Пс. 50. Поучение, молитва. 8-й отдел Псалтири. Пс. 40. 1–4 «Блажен разумеваяй на нища и убога». Господи, кто обитает. Поучение. Молитва. — 9-й час: Молитва к Сыну Божию. Пс. 50. Поучение, молитва, псалмы: Возлюбих, Веровах, Хвалите Господа вси языцы. Песнь, Поучение. — После 9-го часа совершается литургия. После нее, а если ее нет, то после 9 часа особая прибавочная служба (без имени): Псалом сообразно дню. Похвальное слово святому дня. Трисвятое. 8-й отдел Псалтири. Молитва, поучение. Несколько стихов из псалмов. Большой чтение из пророков или Апостола (так что прочитывается целое послание). Аллилуиа дважды. 3 стиха из псалмов. Аллилуиа 1. Евангелие. Верую. Поучение, молитва. — Вечерня: Аз К Богу воззвах и Господь спасет мя. Вечер и утро и полудне повем и возвещу и услышит глас мой — и стихи собственного составления. Пс.: Приклони Господи. Слава. Слава тебе Господи. Пс. 139–141. В воскресенье ектения из 33 прошений с ответом «Господу помолимся». Молитва. Трисвятое. Пс.: Возведох очи мои в горы. Песнь. Поучение. Молитва. Пс.: Господи кто обитает, К тебе возведох очи мои. Боже во имя Твое спаси мя. Поучение. Молитва. — Повечерие: Господи Боже спасения моего во дни воззвах и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к моему. Слава. Пс.: Внегда призвати, Господи до не яростию, Доколе Господи, Сохрани мя Господи, Услыши Господи правду мою. Имже образом желает елень, Боже в помощь мою. Два последних стиха 85 пс. Слава. Длинная песнь, испрашивающая у Бога благоприятной ночи. Поучение. Молитва. Господь просвещение мое. В посты — особый гимн. Поучение. Молитва. — Служба пред сном: Пс. 42, 3–5 (Посли свет Твой и истину Твою…) Слава с несколькими стихами. Из 118 псалма несколько его отделов. Пс. 35, 1–4 (Яко у тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет…). Из песни Аввакума 3, 18–19 (Аз же о Господе возрадуюся…) Псалмы: Господи, кто обитает, К тебе возведох очи мои, Боже во имя Твое спаси мя. Начало песни 3 отроков до Благословите воды. Пс. 150. Ныне отпущаеши.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Сердцу нельзя быть без привязанности: это его природа. Отрешаясь от одного, оно прицепляется к другому. Бог может отдалить от нас все, что служит ко стыду и «посрамлению» нашему, если и мы добросовестно можем сказать: «прилепихся свидениям Твоим» , а этими словами выражает чрезмерную расположенность свою к словам Божиим. Чаще приклоняй ухо твое к словам духовным, и ум твой удалится от нечистых помыслов (Феодорит, Иларий, Феофан, Фалассий). Пс.118:32.   Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое. (В путь) «заповедей Твоих» (устремился), «егда разширил еси сердце мое» . Отсюда вытекает, что нужно и то, и другое: потому что благодать Божия не дается тем, кто не имеет усердия к добру, и человек не может совершить добродетели без помощи свыше. «Сердце» наше «расширяется» через искушения и скорби, которые приводят к упованию на Бога, а заботы житейские утесняют Его (Феодорит, Марк Подвижник). Пс.118:33.   Законоположи мне, Господи, путь оправданий Твоих, и взыщу и выну. «Законоположи» , т.е. научи, определенно укажи, что я должен делать. Знай, что святым «законополагает путь» шествия Христос. Прообраз этого видим на переходе израильтян из Египта в землю обетованную. Он предшествовал им днем в столпе облачном, а ночью — в столпе огненном. Столп — был «законоположителем пути» ; из столпа говорил к ним Бог. Этот столп был прообразом Христа. Предадим же и мы путь свой водительству Спасителя, да будут заповеди Его «законоположением пути» нашего (Амвросий, Феофан). Пс.118:34.   Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим. И Господь повелел нам «испытывать» Писания; но испытающие нуждаются в озарении свыше, как для того, чтобы найти искомое, так и для того, чтобы «сохранить» найденное. «Испытание» (исследование) слов Божиих учит познанию Бога (Феодорит, Фалассий). Пс.118:35.   Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех. «Стезею» называет тернистый путь, которым ходили многие праведники прежде нас. Ибо мы должны подражать Христу и брать крест и следовать за Ним (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Ибо, конечно, по причине некоего искушения или преткновения, о которых ты не ведаешь, ты получаешь с задержкой. Посему не прекращай просить о прошении души твоей, и получишь это. Если же утомишься просить, то обвиняй себя, а не Дающего тебе.    Ибо двоедушие есть дочь диавола и особенно вредит рабам Божиим. Поэтому облекись в крепкую веру». «И станем твердые, как наковальни, по которым бьют. Ибо свойство великого атлета — получать удары и побеждать. Наипаче же ради Бога все перетерпим, чтобы и Он нас потерпел. Будем усердными, различая времена, чая Того, Который превыше времени — вневременного, невидимого, ради нас сделавшегося осязаемым, бесстрастного, ради нас пострадавшего, все ради нас претерпевшего с долготерпением». Посему не малодушествуй в молитве твоей, чтобы не уподобиться тебе людям в Египте, которые из-за малодушия не хотели слушать Моисея. Послушай же Иисуса Навина, говорящего: всячески старайтесь в своих душах любить Господа Бога вашего, ибо Господь Бог ваш Сам сражается за вас (Нав. 23:10-11). Писано же и в Книге Судей: «Не преогорчим Господа Бога нашего, чтобы не восхождаше Мадиам и скоти его и не разоряху плоды наши и обнищахом зело» (Суд. 6:2-6). Выслушаем и Исаию, говорящего: утешитеся, малодушнии умом (Ис. 35:4). Ибо Господь дает малодушным долготерпение и сокрушенным сердцем — жизнь, посему и мы с сокрушением вместе с Давидом обратимся к Богу, говоря: поглумляхся и малодушествоваше дух мой (Пс. 76:4); Сердце мое смятеся, остави мя сила моя (Пс. 37:11); погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою (Пс. 141:5). Но: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене (Пс. 37:22); Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох (Пс. 38:11). И: се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия [Col. 1696] и от бури (Пс. 54:8). Ибо прильпе земли душа моя: живи мя по словеси Твоему (Пс. 118:25). Ибо знаю Тебя, Благой Господи, что внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси (Пс. 60:3), и Ты дашь силу и державу (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Многие из псалмов содержат указания музыкального или богослужебного характера; в тексте некоторых указывается совершаемый одновременно ритуал (Пс 19/20; 25/26; 26/27; 65/66; 80/81; 106/107; 115/116; 133/134; 134/135). Эти псалмы, а также Пс 47/48; 64/65; 94/95; 95/96; 117/118 явно читались в храме. “Песни восхождения” (Пс 119/129–133/134), а также Пс 83/84 были песнопениями паломников к святилищу. Этих примеров — мы привели лишь наиболее однозначные — достаточно для того, чтобы показать, что многие псалмы, в том числе и “личные”, были сложены для храмового богослужения. Другие же если и не были предназначены для этого изначально, то по меньшей мере приспосабливались для этой цели, например, путем присоединения к ним хвалы Богу (Пс 124/125; 127/128; 128/129). Тем самым в общем и целом связь псалмов с богослужением и богослужебный характер Псалтири неоспоримы. Однако у нас нет сведений, на основе которых можно было бы определить сам ритуал или праздник, во время которых звучали бы псалмы. Еврейское надписание Пс 91/92 предназначает его на день субботний, а греческие надписания Пс 23/24; 47/48; 92/93; 93/94 распределяют эти псалмы по другим дням недели. Пс 29/30 (согласно еврейской надписи) применялся при празднестве освящения храма, а Пс 28/29 (согласно надписи греческой) пелся на празднике кущей. Эти данные, возможно, не изначальны, но они, как и точные указания, сделанные евреями, свидетельствуют о том, что Псалтирь была книгой храмовых и синагогальных песнопений, прежде чем стала книгой песнопений христианской Церкви. Авторство и время написания Вступительные надписи приписывают 73 псалма Давиду, 12 — Асафу, 11 — сынам Кореевым и отдельные псалмы — Ефану, Езрахиту, Моисею и Соломону. 