и богоносный отец наш Иоанн Лествичник приводит об этой священной молитве и истинном безмолвии ума свидетельство Божественного Писания, говоря: «Великий великой и совершенной молитвы делатель сказал: «хощу пять словес умом моим рещи» (1 Кор. 14:19), и опять: «готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 56:8); также: «аз сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5:2); также: «воззвах всем сердцем моим» (Пс. 118:145), то есть телом и душою, и проч». отец наш Филофей, игумен обители Купины Пресвятой Богородицы, что на Синае, составивший о мысленном хранении сердца малую книжицу глав — бесценных маргаритов Божественной премудрости, преисполненных неизреченной небесной сладости Святого Духа, полагает в непоколебимое основание своих слов изречения Священного Писания: «воутрия избивах вся грешныя земли» (Пс. 100:8), также: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21); и: «уподобися Царствие Небесное зерну горушичну, »и бисеру, и квасу; и опять: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5); также: «всяким хранением соблюдай твое сердце» (Притч. 4:23); и: «очисти внутреннее сткляницы, да будет и внешнее ее чисто» (ср.: Мф. 23:26); и: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным» (Еф. 6:12); также: «трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити: емуже противитеся тверди верою» (1 Пет. 5:8—9); также: «соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя »(Рим. 7:22, 23). отец наш Диадох, епископ Фотикийский, свидетельствованный в книге вышепомянутого святителя Христова Симеона Фессалони кийского, полагает своим словом, исполненным духовной премудрости, которых в Божественной его книге находится сто глав, об умной Иисусовой, в сердце священнодействуемой молитве, следующее основание из Божественного Писания: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор. 12:3); и из евангельской притчи о купце, ищущем добрые бисеры, приводит следующими словами: это — многоценный бисер, который может приобрести тот, кто продаст имение свое и об обретении его будет иметь неизглаголанную радость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Ср.: «Тела наши сотворены для наслаждения духовного ... они низошли к сочувствию наслаждениям скотоподобным по причине падения ... они могут возвратиться к сочувствию наслаждениям духовным посредством истинного покаяния» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О чистоте//Творения. Т. 1. С. 348); «От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли. Оно ниспало в тление, – сотворено было не для тления. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным, оно, немедленно по сотворении восхищено с земли в светлый рай для пребывания в нем, для духовной деятельности, для духовного наслаждения; для плотских наслаждений оно было неспособно» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в пяток 1-й недели Великаго поста. О теле человеческом//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1886. С. 73). Ср.: Пс. 83:3 в церковнославянском переводе. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 31. Помимо чисто аскетического и апофатически-гносеологического. Как уже упоминалось, свт. Игнатий рассматривает этот опыт как иллюстрацию слов Лествицы: « воззвах всем сердцем моим ( Пс. 118:145 ), т. е. телом и душою, и духом» ( Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 28: 61. СПб.: Светословъ, 1996. С. 242) – т.е. как проявление холистической молитвы. Игнатий (Брянчанинов), свт. Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы//Творения. Т. 1. С. 305. Ср.: На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф. 2:22). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке. С. 11. Потому что он имеет ощущение собственного существования. Мы не смогли найти этой фразы по ссылке святителя на III гл. («Об Ангелах») второй книги «Точного изложения Православной веры» (См.: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. Кн. 2, гл. III: Об Ангелах. М.: Сибирская Благозвонница, 2015. С. 83-89). Игнатий (Брянчанинов), свт. Судьбы Божии//Творения. Т. 2. С. 88-89. Ибо и человеческий дух, будучи един, тройствен по своим силам, проявляющим его существование (см.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О образе и подобии Божиих в человеке//Творения. Т. 2. С. 129).

