Как земля, хотя бы и весьма была плодородна, но если не засеяна, то произрасти хлебных зерен не может; так и душа, хотя и добра была бы по естеству, божественных помышлений иметь не может, если не восприимет в себя премудрости, сходящей свыше ( Иак.3:17 ). Блажен же тот, кто возлюбит премудрость; она возвеселит его и откроет ему тайны свои и вознесет его паче искренних его: веселие и венец радости, и имя вечное наследит ( Сир.4:20, 21; 15:5, 6 ). Но кто же, кто из смертных сего достигает? Не тот ли только, кто может говорить пред Богом не ложно, подобно Давиду: истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время; очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое ( Пс.118:20, 148 ). Так действительно! потому и Писание учит: размышляй в повелениях Господних и в заповедех Его поучайся присно ( Сир.6:37 ). И, указывая на премудрость, которой источником есть слово Божие (см. Сир.1:5 ), говорит еще: егда ходиши, води ее, и с тобою да будет; егда же спиши да хранит тя, да востающу ти, глаголет с тобою ( Прит.6:22 ). Как люблю я закон Твой, Господи! весь день поучение мое есть. Дивны откровения Твои: они веселие сердца моего! Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне! ( Пс.118:97, 129, 175 ). Слово Божие – свет души Ему же внимающе, яко светилу, сияющу в темном месте ( 2Пет.1:19 ). Ходяй по Мне, – Господь сказал, – не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Ин.8:12 ). Кто верит откровению Господню и живет, как наставляет его Господь, тот просвещается в разуме и приобщается жизни Божией. Но кто ходит во тьме, тот не знает, куда идет ( Ин.12:35 ). Что будет впереди? что ждет его по смерти? – не знает, да и знать не хочет тот, кто помрачен смыслом. Жить только для того, чтобы пользоваться благами века сего, и больше ни о чем не думать – вот правило всех людей, не озаренных светом истины; а жить так не значит ли блуждать во тьме и не знать, куда идти? блуждать и низринуться наконец в пропасть вечной погибели? О, человек, свет, который в тебе, не есть ли тьма ( Лк.11:35 )? Что для тела око, то для души разум.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

12. Думаю, что для сего трактата нельзя найти лучшего завершения, чем прекрасные слова боговедца Фомы Кемпийского, которые одновременно могут стать и замечательной молитвой при чтении Священного Писания. Да запечатлеет Бог их смысл глубоко в нашем сердце и да дарует нам опытно познать и исполнить их! « Говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3, 9). Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои (Пс. 118, 125). Приклони сердце моё к откровениям Твоим (Пс. 118, 36), да польётся, как роса (Втор. 32, 2), речь Твоя. Чада Израилевы говорили некогда, обращаясь к Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть (Исх. 20, 19). Не этого, Господи, не этого я прошу, а вместе с пророком Самуилом умоляю Тебя смиренно и ревностно: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. Пусть не (только) Моисей или кто-либо из пророков говорят со мной, а ты, Господи Боже, Вдохновитель и Просветитель всех пророков, говори со мной, ибо Ты Один можешь наставить меня в совершенстве, они же без Тебя ничем способствовать мне не в силах. Они могут передать слова, но они не передают духа. Они говорят красиво, но если Ты безмолвствуешь, они не воспламеняют сердца. Они дают нам букву, Ты же открываешь нам смысл. Они говорят нам о тайнах, Ты же даруешь понимание всего того, что сокрыто. Они объявляют заповеди, Ты же помогаешь их исполнять. Они указуют нам путь, Ты же даёшь силы на то, чтобы этот путь пройти. Они действуют только вовне, Ты же проникаешь в сердца наши, наставляя и просвещая их. Они удобряют снаружи, Ты же даешь плодородие. Они изрекают слова, Ты же даёшь нам понимание этих слов. Посему, да не Моисей (только) говорит со мной, но Ты, Господи Боже мой, Ты, Вечная Истина, чтобы не умереть мне, оставаясь бесплодным, когда наставления приходят ко мне только извне, а сам я не воспламеняюсь внутренне; и чтобы не подвергнуться мне суду слова, которое я слышу, но не осуществляю, воспринимаю, но не проникаюсь к нему любовью, которому верю, но не соблюдаю. Говори же, Господи, раб Твой внимает Тебе. Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68). Говори со мной, Господи, обо всём, что направлено на утешение души моей, на исправление всей жизни моей, да вечно воздам Тебе славу, восхваление и честь» .

