В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Остановимся на основных положениях христианского учения о сердце, в том виде, как оно изложено в Библии и святоотеческих трудах, несколько повторив и продолжив сказанное нами ранее 1 . Библейское учение о сердце Начнем с библейского учения о сердце. Вообще в русском переводе Библии слово сердце встречается 591 раз в Ветхом Завете и 155 раз в Новом Завете (плюс больше 150-ти производных от него слов). Может быть, некоторые случаи ветхозаветного употребления слова «сердце» и не вполне соответствуют нашему современному контексту, но и оставшиеся случаи будут свидетельствовать о центральности понятия сердца как в Новом, так и в Ветхом Завете. Именно сердце стоит на первом месте в заповеди любви к Богу: «люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ). Это же подтвердит и сам Иисус Христос: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим» ( Мф.22:37 ) (см. также: Мк.12:30 ; Лк.10:27 ). К Богу нужно стремиться сердцем: «всем сердцем моим ищу Тебя» ( Пс.118:10 ); «в сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» ( Пс.118:11 ); «потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» ( Пс.118:32 ). Подобное доминирование сердца приводит даже к противопоставлению его уму: «надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» ( Притч.3:5 ). Но сердце главенствует не только в добром, но и в плохом : «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека» ( Мф.15:18-20 ); «извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» ( Мк.7:21 ). В Ветхом Завете высказывания о сердце неоднократно имеют негативный смысл: «огрубело сердце народа сего» ( Ис.6:10 ); «этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ) (на это ветхозаветное место ссылается Иисус Христос: Мф.15:8 ; Мк.7:6 ); «и не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих» ( Ос.7:14 ); «обратитесь к Богу во глубину сердца, от которого вы далеко отступили» ( Ис.31:6 ); «рождали из сердца лживые слова» ( Ис.59:13 ); «помышления сердца их было зло» ( Быт.6:5 ); «сердце сынов человеческих исполнено зла» ( Еккл.9:3 ); «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» ( Иер.17:9-10 ).

http://azbyka.ru/serdce-xristianskoe-uch...

Разделы портала «Азбука веры» Блаженство – согласно Священному Писанию – состояние приобщённости к благу, одна из характеристик единения с Богом, Который Сам называется блаженным ( 1Тим.1:11 ). Блаженство – высшее состояние духовного и телесного бытия, достигаемое верующими на пути стяжания благодати Святого Духа , преодоления внутренней противоречивости, обретения единства с Богом , спасения , и жизни вечной. Святые отцы называют блаженством пребывание первых людей в раю до грехопадения. В Ветхом и Новом Завете термин «блаженство» чаще всего употребляется в виде определения: блаженным называется «муж», «человек», «народ» и т.д., который получает от Бога блаженство как награду за определённые дела и поступки. Нынешнее мирское понимание блаженства, как и его дохристианское восприятие, имеет отличия от библейского. Представление о блаженстве в греко-римской цивилизации до Христа Для античного человека блаженство является синонимом счастья. Образцом и примером его выступала счастливая жизнь языческих богов. Вопрос обретения счастья волновал многих философов и решался ими по-разному. Так, у  Платона блаженство приравнивается к мудрости, и именно обладание ею делает человека счастливым. У стоиков блаженством именуется добродетель, которая противоположна пороку. Философия Эпикура рассматривает блаженство как чувственное наслаждение, душевную безмятежность и телесное здоровье. Следует отметить, что в древнегреческой литературе блаженство передавалось разными терминами, которые, соответственно, имели разные оттенки значений. Речь могла идти о чувственном наслаждении, о благосклонности богов, об удаче, о финансовом благополучии и др. В Библии напротив в основном используется древнегреческий термин с широким значением μακριος – «блаженный» с указанием на причину данного состояния в каждом конкретном случае. Блаженство в Ветхом Завете Чаще всего о блаженстве говорится в Псалтыри и книги Притчей. Блаженным там именуется тот, кто так или иначе исполнил Закон ( Пс.118:1,2 ; Пс.127:1; 2. 12 ; Ис.30:18 ; ср.: Пс.1:1 ; Пс.39:5 ; Пс.111:1 ; Притч.16:20 ). В качестве награды за исполнение Закона человек получает покровительство, помощь Бога. Блаженством является счастливая жизнь, которая выражается в многочисленном потомстве, благополучии, долголетии, мире ( Пс.145:5 ). Вместе с тем в ВЗ иносказательно присутствует вера в блаженство с Богом и после смерти ( Пс.15:1,10-11 ). Блаженство в Новом Завете