35 псалмов таких указаний не содержат. Надписания греческого перевода не всегда совпадают с еврейскими и приписывают Давиду 82 псалма. Другие дополнительные расхождения выказывает сирийский перевод. Надписания псалмов первоначально не имели целью назвать автора. Еврейские формулировки всего лишь обозначают, что псалом имеет некоторое отношение к названному лицу либо потому, что содержание соотнесено с ним, либо потому, что он включен в сборник, составленный под его именем.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Такое обилие параллельных мест, обнаруживающее в св. Амвросии выдающееся знание свящ. Писания, несомненно, заслуживает внимания и удивления. Привести такое количество параллельных мест свящ. Писания в наше время – не трудно. Во время же Амвросия, когда не было никаких к тому пособий в виде словарей и конкорданций наших дней, такое явление должно считаться, несомненно, выдающимся. Но при всём том, нельзя не заметить, что св. Амвросий на этом пути иногда не соблюдает меры и переступает должные границы. С ним можно согласиться, когда он, при объяснении изречения псалма 118, 136 – «Decursus aquarum descendunt oculi mei» – приводит в параллель изречения: Пс.6:7 – «lavabo per singulas noctes lertum meum lacrimis stratum meum rigabo»; Пс.101:10 – «Potum meum cum fletu miscebam»; – Плач.2:11 – «Defecerunt in lacrimas oculi mei» – и 3, 49 – «oculus meus obsorptus est.» 233 Но нельзя одобрить такого рода параллели, когда св. Амвросий для объяснения обыкновенного слова ibi в изречении Пс.35:13 – «ibi ceciderunt qui operantu iniquitatum» – приводит изречение Пс.47:8 – «ibi dolores sicut parfurientis»; – Пс.86:4 – «memor ego Kahab, et Babylonis scientibus me. Etenim alienigenae, et Tyrus et populus Aethiopum, hi fuerunt ibi», – наконец изречение евангелиста Мф.13:14 – «ibi erit fletus et stridor dentium» и – Иов.1:21 – «nudus ibi perham» 234 . Смысл употреблённого в Пс.35 «ibi» выясняется сам собой из контекста речи. Но св. Амвросий почему-то избегает этого прямого способа выяснения и на свой вопрос, что значит «ibi», ищет ответа в целом ряде других указанных, иногда не совсем соответствующих намеченной цели, изречений. В изречении Пс.43:2 – «Patres nostri annuntiaverunt nobis», как легко можно видеть из контекста речи, выражение patres понимается в широком смысле, в смысле предки. Св. Амвросий не удовлетворяется таким толкованием; приводит ряд параллельных мест и приходит к такому выводу, что здесь под patres разумеются в переносном смысле отцы духовные 235 . При таком способе толкования священного Писания, при толковании его на основании указанного способа сочетания параллелей, вполне естественными являются такие недостатки толкований св. Амвросия, как отступления от главной мысли, неправильные изъяснения, неясность и очевидные натяжки. Поэтому до некоторой степени справедлив Розенмиллер, когда так выражается относительно толкований св. Амвросия: «...sequitur longa digressio, ubi bonus Ambrosius more suo multa loca Veteris et Novi Testamenti cumulat sine omne judicio» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

28) Каким образом преуспеть в нерассеянности? — Если кто усвоит себе мысли избранного Давида, который говорил — иногда: «предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15, 8), — иногда же: «очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои» (Пс.24, 15), — а иногда: «се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему» (Пс. 122, 2). И чтобы малым примером озаботить нам себя к тщательнейшему приобретению важнейшего, пусть каждый размыслит сам с собою, как он ведет себя в присутствии других, хотя бы и равных себе, как старается достигнуть того, чтобы не осудили чего в уменье его держать себя, в походке, в движении каждого члена и в выговоре. Но как пред людьми стараемся соблюдать видимое для людей, так и гораздо еще более кто несомненно уверен, что имеет зрителями — Бога, по написанному, «испытующаго