Вопрос о существовании этих вставок, как и об их первоначальном языке в домасоретском евр. тексте Книги пророка Даниила, остается открытым. Исходя из того, что повествовательный фрагмент, находящийся в переводах между поэтическими текстами, вполне «вписывается» в МТ после ст. 23, а ст. 24 относится скорее ко 2-му, чем к 1-му из них, и отчасти дублирует ст. 51, исследователи предположили, что молитва Азарии была вставлена в греч. текст позднее, чем песнь В. о. (напр., Г. Ян в свою реконструкцию первоначального евр. текста (Lpz., 1904) включил стихи 28 и 49-51 по тексту LXX). Вескими аргументами в пользу поздней вставки этих отрывков является отсутствие их в Кумранских рукописях (напр., 1QDanb (1Q72), 50-68 гг. по Р. Х.). Иосиф Флавий излагает историю В. о., не упоминая текстов, содержащихся в греч. версии ( Ios. Flav. Antiq. X 10. 5). Их также нет и в толкованиях на Книгу пророка Даниила у нек-рых отцов Церкви (свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина и др.). «Три отрока в пещи огненной». Икона. Нач. XVI в. (НГОМЗ) «Три отрока в пещи огненной». Икона. Нач. XVI в. (НГОМЗ) Если в XIX в. одни исследователи (Й. В. Ротштайн, Г. Б. Суит) считали возможным семит. происхождение песни В. о., а др. (Б. Ф. Уэсткотт, Э. Шюрер, О. Фрицше) предпочитали говорить о греч. истоках этого текста, то совр. исследователи склоняются к мнению, что оба поэтических отрывка в Дан 3 переведены с неизвестных ныне евр. оригиналов (Дж. Коллинз). Молитва Азарии по своей структуре является типичной для ВЗ ( Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucharistica. R., 1981. P. 132, 156 (AnBibl.; 92)): ст. 26 содержит славословие имени Божия (ср.: 1 Пар 29. 10; Пс 118. 12; Тов 3. 11; 8. 5, 15; 11. 14); стихи 27-32 представляют собой анамнетическую часть с исповеданием праведности путей Господних и покаянием за грехи; стихи 34-45 - эпиклетическая часть, содержащая прошение к Богу не оставлять Свой народ, воспоминание завета с Авраамом (в ст. 36), признание своей ничтожности и прошение принять духовную жертву, избавить страдающих, пристыдить врагов и прославить Свое имя (конечное славословие) (ст. 45). Переход между отдельными частями осуществляется с помощью формулы «И ныне» (стихи 33, 41). По содержанию молитва Азарии напоминает молитвы Соломона (3 Цар 8. 46-51) и Даниила (Дан 9).

http://pravenc.ru/text/153809.html

В другом месте преподобный продолжает: «От чтения слова Божия бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным… Очень полезно заниматься чтением слова Божия и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью и исполнит его дара разумения. И когда человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло». «Чтение слова Божия дает теплоту, которая производит слезы, от них человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова» («Сказание о жизни о. Серафима». Схимонаха Марка. Изд. 1856 г., стр. 76). Итак, от чтения слова Божия есть польза, и польза великая. Оно, как сейчас слышали, не только душу, но и самое тело услаждает и оживотворяет; возбуждает чувства славословия, хвалы и благодарения к Господу, дает просвещение разуму, низводит на человека милости Божии и производит и благодатные слезы. А вследствие этого, понятно, мы должны прилежно читать слово Божие и поучаться в нем. И будем читать и поучаться. Будем читать оное с благоговением и с молитвою к Богу о даровании нам благодати разумения; будем читать с искренним желанием получить от слова Божия наставление в вере и побуждение к благочестивой и добродетельной жизни и, наконец, будем читать со смирением и с постоянным желанием познавать волю Божию и поучаться благочестию и добродетели. О, Господи, аще бы не законъ Твой мое былъ, тогда убо погиблъ быхъ во моемъ… Исчезоша очи мои въ Слово Твое…, то мя утши во моемъ… Слово Твое живи мя… Возрадуюся азъ о словесхъ Твоихъ, яко обртохъ корысть многу ( Пс.118:50,82,92,162 ). Аминь. XVI. Хулители святых Богом наказываются Люди века сего, особенно за последнее время, ни во что считают часто хулить святых и добродетельных людей. Этот, говорят они, которого называют святым, вовсе не так жил, как про него пишут, за этим были такие-то грехи, этот за свои дела заслуживает не похвалы, а порицания и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Арх.: ГИМ ОР. Воскр. 