8 Мироносицы жены, утру глубоку,/ароматы вземша, Господня гроба достигоша,/яже не надеяхуся обретша/помышляху благоговеюще каменному отвалению,/и друга ко друзей глаголаху:/где суть печати гроба;/где есть Пилатова кустодиа, и опасное утвержение?/Бысть же возвеститель не разумевающим женам,/блистаяйся Ангел, и глаголяй к ним:/что с рыданием ищете живаго и оживотворившаго род человеческий?/Воста Христос Бог наш из мертвых яко всесилен,/подаяй всем нам нетление и жизнь,/просвещение и велию милость. Жены-мироносицы ранним утром,/ароматы взяв, гроба Господня достигли,/и то, чего не ожидали, обретя,/рассуждали с благоговением о камне отваленном,/и одна к другой обращались:/“Где печати гроба?/Где Пилатова стража и строгая охрана?”/Явился же вестник недоумевавшим женам, –/Ангел, блистающий и говорящий им:/“Что вы с рыданиями ищете Живого/и оживотворившего человеческий род?/Восстал Христос, Бог наш, из мертвых, как всесильный,/подавая всем нам нетление и жизнь,/просвещение и великую милость!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010