Максим Исповедник. К Марину. Ρ G 91, 281 AB. 105 Правильная атрибуция цитаты: Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры, 2, 23. Op. cit., 37, 9–13 (р. п.: С. 101 (173)). Но первая половина фразы дословно содержится также у Евстафия Антиохийского (Sermo catecheticus [Sp.] (fragmentum), 81, Spanneut, M. (editor), Recherches sur les ecrits d " Eustathe d " Antioche avec une, Lille (Facultiis Catholiques), 1948). 106  Максим Исповедник. К Марину. PG 91, 108С. 107  «Οκον διαζεξας λλλων οσαν τε και δναμιν, ν και νργειαν καλομεν, κ μσου των ντων πεποκεν κτερον». 108  Всякая тварная сущность содержит в себе сущностные различия и подлежит изменениям и превращениям, и всякая энергия вызывает в сущности, из которой происходит, пространственное или качественное изменение. Следовательно, и определения «сущность» и «энергия» не должно применительно к Богу понимать так же, как они понимаются применительно к тварным предметам, — примечание издателей. 109  Василий Великий. О Святом Духе, 9, 22. PG 32, 108С (р. п.: Творения. Ч. III. M., 1993. С. 265). 110  Исх. 3, 14. 111  Исх. 20, 2. 112  Ин. 8, 2. 113  Ин. 14, 6. 114  Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2, 4, С. 252 (р. п.: С. 253). 115  Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265). 116  Дан. 9, 24. 117 Пс. 49, 1; 135, 3. 118 Пс. 135, 2; 1 Тим. 6, 15; Откр. 19, 16. 119 Тим. 6, 15. 120 Рассмотрению перечисленных здесь имен Божиих посвящена глава 12 «О божественных именах». 121  Пс. 81, 1. 122  Слово «богословие» употребляется средневековыми авторами как синоним «Писания», понимаемого расширительно, как вся совокупность богословских творений священных писателей и отцов Церкви. 123  Ефес. 1, 18. 124  Рим. 8, 17; 2 Тим. 2, 12. 125  Рим. 8, 17. 126  Мф. 5, 3; Лк. 6, 20. 127 Максим Исповедник. Κεφλαια θεολογικ, 2, 86, PG 90, 1165AB (р. п.: Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия//Творения преподобного Максима Исповедника/Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. M.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 252). 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс.123:7–8). И, произнеся это, все они предали души свои Богу и только один, утешаемой матерью, Мелитон оставался жив едва дыша. После того мучители приказали своим слугам возложить тела умерших святых на колесницы и везти на сожжение, оставив одного юного Мелитона, в надежде, что он будет жив. Но благочестивая мать, видя оставленным на месте мучения одного своего сына, отринув свойственную ей женскую слабость и воодушевившись мужеством, взяла на свои плеча сына и безбоязненно последовала за колесницами, на которых как снопы зрелой пшеницы везены были тела святых мучеников. Когда же мученик, несомый матерью, испустил дух свой, радуясь о Господе, то ее же материнскими руками тело его возвержено было на колесницу к телам его сподвижников Когда тела святых мучеников привезены были на место сожжения близ реки, воины, по распоряжению нечестивых судей, собрав много дров и хвороста, приготовили весьма большой костер и, возложив на него тела святых, подожгли его. Костер сгорел, остались только кости мучеников. Но злоба мучителей не успокоилась! — Если кости эти мы оставим так, — рассуждали они между собою, — то христиане возьмут их и наполнят ими весь мир, раздробляя их и сохраняя для воспоминания оных; итак, бросим их в реку, чтобы и праха их не осталось. И ввержены были останки святых мощей в реку на всеконечное погубление памяти доблестных страстотерпцев. Но Господь, «хранящий все кости угодников Своих» (Пс.33:21), не попустил ни одной частице их погибнуть в воде, но все они сохранились в целости. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу города Севастии блаженному Петру и сказали ему: — Приди ночью и изнеси нас из реки. Блаженный епископ пригласил благоговейных мужей из своего клира и в тёмную ночь пошел с ними на берег реки. И вот взорам их представилось дивное зрелище: кости святых сияли в воде как звёзды, светлы были и те места в реке, где лежали и малейшие частицы их. Собрав все до одной кости святых, епископ положил их в честном месте.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

