Аминь.    Св. Василия Великого.    Учение о Божестве Духа Святого. Слово 13. Произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епис... Произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского    Примите, братья, слово мое, хотя оно весьма кратко и далеко от совершенства. Но Владыка Бог знает, как праведным судом взвешивать милость, ибо приемлет и Павлово насаждение, как Павлово, и Аполлосово напоение (1Кор.3:6), и две лепты вдовы (Лк.21:3), и смирение мытаря (18:14) и исповедание Манассии (2Цар.33:13). Примите и вы новосоставленное слово о новопоставленном Пастыре. Примите глас благодарения за видимые нами чудеса. Хотя мы малы и последние в сынах Израилевых: но благодарить богато ничто не препятствует и малым. Конечно, совершеннейшие воздадут Богу и хвалу совершеннейшую, а мы принесем Ему ныне, какую можем.    Итак, «воспойте Господу песнь новую, ибо Он сотворил чудеса» (Пс.97:1)! Мы обуревались волнами, повергались, изгонялись; одни бедствия уже угнетали нас, а другие угрожали нам. Кто же переменил бурю в тихий ветер? Кто сокрушил оружие, меч и брань? Кто принял нас изгнанных и отверженных? Не ты ли, Боже, сотворил это? «Господь крепок и силен, Господь силен в брани» (Пс.24:8), — Он рассек море, Он питал в пустыне народ бедствующий, послав ему чудный дождь, Он источил воду из камня, Он победил Амалика неизъяснимым и таинственным воздеянием рук (ибо руки священника, воздвигаемые на горе и принимающие молитвенное положение, совершили то, чего не могли сделать многие тысячи); Он разрушил стены без стенобитных орудий и битвы; скажу, наконец, Он низложил Голиафа, гордого и надменного потомка исполинов, дерзнувшего выйти против великого Давида. Поэтому скажем единодушно: «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их. Избавилась душа наша, как птица избавилась от сети ловящих» (Пс.123:4.6.7); присовокупим и прочее, что вещает душа, обрадованная великим даром Божиим.    Я шел, чтобы принести не меч, но мир. Я шел не к посрамлению великого Пастыря, который председательствует в славном городе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

118) Не можешь ты сделать ума своего высшим похотения тел, денег и яств, если не введешь его в чистую страну праведных, в коей (или под действием коей), внедрившись в сердце память о смерти и Боге, уничтожит в нем всякое восстание земных похотений. 119) Ничего нет страшнее памяти смертной и дивнее памяти Божией; та вселяет спасительную печаль, а эта исполняет духовным веселием. Ибо пророк Давид поет: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4); а Премудрый учит: поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь (Сир. 7, 39). 120) Пока ум не узрит славы Божией откровенным лицем (2 Кор. 3, 18), дотоле душа не может возглашать в чувстве своем: аз же возвеселюся о Господе (Пс. 103, 34), возрадуюся о спасении Его (Пс. 19, 6). Потому что покрывало самолюбия лежит на сердце ее, которое не снимается с нее без произвольных и невольных скорбей и лишений; оставаясь же на ней, не дает ей видеть, как все есть и бывает. 121) Не после бегства из Египта, т. е. не после пресечения греха делом, и не после прехождения моря, т. е. не после отсечения сочувствия и склонности ко греху; но после пребывания в пустыне, т. е. после претерпения всяких бед, лишений и скорбей, вождь Израиля сподобляется узреть землю обетованную, т. е. бесстрастие, обладающее сильным созерцанием умным (Второз. 34, 1). 122) По пустыне шествующие, – т. е. те, у которых грех в бездействии, – по одному слуху знают о благах блаженной оной земли; соглядатаи своими глазами видят их, т. е. пребывающие в трудах добродетели и послушания упованием объемлют их; войти же в нее сподобившиеся всем чувством насыщаются ими, как медом и млеком. 123) Не сораспялся еще Христу тот, кто имеет естественные движения плотские, и не спогребся еще Ему тот, кто носит помышления и сочувствия плотские: как же совосстать такому с Ним, чтобы ходить во обновлении жжизни (Рим. 6, 4)? 138) Древле древним заповедано было приносить в храм начатки от гумна и точила (Исх. 22, 29). Ныне же нам должно приносить Богу, как начатки деятельной добродетели, воздержание и истину, а как начатки добродетели созерцательной – любовь и молитву: теми отсекая стремления похоти и гнева, а этими – суетные помышления и порождаемые ими прилоги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

