В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из этого 118-го псалма: Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое ( Пс. 118:97–101 ).Как правильно читать 17-ю кафизму. Дома она читается так же, как и всякая другая. 1-й, 2-й, 12-й, 22-й, 25-й, 29-й, 37-й, 58-й, 66-й, 72-й, 73-й, 88-й стихи кафизмы читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)». Окончательные стихи первой половины кафизмы (92-й, 93-й): Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня – поются трижды. После этого еще раз повторяется припев. Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи 94-й, 107-й, 114-й, 121-й, 131-й, 132-й, 133-й, 142-й, 153-й, 159-й, 163-й, 170-й читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего (-ей) раба Твоего (рабы Твоея)». В заключение поются трижды конечные стихи 118-го псалма (175-й, 176-й): Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. После них еще раз повторяется припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся. После «Славы» читается молитвенное прошение. После кафизмы читаются положенные тропари (они указаны сразу после 118-го псалма в молитвослове), а за ними 50-й псалом и тропари непорочны, или тропари за упокой (всего их восемь) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках). 1) Святых лик обрете источник жизни, и дверь райскую: да обрящу и аз путь покаянием; погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя (Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я – потерянная овца. Спаситель! Воззови, подай мне голос, найди и спаси меня).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

«Путь неправды удали от меня и согласно закону Твоему помилуй мен я. Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл» ( Пс.118:29–30 ). И эта просьба необходима, потому что нам следует просить у Бога всяческих помощи и для того, чтобы не обращаться на путь неправды, а держаться путей правды и память откровений Божиих сохранять неповрежденной. Пророк мо­лится о том, чтобы от него было удалено всякое дурное дело (что и означает – " неправда») и чтобы путь закона и заповедей привел его к помилованию. Он говорит: «путь истины избрал я " , то есть, возлюбил, избрал, и поэтому я не забыл судов Твоих и не утратил из памяти Твоих откровений. «Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня« ( Пс.118:31 ). Не просто, говорит он, последо­вал я Твоим откровениям и не мимолетно, но «прилепился» к ним, то есть, не на короткое время я обратил на них свое внимание, но постоянно питался ими, не отпадая от них. Поэтому и Ты не по­срами меня, так как каждому Ты воздаешь по делам его. Пусть же плодом привязанности моей к Твоим откровениям будет то, что я не испытаю никакого посрамления. »По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое» ( Пс.118:32 ). И то и другое необходимо: и наша го­товность, и содействие Божие, – потому что ни божественная благодать не дается тем, кто не имеет благого произволения, ни человеческая природа не в состоянии совершить добродетели без помощи свыше. Этому и научает пророк, говоря: я беспрепятственно шел по пути Твоих заповедей, так как Ты делал легким для меня совершение этого пути. Расширением пути он называет именно его облегчение, как и в другом месте Он говорит: «в скорби Ты да...л мне простор» ( Пс.4:2 ), или »Ты расширил шаги мои,... и не ослабели ноги мои " ( Пс.17:37 ), так как весь путь предо мною Ты сделал легким и удобным, и оградил меня от всякого коварства и хитростей врага. Это именно означают слова: «По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое». Таков был Павел, го­воривший: «потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое» ( 1Кор.9:26–27 ). Точно так же и все святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В этом конфликте выявилась извечная проблема религиозного сознания: как соединить открытость к жизни с защитой глубочайших духовных ценностей веры от эрозии? Иудейство предпочло оборонительную позицию. Еще не пришло время для евангельского синтеза, да и для народов, принявших христианство, он будет очень труден. Им не раз придется идти по стопам древних иудеев и запирать свои ворота. Нужно будет многое понять и пережить, прежде чем отрицание «мира сего» и любовь к миру сольются воедино. Попытки синтеза станут предприниматься уже и в конце ветхозаветного периода, но пока ревнителям Закона оставалось лишь готовиться к духовному сражению. О чем они думали и чем жили в эти годы, красноречиво говорят псалмы, посвященные Торе. Их авторы не ведают компромиссов с решаим: они