[Бухарев А. М.] О втором псалме//ПрибТСО. Ч. 8. М., 1849. С. 353–403. (Отд. отт.: М., 1849. 53 с.) Автор установлен по указателю к ПрибТСО. [Репьев А. П.] Объяснение псалмов XV и XLIV//ПС. 1866. Т 2. С. 3–13; Т 3. С. 36–47. Автор установлен по «Русскому биографическому словарю». Зусьман П. Опыт объяснения XXXIX псалма//ПС. 1872. Т. 3. С. 361–404. Арсений [Москвин], митр. Киевский и Галицкий. Толкование на первые двадцать шесть псалмов: Из бесед, говоренных в г. Варшаве. Киев, 1873. 633, С. С. Опыт гомилетического толкования сто тридцать шестого псалма//ЧОЛДП. 1889. Ч. 1. Кн. 4. Отд. I. С. 304–322. Внебогослужебное собеседование в неделю блудного сына. Спасский П. Н. Общедоступное объяснение псалмов, наиболее употребительных при богослужении. Вып. 1. Шестопсалмие, или псалмы 3, 37, 62, 87, 102 и 142; Вып. 2. Богослужебные часы: I, III, IV и IX. Вып. 3. Кафизмы: I, II и III. Новгород, 1886–1890. ( 2 1890.) Он же. Псалом пятидесятый покаянный: Общедоступное толкование применительно к церк.-слав. тексту. Новгород, 1890. 16 с. П. К. Изъяснение шестопсалмия//ДЧ. 1891. Т. 1. С. 565–583; Т. 3. С. 123–129; 1892. Т. 1. С. 188–199, 625–629; Т. 2. С. 378–386; Т. 3. С. 73–75; 1893. Т. 1. С. 56–65. Отд. изд.: Казанский П. И. Изъяснение шестопсалмия. 2 М., 1894. 90 с. ( 1 М., 1892. 89 с.) Самарин Ф. Д. Пособие к чтению шестопсалмия. М., 1899. 62 с. Павел (Леднев-Прусский), архим. Размышления при чтении пятидесятого псалма. М., 1894. 14 с. [Отд. отт. из: Братское слово. 1894. 4.] Моно О. Псалом 62-й: Любовь к Богу как живое чувство сердца.../Пер. [с франц.] Ю. Н. Щербацкой. М., 1896. 16 с. [Отд. отт. из: Радость христианина. 1896. Кн. 12.] Антонов В. Г., свящ. Объяснение покаянного 50 псалма. Киев, 1898. 28 с. Казанский П. И. Изъяснение псалма: «Благословлю Господа на всякое время». М., 1901. 54 с. [Отд. отт. из: Радость христианина. 1901. 7, 8/9.] Бандаков В. А, прот. Поучения на 50-й псалом – царя и пророка Давида. Таганрог, 1880. 43 с.; 2 М., 1902. 47 с. Казанский П. И. Благослови, душе моя, Господа!.. [Изъяснение 103 псалма]//ДЧ. 1903. 4. Ч. 1. С. 614–619. Ч. 2. С. 39–49, 246–252, 456–465. Ч. 3. 303–313, 516–528, 626–634. 1904. Ч. 3. 62–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

118 Первосвященник Мелхиседек († 2000 до Р.Х.) – царь Салима, «священник Бога Всевыш-него», который вынес навстречу Аврааму хлеб и вино, когда тот возвращался после победы над царем Северного Ханаана Кедорлаомером и его союзниками ( Евр.7:1 ; Быт.14:18–20 ; Пс.109:4 ). В Послании к евреям Мелхиседек рассматривается как прообраз Христа ( Евр.5:6,10;6:20;7 ). Священство по чину Мелхиседека превосходит священство по чину Аарона, поскольку Мелхиседек благословил Авраама, и Авраам, предок Аарона, дал Мелхиседеку десятину, показав этим, что признает его священником. Давид видит будущего Мессию как «священника вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ; в Синодальном переводе в этом месте – Мельхиседек). Память 22 мая (4 июня), неделя св. отец, неделя св. праотец. 120 Иоанн Богослов († 98–117) – апостол из 12-ти, евангелист. Память 8 (21) мая, 30 июня (13 июля), 26 сентября (9 октября). 121 Двенадцать оснований стены города, имеющих надписи имен апостолов, «украшены всякими драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин» ( Откр.21:19–21 ). 123 Нимврод (Нимрод) – сын Хуша, который был сыном Хама и правнуком Ноя; царствовал в Вавилоне, Эрехе, Аккаде и Халне, в земле Сеннаар в бассейне рек Тигра и Евфрата. Великий охотник, «изобретатель» войны ( Быт.10:8–10 ), ярый идолопоклонник, руководивший постройкой Вавилонской башни. 