1010. Л. 1-120; Сим. 31; Увар. 38; Чуд. 295, 296; РГБ ОР. Унд. 424, 658; РНБ ОР. Q 1-917; БАН ОР. П. I. В. 7. Соч.: Путь к вечности. СПб., 1784; Слово о пьяницах//ПС. 1862. Ч. 1. С. 386-398; Плач и рыдание о безвинном страдании//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Смесь. С. 5-10. Ист.: Чистович И. А. Новгородский митр. Иов, его жизнь и переписка с разными лицами//Странник. 1861. 2. С. 83, 85; ОДДС. Т. 1. Прил. 8. С. 17, 84, 92, 95; Белокуров С. А. Мат-лы для рус. истории. М., 1888. С. 550-552; Родосский А. С. Описание 432 ркп., принадлежащих СПбДА и составляющих ее 1-е по времени собр. СПб., 1893. 118, 142, 160, 161; Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в арх. Св. Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Ч. 2. С. 624-635. Лит.: Евгений. С. 76-77; Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 265-266; Образцов И. Я. Архим. Гавриил Домецкий и иеродиак. Дамаскин//ДБ. 1865. 1. С. 20-31; 2. С. 59-63; 3. С. 83-96; Любимов С. Борьба между представителями великорус. и малорус. направления в Великороссии в кон. XVII и в нач. XVIII в.//ЖМНП. 1875. Сент. С. 74-104; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891; Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. СПб., 1899; Браиловский С. Н. К лит. деятельности Гавриила Домецкого//ИОРЯС. 1904. Кн. 4. С. 17-96; Кацнельсон Р. Ансамбль Симонова мон-ря в Москве//Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 87-106; Белоброва О. А. Гавриил Домецкий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 190-191. Д. Г. Давиденко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИОАННИКИЙ (Галятовский (Голятовский), ок. 1620 - 1688), архим. Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, духовный писатель, полемист, проповедник

http://pravenc.ru/text/161297.html

А притом все, кто мне чем должен, или от кого что имеешь взять, все в указном месте показано. О погребении моем не могу более завещать, как едино, дабы в том месте, где меня смерть постигнет, без всяких чинов и убранств по закону христианскому погребсти и сие не для сожаления денег моих, но паче бояся, дабы великолепие таковое, как обычай есть, не причлось к тягости грехов моих тяжких. Затем, что к твоему собственному знанию принадлежит, прочитай следующее со вниманием и имей в памяти. I Главнейшее есть вера, в которой ты хотя часть разговорами посторонне 28 от меня наставливан, но надлежит от самой юности даже до старости в законе Божии поучаться день и нощь, и ревностно о том прилежать, дабы познать волю Творца своего, зане оное просветит ум твой, наставит тя на путь правый – есть единый свет стезям нашим и премудрость дражайшая паче злата, и сребра, и камения драгоценна; ей же ничто достойно есть. Давид говорить: „аще бы не закон твой поучение мое был, тогда убо погибл бых ( Пс.118:92 ). К которому нужно тебе со вниманием читать письмо святое, то есть Библию и катихисм, а к тому книги учителей церковных, между которыми у меня Златоустого главное место имеет, Василия Великого , Григория Назианзина , Афанасия Великого и Феофилакта Болгарского ; також печатный в наше время: (и) Истолкование десяти заповедей и блаженств, которым за катихисм, а малый Букварь или Юности честное зерцало за лучшее нравоучение служить могут; и сии все без изъятия читать и силу их познать полезно; прологи и жития святых в Минеих Четьих надобно читать такому, кто довольно в письме святом искусился и мог бы довольно рассудить, ибо хотя в них многие гистории в истине бытия оскудевают и неразсудному соблазн к сумнительству от всех в них положенных подать могут, однако ж тем не огорчайся, но разумей, что все оное к благоугодному наставление предписано и тщися подражати делам их благим (3). Потом, когда довольно в законе своем научиться, нужно тебе и несогласные нашей восточной церкви книги, яко люторские, калвинские и папежские читать, для того что мы, с ними всегдашнее обхождение имея, часто в разговоры, до веры принадлежащие, входим и если ты подлинно их оснований и толков не знаешь, то легко обмануться и соблазниться можешь; особливо папистов, яко весьма в том коварных, их духовных остерегаться и неведующему довольно закона с ними в такие разговоры вступать небезопасно, для того что они в некоих церковных признаниях 29 и во многих наружных или чиновных обстоятельствах, особливо о призывании святых, поклонении иконам и постах, кажутся весьма к нашему исповеданию близки, которыми неведущие закона Божия легко обманываются; на главнейших же – так далеко, что едва можем ли их за христиан, а никогда кафоликами (как они хотят именованы быть) почитать и тем их называть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Tatish...