http://bogoslov.ru/article/5086640

   10) Послушаем, христиане Небесного Ца­ря, пока зовет, Того, Которого непременно слушать должны. Ибо если земного царя слу­шаем и все исполняем, что повелевает, чтобы милости его не лишиться и гневу его не под­пасть, то тем более слушать должно Царя Не­бесного, Бога, милости Которого лишиться — явная пагуба, и гнев Которого вечной предает казни. И совратившись с погибельного про­странства, войдем на спасительную тесноту, да сей теснотой в пространство вечных уте­шений войдем.    О, пора, пора, «время действовать Господу» (Пс 118:126)! Вот путь сокращается, вот бли­зок конец, ближе к концу подошли сегодня, нежели вчера, и не знаем, когда окончим его. Вот «Грядущий придет и не умедлит, и воздаст каждому по делам его» (Евр 10:36; Мф 16:27). Вот Архангельская труба скоро вострубит, вот скоро «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут, и все изменятся» (Ин 5:25, 28; 1 Кор 15:51). Вот скоро «придет день Господень, как тать ночью», вот «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3:10). «Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр 22:7, 12).    Бди и молись, душа моя, «потому что не знаешь ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф 25:13). Тогда от лица страха грядущего Судии весь мир вострепещет. Тогда цари и князья, сильные и славные, богатые и все, в мире сем чем-то великим себя почита­ющие, которые здесь расширяли себя в при­хотях сердец своих, пожелают скрыться в пе­щерах и камнях. Помяни сие, о человек, и встань на путь Христов, и утвердись. Да зве­нит всегда в ушах души твоей глас оный: «Встаньте мертвые, идите на Суд!» «Настави мя, Господи, на путь Твой: в пути Твоем живи мя»(Пс 85:11; 118:37).    Поверь, христианин, Божиему слову. Оно истинно, достоверно, солгать никак не мо­жет, так как это слово Истинного и Правед­ного Бога. Оно, как светильник, показывает нам, что пагубно и что спасительно. Оно до­стоверно объявляет, что широкий путь ведет в пагубу, а тесный ведет в жизнь, ибо прост­ранный путь есть сатанинский, а тесный путь есть Христов. Итак, лучше тесным путем тер­пения и низким путем смирения в жизнь, не­жели пространным путем прихотей и высо­ким путем гордости идти в погибель. Лучше все терпеть временно, нежели там терпеть без конца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   102. Возьми эту одежду, и ты облечешься во Христа и обновишься в познании Его. Иными словами: как избранница Божия, ты облекись в щедроты милосердия (viscera misericordiae), благость, смиренномудрие, терпение, кротость и любовь, которая есть союз единства (unitatis vinculum — срвн. Колос. 3:12, 14); ты ни перед кем не будь обязанной ни в чем, взаимно люби только сестру свою и не завидуй ее благодати; если ты видишь, что она более совершенна, то, напротив, подражай ей, — и тогда будет в тебе мир Христов и благодать, тогда будет обитать в сердце твоем Слово Божие, и ты избегнешь помышлений мира сего.    103. Однажды умерши для мира, ты уже не прикасайся к нему — молю тебя — и не дотрагивайся до того, что принадлежит этому миру (Кол. 2:20), но всегда в псалмах, песнях и пениях духовных удаляйся от обращения в мире сем, воспевая не человеку, но Богу. И как поступала святая Мария, так и ты слагай в сердце своем (Лук. 2:19).    Как добрая агница, пережевывай своими устами божественные заповеди, дабы и тебе можно было сказать: «поглумлюся в чудесех твоих» (Пс. 118:27). Пусть не дремлет и не изнывает в слезах (stillet) душа твоя от скуки. Ведь влажность во время зимы изгоняет человека даже из дома его (Притч. 27:15); совершенная же душа, у которой нет слишком тяжелых греховных скважин, не изводит слез. Она пребывает в доме своем и радостно наслаждается новой непорочной жизнью. А если чем-либо она и смутится, то скажи: «утверди мя в словесех твоих» (Пс. 118:28). Глава семнадцатая    104. Теперь, рассмотрев все, обращаюсь с мольбою к Тебе, благодатный Отец. Мы приносим непрестанное благодарение Твоему Милосердию за то, что в посвященных девах мы видим на земле ангельскую жизнь, которую некогда мы потеряли в раю. А чтобы можно было подражать ревности девственниц и утверждать в добродетели, чтобы можно было восхвалить славу девства, Ты именно и мог совершить то самое лучшее, что Бог родился от Девы. Преступление (culpa) нам принесло скорее пользу, чем вред: в Нем именно наше искупление нашло божественный дар.