154. Совет относительно плана корпуса для сестер    NN как-то писала мне, что вы намереваетесь строить большой корпус для сестер. — А я, кажется, уже говорил тебе, что у меня строительная немощь к постройкам, и потому не мог утерпеть, чтобы не подать вам совета, чтобы вы не строили большой корпус так, как обыкновенно отроются гостиницы. — В таком корпусе невозможно избежать шума и безпокойства, от которых никому невозможно в этом корпусе пожить с пользою душевною. В обители нашей есть старинный корпус, выстроенный лет за шестьдесят, расположение котораго мне очень нравится, как весьма удобное для спокойствия живущих. Посылаю вам планчик с этого корпуса. – Он выстроен следующим образом: сперва срублены два сруба из 10-аршиннаго лесу (каждый сруб 20 аршин) и поставлены концами друг к другу. – Между ними в 4 аршина коридор под 1, для входа с монастыря. Из этого коридора две двери для входа в кельи направо и налево. -Под 2 против всех келлий должно быть открытое крыльцо, где сестры во время лета могут заниматься рукодельем и одна из них для всех может читать книгу. Под 3 три входа с монастыря. Под 4 сход с крыльца на дворик и лестница на чердак.    Двери означены тремя черточками, а окна означены двумя черточками. — Печи означены так, чтобы в каждую келью была одна сторона печи. Топка печи должна быть из передней. И одна из келлий будет проходная. Некоторыя окна будут на крыльцо. Где означены ворота дворика, при этих стенах можно поделать чуланы для сестер. Вот вам мое предложение, а вы, с общаго согласия, сделайте так, как найдете лучше.    Весь корпус должен быть в длину 44 аршина. 155. С терпением надо нести скорби    Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в правоте и истине. Не вотще сказано в Писании: «мир мног любящим закон Твой и несть им соблазна» (Пс.118:165). И паки: «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс.28:11). И паки: «Господь не лишит благих ходящих незлобием» (Пс.83:12). — И паки, по воскресении Своем Господь изрек пречистыми Своими устами ученикам Своим: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14:27). Но с другой стороны, паки в том же Св. Писании сказано: «многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян.14:22). И паки: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк.21:19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2676...

Чадце духовное! Пишешь, что у тебя в настоящее время господствуют в душе три чувства. Первое чувство — усиливающееся желание хорошей истинно христианской жизни и любви к Богу и частое влечение к внутренней молитве; вследствие чего, конечно, есть любовь и желание внутреннего монашества, наружное же тебе еще недоступно по разным душевным препятствиям. Находясь в таком положении, держись строже и точнее евангельского учения... К сказанному прежде прилагаю теперь псаломские слова, от Духа Святаго изреченные чрез пророка Давида: «уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его» (Пс. 36, 3-7). Псаломские слова: «насели землю, и упасешися в богатстве ея», относительно тебя могут означать, что ты достоянием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. «Повинися Господеви и умоли Его» означает: всячески старайся жить по Евангельским заповедям Божиим, и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. «Насладися Господеви» означает: не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: не судите и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустятся вам. Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди (преп. Амвросий). Некоторые, видя, что Господь им не дает долгое время желаемого образа жизни, в коем они надеются получить пользу душевную и успокоение своему мятущемуся сердцу, впадают в нерадение, заразив себя ложною, внушенной врагом мыслью, что, мол, буду понуждать себя на добродетель тогда, когда буду иметь к тому удобства (например, когда сподоблюсь монашества или уединенного жития или по удалению от себя тех или иных обязанностей и т. д.), а сейчас мне это невозможно. Такие пусть знают, что наша жизнь устрояется не самочинно, а Промыслом Божиим, что успокоение обретается в отречении своей воли, что полного удобства никогда нельзя найти, что невозможного Господь не требует от нас и что посильное исполнение заповедей Божиих возможно везде и всегда. За посильное понуждение себя в данном месте и положении ко благочестию Господь, увидев человека приуготовленным, исполняет во благих желание его... (преп. Никон).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Не вотще (даром) сказано в псалмах: «взыщи мира и пожени и» (Пс. 33, 15), то есть всячески избегай того, что нарушает мир твой душевный, как бы ни казалось это благовидно. Бог судит человека не просто по делам, но по намерению дел, а намерение это только Ему Единому известно. Ежели мы в чем-либо немоществуем, то должны в этом принести искреннее покаяние, и смиряться, и никого не осуждать, и никому не досаждать (преп. Амвросий). ...Истинное и прочное утешение тесно соединено с истинно полезным (преп. Амвросий). Сказано в псалмах: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Поэтому если нас что-нибудь смущает или блазнит, то должны мы упрекать себя в недостатке любления закона Божия и смиряться, и просить помилования и помощи от Господа (преп. Амвросии). Чтобы умиротвориться, незачем в далекий путь пускаться, а лучше смириться дома, — это будет прочнее. Одни царственные особы, ради умиротворения, уезжают в дальнюю сторону. Потребно понудиться к смирению и самоукорению. Благоразумному разбойнику и голени перебили, — он, ради получения обещанного Господом Царствия Небесного, все терпел, а мы с тобою как хотим получить милость Божию? Осмотрись, сестра! В Киев ходят на богомолье, а не по домашним претензиям (преп. Амвросий). Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение, — зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится (преп. Амвросий). Мир тебе и Божие благословение, и всякое утверждение в добром и спасительном и прежде всего в мире душевном, и всяком мужестве, и долготерпении, и удалении от всякого малодушия, зело отягчающего немощных душою и телом, для которых нет ничего полезнее, как Бога благодарить за все случающееся приятное и неприятное и никого не винить, кроме себя самих за многое и во многом повинных, других же винить — нисколько нас не успокоит, а еще более смутит (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Понятие мира как Божественного порядка и гармонии существующего дается текстом Иов.25:2: «…Он творит мир на высотах Своих». Бог есть Творец мира и Миродержец и Он же есть Устроитель мирной гармонии в смысле порядка, согласия, всякого блага. Это то, что отражено в славянском и русском языках, где понятие мир как строй, порядок, согласие, а затем — тишина, спокойствие, — и мир как вселенная передаются одним и тем же словом. Естественно понимать и примирение как восстановление первоначального строя духовной жизни. Грех, как причина отсутствия мира у человека, подразумевается в Пс.84 (85), 9–11 и там же понятие «мира» уточняется как милость Божия, соединяемая с Божественной истиной о назначении человека, исполняемой по закону правды. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (ст. 11) — это выражение понимается как указание на Божественную милость — избавление человека от греха – примирение человека с Богом по силе Жертвы Христовой. Понятия мира и спасения в Божественной милости объединяются в Пс. 118 (119), 165–166: «Велик мир у любящих закон Твой и нет им преткновения. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю». Велико благополучие у любящих закон Божий и не угрожает им никакая опасность, ибо их спасает Господь за исполнение Его  заповедей, велика милость Божия в благодатном даре мира, который дается любящим закон Его, ибо в нем их спасение — таково возможное переложение приведенных стихов псалма. И за эту «милость мира» прославит человек Бога жертвой хваления 9 , ибо в этом благодатном умиротворении состоит спасение человека. Содержание этих стихов придает соответствующий смысловой оттенок словам православной литургии: «Милость мира, жертву хваления». Греческое «´Eλεον ερνης» и славянское «Милость мира» в тексте псалма переданы одним словом «šalôm». Вмещающим в себе, следовательно, понятие дара Божественной милости, благодати спасения, вносящей умиротворение, нравственное благополучие в душу человека по его деятельному исканию этого. Из рассмотренных текстов можно заключить о некоторых элементах содержания понятия «мира», часто упоминаемого в Священном Писании Ветхого Завета.