118) Не можешь ты сделать ума своего высшим похотения тел, денег и яств, если не введешь его в чистую страну праведных, в коей (или под действием коей), внедрившись в сердце память о смерти и Боге, уничтожит в нем всякое возстание земных похотений. 119) Ничего нет страшнее памяти смертной, и дивнее памяти Божией; та вселяет спасительную печаль, а эта исполняет духовным веселием. Ибо Пророк Давид поет: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4); а Премудрый учит: поминай последняя твоя и во веки не согрешишь (Сир. 7, 39). 120) Пока ум не узрит славы Божией откровенным лицем (2 Кор. 3, 18), дотоле душа не может возглашать в чувстве своем: аз же возвеселюся о Господь (Пс. 103, 34), возрадуюся о спасении Его (Пс. 19, 6). Потому что покрывало самолюбия лежит на сердце ея, которое не снимается с нея без произвольных и невольных скорбей и лишений; оставаясь же на ней, не дает ей видеть, как все есть и бывает. 121) Не после бегства из Египта, т. — е. не после пресечения греха делом, и не после прехождения моря, т. — е., не после отсечения сочувствия и склонности ко греху; но после пребывания в пустыне, т. — е., после претерпения всяких бед, лишений и скорбей, вождь Израиля сподобляется узреть землю обетованную, т, — е. безстрастие, обладающее сильным созерцанием умным (Второз. 34, 1). 122) По пустыне шествующие, — т. е., те, у которых грех в бездействии, — по одному слуху знают о благах блаженной оной земли; соглядатаи своими глазами видят их, т. — е. пребывающие в трудах добродетели и послушания упованием объемлют их; войти же в нее сподобившиеся всем чувством насыщаются ими, как медом и млеком. 123) Не сораспялся еще Христу тот, кто имеет естественныя движения плотския, и не спогребся еще Ему тот, кто носит помышления и сочувствия плотския: как же совозстать такому с Ним, чтобы ходить во обновлении жизни (Рим. 6, 4)? 138) Древледревним заповедано было приносить в храм начатки от гумна и точила (Исх. 22, 29). Ныне же нам должно приносить Богу, как начатки деятельной добродетели, воздержание и истину, а как начатки добродетели созерцательной — любовь и молитву: теми отсекая стремления похоти и гнева, а этими —суетныя помышления, и порождаемыя ими прилоги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

123. Нильсен Д . Библейская религия в свете новейших археологических раскопок//ВДИ. — 1:с. 94–113. 124. Олесницкий А. А . Ветхозаветный храм в Иерусалиме. — СПб., 1889. 125. Его же . Судьба древних памятников св. Земли. — СПб., 1875. 126. Павский Г. П., прот . Библейские древности для разумения св. Писания. — СПб.. 1884. — 127 с. 127. Полянский Е. Я- Творения бл. Иеронима как источник для библейской археологии. — Казань, 1908. — 71+583+V с. 128. Его же . Деньги древних евреев//ПС. — 3–4:с. 485–498. 129. Его же . Краткое историческое обозрение Палестины и библейских древностей//ПС. — 4–6:10. 130. П. Ф. Н . Ассиро-вавилонские памятники и Ветхий Завет//ВР. — 24. 131. Раулинсон Г . Библия и наука: Историческое разъяснение к Ветхому Завету/Пер, с англ. — СПб., 1899. — 134 с. 132. Рождественский А . Новые открытия в области библейской науки//ХЧ. — 449–452. 133. Рыбинский В. П . Вавилон и Библия//ткда. — 1903, 134. Его же . К вопросу об отношении Библии к Вавилону. — Киев, 1904. — 13 с. 135. Рыбинский В., Лопухин А. П.,Вебер, еп. Библия и Вавилон: Апологетический очерк. — СПб., 1904. — 136 с. 136. Смирнов А . Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи//ЧОЛДП. — 10:с. 341–375. 137. Его же. Исторические книги Библии и египетские памятники//ЧОЛДП. — 11:с. 619–633. 138. Сэйс (А. Г.) . Свидетельство древних памятников о достоверности св. Писания/Пер. с англ.//ПО. — 3:с. 535–562 (автор — ассириолог). 139. Терновский С . Топография Иерусалима библейских времен//ПС. — 12. 140. Тристрам Г . Восточные обычаи в библейских странах/Пер. с англ. — СПб., 1906. — 150 с. 141. Троицкий И. Г . Силоамская надпись//ХЧ. — 7–8:с. 161–176. 142. Его же . Вновь открытая Гезерская надпись//ХЧ. — 3:с. 566–572. 143. Его же . Библейская археология. — СПб., 1913. — Vl-j-477c.. 144. Троицкий С . Новейшие открытия в области библейской истории//Стрк., 2:с. 244–248. 145. Фартусов В. Д . Планы и фасады Ноева Ковчега, Скинии Моисеевой, первого и второго Иерусалимского храмов и дворца Соломона. — М., 1909. — 46 c.f 5 табл.