Не существует ни малейшей надобности в подобном раздвоении 118 , поскольку бесспорно, что в псалме говорится об одном лице – Боге, но в Его индивидуальном мессианском проявлении. Отсюда нормально, что заветное звание Иеговы усвояется Мессии со всеми отличительными свойствами, как  и весь завет Божий приготовлял и вел к мессианскому избавлению в воплощенном Сыне Божием  119 . Псалом CI (102)-й по своему содержанию был мессианским предуказанием  120 и справедливо приурочивается к историческому Мессии во Христе Иисусе, продолжая логическое развитие авторской аргументации. Прежде отмечалась незыблемая вечность мессианского престола, а теперь открываются для сего и божественные основы в достоинствах самого царя. Все великое и гармоничное здание вселенной устроено Им в начале, когда еще решительно ничего последующего не было 121 . Он творец всего мира и потому не уничтожится подобно своему творению, или безусловно вечен. Все созданное изменяется и истощается в самом своем содержании, обрекаемом на уничтожение в силу своего существования 122 , а Он  всегда один и тот же в своих изначальных качествах, действенность и бытие коих ничуть не исчерпываются временем (ср. Пс. 51:6 ). Очевидно, что это вечный Бог , – и Ему должны принадлежать соответствующие царственные преимущества, ни для кого другого недоступные. Но отсюда естественный дальнейший вопрос (в  ст. 13). Где – по адверсативному δ – сколько несомненно утверждение для Сына, столько же ясно категорическое отрицание для Ангелов. Таков удостоверяемый для первого в  Пс. CIX (110), 1 факт седения одесную Господа, пророчески предреченный о царе-священнике, который всегда будет справа, как ближайший помощник и соучастник Бога, пока Он – в качестве победителя (ср. I. Нав. 10:24 ) – приводит всех врагов к подножию своему. Мыслится, конечно, собственное мироправление Божие, с повсюдным водворением на земле истинного царства силы Божией в правде и святости. И по существу дела и по всем частичным указаниям псалма CIX (110)-го обязательно разуметь мессианский период с  исключительным усвоением всех предвещаний историческому Мессии 123 , а последний признан в Новозаветном Ходатае–Христе, почему именно на него переносятся и переходят все обетованные привилегии 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

119–120). Бог, говоря об этом Христе через Давида, не сказал: «Через семя Его благословятся народы», но через Него Самого: «Имя Его вовек, выше солнца взойдет и все народы благословятся через Него» ( Пс. 71, 17 ). Если же через Христа благословятся все народы, и мы, составившиеся из всех народов, веруем в этого (Иисуса): то Он есть Христос, а мы – люди, через Него благословенные. Если же Он в первое Свое пришествие бесславное, безвидное и уничиженное так воссиял и такую возымел силу, что нет ни одного народа, в котором был бы неизвестен, и повсюду люди из всякого народа покаялись обратились от своего прежнего порочного образа жизни, так что и демоны повинуются имени, Его и все начальства и царства трепещут имени Его более всех умерших: то неужели во время славного Своего пришествия Он не поразит всех ненавидящих Его и несправедливо отступивших от Него, а Своих последователей не успокоит и не даст им все ожидаемые блага? Итак, нам дано и слышать и разуметь, и спасаться через этого Христа и знать все, что принадлежит Отцу (гл. 121). У Исайи ( Ис. 42, 1–4 ) Бог, говоря о Христе, приточно называет Его Иаковом и Израилем, на имя которого будут надеяться народы. Поэтому, как от этого одного Иакова, названного также и Израилем, весь род ваш назван Иаковом и Израилем: так и мы, соблюдающие заповеди Христовы от родившего нас для Бога Христа, называемся не только Иаковом, Израилем, Иудою, Иосифом и Давидом, но и истинными сынами Божиими, и на самом деле таковы (гл. 123). И другое таинство, которого вы не знаете, было предвезвещено событием во время Ноя. В благословениях, которыми Ной благословил двух своих сыновей (Сима и Иафета), он изрек и проклятие на своего внука (Ханаана, сына Хама) ( Быт. 9, 24–27 ). Таким образом, как были благословены два народа, сыны Сима и Иафета, и сперва сынам Сима было определено обладать жилищами Ханаана, а от них те же владения должны были, по предсказанию, получить, в свою очередь, сыны Иафета. И как один народ, народ ханаанский, был предан в рабство тем двум народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я сказал ему: авва! Иди понемногу. Он спросил меня: не слышишь? – и прибавил: Ангели поют на небеси. Должно убо и нам трезвиться. И авва Антоний говорил, что монаху ни о чем не должно заботиться, кроме спасения души своей. 