http://bogoslov.ru/article/6176871

Юрий Иванович, князь дмитровский 96, 357 Яворский Стефан 21, 65, 156, 158, 216, 222, 223, 242, 244, 310, 313, 361, 362, 388 Ягужинский С. П. 248 Якобсон Р. О. 258 Яков II, английский король 389 Яковлев И. А. 282 Ян Казимир, польский король 165, 366 Ян Собеский, польский король 165, 366 Янин В. Л. 321 Янь Вышатич 111 Ярополк Святославич 325 Ярослав Мудрый, великий князь киевский 118, 334 Примечания 1. Список цитируемой литературы см. на С. 263 и след. — (Ред.) 2. А. С. Демин [Демин, 1981, 45–70] отметил «недоверие читателей к печатной книге» в 60–80–х гг. XVI в., но отнес его на счет политической оппозиции. 3. По этой книге даются выдержки из писем А. Л. Ордина-Нащокина и А. С. Матвеева. 4. См. «Стих о Никоне» [Малышев, 1965а, 198]. 5. Цитаты даются по кн.: Попов. Номера страниц указываются в тексте в скобках. 6. ИРЛИ. Древлехранилище. Пинежское собр. 113. Л. 608. 7. В латинском· и «словено-латинском» словарях Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского, которые были созданы незадолго до появления слова «тишайший» в неофициальном царском титуле, serenus и serenitas истолкованы лишь в прямом значении — «ясный, ясность, погода, вёдро» [Лексикони…, 369, 432, 540]. 8. Цитаты даются по этому изданию; страницы указываются в тексте в скобках. 9. О стереотипе самозванства, о связи его с легендами о «возвращающемся избавителе» см.: Чистов, 24–236. 10. РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. С. 145. 11. Ср. л. 2 фототипического воспроизведения рукописи. 12. Это уподобление восходит к библейской топике: «Язык — острый меч» (Пс. 56: 5, Пс. 58: 8); «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуострого» (Евр. 4: 12). У восточных славян это уподобление было устойчивой литературной формулой. В 1666 г. в Киеве вышла книга Лазаря Барановича «Меч духовный» (название заимствовано из: Еф. 6: 17). Среди изображений фронтисписа — два «писателя»: царь Давид и апостол Павел (образцовый для Аввакума автор), держащие каждый по мечу с надписями «Ветхий Завет» и «Новый Завет». Когда трем из пустозерских страдальцев вырезали языки, это было не просто мучение, не просто жестокое наказание, но и символическое «лишение слова». Аввакум избежал его, ибо царь Алексей Михайлович питал к нему некую личную слабость.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

И апостол Петр говорит: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). И апостол Павел, очевидно, о сердечном хранении пишет ефесянам: «несть наша брань к крови и плоти, но к началам, и ко властем и к миродержителям тьмы века сего» ( Еф.6:12 ). Преподобный Исихий , пресвитер, богослов и учитель Иерусалимской Церкви, написавший книгу в 200 глав о мысленном призывании в сердце Иисуса, т.е. об умной молитве, приводит следующие о ней свидетельства Божественного Писания: «блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят» ( Мф.5:8 ) и опять: «внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония» ( Втор.15:9 ). И апостол говорит: «непрестанно молитеся» ( 1Фес.5:17 ), и Сам Господь говорит: «Без Меня не можете творити ничесоже... Иже будет во Мне и Аз в нем, сей сотворит плод мног». Божественный и богоносный отец наш Иоанн Лествичник об этой священной молитве и истинном безмолвии ума приводит из Священного Писания следующие свидетельства: великий великие и совершенные молитвы делатель сказал: «хощу пять словес умом моим рещи» и проч., и опять: «аз сплю, сердце же мое бдит» ( Песн.5:2 ); и снова: " воззвах, – рече, – всем сердцем моим» ( Пс.118:145 ). Богоносный отец наш Филофей, игумен обители Купины Пресвятой Богородицы на Синае, составивший о хранении сердца небольшую книжицу бесценных жемчужин Божественной Премудрости, в непоколебимое основание своего учения полагает слова Священного Писания: «воутрия избивах вся грешныя земли» ( Пс.100:8 ), и: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), и: «уподобися Царствие Небесное зерну горушичну... и бисеру... и квасу»; и опять: «всяким хранением соблюдай твое сердце» ( Притч.4:23 ), и опять: «соуслаждаюся... закону Божию во внутреннем человеце: вижду же ин закон... сопротив воюющ закону ума моего и пленяющ мя» ( Рим.7:22–23 ). Божественный отец наш Диадох, епископ Фотики йский , в своем слове об умной Иисусовой молитве дает следующие основания из Священного Писания: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ) и из притчи евангельской о купце, ищущем доброго бисера, заключает о молитве: «сей есть бисер многоценный, который ценою всего своего имения может приобрести человек и иметь неизреченную об его обретении радость». Преподобный отец наш Никифор Постник в своем слове о хранении сердца уподобляет это божественное, мысленное в сердце делание молитвы сокровищу, скрытому на поле, и называет его «горящим светильником».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

“Закон Господень” противопоставляется святителем Иларием “зако­ну греха”, о котором говорит святой апостол Павел в Рим 7:23, имеет тень будущих благ (Евр 10:1) и является законом духовным (см. Рим 7:14), а поэтому обращает наши души (ср. Пс 18:8) к этим будущим благам. Что же касается свидетельств Господних, то, согласно святителю Иларию, ими преисполнена вся вселенная и они познаются теми, кто “испытывает” их посредством познания закона, пророков, Евангелий и Апостолов; подобное познание является мощным оплотом против всякого греха и всех “свидетельств диавола”. См. Hilaire de Poitiers. Commentaire sur le Psaume 118. T. I. P. 100–114. 15 Ср. толкование Евфимия Зигабена: “Не сказал просто, как богатством, но как всяким богатством. Я, говорит, ходя путем заповедей Твоих, Господи, радовался о нем, как получивший великое богатство. Или я столько радовался на пути заповедей Твоих, сколько другой, любя богатство, радуется и веселится о всяком богатстве”. — Толковая Псалтырь. С. 251–252. 16 Мы ориентируемся в данном случае на публикацию: Coffinet E. Recherches sur quelques fragments du Commentaire d’Orig–ne sur le premier Psaume//Le T. 76. 1963. P. 145–163. 17 В несколько ином (не христологическом, а теологическом), но близком контексте развивает аналогичную мысль святитель Григорий Нисский: “Конец добродетельной жизни — блаженство”, поскольку «и великий Павел именует Бога, всем богословским именованиям предпоставив имя: “Блаженный” (следу­ет цитата из 1 Тим 6,15–16)»; “вот определение человеческого блаженства: оно есть уподобление Божеству”. — Творения святого Григория Нисского. Ч. 2. М., 1861. С. 2–4. 18 Несколько фрагментов из “Толкования на Псалтирь” Оригена, касающихся 50 псалма, собраны в книге: Cadiou R. Commentaires inedits des Psaumes. Paris, 1936. P. 82–85, но они обычно очень кратки и не имеют принципиального значения. 19 До Оригена толкование этого повествования встречается у святых Иустина Философа и Иринея Лионского. Первый говорит, что “все желающие, если они покаются, могут получить милость от Бога, — и Писание называет их блаженными, говоря: блажен человек, которому Господь не вменит греха (см. Пс 31:2) Как доказательство этого мы имеем одно преступление Давида, случившееся от его гордости, которое было потом прощено, когда он плакал и скорбел так, как написано. И это одно преступление Давида с женою Урии доказывает, государи мои — говорил я, — что патриархи имели многих жен не ради блуда, но что чрез них совершалось некоторое домостроительство и таинство”. — Святой Иустин Философ и Мученик. Творения. М., 1995. С. 356–357. Священномученик Ириней замечает, что Давид, тронутый словами Нафана, «сказал: “я согрешил Господу”, и воспел покаянный псалом, ожидая пришествия Господа, омывающего и очищающего человека, уязвленного грехом». — Святитель Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 391. 20 Мы опираемся на издание: Orig–ne. Philocalie, 1–20. Sur les Ecritures/Inmroducmion et notes M. Harl//Sources chretiennes. 302. Paris, 1983 P. 209–228.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Иоанн Златоуст, Толкование на псалом 44, 2–3, PG 55, 185D–186C (р. п.: Т. 5 (1). С. 188). 