1381 Напр. ко времени обновления Иерусалима и храма после осквернения и опустошения их антиохом. Епифаном ( 1Мак.4:37–61 ) как полагают Hitzig, Lengerke, Olshausen и подобные им толкователи, а равным образом и ко времени возвращения Иудеев из плена вавилонского, как Calmet, Ewald, Hupfeld, и наши толкователи Преосв. Ириней Псковский и Павский (в Обозр. Пс., стр. 40, прим.), хотя этому последнему времени вообще и не чужды были надежда и предсказания о будущем вступлении язычников в царство Божие. См. Зах.8:20 . 1391 Такой именно повод к написанию псалма предполагают и большая часть лучших западных толкователей: Toluck, Hengstenberg, Vaihinger, Delitzsch и др. 1392 4Цар.20:12 и дал. Ис.39:1 и дал. В цитированных местах поводом к посольству представляется желание Меродаха поздравить Езекию с выздоровлением, но причина, вызвавшая такое желание, без сомнения, заключается в славе об особенном могуществе царя Иудейского, распространившейся между всеми народами со времени чудесного поражения Сеннахерима (см. 2Пар.32:23 ). Впрочем, так как поражение Сеннахерима и болезнь Езекии были в одном и том же 14 году его царствования ( 4Цар.18:13 и 20:6; ср. с 4Цар.18:2 ); то будем ли посольство Меродаха поставлять в связь с первым или с последним событием, во времени не представляется никакой разницы, а потому псалмопевец одинаково мог отнести его и к первому событию. 1393 См. пророчество Исаии о Египте гл. 19; о Вавилоне гл. 13–14, 27 и 21:1–10; о Филистимлянах гл. 14:28–32; о Тире гл. 23; об Эфиопии гл. 18. Об отношении этих пророчеств к Пс. см. в введ. к объясн. его у O v Gerlacha. 1398 Такого мнения у нас Преосв. Ириней Псковский (См. его Толк. Псалт. Ч. 2, стр. 115 и дал. изд. М. 1823 г.), Павский (в Обозр. Пс. стр. 40 прим.) и составитель Руков. к чт. учит. кн. В. З. (стр. 124). Из иностранных толкователей его держатся: Ewald, Toluck, Delitzsch, Bunsen и нек. др. 1407 Hitzig, Lengerke и др. защитники Маккавейского происхождения псалмов, полагающие, что псалом 84-й относится к тому времени, когда вслед за гонениями Антиоха Епифана Иудеи должны были вести продолжительные войны с соседними языческими народами ( 1Мак.4:36 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

22, 30) (104, 1727-1728). Без всякого сомнения известно, что истинным христианам без скорби в этом мире быть невозможно. Так свидетельствует Божие слово: " Много скорбей у праведного " (Пс. 33, 20); " в мире будете иметь скорбь " (Ин. 16, 33); " все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы " (2 Тим. 3, 12). Ибо " узок путь " , который их вводит в жизнь (Мф. 7, 14). Что же, ты ли один хочешь без скорби пробыть и с тесного пути на просторный, ведущий в погибель (Мф. 7, 13), перейти и тем из числа истинных христиан себя исключить? Прочитай священную историю от начала мира-и увидишь, что все святые чашу крестной горести пили, и ныне странствующие в мире пьют, и до конца мира будут пить. Довольно тебе для утешения того, что ты их " соучастник в скорби " (Апок. 1, 9), что " вы участвуете в Христовых страданиях " (1 Пет. 4, 13). Святитель Тихон Задонский (104, 1714-1715). Богочеловек провел земную жизнь свою в лишениях и скорбях. Этим он освятил лишения и скорби истинно верующих в Него, возвысил земные лишения и скорби превыше земного благоденствия (111, 287). Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает людям, посылаются по особенному Божию милосердию, как горькие целительные врачевания больным. Они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления (111, 317). Скорбное положение во время земной жизни есть установлеие Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа (112, 124). нГосподь предвозвестил ученикам и последователям Своим, что они в мире, то есть во время свершения поприща земной жизни, будут скорбны (112, 124). Скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим,-верный признак избрания человека Богом (112, 129). Скорби-по преимуществу удел современного монашества, удел, назначенный нам Самим Богом (112, 137). В последние времена тесный путь оставят почти все, почти все пойдут по широкому. Из этого не следует, что широкий потеряет свойство вводить в пагубу, что тесный сделается излишним, ненужным для спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