116. Старец сказал: во всем, что я ни делаю, от малого до великого, смотрю на плод, то есть что родится из сего – в помыслах ли то или в делах. 117. Два философа пришли к старцу и просили его сказать им слово на пользу. Старец молчал. Философы спросили: ничего не отвечаешь нам, отче? Тогда старец сказал им: что вы – любословцы, то знаю; и что не любомудрцы истины, о том свидетельствую. Доколе будете учиться, не умея говорить? Итак, да будет вашею философиею – всегдашнее памятование смерти; и молчанием – безмолвием – вы сохраните себя. 118. Старец сказал: монах, по отречении от мира, предающийся коловратности и хлопотам бедственной сей жизни, подобен бедному нищему, лишенному всех потреб житейских, который от великого уныния, тщетно рассуждая о том, как питаться и одеваться, погружается в сон и видит себя в сновидении богатым, сбрасывающим рубище и облекающимся в одежды светлые, но, от радости проснувшись, находит ту же бедность. Так и монах, если не трезвится, а иждивает дни свои в заботах, над которым посмеиваются помыслы и которого изнуряют демоны, ругающиеся над ним, будто его заботы и хлопоты для Бога, в час разлучения души с телом найдет себя неимущим, бедным и нищим, лишенным всякой добродетели. И тогда он познает, подателем каких благ является трезвение и внимание себе и каких мук – заботы житейские. 119. Старец говорил: памятуй всегда о добром, чтоб и творить его, ибо помышление человека не сокрыто от Бога. Да будет ум твой чист от всякого зла. 120. Опять говорил: будем трезвиться, братие, в час брани; не будем разлениваться и вплетаться в помышления о делах злых, – злой помысл да не находит входа в души наши. 121. Еще сказал: будем подвизаться ради будущих благ; будем приготовляться к исходу и не иждивать всуе времени своего. 122. Старец сказал: написано: праведник яко финик процветет ( Пс. 91:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Следовательно, Ангел Иеговы, κατ εξοχν так называемый, исключительно принадлежит Ветхому Завету и не всему ему в равной мере, а более всего древнейшему, историческому периоду откровения. Кроме указания на то, что имя γγελος Κυρου в Новом Завете всегда означает тварного ангела, указывают 119 и положительные свидетельства из Нового Завета, что ветхозаветный Ангел Иеговы был простой тварный ангел. Так, архидиакон Стефан видит тварнаго духа-ангела в том Ангеле Иеговы ( Исх. 3:2 ), который явился Моисею в пламени горящего куста ( Деян. 7:30–35, 38 ), так как он называет его просто γγελος 120 а в ст. 53 он говорит иудеям: λβετε τν ν μον ες διαταγς γγλων. И ап. Павел говорит, что закон ветхозаветный в отличие от непосредственного откровения Бога во Христе есть διαταγες δι γγλων ( Гал. 3:19 ) или δι γγλων λαληθες λ γος ( Евр. 2:2 ). Что здесь разумеются тварные ангелы, не может подлежать сомненью. Древность этого взгляда иудейской традиции видна уже из Втор. 33:2  по LXX, Пс. 67:18 , равно как из свидетельства Иосифа Флавия 121 . Наконец, говорят 122 , в послании к Евреям (13:2) есть прямое свидетельство о тварности Ангела Иеговы самого замечательного из ветхозаветных богоявлений – явления Иеговы Аврааму у дуба Мамрийского ( Быт. 18:1 ). Автор послания, увещевая христиан не забывать страннолюбия, в качестве побуждения к этому прибавляет: ибо чрез него λαθ ν τινες ξεν σαντες γγλους, некоторые, не зная, оказали гостеприимство ангелам. Что здесь автор послания разумеет посещение Авраама тремя мужами при Мамре, это – общепринятое мнение. Если бы он одного из них признавал за Иегову, то он, конечно, не опустил бы особенно поставить на видь, что истинное гостеприимство удостоилось принимать Самого Иегову. Но