89 . И было у него еще семь сыновей и три дочери, и как говорит святитель Иоанн Златоуст , и детей ему Бог удвоил, ибо верил праведник Иов, что воскреснут все его дети, и у Бога все живы, и так у него – четырнадцать сынов и шесть дочерей ( Иов.42:13 ). 90 . После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода ( Иов.42:16 ). 91 . Моисей – первый священный писатель. Он написал Пятикнижие. До этого он сорокалетним пустынном житием, пася овец, приготовил себя к общению с Богом. Был вождем народа. Построил скинию. 92 . Самуил был судьей, пророком, исполнял закон Божий, был светильником веры. Жил при скинии. Он стал писателем. Открыл пророческие школы, учил народ грамоте, обладал большой властью в народе, написал книги: Судей, Руфь, Царств Первую книгу. В Руфи он провидел прообраз Церкви из язычников, ибо она явила высоту веры. 93 . Давид с 1055 по 1015 гг. до Р. X. управлял народом. Выходец из народа, он был пастух-музыкант, имел гений поэта, был с нежной душой. И, уповая на Бога, победил гордого Голиафа, стал народным героем. Он много терпел от Саула, был в пустынях, горах. Был помазан пророком, стал вождем и царем. В Сионе он построил столицу и изгнал отовсюду врагов. Он писал гимны о Боге, много написал псалмов, изливая в них чувства радости, скорби, печали и покаяния. О грехах своих много плакал, день и ночь взывал в молитве: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим ( Пс.118:12 ). Он нам составил святую Псалтирь, где воспевал Сына Божия, Его рождение от Девы, смерть на Кресте, Воскресение и победу добра. 94 . Соломон богодухновенный – автор книг Притчей, Екклесиаста, Песни песней, Премудрости. Был царем после Давида, отца своего, имел мудрость. Дочь могущественного фараона была его жена и потому жил в мире с соседями. При Соломоне был золотой век. Он завел флот и плавали даже в Индию. У него было большое богатство. В Иерусалиме он построил храм, красота и богатство которого поражала всех. Слабость природы человеческой у него проявилась в многоженстве и отступлении от закона Божия и идолослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Прот. В. Серебренников. Рассказ//У Бога все живы. М., 1996. С. 177. " Дневник инока " . С. 137–140. " Дневник инока " . С. 142. По документам — до 1938 года. См. наст. изд., с. 250 и далее. См. наст. изд., с. 250 и далее. В конце 1917 года в Троице-Сергиевой Лавре была закрыта Московская духовная академия. Однако, несмотря на войну, голод и политические баталии, в Москве оставалось еще много желающих учиться и учить. Один из вариантов богословского вуза попыталась возродить группа профессоров академии под руководством протоиерея Анатолия Орлова. Занятия проходили в так называемом московском Народном доме в Лиховом переулке. В то время (вплоть до апреля 1946 г.) отец Вениамин находился в городе Котласе Архангельской области. О Т. Б. Пелих см. раздел " Письма из ссылки " в наст. издании, с. 145–148. Всехсвятский храм находится в крипте под Успенским собором Лавры. Он был открыт в 1946 году. Его проповеди этого периода вошли в публикуемую Издательским отделом Троице-Сергиевой Лавры книгу " Крупицы слова Божия " . См. эту книгу в издании Троице-Сергиевой Лавры 1997 года. См.: " Воспоминания Елизаветы Нестеровны Р " . в наст. изд., с. 285–292. 2 января 1928 года Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси.(Пс. 118, 92–93)Необходимостью дать отчет в земной жизни Богу связана душа моя. Поэтому мысли часто обращаются к протекшим дням, начиная с первых проблесков сознания, и выискивают ошибки поведения, по моим представлениям, огорчавшие Бога.Родился я в городе Оренбурге в 1887 году. Но ни этого города, ни лиц в нем не помню, потому что, когда я был лет трех, отец, священник, переехал в Орлов — уездный городок Вятской губернии, где и протекли первые годы моей сознательной жизни. С детства я отличался необыкновенной застенчивостью, боязливостью, болезненной чувствительностью; у меня была какая-то особенная привязанность к матери. Может быть, душа моя ощущала крайнюю нужду в человеке близком, которому можно было бы поверять все свои скорбные и радостные переживания, а ближе родной матери для дитяти нет никого.Настолько я боялся чужих людей, что, оказавшись за воротами родного дома и видя приближение какого-либо прохожего, я спешно забегал во двор от страха, что незнакомец похитит меня и сделает работником в цирке или уличном балагане.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