И это так. Мне же, непотребному и недостойному, по святым молитвам твоим, праведный отец, милосердый Господь даровал утешение, именно быть вместе с тобою духом, ибо я постоянно как бы вижу тебя, как бы беседую с тобою, как бы принимаю благословение, как бы пользуюсь покровительством, как бы даю и получаю слова 16 к утверждению исповедания, которое ты исповедал. Мне кажется, что я слышу слова, произносимые твоим внятным голосом: «Смиренный Феодор, мы поистине претерпеваем малое, тогда как Бог подает прекрасную надежду». Это для меня утешение; это отрада. Не бойся, отец, за меня, раба твоего, совершенно отверженного. Подлинно, я отребье неба и земли и охладел более всякого человека. Однако дерзаю говорить, как имеющий добрую надежду, [хотя и] недостойно, взирая горе, укрепляемый твоим предстательством, не превозносясь тем, что я потерпел, но укоряя себя, что терпел не мужественно и не как следует, но мало и незначительно в сравнении с животворными страданиями святых. Ибо я читал о многих мученических подвигах, описанных в двенадцати книгах 17 , так что сердце содрогалось, и не смею сказать, что я потерпел что-нибудь ради Христа. И что вожделеннее, отец, напоминаю как раб, страданий ради Него? Воззри, отец, горе; взирай на Господа, представляй лики Ангелов, воображай сонмы святых, созерцай седящего на высоком превознесенном престоле Судию мира, Который провозгласит тебя верным рабом, хранителем Его заповедей и, что еще больше, исповедником. Потом куда Он пошлет тебя? Не в огнь вечный, который принимает не покоряющихся закону Его, но в живоносную обитель, в бессмертный покой, в беспредельную Божественную радость 18 : войди, скажет, в радость господина твоего ( Мф.25:23 ). Взоры всех нас обращены на тебя; все мы сильны духом, когда ты стоишь твердо. Да будет с тобою еще более помощь Божия, ограждающая тебя, укрепляющая (11) тебя, утверждающая тебя, ободряющая тебя! Боясь Бога, не бойся того, что сделал тебе человек или, может быть, сделает ( Пс.117:6 ). Ты надеешься на Господа, ты гора Сион, не подвижишься в век ( Пс.124:1 ), ибо в тебе обитает Основатель и Создатель Вышнего Иерусалима. Убегай от ядовитых и обольстительных речей, искушающих тебя, подобно змиям, и желающих удалить тебя от животворного древа истины; и однажды утвердившись в истине и укрепившись до совершенной непоколебимости на многих свидетельствах Священного Писания , отчасти и благочестивых людей, внимай, чтобы тебе получить похвалу и этого изречения: творяй сия не подвижится во век ( Пс.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

3. И каждый день можно видеть великое множество подобных вещей, вследствие которых язычники считают, что мир лишен Божиего Промысла, 123 а верующие часто испытывают колебания в душе относительно праведности судов Божиих, не осмеливаясь высказать их кому-либо, а только соблазняясь внутри самих себя и [этими соблазнами] сжигая свое сердце. Ответ 1. [Для объяснения этого следует вспомнить то], что сказано в писаном законе: «Вышних себе не ищи, и крепльших себе не испытуй» (Сир, 3:21). Также мы знаем, что хотя написано: «Судьбы Господни бездна многа» ( Пс. 35:7 ), 124 но [пророк Давид] глаголет, что Бог делает известными «оправдания и судьбы Своя Израилевы» ( Пс. 147:8 ). Подразумевается здесь Израиль духовный, по Христу. [Слово же] «Израиль» толкуется как «ум, зрящий Бога». 125 А поэтому кто может зрить Бога, будучи просвещенным от Него Святым Духом, тот также может понять и некоторые из судов и тайн Его. «Ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). Если же кто задаст вопрос: «Кто познал ум Господень?» ( 1Кор. 2:16 ), то на него [апостол] Павел и [живущие] по Павлу отвечают: «Мы имеем ум Христов» ( 1Кор. 2:16 ). Также и Иеремия изрекает: «Аще не открыет наказания Своего к рабом Своим пророкам» ( Ам. 3:7 ). 126 2. Если же в законе открыто, как говорит Давид, «безвестная и тайная премудрости» Его ( Пс. 50:8 ), то тем более это открыто пребывающим в благодати, которые узнали то, что «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор. 2:9 ). [Ведь они] вошли в некие божественные и непостижимые тайны, «во что желают проникнуть Ангелы» ( 1Пет. 1:12 ), как свидетельствует Писание; они являются обителью Сына и Отца вместе с Духом, согласно обетованию Христову, гласящему: «Мы, Я и Отец, придем и обитель у них сотворим» ( Ин. 14:23 ). 127 И опять [Писание] гласит: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11:27 ). 3. Стало быть, если Сам Бог и Вседержитель каким-то духовным образом открывает [это] достойным Его, то разве не более открывают словеса [Писания] тайны творений Его? Если и недостойным эллинам Бог частично открыл и сделал известным, для их обращения и богопознания (если можно так сказать), тайны неба и земли, звезд, солнца и луны, моря, бездны и стихий, тел и духов, то разве не более открывает Он [тайны тем], в которых обитает?