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Как невозможно выучиться грамоте или ремеслу, просто заплатив деньги, так невозможно стать монахом без прилежания и постоянного терпения. Поэтому, брат, будь начеку, как хороший воин, и не небреги о данном тебе даре, а не то после будешь наказан вдвойне: за то, что посрамил людей — своих родителей, и за то, что не угодил Богу. Подвизайся, и пусть те, кто тебя увидит, прославят Бога за твое благое жительство. Ибо написано: «Боящийся Тебе узрят мя и возвеселятся» (Пс 118. 74); и далее: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс 118. 165).    Что пользы в том, что ты оставил своих родителей по плоти, сродников, друзей, отчизну и богатство ради Господа, если, придя сюда спасаться, ты занимаешься чем-то совершенно иным? Так ты и против Бога грешишь, и имя монаха напрасно носишь. Твои прежние знакомые будут хвалить тебя: «Блажен такой-то: возненавидел сей мир, его славу и обман и ни о чем земном не помышляет — отрекся от мира и стал монахом!» А ты, оказывается, живешь здесь вовсе не по-монашески…    Подумаем, какой стыд охватит нас, если те, кто сейчас нас прославляет, прежде нас войдут в Царство Небесное! Если те, кто сейчас говорит нам: «Помолитесь о нас, рабы Христовы», — обретут избавление, тогда как мы, по нашим грехам, окажемся в большой нужде! А ведь нас будут судить не наравне с ними: «От всякого, говорит Господь, кому дано много, много и потребуется». И тот, кто «знал волю господина своего и не делал по воле его, бит будет много» (Лк 12 47 48).    Потому-то, любезный брат, я прошу тебя быть бдительным, пока еще есть у нас время. Поприще для состязаний открыто всем, и Судья говорит через апостола: «Бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются» от тленного (1 Кор 9. 24-25). И он же говорит: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим 2. 5). И еще помни, брат: тот, кто хочет стать монахом и не может вынести дерзость, пренебрежение или обиду, — не может стать монахом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

В послании к Тимофею, с младых лет изучавшему священные Писания, Апостол увещевал его прилежно читать их, да не пренебрежет той благодатью, которая дана ему через священное рукоположение. В послании к Титу, кратко изобразив епископские добродетели, Апостол между прочим упоминает и о знании Писания, говоря, что епископу нужно быть «держащимся верного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит.1:9 ). Святая необразованность полезна только для себя, и насколько создает церковь добродетельною жизнью, настолько же вредит церкви, если не противится разрушающим ее. Аггей был пророком, и еще через него Господь говорит: «Спроси священников о законе» ( Агг.2:11 ). Итак, в числе обязанностей священника есть обязанность отвечать вопрошающим о законе. И во Второзаконии мы читаем: «Спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор.32:7 ). Также и в 118 псалме: «Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих» ( Пс.118:54 ). Также в описании праведного мужа, которого Давид сравнивает с райским древом жизни, в числе прочих добродетелей упоминается и следующая: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» ( Пс.1:2 ). Даниил в заключение священнейшего видения говорит, что праведники сияют как звезды, а понимающие, то есть, ученые, – как небо. Видишь ли ты, какое различие между праведной необразованностью и ученой праведностью? Одни сравниваются со звездами, а другие – с небом. Впрочем, по еврейскому подлиннику и то, и другое изречение может быть отнесено к ученым, потому что в еврейском тексте читаем так: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда» ( Дан.12:3 ). Почему Апостол Павел называется сосудом избрания? Без сомнения, потому, что он служит хранилищем закона и священного Писания. Фарисеи поражены ученостью Господа и удивляются, каким образом апостолы Петр и Павел знают закон, не учившись. Ибо что другим надлежало приобрести трудом и каждодневным поучением в законе, то самое было открыто апостолам Духом Святым, и они были – согласно словам священного Писания – θεοδδακτοι [наученные Богом]. Двенадцать лет было Спасителю, когда Он, в храме вопрошая старцев о законе, вразумлял их своими мудрыми вопросами. Но можем ли мы назвать необразованными Петра или Иоанна, из которых каждый мог сказать о себе: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании» ( 2Кор.11:6 )? Иоанн – необразованный, рыболов, неученый. Но