Между тем даже такое радостное событие, как хиротония, те не могло существенно повлиять на внутренний настрой владыки. Он как бы предчувствовал, что оставаться на этой земле ему суждено недолго, и в своем слове при наречении во епископа сказал, что проживает «одиннадцатый час своей жизни». Владыка прибыл на кафедру в праздник Сретения Господня. С этого времени он служит постоянно – не только в праздничные дни, но и по будням. Неизменно проповедует за каждой литургией. Благоговейное, сосредоточенное архиерейское служение не осталось не замеченным саратовцами: храмы, где служил владыка, всегда были переполнены молящимися. 2 августа 1955 года – в день празднования в честь святого пророка Божия Илии – владыка Вениамин скоропостижно скончался. Отпевали епископа Вениамина архиепископ Казанский и Чистопольский Иов и епископ Астраханский и Сталинградский Сергий. Скорбную телеграмму прислал патриарх Алексий I. Всю ночь саратовский кафедральный собор не закрывался: верующие непрерывным потоком шли прощаться со своим архипастырем. Погребен владыка Вениамин на саратовском кладбище, где его могила до сих пор особо почитается людьми церковными. Дневник инока Яко аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем. Вовек не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси. ( Пс.118:92–93 ) 2 января 1928 года Необходимостью дать отчет в земной жизни Богу связана душа моя. Поэтому мысли часто обращаются к протекшим дням, начиная с первых проблесков сознания, и выискивают ошибки поведения, по моим представлениям, огорчавшие Бога. Родился я в городе Оренбурге в 18... 27 году. Но ни этого города, ни лиц в нем не помню, потому что, когда я был лет трех, отец, священник, переехал в Орлов 28 – уездный городок Вятской губернии, где и протекли первые годы моей сознательной жизни. С детства я отличался необыкновенной застенчивостью, боязливостью, болезненной чувствительностью и какой-то особенной привязанностью к матери. Может быть, душа моя ощущала крайнюю нужду в человеке близком, которому можно было бы поверять все свои скорбные и радостные переживания. А ближе родной матери для дитяти нет никого.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

510 Регламент или Устав Духовной Коллегии (с манифестом об учреждении Духовной коллегии от 25 января 1721 г.)//Полное собрание законов Российской империи. Первое собрание. СПб., 1830. T. VI. 3718. С. 333. 511 «Vier Bucher von wahrem Christentum» (первая книга появилась в 1605 r., первое полное издание четырех книг – в 1609 r.). 514 Переводы творений священномученика Киприана начали публиковаться в «Трудах Киевской духовной академии» уже с января 1861 г. 521 См.: Журнал от 26 января 1916 г.//Извлечения из Журналов Совета КДА за 1915/1916 уч. г. Киев, 1916. С. 196 526 Щеголев H. (И.) Судьбы Церкви Божией на земле//ТКДА. 1860. Ч. I. С. 3–62; С. 3–46; Ч. III.C. 1–72. 531 Красин M. Творение блж. Августина «De Civitate Dei» как апология христианства в его борьбе с римским язычеством. Казань, 1873. 534 Родников Η. П. Учение блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и Церковью, сравнительно с учением о том же отцов, учителей и писателей Церкви первых четырех веков и средневековых теократических богословов Западной Церкви. Казань, 1897. 536 Светлов П., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания: Богословско-апологетическое исследование//Богословский вестник. 1902. 5, 6, 10, 11; 1903. 1–4, 6, 7/8; 1904. 1, 3, 5. 542 П(орфирий (Попов)), а(рхим.)/Учение блаж. Августина о неповторяемости таинства Крещения//ТКДА. 1864. 5. С. 3–47. 546 Юркевич П. (Д.) Сердце и его значение в духовной жизни человека: По учению слова Божия//ТКДА. 1860. Ч. I. С. 63–118. 554 «Мыслю, следовательно, существую» (лат.) – утверждение Рене Декарта, легшее в основу рационализма Нового времени. 558 Гусев Д. В. Антропологические воззрения бл. Августина в связи с учением пелагианства//ПС.. 1876. 7. С. 59–92. 559 Писарев Л. И. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. 560 Именно в эти годы пишется магистерская диссертация выпускника КДА 1893 г. архимандрита Иннокентия (Пустынского) «Пастырское богословие в России за XIX век» (Сергиев Посад, 1899), a также ряд других работ, связанных с пастырским служением. См. также: Сухова Н. Ю. Несостоявшаяся духовно-учебная реформа 1890-х годов//Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. Вып. 3 (20). M., 2006. С. 7–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

