Итак, если и законом предписывается благодарение во всякое время... не должно пренебрегать утра, чтобы первые движения души и ума посвящаемы были Богу, чтобы мы ни за что другое не принимались с заботливостью, пока не возвеселены мыслью о Боге, по написанному: вспоминал я Бога и веселился ( Пс. 76:4 ), чтобы и тела не приводили в движение для делания, пока не исполним сказанного: Тебе помолюсь, Господи. Поутру услышь голос мой, поутру предстану пред Тобою, и Ты увидишь меня ( Пс. 5:3, 4 ). Затем и в третий час должно становиться на молитву и собирать братию, если бы случилось, что каждый особо занят своим делом; воспоминая дар Духа, данный в третий час апостолам, все должны поклониться единодушно, чтобы и самим сделаться достойными приятия освящения и просить у Духа руководства и учения на пользу, подражая сказавшему: Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во внутренности моей. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня... и Духом Владычественным утверди меня ( Пс. 50:12–14 ); и в другом месте: Дух Твой благий поведет меня в землю правды ( Пс. 142:10 ); и таким образом опять приниматься за дела. И если некоторым по свойству дел или мест придется быть где-нибудь очень далеко, то необходимо обязаны, нимало не медля, исполнять все сообща установленное, потому что где двое или трое собраны во имя Мое, говорит Господь, там Я посреди них ( Мф. 18:20 ). В шестой же час признали мы необходимым молиться в подражание святым, говорившим: вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой ( Пс. 54:18 ); причем, чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читается и девяностый псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний, где повествуется, что Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3:1 ). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах, или заключалось в самом сердце, – за все должны мы умилостивить Бога молитвой. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: о чем говорите в сердцах своих, о том сокрушайтесь на ложах ваших, и утишитесь ( Пс. 4:5 ). Опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний, читая и в этот час девяностый псалом. А что и полночь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога ( Деян. 16:25 ). И псалмопевец говорит: в полночь я вставал славить Тебя за праведные суды Твои ( Пс. 118:62 ). И опять надо вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: предваряли очи мои утро, чтобы поучаться словам Твоим ( Пс. 118:148 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Пс.35:4 .  слова уст его – неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; Пс.35:5 .  на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом. От отсутствия в нечестивом страха Божия зависит и то, что все его слова, поступки и помыслы направлены к неправде, лукавству и злу. Так как деятельность нечестивого имеет целью личный интерес, мелочный, то и приемы его действий основаны на лжи, строении козней, чему он отдается даже в ночное время – время покоя для других людей. Пс.35:6 .  Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков! Пс.35:7 .  Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Бог управляет миром по законам милости и правды. «Милость и истина Его до облаков и неба; правда.., как горы.., и судьбы – бездна великая!» Сравнения, употребленные автором, имеют целью показать, что в Боге – вся истина и вся правда и что только ими Он управляет всем миром, человеком и скотом. Пс.35:8 .  Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: «Сыны человеческие» – все люди. «В тени крыл» – под сенью, покровительством Бога – тоже, что и под крыльями наседки, которая ревниво оберегает своих птенцов. Так и Бог печется о всем живущем и особенно о человеке. Пс.35:9 .  насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, «Тук... дома Твоего», «поток... сладостей» – образы, указывающие на богатые дары природы, которые даны в пользование человеку. Пс.35:10 .  ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет. «Во свете Твоем мы видим свет». Так как ранее говорилось о внешних богатых источниках счастливого существования на земле, которые получаются от Бога, то означенное выражение должно, согласно с контекстом речи, понимать так: нашим благополучием ( «видим свет») мы обязаны Твоей милости ( «во свете Твоем»). Пс.35:12 .  да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: «Да не наступит на меня нога гордыни». Источник праведности человека заключается в страхе Божием. Гордыня – свойство, противоположное ему. Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа. Смысл выражения тогда будет таким: сохрани меня, Господи, от своеволия, как причины отчуждения человека от Тебя, ибо тогда Ты не будешь хранить меня. Можно разуметь под гордыней вообще человека нечестивого, и весь стих представит молитву к Богу о спасении от неправедных врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.49:2 .  С Сиона, который есть верх красоты, является Бог, «С Сиона, который есть верх красоты». – Гора Сион, которая по своему виду, является венцом красоты особенно потому, что в ней обитает сам Господь. Пс.49:3 .  грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. «Пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря». Картина, напоминающая явление Господа в 17 псалме. Эти образы означают Божественное Правосудие, не допускающее торжествовать злу и уничтожающее последнее, как огонь освобождает металлы от лигатуры. «Сильная буря» – символ Его могущества. Пс.49:5 .  «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве». «Святых Моих», т. е. евреев, которые призваны Богом быть народом святым ( Исх. 19:6 ). – «Вступивших в завет со Мною при жертве» – разумеются жертвы, принесенные евреями при Синае, как внешний знак торжественности момента. Пс.49:8 .  Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; Бог укоряет евреев не за «жертвы», которые они приносили, а за то настроение и смысл, который они соединяли с этим жертвоприношением. – «Всесожжения твои всегда предо Мною» – вероятно указывается на постоянное всесожжение, которое ежедневно приносилось в храме утром и вечером. Пс.49:12 .  Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Пс.49:13 .  Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Пс.49:14 .  Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, Пс.49:15 .  и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Жертвы Богу не нужны для Его питания. Если бы за ними было только такое внешнее значение, то Господу, во власти которого весь мир, они не надобны. Важно в жертве не вещество приносимое, а та «хвала» и те «обеты», которыми должно сопровождаться это приношение. Под хвалою разумеется благоговейное чувство пред Богом, то чувство, которое лежит и в основании обетов, как обязательств, налагаемых на себя человеком добровольно пред лицом Господа, а потому и с сознанием важности их значении. Молитва к Богу при таких жертвоприношениях приятна Ему и Он избавит молящегося в день скорби. Такой человек – праведен пред Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.54:5 .  Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня; Пс.54:6 .  страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. Пс.54:7 .  И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; Пс.54:8 .  далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; Пс.54:9 .  поспешил бы укрыться от вихря, от бури». Возмущение жителей и недовольство Давидом приняло уже такие размеры, что последний желал с быстротою голубя уйти в пустыню, чтобы успокоиться от постоянно гнетущих его ожиданий грубого нападения со стороны врагов. Сравнение с голубем, самой быстрой из птиц по своему полету, указывает на степень опасности, которой подвергался Давид. Он ждал «вихря» и «бури», т. е. взрыва возмущения, которое уже было хорошо подготовлено. Пс.54:10 .  Расстрой, Господи, и раздели языки их, ибо я вижу насилие и распри в городе; Сила врагов, а отсюда и степень опасности для Давида, зависела от их сплоченности, почему Давид и молит Господа «расстроить врагов». Молит и о том, чтобы Господь поселил в них несогласие и раздор, и чтобы сделал бесплодными их усилия для достижения цели своих злых желаний (гибели Давида), как бесплодна была попытка послепотопных людей, за смешением их языков, докончить Вавилонскую башню ( «раздели языки их»). Враги заслуживают такой гибели. Давид уже видит, как временное преобладание их в Иерусалиме сопровождалось развитием «насилий и распрей» в городе, т. е. раздоров, какие они внесли в жизнь, Пс.54:11 .  днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его; Пс.54:12 .  посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его: Более частное указание господствовавших в то время настроений в жизни Давид указывает в словах: «злодеяния и бедствие, ...