е. вдруг и мгновенно» 117 ; а Григорий Нисский точнее изъясняет это слово, заменяя его синонимами «в совокупности, вместе 118 . Это последнее толкование заключает в себе ту мысль, что Бог , создавши первобытный хаос, в нем объединил и как бы возглавил все акты Своего творения, вытекавшие впоследствии из него, как из своей потенции ( Сирах.18:1 ). Но общепринятым толкованием считается то, которое слово переводит в смысле хронологического указания, наподобие греч. ν ρχ и равнозначащих ему выражений πρ το κσμου εναι ( Ин.17:5 ) или πρ χρνων αωνων ( 2Тим.1:9 ). В начале всего, т. е. раньше всего, раньше самого времени, тогда, когда не существовало еще решительно ничего, Бог создал небо и землю, положив этим актом своего всемогущества первоначало своей последующей деятельности. Все эти толкования, при разности в оттенках мысли, согласно устанавливают точный смысл термина , по которому первотворение мира было совершено в начале всего, когда еще не существовало ничего, кроме Бога. «Это – creatio prima, говоря богословским термином, это творение в собственном и строгом смысле, т. е. создание из ничего» 119 . «Слово «в начале» указывает на первое мгновение перехода из небытия в бытие, и значит «в начале времени и всего временного» 120 . Итак, самое первое слово Библии ясно выражает мысль о происхождении мира во времени или со временем, отсюда – о его несамобытности и тварности. Лучшей библейской параллелью к этому месту служат известные слова псалмопевца: «В начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса...» ( Пс.101:26 ); та же мысль неоднократно выражается и во многих других местах св. Писания ( Пс.89:3 ; Притчи 8:22, 23 ; Ис.41:4; 44:6 и т. д.). Указав на происхождение мира во времени, бытописатель далее решительно и прямо называет то действие, которому мир обязан своим возникновением. Стоящий в подлиннике для выражения этой мысли глагол согласно переводится всеми словом «сотворил, создал из ничего». Это один из трех Еврейских глаголов, выражающих понятие деятельности, подобно его синонимам и .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

10. 62. Accipe aliud, quo clareat filium sempiternum. Apostolus dicit quod dei sempiterna uirtus sit adque diuinitas. Virtus autem dei Christus; scriptum est enim Christum esse dei uirtutem et dei sapientiam. Ergo si Christus dei uirtus, quia uirtus dei sempiterna, sempiternus igitur et Christus. Узнай и другие ясные свидетельства о вечности Сына. Апостол говорит, что Он – вечная Сила Божия и Божество ( Рим.1:20 ). Христос – Сила Божья, как написано: Христос – Сила Божия и Божия Премудрость ( 1Кор.1:24 ). Если Христос – Сила Божья, то Он вечен, поскольку вечна Сила Божья. 63. Non ergo ex usu generationis humanae calumniam, heretice, struas neque ex nostro sermone conponas. Neque enim angustis sermonibus nostris inmensae magnitudinem possumus diuinitatis includere, cuius magnitudinis non est finis. Namque hominis generationem si definire contendas, tempus ostendis; generatio autem diuina supra omnia est, late patet, supra omnes cogitationes ascendit et sensus. Scriptum est enim: Nemo uenit ad patrem nisi per me. Quidquid igitur de patre cogitaueris, quamlibet eius aetemitatem, non potes de eo aliquid nisi per filium cogitare, nec potest ullus ad patrem nisi per filium transire sensus. Hic est, inquit, filius meus dilectissimus. Est, inquit. Quod est, semper est. Vnde et Dauid: In aeternum, inquit, domine, permanet uerbum tuum in caelo. Quod enim manet, nec substantia nec aeternitate deficitur. Не измышляй клевету, еретик, обращаясь к [обычному] человеческому способу рождения и извращая наши слова. Мы не можем нашими краткими речами выразить величие бесконечного божества, величию Которого нет конца ( Пс.144:3 ). Пытаясь определить человеческое рождение, ты указываешь на время, а божественное рождение превыше всего, безгранично простирается, превосходит любое наше представление и восприятие. В Писании сказано: Никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин.14:6 ). Следовательно, рассуждать об Отце и о Его вечности ты можешь только через Сына; лишь через Сына возможно обратиться мыслью к Отцу. Отец говорит: Он есть Сын Мой возлюбленный ( Мк.9:7 ; Мф.17:5 ). Отец говорит: Он есть. Сущий пребывает всегда 164 , потому и Давид говорит: Вовек, Господи, Слово Твое пребудет на небесах ( Пс.118:89 ). Пребывающее не лишено ни [божественной] природы, ни вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " ( οο) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " ( ε) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. ο - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (ο) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/584/...