435 Его же, О Святом Духе, PG 52, 626. 436 Пс. 2:7. 437 Ис. 48:16. 438 1 Кор. 12:8. 439 Аллюзия на Быт. 4:7. 440 Ин. 8:42. 441 Ин. 16:28. 442 Ис. 48:16. 443 «π τας … γραφηκς χρσεις». Словом «χρσις», — «использование», «употребление», — которому соответствует перешедший без изменения в русский язык латинский термин «узус», обозначающий характерные особенности употребления данным автором того или иного слова, обозначается также цитата, используемая в качестве аргумента в споре. Поэтому «γραφικα χρσεις» назывались сборники цитат из писаний свв. отцов, которые использовались в богословской полемике, в частности, например, во время дискуссий об Унии. На полях этих сборников или в виде отдельных приложений делались пояснения, — «надписания» (πιγραφα), — почему эти места подтверждают ту или иную позицию. 444 Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 136В. 445 Василий Великий, К Амфилохию, епископу Иконийскому о Святом Духе, 8, PG 32, 105С (р. п. Творения, т. 3, стр. 263–264). 446 Этот абзац почти полностью повторяет пассаж из Второго Антирретического Слова, 60. См. также выше примечание 371. 447 Григорий Богослов, Богословские песни, 3, 57, PG 37, 412А (р. п. Творения, т. 2, стр. 22). 448 Григорий Нисский, К эллинам на основании общих понятий, PG 45,180С. 449 Григорий Великий, Dialogi, II, PL 66, 203В. В PL 77,145–146, прим. XXVI, говорится, что греки испортили оригинальную рукопись «Диалогов». Иоанн Диакон обвиняет Фотия во вставке и замене «et Filio» на «et in Filio maneat» (примечание издателей). 450 См. Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 34, PG 75, 577A. 451 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, op. cit., 7, 18–22 (р. п., стр. 12 (84)); Григорий Нисский, Великое огласительное слово, 2, PG 45, 17В. 452 Самоцитата, Слово 1, 27. 453 Пс. 118:73. 454 Схолия в одной из рукописей: [Святые говорят, что] Сын — образ Отца, или [что] Сын подобен Отцу во всем кроме [тропоса] существования; так что когда Он говорит: видевый Мене виде Отца, то это значит, что и видевший Духа видел Сына, так как Дух есть образ Сына. Стало быть и видевший Духа видел Отца. 455

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

И апостол Петр говорит: " трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити " (1Петр.5:8). И апостол Павел, очевидно, о сердечном хранении пишет ефесянам: " несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властем и к миродержителям тьмы века сего " (Еф.6:12). Преподобный Исихий пресвитер, богослов и учитель Иерусалимской церкви, написавший книгу в 200 глав о мысленном призывании в сердце Иисуса, т. е., об умной молитве, приводит следующие о ней свидетельства божественного писания: " блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят " (Мф.5:8) и опять: " внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония " (Втор.15:9). И апостол говорит: " непрестанно молитеся " (1Сол.5:17) и сам Господь говорит: " без Меня не можете творити ничесоже. Иже будет во Мне и Аз в нем, сей сотворит плод мног " . Божественный и богоносный отец наш Иоанн Лествичник об этой священной молитве и истинном безмолвии ума приводит из священного писания следующие свидетельства: " великий великие и совершенные молитвы делатель сказал: хощу пять словес умом моим рещи " и проч. и опять: " аз сплю, сердце же мое бдит " (Песнь песней 5:2); и снова: " воззвах, рече, всем сердцем моим " (Пс.118:145). Богоносный отец наш Филофей, игумен обители Купины Пресвятой Богородицы на Синае, составивший о хранении сердца небольшую книжицу бесценных жемчужин божественной премудрости, в непоколебимое основание своего учения полагает слова священного писания: " во утрия избивах вся грешныя земли " (Пс.100:8) и: " Царствие Божие внутрь вас есть " (Лк.17:21) и " уподобися царствие небесное зерну горушичну и бисеру, и квасу " ; и опять: " всяким хранением соблюдай твое сердце " (Прем.4:23) и опять: " соуслаждаюся закону Божию во внутреннем