10:40-41). Ему же слава во веки. Аминь.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 6.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к филадельфийцам. 7.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 7.    В оригинальном тексте посланий св. Игнатия: «ни крестить». «Ступать» здесь, возможно, ошибка редактора «Патрологии» Миня.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к смирнянам. 8—9.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам. 2—3.    То есть левиты. Слово 125. О ча янии будущего    Чающий будущих благ отвергает здешние и благодаря предвкушению благ будущих проходит сквозь все житейское, словно через тень и паутину, ради уготованной надежды и благодати. Ибо он старается быть там, где сущность приобретения, то есть порабощение вожделения. Посему те, которые избрали приобретение на небесах, к исшествию из тела стремятся. Потому, напряженно ожидая предлежащих нам благ, которые невозможно вообразить, всяким стремлением со многим вожделением будем желать их, презирая непостоянные и радуясь вечным и постоянно пребывающим благам, которых ум человеческий не в состоянии постичь. Поэтому всяким хранением да будем сберегать сердце (ср. Притч. 4:23), ожидая Домовладыку — Христа Бога нашего, ради нас обнищавшего и ради нашего спасения страсти и немощи на Себя воспринявшего, чтобы нас соделать общниками Своего богатства и дать вкусить будущей неизреченной славы, Которого любить да не перестанем и, сами возлюбленные Им, войдем вместе в обители, уготованные Отцом, и во свете Его узрим свет (Пс. 35:10). Страшен день Пришествия Его, велик и светел весьма. Посему, имея эти обетования, мы радуемся радостью неизглаголанной и славной, всегда очищая душу. Пусть же никакой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие (Евр. 12:15), не досаждал бы, и чтобы душа в чистейшем и ярком свете оказалась бы не имеющею пятна, или порока (Еф. 5:27), где узрела бы То нетварное и блаженное естество — Отца и Сына и Святого Духа. Как и Апостол пишет к римлянам, говоря: Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, [Col.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

34 . Итак, Давид не всегда молчал, не беспрерывно и не для всех, но только по временам; (так), он не отвечал озлобляющему (его врагу) и вызывающему (на беззаконие) грешнику, как об этом он говорит (кроме уже указанного) в другом месте, (именно), что говорящих суетное и замышляющих коварство он, как бы глухой, не слушал и, как немой, не открывал в ответ (illis) уст своих ( Пс.37:13,14 ); почему (так нужно поступать), это тебе разъяснено (quia et alibi habes): «не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему» ( Притч.26:4 ) 118 . 35 . Итак, первой обязанностью является соблюдение (известной) меры в речах. Через это воздается Богу жертва хвалы, через это проявляется благоговение, когда бывает чтение Св. Писания, – через это (далее) оказывается почет и родителям. Я знаю, что многие говорят потому, что не умеют молчать. Редко (ведь) кто молчит, хотя (и знает что) разглагольствование его и не принесет ему пользы. Мудрый же предварительно выступления с речью много думает о том, что он будет говорить, кому, где и в какое время. Итак, и в молчании и в слове должна соблюдаться (est) известная мера; (ведь) даже в делах, и там есть своя мера. Таким образом во (всякого рода) обязанности похвально держаться (известной) меры. Глава XI. По свидетельству Писания, обязанности разделяется на два рода обычные (media) и совершенные (perfecta). Далее следует похвала милосердию, (проявлять) которое (св. отец и) убеждает (читателей). 36 . Все обязанности разделяются на обычные (общие для всех) и совершенные 119 ; это мы можем подтвердить авторитетом св. Писания. Ибо из Евангелия мы узнаем, что Господь сказал: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Сказал ему: какие? Иисус же сказал ему, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать» 120 , и: «Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.19:17 и сл.) 121 . Таковы общие обязанности, не чуждые некоторых недочетов (quibus aliquid deest). 