124 Таргамос – сын Таршиса, внук Иафета – сына Ноева. По преданию, Нимврод объявил войну сыновьям Таргамоса, во время которой был смертельно ранен. 125 Авраам («отец множества», раньше Аврам – «высокий отец») († 2000 до Р. X.) – ветхоза-ветный патриарх, праотец еврейского народа. Он получил призвание Божие оставить свою землю и идти в страну, которую Господь, обещал указать ему ( Быт.11:26–27,29,31 ; Быт., гл.12–18; 19:27–29; гл.20–23; 24:1–9; 25:1–8). Память 9 (22) октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Важность принятия в расчет времени написания той или иной книги при исследовании Свящ. Писания с различных точек зрения (отличных от вышеприведенных мною) вскрывают такие великие толкователи Библии, как святые Василий Великий 122 , Иоанн Златоуст 123 и другие. По краткости места не могу привести их духовных и глубоко богословских наставлений. 6. Место. Знание места, где происходили те или иные события или разговоры, имеет такое же значение, как и знание времени в предыдущем случае. Это видно даже на мелочах. Кто не знает священной географии, тот никогда не поймет таких, например, выражений Христа, как: «Вот, мы восходим (αναβαινομεν) в Иерусалим» (Мф. 20, 18). Или когда Его звали в Иерусалим на праздник: «Вы взойдите 124 (αναβητε) на праздник сей, а Я еще не взойду 124 (αναβαινω) на сей праздник… Сие сказав им, остался в Галилее» (Ин. 7, 8–9). Выражения станут вполне понятными, когда мы посмотрим на карту: Галилея лежит ниже гористой Иудеи. Еще пример из известной притчи о мытаре и фарисее: «Два человека вошли в храм помолиться» — по-гречески все тот же глагол ανεβησαν — буквально «взошли», поднялись, потому что храм Иерусалимский стоял на горе. 7. Род произведения. Для толкователя небезразлично, какой характер носит та или иная священная книга: историческая, поэтическая, пророческая ли она и проч. Ибо иное значение и смысл имеют слова у священного автора, пишущего историю каких-либо событий, именно — звучат они у него просто и естественно (Лк. 2, 1–7; Деян. 27, 1 след.); по-иному употребляет их поэт, именно — образно и изысканно (Пс. 18, 2–7; вся Песнь Песней); по-иному строит свою речь пророк, вливая в свои слова огонь ревности, скорби, обличения, воодушевления (Ис. 28, 1; 29, 1; Иер. 9, 1–2; 51, 13; Откр. 22, 17–21), и еще по-иному — писатель-моралист или догматист, излагающий свои мысли точно и определенно (Ин. 1, 1-17; Рим. 12,1-21). Благоразумие и рассудительность помогут и научат каждого, как применить все это в надлежащих случаях. 8. Лица, к которым обращены книги. Положение, звание, образование, степень духовного развития, близость к автору, пол, возраст, национальность адресата и прочее — все это должно влиять и влияло на написание священных книг и на форму выражения мыслей (1 Кор. 3, 1–2; Евр. 5, 11). Посему в обстоятельных толковательных трудах подробно разбираются данные о тех лицах, к коим направлены послания 125

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

В конце первого дня паломничества картина в городе (2) такова: «Вот, мы уже на пороге дома!» Какой контраст с чужбиной, далекой страной ( Пс. 119:5 )! Радость встречи с братьями (8) и тяжкие воспоминания о чуждых по духу людях ( Пс. 119:2,7 ). Мечты воплотились в жизнь (2), город предстал взору во всей своей красе (3–5). Получен ответ на молитву народа Господня: Израиль воссоединился и сам город находится в безопасности. Пророк Исайя (26:1–4) учит нас, что никакие жизненные угрозы не могут нам воспрепятствовать уже сейчас жить по вере в этом «городе крепком» ( Евр. 12:22 ; ср.: Еф. 2:6 ). В этом смысле можно говорить о древнем паломнике, который в своем опасном путешествии мог воспевать песнь о завершении пути, когда ноги его уже вступили на улицы Иерусалима. Здесь город представляется символом единства Божьего народа: все в нем слито в единый образ (3–5), это действительно город, слитый в одно. Колена, по отдельности входящие в него, все вместе – колена