человеце: вижду же ин закон сопротив воюющ закону ума моего и пленяющ мя " (Рим.7:22–23). Божественный отец наш Диадох, епископ Фотикийский в своем слове об умной Иисусовой молитве дает следующие основания из священного писания: " никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым " (1Кор.12:3) и из притчи евангельской о купце, ищущем доброго бисера, заключает о молитве: " сей есть бисер многоценный, который ценою всего своего имения может приобрести человек и иметь неизреченную об его обретении радость " . Преподобный отец наш Никифор постник в своем слове о хранении сердца уподобляет это божественное мысленное в сердце делание молитвы сокровищу скрытому на поле и называет его " горящим светильником " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

99 . Кто стяжал Господа, у того в молитве Дух Сам Собою ходатайствует о нем воздыханиями неизглаголанными ( Рим.8:26 ). 100 . Наставник доброй молитвы – Сам Бог. Он дает молитву молящемуся и благословляет лета праведных ( 1Цар.2:9 ). Плод молитвы: Воззвах всем сердцем моим, – говорит Псалмопевец ( Пс.118:145 ), то есть телом, душою, духом. Ибо идеже собрани два последние (душа, дух), то и Бог посреди их ( Мф.18:20 ). Преподобный Иоанн Кассиан Сотница о земных стезях к небесной радости 1 . Святой Иоанн Кассиан Римлянин родился в Галлии (Марселе) в 350360 гг. от знатных и богатых родителей и получил хорошее светское образование. С юных лет возлюбил богоугодную жизнь и, горя желанием достигнуть совершенства, отправился на Восток, где вступил в Вифлеемский монастырь и принял монашество. Через два года, около 390 г., с другом своим Германом отправился в египетские монастыри поучиться славной подвижнической жизни отцов. В Нижнем и Верхнем Египте провели они семь лет, посещая монастыри и собирая, как пчелы, самое лучшее о жизни египетских (отцов) старцев. Около 400 г. в Константинополе Иоанн Златоуст посвятил св. Кассиана в диакона. Возвратившись на родину, св. Кассиан в Марселе основал два монастыря с уставом, по которому жили и спасались монахи в восточных и особенно в египетских монастырях. Здесь преподобный Кассиан много писал, основываясь на своем духовном опыте. Святой Кассиан почил в 435 г. Греческая и Русская Церковь признает его святым и совершает память его 29 февраля. 2 . Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ), – учит апостол. Он, подобно нежнейшему Отцу и сострадательному Врачу, во всех нас все производит: у иных Он производит начало спасения и воспламеняет усердие к Нему, у других приводит к концу дела и добродетели к совершенству, иных удерживает от близкого падения. 3 . Как начало благого расположения полагается в нас особенным внушением Божиим, так и совершенство добродетелей от Бога. 4 . Смиренный признает во всем свою зависимость от Бога, видит благодеяния Божии, благодарит за них, покоряется воле Божией, сознает, что разум, свобода, знание закона, промышление, защита от врагов, просвещение, сокрушение о грехах, вразумление о добром, наказание и научение – все от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

1055 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3-я, п. 6. С. 185—186. Еще древний Гомер говорил, что наказание всегда следует медленным, но неизбежным шагом за преступлением. 1056 Преп. Марк Подвижник. О законе духовном, § 118//Добротолюбие. С. 19. 1057 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. V. Письмо 48. С. 76. 1058 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 14 на Матф. С. 136—138. 1059 Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V. С. 302. 1060 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 14 на Матф. С. 136—138. 1061 Свт. Григорий Богослов. Творения. Изд. 3-е. Ч. V. М., 1889. С. 79. 1062 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. С. 77; ср.: Творения. T. VII. С. 140—141. 1063 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. IV, 108. С. 237. 1064 Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. II. С. 255. 