сделали свой выбор. Блажен муж, который не ходил на совет нечестивых, и на пути грешных не стоял, И на сборище кощунствующих не сидел. Но к Закону Господню — влечение его, и о Законе Его помышляет он день и ночь. Пс 1, 1-2   Никакие глумления решаим не могут поколебать псалмопевца. Гордые насмехались надо мною, но я не уклонился от Закона Твоего, вспоминал суды Твои, Господи, от века и утешался. Ужасают меня нечестивые, оставляющие Закон Твой. Пс 118, 51-53   При чтении псалмов о Торе бросается в глаза отношение человека к заповедям Божиим. Они для него «благое бремя», а не внешний гнет, который человек несет лишь вынужденно. Псалмопевцы-законники одушевлены глубокой любовью к Богу, в их молитвах как бы находит свое развитие мысль, высказанная Антигоном из Сохо. Не боязнь кары ведет праведника, но уверенность в том, что высшее благо сосредоточено в Боге и Его заповедях: Закон Господень совершен, укрепляет душу, Откровение Господа верно, умудряет непорочных. Пс 18, 8   Люди должны увидеть свое несовершенство и нечистоту: от внешних поступков до тайных движений души; только тогда они поймут, где искать спасение и источник истинной жизни. Кто, кроме Господа, может исцелить человека от его немощей и искупить от зла? Знаменитый 118-й псалом — этот шедевр хокмической поэзии — весь проникнут жаждой святости. Нигде в Ветхом Завете с такой глубиной не воплотилась любовь к Богу и благоговение перед Его спасающей волей. Всем сердцем моим ищу я Тебя, не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем я сохранил слово Твое, чтоб не творить греха пред Тобою. Благословен Ты, Господи! Научи меня уставам Твоим. О пути откровений Твоих я радуюсь, как о всяком богатстве. О заповедях Твоих размышляю и взираю на пути Твои. По милосердию Твоему оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих. Навеки, Господи, слово Твое утверждено в небесах, истина Твоя в род и род. Ты поставил землю — и она стоит, по определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе… Я заблудился, как овца потерянная, взыщи служителя Твоего, ибо заповедей Твоих я не забыл. Пс 118, 10 сл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«Это было со мною, ибо я оправдания Твои... взыскал» ( Пс.118:56 ). Что »было»? Ночной труд. Благодаря тому говорит, я оказался в силах устоять в законе и сохранить память о Твоих оправданиях и обладание ими, что я искал их и даже ночью не переставал помнить о них. Итак, братие, научимся и мы проводить ночи в молитве и пении псалмов. " Часть моя – Ты, Господи; (посему) я сказал: (должно) ...хранить закон Твой» ( Пс.118:57 ). Не для всех Бог является уде­лом (частью), но только для служащих совершенству. Так, Он был уделом и наследием для священников и левитов: сынам Левии­ным «не будет части и удела с Израилем,... Сам Господь удел его» ( Втор.18:1–2 ; ср. Втор.10:9 ; Числ.18:20, 25 ). Так и в пятнадцатом псалме сказано: «Господь есть часть достояния моего и чаши моей» ( Пс.15:5 ). Подобно этому и здесь говорит, что, пре­зирая все прочее, я в Боге полагаю свой удел, свою жизнь и богатство. Поэтому я и стремлюсь соблюсти Твои, законы. Такие речи воз­можны только в устах праведных, которые всецело посвящают себя Богу и не развлекаются удовольствиями и житейскими заботами. «Не можете служить Богу и маммоне» Господь ( Мф.6:24 ). " По молился я пред лицем Твоим всем сердцем моим: помилуй меня по слову Твоему!» ( Пс.118:58 ). Эти слова нау­чают нас, что когда мы молимся Богу, то должны предстоять Ему так, как будто находимся непосредственно пред лицом Его. «По молился, – говорит, – я пред лицем Твоим». Или: Сын есть лицо Отца, как гово­рит божественный апостол: «сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), и чрез Него мы приносим «жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Римл.12:1 ). И везде Давид говорит о законе: «всем сердцем», внушая этим быть усердными к Богу и научая нас любить Его всем сердцем: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» ( Мф.22:37 ). Что же касается слов: «помилуй меня по слову Твоему», то они озна­чают не что иное, как: на Тебя, возлагаю я все мои надежды, помилуй меня как Тебе будет угодно. «Помилуй меня по слову Твоему».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

