Пс.125:4. возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом.   Этим показывают, что наибольшее число израильтян оставалось в Вавилоне, почему и возвращение их уподобляют потоку реки египетской. Ибо «югом» называет пустыню. Пс.125:5. Сеющии слезами радостию пожнут: Пс.125:6. ходящии хождаху и плакахуся.   Молившимся об оставшихся в плену пророческий Дух ответствует, и говорит: если восплачут о пребывающих в Вавилоне, то и им будет возвращение.    См. тж. Исх.14:21.Редакция «Азбуки Веры» Псалом 126 Песнь степеней Соломону.   Восьмая песнь воспевается, когда уже положены основания храма, и израильтяне надеются, что согражденное ими будет незыблемо. Поэтому, Псалмопевец прикровенно пророчествует о будущем снова падении храма при владычестве римлян. Присовокупляет же и пророчество о Церкви Христовой. Песнь воспевается пророчественно Соломоном, как есть, без сомнения, псалмы и Захарии и Аггея. Восьмая песнь справедливо считается началом Нового Завета. Пс.126:1. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии.    Говорит это иудеям, которые высоко думали о прочности здания. Пс.126:2. Егда даст возлюбленным Своим сон. Пс.126:3. Се достояние Господне сынове.   В рассуждении храма не высоко о себе думайте, будто бы в нем дано вам достояние. Ибо храм — не ваше достояние. Напротив того, когда упокоит возлюбленных Своих из народа первого, т. е. Пророков; тогда даст в достояние сынам его. Кто же это, как не ученики Христовы? Ибо обетование и благословение Божие в чадах даруется как бы в некую награду возложившим упование на Бога. Мзда плода чревняго.   Плод чрева есть спасение духа, по сказанному: «поболехом, и родихом дух спасения, егоже сотворихом на земли» (Ис. 26:18). Наградою и как бы достоянием сего плода дано будет сыноположение. Пс.126:4. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных.    «Оттрясенными» называет отверженных из народа первого; сыны их, т. е. Апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы. Пс.126:5. Блажен, иже исполнит желание свое от них.    Из них ублажает тех, которые воспользуются учением.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

30:4), и: (Пс. 27:8), и Он «силу и (Пс.28:11). Посему, если сказано это в смысле пророческом, то служит свидетельством Божества Духа. Если же противно пророчеству, то сим самым обвиняется хула, потому что вводит мысль, противную святым пророкам. Потом Евномий говорит: «просвещает души светом ведения». Этот благодатный дар учением благочестия приписывается Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ибо Господь просвещением именуется у Давида (Пс.26:1) и от Него в просвещаемых (Ос. 10:12). А также и помыслов, как говорит слово Божие, свойственно силе Господа, потому что Он, (Евр. 1:3). «Изгонять демонов» Евномий называет свойственным Духу; сие и единородный Бог, Который говорит демону: (Мк.9:25), приписывает силе Духа, говоря: (Мф.12:28). Поэтому низложение демонов служит не уничижением славы Духа, но доказательством Его Божественной и превысшей силы. «Врачует болящих, — говорит еще Евномий, — исцеляет недужныз, утешает скорбящих, укрепляет ослабевших, восстановляет в силах утружденных». Это изречения о Святом Духе благочестивых, ибо каждого из сих действий никто не припишет никому иному, кроме Бога. Посему если ересь утверждает, что силою Духа совершается, чего никто не может сделать, как только один Бог, то, значит, и от врагов имеем свидетельство о том, что заботимся доказать. Почему у Бога Пророк ищет исцеления, говоря: (Пс. 6:3)? Исайя говорит Богу: (Ис. 26:19). И обращение заблуждающихся есть дело Божие, о сем свидетельствует пророчество, ибо говорит: (Пс. 106:4), и присовокупило: (Пс. 106:7), и: (Пс. 125:1). А также и утешение скорбящих возводится к Богу, потому что так говорит Павел: (2 Кор. 1:3—4), и Пророк от лица Божия говорит: , и обрел я Тебя (Пс. 80:8). А укрепление ослабевших, на что тысячи способов показывает Писание, состоит в силе Господней: (Пс. 117:13), и: (Пс. 36:24), и: (Пс. 145:8). И восстановление в силах утружденных приводит к исповеданию Божия человеколюбия, если только Евномий заметил, чему научены мы пророчеством, как говорит слово Божие: (Пс. 65:11—12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3106...