37 . Тогда говорит ему юноша: «все сие сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Сказал ему Иисус: «если хочешь совершенным быть, иди, продай все имение твое и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небе; и приходи, иди вслед за мной " » ( Мф.19:21 ) 122 . И выше приведены слова Христа о том (ita est scriptum) 123 , чтобы мы любили врагов (наших), молились за обижающих и гонящих нас и благословляли проклинающих нас. Мы должны делать это, если только желаем быть совершенными, как Отец наш небесный, Который повелевает солнцу изливать свои лучи, как на добрых, так и на злых, и напояет дождем и росой все земли без исключения 124 . Вот это и есть совершенная обязанность 125 , которую греки назвали χατρθωμα. Этой обязанности чужды недостатки обязанностей обычных (quo corriguntur omnia, quae aliquos potuerunt lapsus habere).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Горько пленение телесное, но еще хуже душевное! Ибо плененный хотя и работает телом на мучителя, но духом свободен – дух никто пленить и связать не может; к тому же смертью пленник от того бедствия освободится. Душою же плененный, хотя телом и свободен может быть, беднее всякого невольника: ибо вовеки связан будет, если благодатью Христовой не избавится. И тем пагубнее это пленение, что грешник не видит его; думает про себя, что он свободен, что никому не служит, но на самом деле несчастнее того, чье тело в оковах. Чтобы убедиться в истинности этих слов, послушай, что Господь иудеям говорит. Иудеи говорили ему: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Отвечал им Иисус: Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех , есть раб греха» ( Ин.8:33–34 ). Это рассуждение дает тебе, возлюбленный, повод осмотреться: не служишь ли ты мерзкому этому тирану в похотях его, то есть в сребролюбии, лихоимстве, сластолюбии, нечистоте, гордости, злобе и тому подобном. Если увидишь, чем пленилось сердце свое, воздыхай ко Христу Сыну Божию, Который один от этого плена избавляет и свободу дарует; молись Ему со Псаломником: «Возврати, Господи, пленение мое» ( Пс.125:4 ). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин.8:36 ). XLIV. Видишь мертвого, погребаемого, или сам погребаешь отца, или мать, или брата, или друга. Этот случай указывает тебе причину плакать не о том, о чем многие бесполезно плачут; но прослезись, рассуждая о причине смерти, то есть о грехе, который в такое бедное состояние привел человека, по образу Божию бессмертным созданного. Это праведная причина плача – что мы грехом прогневали Бога и потому смерти подвержены. А видя ближнего мертвым, вспомни, что и сам ты «земля..., и в землю возвратишься» ( Быт.3:19 ). Но потом воздай Богу благодарение, что Он в Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе, подал нам благую надежду воскресения и жизни будущего века. XLV. Видишь, что дерево зимой листву свою сбрасывает, а весной, когда солнце согревает, опять свою листву распускает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Избранные псалмы, читаемые в различных жизненных ситуациях Об устроении семейной жизни 1. О долголетии хозяина семьи и тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие: Пс. 86 2. Чтобы благословил Господь имущество людей, чтобы не впадали они в уныние, но прославляли Бога: Пс. 103 3. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога: Пс.116 4. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей: Пс. 76 5. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора: Пс.126 6. Чтобы младшие уважали старших: Пс. 109 7. Об усмирении непослушных детей, чтобы не огорчали они родителей: Пс. 22 8. О матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь: Пс. 75 9. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потере ей плод: Пс. 142 10. Молодым, когда страдают от несчастной любви: Пс. 41 11. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись: Пс. 19 О помощи в денежных и других материальных затруднениях, об укреплении благосостояния и справедливости 1. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть: Пс. 38 2. Да просветит Господь заимодавцев, чтобы они были сострадательны и не вымогали долги у должников: Пс. 77 3. Чтобы люди покупали продукты земледельцев (крестьян, огородников), чтобы не огорчались они: Пс. 81 4. Да благословит Господь бедную вдову, чтобы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы: Пс.112 Об укреплении в духовной жизни 1. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духом: Пс. 91 2. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего: Пс. 25 3. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, чтобы спастись им: Пс. 49 4. Да покаются люди и исповедуют свои грехи: Пс. 104 Об исцелении от болезней 1. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью: Пс. 102 2. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями: Пс. 27 3. Да исцелит Господь страдающих головными болями: Пс. 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пс.125:2. Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия, тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними.    Пленные радуются не только по причине освобождения от бедствий, но и потому, что соседние «языцы» (народы) узнают Божие промышление об иудеях. В Псалтири повсюду под именем «языков» разумеются в таинственном значении демоны. Тогда подвижник познает свое избавление от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистою молитвою, всегда соединенною с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: «тогда рекут во языцех»... (Златоуст, Игнатий). Пс.125:3. Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся.     Не напрасно здесь допущено повторение, но для того, чтобы показать великую радость самих иудеев. «Возвеличил» — этим словом выражает необычайность дела, исполненного чудесности (Златоуст). Пс.125:4. Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом.     Холодом нечестия умертвил диавол сердца людей. Как южный теплый ветер, пахнув, возвращает замерзшую воду в ее прежнее обычное состояние, так и святые непрестанно умоляют о возвращении из «плена» своего ума — «югом», то есть подателем слез покаяния — Духом Святым (Златоуст, Никита). Пс.125:5. Сеющии слезами, радостию пожнут.     Это уже плоды слез. Нам надо много трудиться и изнуряться, и потом уже искать себе покоя. Ведь и сеятель должен много работать и трудиться. Как семена имеют нужду в дожде, так и мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо заступа, нужны и искушения и скорби, чтобы смягчить ее жестокость, чтобы она не возгордилась. Не иначе ты сподобишься дивных и блаженных зрелищ горнего Иерусалима, как если будешь день и ночь проливать слезы (Златоуст, Макарий). Пс.125:6. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюше рукояти своя.     Пророческий Дух повелевает иудеям для полного освобождения их всех из плена проливать в молитвах слезы. Страждущим не должно унывать, но предоставляя плоды, происходящие от страдания, надеяться на будущее веселие о Господе: «Омочи ланиты свои слезами очей твоих, чтобы почил в тебе Святый Дух, и омыл тебя от скверны злобы твоея; умилостиви Господа твоего слезами, да приидет к тебе» (Златоуст, Афанасий, Исаак).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.125:2 .  Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия, тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. Пленные радуются не только по причине освобождения от бедствий, но и потому, что соседние «языцы» (народы) узнают Божие промышление об иудеях. В Псалтири повсюду под именем «языков» разумеются в таинственном значении демоны. Тогда подвижник познает свое избавление от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистою молитвою, всегда соединенною с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: «тогда рекут во языцех»... (Златоуст, Игнатий). Пс.125:3 .  Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся. Не напрасно здесь допущено повторение, но для того, чтобы показать великую радость самих иудеев. «Возвеличил» – этим словом выражает необычайность дела, исполненного чудесности (Златоуст). Пс.125:4 .  Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом. Холодом нечестия умертвил диавол сердца людей. Как южный теплый ветер, пахнув, возвращает замерзшую воду в ее прежнее обычное состояние, так и святые непрестанно умоляют о возвращении из «плена» своего ума – «югом», то есть подателем слез покаяния – Духом Святым (Златоуст, Никита). Пс.125:5 .  Сеющии слезами, радостию пожнут. Это уже плоды слез. Нам надо много трудиться и изнуряться, и потом уже искать себе покоя. Ведь и сеятель должен много работать и трудиться. Как семена имеют нужду в дожде, так и мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души, вместо заступа, нужны и искушения и скорби, чтобы смягчить ее жестокость, чтобы она не возгордилась. Не иначе ты сподобишься дивных и блаженных зрелищ горнего Иерусалима, как если будешь день и ночь проливать слезы (Златоуст, Макарий). Пс.125:6 .  Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюше рукояти своя. Пророческий Дух повелевает иудеям для полного освобождения их всех из плена проливать в молитвах слезы. Страждущим не должно унывать, но предоставляя плоды, происходящие от страдания, надеяться на будущее веселие о Господе: «Омочи ланиты свои слезами очей твоих, чтобы почил в тебе Святый Дух, и омыл тебя от скверны злобы твоея; умилостиви Господа твоего слезами, да приидет к тебе» (Златоуст, Афанасий, Исаак).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Псалом 125 Первый стих псалма ясно указывает на время его написания – при возвращении из плена, когда еврейский народ был полон самых радостных чувств и ожиданий. При возвращении из плена мы были полны веселья и благодарения Богу за великое дело освобождения (1–3). Возврати, Господи, из плена всех, еще оставшихся там. Мы надеялись, что Господь обильно вознаградит наши труды на родных полях ниспосланием обильного урожая (4–6). Пс.125:1 .  Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: Возвращавшиеся из плена были «как бы видящие во сне», т. е. им рисовались картины необыкновенного довольства и благополучия, какие они надеялись найти на родной земле. Так как возвращение из плена было делом милости Божией, которому удивлялись и язычники (3 ст.), то евреи могли мечтать, что эти милости обильно будут изливаться на них особенно в их стране благословения, и потому возвращавшиеся из плена были полны грез, мечтаний, были как бы во сне. Пс.125:4 .  Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень. Из плена возвратились не все евреи, а только беднейшая часть из этого народа, большинство же оставалось жить среди язычников. О возвращении последних и молят те, кто вышел из плена: возврати, Господи, всю ту массу единоплеменников, какая осталась в чужих странах так же, как Ты возвращаешь воду на землю через южные ветры (полдень), которые с моря приносят обильную и нужную для земли влагу. Пс.125:5 .  Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. Пс.125:6 .  С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои. Содержание грез, мечтаний евреев. У возвратившихся из плена было очень недостаточное количество семян для своих полей, почему производимые ими посевы обнимали незначительную площадь земли, с которой по обычному хозяйственному расчету мог получиться только незначительный сбор урожая, но евреи надеялись, что Господь вознаградит их труд далеко выше их ожиданий, почему «с плачем несущий семена» в землю при посеве, «возвратится с радостью» при жатве. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.125:4. возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом.   Этим показывают, что наибольшее число израильтян оставалось в Вавилоне, почему и возвращение их уподобляют потоку реки египетской. Ибо «югом» называет пустыню. Пс.125:5. Сеющии слезами радостию пожнут: Пс.125:6. ходящии хождаху и плакахуся.   Молившимся об оставшихся в плену пророческий Дух ответствует, и говорит: если восплачут о пребывающих в Вавилоне, то и им будет возвращение.    См. тж. Исх.14:21.Редакция «Азбуки Веры» Псалом 126 Песнь степеней Соломону.   Восьмая песнь воспевается, когда уже положены основания храма, и израильтяне надеются, что согражденное ими будет незыблемо. Поэтому, Псалмопевец прикровенно пророчествует о будущем снова падении храма при владычестве римлян. Присовокупляет же и пророчество о Церкви Христовой. Песнь воспевается пророчественно Соломоном, как есть, без сомнения, псалмы и Захарии и Аггея. Восьмая песнь справедливо считается началом Нового Завета. Пс.126:1. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии.    Говорит это иудеям, которые высоко думали о прочности здания. Пс.126:2. Егда даст возлюбленным Своим сон. Пс.126:3. Се достояние Господне сынове.   В рассуждении храма не высоко о себе думайте, будто бы в нем дано вам достояние. Ибо храм — не ваше достояние. Напротив того, когда упокоит возлюбленных Своих из народа первого, т. е. Пророков; тогда даст в достояние сынам его. Кто же это, как не ученики Христовы? Ибо обетование и благословение Божие в чадах даруется как бы в некую награду возложившим упование на Бога. Мзда плода чревняго.   Плод чрева есть спасение духа, по сказанному: «поболехом, и родихом дух спасения, егоже сотворихом на земли» (Ис. 26:18). Наградою и как бы достоянием сего плода дано будет сыноположение. Пс.126:4. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных.    «Оттрясенными» называет отверженных из народа первого; сыны их, т. е. Апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы. Пс.126:5. Блажен, иже исполнит желание свое от них.    