- Заметили, - ответил несчастный, - но узнав, что произошло, ушли, сказав: «Ничем не можем помочь тебе, авва, - мы пешии?» - Ты сможешь хоть чуть-чуть ходить - так мы вместе дойдем потихоньку? - Не могу, - сказал пострадавший. - Тогда я возьму тебя на плечи, и с помощью Божией доберемся. - Разве ты сможешь пройти такое расстояние? Лучше пойди, помолись обо мне. - Я тебя не оставлю. Видишь рядом камень. Сначала я затащу тебя на камень, а потом взвалю на плечи. Он так и сделал. Сначала авва еле передвигался под его тяжестью. Но с каждым шагом ему становилось все легче и легче, нести его стало удобно и, наконец, совсем легко. Он удивлялся, как это может быть, и вдруг пострадавший стал невидим. Тут, - продолжал свой рассказ старец, - Христос обратился к авве и сказал: «Ты всегда молился о своих учениках, чтобы они вместе с тобой удостоились Царства Небесного. Но одна мера у тебя, а другая у них. Убеди их достичь меры твоих дел и получишь то, чего ты просишь, ибо Я правосуден и воздаю каждому по Его делам». 2. Брат пришел к старцу в Лавру Совки, что выше Иерихона, и спросил его: - Как поживаешь, отче? - Плохо, - ответил старец. - Почему, авва? - Вот уже тридцать лет как я каждый день становлюсь на молитву пред Богом, сам себя проклинаю и говорю Богу: " Не пощади ни одного из нечестивых беззаконников " (Пс 58, 6), и " Ты укротил... проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих " (Пс 118,21), а сам каждый день уклоняюсь от заповедей и творю беззакония. Богу говорю: " Ты погубишь говорящих ложь " (Пс 5,7), а сам всякий раз лгу. Держу зло на брата, Бога же прошу: " Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим " (Мф 6,12). На деле забочусь лишь о том, как бы поесть, а устами твержу: " Я забываю есть хлеб мой " (Пс 101, 5). Сам сплю до утра, а пою в псалме: " В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои " (Пс 118, 62). Я вовсе не стяжал умиления, тем не менее говорю: " Утомлен я воздыханиями моими " (Пс 6, 7) и стали слезы мои мне хлебом днем и ночью (Пс 41 4). Сам преисполнен всяких лукавств, а говорю Богу: " Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою " (Пс 18, 15). Совсем не пощусь, а лицемерно хнычу: " Колени мои изнемогли от поста " (Пс 108, 24). И весь исполненный превозношением и поблажками плоти, я притворно воспеваю: " Призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои " (Пс. 24, 18). Совершенно не готовый к встрече с Богом, тем не менее утверждаю: " Готово сердце мое, Боже " (Пс 56, 8). Одним словом, все мои действия и молитвы стали моим обличением и позором».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

28:19). Коринфянам же, решившимся возвратиться к древнему заблуждению после принятия веры, Павел пишет, говоря: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:11—15). И Псалмопевец говорит самому Еммануилу, укоряя тесноту закона: «Твоя заповедь безмерно обширна» (Пс. 118:96). И еще: «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» (Пс. 118:32). И к тому еще: «буду ходить свободно,... ибо повеления Твои храню» (Пс. 118:45, 56). А что и жезл ореховый, как я недавно сказал, имеет свойство производить бодрствование, об этом говорит Бог пророку Иеремии: «что видишь ты, Иеремия? Я сказал , — говорит пророк,— вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» (Иер. 1:11—12). Итак, умопредставляемый под видом жезла, Христос как бы представляет нам Себя, как умершего, и воздвигнутого из мертвых, и на небеса вознесенного, а также и расширяющего мысленно посредством Духа сердца приемлющих Его. Но где положил Иаков жезлы? — В поильных корытах. Под корытами поильными для словесного стада, то есть для нас, можно разуметь писание Моисея и пророческие вещания, едва не источающие нам слово свыше и от Бога. Ибо написано: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Там мы найдем Еммануила — жезл силы, и бывшего как бы в смерти ради нас, и «перворожденного из мертвых» (Кол. 1:18), и возносящегося во славе, и распространяющего уверовавших, как я сказал недавно. Ибо все слово святых пророков и Моисея указует на таинство Христово. Посему и премудрый Павел сказал: «кончина закона и пророков Христос» (Рим. 10:4; сн.: Мф. 5:17; Лк. 24:27). Впрочем Иаков острогал жезлы «пестрением белым, сострогал кору» , и таким образом над ними овцы зачинали пестрый приплод.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

«Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мен я оправдания м Твоим " ( Пс.118:135 ). Божество бестелесно, просто и чуждо перемен; Свя­щенное же Писание изображает его более грубыми и телесными чертами, применительно к человеческой природе, так как образом ипостаси Отца и сиянием (славы Его) является Сын, как эту истину выражает блаженный Павел ( Евр.1:3 ). Итак, пророк желает увидеть явление Его для спасения рода человеческого; тогда Он, явив­шись Сам, научил нас всякой правде. Затем, явление лица Божия можно понимать, как разрешение зол и дарование благ. " Источники вод... извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» ( Пс.118:136 ). И это – закон апостольский, потому что «страдает ли один член, – говорит – апостол, страдают с ним все члены» ( 1Кор.12:26 ). Зна­чит, пророк возвышается до евангельского совершенства, скорбя о беззакониях других людей; исходящими вод он назвал множество слез: потоками проливал я слезы при виде беззаконий людских. Такую печаль о беззаконниках испытывают святые. Скорбел и Моисей, когда народ израильский, обоготворив тельца, уклонился от Бога; он говорил тогда Богу: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх.32:32 ). Точно также апостол, видя отчуждение иудеев от евангелия, говорил: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Римл.9:3 ). «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. В откровениях Твоих... Ты заповедал... правду и совершенную истину» ( Пс.118:137–138 ). Все, Господи, устраиваешь Ты справедливо: и о людях заботишься, и делателей правды привлекаешь. Ты и закон дал, и нарушителям его открыл, какие наказания они навлекут на себя, и соблюдающим его обещает благое воздаяние, и обещания Свои подтверждаешь делами; последнее именно выражается в словах: «совершенную истину». Назначен у Господа день, когда Он будет судить вселенную и воздавать «каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Римл.2:6–9 ). Выражением же: »совершенную истину» – он обозначил непреложность исполнения дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Не напрасно же пророк Давид говорил пред Господом: если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем ( Пс.118:92 ). Бедствие для человека, великое бедствие есть на свете, не знать, даже и не понимать того, что нужно для спасения души. Но и пророк говорит, что он погиб бы, если бы не закон Божии вывел его из бедствия его и подал ему радость спасения. Как же после этого не любить ему закон Господень? и он любил его всем сердцем своим, любил его крепко (Ср. Пс.118:167 ), и потому взывал: откровения Твои я принял, как наследие на веки; ибо они веселие сердца моего ( Пс.118:111,112 ). Благословен Бог, – взывали все святые, – благословен возродивший нас к упованию живому, к наследству нетленному... хранящемуся на небесах ( 1Пет.1:3, 4 ). Таких живот и ныне сокровен есть со Христом в Боге ( Кол.3:3 ). Они уже воскресли со Христом, совлекшеся, как сказано, ветхого человека с деяньми его, и облекшеся в нового, по образу Создавшего его ( Кол.3:9, 10 ). Они уже не земных благ ищут, но помышляют о небесных. По слову сказанному в Писании: всяк рожденный от Бога, побеждает мир ( 1Ин.5:14 ), – надо полагать, что порабощенные миру, предавшиеся похоти плоти и очей, и заботам жизни сей, сии, если и были возрождены от слова Божия, опять предаются смерти, самоизвольно погружаются в сон смертный. Если и живут еще плотию, то для одной только плоти, а не для Бога; а если и трудятся много, то не ради вечной жизни, а ради одной временной. Таковые, если не обратятся к Богу, не постараются угодить Ему, то не внидут в жизнь вечную; ибо Царствие Божие благовествуется, и только усиленные искатели входят в него (Ср. Лк.16:16 ; Мф.11:12 ). Кто целомудренно и праведно живет в веке сем, тот только усваивается Христу Богу. Кто предан миру и похоти его, тот не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем; а творяй, как сказано, волю Божию пребывает вовеки ( 1Ин.2:17 ), – наследник вечной жизни будет. Что же нам делать, чтобы творить дела Божии? так вопрошали Господа иудеи, – и Господь им отвечал: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин.6:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

497//создать в утробе его сердце чистое и говорит: омой меня, и буду белее снега (Пс 50, 9); как это говорится: образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? (Пс 93, 8), и: Господь отверзает очи слепым (Пс 145, 8). Не трудно будет решить эти сомнения, если мы будем помнить, что в деле спасения нашего участвует и благодать Божия, и свободная воля наша, и что человек, хотя может иногда сам желать добродетели, но чтобы исполнить желания свои, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, необходимо, чтобы податель жизни — Бог дал силы для здоровья. Но чтобы совершенно увериться в том, что и от природной способности, данной милосердым Творцом, иногда возникающие добрые расположения можно исполнить только при помощи Божией, для этого довольно вспомнить