сердца и утробы» (Пс. 7, 10), — и единородного Сына Божия, исполняющего обетование: «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20), — и Святаго Духа, Который управляет нами, разделяет дарования и действует в нас, — и Ангелов-хранителей каждого из нас, по сказанному Господом: «блюдите, да не презрите единаго от малых сих: «глаголю бо вам, яко ангелы их на небесех выну видят лице Отца Моего небеснаго» (Мф. 18, 10); тот возлагает на себя важнейший и труднейший подвиг, как благочестие свое сделать богоугодным; и таким образом сильнее и совершеннее утверждается в нем нерассеянность, особенно же если постарается исполнить сказанное: «благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс. 33, 2), чтобы, при неослабном и непрестанном созерцании славы Божией, ум не находил и времени к рассеянию 372—3]. 29) От чего бывает, что в уме как бы оскудевают благие помыслы и попечения угодные Богу? и как предохранить себя от этого? — Поелику Давид говорит: «воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118, 28), то видно из сего, что бывает это от душевной дремоты и от бесчувствия. Ибо в душе бодрственной и трезвящейся не оскудевают и попечение угодное Богу и помысл благий, а напротив того видит она, что сама для них недостаточна; потому что если око телесное недостаточно к рассмотрению каких-либо немногих Божиих созданий, и не насыщается, посмотрев на что-либо однажды, но и непрестанно рассматривая одно и тоже, не перестает однако же смотреть: то тем паче душевное око, если оно бодрственно и трезвенно, недостаточно к созерцанию Божиих чудес и судеб. Ибо сказано: «судьбы Твоя бездна многа» (Пс. 35, 7), — и в другом месте: «удивися разумь Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему» (Пс. 138, 6), — и многое подобное сему. Если же оскудевает в душе благий помысл, то явно, что оскудевает в ней также и просвещение, не по оскудению просвещающего, но от дремоты того, что должно быть просвещено 254].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

В некоторых списках Псалтири встречаются еще надписания: у Пс.85 : κατ λυχνικν=на светильничном, у Пс.118 μωμος=непорочен и у Пс.134 и 135, – по одним спискам (у Holmes’a и в изд. гр. Псалтири в Венеции 1867 г.); πολυλεος (в церк. уставе=полиелей, многомилостивое), по другим (в Пс.134 по разночтениям Альдинской библии изд. Вехеля и у Holmes’a): τς διπλς= соугоубы (по Новгор. сп. Псалтири XIII–ΧΙV в. у Амфилохия). Первое указывает на употребление псалма при вечернем богослужении, на котором он в так называемом песенном последовании был первым антифонным псалмом (Сим. Солунск. о священнод. гл. 311), да и доселе употребляется на 9 часе, последование которого по уставу соединяется с вечернею. Второе надписание составилось из первых слов псалма: μακριοι ο μωμοι=блажени непорочнии. Последние же надписания указывают на употребление псалмов в неполные праздники, которые, вероятно от пения этих псалмов с частым повторением в них слов: «яко в век милость (λεος) Его» и назывались на востоке полиелеем, а в церквах западных обозначались наименованием διπλς, duplicis, т. е. дней с сугубым=усиленным молитвословием. Вероятно, эти богослужебные указания занесены в Псалтирь из церковного устава в период времени около V–VI в., когда уже выработался определённый порядок употребления псалмов при богослужении (см. κανν ντιφνων τν ψαλμν константиноп. патриарха Анфима около 535–536 г. в Monumenta juris graec. ecclesiast. ed. Pitra II. 109). Впрочем, наименование λυχνικς=светильничный встречается уже в «Постановлениях Апостольских» в применении к 140 Пс. (Кн. VIII, гл. 35), как там же Пс.62 , с первых времён христианства употреблявшийся при утреннем богослужении, называется псалмом утренним – ρθρινς (гл. 37). Сверх того, при многих прибавочных надписаниях гр.-слав. перевода в некоторых греч. списках (у Отцев церкви и в изданиях Альд. и Комплютенском) и в нашей славянской Псалтири встречаются еще слова: не надписанъ у еврей ( Пс.1 в слав. только по изданию учебной Псалт.; 32, 42, 70, 90, 94–96; у бл. Феодорита и в нек. др. списках еще в Пс.91–93 и 136). Происхождение таких замечаний относится ко времени уже после составления гекзапл Оригена , в которых подобных замечаний еще не встречается. 5) Писатели и время написания псалмов

