12 . В этом деле нам надобно еще знать и то, что и чрез наращения времен возрастало знание духовных отцов. Ибо Моисей более, нежели Авраам, Пророки более, нежели Моисей, Апостолы более, нежели Пророки, были научены видению всемогущего Бога. Я ошибаюсь, если этого не говорит само Писание. Но оно говорит: дондеже научатся мнози, и умножится ведение ( Дан.12:4 ). А то самое, что мы сказали об Аврааме, Моисее, Пророках и Апостолах, мы докажем, если можем, словами того же самого Писания. Ибо кто не знает, что Авраам беседывал с Богом ( Быт.12 и следующ.)? И несмотря на то, к Моисею Господь говорит: Аз есмь Бог Авраамов, Бог Исааков, и Бог Иаковль, Бог сый их; и имене Моего Господь, не явих им ( Исх.3:6, 4:3 ). Вот Моисею более, нежели Аврааму, был известен Тот, Кто открывает о Себе Моисею то, чего, по словам Его, Он не открывал Аврааму. Но посмотрим, могли ли Пророки иметь Божественного видения более, нежели Моисей. Псалмопевец ясно говорит: коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть ( Пс.118:97 ). И присовокупляет: паче всех учащих мя разумех, яко свидения твоя поучение мое есть ( Пс.118:99 ). И еще: паче старец разумех (Там же, ст. 100). Итак он говорит, что размышляет о законе, и свидетельствует, что он разумел паче всех учащих, и паче старцев; потому что открывает, что он получил Божественного ведения более, нежели Моисей. Но как мы докажем, что святые Апостолы научены были большему, нежели Пророки? Истина прямо говорит: мнози Пророки и Царие восхотиша видети, яже вы видите, и не видиша: и слышати, яже слышите, и не слышаша ( Лк.10:24 ). Итак (Апостолы) имели Божественного видения более, нежели Пророки; потому что то, что они видели только духом, те видели уже телесно. Итак исполнилось то предсказание Даниила, о котором мы выше сказали: дондеже научатся мнози, и умножится ведение ( Дан.12:4 ). Итак мера трости, которая шести лакоть с пядию, распространяется на десять лакоть; и мера десяти лакоть наконец доходит до тринадцати; потому что, чем ближе мир приводится к концу, тем щедрее открывается нам вход к вечному ведению. Далее следует: и край пред спальнями локтя единаго ( Иез.40:12 ) 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Отсюда, скажешь ты, мы заключать можем, что все спасение наше зависит от веры. Заключение сие есть истиннейшее. От веры зависит спасение, то есть, от веры теплой, как зерно горчичное, плодоприносящее добродетели, « любовию поспешествуемыя » ( Гал.5:6 ), а не от маловерия хладного как снег, сухого и бесплодного, не имеющего любви. О сей вере никогда не отлучной от добрых дел сказал Господь: « иже веру имет и крестится, спасен будет » ( Мк.16:16 ). О ней сказал Павел и Сила к темничному стражу: « веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешися ты и дом твой » ( Деян.16:31 ). О ней говорили Евангелисты и Апостолы, коликократно провозглашали, что вера спасает, ничего притом не упоминая о добрых делах, потому что вера есть матерь, корень и источник всякой благостыни. Но как могу я, скажешь ты; сохранить веру мою теплою, твердою и цветущею? Охлаждают теплоту ее чувства телесные, потрясают твердость ее страсти плотские, иссушают цвет ее заблуждения мира, ослабляют крепкую ее силу нападения искони злобного врага. « Согреяся », говорит Пророк Давид, « сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь » ( Пс.38:4 ). Какое же было поучение его, согревающее в нем сердце его и возжигающее в нем огнь, то есть, оный огнь веры, который пришел Господь воврещи на землю, и о котором говорит: « и что хощу, аще уже возгореся? » ( Лк.12:49 ) Закон Божий и свидения его были беспрестанным поучением Давида, как сам он свидетельствует, говоря: « коль возлюбих закон Твой, Господи, весь день поучение мое есть: ибо свидения Твоя поучение мое есть » ( Пс.118:97:24 ). Кто убо поучается в законе Божии и свидениях его, то есть, во Святом Писании, тот видит, что словеса Господни суть « словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею » ( Пс.11:7 ), то есть, словеса чистые, истинные и твердые: там видит он обещания Божия совершившиеся и исполнившиеся: видит, что « невозможная у человек возможна суть у Бога » ( Лк.18:27 ). Почему воспламеняется сердце его Божественною любовию, как горело сердце Луки и Клеопы, когда слушали они Слово Господне, которое говорил Он им на пути. Кто поучается или слушает всегда Слово Божие, того вера пребывает всегда теплою, твердою и цветущею. Вот убо способ, коим отгонишь ты от себя маловерие, и утвердишь в сердце твоем веру теплую и живую.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

2Пет.1:11. 89 Еф.1:17. 90 Еф.1:19–21. 91 Кол.3:1–3. 92 Евр.1:3. 93 . Евр.4:14. 94 Слово «исповедание» (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода «надежда» (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 95 Евр.6:19. 96 Евр.8:1. 97 Евр.9:24. 98 Евр.10:12–13. 99 Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 100 Евр.10:20. 101 Ин.14:4. 102 Ин.14:3. 103 Св. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.648 (PG 36. 592А) 104 2 Кор. 12:2–4. 105 2Кор.12:2. 106 2Кор.12:3–4. 107 2Кор.12:3–4. 108 Евр.1:3. 109 Евр.6:20. 110 Последование Литургии, ектения «Вся святыя помянувше» после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 111 Евр.10:19–22. 112 Евр.12:18–19. 113 Евр.12:22–24. 114 Откр.3:12. 115 Лк.23:43. 116 Пс.46:9. 117 Пс.96:1. 118 ο λαικς — лаик, мирянин. 119 Ср.: 1 Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 120 δημοσα — перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: «Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию» (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 121 αξωμα διδασκαλικν — учительское достоинство есть власть «учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают» (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553). 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " ( οο) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " ( ε) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. ο - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (ο) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

Ряды псалмов расположены по степени их близости к нынешнему составу и по сравнительной употребительности. Всего было в употреблении, согласно таблице, 58 псалмов (1–7, 9–12, 15, 16, 18, 20, 21, 24, 30, 32, 34–37, 39, 40, 42, 45, 48, 50, 51, 53–55, 57, 58, 68–70, 73, 83–85, 87–90, 100, 101, 106, 108, 110, 116, 118, 131, 137–139, 142), при чем половина из них упоминается только однажды. Наиболее употребительными являются псалмы: 2, 5, 21, 34, 40, 50, 51, 58, 68, 85, 87, 90; некоторые из этих псалмов встречаются почти во всех последованиях. Любопытное показание относительно псалмов дает между прочим Устав Киево-Софийской б-ки 97. Заметив предварительно, что на часах в. пятницы исполняются «три псалмы обычные», т. е. повседневные, поставленные во ряду таблицы, он в тексте приводит на самом деле псалмы XI ряда, а в выносках на поле указывает сверх того еще и псалмы XIV ряда. Таким образом, здесь мы сразу имеем троякое указание касательно псалмопения, отчасти напоминающее предписания Орбельской и Хлудовской Триодей, которые наряду с повседневными псалмами («псалми 3, яко и присно») указывают также особые антифонные псалмы. Антифонные припевы 12-тропарей составляют продолжение часового псалмопения и являются в сущности сокращением антифонных псалмов. Можно указать даже случай, когда почти все стихи-припевы заимствуются из одного и того же ряда антифонных псалмов; такая именно преемственная связь существует между припевами Святогробского последования 1122 г. и псалмами Барбериновской Триоди 339 (табл., XX и XXI). – В настоящее время, вместо 12-ти антифонных псалмов, употреблявшихся в древности – хотя бы даже сокращенно, в виде избранных стихов, как напр. в последовании 1122 г., – приводится всего семь стихов на часах в. пятка ( Пс. 2:1–2; 5:2–3; 68:22. 