слова апостола: желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу (Рим 7, 18). глава 10 О слабости свободной воли Что мы имеем свободу воли, в этом уверяет нас слово Божие, когда говорит: больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4, 23); а слабость его доказывает апостол, когда говорит: мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Флп 4, 7). Св. Давид показывает силу и власть свободной воли, говоря: приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих (Пс 118, 112), или: удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов (Пс 33, 14); а когда говорит: приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти (Пс 118, 36), или: положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих (Пс 140, 3), то показывает бессилие его. Также на произвол наш указывается следующими словами: сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона (Ис 52, 2), а бессилие его 498//доказывают слова пророка: Господь разрешает узников (Пс 145, 8), и: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс 115, 4—8). Что мы имеем произвол и что он сам по себе бессилен, это доказывают также следующие слова Господа: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф 11, 28), и: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин 6, 44). Апостол говорит: так бегите, чтобы получить (1 Кор 9, 24), а Иоанн Креститель: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин 3, 27); далее нам повелевается сохранять души наши (Иер 17, 21) и со страхом и трепетом совершать спасение наше (Флп 2, 12), и вместе с тем говорится: если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс 126, 1), и: Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп 2, 13). глава 11 Благодать Божия следует ли за нашей доброй волей или предваряет ее?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   15. Ибо Бог Отец не бессловесен и не бездушен, мы считаем, что если Бог не является Отцом, то Он не премудр и чужд святости. Но Он имеет Слово всемогущее и живое, как свидетельствуют писания: «Слово Твоё», Господи, «утверждено на небесах»; «на веки», «в род и род» (Пс 118:89—90), и Духа Святого и живого, как свидетельствуют все писания. И мы знаем бесстрастного, мудрого и сильного Бога Отца, имеющего Премудрость воипостасную и силу — невещественного Сына Его и Слово собезначальное, «через Которого и веки сотворил» (Евр 1:2). Сей есть сияние славы Его, то есть, порождение сущности Его, и «образ ипостаси Его» (Евр 1:3), образ совечный и живой, Которым небеса утверждены. И веруем, что святой по естеству Сын, имеет источник освящения в Себе Самом силою собезначального Отцу Духа Святого, от Отца происходящего. Он же и ангелов освящает и всё творение содержит, ибо «Словом Господа утверждены небеса, как говорит Давид, а Духом уст Его — все воинство их» (Пс 32:6). И в книге Премудрости написано: «Боже отцов, сотворивший все Словом Твоим и Премудростию Твоею устроивший человека» (Прем.9:1—2). Иов же говорит: «Дух Господень создал меня, и дыхание Вседержителя» содержит меня (Иов 33:4). Ибо совместно сотворение и промышление Отца, Сына и Духа, как и единое божество Троих. И опять в книге Притчей написано: «Я — Премудрость обитающая, волей, помышлением и знанием Я призываюсь» (Притч 8:12) и «Мною царствуют цари и властители правят землёй» (Притч 8:16), «Она... приготовляет друзей Божиих и пророков» (Прем. 7:27) и ко [всему] этому говорит, что есть в Ней, конечно, Премудрости, Которая есть Сын, «Дух разумный Святый» (Прем.7:22), «сияние света вечного», разумеется [здесь] Отец, и «образ благости» Бога (Прем. 7:26). Видишь ли, что и Премудрость Божия, единородный Сын и Слово, есть живое сияние и ипостасный образ Бога, подобно же и Дух? Ибо Павел о Сыне говорит: «Сей есть сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр 1:3), это же и в книге притч о Духе записано. Потому что Сын есть сияние вечного света — Отца, и Давид воспевает, говоря: «во свете Твоём узрим свет» (Пс 35:10), имеется в виду: в Духе Твоём — Сына. И снова о Сыне говорит: «всё Премудростию сотворил еси» (Пс 103:24) и: «Слово Твоё, Господи, утверждено на небесах; на веки», «в род и род» (Пс 118:89—90). И о Духе Святом: «пошлешь Дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс 103:30) и «дух правый обнови внутри меня и Духа Твоего Святаго не отними от меня» (Пс 50:12—13), «Дух Твой благий да ведет меня в землю правды» (Пс 142:10). И что же ещё более можно сказать? И Моисей и все пророки возвещают Слово и Дух Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010