http://azbyka.ru/blazhenstvo

Приидите возлюбленные; приидите отцы и братия мои, избранное стадо Отца, запечатленные воины Христовы. Приидите дети, выслушайте слово спасительное для душ ваших. Приидите, займемся куплей, пока еще день купли. Приидите, приобретем вечную жизнь, купим спасение душ своих. Наполните глаза свои слезами, и вскоре отверзутся очи ума вашего. Приидите все единодушно, богатые и бедные, начальники и подчиненные, старцы и юные, сыны и дщери, и всякий возраст, все желающие избавиться вечного наказания и стать наследниками небесного царствия. Вместе с святым Давидом воззовем к милостивому и человеколюбивому Господу, говоря: открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс.118:18). Просвети очи мои, да не когда усну в смерть (Пс.12:4). Возопием, как возопил слепец: помилуй мя, Господи, Сыне Бога Вышняго (Мк.10:47; 5:7). И если иные будут останавливать, или претить, чтоб мы умолкли, сильнее возопием, и неутомимо будем вопиять, пока не отверзет очи сердец наших Светодавец Иисус. Приступите ко Христу, приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся (Пс.33:5). Возьмемся за прекрасную мысль, возжелаем себе царства и рая; и вскоре станете вы пренебрегать делами века сего. Подвизайтесь в этот единонадесятый час, спешите, чтоб не остаться вне затворенных дверей. Вечер близко, и Мздовоздаятель идет с великою славою воздать каждому по делам его. Покаемся, братия, пока есть время. Послушайте, что говорит Господь: радость бывает на небесах о едином грешнице кающемся (Лк.15:10). Для чего предаешься нерадению, грешник? Для чего отчаиваешься? Если на небе бывает радость, когда каешься; то чего тебе страшиться? Ангелы радуются, а ты предаешься нерадению! Архангел - проповедником покаяния, а ты будешь бояться? Пречистая и нераздельная достопокланяемая Троица призывает тебя, а ты воздыхаешь! Да не будет для нас сладостным мирское попечение, чтоб не испытать нам горечи вечного огня и червя неусыпающего! Поэтому поплачем немного здесь, чтоб не плакать там, мучась вечно. Смотрите, никто да не будет нерадив, потому что пришествие Христово внезапно, как страшная молния. Ужели не страшитесь сего? В оный час каждый восприимет по делам своим; каждый понесет свое бремя, каждый пожнет, что посеял. Все непокровенными предстанем судилищу Христову, и каждый из нас даст Судии ответ за себя. В тот час никто никому не в состоянии помочь, ни брат брату, ни родители детям, ни дети родителям, ни друзья друзьям, ни муж супруге, но каждый со страхом и трепетом будет стоять в ожидании услышать Божий приговор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/878/...

НАКАЗАНИЕ Наказание Бог посылает за грехи (1:7; см. ГРЕХИ, 266) (2:254; см. СТРАХ БОЖИЙ , 1000). Наказание Божие на народ и страну за ГРЕХИ бывает Когда неприятель подымает оружие и на наше отечество находит, сие не иное что значит, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Такожде, когда нивы наши не приносят нам плода, или частые пожары бывают, или моровая язва расширяется, или иное какое бедствие находит на нас: Бог наказует нас общим бедствием, да в чувство приидем и покаемся... В таких бедственных обстоятельствах, когда люди наказующия Божия руки не чувствуют, и не токмо от грехов не отстают, и не каются, но и грехи ко грехам прилагают; то должно непременно общаго бедствия еще большаго ожидать. Сего ради хотя и всегда, а паче в таких случаях, должно всем обще, познавши и признавши свои грехи и беззакония, единодушно от глубины сердца возвысить глас: «Господи Боже сил! обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» ( Пс. 79, 8 ) (3:118). Христианин неисправный наказывается (4:18; см. ХРИСТИАНИН , 1118). Наказание Божие за преступления Злодеев и душегубцев казнь Божия постигает: они думают долго жить, и беззакониями свирепеть, но невидимо им ров копается, и нечаянно впадают в той. Тако Ирод искал погубить Христа, и толико младенцев погубил, и хотел долго царствовать, но не удалося: «изомроша бо ищущии душу Отрочате»! Тако Авессалом искал отца своего Давида умертвить, но нечаянно обесился между небом и землею ( 2Цар. 18, 9 ). Тако Фараон озлобивший Израиля, и Божиим неоднократным наказанием убежденный, отпустил было его от себе, но паки, раскаявшися на свою беду, погнался вслед его, хотя поработить его и вместо раба иметь; но нечаянно, где надеялся корысти, тамо погибель себе и всему своему воинству сыскал, погрязнув, яко олово, в воде. Тако судьбы Божии постигают своевольных и неисправных беззаконников (5:91). Господь наказывает за малый ГРЕХ и угодивших Ему людей Есть Он и всевидящий и вси наши дела, вси замыслы, вси сердечныя помышления назирает. Он и несоделанное наше видит: «несоделанное мое видесте очи Твои» ( Пс. 138, 16 ) глаголет Псаломник ( Пс. 139, 16 ). И как есть безконечное добро, то и малейшаго зла ненавидит, и за тое наказует, ибо правосудлив есть. Не было Ему приятнейшаго и любезнейшаго между сынами Израилевыми, изшедшими из Египта, как Моисей святый, с которым Он как друг с другом беседовал; для котораго моления и меч гнева Своего отвращал от непокоривых и жестоковыйных людей, которому наконец Сам объявлял, глаголя: «вем тя паче всех», однакож за некое преступление наказал и его: до земли обетованной его не допустил, хотя той с великим усердием желал ея. А когда Бог и другов Своих за преступление наказует: вы, безстрашно и явно противу Божия закона дерзающии, что думаете? (1:74–75).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Не трать всего времени жизни своей на попечение о теле своем; но когда тело алчет и требует пищи, рассуждай, что и душа имеет нужду в свойственной ей пище, и делается мертвою, как и тело, если оно не примет телесных снедей; потому что человек двойствен, состоит из души и тела. Посему Иисус сказал: ты приставник дома, давай душе, что душе свойственно; не тело только питай, но и душу не оставляй лишенною и алчущею. О таковой душе говорит апостол: Питающаяся пространно жива умерла (1Тим.5:6). Итак не попускай, чтобы душа умерла от голода, но питай ее словом Божиим псалмами, пениями и песнями духовными, чтением Священного Писания, постом и бдениями, слезами и милостынею, надеждою и помышлением о благах будущих, вечных и нетленных. Все сие и подобное сему есть пища и жизнь для души; посему и великий пророк сказал: да будут слезы мои мне хлеб день и нощь (Пс.41:4). О блаженная душа Давидова, вместилище Духа Святаго! Каждый день и каждую нощь проливал пророк Давид слезы; а мы, виновные в тысячах худых дел, не хотим и на один час прийти в сокрушение, и покаяться. О, какая радость бывает на небе, когда человек грешный прольет слезы на земле, отвергнет худой навык, возненавидит грех, и скажет: Неправду возненавидех и омерзих (Пс.118:163), и от всякого пути лукава возбраних ногам моим (101)! Не будь опрометчив, чтобы не сделаться ненавистным для всех; не допускай в себя высокомерия; не давай никогда покоя плоти своей, чтобы не сделалась она бременем душе твоей; не увлекайся пристрастием к хуле; не заграждай себе покаяния отчаянием. Смотри, чтобы отчаянный образ действования не совлек тебя с неба. Да не высказывает тайных дел твоих велеречие твое; да не унизит кого-нибудь твоя злоречивость; да не ослепляет разума твоего неразумие; да не омрачает благоразумия твоего глупость, да не возобладает над умом твоим безумие; да не изменит рассудка твоего нерассудительность; или и другое что запрещенное да не входит в сердце твое скрытно от ума, и да не уводит тебя пленником из небесного царства. Напротив того, трезвись, как написано, день и ночь поучаясь в заповедях Божиих (Пс.1:2), чтобы не нашел когда ума твоего праздным от сего поучения, и не посеял в нем плевел своих бедный и окаянный враг, далекий от всякой любви, потому что проводит он дни свои в суетных мечтах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/846/...