1065 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. IV. Сокровище духовное от мира собираемое. 119. С. 286—287. 1066 Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве, § 154. С. 218. 1067 Свт. Григорий Чудотворец. Творения Петрогр., 1916. Переложение Екклезиаста. T. VII. С. 73. 1068 Свт. Василий Великий. Творения. Т. VII. М., 1854. С. 207. 1069 Свт. Тихон Задонский. Творения. T. II. О истинном христианстве, § 137. С. 194. 1070 Преп. Нил Синайский. Увещательные главы, § 13//Добротолюбие. T. II. С. 271. 1071 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V. Беседы на Пс.7. С. 76; T. VI. С. 47, св. Исидор Пелусиот. Творения. Ч. I. М., 1859. С. 125—126. 1072 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. II. С. 55. 1073 Он же. Творения. T. I. С. 843. 1074 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. V, II. Толков. 14 на Матф. С. 41—141; Ср.: Творения. T. V. С. 132. 1075 Преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, кн. 3, п. 246. С. 369—370. 1076 Преп. Марк Подвижник. Слово 6. О прении схоластика//Нр.-подвижнические слова. Изд. 2-е. С. 142. 1077 Там же. С. 142—145. Свт. Василий Великий говорит: «Из случающихся с нами бедствий, иные постигают в наказание за грехи, другие для исправления нравственности в искушаемых, а иные для истребления безнадежных, как было с фараоном» (Творения. T. II. М., 1853. С. 26). Преп. Иоанн Кассиан говорит, что искушения скорбями посылаются для испытания (веры и добродетели), для очищения от грехов и для смирения, в наказание за грехи и для явления на нас славы и дел Божиих, наконец, для поражения тех, которые уже перешли меру нечестия (Собес. 6, гл. II).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

18 Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia.. 1901. С. 288. 19 Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII века. К., 1912. М., 2000р. С.322. 20 Канон с ирмосами 6 гласа. Первый тропарь начинается словами: «Державнаго в крепости и сильнаго в бранех Господа рождши, Чистая…» Требник. Львов, 1645. Л. 261–267. 21 Евхологион Гоара приводит пять молитв Патриарха Каллиста. Пятая молитва, надписываемая EÙ c¾ ˜ tš ra Ø per toà cristwnÚ mou laoà, в Львовском требнике опущена. 22 Требник. Львов, 1645. Л. 268–274. 23 Требник Митрополита Петра Могилы. К.: Тип. Печерской лавры, 1646. Ч. II. С. 136–157. 24 Там же . С . 157–182. 25 Goar J. Euchologion… Venetia, 17302. P.645–651. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 2.: EÙcolÒgia. 1901. . 1901. С. 288. 26 Требник Митрополита Петра Могилы. К.: Тип. Печерской лавры, 1646.Ч. II. С. 245. 27 Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 111–117 об. 28 Требник (Большой). М.: Синодальная типография, 1884. СПб: изд. ТСЛ, 1995р. Л. 227 об. – 233 об. 29 Там же. Л. 233 об. – 234 об. 30 Последование молебных пений. М.: Синодальная типография, 1905. СПб, 1996р. Л. 15 об. – 21 об. 31 Там же. Л. 105 об.-110 об. 32 Там же. Л. 111–117 об. 33 Там же. Л. 118 об.-120. 34 Там же. Л. 134 об.-145 об. 35 Этот возглас начинает еще нынешнее последование: Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божии . См. Требник. М.,1991. С. 391–407. 36 Пение стихир в качестве тропарей не характерно для православного богослужения. Догматики также являются принадлежностью стихирной системы Октоиха и, по Уставу, поются на вечерне в заключение стихир на: «Господи, воззвах». 37 Присутствие в чинопоследовании молебна паримии не свойственно православному богослужению, поскольку молебен, уподобляющийся согласно Уставу утрене, в богослужебном сознании Церкви символически обозначающей новозаветные времена пришествия Мессии (о чем свидетельствует пророческий стих 117-го пс.:«Бог Господь и явися нам»), не совсем согласуется с чтением паримий, характерных для вечерни. См.: Никольский К. , прот. Руководство к изучению богослужения Православной Церкви. М.: ПСТБИ, 2002. С. 99, 122.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-pravoslav...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010