архидиакону Стефану известны не только γγλων ( Деян. 7:53 ), но и  γγελος ( Деян. 7:30, 35, 38 ), Ангел, явившийся Моисею в горящем кусте (30), Ангел, через которого ( ν χειρ) Бог послал Моисея начальником и избавителем (35), Ангел, говоривший Моисею на горе Синай и с отцами нашими (38). Пусть он называется здесь (в ст. 30, 35, 38) просто γγελος (как утверждают Гофман, Куртц, опираясь на критику текста Лахмана и Тишендорфа), но само выделение его из ряда других ангелов, как именно законодателя, позволяет думать, что Стефан имел представление об особого рода Ангеле теократии, не тождественном с тварными ангелами. Это подтверждается, по справедливому замечанию Бенгеля и Генгстенберга, тем, что в ст. 31 голос явившегося обозначается, как φων κυρ ου, и от лица ангела ведется (ст. 32–34) вся речь Иеговы ( Исх. 3 ) 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

115) Что значит: не уклоняйся ни во внутрь, ни во вне, но держись средины? – Значит: не дерзать на безмолвие и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений, – вот средний путь, безопасный от падений: в безмолвии (когда бываешь один с собою) должно иметь смирение, и при попечениях бдительность над собою, и удерживать свой помысл; и все сие не ограничивается определенным каким либо часом, тем более днями. 116) Не должно умалчивать о своих помыслах; ибо скрывающий свои помыслы пребывает не исцелен, и исправляется только частым вопрошением о них отцов духовных. 117) Кто хранит стадо свое (помыслы) подобно Иакову ( Быт. 31:40 ), от того отступает сон; и когда он уснет немного, сон его бывает, как у иного бодрствование; ибо огнь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: «просвети очи мои, да не когда усну в смерть» ( Пс. 12:4 ). Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным. 118) Если помыслы твои собираются, когда ты Бога ради закрываешь глаза во время службы; то не обращай внимания на некоторых, хотя бы это и казалось странным стоящим с тобою братиям. 119) Оденься прежде листьями, а потом, когда повелит Бог, принесешь и плоды. 120) Не унывай, падая и восставая, поползаяся и укоряя себя, пока Господь не покажет тебе милости; только не будь нерадив; – только себе внимай по силе своей, и Бог поможет тебе. 121) Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает; но потерпи пока помысл твой успокоится, и тогда скажи мирно (что нужно ко исправлению). 122) Берегись гордости, самооправдания и тщеславия, противопоставляя им смирение, страх Божий и рассуждение. По силе твоей старайся пребывать в сих добродетелях, и Бог поможет тебе. 123) Кто говорит помыслу своему «я и Бог – мы одни в мире; и если не исполню воли Его, буду уже принадлежать не Ему, а чуждому»; и ежедневно ожидает исхода своего из тела, помышляя, как ему сретить Бога, такой улучает путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

119. Dicat et Manichaeus: «Ego auctorem camis nostrae diabolum credo». Respondebit ei: «Ergo quid facis in caelestibus? Vade ad auctorem tuum! Ego eos uolo esse тесит quos dedit mihi pater. Tu te a diabolo, Manichaee, creatum arbitraris; ad illius ergo festina sedem, ubi ignis et sulpur, ubi non restinguitur eius incendium, ne umquam poena moriatur». Манихей, пожалуй, скажет: «Я верю, что творец нашей плоти – дьявол». Ответит ему Господь: «Так что же ты делаешь среди небесных? Иди к своему творцу! Я желаю, чтобы со Мной были те, кого дал Мне Отец. Ты, манихей, считаешь, что сотворён дьяволом , поспеши тогда к его трону, где огонь и сера, где не угасает пламя и где вечное мучение». 120. Mitto alia haereticorum portenta, non nomina. Qui dies erit iudicii, quae erit forma sententiae? Respondebit his omnibus et ille moraliter: Populus meus, quid feci tibi aut quid contristaui te? Nonne ex Aegypto eduxi te et ex domo seruitutis liberaui te? Опускаю прочие вымыслы еретиков, но не их имена. Каким будет день Суда? Каким будет наказание? Спросит Господь всех кротко: Народ Мой, что Я сделал тебе или чем огорчил тебя? Разве не Я вывел тебя из Египта и из дома рабства освободил тебя? ( Мих.6:3–4 ). 