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   Также всякий, наученный Господом нашим Иисусом Христом, знает, как прилежно нужно молиться, следуя притчам о вдовице и неправедном судии (см. Лк. 18:2—5) и о про­сившем хлеба в полуночи (см. Лк. 11:5—8). Все мы также знаем, что Господь убеждает нас «молиться и не унывать» (Лк. 18:1), но усердствовать, прося, ища и стучась. Сам Господь наш часто молился, и вот некоторые характерные места из Евангелия: «И утро, нощи сущей зело, востав изыде, и иде в пусто место, и ту молитву деяше» (Мк. 1:35); и в другом месте: «И бе об нощь в молитве Божии» (Лк. 6:12), или: «И бысть внегда быти Ему на месте некоем молящуся» (Лк. 11:1) и т. д.    Итак, мы считаем излишне говорить что-либо еще о качестве, действиях и необходимо­сти молитвы. Здесь мы рассмотрим только способы самого молитвенного делания, ориенти­руясь на проницательные суждения наших Отцов, основанные на опыте.    Видов молитвы, согласно нашему священному Преданию и божественному Писанию, много, также как много и способов упражнения в ней. Наши богоносные Отцы, вдохновлен­ные примером Господа нашего, Который дал нам молитву «Отче наш», также составили от­носящиеся к дневным и ночным богослужениям различные молитвословия в прозаической и поэтической форме. Их содержание соответствует всем видам молитвы, каковые суть: мольба, прошение, беседа, моление, благодарение и славословие, то есть как раз все то, что составляет потребность в обращении к Богу и общении с Ним мыслящих существ. Все эти важнейшие формы молитвословий обычно выражаются не одним каким-либо средством, но разнообразно, в соответствии с опытом, силами и познаниями каждого священного поэта, и направлены всегда к одной цели — быть устремленными к Богу. Иными словами, в свя­щенной поэзии осуществляется призыв: «Придите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворшим нас» (Пс. 94:6).    Самое видное место в нашем церковном богослужении принадлежит Псалмам царя и пророка Давида. Они содержат все виды молитвословий, так что всякий в любое время, на­ходясь в разных условиях и имея различные нужды, может искать с их помощью милости Божией. Так иногда верующий восклицает: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи услыши глас мой!» (Пс. 129:1—2), и снова: «Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет» (Пс. 101:2), и опять: «К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим» (Пс. 65:17). В другой же раз, когда говорит лишь сердце, молящийся в тишине и безмолвии просит: «Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему» (Пс. 118:58), и снова: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя» (Пс. 9:2) и еще: «Разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася» (Пс. 72:21), и в другом месте: «При­ступит человек, и сердце глубоко» (Пс. 63:7). Подобным образом продолжается выражение человеческой тяги к Богу в прошениях, молитвах, молениях, благодарениях, славословиях и всяких других возможных формах, которые были бы пригодны для извещения благости Божией о человеческих нуждах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пс.118:33 .  