Наименование Псалтири Псалмами Давида или Псалтирью Давидовой не значит, будто книга псалмов вся написана одним царем Давидом. 1) Почти целая треть псалмов не только по евр. тексту, но и ни по одному из переводов не приписывается Давиду; одни из этих псалмов остаются без всяких надписаний, – как псалмы: 101, 104–106, 110, 112–117, 119, 120, 124, 125, 127–129, 134, 135, 149 и 150, другие же надписываются именами: Моисея ( Пс.89 ), Асафа ( – 72–82), Емана (87), Ефама (88) и сынов Кореевых ( Пс.83, 84 и 86), и даже – по греч. тексту – именами позднейших пророков Аггея и Захарии (111, 145–148). 2) в содержании псалмов, не надписанных именем Давида или надписанных другими именами, встречаются довольно ясные указания на времена позднее Давида, напр. на времена последующих царей иудейских (в Пс.88, 39–46 ; Пс.47, 5–8 ср. 2Пар.20:1–37 ; Пс.82, 6–9; 86, 3–4, 79:13,14,17 и т. д.), разрушения Иерусалима ( Пс.73:1–10, 78:1–5 и 11), плена вавилонского и возвращения из оного ( Пс.101:14–23; 105:47; 106:2–3; 136:1 и дал.; 125:1 и дал. 146:2 и т. п.). 3) Подпись в конце 71-го псалма «окончились молитвы Давида, сына Иесеева», по сравнении с следующими за нею псалмами, надписанными именем Асафа и сынов Кореевых, показывает, что и древний собиратель псалмов не приписывал их в целом составе одному Давиду, а признавал и других писателей. 4) Наконец, свидетельство 2 Парал. 29:30: и сказал царь Езекия и князья левитам, чтобы очи славили Господа слог вши Давида и Асафа прозорливца, – ясно показывает, что во времена Езекии, кроме песней Давида, существовали еще. песни Асафа прозорливца, которые наравне с песнями Давида употребились при богослужении во храме. Следуя указаниям надписаний псалмов в еврейском тексте и некоторых местах других книг св. Писания и осторожно пользуясь свидетельствами содержания псалмов, а также свидетельствами древнего предания, сохранившимися в различных древних переводах и толкованиях Псалтири, из множества разнообразных мнений различных толкователей относительно писателей и времени написания отдельных псалмов, вероятнейшими должно признать следующие выводы:

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Пс.124:5.   Уклоняющыяся же в развращения отведет Господь с делающими беззаконие: Мир на Израиля. Бог благ и правосуден. А правосудному свойственно воздавать по достоинству; добродетель ровна и удобна, как напротив злонравие изворотливо. Итак, кто хочет лгать и составлять хитрости, тот, подумай, какой требует изворотливости, каких притворных видов, какой способности! Но кто говорит истинно, тот не имеет ни труда, ни затруднения, ни притворства, потому что истина сама по себе светла. Молитвою заключает Пророк слова. Таковы души святых; с увещанием и советом они соединяют молитву, предлагая ее слушающим, как величайшую помощь (Василий В., Златоуст). Песнь степеней, 125 Седьмая степень: веселие о Боге. Пс.125:1.   Всегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. Когда возвращал Господь «плен Сион» (пленных иудеев) из Вавилона, то они были «яко утешени» , т.е. настолько обрадованы, что возвращение им казалось как бы сном, мечтою. Опаснее быть в «плену» греха, нежели в «плену» неприятеля (врага) — ибо здесь щадится душа, а в греховном плену не щадится ничего и не милуется (Феодорит, Златоуст). Пс.125:2.   Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия, тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. Пленные радуются не только по причине освобождения от бедствий, но и потому, что соседние «языцы» (народы) узнают Божие промышление об иудеях. В Псалтири повсюду под именем «языков» разумеются в таинственном значении демоны. Тогда подвижник познает свое избавление от порабощения демонам, когда ум его перестанет увлекаться приносимыми ими помыслами и мечтаниями, когда он начнет молиться чистою молитвою, всегда соединенною с духовным утешением. Избавление это понятно и для демонов: «тогда рекут во языцех» ... (Златоуст, Игнатий). Пс.125:3.   Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящеся. Не напрасно здесь допущено повторение, но для того, чтобы показать великую радость самих иудеев. «Возвеличил» — этим словом выражает необычайность дела, исполненного чудесности (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