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Итак, чего Иов в 14-й главе только желал, в том он теперь вполне уверен. Он знает, что у него есть Искупитель, Который после разрушения настоящего тела страдальца востанет некогда на его прахе. Сам Иов увидит Его во плоти (очевидно, другой, прославленной – 1Кор. 15:40 ), своими телесными очами, и для получения лично себе блаженства и воздаяния за настоящие страдания. Истаевают () внутренности мои () в груди моей. Что хочет сказать Иов этими словами? Преосв. Филарет считает их прямым доказательством отсутствия у Иова веры в загробную жизнь 95 . Но принимая во внимание библейскую терминологию, можно отождествить это выражение с Пс. 118:123 : «истаевают очи мои» ( ; 83:3; 142:7), т. е. дух мой 96 сильно желает скорее увидеть Господа. В последних двух стихах (28–29) Иов угрожает несправедливым друзьям Божиим наказанием за их незаконные оскорбления его невинности. Знайте ( – будьте так же твердо уверены, как я уверен в существовании Гоела), что есть суд их ( – грешников). Как для невинных страдальцев есть Искупитель, так для несправедливых оскорбителей есть законный Божий суд (ср. 13:10). Невыполнение в земной жизни, по воззрению Пятикнижия, Божественного Правосудия приводит к вере в выполнение его за гробом. Но шеол – место мрака и страдания – не может быть для страдальцев местом награды. Вера в Правосудие приводит к предположению, что состояние в шеоле должно быть временным. Предположение переходит в твердую уверенность, что существует на небесах Очевидец – Свидетель человеческой невинности. Последний некогда восстанет на земле. Иов тогда снова оденется плотью и увидит Господа-Искупителя своими будущими телесными очами (ср. Ин. 8:56 ). Псалтирь Согласно антропологическому учению Пятикнижия, псалмопевцы признают различие в посмертном состоянии духа и тела человека. Дух человека выходит из него, а тело возвращается в землю (145:4). Псалмопевцы верят в загробную жизнь. Настоящую земную жизнь они считают местом только странствования, ввиду будущего отечества. ( Пс. 118:19–20; 38:13 ). Невыполнение Божественного Правосудия в земном благоденствии людей приводило к вере в выполнение его в загробной жизни ( Пс. 72 ). Каким же образом в загробной жизни будет выполнено Божественное Правосудие? Грешники будут помещены в шеоле – аду. Да возвратятся грешницы во ад, ecu забывающий Бога (9:18). Да постыдятся нечестивии и снидут во ад (30:18). Грешницы яко овцы во ад положены, суть (48:15). Находящиеся в аду лишены лицезрения и прославления Бога (6:5), поэтому ими обладает духовная смерть (48:15). Они лишены света, счастья и блаженства (48:20), а потому подобны животным (48:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Обращение Блаженнейшего митрополита Владимира ко всем верным чадам Украинской Православной Церкви с призывом усилить молитвы о ниспослании дождя и даровании прохлады 10 августа 2010 г. 17:30 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир обратился к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви с призывом усилить молитвы о ниспослании дождя и даровании прохлады. Чувством глубокой обеспокоенности отзывается в сердцах миллионов людей жара, которая в течение долгого времени продолжается в нашей стране и братской России. Высокая температура стала причиной ухудшения состояния здоровья многих людей, гибели тысяч гектаров урожая. Жара вызвала лесные пожары, которые сейчас бушуют в европейской части Российской Федерации. Тысячи наших братьев и сестер потеряли свое жилье, хозяйство и оказались под открытым небом. Есть свидетельства о лесных пожарах и на Украине. Государственная власть делает все, чтобы предотвратить появление новых вспышек огня. Стихия наводит ужас, а иногда и отчаяние. В эти дни обращаемся к каждому верующему словами Священного Писания: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 123:8), «... укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его» (Еф. 6:10). Призываю архипастырей и пастырей усилить свои молитвы и обратиться ко всем верным чадам Украинской Православной Церкви, чтобы и они просили милосердного Господа послать нам долгожданную прохладу, чтобы Он укротил стихию и чтобы огонь снова ласково освещал и согревал наши дома, а не уничтожал их, оставляя людей без кровли и насущного хлеба. Каждый, кто имеет возможность, пусть окажет помощь пострадавшим — финансово, материально или просто поддержкой и добрым словом. Верим, что наша совместная молитва приклонит Божие милосердие к нашей стране и ее боголюбивому народу и «Господь даст благо, и земля наша даст плод свой» (Пс. 84:13). +Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви Официальный сайт УПЦ / Перевод Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1241351.ht...