96 В первые века экзорцистами (от греч. ξορκισμς) назывались люди, изгоняющие бесов. В древней христианской Церкви экзорцисты составляли особый чин. — Прим. перев. 97 Название одного из холмов в Афинах. — Прим. перев. 98 Ср.: Иер. 2, 7. 99 Часослов. Москва, 1980. С. 16. 100 Пс. 45,11. 101 В греческих храмах практикуется византийское пение. Мелодию, как правило, исполняет один старший певчий — псалт, остальные создают ему музыкальный фон. — Прим. перев. 102 Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 9. 103 Согласно греческой церковной традиции, при чтении на Пасху Огласительного слова святителя Иоанна Златоуста народ вслед за священником хором, с воодушевлением повторяет некоторые слова. — Прим. перев. 104 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 120. 105 Там же. С. 124. 106 Мф. 26,27. 107 Служебник. Москва: Сретенский монастырь, 1997. С. 135. 108 Указ. соч. С. 109. 109 Там же. 110 Там же. С. 142. 111 Указ. соч. С. 92. 112 Ср.: Мф. 5,8. 113 Еф. 6,12. 114 Лк. 18,13. 115 Память 15/28 января. — Прим. перев. 116 Ин. 14,15. 117 Мф. 10,37. 118 Старец имеет в виду низкую скамеечку, которую некоторые святые отцы советуют использовать для умной молитвы. Иными словами, он говорит: «Понуждала ли себя эта девушка?» 119 Молитва на повечерии//Часослов. Москва, 1980. С. 213. 120 Прем. 15,13. 121 Деян. 4, 32. 122 Отец Порфирий редко употреблял слова «спасибо» и «пожалуйста» при обращении к монашествующим. Он предпочитал слова «простите» и «благословите». В данном случае он, вероятно, делает исключение, учитывая характер взаимоотношений в конкретном монашеском братстве. Но и в этом случае в слово «спасибо» он вкладывает смысл благодарности, обращенной к Богу. 123 Кириакон — главный храм скита, в котором скитская братия собирается на богослужения по воскресным дням и на праздники. — Прим. перев. 124 После сотен лет турецкого владычества и немецкой оккупации слова «турок» и «немец» приобрели в Греции отрицательный оттенок. — Прим. перев. 125 Ср.: Рим. 12,14. 126 Агия Румели — небольшой городок на юге Крита. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Посмотри: на небе невидимом и на небе видимом, и на земле, и во всех явлениях ее, — все покорствует воле Божией. Если хочешь жить среди тварей, так устроенных, то направляй себя и ты по воле Божией; иначе будешь затерт таким общим движением, если пойдешь наперекор ей (стихи 89 — 91). Я так положил себе действовать, и вот что получил: при всех смирительных обстоятельствах, не погиб (стих 92); действуя по оправданиям Божиим, я ожил (стих 93); взыскав их, присвоился Богу и чувствую себя спасенным (стих 94); враги расставляли мне сети, но погибели моей не устроили, потому что уразумение свидений Божиих научило меня разгадывать их козни и миновать их (стих 95); наконец, вступив на путь воли Божией, я чувствую, что вышел на простор и свободу, вступил в область, которой нет предела (стих 96). Приступая к объяснению сего восьмистишия, святой Амвросий молится так: «Прииди, Господи Иисусе, отверзи нам дверь сего пророческого учения, так как она для многих затворена, хотя с первого раза и представляется отверстою». Пс.118:89. Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси    В стихах 89 — 91 изображает пророк, как все в творениях покорствует воле Божией. В настоящем стихе говорит, что слово Бота живого непреложно исполняется на небе мысленном и вещественном; в следующем скажет, что и на земле все пребывает потому, что так устроил Бог по премудрой воле Своей; а потом прибавит, что все явления на земле, от великих до малых, каково, например, преемство дней и ночей, все совершается по воле Божией, чтобы из всего того вывесть: «яко всяческая работна Тебе».    «Во век, Господи, слово Твое пребывает»: Какое слово? — То, которое изречено Богом, когда Он творил мир. Рече Бог: да будет свет — и бысть; рече Бог: да будет твердь — и бысть; рече Бог: да будет солнце, луна и звезды — и явились. И все, к чему тогда изречено: «быстъ», так то и пребывает. Воля Божия о бытии мира осуществилась бытием его; но и пребывает он потому, что пребыванием своим осуществляет волю Божию о своем пребывании.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010