   Да приближится моление мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя. Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя. Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим. Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда. Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих. Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть. Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых (Пс 118:169—176).    К Тебе возведох очи мои, живущему на небеси (Пс 122:1).    Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом (Пс 125:4).    Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть (Пс 129:1—3).    Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его(Пс 131:1).    Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие (Пс 140:1—4).    Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие (Пс 140:9).    Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу (Пс 141:2—3).    Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в тёмных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя, яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой; не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя; правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающыя души моей; яко аз раб Твой есмь (Пс 142).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Яркие картины бедствий и опасностей предстают перед нами: ярость врагов подобна землетрясению («поглотили бы», 3; Чис. 16:30 ) и потопу (4а: «воды»), от которых нет спасения простому смертному, но Господь спасает нас от всего! Человек может погибнуть как от опасностей, поджидающих его в животном мире (6, 7), так и во враждебном окружении людей. Но мы были избавлены не только от этих угроз, но и сами их причины были уничтожены (7). Только Бог, Творец и Владыка мира (8), может совершить это, и Он есть Господь, Который неизменно присутствует среди Своего народа (1–2). Псалом 124. «Господь окрест народа Своего» Здесь представлены следующие картины: а) верующие, которые неизменно уповают на Господа (1, 2); б) народ, который, ощущая угрозы со всех сторон, терпеливо ждет, пока Господь не отвергнет правления нечестивых (3); в) общество, в котором тесно переплетены добро и зло (4–5). 1–2 Стойкая вера помогает нам уподобиться твердыне – Сиону; окрестные горы (горы окрест Иерусалима) – метафорически изображают Господа «окрест народа Своего». 3 Это упование на Господа заключает в себе веру в провидение Божье, которое управляет миром. Время бедствий или отсутствие надлежащего правления соответствуют терпению народа Божьего в этот период. Господь не допустит, чтобы испытания достигли того уровня, когда люди могут впасть во зло (отклониться от добра), совершая насилие, о котором Он предупреждал ( Рим. 13:1 ). 4–5 Такая ситуация, когда доверие Богу проверяется обстоятельствами, ведет к молитве. Молитва направлена не против нечестивых (5), судьба которых в руках Господа, она – за духовное подкрепление тех, кто посвятил себя Господу всем сердцем (4), за Его Израиль (5), за Его истинный народ, живущий среди формально верующих. Псалмы 125–127. Третья триада. Когда поджидает неудача Народ Божий не изолирован от окружающего его мира. Слезы ( Пс. 125:5 ) – явление обыденное в этой жизни. Но Пс. 126 высвечивает другую сторону: среди жизненных невзгод Господь дает мир и покой «возлюбленному Своему» (1–2), и на смену горьким сетованиям, которыми завершается Пс. 125 , приходит радость (блажен, Пс. 126:5 ). Лейтмотив Пс. 127 – счастье (1–2: блажен, т. е. счастлив), которое неизменно дарует благословение Господне (4–5). Таким образом, тема этих псалмов существенно отличается от темы двух первых триад, где она звучит как «путь к Сиону». Хотя в определенном смысле данная триада созвучна теме Сиона ( Пс. 125 ), но начинается она с жаркой молитвы о благословении будущего урожая, а завершается радостным предвкушением благоденствия Израиля. Короче говоря, это паломничество скорее духовное, чем физическое, ибо здесь жажда благословений еще больших, чем те, что уже принесли нам радость ( Пс. 125 ), и еще большей, чем мы испытали, защиты Божьей ( Пс. 126 ). Псалом 125. Сложный опыт народа