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

123. Нильсен Д . Библейская религия в свете новейших археологических раскопок//ВДИ. — 1:с. 94–113. 124. Олесницкий А. А . Ветхозаветный храм в Иерусалиме. — СПб., 1889. 125. Его же . Судьба древних памятников св. Земли. — СПб., 1875. 126. Павский Г. П., прот . Библейские древности для разумения св. Писания. — СПб.. 1884. — 127 с. 127. Полянский Е. Я- Творения бл. Иеронима как источник для библейской археологии. — Казань, 1908. — 71+583+V с. 128. Его же . Деньги древних евреев//ПС. — 3–4:с. 485–498. 129. Его же . Краткое историческое обозрение Палестины и библейских древностей//ПС. — 4–6:10. 130. П. Ф. Н . Ассиро-вавилонские памятники и Ветхий Завет//ВР. — 24. 131. Раулинсон Г . Библия и наука: Историческое разъяснение к Ветхому Завету/Пер, с англ. — СПб., 1899. — 134 с. 132. Рождественский А . Новые открытия в области библейской науки//ХЧ. — 449–452. 133. Рыбинский В. П . Вавилон и Библия//ткда. — 1903, 134. Его же . К вопросу об отношении Библии к Вавилону. — Киев, 1904. — 13 с. 135. Рыбинский В., Лопухин А. П.,Вебер, еп. Библия и Вавилон: Апологетический очерк. — СПб., 1904. — 136 с. 136. Смирнов А . Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи//ЧОЛДП. — 10:с. 341–375. 137. Его же. Исторические книги Библии и египетские памятники//ЧОЛДП. — 11:с. 619–633. 138. Сэйс (А. Г.) . Свидетельство древних памятников о достоверности св. Писания/Пер. с англ.//ПО. — 3:с. 535–562 (автор — ассириолог). 139. Терновский С . Топография Иерусалима библейских времен//ПС. — 12. 140. Тристрам Г . Восточные обычаи в библейских странах/Пер. с англ. — СПб., 1906. — 150 с. 141. Троицкий И. Г . Силоамская надпись//ХЧ. — 7–8:с. 161–176. 142. Его же . Вновь открытая Гезерская надпись//ХЧ. — 3:с. 566–572. 143. Его же . Библейская археология. — СПб., 1913. — Vl-j-477c.. 144. Троицкий С . Новейшие открытия в области библейской истории//Стрк., 2:с. 244–248. 145. Фартусов В. Д . Планы и фасады Ноева Ковчега, Скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимского храмов и дворца Соломона. — М., 1909. — 46 c.f 5 табл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Итак, если настоятель отдаст тебя под начало брату, не подумай сказать в уме: «Я – сын важных и знатных родителей, а он – сын незнатных и нищих или, быть может, и из рабского состояния. Как же могу подчиниться ему? Обидно мне, если сделаю это». Не рассуждай так, возлюбленный, ибо не разумно так рассуждать. Кто так рассуждает, тот не совлекся еще «ветхаго человека тлеющаго в похотех прелестных» ( Еф.4:22 ). А мы, возлюбленные, как самим Богом отданные в рабство единодушным с нами братьям, будем терпеливы, чтобы сподобиться нам свободы праведных, представляя в уме Владыку всяческих, Который нас «ради обнища богат сый, да» мы «нищетою Его» обогатимся ( 2Кор.8:9 ). Подклони, возлюбленный, выю под иго Его, чтобы обрести упокоение душе своей, потому что написано: «Нечист пред Богом всяк высокосердый» ( Притч.16:5 ). Господу слава во веки веков! Аминь. Поучение 7. К новоначальным Не будь ленив и к рукоделию. Часто помысел внушает тебе, говоря так: «Не выучишься рукоделию, потому что ты худосилен и не вникателен, не в состоянии вынести до конца трудность этой работы. Вот и члены твои начали страдать от изнеможения, потому что не привык ты трудиться. Лучше оставь обитель и иди, откуда пришел. И там, говорят, спасешься, если захочешь бояться Бога». Но ты, как верный, не ослабевай от таких посылов. Потерпи Господа, призвавшего тебя в Свое Царство и радость. Ибо Он сказал: аминь, «аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду... и прейдет: и ничтоже не возможно будет вам» ( Мф.17:20 ). И мы, возлюбленные, будем терпеть, потому что возложили упование не на человека, который не может спасти, но