2; 21:19 ) и по два стиха на рождественских и богоявленских часах ( Аввак. 3:1. 3 , и Пс. 41:7; 76:17 ); но зато в начале каждого часа читается теперь три псалма, тогда как прежде нередко полагалось только «по единому псалму».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В две последние категории вошли следующие псалмы: псалмы мудрости (1, 31, 36, 48, 72, 111, 118, 126, 127:132) 666 и царственные псалмы (2, 17, 19, 20, 44, 71, 88, 100, 109, 131:143). Он также разделил псалмы плача на две подкатегории: индивидуальные плачи (3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15, 16, 21, 24, 25, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 4142, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 60, 61, 62, 63, 68, 69, 70, 76, 85, 87, 93, 101, 108, 119, 129, 139, 140, 141:142) и групповые плачи (11, 13, 43, 52, 57, 59, 73, 78, 79, 82, 84, 89, 105, 107, 122, 125:136). Первый жанр – хвалебные псалмы – также можно разделить на подкатегории: гимны общего содержания (28, 32, 67, 99, 102, 104, 110, 112, 113, 114, 116, 133, 134, 138, 144, 145, 146, 149:150), псалмы сотворения (8. 18, 64, 103:148), псалмы восшествия на престол (46, 92, 94, 95, 96, 97:99), псалмы Сиона (45, 47, 75, 83, 86:121), вводные литургии (14:23), гимны с пророческими предупреждениями (49, 80:81), псалмы доверия (22, 90, 120, 124:130) и псалмы благодарения, среди которых есть как индивидуальные (29, 33, 40, 65, 91, 115, 117:137) так и групповые (66, 74, 106, 123, 128:135). Хвалебные псалмы (гимны) были песнями, посвященными Яхве, в которых признавались Его могущество, Его сила и Его благость. Другими словами, это были песни, которые славили Бога за то, что Он – Бог . Эта форма в основном отражает трехстороннюю схему развития. 667 В эту категорию входит много различных псалмов (см. список Берлингера, приведенный выше). Индивидуальные и групповые псалмы-плачи имеют много общего. Различия чаще всего являются результатом различных обстоятельств, при которых эти псалмы были сочинены, и целей, для которых они были предназначены. Групповые плачи были вызваны какими-либо большими потрясениями в жизни народа. Такие псалмы использовались на общих собраниях, пелись хором, возможно в специально выделенные дни молитвы и поста. Индивидуальный псалом, напротив, является стенанием отдельного человека, души, переполненной трудностями и неудачами, человека, который раскрывает свое сердце перед Господом, Который Один и может его спасти. Трудность плачей, как групповых, так и индивидуальных в определении личности «врага». Возможно, как предлагает Лонгман: «Псалмы целенаправленно избегают упоминания исторических событий, чтобы они могли использоваться в разных обстоятельствах». 668 Плачи часто завершаются хвалой, гимном или благословением – либо за полученный ответ на молитву, либо за грядущий ответ (напр., Пс.21:2332 ). Более трети всех псалмов подпадают под категорию плачей, из них 48 имеют индивидуальный характер, а 17 – групповой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Одна только Божия премудрость вводит человека в жизнь духовную, указывает ему путь, которым можно приблизиться к Богу, наследовать Его Царство, получить бесконечную жизнь и радость. Премудрость, – сказано, – вся обновляет, и в души преподобных превходяще, други Божии и пророки устрояет ( Прем.7:27 ). Потому и Господь говорил ученикам Своим: вы друзи Мои есте, – если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин.15:14 ). Или еще возвещал так: кто есть Мати Моя? И кто суть братия Мои? Мати Моя и братия Мои сии суть, – слышащий слово Божие и творящии его ( Лк.8:21 ). К сему-то вот сродству и содружеству Своему призывая нас, Господь говорит нам: ищите Царствия Божия ( Мф.6:33 ). И апостол увещает: вышних ищите; горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол.3:1 ). И мы должны искать, должны прилежно учиться