Стихи псалмов Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Обилие и богатство в доме Его, и правда Его пребывает во век. В вечной памяти будет праведник ( Пс. 111, 1–6 ). Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане ( Пс. 91, 13 ). Праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него ( Пс 63, 11 ). Я не возбранял устам моим, Господи ( Пс. 39, 10 ). Ты знаешь правду мою и истину мою. Язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день ( Пс. 34, 28 ). Свет сияет на праведника и на правых сердцем веселие ( Пс. 96, 11 ). Род правых благословится ( Пс. 111, 2 ). Славою и честью увенчал его ( Пс. 8, 6 ). Ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением, как щитом, венчаешь его ( Пс. 5, 13 ). Посетил нас Восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира ( Лк. 1, 78–79 ). Прокимен на утрени, гл. 7: Дорога в очах Господних смерть святых Его. Стих: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне ( Пс. 115, 6, 3 ). Кондак, гл. 5 Славное усекновение Предтечи совершилось по особенному Божественному промышлению, чтобы он проповедовал и находившимся в аду пришествие Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство, ибо не закон Божий, не истинную вечную жизнь она возлюбила, но жизнь обманчивую и временную. 30 августа. Перенесение мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского. Тропарь, гл. 4 Познай своих братьев, русский Иосиф, не в Египте, но на небе царствующий, благоверный князь Александр, и прими их молитвы, умножая хлебные растения для людей изобильным плодородием на твоей земле, защищая молитвою города твоего владения и содействуя в борьбе своим единомышленникам – православным христианам. Прокимен, гл. 5: Дорога в очах Господних смерть святых Его. Стих: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне ( Пс. 115, 6–3 ). 25 сентября. Преставление Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Тропарь, гл. 4 Благодетельствующий подвижник, истинный воин Христа Бога, преподобный отец наш Сергий, ты усердно подвизался, перенося страдания и борьбу со страстями в земной жизни, явившись примером для своих учеников в посте, бдениях и непрестанном славословии. Поэтому и вселился в тебя Пресвятой Дух, благодатными дарами Которого ты украшен. Как имеющий дерзновение к Святой Троице, поминай мудро собранное тобою стадо и не забудь своих детей, как обещался.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

21:23). «Чтобы возвещать голосом хвалы и поведать все чудеса Твои» (Пс. 25:7). «Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс. 25:8). «Возненавидел я сборище злонамеренных и с нечестивыми не сяду» (Пс. 25:5). «Ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим» (Пс. 17:22). «Уста праведника изрекают премудрость и язык его произносит правду» (Пс. 36:30). «Правда Его пребывает вовек» (Пс. 110:3). «Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются» (Пс. 131:9). «Блаженны живущие в доме Твоем, они непрестанно будут восхвалять Тебя» (Пс.83:5).     Тропарь священномученику, гл. 4: «Соучастник образа жизни Апостолов и преемник их служения, ты достиг дара восхождения на высоту богопознания; поэтому изъясняя слово истины, ты ради веры пострадал до смерти, священномученик (имя), моли Христа Бога о спасении наших душ.     Прокимен, гл. 4: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих».     Стих: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (Пс. 149:1, 5).     Тропарь священномученикам, гл. 4 (3 и 4 Октября Дионисия, Ареопаг, и Иерсфея-еп. Афинск): «Научившись в совершенстве добродетели, умеренный во всем, облекшийся благопристойно доброю совестью, ты почерпнул таинственное от избранного сосуда — Апостола Павла, и, сохранив веру, совершил течение, священномученик (имя), моли Христа Бога о спасении наших душ».     Тропарь преподобномученику, гл. 4 Андрею Критскому (15 Октября) и Стефану Новому (28 Ноября): «Укрепленный подвигами благочестия на горе, ты оружием креста уничтожил полчище невидимых врагов, после этого и к страданиям мученическим мужественно приготовился, поразив Копронима мечем веры, и за подвиги украсился венцом от Бога, преподобномученик (имя) всегда памятный».     Тропарь мученице, гл. 4: «Агница Твоя Иисусе (имя) громко взывает: люблю Тебя, Жених мой, и, ища Тебя, страдаю, распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении и переношу мучения за Тебя, чтобы царствовать с Тобою, и умираю за Тебя, чтобы жить в Тебе; но, как жертву непорочную, приими меня, с любовию приносящуюся Тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс.88:3 .  Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: Истина «утверждена на небесах». Выражение образное: небо для человека, существа слабого и непостоянного, недоступно, а потому и все, основанное на нем, не может подвергаться никаким изменениям или колебаниям, т. е. эта истина, обетование будет исполнено. Пс.88:4 .  «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: Пс.88:5 .  навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой». Изложенное здесь обетование то самое, которое было сообщено Давиду через пророка Нафана ( 2Цар. 7:12–14 ). Пс.88:6 .  И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. Пс.88:7 .  Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? «Небеса», «собрание святых», «сыны Божии» означают ангелов, благоговеющих пред величием данного Давиду обетования. Пс.88:11 .  Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих. «Раав» – обозначение Египта ( Пс. 86:4 ). Упоминается о чудесном изведении из Египта, как проявлении всемогущества и благоволения Господа по отношению к евреям. Пс.88:13 .  Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются». Эти горы, находящиеся в Палестине, служат символом всей этой гористой страны. Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарного чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемые за время обитания в этой стране. Пс.88:16 .  Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, Пс.88:17 .  о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, Если Господь так милостив к евреям и всемогущ, то тот народ, который слушает «трубного звука» – блажен. Труба употреблялась у евреев для собрания народа к молитве. Слушаться трубы – точно исполнять Божественные предписания о благоговейном отношении к Нему и исполнении Его заповедей. «Возноситься правдою» Божьею – пользоваться Его покровительством и защитой, а через то и славой у всех народов за праведное хождение пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 30 Содержание псалма отвечает положению Давида во время гонений от Саула. Давид говорит о своей невинности ( Пс.30:2, 6, 19 ), унижении и преследовании со стороны врагов ( Пс.30:5–11 ), об унижении со стороны народа ( Пс.30:12, 14 ). Давид скрывается в укрепленном городе ( Пс.30:22 ), но несмотря на пребывание в последнем, он ненавидит «почитателей суетных идолов» ( Пс.30:7 ). Последние два выражения указывают на факт спасения Давида в Секелаге филистимском (см. Пс. 15 ). Дополнение в русской Библии «во время смятения» – взято на основании Пс.30:23 ст. То же дополнение находится в Вульгате, у LXX и в слав. Библии. Так как Ты, Господи, Бог истины, то я надеюсь на Тебя одного и молю освободить меня от всех опасностей и сетей, которыми меня окружили враги (2–5). Я свою жизнь вверяю Тебе, ненавижу идолов и за оказанные мне милости буду воспевать Тебя (6–9). Настоящие мои бедствия тяжелы; мои силы истощились, меня все избегают, кругом слышу злоречие и попытки лишить меня жизни (10–14). Я жду защиты от Тебя одного: не дай врагам восторжествовать надо мною (15–19). Благословен Господь за ту милость, которою Он награждает преданных Ему и которую Он излил на меня в моем смятении. Да мужаются и укрепляются все, надеющиеся на Господа (20–25)! Пс.30:2 .  На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; «По правде Твоей избавь меня» – потому что Ты, Господи, любишь правду, избавь меня от врагов. Здесь исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом, на чем основана его уверенность и просьба о защите. Пс.30:4 .  ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Пс.30:6 .  В Твою руку пред­аю дух мой; Ты избавлял меня, Го­с­по­ди, Боже истины. «Ради имени Твоего води меня и управляй мною». Имя Божие – Бог истины. Давид пред Ним чист. Чтобы имя Божие не подвергалось осуждению и осмеянию со стороны врагов, Давид молит «водить его», т. е. спасти от бедствий, так как гибель в последних могла быть истолкована врагами в смысле указания на бессилие Бога спасти преданных Ему (6). – «В Твою руку предаю дух мой» – Тебе вверяю свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