Псалом 91 Благо есть прославлять благость и премудрость Господа вечного: ибо благочестивые благоденствуют в своей долголетней жизни, нечестивые гибнут как трава. 1. Псалом песни в день субботный. Сей псалом есть хвалебная песнь, назначенная для пения во храме в день субботний или в праздник субботы. Значению этого праздника вполне соответствует содержание псалма. Священный бытописатель, заканчивая повествование о сотворении мира и человека, говорит: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, который Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.1:31;2:2–3 ). – Посему и псалмопевец прославляет творение Божие и благословляет Бога в своей песни. 2–4. Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. – Благо для души праведника, если он исповедует – громко возвещает славу Божию и воспевает имя Божие, т. е. свойства и совершенства, как они проявлены Господом в Его творении и промышлении, и возвещает заутра – при утренней молитве милость, явленную Богом в предшедший день, и – истину Божию, т. е. истинное поклонение Богу во всякую ночь, возвещает все это на псалтири десятоструннем, как самом полнозвучном, или на гуслях в созвучии с песнью – псалмом. Так и еще учил Давид и говорил: «блажен муж, который о законе Господнем размышляет день и ночь», ( Пс.1:2 ), и так именно сам поступал. «Я вспоминал о Тебе, говорит Давид Господу, на постели моей, размышлял о Тебе на утренних стражах ( Пс.62:7 ). – Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс.118:55,62 ). 5–7. Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем, и в делах руку Твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» В.В. Лепахин Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. Перечитывая исследования в этой области, нельзя не заметить, что термин «исихазм» не только в разных, но, бывает, в одной и той же работе употребляется в разных смыслах, в него вкладывают подчас случайные признаки, невольно сближая исихазм с явлениями не только внешними по отношению к нему, но даже ему чуждыми. Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов: 1. В Библии слово «сердце» употребляется более шестисот раз. Сердце играет важнейшую, если не главную, роль в духовной жизни человека. Сердце, по Священному Писанию, является органом всей симфонии душевных чувств, от сильнейшей радости до глубокой печали и скорби ( Ис.89:3, Иер.4:19 ), от восторженной любви до ненависти и ярости ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ; Иов.36:13 ; Пс.104:25 ). Сердце является также органом мысли: «Для чего мыслите худое в сердцах ваших?» — спрашивал Спаситель книжников ( Мф.9:4 , ср. Мк.2:6 ; Лк.3:15 ), а вместе с тем и средоточием мудрости ( Притч.23:15 ; Исх.28:3 ). Сердце — это орган воли, решимости, решительности ( Иов.23:16 ; Пс.9:38, 20:3 ). Сердце — это центр нравственной жизни человека, по своей функции оно совпадает с совестью или является «хранилищем» ее ( Пс.76:7, 118:69 ; Евр.10:22 ). Сердце выступает в Священном Писании как духовный центр сознательного и бессознательного. Оно так глубоко, а внутреннее содержание его так таинственно, что во всей глубине оно недоведомо не только другому человеку, но и самой личности. Сердце человеческое в полной мере знает только Бог, только Он ведает все тайные помыслы и намерения человека и, учитывая их, а не только внешние дела и слова, будет судить человека. Страшный Суд — это суд «по сердцу». Но именно потому, что сердце есть центр и бессознательного, оно в определенной мере беззащитно пред силой зла: сатана может похитить из него слово Божие ( Лк.8:12 ; Мф.13:19 ), он может вложить в сердце человека злые помыслы и намерения ( Ин.13:2 ). Тогда, как учит Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Итак, сердце является средоточием всей сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой, таинственной и мистической жизни человека. Задача христианской жизни — очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 1

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