обман и коварство» посреди его города. Под злодеянием нужно разуметь общее указание на самоуправство врагов Давида, проявлявшееся в грубом нарушении закона Моисеева, с которым должно было сообразоваться всякое распоряжение и управление; «бедствие» – страдание, которое указывает как на беззащитность каждого ищущего правды, так и на то, что враги Давида преследовали личную выгоду, не справляясь с тем, будет ли через это тяжело другим, или нет. «Обман» – взяточничество, коварство, ласкательство, лицеприятие. На стенах, равно как и на площадях и в воротах города обыкновенно производилось у евреев, как и у всех восточных народов, судебное разбирательство и обсуждение дел общественных: таким образом, как в общественных, так и в судебных делах тогда царили в Иерусалиме произвол и самоуправство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.77:1 .  Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. «Внимай, народ», «приклоните ухо» – внимательно слушайте, так как сообщаемое автором имеет большую важность. Таковым и является содержание псалма, которое, кроме важности своих религиозно-нравственных наставлений, направлялось к умиротворенно общества и всего народа, на котором спор из-за перенесения Кивота Завета в Иерусалим и избрания Давида в цари отзывался очень тяжело. Пс.77:2 .  Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. «Притча» – краткое изречение; «гадание» – тоже краткая, за своей образностью не сразу понятная речь. Но автор не выдержал своего обещания: последующее содержание псалма хотя и состоит в кратком указании фактов, но не представляет ничего замысловатого. Пс.77:5 .  Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле» – Бог издал законы для всего еврейского народа не с целью их постоянного изменения, но для непреложного и точного исполнения. Пс.77:8 .  и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим. Предлагаемые ниже писателем факты из прошлой истории еврейского народа имеют поучающее значение: они сообщают то дурное из жизни предков, что потомки должны избегать. Пс.77:9 .  Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани: Пс.77:10 .  они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его; Пс.77:11 .  забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им. К таким поучительным фактам относится поведение ефремлян, отрекавшихся от Бога, несмотря на все многочисленные чудеса, совершенные Им. Это отрицание, однако, как видно из фактов обращения того же Ефрема к Богу в минуты бедствий, было не теоретическим, сознательным отвержением истин Богооткровенного закона, а недостатком живой и деятельной веры, было – практическим неверием. Пс.77:12 .  Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.85:5.   Яко Ты, Господи, Благ и Кроток, и Многомилостив всем призывающым Тя. Как «благ» — Господь сострадателен, как «кроток» — поддерживает падающих во грехах. «Милует всех призывающих» Его чрез нищелюбие, добродетели, веру и слезы. Те, следовательно, кто не призывает Бога, не могут быть и помилованы. Итак, молитва служит для нас и оружием, и убежищем, и дверью спасения (Златоуст). Пс.85:6.   Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего. «Внуши» — сочти достойной твоего слуха, «Господи, молитву мою» и «вонми» — окажи милосердие молящемуся (Златоуст). Пс.85:7.   В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси. «Скорби» часто убивают молитву и приводят человека к пренебрежению ею, но Давид, напротив, взывал сильнее и прилежнее не от отчаяния — но от твердой веры в молитву. Повторение же всякой молитвы — есть благовонная жертва перед Богом (Златоуст). Пс.85:8.   Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим. Не только Сын Божий говорил о Себе уничиженно, когда и Бог Отец, не воспринявший плоти, делает то же самое. И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного; поставил Себя выше языческих богов — чрез сравнения Себя с ними. Все это недостойно Бога, но достойно в других отношениях: Он столько человеколюбив, что для нашего спасения пренебрегает выражениями, подобающими Его достоинству (Златоуст). Пс.85:9.   Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое. Истину этого пророчества показали события, последовавшие по вочеловечении Бога и Спасителя нашего (Феодорит). Пс.85:10.   Яко Велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един. «Чудеса» Божии непостижимы; как Слово Божие сошло на землю и не отлучилось от Отца. Пс.85:11.   Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей: да возвеселится сердце мое боятися имене Твоего. Пророк просит страха пред Ним — ибо отсюда приходит к нам истинная радость сердцу и душе (Златоуст). Пс.85:12.   Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Псалом 16 По надписанию в евр. и славянской Библиях этот псалом принадлежит Давиду и представляет в своем содержании молитву к Богу об избавлении от испытываемых им бедствий. Псалом написан во время гонений от Саула, на что указывает как исповедание Давидом своей невинности пред Богом ( Пс.16:1–4, 7 ), так и указание на нечестие ( Пс.16:9, 13 ) и ярость врагов, стремившихся лишить его жизни ( Пс.16:11, 12 ) и своими преследованиями Давида противящихся Божественному о нем определению ( Пс.16:4, 13 ). Услышь, Господи, мою молитву о помощи и спаси меня, праведного и в мыслях и в делах (1–4). Спаси меня, как зеницу от многочисленных, хитрых и сильных врагов (5–9). Они – всюду, и стремятся лишить меня жизни (10–12). Восстань, Господи, и низложи их, а я буду воспевать Тебя (13–15). Пс.16:1 .  Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых. «Правду мою» – мою справедливость, мою невинность пред Тобою и людьми в переживаемых бедствиях. Моя молитва «из уст нелживых», – она искренняя, нет в ней лжи и преувеличений. Пс.16:2 .  От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту. «Суд» – определение, решение. Произнеси, Господи, Свой суд надо мною и моими врагами, и, так как я незаслуженно страдаю, то своим приговором, осуждением моих врагов, дай возможность восторжествовать правде ( «да воззрят очи Твои на правоту»). Пс.16:3 .  Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои. «Посетил меня ночью», ночь – символ бедствий; несмотря на испытываемые бедствия, Давид остался верен «правде», своему влечению и преданности Богу, и не отступал от Его заповедей. Его слова были верным выражением его мыслей, в нем не было лицемерия. Пс.16:4 .  В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя. «В делах человеческих». Под делами человеческими, как обычно в Библии, разумеются привязанности человека к земному, к тому, что только в глазах людей имеет особенную ценность, напр., богатство, покровительство сильных и т. п. – «По слову уст Твоих» – согласно с Твоими заповедями «я охранял себя от путей притеснителя» – Давид в (своих) обыкновенных, житейских отношениях к людям зорко следил за собою, чтобы ни в чем не оказаться притеснителем своего ближнего. Такое отношение к ближнему было исключительным, так как на Востоке насилие было обыкновенным направлением жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слав.-гр.-лат. мо – переносное знач. слова (итто тай, – букв. времена мои, Ак., Симм., Иерея.), но лучше выражает мысль текста и более здесь уместно (Евсев., Афан., Феодор., Зигаб.), чем близкое к букве значение; дни мои; цоэтому изъ русск. прр. лучше Пумаянский и Лонд. «судьбы моя» (Ср. Словари Фюр- ста и Штейнберга). Просвт лиц тво на раба твоего: спси м твоею. 17. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею. 17 . Просвт лиц тво на раба твоего... См. выше на Пс.4:7 стр. 109; спси м твоею – см. Пс.6:5 стр. 123. Гди, да не постыжс, к призвахъ т: да постыдтс и снидтъ во адъ. 18. Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. Нмы да бдтъ устны льстивы, глаголющы на првнаго гордынею и 19. Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем. 18–19. да не постыжс … см. выше Пс.24 :1б; да постыдтс см. Пс.6:11 и 24:3, и снидтъ во адъ=да будут поражены смертию (Афан., Феод., Зигаб.) и осуждены на вечное заключение во аде (ср. на Пс.6:6 , стр. 123–124), и так. обр. онемеют лживые и коварные уста их; т. е. пусть враги и гонители, нисшедши в Шеол, как страну молчания ( Пс.93:17 ), лишатся возможности продолжать свои клеветы и злословия, которого они, живя на земле, и с свойственною им гордостью и презрением (ср. 1Цар.22:7–8; 25:10 ), постоянно преследуют праведника, т. е. Давида, не сделавшего против Саула никакой несправедливости (неправды 1Цар.22:1 ) и ничем не заслужившего взводимых ва него нареканий и преследований ( – 24:12 и 18; ср. Евсевия). Такая мольба псалмопевца не есть выражение пожелания его своим гонителям, а лишь предоставление правосудию Божию того справедливого отмщения, на которое сам он имел право по Моисееву закону ( Исх.21:23–26 ) и не противоречит духу евангельского закона, так как проистекает из благочестивой ревности по Боге и справедливости (ср. Пс.54:16; 138:19–21 ; Ин.2:15–17 ) и ограничивается желанием превращения зла, к вразумлению других