Законоположи мне, Господи, путь оправданий, и взыщу и выну Для чего Давид здесь просит, чтобы Бог положил ему в законе путь заповедей его, тогда как он и прежде положен в закон чрез Моисея? На сие ответствуем что «положи в закон» ЗДЕСЬ значит то же, что «научи»; почему и Симмах перевел: покажи, а Акила: просвети: потому что кто учит, тот как бы закон полагает тому, кого учит, побуждая его к добру и запрещая ему зло. И сам Давид прежде сказал: научи меня оправданиям Твоим. Или, положи мне в закон, есть то же, что открый мне путь оправданий Твоих: и я всегда усердно буду искать его; так как для многих он сокрыт; потому что представляется им неясным. (1) (1) Оригенä Первого просит у Бога; а второе обещается приложить от себя. Ты, говорит, Господи, поставь мне в закон путь оправданий Твоих; а я во все время жизни моей посвящу себя прилежному исканию Его. Феодора: Поелику путь оправданий не может быть найден в короткое время, то посему сказал: буду искать не два, или три дня, и не десять, но всегда. Ибо едва ли достаточно будет для меня все время сей жизни. Пс.118:34 .  Вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим Дай мне, говорит, Господи, разумение и просвещение от Духа Твоего, чтобы чрез сие просвищение я мог испытать закон Твой прилежно и внимательно и, постигнув его в точности, мог беспрепятственно хранить его. В другом месте мы уже сказали, что хранение законов есть действие по нему и исполнение его в делах. (1) (1) Феодорита И Господь дал повеление: испытайте Писание. Но для испытателей нужно озарение свыше, чтобы могли найти искомое и хранить постигаемое. Аполлипария: Если же для испытания закона требуется разумение, то какого рода разумения от Бога требуется для того, чтоб найти конец (т. е. закона). Феодора: Когда, т. е. уразумею то, что в нем сокрыто, уже не устами буду хранить его, но и в мысли и всем сердцем, как необходимый залог. Пс.118:35 .  Настави мя на стезю заповедей Твоих, яко тую восхотех Укажи, говорит, мне, Господи, стезю заповедей Твоих: потому что Ты, Боже, наставляешь в них тех, которые имеют ревность поступать по ним, где стезею ( τριβον) называет путь заповеди; поскольку она не нова и не необыкновенна, но древняя и обыкновенна, и проложена ( τετριμμενη) столь многими праведниками ходившими по ней.(1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

2591 Пророк молит отнять поношение, как и грехи его. Sed cum circumcidi a se orat, non tamquam de admisso perpetratoque confessus est; sed quia id per infirmitatem carnis suae in se suspicatur habitare. Non enim ait, circumcide opprobrium quod in me est: sed ait: Circumcide opprobrium meum quod suspicatus sum, suspicionem opprobrii ex conscientia propriae infirmitatis ostendens [И когда молит отнять их, не исповедует, что грехи были попущены и совершены, но молится, так как страшится того, что они находятся в нем по немощи его плоти. Ибо он не говорит. Отними поношение, которое во мне», но говорит: «Отврати поношение мое, которого я страшусь» ( Пс. 118:39 ), и тем самым выказывает подозрение в поношении, осознавая собственную немощь] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 118, 5, l6, PL 9, 542; cp. 118, 19, 6). 2600 Idem. Tractatus super psalmos, 118, 14, 20, PL 9, 598; 118, 16,10, PL 9, 609, De Trinitate II, 35, PL 10, 74. 2616 Hilarius Pictaviensis. De Trinitate I, 11, PL 10, 32; II, 16, PL 10, 62; Tractatus super psalmos, 68, 13, PL 9, 477. 2634 Idem. De Trinitate IX, 39, 51, PL 10, 311, 321; X, 23, 25, 26, 65, PL 10, 361, 364, 366, 393; XI, 2, PL 10, 400. 2651 Ibid. X, 47, 66, PL 10, 380, 394; Tractatus super psalmos, 53, 12, PL 9, 344; 55, 2, PL 9, 358; 68, 23, PL 9, 484; 138, 3, PL 9, 793; 141, 8, PL 9, 836. 2685 Этим учением о двух моментах обожения Тела Христа объясняется и различие выражений, в которых Иларий говорит о прославленном Теле Христа. С одной стороны, он говорит о нем как о Теле видимом, хотя и прославленном сиянием Божества, и это относится к первому моменту прославления, следующего за крестной смертью и продолжающемуся до скончания века. С другой стороны, и гораздо чаще, он говорит о прославлении воспринятого Тела в таких выражениях, которые можно понять не только в смысле исчезновения человеческого вида, но даже в смысле растворения в Божестве самой природы человека, однако эти выражения относятся к моменту окончательного обожения и ввиду специальных оговорок Илария не могут обозначать уничтожения человеческой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010