2Пет.1:11. 89 Еф.1:17. 90 Еф.1:19–21. 91 Кол.3:1–3. 92 Евр.1:3. 93 . Евр.4:14. 94 Слово «исповедание» (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода «надежда» (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 95 Евр.6:19. 96 Евр.8:1. 97 Евр.9:24. 98 Евр.10:12–13. 99 Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 100 Евр.10:20. 101 Ин.14:4. 102 Ин.14:3. 103 Св. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.648 (PG 36. 592А) 104 2 Кор. 12:2–4. 105 2Кор.12:2. 106 2Кор.12:3–4. 107 2Кор.12:3–4. 108 Евр.1:3. 109 Евр.6:20. 110 Последование Литургии, ектения «Вся святыя помянувше» после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 111 Евр.10:19–22. 112 Евр.12:18–19. 113 Евр.12:22–24. 114 Откр.3:12. 115 Лк.23:43. 116 Пс.46:9. 117 Пс.96:1. 118 ο λαικς — лаик, мирянин. 119 Ср.: 1 Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 120 δημοσα — перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: «Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию» (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 121 αξωμα διδασκαλικν — учительское достоинство есть власть «учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают» (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553). 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

34. Pag. 968. 35. Pag. 968. 36. Pag. 968. 37. Pag. 969. 38. Pag. 970. 39. Pag. 970. 40. Pag. 970. 41. Pag. 972. 42. Pag. 974. 43. Pag. 974. 44.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974). 45. Pag. 974. 46. Pag. 974. 47. Pag. 975. 48. Pag. 975. 49. Pag. 976. 50.  Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17). 51. Pag. 976. 52. Pag. 1084. 53. Pag. 1071. 54. Pag. 1069. 55. Pag. 1069. 56. Pag. 1069. 57. Pag. 1067. 58. Pag. 1071. 59. Pag. 1069. 60. Pag. 1077. 61. Алфавитный патерик. 62. Pag. 1077. 63. Pag. 1077. 64. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269. 65. Pag. 1073. 66. Pag. 1073. 67. Pag. 1073. 68. Pag. 1073. 69. Pag. 1075. 70. Pag. 1075. 71. Pag. 1075. 72. Pag. 1075. 73. Pag. 1075. 74. Pag. 1075. 75. Pag. 1075. 76. Pag. 1075. 77. Pag. 1075. 78. Pag. 1075. 79. Pag. 1075. 80. Pag. 1075. 81. Pag. 1076. 82. Pag. 1076. 83. Pag. 1076. 84. Pag. 1076. 85. Алфавитный патерик. 86. Pag. 1076. 87. Алфавитный патерик. 88. Pag. 1076. 89. Pag. 1076. 90. Pag. 1076. 91. Pag. 1076. 92. Pag. 1076. 93. Pag. 1076. 94. Pag. 1076. 95. Pag. 1076. 96. Pag. 1076. 97. Pag. 1076. 98. Pag. 1077. 99. Pag. 1077. 100. Pag. 1077. 101. Pag. 1077. 102. Pag. 1077. 103. Pag. 1077. 104. Pag. 1077. 105. Pag. 1077. 106. Pag. 1077. 107. Pag. 1077. 108. Pag. 1077. 109. Pag. 1077. 110. Pag. 1077. 111. Pag. 1077. 112. Pag. 1078. 113. Pag. 1078. 114.  …все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16). 115. Pag. 1078. 116. Pag. 1078. 117. Pag. 1078. 118. Pag. 1078. 119. Pag. 1078. 120. Pag. 1078. 121. Pag. 1080. 122. Pag. 1080. 123. Pag. 1080. 124. Лк. 12. 35. 125. Pag. 1080. 126. Pag. 1080. 127. Pag. 1080. 128. Pag. 1080. 129. Pag. 1080. 130. Pag. 1080. 131. Pag. 1080. 132. Pag. 1080. 133. Pag. 1080. 134. Pag. 1080. 135. Pag. 1080. 136. Pag. 1081. 137. Pag. 1081. 138. Pag. 1081. 139. Pag. 1081. 140. Pag. 1081. 141. Pag. 1081. 142. Pag. 1081. 143. Pag. 1081. 144. Pag. 1081. 145. Pag. 1081. 146. Pag. 1081. 147. Pag. 1081.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