121. Sed parum est ex Aegypto liberasse et ex domo seruitutis eripuisse, plus est te ipsum dedisse pro nobis. Dices ergo: «Nonne uestras omnes suscepi iniurias? Nonne corpus meum pro uobis optuli? Nonne mortem adpetiui, quod non erat diuinitatis meae, sed uestrae redemptionis? Haecine referuntur gratiae? Hoc profecit sanguis meus, sicut in profeta ipse iam dixi: Quae utilitas in sanguine meo, quia descendi in corruptionem? Hoc ergo profecit, ut me impie negaretis, pro quibus ista sustinui?» Ты, Господи, не только освободил нас из Египта и исторг из дома рабства, Ты Себя Самого предал ради нас! Ты скажешь: «Разве не взял Я на Себя все ваши беззакония? Не пожертвовал Своё Тело за вас? Не искал смерти, не подобающей Моей божественной природе, но свершившейся ради вашего искупления? Так вы благодарите Меня? Была ли польза в крови Моей, как Я сказал чрез пророка: Что пользы в крови Моей, когда Я сошёл в истление ( Пс.29:10 )? Была ли польза, если Меня нечестиво отвергаете вы, за которых Я принял это?»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В две последние категории вошли следующие псалмы: псалмы мудрости (1, 31, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127:132) 666 и царственные псалмы (2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131:143). Он также разделил псалмы плача на две подкатегории: индивидуальные плачи (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 4142, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 85, 87, 93, 101, 108, 119, 129, 139, 140, 141:142) и групповые плачи (11, 13, 43, 52, 57, 59, 73, 78, 79, 82, 84, 89, 105, 107, 122, 125:136). Первый жанр – хвалебные псалмы – также можно разделить на подкатегории: гимны общего содержания (28, 32, 67, 99, 102, 104, 110, 112, 113, 114, 116, 133, 134, 138, 144, 145, 146, 149:150), псалмы сотворения (8. 18, 64, 103:148), псалмы восшествия на престол (46, 92, 94, 95, 96, 97:99), псалмы Сиона (45, 47, 75, 83, 86:121), вводные литургии (14:23), гимны с пророческими предупреждениями (49, 80:81), псалмы доверия (22, 90, 120, 124:130) и псалмы благодарения, среди которых есть как индивидуальные (29, 33, 40, 65, 91, 115, 117:137) так и групповые (66, 74, 106, 123, 128:135). Хвалебные псалмы (гимны) были песнями, посвященными Яхве, в которых признавались Его могущество, Его сила и Его благость. Другими словами, это были песни, которые славили Бога за то, что Он – Бог . Эта форма в основном отражает трехстороннюю схему развития. 667 В эту категорию входит много различных псалмов (см. список Берлингера, приведенный выше). Индивидуальные и групповые псалмы-плачи имеют много общего. Различия чаще всего являются результатом различных обстоятельств, при которых эти псалмы были сочинены, и целей, для которых они были предназначены. Групповые плачи были вызваны какими-либо большими потрясениями в жизни народа. Такие псалмы использовались на общих собраниях, пелись хором, возможно в специально выделенные дни молитвы и поста. Индивидуальный псалом, напротив, является стенанием отдельного человека, души, переполненной трудностями и неудачами, человека, который раскрывает свое сердце перед Господом, Который Один и может его спасти. Трудность плачей, как групповых, так и индивидуальных в определении личности «врага». Возможно, как предлагает Лонгман: «Псалмы целенаправленно избегают упоминания исторических событий, чтобы они могли использоваться в разных обстоятельствах». 668 Плачи часто завершаются хвалой, гимном или благословением – либо за полученный ответ на молитву, либо за грядущий ответ (напр., Пс.21:2332 ). Более трети всех псалмов подпадают под категорию плачей, из них 48 имеют индивидуальный характер, а 17 – групповой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Они внутренно наслаждаются полным миром, миром Иисуса, который ничем не может быть нарушен; мир этот имеет сходство с неизменяемостью Того, Кто им его сообщает. И мир глубок как море, дно которого остается неподвижным даже и тогда, когда поверхность чрезвычайно взволнована. И это волнение поверхности не вызывается чем-нибудь таким, что их трогало бы лично: они перестали чувствовать и желать чего-нибудь для самих себя. Их волнение