на Бога, спасающего надеющихся на Него, как написано: «Надеющийся на Господа, яко гора Сион» ( Пс.124:1 ). И Дух Святой ублажает уповающих на Господа, говоря: «Господи, Боже Сил, блажен человек уповаяй на Тя» ( Пс.83:13 ). Итак, терпи, возлюбленный Господом. Не терпел ли бы ты утомления, если бы стал учиться грамоте? Не терпел ли бы изнурения, если бы стал учиться мирскому искусству? Не тем ли паче обязаны мы терпеть все ради Господа? Ибо написано: «труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет» ( Пс.127:2 ). И апостол заповедует, говоря: «своима рукама» делайте «благое», чтобы не только самим вам питаться своей работой, но и имеющему нужду подавать от трудов своих ( Еф.4:28 ). Потому да будет общим нашим старанием избавиться от грехов своих, ибо избавимся, если захотим, потому что Сам Господь сказал: «просите, и дастся вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» ( Мф.7:7–8 ); и Сам даровал миру неоскудевающее сокровище покаяния. Ему слава во веки! Аминь. Поучение 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

Взоры всех нас обращены на тебя, все мы сильны духом, когда ты стоишь твердо. Да будет с тобой еще более помощь Божия, ограждающая тебя, укрепляющая тебя, утверждающая тебя, ободряющая тебя! Боясь Бога, не бойся того, что сделал тебе человек, или, может быть, сделает (Пс.117:6). Ты надеешься на Господа, ты - гора Сион, не подвигнешься вовек (Пс.124:1), ибо в тебе обитает Основатель и Создатель вышнего Иерусалима. Убегай от ядовитых и обольстительных речей, искушающих тебя, подобно змеям, и желающих удалить тебя от животворного древа истины, и, однажды утвердившись в истине, утвердившись до совершенной непоколебимости на многих свидетельствах Священного Писания, и отчасти - благочестивых людей, будь внимателен, чтобы тебе получить и похвалу, которая содержится в следующем изречении: делающий так не поколеблется вовек (Пс.15:5). Братья все здоровы: господин диакон, отец мой, брат мой любезный, а ныне еще более достойный любви, и прочие возлюбленные и почтенные мои братья и твои дети. О них всех вместе со мной молись, отец. Все они совершают доброе течение; одного только желают - твоего здоровья в Господе, и все то, что они терпят, переносится легко. Конечно, мы и скорбим, и сетуем, и скучаем, и унываем, и имеем множество порочных помыслов, ибо невозможно без печалей пройти настоящую жизнь, но укрепляемся надеждой и твоими молитвами. Обо мне же молись, отец, ибо я изучаю святого Исаию, и скажи мне, желаешь ли ты, чтобы я, кроме того, что пишу, еще и читал письма.  Послание 3. К нему же Прежде слов у меня льются слезы, внутренность содрогается, рука дрожит при письме, я терзаюсь со всех сторон и не в силах переносить скорбь. О, как я стерплю твои, отец, христоподобные страдания? О, как перенесу твое высокое и святое уничижение? Как стану отвечать тебе надлежащим образом? Куда обращусь и с чего начну письмо? Мне ли ты, отец, пишешь это? Мне, червяку, праху и непотребному, отец произносит слова, с которыми обращаются к сыну? Принимаешь вид умоляющего ты, которого самого должно умолять. Что же после этого скажу я, несчастный? Какое покажу уничижение перед праведным отцом моим? Впрочем, я принял недостойными руками святое послание твое, отец, как богописанные скрижали, выслушал написанный голос твой, как иной выслушал бы голос Ангела или апостола. И сокрушило оно мое сердце, источило слезы, и я заплакал, и плакал не плачем Иеремии о бедствиях, постигших ненавидящих Бога, но неким особым плачем, в котором была и любовь к отцу, и истинная благодарность к Богу. Действительно, достойно похвалы то, что написал ты, праведный отец, достойно переписывания; твои слова служат выражением твоей всецелой преданности Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1113...