Скачать epub pdf Слово сие находится в числе тех десяти поучений блаженного Августина , рукописи коих недавно отысканы в библиотеке, принадлежащей монастырю Кассино, и напечатаны в Риме в 1819 году. Мы слышали в святом Евангелии спасительнейшую заповедь прощать брату, который согрешит против нас. Не довольно сделать сие однажды, напротив всякий раз, когда только согрешит против нас ближний, мы должны прощать ему, если он будет просить у нас прощения. И аще седмищи на день согрешит к тебе, и седмищи на день обратится, глаголя: каюся, остави ему ( Лк.17:4 ). Когда ты слышишь, что должно прощать семь раз в день; то разумей, что это значит всегда: ибо седмеричное число обыкновенно приемлется в значении всеобщности. В сем-то значении говорится: седмерицею падет праведный, и востанет ( Притч.24:16 ); т. е. сколь многим ни подвергался бы праведник напастям, никогда не оставляется без помощи, но бывает избавляем от всех своих бедствий. В том же смысле говорится: седмерицею днем хвалих Тя ( Пс.118:164 ). Выражение: седмерицею днем, однознаменательно с другим местом Писания: выну хвала Его во устех моих ( Пс.33:2 ). Ибо не тогда только мы прославляем Господа, когда произносим устами хвалу Ему, а безмолвствуя, будто уже и не хвалим Его; напротив всеми добрыми мыслями, всеми действиями и расположениями нашими мы хвалим Того, от Кого прияли сии дары. Мы знаем, что Апостолы просили, да приложится им вера ( Лк.17:5 ). Ужели ж сами они произвели в себе начатки веры, а от Бога просили только умножения оной? Нет, Они молились, чтобы Тот, Кто начал, Сам и совершил начатое, как говорит Апостол: начный дело блого в вас, совершит е ( Флп.1:6 ). И что иное показывает, возлюбленные, недавно петый нами псалом: настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей ( Пс.85:11 )? Давид не говорит: введи меня на путь Твой, – хотя и сие творит Сам же Господь; но он молит о том, дабы Бог , введя его на путь свой, не оставлял уже никогда. Следственно мало того, чтобы ввесть только на путь; надобно еще и провесть по сему пути, и привесть в отечество. Итак, поскольку всякое благо приемлется нами от Бога; то каждый раз, когда только совершаем доброе дело, с мыслию о Подателе всех благ, – мы хвалим Бога. Если же, провождая добродетельную жизнь, мы непрестанно хвалим Бога: то и благословим Господа на всякое время, и хвала Его выну да будет во устех наших. – Седмерицею днем хвалих Тя, говорит Пророк, разумея под седмеричным числом всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Катехизис шестой Слава Богу! что ни я доселе такой не имею скудности, чтоб не имел уже о чем более говорить; ниже вы Слушатели остаетесь, чтоб с сего истинно духовного пиршества пошли благодатью Христовою не насытившись: понеже наше теперешнее учение разве тот только усомниться назвать духовным пиром, кто еще в слове Божием сокровенной не вкусил сладости, и оные Давидовы слова не навык говорить: «словеса твоя паче меда устом моим» ( Пс.118:103 ). Пиршество со всех сторон духовное и душевное! и такое, которое ни мало не производится по правилам наших телесных пирований. Мирские пирования сколько ни питают наше тело, только так, что еще заутра паки тех же требует брашен, подобного ищет пития; а духовной учительства пир есть, которого человек вкусивши не взалчет никогда, ни вжаждется во век. Я скажу вам нечто и чудное: пиршество телесное сколько б ни было сладко, но своею сытостью потом отвращение наводит, и первое желание в несносное переменяет омерзение. А сие наше духовное пирование по своему безприкладному преимуществу, сколько более от пирователей употребляется, сколько более к себе желание воспаляет, и вечное некоторою спасительное мучит жаждою. Жаждою, от которой восклицал Давид: «возжада к Тебе душа моя: о! когда прииду и явлюся лицу Божию» ( Пс.41:3 ): да и Христос не другую какую ублажал жажду: " блажени, говоря, алчущие и жаждущие правды» ( Мф.5:6 ). Нашли, например, мы в прошедшую неделю, живую жилу, из которой изобильная нам пролилась учительства река: вот смотри неподалеку той водоточной жилы другой живой бьет ключ, из которого не меньше душеполезный льется поток; так жаждущие идите на воды, елицы не имате сребра, идите, пейте туне. А я пойду вам брашен приуготовлять, где усматриваю, что прежде говорено было об оправдании нашем чрез веру; теперь станем говорить о том, чтоб по таком оправдании следовало? Вопросишь: Когда-то уже показано, что мы верою во Христа оправдались, то есть, по Божией благости ради Христовых заслуг из грешников переменились, и за праведников почлись: то весьма следует спросить: что все ли тут нашего оправдания и искупления дело окончилось? Или, яснее сказать, то том нашем оправдании Бог все ли звания для искупления нашего принятое совершил, и заслуги Христовы кроме нашего оправдания куды инде не простираются ли? Бог говорю, как уже нас оправдал, должен ли нас оставить такими, какими мы прежде были оправдания? А мы взаимно требуем ли чего-нибудь еще и по оправдании, и Богу чем-нибудь одолжаемся ли? Отвечаю: Что еще не все окончилось искупление нашего дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010