Господни, которые едины в своем повиновении Его закону, которые славят Его имя, открытое Им Самим. Они приходят на место, где поставленный Богом царь будет вершить справедливый суд (5: престолы суда). Они должны были молиться, потому что их Иерусалим был городом этого мира. Наш Иерусалим будет другим ( Евр. 11:10 ), но тот же призыв к радости, единству и молитве останется с нами. Псалом 122. Господь на небесах Церковь на земле окружена презрением внешнего мира (3), она терпит поношения от полных высокомерия людей (4). Что делать, если терпение иссякает (3)? «Очи» символизируют надежды и чаяния. «Возвожу очи» – всей душой устремляюсь к Господу, к Его небесному престолу (1), к Его неисчерпаемым источникам силы и могущества. Взоры рабов обращены на своего хозяина, который имеет временные источники благ на земле. Мы взираем на Господа, Который открыл нам Свое имя и явил нам чудеса, когда мы были рабами в Египте. Но просьба о милости – помилуй (3) – обязательна. Мы должны постоянно удерживать свой взор на небесах, сверяя свои нужды с Его шкалой времени (доколе, 2). Псалом 123. Господь рядом

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Заключение статьи: в виду таких торжественных заявлений о мире между двумя великими народами и государствами в мире, „с каким благодарственным умилением, в наступающий день явления на землю Князя мира ( Ис. 8:6 ) воспоём мы вместе песнь ангельскую: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение! ( Лк.2:14 ). И не мы одни: вся земля будет отдыхать, покоиться, восклицать от радости; и кипарисы будут ра- —137— доваться, и кедры Ливанские, говоря: с этих пор никто не приходит рубить нас ( Пс.14:7–8 )“ 120 . Подобного же характера статья: „Обычные дела в старые времена“, напечатанная в Душепол. Чтении за 1895 г., май, когда уже не было в живых Царя-миротворца Императора Александра III, но, к счастью народов, Августейший Сын и Преемник власти Его, ныне благополучно царствующий Государь Император Николай II, при самом вступлении Своём на престол, успокоил умы всех, объявив во всеуслышание свою решительную волю – верно памятовать „заветы усопшего Родителя“ Своего и „всегда иметь единой целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России“ 121 , так что по сему весна, во время которой в Ветхом Завете цари обыкновенно выступали в гибельные и опустошительные походы военные 122 , теперь, к счастью, вселяет в сердца всех также надежду долгого и прочного мира. – Такое же меткое сопоставление современного с ветхозаветным, такое же глубокое назидание современных поколений на твёрдом основании слова Божия и учения Церкви, освещение современных событий ярким светом Библии – (Ветхого Завета по преимуществу), при неизменном горячо-патриотическом настроении. строго-православном направлении, при той же библейской образности, красоте и в изложении, имеют, в той или другой мере, и прочие статьи Андрея Петровича, которые, посему, особенно пригодны были бы для воспитания подрастающих поколений в том благотворном духе, каким веет от этих статей и которые, посему же, как рассеянные по разным, отчасти уже прекратившим своё существование, повременным изданиям 123 , – повторим выраженное в 1895 году желание 124 , – хорошо и благо- —138— временно было бы собрать воедино и издать в полном виде. В виду такой плодотворности и благотворности профессорской и учёно-литературной деятельности почившего и высшее начальство, и академия и общество высоко ценили его. Так, Андрей Петрович уже в 1881 году (7 сент.) возведён был в звание экстраординарного профессора, а 28 ноября 1895 г. получил и звание заслуженного профессора; равным образом и в награждении орденами имел все орденские отличия до ордена св. Владимира 4 степени включительно, который получил незадолго до смерти. А между тем, с другой стороны, статьями его многие решительно зачитывались и с нетерпением ожидали появления их в журналах, не смотря на то, что автор по большей части не подписывал под ними своё имя. Это свидетельствовало об оценке его деятельности среди общества, каковая оценка ещё нагляднее выступила во время празднования 25-летнего юбилея его деятельности в 1895 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    О божественных именах, P.G. 4, 221 А.    