Муч. Игн. =Мученичество Игнатия. Библиогр. см. выше, с. 474. Муч. Перпетуи=CPL 32 ( BHL 6633–6635, BHG 1482). TLG 2016/1. Муч. Пиония=BHG 1546. TLG 2005/1. См. также: Atti е passioni dei martiri. Fondazione Lorenzo Valla, 1990 2 , 149–192. Слав. пер.: Северьянов С. Супрасльская рукопись (Пам-ки старослав. яз. II 1). СПб., 1904 (Graz, 1956 г ), 124–142. Муч. Полик.= Мученичество Поликарпа. Библиографию см. выше, с. 407 сл. Ориг.= Ориген . О нач.=CPG 1482. TLG 2042/2–4 (греч. фр.). О началах/Пер. Н.Петрова . Казань, 1899 [отд. оттиск из ПС за 1899 г.]. Переизд.: Рига, 1936; Самара, 1993. Прот. Цельса=CPG 1476. TLG 2042/1. Пер. Л.Писарева : Казань, 1912 [из ПС за 1903–1905 г., пер. кн. 1–4] (М.; Н.-Й., 1996 п ). Отрывки: Ранович 1990, 270–331. Перевод (пока неполный) 5-й кн. А.Р. Фокина : Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского богословского института 2–4, 7. Com. Mat.=CPG 1450. TLG 2042/28–32. Сот . in Ida.= Commentarii in evangelium Joannis. CPG 1453. TLG 2042/5. Explanat. in epist. ad Rom.=CPG 1457 (1) [latine]. Cf. TLG 2042/36–39. Hom. in los. Nave= In Jesu Nave homiliae xxvi [latine]. CPG 1420. Cf. TLG 2042/25, 54. Hom. in Lev.= Homiliae in Leviticum [latine]. CPG 1416. Cf. TLG 2042/24: Hom. in Luc.= Homiliae in Lucam [latine]. CPG 1451. Cf. TLG 2042/16. Но m. in Num.= Homiliae in Numeros [latine]. CPG 1418. Cf. TLG 2042/52. Hom. in Ps. 37 = Homiliae in Psamos [latine]. CPG 1428. Cf. TLG 2042/44, 58. In Ezech.= Homiliae in Ezechielem [latine]. CPG 1441. Cf. TLG 2042/27, cf. 62. Philocalia= Philocalia sive Ecloga de operibus Origenis a Basilio et Gregorio Nazianzeno facta (cap. 1–27). CPG 1502. TLG 2042/19. Prolog. in Cantic. Canticor.= In Canticum canticorum [latine]. CPG 1433. Cf. TLG 2042/26. Откр . Bapyxa=CANT 344. TLG 1154/1. Пер. с греч. М.Витковской по изд. James 1897 : Витковские 2000, 140–155. Откр. Павла=CANT 325. Пер. с греч. М.Витковской по изд. Tischendorf 1866 ( BHG 1460): Витковские 2000, 216–237. Откр. Петра=CANT 317. Пер. греч. фрагментов: Ранович 1990, 215– 217; полный перевод (эфиоп. текст в пер. с нем.) В.Витковского: Витковские 2000, 186–199.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Итак, позаботься, человек, о жизни в Боге — и никто никогда не одолеет тебя, но, хотя бы ты казался всех слабее, будешь сильнее всех: равно как, если вознерадишь о добродетели душевной, то, хотя бы ты был сильнее всех, легко будешь уловлен всяким, кто строит ковы. Это доказали уже и представленные примеры; но если хочешь, я постараюсь научить тебя и делами, что победить праведных невозможно, а одолеть грешников легко. Послушай же, как на то и на другое указал пророк. « Не так — нечестивые », говорит, « но они — как прах, взметаемый ветром » (Пс. 1:4). Как прах легко поддается порывам ветров и воздымается, так и грешник вращается кругом от всякого искушения. Когда уже он ведет брань с собой, и эту войну носит повсюду, — то какая у него надежда на спасение, если он сам себя предал и водит с собой постоянного врага — совесть? Но не таков праведный; а каков? Послушай, что говорит тот же пророк: « надеющийся на Господа, как гора Сион » (Пс. 124:1). Что это значит: « как гора Сион »? « не подвигнется: пребывает вовек », говорит. Сколько бы ты ни употребил хитростей, сколько бы ни бросал стрел, чтобы повалить гору, никогда не одолеешь ее: да и возможно ли это? Только все хитрости истощишь и силу свою потратишь. Таков и праведник: сколько бы он ни получил ударов, сам не потерпит никакого зла, а истощит силу наветующих — не только людей, но и самых демонов. Ты не раз слышал, сколько наветов строил дьявол против Иова, и, однако, не только не поколебал этой горы, напротив сам изнемог и отступил, потому что от этой осады (Иова) стрелы его переломались и хитрости оказались бесполезными. 