264// вселилась бы душа моя в страну молчания (Пс 93, 17), — свидетельствует, что по развращению свободы он давно бы уже был в аду, если бы не был спасаем помощью и покровительством Божиим. Ибо Господом, а не от свободной воли утверждаются стопы такого человека. Когда он будет падать, не разобьется. Почему же? Ибо Господь поддерживает его за руку (Пс 36, 23, 24). Сказать яснее, ни один праведник не имеет в себе достаточно сил стяжать праведность (Пс 36, 23, 24). Непрестанно колеблется он и в каждое мгновение готов пасть, потому милость Господа подкрепляет его рукою Своею, чтобы иначе, подвергшись падению по слабости произвола, совершенно не погиб он в падении своем. глава 13 Устроение нашей жизни зависит от Бога И святые мужи никогда не надеялись собственным своим тщанием устроить тот путь, по коему надлежало идти, стремясь к полноте и совершенству в добродетелях, но всегда умоляли о том Господа: направь меня на истину Твою (Пс 24, 5), уровняй предо мною путь Твой (Пс 5, 9), укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти (Пс 142, 8). Другой же пророк свидетельствует, что он познал это не только верою, но и из опыта, из самой природы вещей: знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер 10, 23). И Сам Господь так говорит к Израилю: Я услышу его и призрю на него; Я буду как зеленеющий кипарис; от Меня будут тебе плоды (Ос 14, 9). глава 14 Знание закона сообщается от Бога И само познание закона не надеялись они приобрести только трудами чтения, но искали вразумления и просвещения от Бога, взывая к Нему: укажи мне, Господи, 265// пути Твои и научи меня стезям Твоим (Пс 24, 4). Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс 118, 18). Еще: научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой (Пс 142, 10). глава 15 Разум для познания повелений Божиих и расположение доброй воли даруются Богом Так святой Давид ищет у Господа вразумления, посредством которого мог бы познать заповеди Божий, и хотя уже знал их, как они написаны в книге закона, однако говорит: я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои (Пс 118, 125).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

А то, что все взявшие меч умрут, Он сказал, разом и научая уподобляться Ему незлобивостью, беря за образец Его поступки и всегда их имея перед глазами, и предсказывая тяжелые беды, которые ожидали иудеев в будущем, едва ли не вопия нам тем самым: «Все Меня убившие скоро и сами станут жертвами убийства», – что вскоре и случилось, не миновало, ибо все они были погублены римским мечом. Смотри же: ничего из прореченного о Нем пророками не осталось ведь неисполнившимся. Покинули ученики Его, когда Он был схвачен теми убийцами, разойдясь кто куда, – и сбылось пророчество, гласящее: «Поражу пастыря, и рассеются овцы стада» ( Мф.26:31 ). Отведен Он был связанным во двор первосвященника по имени Каиафа (см. Мф.26:57 ), а оттуда к Пилату (см. Мк.15:1 ), и, обступив Его, слуги били Его по щеке и ругались, всевозможным образом браня Его и надругаясь, – и сбылись слова Давида: «Окружили Меня псы многие» ( Пс.21:17 ), «быки тучные схватили Меня» ( Пс.21:13 ), «поношения поносящих Тебя пали на Меня» ( Пс.68:10 ), «Умножились больше волос на голове Моей ненавидящие Меня понапрасну, укрепились враги Мои, преследующие Меня неправедно» ( Пс.68:5 ). Отослан Он был, оскорбляемый, от Пилата к Ироду, случившемуся в Иерусалиме (см. Лк.23:7 ), – и вновь сбылось пророчество Давида: «Зачем были в смятении народы и люди поучались суетному? Восстали цари земли», т. е. Ирод и Пилат с первосвященниками и людьми, «против Господа и против Помазанника Его» ( Пс.2:2 ), говоря: «Расторгнем узы их и отбросим от себя иго их» ( Пс.2:3 ). Каких их? Бога, конечно же, и человека, которого Бог воспринял. Но «Живущий на небесах посмеется над ними, и Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею смутит их: «Я ведь – , говорит Христос, – поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его» ( Пс.2:4–5 ), т. е. в самом Иерусалиме, каковой так и называем Сионом, и в церкви древней иудейской и этой новой, народов, «возвещая», т. е. проповедуя, преподавая, «повеление Господне» ( Пс.2:7 ). Затем продолжает: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя» ( Пс.2:7 ), – имея в виду человека, которого воспринял Божий Сын-Слово, потому что «сегодня» указывает на человеческую временность. «Проси у Меня, и Я дам Тебе народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ), – что и произошло, ибо всю подсолнечную можно видеть божественное иго Евангелия влекущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Заключение книги Иова парадоксально, но в этом парадоксе открывается одна из величайших истин богопознания. Иов признает свое невежество. Он ничего не понял в своей судьбе; немногое ведомо ему и о творческой мудрости Творца. Он «помрачал Провидение, ничего не разумея»! Но глаза его видели Бога и он все понял сердцем и в «прахе и пепле» примирился с Богом. Он видел Бога и постиг свое невежество о Боге. Познал Бога, познав непостижимость Его. Он жаловался Богу на Бога и был оправдан Богом. Человек ничтожество; он ничего не может дать Богу. Что для Бога человеческое добро и зло? Но «раб Божий Иов» дорог Богу, и Он является ему и говорит с ним и благословляет его. Воистину во плоти своей, своими глазами он увидел своего Искупителя, Заступника и Господа… Близость к Богу. В раю человек был неразлучен с Богом. Оставив Бога и по-видимому оставленный Им, человек не может не искать Бога. Об этом постоянно говорят Псалмы. «Ищите Господа и силы Его, ищите Лица Его всегда!» ( Пс. 104:4 ). «Я искал Господа и Он услышал меня… Обращающие взор к Нему просвещались… Вкусите и увидите, как благ Господь… Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе " … ( Пс. 33:5–11 ). Только «вкусившие» бытия Божия и могут действительно знать, что «благ Господь» и что от Него и в Нем все блага. Нам дано не только, искать, но и видеть Бога; не только видеть, но и вкушать, т.