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1–3). Псалмопевец от имени общины верных просит Его о дальнейшем заступничестве за Израиль (ст. 4–6). Пс. 125 можно было бы отнести к разряду плачей, если бы не громко звучащая нота упования на Господа и веры в Его заступничество. Есть основание полагать, что в псалме подразумевается возвращение народа Божиего из вавилонского плена. Израильтяне возвращались в землю обетованную с великой радостью, хотя и знали, что впереди их ожидает множество испытаний. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 125 Когда возвращал Господь плен Сиона. Имеется в виду возвращение народа Божиего из вавилонского плена (см. книги Ездры и Неемии). Израиль был отпущен из Вавилона в землю обетованную персидским царем Киром. Псалмопевец сознает, что решение Кира было обусловлено не соображениями политического порядка, а вмешательством Господа. 125 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. Участь людей всецело зависит от Божиего соизволения, по которому Он может переменить зло на добро, страдание на благословение (ср. Пс. 29,11.12 ; Ин. 16,20 ). Глава 126 Пс. 126 Эта исполненная мудрости молитва состоит из двух отдельных, но при этом тесно связанных, частей. В первой (ст. 1,2) псалмопевец говорит о тщетности любых человеческих усилий, не поддержанных Богом (эта мысль также пронизывает всю книгу Екклесиаста). Без помощи Господа человек не может ни построить дом (ст. 1), ни защитить от врага город (ст. 1), ни добыть себе пропитание (ст. 2). Поскольку Пс. 126 является песнью восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ) и к тому же приписывается Соломону строителю храма, под «городом» и «домом» следует понимать Иерусалим и расположенный в нем храм Божий. Вторая часть (ст. 3–5) посвящена созиданию семьи рождению и воспитанию детей, которые являются Божиим даром. В ветхозаветные времена большое количество детей в семье воспринималось как Божие благословение, т.к. потомство рассматривалось в контексте обетования Господа Аврааму, согласно которому Израиль должен был стать великим и многочисленным народом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Офферторий ), молитва А. ad а. может читаться в начале мессы. В древней мессе галликанского обряда священник испрашивал молитв о себе после поставления Даров на престол (СДЛ. Т. 4. С. 102). В мессе испано-мосарабского обряда , облачившись, священник читает молитву А. ad а. Далее следует диалог священника с клиром, состоящий из Пс 42. 1-5; 117. 1 и др. (стих Пс 42. 4 повторяется в диалоге перед началом анафоры), краткого исповедания грехов, второй молитвы А. ad а. (Там же. С. 129-131, 144; Lodi. Enchiridion. P. 1142). Умовение рук совершается после предложения Даров (СДЛ. Т. 4. С. 139). Месса амвросианского обряда до реформ Ватиканского II Собора открывалась диалогом священника, стоявшего на алтарной ступени (т. е. ступени престола), с чтением Пс 42. 4 («Подойду к жертвеннику Божию») и Пс 67. 1, затем следовали краткое исповедание грехов и тайная молитва священника о себе во время приближения к престолу (СДЛ. Т. 5. С. 14-16). Умовение рук с чтением Пс 25. 6-7 совершалось во время анафоры, прежде institutio (Там же. С. 26). Месса рим. обряда до реформ II Ватиканского Собора (Тридентская месса), как и месса амвросианского обряда, начиналась с диалога предстоятеля и клира у алтарной ступени с чтением Пс 42. 4, 1-5; 123. 8, далее следовали исповедание грехов и тайная молитва А. ad а. ( Lodi. Enchiridion. P. 1705; СДЛ. Т. 5. С. 113-116). Умовение рук (с чтением Пс 25. 6-12) входило в состав обрядов принесения Даров, анафора предварялась диалогом священника с клириками «Orate fratres» (лат.- Молитесь, братья) и чтением молитвы над приношениями (лат. super oblata, или secreta.- Lodi. Enchiridion. P. 1708 и др.; СДЛ. Т. 5. С. 124-125). Древние Миссалы (напр., Миссал Карла Лысого, ок. 870) включают в диалог священника с клиром слова Лк 1. 35, известные по вост. литургиям, и Пс 19. 4-5 ( Jungmann. P. 82-88). В мессе Novus ordo действия А. ad а. подверглись сокращению - начальные обряды не содержат диалога: священник молча подходит к алтарю и целует его; в начале евхаристической литургии после поставления на престол хлеба и вина следуют умовение рук и обращение «Молитесь, братья», на к-рое священнику отвечают не только клирики, но и все молящиеся (Святая месса.