происходит от заботы о душах, которые Спаситель доверил им и которые они носят, как мать носит в своем чреве дитя, которое должно родиться и которого они порождают Богу с болями ( 2Кор. 2:28–29 ). Их моральное состояние постоянно одно и то же. Однако бывают случаи, когда великая радость их волнует. Это как бы некоторое бремя славы, которое их чудно тяготит. Они чувствуют в себе избыток полноты, который должен разлиться и распространить вокруг себя благословение, подобно тому как родник, внезапно проторгнувшийся в пустыне, которую он и преобразует в сад, и река воды живой вытекает из их недр. Когда они проходят по долине плача (Восса), они ее преобразуют в место полное источников ( Пс. 40 ). Их единственная работа, единственный предмет их помышлений – это благословение мира и желание стать самим предметом благословения, так же как Авраам стал благословенным по слову Вечного. Блаженство, их наполняющее до такой степени, что в них нет уже места для чего-нибудь другого, – это любовь, жезл, вложенный в их руки Богом для сокрушения народов подобно разбитию глиняного горшка, – это любовь; они судят все и все взвешивают на этих весах святилища, т. е. любви; всякое учение имеет в их глазах значение только в той мере, насколько оно проникнуто любовью; любовь – это единственный двигатель всех их действий. Конечно, говорит г. Пэрон, таких лиц немного, но уже достаточно и того, что они существуют. 119 В своем «обязательстве», при вступлении в секту, салютисты заявляют о своей вере в воскресение тел, во всеобщий суд, который совершится при конце мира, в вечное блаженство праведников и в вечное мучение грешников. 120 Г. Бутс говорит, что после смерти солдата, его дух очищенный взойдет на небо... и нет никакого сомнения, что Царь на небе может употребить его на какую-нибудь службу, к которой его специально подготовило военное воспитание, полученное им в этом мире. 121

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

119. Епископу Евсевию. О том, что ужасное дело - продавать или покупать священство. Прекрасно изучил ты псаломское слово и собрал единомысленныя в дом Господень (Пс.67:7), к Зосиме присовокупив и Марона, приложив, как думаю, все старание, чтобы вне алтаря не оставалось ничего негодного. Посему знай, что, умножая число Симонов, думающих за деньги приобрести Божия Духа, приобрел ты себе общее с этим предателем влагалище, погрязая в желчи горести и союзе неправды (Деян.8:23) и дерзко предавая на поругание вожделенное и для самых Ангелов. 120. Пресвитеру Евсевию. О епископе Евсевии и о Зосиме. Дивись не дерзости Евсевия, не наглости Зосимы, но долготерпению Бога, Который столько времени ожидает от нас покаяния и принимает фимиам от нечистой руки. Ибо если кто, возросши во грехах, запятнав себя всякими сквернами и грехопадениями, касается алтарей Божиих и в нечистоте простирает руки к святому, то сам подвергается осуждению, но Божественный жертвенник не оскверняется его делами. 121. Чтецу Тимофею. На слова: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф.15:24). Несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева, - говорит Господь Хананеянке, желая исполнить обетование, данное Аврааму, и восприняв от его семене человеческое естество (Евр.2:16), из рода его избрав Себе Матерь, в Ней и от Нее воплотившись, поистине сделавшись Человеком, подобным нам во всем, кроме греха, и отнимая у Иудеев всякий предлог к оправданию. Поскольку, как сказал я, отцам их обетовал Он спасение, обетовал умножить семя их, яко звезды небесныя (Быт.26:4), то к ним пришел, и от них произошел, и не допускал пока к Себе язычников, сохраняя в первую очередь к Себе для Иудеев. Когда же Господь увидел в них неподвижность, а в язычниках нашел готовность к обращению, когда Иудеи уготовили Ему смерть и Крест, а язычники принесли плод - поклонение и богословие, тогда, восстав из мертвых, Он дал ученикам заповедь научить вся языки (Мф.28:19), отринув непризнательных и неблагодарных Иудеев. Посему-то Апостолы, обратившись к язычникам, целую вселенную озарили лучами Божественной проповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/940/...