е. быть причастниками бытия Божия… «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога… Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро…» ( Пс. 13:1–3 ). Безумье, безбожье, злодейство – одно и то же. В этом основа библейского учения о зле. Путь к Богу, добру и мудрости – один. Но люди не верят этому… «Как лань стремится к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому! Когда прииду и явлюсь пред лице Божие?.. Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей… Я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего!» ( Пс. 41 ; ср. Пс. 68 ). Жажда Бога возможна, только если мы не можем жить без Бога, как без воды, т.е. если Бог необходим нашему духу. Бог – крепость, Бог – жизнь, Бог – милость, Бог – Спаситель, Бог – Бог наш, Сущий, без Которого нас нет. «Яви нам свет Лица Твоего, Господи!» ( Пс. 4:7 ). От Бога свет жизни и свет знания; в свете нет различия между сущностью и явлением; Свет Божий есть Бог… Ищущие Бога праведны и Бог не оставляет их ( Пс. 23 , Пс. 9:11 ). Ищущие Бога торжествуют и веселятся ( Пс. 21:24–29 ). «Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя и любящие спасение Твое, да говорят непрестанно: велик Господь!» ( Пс. 39:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Христианин! Если хочешь Бога любить, ненавидь грех, Богу противный и Им ненавидимый. Грех и Бога вместе любить никак невозможно. Если хочешь Бога искать, то не ищи в мире этом ни чести, ни славы, ни богатства, ни прочего угодного плоти. Все это надо оставить ищущему Бога; надо от всего этого сердце освободить, чтобы в нем было место Богу – Вечному Добру с любовью Его святою. Святой Давид ничего не желал ни на небесах, ни на земле, кроме одного Бога; потому и воспел пресладкую песнь: Что мне на небе и без Тебя чего желать мне на земле. Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего и часть моя, Боже, вовек (Пс. 72:25–26). Так своим примером научает нас пророк Божий ничего не желать и не искать, кроме одного Бога, если хотим Его искать и найти. Способ и средство найти Бога – это истинное сердечное смирение и усердная молитва. Когда Бог видит это в человеке, тогда приходит к нему со сладчайшею Своею любовью и делает сердце его храмом Своим. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим, – говорит Господь (Ин. 14:23). Ты не оставил ищущих Тебя, Господи (Пс. 9:11). Богатые обнищали и взалкали, ищущие же Господа не будут лишены никакого блага (Пс. 33:11). Да возвеселится сердце ищущих Господа. Взыщите Господа и укрепитесь, ищите лица Его всегда (Пс. 104:3–4). Если бы кто-то сказал, где Бога искать: в пустыне ли, или в монастыре, или в Иерусалиме, или в ином каком месте? Ответ: Там ищи, где находишься и где живешь. Бог на всяком месте присутствует, и нет такого места, где бы Бога не было; Он везде есть и все исполняет, хотя нам и невидимо и непостижимо присутствие Его. Так поет псаломник: Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли во ад – и там Ты. Если подниму крылья поутру и поселюсь на краю моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138:7– 10). Ибо Вездеприсутствующего и искать везде можешь. Только везде внимай себе, и не последуй тем, о которых написано: не представили Бога пред собою (Пс. 53:5); но последуй псаломнику, который о себе говорит: Всегда видел я пред собою Господа (Пс. 15:8). И так, от всякого греха уклоняясь, и мир с его прелестью и суетою позади себя оставляя, на единого Бога взирай и Его полагай концом всех желаний твоих, и сердцем сокрушенным и смиренным призывай. Тогда узнаешь и внутри себя почувствуешь, что близок Он, и воспоешь Ему с пророком: Близок Ты, Господи, и все пути Твои – истина (Пс. 118:151). Ибо близок Господь ко всем призывающим Его во истине (Пс. 144:18). И еще: Близок Господь к сокрушенным сердцем (Пс. 33:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Таблица 16. Славословия, завершающие каждый из пяти сборников Псалтири Пс.40:14 «Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!». «Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь. Кончились