скажите, пожалуйста, откуда это изречение: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И далее Господь говорит: «Я говорю вам: не клянись вовсе» ( Мф.5:34 ), а его ученик Иаков: «прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою» ( Иак.5:12 ). Итак, подобно тому как есть заповедь: не убивай, не обижай, так есть и такая: не клянись. «Я уничижен до крайности, Господи, оживи меня, по слову Твоему» ( Пс.118:107 ). Не просто сказал он: я был уничижен, – но: »я уничижен до крайности», и это говорил он, бу­дучи царем и пророком, украшаясь добродетелью, утопая в богат­стве и торжествуя над врагами. Конечно, он никогда не решался вменять в заслугу себе ни мудрости, ни мужества, ни праведности: все это он считал даром божественной благодати. И когда он про­сит жизни у Того, Кто может дать ее, то не просит жизни во что бы то ни стало, но жизни разумной, согласной с законом и просве­щаемой божественным законом. И так как мы, пока живем, по­стоянно впадаем в грехи (пред Господом никто не свободен со­вершенно от скверны, хотя бы и один только день жил на земле), то будем особенно любить плач, слезы, воздержание, изнурение тела. В этом именно заключается смирение «до крайности». А когда пророк го­ворит: «оживи меня, по слову Твоему», то просит, конечно, не о той жизни, для которой необходимы пища и питье, но о жизни разумной, деятельной, добродетельной, и состоящей в соблюдении заповедей Божиих. " К добровольным (обетам) уст моих благоволи, Господи, и судам Твоим научи меня» ( Пс.118:108 ). Из подвигов добродетели большую часть предписывают божественные законы, но некоторые предоставляются свободному рас­положению. Так из жертв – одни по закону, другие же – от доброй воли. Первые – это, например, жертвы о грехе, о скверне и о не­ведении, которые повелевал приносить закон и которые воздавались Богу как долг; вторые же были плодом добровольной щедрости, почему и назывались дарами. Так и теперь: целомудрие, напр., и справедливость евангельским учением предписываются; девство же и воздержание после брака, нестяжательность, уединенная жизнь и пустынничество – это дела доброй воли, выходящие за пределы закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Исповедаюсь Тебе в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей» ( Пс.118:7 ). Исповеданием называет благодарение. Тогда я буду в состоянии при­нести Тебе чистую песнь, когда научусь всем судьбам Твоим и буду жить согласно с ними. Имеющий добрея дела исповедуется «в правоте сердца», принося покаяние от всего сердца, как Давид после прелюбодеяния и как мытарь, взывая: »согрешил " , и: «будь милостив ко мне» ( 2Цар.12:13 ; Лк.18:13 ). Исповедал свой грех и Иуда, сказав: «согрешил я, предав кровь невинную» ( Мф.27:4 ), но не «в правоте сердца», потому что был объят сребролюбием. Испо­ведался и фарисей, но по гордости и неправости сердца не получил оправдания, говоря: «что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» ( Лк.18:11 ). «Оправдания Твои сохраню, не оставь меня совершенно» ( Пс.118:8 ). Нередко божественная благодать оставляет некоторых на короткое время, на­правляя это к их пользе. Так великий Илия, оставленный благода­тью, подвергся страху и испытал слабость человеческой природы, но тотчас опять возвратилась к нему благодать. Так божественный Петр впал в грех отрицания, но тотчас был вразумлен Владыкой. Иуда же, совершенно лишившись божественного попечения, сделался го­товой добычей для диавола. Оставлен был и блаженный Давид пос­ле того своего греха и подвергся тогда тяжким несчастьям, но опять восстановил свою близость к Богу и удостоился Его попечения. А у Саула, утратившего его совершенно, была отнята благодать Духа, и им овладел злой дух. Поэтому вполне справедливо пророк умоляет о том, чтобы не быть оставленным «совершенно», то есть, не быть лишенным совершенно содействия благодати. И опять те же самые соображе­ния покажут нам, почему пророк сказал: " не оставь меня совершенно». Обыкновенно Бог оставляет кого-нибудь по особому усмотрению и в видах пользы для него, как, напр., был оставлен Иов для того, что­бы достигнуть высшего совершенства. Оставлен был и Илия, как мы уже сказали, на короткое время удалившись от лица Ахаава и Иеза­вели, но затем Промысл Божий направил его в Сарепту Сидонскую, чтобы он воспользовался там гостеприимством вдовы и сам доста­вил ей пищу: «не истощится, – говорит он, – мука в кадке и масло в