185 Совершенное время глагола κεκοιννηκε указывает на то, что существующее между людьми общение плоти и крови, несмотря на слабость и изменчивость его, есть постоянно продолжающийся факт (см. у Блеека II, 238 и у Делича, стр. 80). 191 Мысль об ограничении диавола Апостол выразил через глагол καταργω, имеющий значение ργν (εργον) ποιω – делать праздным и бессильным (см. у Блеека, стр. 157). 193 Понятие о рабстве могло явиться здесь как современное Апостолу тяжёлое состояние. Язычники же представляли свой грозный аид, а евреи – тёмный шеол, хуже рабства. Не беспричинно псалмопевец вопиял: «не оставити душу мою во аде» ( Пс.15:10 ). 199 См. у Делича, стр. 100, у Блеека – 154. Сам И. Христос называл Свои злострадания искушениями (πειρασμο). См. Лк.22:28 . Помогать же искушаемым Он мог не по внешней силе, но по внутренней способности, или склонности, приобретённой опытно. Мысль эта даётся словами: δναται βοηϑσαι. См. у Рима, стр. 422 и у Делича – 99. 201 Понятия πστολος и ρχιερες ближе определяются через определяющий их родительный падеж τς μολογας μν, относящийся к обоим существительным вместе, что открывается из отсутствия члена перед ρχιερες. Из этого явствует, что Христос есть Первосвященник и Апостол нашего (христианского) исповедания веры, в противоположность исповеданию ветхозаветному, в котором Апостольство принадлежало Моисею, а первосвященство Аарону (ср. 1Тим.6:12 ; 2Кор.9:13 ). 203 Эта мысль о неразрывной связи ПервоАпостольства и Первосвященства Христова имеет многоразличное значение и прежде всего то, что Он совмещал в Себе служение Моисея и Аарона, а потому был выше того и другого в отдельности (см. у Люнемана 123, стр.). 206 Мк.3:14 В Апостольском выражении [τ ποισαντι ατν) ариане, а за ними и многие другие, видели указание на сотворение Христа (см. у Блеека, II, 390). Но хотя в Ветхом Завете и придаётся этому глаголу значение творения ( Пс.94:6 ; Ис.17:7 ; Ос.8:14 ), но с другой стороны он употребляется в смысле делания кого-либо чем-нибудь, в смысле поставления в должность, или звание ( Деян.2:36 и Мк.3:14 ). Поэтому, тщетны все попытки современных экзегетов оправдать на Христе буквальное значение этого глагола, например, в приложении к предвечному рождению, как это делают Люнеман и Блеек. В противоположность им Делич и Куртц справедливо замечают, что если раз писатель употребил это слово в его буквальном смысле, то нет оснований относить его к тому, что превышает всякую мысль о творчестве (см. у Делича, стр. 105 и у Куртца, стр. 116). И контекст речи против буквального понимания этого слова, потому что неуместно думать о рождении Христа от Девы там, где Иисус Христос по служению Своему сравнивается с Моисеем (см. у Рима, 286).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

(16:24–40); во–вторых, когда по приказу Моисея в скинии (шатре, который был средоточием культа и местом «присутствия» Господа) на ночь оставлены посохи старейшин 12 колен Израиля, то наутро посох Α., старейшины колена Левия, найден чудесно расцветшим (Чис. 17). Однако высокий сан А. и его потомков сопряжен с грозной ответственностью. Так, в первый же день исполнения А. и его сыновьями сакральных обязанностей двое сыновей А. (Надав и Авиуд) пожраны «огнем от Господа» за то, что, не дожидаясь возгорания этого таинственного огня, разожгли в своих кадильницах «огонь чуждый» (Лев. 10:1–2); А. и его оставшимся сыновьям даже не дано оплакать погибших, ибо они не смеют прерывать своего служения. Когда Моисей