премудрости, сходящей свыше, которая не многим известна и которую не постигают, как сказано, человецы неразумнии ( Сир.15:7 ), А как можем научиться этой премудрости? – апостол Павел объяснил Тимофею: знаешь Священные Писания, могущие умудрить во спасение верою во Христа Иисуса. Внимай учению и себе, занимайся сим постоянно: сия бо творя, и сам спасешися, и послушающии тебе ( 2Тим.3:15 ; 1Тим.4:16 ). Если же у кого мало понятия, или, как говорит Иаков, у кого мало премудрости, да просит у Бога с верою, и дастся ему ( Иак.1:5, 6 ). Ибо только от Господа подается премудрость и смысл, от лица Его познание и разум. Он и апостолам отверз ум разумети, как сказано, Писания ( Лк.24:45 ). Потому и приобретается Божия премудрость не от человеческой мудрости изученными словами, как говорит апостол Павел, но изученными от Духа Святого ( 1Кор.2:13 ). Один только Дух Божий оживляет наши души, подают нам жизнь вечную одни слова Господни, которые суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ), как возвестил Сам Господь. Как печаль мира сего отвлекает наши души от Бога и умерщвляет их, так усердное слушание слов Господних, внимание и размышление о них оживляет душу, поверженную в прах, и подает ей радость спасения. Потому и Давид взывал пред Господом: как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтоб углубляться мне в слово Твое. Закон уст Твоих лучше для меня, нежели тысячи золота и серебра. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Во век не забуду оправданий Твоих: ибо Ты ими оживляешь меня ( Пс.118:97, 158, 72, 92, 93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Соч.: CPGS, N 1550-1597 (подлинные), N 1599-1604 (спорные), N 1610-1612 (неподлинные); Maxima bibliotheca veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum/Ed. M. de. La Bigne. Lugduni, 1677. T. 3. P. 339-349, 354-356 [перечень творений Д. В., приписываемые ему послания против Павла Самосатского, послание к Василиду в лат. пер.]; Gallandi A. Bibliotheca veterum patrum antiquorumque scriptorum ecclesiasticorum. Venetiis, 1767. T. 3. P. 479-537 изд. большей части сохранившихся фрагментов из полемич. произв. и посланий Д. В. на греч. и лат. яз.]; 1781. T. 14. P. 110-118 (appendix) [фрагменты, не вошедшие в т. 3]; Dionysii Magni, episcope Alexandrini, quae supersunt/Ed. S. M. de Magistris. R., 1796; PG. 10. Col. 1237-1344, 1577-1602; PL. 5. Col. 89-100, 117-128; Feltoe C. Z. , ed. Διονυσου Λεψαντα: The Letters and Other Remains of Dionysius of Alexandria. Camb., 1904; Conybeare F. C. Newly Discovered Letters of Dionysius of Alexandria to the Popes Stephen and Xystus//EHR. 1910. Vol. 25. N 97. P. 111-114; Bienert W. A. Neue Fragmente des Dionysius und des Petrus von Alexandrien aus Cod. Vatop. 236//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 1973. Τ. 5. Σ. 308-313; Procopii Gazaei Catena in Ecclesiasten: Necnon Pseudochrysostomi Commentarius in eundem Ecclesiasten/Ed. S. Leanza. Turnhout; Leuven, 1978. (CCSG; 4); Leanza S. Il Commentario sull " Ecclesiaste di Dionigi Alessandrino//Scritti in onore di S. Pugliatti. Mil., 1978. Vol. 5. P. 399-429; idem. Un nuovo testimone della Catena sull " Ecclesiaste di Procopio di Gaza: il. Cod. Vindob. Theol. Gr. 147. Turnhout; Leuven, 1983. (CCSG; 4. Suppl.); Pietras H. Lettera pros Germanon di Dionigi Alessandrino//Gregorianum. R., 1990. Vol. 71. P. 573-583; Labate A. , ed. Catena Hauniensis in qua saepe exegesis seruatur Dionysii Alexandrini. Turnhout; Leuven, 1992. (CCSG; 24). Рус. пер.: Творения св. Дионисия Великого, еп. Александрийского, в рус. переводе/Пер., примеч., введ.: свящ. А. Дружинин; ред.: Л. Писарев. Каз., 1900. СПб., 20072; Послания и письма св. Дионисия Александрийского/Пер., примеч.: свящ. А. Дружинин//ПС. 1900. Ч. 1. 1. С. 32-39; 2. С. 138-148; 3. С. 240-248; 4. С. 343-348; 5. С. 504-518; Послание к Павлу Самосатскому, бывшему еп. Антиохийскому//ХЧ. 1840. Ч. 4. С. 1-18 [неподлинное].