кувшине» ( 3Цар.17:14 ), и чтобы за нечестие иудеев заключил небо для дождя на три года и шесть месяцев, как он говорил: «жив Господь..., ... в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар.17:1 ). Но быть оставленным Богом «совершенно» – вот что ужасно, а так именно были оставлены Саул и Авессалом, уже не возвратившиеся к спасению, потому что они были совершенно оставлены Промыслом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Источник: PhotoSight.ru. Автор: Evgeniy Kash Через всю Священную историю проходит образ разделения. Шестоднев являет нам картину последовательных разделений, через которые оформляется мироздание: разделение неба и земли, света и тьмы, дня и ночи, воды, которая под твердью, и воды, которая над твердью (Быт 1:7), моря и суши, выхождение из земли жизни и, наконец, вычленение человека из мира живого. Делится пространство, делится и время (суббота). Миру предстоит некоторый трудный рост, который не может быть свершен сразу и совместно. Из народов земли выделяется Израиль, но и самому Израилю предстоит пройти через внутреннее разделение. Здесь все — движение, и если массивность препятствует росту — тяжеловесный балласт отодвигают в сторону. «Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне» (Соф 3:11-12). Так было с войском Гедеона – «народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»» (Суд 7:2). И когда осталась горстка — Бог даровал этой горстке победу . А вот еще образ малого остатка: две маслины уцелеют на верхушке дерева (Ис 17:6). Если дерево срублено на девять десятых — все же оно не исчезнет (Ис 6:13). В самом Израиле должен быть выделен остаток: «Ибо хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» (Ис 10:22). И сыну Исайи Бог дает символическое имя — Шеар-ясув «остаток спасется». Сам же остаток определяется в страданиях. Как человек переносит свою скорбь — вот критерий «нищеты духа». «Прежде страдания моего я заблуждался, а ныне слово Твое храню» (Пс 118:67). «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Пс 118:71). Августин вполне ясно уточняет, кого можно назвать нищим: «Кто такие нищие духом? — Те, которые славят Бога, когда делают добро, и винят себя, когда поступают дурно» . Остаток — это люди, научившиеся узнавать исток своих бед в покаянном всматривании в себя . Таких людей немного. Но позднее латинская поговорка скажет: человеческий род живет немногими .

http://pravmir.ru/nishhie-duxom/

Как невозможно выучиться грамоте или ремеслу, просто заплатив деньги, так невозможно стать монахом без прилежания и постоянного терпения. Поэтому, брат, будь начеку, как хороший воин, и не небреги о данном тебе даре, а не то после будешь наказан вдвойне: за то, что посрамил людей — своих родителей, и за то, что не угодил Богу. Подвизайся, и пусть те, кто тебя увидит, прославят Бога за твое благое жительство. Ибо написано: «Боящийся Тебе узрят мя и возвеселятся» (Пс 118. 74); и далее: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс 118. 165). Что пользы в том, что ты оставил своих родителей по плоти, сродников, друзей, отчизну и богатство ради Господа, если, придя сюда спасаться, ты занимаешься чем–то совершенно иным? Так ты и против Бога грешишь, и имя монаха напрасно носишь. Твои прежние знакомые будут хвалить тебя: «Блажен такой–то: возненавидел сей мир, его славу и обман и ни о чем земном не помышляет — отрекся от мира и стал монахом!» А ты, оказывается, живешь здесь вовсе не по–монашески… Подумаем, какой стыд охватит нас, если те, кто сейчас нас прославляет, прежде нас войдут в Царство Небесное! Если те, кто сейчас говорит нам: «Помолитесь о нас, рабы Христовы», — обретут избавление, тогда как мы, по нашим грехам, окажемся в большой нужде! А ведь нас будут судить не наравне с ними: «От всякого, говорит Господь, кому дано много, много и потребуется». И тот, кто «знал волю господина своего и не делал по воле его, бит будет много» (Лк 12 47 48). Потому–то, любезный брат, я прошу тебя быть бдительным, пока еще есть у нас время. Поприще для состязаний открыто всем, и Судья говорит через апостола: «Бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются» от тленного (1 Кор 9. 24—25). И он же говорит: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим 2. 5). И еще помни, брат: тот, кто хочет стать монахом и не может вынести дерзость, пренебрежение или обиду, — не может стать монахом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010