поднимается на Синайскую гору для общения с Господом, он поручает народ А. и Ору; по требованию народа А. изготовляет золотого кумира в виде тельца, чем нарушает запрет идолопоклонства и навлекает гнев Господа, от которого оказывается спасенным лишь благодаря заступничеству Моисея; Моисей, как «ревнитель веры», обличает в отступничестве священника А. (Исх. 32; Втор. 9:20). Когда же А. (вместе с Мариам) порицает Моисея, ставя ему в вину его брак с «эфиоплянкой» и приписывая себе такое же пророческое достоинство, ему приходится принести покаяние в своем неразумии (Чис. 12:1–11). Как и Моисею, А. не дано войти в «землю обетованную»; смерть постигает его в возрасте 123 лет на горе Ор (подругой версии, — в Мосере; Втор. 10:6), где Моисей снимает с него священнические ризы и облекает в них Елеазара, сына А. и преемника его сана, а народ 30 дней оплакивает умершего (Чис.. 20:22–29; 33:38–39). Для поздних библейских авторов А. — «идеальный священник» (Пс. 76:21; Пс. 105:16; Сир. 45:7–27; и особенно Прем. Сол. 18:20–25, где А. — «непорочный муж» и отвратитель гибели от народа). Талмудическая литература особенно подчеркивает в А. черты примирительности, кротости и мягкости. Этот мотив подхвачен и традицией ислама, давшей А. (Гаруму) прозвище Абул–Фарадж («отец утешения»). АБРАКСАС

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Вот что делают лукавые силы, когда видят душу ослабевшую и пренебрегающую своим умом до того, что легко подчиняется их нечестивым и богоненавистным наветам. 116 Святого Кирила «не о богах», еврейское и потому единственное число удерживают все переводы. 118 Так Евр. Вульг. Ефиоп. Чтению святого Кирилла ντοςπιτηδεθμαδιν соответствуют Халд. Пеш. и буквально Арабский. 119 Так еврейские и все переводы, но у Святого Кирилла читается: ιδε, вероятно по ошибке писца. 120 Так по одному чтению, по другому, как и у Святого Кирилла: „услышите во грядущая“. Еврейское соответствует принятому. 123 Славянское Сиина, у LXX Συηνη, еврейское ( Иез.29:10; 30:6 ), называемая у Евсевия и Συηνη, нынешней Асуан – укрепленный город древней Фиваиды, в верхнем Египте, лежавший при восточном берегу Нила, на одном из полуостровов, образуемых этою рекою (Evseb. Onomasticon, edit. Larsow et parthey, 1862, Berolini, pag. 342. 3; Plin. Hist. Nat. 5, 10). Славянское Соина и Сава ( Пс.71:10 ), у LXX Συηνη, Иос. Фл. (Antiq. 2, 10. 2) и Евсев. (Onomast. р. 320, 1 – 4) Σαβ, еврейское (Ср. Быт.10:7 ; Ис.45:14 ; Пс.72:10 ) – бывшая столица эфиопской страны в теперешней верхней Нубии, обыкновенно отожествляемая с известною Мероэ. Чтению LXX соответствуют Евр. Пеш. и Вульг. (Saba), согласно с святым Кириллом имеет Арабский (Assuan). 129 В еврейском  букв: в кораблях крик (ликование) их, русское: величавшихся кораблями; как Пеш. Вульг. и халд. (в кораблях хвалы своей), по Арабски как и LXX: свяжутся в кораблях. Вариант, указываемый святым Кириллом, читается в Александрийском кодексе и некоторых других – он мог иметь место только в греческом тексте. 