http://pravenc.ru/text/178450.html

6 Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя ( Пс.62:9 ). 7 Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих ( Пс.83:11 ). 8 Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его ( Пс.118:1,2 ). 9 Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело ( Пс.118:4 ). 10 В сердцы моем скрых словеса Твоя, яко да не согрешу Тебе ( Пс.118:11 ). 11 На пути свидении Твоих насладихся, яко о всяком богатстве ( Пс.118:14 ). 12 Открыи очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс.118:18 ). 13 Вразуми мя, и испытаю закон Твои и сохраню и всем сердцем моим ( Пс.118:34 ). 14 Постави рабу твоему слово твое в страх Твои ( Пс.118:38 ). 15 Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя ( Пс.118:60 ). 16 Благ мне закон уст Твоих паче тысящ злата и сребра ( Пс.118:72 ). 17 Во век, Господи, слово твое пребывает на небеси ( Пс.118:89 ). 18 Яко аще бы не закон Твои поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем ( Пс.118:92 ). 19 Коль возлюбих закон Твои, Господи: весь день поучение мое есть ( Пс.118:97 ). 20 Блажен муж бояися Господа, в заповедех Его восхощет зело ( Пс.111:1 ). 21 Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим ( Пс.118:103 ). 22 Светилник ногама моима закон Твои, и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). 23 Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех ( Пс.118:128 ). 24 Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие ( Пс.118:133 ). 25 Возрадуюся аз о словесех Твоих, яко обретаяи корысть многу ( Пс.118:162 ). 26 Мир мног любящым закон Твои, и несть им соблазна ( Пс.118:165 ). 27 Возжелах спасение твое, Господи, и закон Твои поучение мое есть ( Пс.118:174 ). 28 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителеи не седе: но в законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь ( Пс.1:1,2 ). 29 Работаите Господеви со страхом, и радуитеся Ему с трепетом ( Пс.2:11 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

2; ср. у нас). По Магистру на повечерии говорится 3 псалма, респонсорий, чтение апостола и Евангелия, аббат – Rogus Dei и заключительный стих: Положи Господи хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (гл. 37:30). Римский чин Из взаимного влияния древнего соборно-приходского богослужения и настоящих «Правил», особенно Венедиктовых, и выработался нынешний чин римского богослужения, сложившийся в нынешнем его виде к концу VIII в., как видно из того, что в IX в. на него уже пишет подробное символическое толкование Amalarius. Псалтирь выпевается по очереди на службах в течение недели; только некоторые службы имеют постоянные псалмы. В воскресенье на ноктурнах поется 18 псалмов: 1–20 без 4 и 5. В другие дни на ноктурнах только 12 псалмов; в понедельник 26–38, во вторник 38–61 без 42 и 50, в среду 52–67 без 53, 62, 64 и 66, четверг 68–79, пятница 80–96 без 89–92, 94; в субботу 97–108. На Laudes 4 псалма и одна песнь из В. З.; на первом месте в воскр. и праздники пс. 92, в будни 50; на втором месте в воскр. и праздники 99, в остальные дни последовательно 6, 52, 64, 89, 142, 91; на третьем месте и четвертом всегда Пс. 62 и 66, рассматриваемые как один, далее библейская песнь; в воскр. и праздники – трех отроков, в пон. – Исаии, во вторник – Езекии, в среду Анны, в четв. Моисея Поим (с. 351) Господеви, в пятницу Аввакума, в субботу Моисея – Слыши небо; затем опять три псалма в одном отделе 148–150. на первом часе в праздники и субботы пс. 53 и два отдела 118 пс. (под двумя первыми буквами – алеф и бет еврейского алфавита). В остальные дни присоединяется в качестве 4-го псалма на первом часе последовательно, начиная с воскресения, такие псалмы: 117, 23, 24, 25, 22, 21. На 3, 6 и 9 часе по три отдела пс. 118. На вечерни ежедневно 5 псалмов, начиная от воскресения, из группы пс. 109–147, за исключением пс. 117, 118, 133 и 134. На повечерии пс. 4 (ср. у нас), затем пс. 30, 1–6, пс. 90 и 133. Порядок служб: на утрени или ноктурнах начало тайно про себя: Отче наш, Ave (Богородице Дево радуйся) и Верую; громка: стихи: Господи устне мои отверзеши, Боже в помощь мою вонми (стих с респонсорием), Слава Отцу, аминь, аллилуиа (последнее, как и в других местах службы не поется в вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010