молитвы Давида, сына Иесеева». «Благословен Господь вовек! Аминь, аминь». «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуйя!». Псалом 150 завершает не только последнюю книгу, но и всю Псалтирь. Разделение между книгами 4 и 5 может показаться случайным, поскольку псалмы от 100 до 109 по своему содержанию связаны хиастической структурой. Но все не так просто. Книга 4 завершается двумя псалмами о странствованиях Израиля в пустыне, которые совместно с Псалмом Моисея ( Пс.89 ) – первым псалмом в этой книге – создают инклюзию. Так книга 4 становится «ответом» на вопрос, заданный в конце книги 3, о падении династии Давида ( Пс.88 ) и последующем переселении в Вавилон. Ответ таков: «Яхве был Царем Израиля во время странствований в пустыне, и Он все еще остается Царем во время пленения ( Пс.92, 9598 ) и даже после плена, когда трон Израиля пуст. Почему же Псалтирь разделена на пять книг? На самом деле, ответ на этот вопрос никому не известен, и мы можем только строить догадки и предположения. Книги 1 и 2 в свое время представляли собой два самых ранних сборника псалмов Давида ( Пс.71:20 : «Кончились молитвы Давида, сына Иесеева»). В книгу 2 также входят несколько псалмов «Сынов Кореевых» ( Пс.4148 ) и один псалом «Асафа» ( Пс.49 ). Книга 3, похоже, была специально составлена, чтобы выразить народную печаль от потери земли, храма и царя ( Пс.7288 ). А книга 4 составлена, чтобы дать ответ на народные страдания ( Пс.89106 ). Создание книги 5, конечно же, было попыткой отразить деление Торы (Пятикнижие). Псалмы 1 и 2 о «Торе» и «царстве» перед сборником псалмов Давида (псалмы 340) были добавлены, чтобы показать: даже псалмы можно изучать и как «Божье слово человеку», и как «человеческое слово, песню или молитву, обращенные к Богу». Так псалмы стали частью канона иудейской Библии и вошли в повседневную жизнь израильской общины. Случилось это, скорее всего, в конце V века до н.э., после завершения книги Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

13. «Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров» – «Не отврати» в еврейском тексте теперь читается «не скрывай». – Связь речи здесь такая: не отвращай лица Своего от меня; если Ты это сделаешь, я уподоблюсь...; или: не отвращай лица Своего, чтобы мне не уподобиться. – «Нисходящим в ров» см. объяснение к Пс.87:5 (примеч. 4). 14. «Слышану сотвори мне заутра милость Твою» – «Заутра» значит не «завтра», а – «рано утром». (См. заутреня – утренняя служба; завтрак – утренняя еда). См. напр., Пс.54:18 : «вечер и заутра и в полудне повем... и услышит глас мой», т.е. «вечером и утром и в полдень буду умолять»; Пс.89:14 : «исполнихомся заутра милости Твоея Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся»; Пс.91:3 : «возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь». Таким образом, слова «слышану сотвори мне заутра милость Твою» означают: «дай мне поскорее, теперь же (еще сегодня утром) услышать Твою милость». Смысл этих слов совершенно тот же, что и в Пс.5:4 : «заутра услыши глас мой». – «Яко на тя уповах». «Уповах» по точному смыслу греческой глагольной формы следует перевести: «стал уповать», «возложил упование». По связи речи, однако, удобнее, кажется, поставить здесь, в русском переводе, глагол в настоящем времени. То же необходимо заметить относительно следующих двух глаголов «воздвигох», «прибегох». 15. «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду» – «Скажи» буквально с греческого: «объяви», «сделай мне известным». Смысл этого стиха: «Господи, научи меня, что мне делать». 16. «Яко к Тебе взях душу мою» – Греческий глагол, переведенный здесь словом «взях», значит не «брать, а – «поднимать», «возносить». Поэтому «к Тебе взях душу мою» значит: «к Тебе я вознес душу свою», или «к Тебе вознесся я душою», «к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры» (Златоуст). Это вполне соответствует и еврейскому тексту, в котором здесь читается: «к Тебе возношу душу мою». Слово «взях» в этом смысле встречается и в других псалмах, напр., в Пс.85:4 : «возвесели душу раба Твоего: яко к Тебе возношу душу мою», т.е. «ибо к Тебе возношу я душу мою»; или в Пс.23:7 : «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя» т.е. «поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь двери вечные». В других случаях тот же греческий глагол переводится – и, кажется, вернее – глаголами «воздети» или «воздвигнути»; см. напр. Пс.62:5 : «о имени Твоем воздежу руце мои», т.е. «вознесу руки мои»; или Пс.24:1 : «к Тебе, Господи, воздвигох душу мою» («возношу душу мою»).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010