Вариант, ср. Пс.1:7.    Если следовать западному учению о Filioque до предела, допустимого в рамках Православия, то можно сказать, что Отец дает Сыну энергию исхождения не изначально, но в проявлении. И в этом случае, абсолютное равновесие Святой Троицы показывает, что Отец сообщает Святому Духу энергию отцовства, которая так же не есть изначальная энергия, но по проявлению. Святой Дух изводится Отцом (изначально) для, в, с, через, посредством Сына (проявление). И эта двоица влечет за собой другое соответствие: Сын рожден от Отца (изначально) для, в, с, через, посредством Духа Святого (проявление). Слова Εκ του Πατρς δι του Υιου (от Отца через Сына) соответствуют словам κ του Πατρς δι του Πνεματος (от Отца через Духа), Так Filioque, но только по проявлению, уравновешивается через Spirituque (и Духа), но также – только по проявлению. Такое равновесие дополняло бы недостаточность выражения Никейского Символа веры, в котором недостаточно ясно выражена божественность Святого Духа.    Святой Ириней, Против ересей, Святой Афанасий, Слово о воплощении Бога-Слова, гл. 54; Святой Григорий Назианзин, Поэмы догматические, X; Святой Григорий Нисский, Слова огласительные, XXV.     Беседы, 1, 7, XXXVI, 2.     О жизни во Христе, pp. 52, 56.    Слова святого Василия в передаче святого Григория Назианзина (P.G. 36, 560 А).    P.G. 90, 1108 Редакция «Азбуки Веры»    Также: Григорий Назианзин, Беседы, 45, §28, P.G. 36, 653.     О жизни во Христе, p. 90.    P.G. 94, 1464 А.    P.G. 3, 640 С.    P.G. 91, 604 ВС.    Mansi, Coll. concil., VII, col. 116 (славянский текст: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992).    Святой Феофилакт Болгарский, P.G. 123, 1156 С.    Мефодий Олимпийский, Пир десяти дев, P.G. 18. 150.    P.G. 75, 1308.     Беседа на Послание к Ефесянам, 3, P.G. 62, 29.    Блаженный Августин, Беседа на Евангелие от Иоанна, P.L. 35, 1633.     Беседа на 1 Послание к Коринфянам, 8, P.G. 61, 72.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

[lxxxix] См., однако, описание видения Божественного света у Св. Симеона Нового Богослова, где Богородице отведено важное место: Catechesis xxii (ed. Krivochéine, Sources Chrétiennes 104 [Paris 1964], p. 370, line 78 and p. 376, line 152). См. тж. его же Thanksgiving ii (ed. Krivochéine, Sources Chrétiennes 113 [Paris 1965], p. 350, lines 265-8). [xciv] Capita , 118 (1281d). Compare Capita alia, 1 (1300C), where the ‘contemplation of divine light’ is linked with Christ’s Transfiguration. [xcv] Похожим образом высказывается св. Григорий Палама, используя для обозначения Божественного света слово hypostatikon : Triads , I, 3, 7 (123,28). [xcvii] Capita , 23 (1245D). C р. Kallistos, Life, 5 (9,4-7), 8 (11,28-29; 12,2-7; и особоенно 14,14-15,7). [xcviii] Quomodo oporteat sedere , 8 (1345A). Другие места, где Григорий прибегает к понятию света: Capita, 5 (1240D), 45 (1253A), 85 (1265B), 113 (1277D); De quiete et oratione, 3 (1308C), 4 (1308D); Quomodo oporteat sedere, 7 (1344D). В некоторых их этих отрывков свет упоминается в чисто символическом смысле. В Capita , 43 (1252d) упоминается «темнота богословия» [прим. пер: ничего похожего мне обнаружить не удалось.]– возможно, это реминисценция на Пс.-Дионисия, к сочинениям которого Григорий, вообще говоря, обращается не часто. [c] J. Lemaître (?I. Hausherr), in Dictionnaire de Spiritualité, vol. ii (Paris 1953), col. 1797. [cii] Доклад на 6-й Международной конференции патристических исследований, Оксфорд, 10 сентября 1972 г. Оригинальный текст статьи: http://www.bogoslov.ru/en/text/2588738.html Комментарии ( 2): Александр 26 сентября 2012г. 14:27 Отличный труд! С удовольствием прочел! Из гимна 27 прп.