131 Цитата приведена не по книге Исход, но по Римлянам, где читается: ες ατ τοτο ξηγειρ σε, οπως νδειξωμαι ν σο τν δυναμιν μου κα πως διαγγλ τ νομα μου ν παση τ γη. В книге Исход по LXX: κα νεκεν τουτου διετηρθης, να ... σχυν μου  (по другому чтению δυναμιν) ... κα πως... (и сего ради пощаден еси доселе, да покажу на тебе ..). Данное место из послания к Римлянам согласно принятому тексту читают все кодексы, древние переводы, также Ориген , святой Златоуст и другие, за исключением Амвросиаста , который имеет как и LXX: quia in hoc ipsum te servavi, но при этом замечает, что существует и другое чтение: ad hoc te suscitavi. Разночтение объясняется тем, что еврейское буквально: я заставил стоять тебя – можно передать или так: я тебя поставил, воздвиг, как 2Пар.33:19 ; 1Ездр.9:9 и другое. ξ γειρασε Римлянам, posui Вульг., constitui te Пеш., substitere te feci Самар.; или же так, я сохранил тебя, заставил тебя существовать, как 3Цар.15:4 ; 2Пар.9:8 , – διετρηθης LXX, sustinui te Онкел. В той и другой передаче смысл изречения не изменяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Обряды, связанные с В., столь многочисленны, что их сложно свести в единую систему. О ритуальных омовениях подробно говорится уже в аккад. клинописных текстах XXII-XXI вв. до Р. Х. ( Емельянов. С. 161-165, 291-294). Универсальной практикой было погружение в В. священных предметов, статуй языческих богов и т. п. Особую роль В. играла в ритуалах, связанных с инициацией или с переменой статуса (напр., в инд. и древнегреч. культурах известен обряд посвящения состриженных волос местной реке, связанный с возрастными инициациями). В. часто использовалась в ордалиях (испытаниях, заменяющих в традиц. обществах судебные разбирательства). Ее символами в древних культурах обычно служили зигзагообразные линии, спирали или различные варианты орнамента (напр., меандр). В Ветхом Завете В. составляет необходимую принадлежность быта и хозяйства; водоемы оказываются в центре внимания в решающие моменты истории Израиля (переход через Чермное м., через р. Иордан при завоевании Ханаана). В климатических условиях Ближ. Востока забота о В. была равнозначна заботе о пропитании («хлебе») (см.: Исх 23. 25; 3 Цар 18. 13; 22. 27; 4 Цар 6. 22; Ис 3. 1; 21. 14; Иез 4. 11, 16-17; Ос 2. 5; Иов 22. 7). В. необходима и для роста употребляемых в пищу растений - этой цели служили дождевая В. и роса, тем более что в ВЗ почти ничего не говорится об ирригации (исключение составляют сады - см.: Втор 11. 10-11). Омовение ног гостя было признаком гостеприимства хозяина дома (Быт 18. 4; 19. 2; 24. 32; 43. 24; 2 Цар 11. 8). Символика В. Образ водной стихии пронизывает религиозно-исторические представления ветхозаветного Израиля от преданий о творении мира до эсхатологических пророчеств, являя в них то животворное начало (напр., потоки Эдемского сада, «живая вода» времени спасения), то враждебную творению смертоносную стихию, орудие Божественного суда (напр., В. первобытной бездны, всемирного потопа). I. В. как угрожающая творению стихия и орудие суда Божия. Во мн. текстах ВЗ образ В. передает идею угрозы, гибели или порабощения как целого народа (Ис 8. 6-7 - противопоставление тихих вод Силоама бурным потокам, образу войска ассирийского царя; ср.: Ис 28. 2; Иер 46. 7-8; 47. 2; 51. 55; Иез 26. 19), так и отдельного человека (см.: 2 Цар 22. 17; Пс 17. 16; 31. 6; 68. 2, 15; 87. 17; 123. 4-5; 143. 7; Иов 22. 11; 27. 20; Иона 2. 4, 6). Кара Господа сравнивается с разносящей дамбу водной массой (2 Цар 5. 20; 1 Пар 14. 11), смывающей и затопляющей все на земле (Ис 30. 28, 30). В. предстает здесь как стихия, враждебная человеку и всему творению, однако подвластная Богу и подчиняющаяся Его повелениям. Этот образ отчетливо представлен в рассказах о сотворении мира (В. первобытной бездны), о потопе, о переходе Израиля через Чермное м. и др.

http://pravenc.ru/text/155055.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010