http://pravenc.ru/text/63974.html

С.А. Степанцов Содержание статьи касается одного из аспектов августиновской экзегезы 125 псалма. Здесь ставится вопрос: можно ли допустить, что в 125 псалме идет речь именно об историческом событии возвращения евреев из вавилонского плена? В статье прослеживается взаимосвязь между толкованием этого псалма блаженным Августином и предшествовавшей ему латинской традицией толкования псалмов, прежде всего свт. Иларием Пиктавийским . Блаженный Августин так же, как свт.Иларий, проводит аналогию между возвращением иудеев из плена и обращением к Богу через Христа, которое рисуется им как освобождение из плена греха, дарованное нам через Искупление. При этом в толковании Августина в отличие от толкования Илария, не отрицается, хотя и не подчеркивается, связь буквального смысла псалма с вавилонским пленом. В качестве другого возможного источника такой экзегезы указывается шестое правило Тихония («О рекапитуляции»). Настоящий очерк – небольшое, но необходимое дополнение к анализу толкования Августина на Пс.125 . Здесь мы попытаемся ответить на вопрос: как соотносится толкование Августина с обычным представлением о том, что в этом псалме речь идет о возвращении из вавилонского плена, и каково место августиновского толкования в традиции. В новейшее время в рамках историко-критического метода было предложено такое понимание Пс.125 1 , которое отказывается связывать этот псалом с определенной исторической ситуацией (то есть с вавилонским пленом). По мнению сторонников такого понимания псалма, речь в нем идет не о «возвращении плена Сионского», а о «восстановлении Сиона». Псалом последовательно рассмотрен под таким углом зрения в специальной монографии Байерли на, который предлагает следующий перевод 2 : 1 Когда восстанавливает Господь Сион (Мы будто бы грезим во сне), 2а Тогда наполняются уста наши радостью, язык наш – весельем. 2b Тогда говорят народы: Великое сотворил Господь с ними! 3 Великое сотворил Господь с нами! 4 Мы радуемся. Восстанови Сион, Господи, как пересохшие реки Негева!

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Псалом 125 Пс.125:1 . Песнь степеней. Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом весьма ясно говорит о возвращении Иудеев из плена во отечество, и собственно приличествует оному времени, в которое Кир обнародовал первый указ о разрешении плена. Сие же было прообразованием Евангелия, чрез которое возвещено отпущение грехов и восхождение в небесный Иерусалим. ТОЛКОВАНИЕ Сущность слов сих такая, что Иудеи, как скоро услышали указ о разрешении плена и о возвращении во отечество, то от радости пришли вне себя и едва могли поверить тем, кои о сем говорили: ибо весть сия казалась им сновидением, а не истиною. Подобное нечто случилось и с патриархом Иаковом, который, когда услышал, что сын его Иосиф, коего он давно уже оплакивал яко мертваго, находится жив, то аки от глубокаго сна пробужденный не поверил ( Быт. 45:26 ). Да и святый апостол Петр, будучи сверх всякаго чаяния свобожден из темницы, почел сие за привидение ( Деян. 12:9 ). Пс.125:2 . Тогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия: тогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. От внутренния радости произошло веселие внешнее, которое открылось на лице и на языке. Весть о свободе Израиля произвела сию радость не токмо в самих освобожденных, но и в других соседственных народах, которые с великим удивлением рекли: возвеличил есть Господь сотворити с ними, то есть, с избранными людьми Своими. Ибо хотя и Кир отпустил народ на свободу, однако все легко познать могли, что сие было соделано по Божию изволению, первое потому, что свобода воспоследовала в то самое время, которое Бог предсказал чрез Иеремию, то есть, по прошествии 70 лет; второе, что сам Кир в 1Езд. 1 , признается, что владычество над вселенною дано ему от Бога свыше, и что тот же Бог повелел ему возсоздать храм во Иерусалиме, а народ отпустить; третие, наконец, потому, что судя по-человечески, никак нельзя было надеяться, чтоб какой-нибудь царь захотел добровольно и без всякаго выкупа отпустить толикия тысячи пленников, и не токмо отпустить, но и многими снабдить дарами. Таким образом, праведно все языки приписывали толь великое благодеяние Божию промыслу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010