нечестивцев (ср. Астерий Амас. у Зигабена), и кроме того, как изречете пророка, может быть понимаемо в смысле пророчества о погибели нечестивых противников преобразованного им Христа Спасителя и всех врагов и гонителей Церкви Божией на земле (ср. 2Цар.23:6–7 и Евсев., Афан. и Зигаб. на Пс.54:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце в груди моей ( Иов.19:25–27 )! До чего сильно было в нем такое убеждение, о том говорит он так: О, если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны были они в книге резцом железным с оловом, – на вечное время на камне вырезаны были ( Иов.19:23–24 ). Псалмопевец не только выражает вообще веру в будущее воздаяние, но и указывает, в чем будет состоять оно. Праведники не увидят, по его словам, тления ( Пс.15:10 ), воскреснут ( Пс.16:15 ), наследуют землю ( Пс.36:9 ), поселятся в земле живых, будут прославлять Бога ( Пс.26:13 . Срав. Пс.114:8 ), будут вписаны в книгу жизни ( Пс.68:29 ), увидят свет жизни (55:14) и будут жить вечно в дому Божием ( Пс.60:5 ). У него есть даже указание на всеобщий суд Божий. Господь приготовил, говорит он, для суда престол Свой. И Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте ( Пс.9:8–9 ). Путь жизни мудрого, говорится в книге Притчей, вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу ( Притч.15:24 ). Всякое дело, говорит Екклесиаст, Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо ( Еккл.12:14 ). Пророки, утешая народ еврейский приближением времен мессианских, утешают его тем, что с явлением Мессии изменится и участь почивших. Они воскреснут и будут жить вечно. От власти ада, говорится от лица Бога в книге Пророка Осии, Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня ( Ос.13:14 ). В одном из предшествующих приведенному мест Пророк указывает даже, что оживление последует в третий день и чрез то сопоставляет его с трехдневным воскресением Христа. Оживит нас, говорит он, чрез два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его ( Ос.6:2 ). Подобным образом выражает веру в возмездие и Пророк Исаия. Он говорит, что настанет время, когда смерть будет совершенно пожерта ( Ис.25:8 ), когда мертвые воскреснут и все земнородные возрадуются ( Ис.26:19 ). Ввиду этого праведники могут, по его словам, спокойно смотреть на отшествие свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Придет Господь… и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4, 5). Излилось из сердца моего слово благое (Пс. 44, 2). Желание моего сердца… об Израиле (Рим. 10, 1). Он действовал от всего сердца своего (2 Пар. 31, 21). Он… пошел по пути своего сердца (Ис. 57, 17). Живет по упорству сердца своего (Иер. 13, 10). Доколе не выполнит намерений сердца Своего (Иер. 23, 20). Он исполнит желания сердца твоего (Пс. 36, 4). Сердце, кующее злые замыслы (Притч. 6, 18). Сердце же нечестивых жестоко (Притч. 12, 10). У народа сего сердце буйное (Иер. 5, 23). …чего желало сердце его (Пс. 20, 3). Народ, заблуждающийся сердцем (Пс. 94, 10). В сердце у них зло (Пс. 27, 3). Много замыслов в сердце человека (Притч. 19, 21). С полной ясностью видно из этих текстов, что именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека, выбор жизненного пути. А как мы увидим ниже, чувствами и желаниями определяется и направление пути мышления. Но сердце не только определяет наше мышление; как это ни странно покажется всем, считающим непреложным учение психологии об уме как органе мышления и познания, — именно сердце, по Священному Писанию, мыслит, размышляет, познает. Да не спешит читатель закрыть книгу, дойдя до этого неприемлемого для многих утверждения. И философ Бергсон, которого по справедливости следует считать одним из величайших мыслителей, отводит сердцу очень видное место в деле познания. Но начнем опять с текста Библии: Но… не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь (Втор. 29, 4). Помышления сердца их были зло (Быт. 6, 5). Рассеял надменных помышлениями сердца их (Лк. 1, 51). Видя помышления сердца их (Лк. 9, 47). Чтобы ты узнал помышления сердца твоего (Дан. 2, 30). Изрекут… размышления сердца моего — знание (Пс. 48, 4). Человеку (принадлежат) предположения сердца (Притч. 16, 1). Слово Божие… судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Размыслите в сердцах ваших (Пс. 4, 5). Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Мф. 9, 4). Что вы помышляете в сердцах ваших? (Лк. 5, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010