82. Лк.23:43. 83. Ин.14:3. 84. Деян1:11. 85. 1Пет.3:22. 86. 2Пет.1:11. 87. Еф.1:17. 88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο λαικς - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. δημοσα - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. αξωμα διδασκαλικν - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   Внимаю поведанию Божественного Откровения и признаю его истинным. Невозможно не признать его справедливым! Бесконечный Бог есть добро всесовершенное; человек отличается от Него бесконечным различием по существу, а по свойствам и направлению встал в положение противодействия Богу. Если же человек, столько ничтожный пред Богом, вместе и противник Богу, то какое значение должен он иметь перед святыней и величием Божества? 3начение презренной нечистоты и скверны, по свидетельству Писания (Апок. 22:11, 15). Он должен быть изгнан от лица Божия, как бы сокрыт от взоров Божиих.    Божественное Откровение научает человека, что он создание Божие и раб Божий, раб преступный, создание отверженное, пресмыкающееся и гибнущее в падении своем (Быт. 2:7, 22, 3:11-12. Пс. 118:125, 89:13, 16, Пс. 37 и пр.). Отравленный общением с начальником и родителем зла, с исступленным и упорным врагом Бога, с ангелом падшим, лишенный естественной свободы подчинением этому всезлобному духу, человек извратил свое естественное отношение к Богу, соделался, подобно ангелу падшему, врагом Божиим (Рим. 5:10). Одни из человеков удовлетворялись этим состоянием, не понимая и не предполагая состояния иного, находя наслаждение в служении греху; другие, наставляемые Богом и остатком своего благого произволения, вступили в усиленную борьбу с грехом, но не могли очистить естество от противоестественной примеси, от зла, не могли расторгнуть оков рабства и свергнуть иго греха и смерти. Восстановить естество мог только Творец естества.    Томилось человечество в страшном рабстве более пяти тысяч лет, по непостижимому суду Божию; томилось оно в рабстве, обильно наполняло темницы ада, получив от Бога обетование освобождения в самый час впадения в рабство. «Един день пред Господем яко тысяща лет, и тысяща лет яко день един» (2 Петр. 3:8). Обетование произнесено вместе с изречением наказания за преступление. Удостоено человечество этого обетования, потому что причиною падения было обольщение и увлечение, а не замысел намеренный и обдуманный. По истечении пяти тысячелетий низшел на землю, к изгнанникам, в страну изгнания их, Искупитель – вочеловечившийся Бог. Он посетил и преддверие нашей темницы – поверхность земли, и самую темницу – ад. Он даровал спасение всем человекам, предоставив свободному произволению их или принять спасение или отвергнуть его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Перевод П. Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 89. Пост    Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианин, пост душевный. Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов — и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают — и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра — и какая им от того польза? Истинный и прямой пост — воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (См. Пс.118:37). Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А. М. Шпирт И. в России Последователи Закона Моисея появились в России в сер. XVIII в. и в офиц. источниках назывались И. или жидовствующими, а также имели множество самоназваний: «субботники», «молокане-субботники», «молокане» , «геры-талмудисты-шапочники», «караимы-староиудеи-бесшапочники». К ним относились как группы субботников, отделявших себя от иудаизма и называвших Библию главным и единственным основанием своего вероучения, так и те, кто ассоциировали себя с евреями и караимами (о новгородско-московской ереси кон. XV - нач. XVI в. см. в ст. Жидовствующие ). Арх.: Агеева Е. А., Левашенко А. В. Дневник археогр. экспедиции МГУ «Волга 1996-1997»//Личный архив Е. А. Агеевой. С. 2, 16, 23. Ист.: ПСЗ; Варадинов Н. В. История Министерства внутренних дел. СПб., 1863. Кн. 8: История распоряжений по расколу. Стат. сведения о сектантах: (К 1 янв. 1912 г.). [СПб., 1914]. Лит.: Иаков (Вечерков), архим. Ист. сведения о молоканской секте//ПС. 1858. Ч. 3. 