Симеона Н.Богослова Не говорите, о, друзья, Что невозможно никому Святого Духа воспринять! Не говорите никогда, Что можно без Него спастись! Не говорите никогда, Что может человек любой Святого Духа получить, Не сознавая сам того! Не говорите никогда, Что Бог невидим для людей! Не говорите, что они Не могут свет Его узреть, И что по нашим временам Никак нельзя узреть тот свет. Ведь невозможным никогда Все это не было, друзья: Вполне возможно это тем, Кто жаждет Бога всей душой, Кто, жизнь святую проводя И очищаясь от страстей, Соделал чистым глаз ума. Для остальных же грязь грехов Бывает вечной слепотой, Что там и здесь их отлучит От света Божьего навек И - не прельщайтесь! - в темноту И в вечный огнь их отошлет. ________________________________________ Полезная ссылка: Библиотека по исихазму: Тематический каталог http://www.hesychasm.ru/library/theme.htm

http://bogoslov.ru/article/2839188

Лит.: Аполлос (Алексеев), архим. Патриарх Иоаким//ЧОИДР. 1848. Год 3. 7. С. 123-136 (переизд.//Макарьевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. С. 328-340); Горский И., свящ. Патриарх Всерос. Иоаким (Савёлов) в борьбе с расколом//Странник. 1864. 2. С. 51-100; 3. С. 101-124; Гаврилов А. Лит. труды Патриарха Иоакима//Там же. 1872. 2. С. 89-112; он же. Отношение Патриарха Иоакима к Киев. митрополии и к киев. ученым в Москве//Там же. 1873. 7. С. 22-32; 8. С. 97-137; Ивановский Н. И. Мнимая священническая присяга патриарха Иоакима//ПС. 1873. Ч. 2. 7. С. 336-363; Смирнов П., свящ. Иоаким, Патриарх Московский. М., 1881; Белокуров С. А. Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при Патриархе Никоне и Иоакиме. СПб., 1885; Барсуков Н. П. Всерос. Патриарх Иоаким Савёлов. СПб., 1891; Савёлов Л. М. Род дворян Савёловых (Савёлковы). М., 1895. С. 23-29; он же. Грамоты рода Савёловых. М., 1912; Попов П. Н. Соборы патриарха Иоакима на митр. Смоленского Симеона//Смоленская старина. 1909. Вып. 1. С. 313-343; Записки о вступлении на Новгородскую митрополию митр. Иоакима и Евфимия. СПб., 1913; Савёлов Д. М. Вековая несправедливость: О патриархе Иоакиме (И. П. Савёлове). М., 1915; Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. С. 102, 345; С. 104, 351; С. 110, 374, 375, 377; С. 112, 384; С. 116-117, 405, 406; Лаппо-Данилевский А. С. История рус. обществ. мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990. С. 85, 153-165, 203-226, 232, 234, 241-242; Соловьёв. История. М., 1991. Кн. 7. С. 188-189, 275-276, 300-301, 306-307, 309-310, 419-421; Каган М. Д. Житие Иоакима патриарха//СККДР. 1992. Ч. 1. С. 351-355; Зиборов В. К. Иоаким//Там же. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 53-57; Яламас Д. А. Приветствия учеников Славяно-греко-латинской академии Московскому Патриарху Иоакиму//The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Thessal., 1992. P. 513-519; Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 238, 246, 251, 271, 320; Полознев Д. Ф. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан// Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 470-495; он же. Русская Православная Церковь в XVII в.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 92-96; Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII вв. М., 2002. С. 91-94, 101, 133-139, 212; Волкова Л. П. Девятый Всерос. Патриарх Иоаким (Савелов): Мат-лы из истории можайского боярского рода Савеловых//Макарьевские чт. 2003. Вып. 10. С. 579-592; Макарьевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. Патр. Иоаким и его время; Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006 (по указ.); Булычев А. А. О светской карьере будущего Московского патриарха Иоакима (Савёлова)//ДРВМ. 2009. 4(38). С. 33-35; Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/468879.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010