Так и мы, аще узрим одежды Слова, - я говорю о словесах Писания и являемых творениях, - светлые и прославленные от употребления их вместо [точного выражения] догматов о Нем и приличествующие божественному Слову в возвышенном умозрении, взойдя на гору божественного Преображения, нисколько не удерживаемые с укоризной от блаженного прикосновения к Слову, подобно Марии Магдалине, считавшей, что Господь Иисус это садовник и думавшей таким образом, что Он Творец только состоящих под властью рождения и истления, но и увидим и поклонимся Живому из мертвых, пришедшему к нам дверем заключенным когда совершенно угаснет в нас действие по чувству, и познаем Его как Слово и Бога, сущего всем во всём, и все по [Своей] благости сотворившего Своим: умопостигаемое телом, а чувственное одеждой. К чему, возможно, не неуместно будет применить слова: вся якоже риза обетшают по причине одолевающего ум тления видимых [предметов], и яко одежду свиеши я и изменятся по причине чаемой благодати нетления. Примечания: 116. Фил.3:19. 117. 2Кор.3:6. 118. Мф.24:22. 119. В оригинале здесь стоит " ου ο " - " оправданием " , т.е. таким деянием, которым человек " оправдывается " , становится праведным. Ср.: " научи мя оправданием Твоим " ; " оправдания законная " т.е. требования закона. 120. Ср. Рим.7:23; Гал.5:17. 121. Евр.1:3. 122. Мф.6:25. 123. Быт.39:12. 124. " ε ε υ ο " буквально: " по взаимообмену догматов о Нем " , - т.е. по употреблению одного вместо другого, когда символическими образами таинственно изображаются сокровенные истины богословия. 125. Ио.20:15. 126. Ио.20:26. 127. Пс.101:27; Евр.1:11-12. XXIV (V,20). Краткое изъяснение о пяти видах естественного созерцания. К тому же познаем и логосы, последние и доступные нам, коих учителем нам предложена природа, и соединенные с ними пять тропосов созерцания, коими разделяя тварь, святые благочестиво собирали ее таинственные логосы, расчленяя ее на сущность, движение, различие, смешение и положение. Из числа коих три, - сказали они, - суть преимущественно для познания Бога и предложены [нам] в руководство: логосы сущности, движения и различия, коими Бог становится знаем человекам, черплющим из сущих указания о Нем, как о Творце, Промыслителе и Судии; два же педагогические, приводящие к добродетели и сродству с Богом: логосы смешения и положения, запечатлеваемый коими человек становится богом, переживая свое бытие богом из сущих, как бы видя в уме все, в чем проявляется благость Божия, и чистейшим образом в себе самом образуя то согласно оному логосу. Ибо, - как говорят, - что привык видеть чистый ум посредством благочестивого ведения, тем он по навыку [в этом] и становится посредством добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/947/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010