Из них ублажает тех, которые воспользуются учением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.125:3 . Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся. Свобожденные от плена подтверждают слова языческих народов, признаваясь, что они говорят истину и что Господь подлинно возвеличил к ним милость Свою не по заслугам их, когда из толь бедственнаго плена возвратил их в любезное отечество. Сего ради справедливо веселятся и радуются, забывая горестное несчастие, под игом котораго доселе стенали, скорбя и сетуя. Пс.125:4 . Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом. Понеже пленные не все вдруг возвратилися, но некоторые с Ездрою прежде, а другие с Неемиею после, сего ради возвратившиеся прежде молятся к Богу о полном и всецелом возвращении пленных, употребляя подобие потоков, которые во время южнаго ветра весьма скоро и быстро текут. Почему как бы так говорят: сотвори Господи, да возвратятся пленники наши, доселе еще остающиеся в земле чужой, и притом все, и елико возможно скорее, да будет возвращение подобно потокам, которые все встречающееся с собою влекут и уносят, когда при сильном действии полуденнаго ветра наполняются дождями, падающими с неба, или водами, текущими с гор. Сей образец молитвы влагает Дух Святый во уста Иудеев, достигших уже отечества, с тем намерением, дабы они не пренебрегали бедных братий своих. Ибо хотя всему народу позволен был выход и дана свобода: однако, как известно нам, не многое число людей возымели участие в сем великом благодеянии. Ибо иных страх удержал, иных леность, иных болезни или слабое сложение тела, но были и такие, которые лучше хотели остаться в бедности плена, нежели понести неудобство пути. Таким образом, исполнилось то пророчество, которое предсказал Исаиа: аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасется ( Ис. 10:22 ). Пс.125:5 . Сеющии слезами, радостию пожнут. Пс.125:6 . Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя. Пророк, по принесении молитвы Богу о скором возвращении пленных, здесь увещевает самых пленников, дабы охотно предприяли труд путешествия и не пленялися бы любовию к тем вещам, которыя стяжали в чужой земле: ибо в отечестве своем несравненно большия и лучшия обрящут.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

30:4), и: (Пс. 27:8), и Он «силу и (Пс.28:11). Посему, если сказано это в смысле пророческом, то служит свидетельством Божества Духа. Если же противно пророчеству, то сим самым обвиняется хула, потому что вводит мысль, противную святым пророкам. Потом Евномий говорит: «просвещает души светом ведения». Этот благодатный дар учением благочестия приписывается Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ибо Господь просвещением именуется у Давида (Пс.26:1) и от Него в просвещаемых (Ос. 10:12). А также и помыслов, как говорит слово Божие, свойственно силе Господа, потому что Он, (Евр. 1:3). «Изгонять демонов» Евномий называет свойственным Духу; сие и единородный Бог, Который говорит демону: (Мк.9:25), приписывает силе Духа, говоря: (Мф.12:28). Поэтому низложение демонов служит не уничижением славы Духа, но доказательством Его Божественной и превысшей силы. «Врачует болящих, — говорит еще Евномий, — исцеляет недужныз, утешает скорбящих, укрепляет ослабевших, восстановляет в силах утружденных». Это изречения о Святом Духе благочестивых, ибо каждого из сих действий никто не припишет никому иному, кроме Бога. Посему если ересь утверждает, что силою Духа совершается, чего никто не может сделать, как только один Бог, то, значит, и от врагов имеем свидетельство о том, что заботимся доказать. Почему у Бога Пророк ищет исцеления, говоря: (Пс. 6:3)? Исайя говорит Богу: (Ис. 26:19). И обращение заблуждающихся есть дело Божие, о сем свидетельствует пророчество, ибо говорит: (Пс. 106:4), и присовокупило: (Пс. 106:7), и: (Пс. 125:1). А также и утешение скорбящих возводится к Богу, потому что так говорит Павел: (2 Кор. 1:3—4), и Пророк от лица Божия говорит: , и обрел я Тебя (Пс. 80:8). А укрепление ослабевших, на что тысячи способов показывает Писание, состоит в силе Господней: (Пс. 117:13), и: (Пс. 36:24), и: (Пс. 145:8). И восстановление в силах утружденных приводит к исповеданию Божия человеколюбия, если только Евномий заметил, чему научены мы пророчеством, как говорит слово Божие: (Пс. 65:11—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3106...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010