3. Зная это, попечемся о своей жизни, и не станем заботиться ни о богатстве гибнущем, ни о славе угасающей, ни о теле стареющем, ни о красоте увядающей, ни об удовольствии скоротечном, но все старание обратим на душу и ее–то врачевать будем всячески. Излечить заболевшие тела не всякому легко, а уврачевать недугующую душу легко всем. На лечение болезни телесной требуются и лекарства и деньги, а врачевство для души приобретается легко и без издержек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вы, забывши Божественное Писание, запрещающее на тленных человек совершенно надежду полагать, а токмо на Единого всепремилосердого Господа, пострадали безрассудно; ибо Той Един воздвизает нища от гноища, хотя и чрез ангельское посредство, или, по мере веры сущих в повиновении у искусных отцев, и чрез человек. И воистину когда бы помнили Духом Святым произнесенные в псалме слова, что надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится ( Пс.124:1 ); и паки: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий; и: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии ( Пс.126:1 ), и прочее, и если бы сие в полном чувствовании имели, то не пострадали бы. К тому же, как изволите объяснять, вы не только что чрез меня, непотребного, руководствуетесь, но равно и чрез другого – батюшку отца Макария. И воистину, по мере веры, невидимо благодать Божия действует, и утешает, и просвещает всякого желающего спастися. Если сестры по благорасположенности к вам просят духовной пищи, а вы, напротив, в себе чувствуете алчность сами; то хотя мы сами, как выше сказано, о себе творити не можем ничесоже, но за великую нужду, по их вере, силен и всемогущ Бог и от бесплодной смоковницы напитать живоносно. И если когда, яко человецы, Божиим попущением ко смирению нашему, и грубо каковой сестре скажем или вид неблаговиден покажем, то, о сем вздохнув из глубины души, раскаянием и самоукорением да навершаем. Что вы объясняете: при крайнем вашем изнеможении дерзнули сказать немощнейшим и поврежденным сестрам, дабы вам дали хотя малый покой, то сие событие представляет вашей любви искус и опыт, чтоб отнюдь так не отказывать; то есть эти слова, что «не могу говорить, дайте мне хотя малый покой», за скулой удерживать; видите, что они от сего даже пострадали припадками, все это в ваше нравоучение. Итак, видно, дочь М., нам с тобою не столько других приходится наставлять, сколько от их сообращения учитися. И вот паки новый вышел вам искус, что должно о мертвеце своем пещися более, чем о других, – что и своя сестра больная и немощнейша из немощнейших, и у тебя самой слабы силы, и выходит в обоюдных немощах большое искушение; так ни на что не похоже было действовать, как вы. Лучше бы, по моему младоумному рассуждению, тебе, отдохнувши, в своей келье с ними заняться, нежели в чужие кельи ходить утешать и умиротворять – себя и сестру в неустройство приводить. А что вы просите, дабы мне худейшему помолиться о даровании вашей любви благоназидательных произносов, то и в сем да будет тебе известно, что молитва и праведного тогда вспомоществует во благое и тогда благодать Божия неоскудно действует, когда и просящий о молитве покажет во всем произволение. Прежде же сего Бог не преподает нам оную, как неспособным ее принять (по слабости духовных сил наших в разных искушениях) и не претерпевшим скорбей, коими едиными очищается наш внутренний человек, но по мере терпения и благодарения за оные даруется от всемилостивого Господа благодать Святого Духа и дарование.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010