9. С. 42-80; 11. С. 295-308; Флегматов А. И., прот. Ист. заметка о местном расколе в посаде Дубовке//Саратовские ЕВ. 1884. 22. С. 587-597; Былов М. Н. Раскол в Воронежской епархии при еп. Тихоне I (Святителе), 1763-1767 гг.//Воронежские ЕВ. 1890. 4. С. 146-154; Русанов М. В., свящ. К истории сектантства в Астраханской епархии: Михайловские субботники. Астрахань, 1903. С. 1-11; Олейников Т. М. Очерки по истории расколо-сектантства в Воронежской губ.//Воронежские ЕВ. 1914. 38. С. 1025-1032; Бондарь С. Д. Секты хлыстов, шалопутов, духовных христиан, Старый и Новый Израиль и субботников и иудействующих: Кр. очерк. Пг., 1916. С. 89-95; Иникова С. А. Тамбовские духоборцы в 60-е гг. XVIII в.//Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 1997. Вып. 1. С. 39-53; Хижая Т. И. «Еврейская вера» как отражение духовных исканий в России в эпоху барокко//Человек в культуре рус. барокко: [Сб. ст. по мат-лам междунар. конф.]. М., 2007. С. 332-342; она же. К вопросу о контактах между субботниками и евреями в России 1-й трети XIX в.//Проблемы еврейской истории: Мат-лы науч. конф. центра «Сэфер» по иудаике. М., 2008. Ч. 1. С. 166-181; Львов А. Л. Соха и Пятикнижие: Рус. иудействующие как текстуальное сообщество. СПб., 2011. С. 20-34, 65-71, 118-128, 141-289.

http://pravenc.ru/text/1237771.html

«Пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных телесностью и этим облегчить свое приближение к Богу» (59, 82). Апостолам пост нужен; нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает; можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным духом зла он способствует: не будет ли он способствовать и укрощению плоти воюющей против духа? Как правило, сытое тело мешает чисто молиться, и Дух Божий не приходит в насыщенное чрево (79, 273). Постись, чтобы не согрешить; постись, когда согрешишь; постись, чтобы принять благодатные дарования; постись, чтобы не потерять принятого. Полезнее и тверже со всем усердием любить всегдашний пост. Не легко овладеть бесстыдным чревом; ибо оно есть бог для побеждаемых им, и невозможно быть не виновным тому, кто повинуется ему (27, 261, 263). Невоздержные в пище и питии подвергаются разным болезням и греховным страстям, во главе коих блуд, рождающийся от пресыщения. 40 Итак, чтобы тело всегда пребывало в полном спокойствии и не возмущалось никакою происходящею от пресыщения страстью, мы должны вести строжайший образ жизни и определять меру и предел наслаждения не удовольствием, но потребностью в необходимом. Хотя нужда и удовольствие часто соединяются между собою (потому что голод, обыкновенно, все делает приятным, 41 услаждая сильным желанием пищи той, которую случится употреблять в пищу); но мы не должны ни отказываться от удовлетворения необходимости по причине следующего за ним удовольствия, ни преимущественно гоняться за удовольствием; но избирая из всего полезное, должны презирать то, что тешит чувства. «Истинное совершенство и состоит в том, чтобы никогда не останавливаться в приращении к лучшему и не ограничивать совершенства каким-либо пределом» (6, 378, 379, 262). Ведь по сотворению человек есть существо, челом обращенное в вечность. «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» ( Прем.2:23 ). Так как «Господь Бог есть твердыня вечная» ( Ис.26:4 ), есть «Отец вечности... вечно Живущий, – Святый имя Его» ( Ис.9:6, 57:15 ), Который говорит: «живу Я вовек!» ( Втор.32:40 ). Отсюда и предназначение человека: жить на земле по законам вечности – по слову Божьему («пребывающего вовек» – 1Пет.1:23, 25 ; Ис.40:8 ; Пс.118:89 ), чтобы христоподражательной жизнью стремиться и достигать совершенства вечной жизни в единении с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010