http://azbyka.ru/sushhnost-primireniya-i...

184 По версии Сайфа, ал-Мусанна сам прибыл в Медину просить помощи против персов, ходатайствуя о разрешении привлечь племена, опозорившие себя участием в ридде, но раскаявшиеся в этом. Абу Бакр был уже при смерти, и распоряжение о помощи ал-Мусанне было одним из последних его распоряжений. Волю покойного выполнил Умар [Таб., I, с. 2120, 2160]. О послании с просьбой о помощи, доставленном Ибрахимом б. Харисой, сообщается со слов племянника ал-Мусанны [Пс. – Вак, рук., л. 114а]. Другие источники говорят о посылке Абу Убайда без связи с просьбой ал-Мусанны [Халифа, с. 92; Балаз., Ф., с. 250; Динав., с. 118; Куфи, т. 1, с. 162]. 186 Точное положение Зандаверда не установлено. Г. Ле Стрендж [Le Strange, 1905] не упоминает его вообще, на карте М. Морони он помещен в 75 км юго-западнее Васита [Могопу, 1985, fig. 8], на карте Тюбингенского атласа – на Тигре в десятке километров южнее Васита [TAVO, В VII 2]. Ибн Хурдадбех относит его к астану Шад Сабур провинции Каскар [BGA, 6, с. 7; И. Хурд. пер., с 7], а Йакут [Йак., т. 2, с. 951] говорит, что он находится около Васита. 187 В послании ал-Мусанны Умару сообщалось: «Со мной четыре тысячи всадников из моего племени и бану иджл и хамдан…» [Пс. – Вак., рук., л. 1446]; аутентичность текста весьма сомнительна, но примечательно сходство данных о числе его воинов в разных источниках. 188 По сведениям Сайфа, Абу Убайд прибыл в Ирак через месяц после ал-Мусанны [Таб., I, с. 2166]; по контексту можно предположить, что, разумеется «после возвращения сюда ал-Мусанны», но другой источник сообщает, что Абу Убайд узнал о восстании только в Узайбе (35 км южнее Хиры) [Балаз., Ф., с. 250], из чего следует, что Абу Убайд вышел через месяц после отъезда ал-Мусанны из Медины. 189 По данным ал-Балазури и ат-Табари, Абу Убайд вышел из Медины с 1000 воинов, к которым по пути присоединялись отдельные группы бедуинов, желавших поживиться добычей [Балаз., Ф., с. 250; Таб., I, с. 2164]. Ал-Куфи говорит, что Абу Убайд вышел из Медины с 4000, а в Ираке к нему присоединилась еще тысяча рабиитов [Куфи, т. 1, с. 165]; у ад-Динавари же Абу Убайд вышел с 5000 воинов уже из Медины [Динав., с. 118].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

с. 459.] Чем должно снабдевать душу Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что должно делать стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным. Надобно так себя приобучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно управлять жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения. Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло. Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум чтущего углублен был в истины Священного Писания и принимал от сего в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова. Следует также снабдевать душу и познаниями о Церкви, как она от начала и доселе сохраняется, что терпела она в то или другое время; знать же сие не для того, чтоб желать управлять людьми, но на случай могущих встретиться противностей. Более же всего оное делать должно собственно для себя, чтоб приобрести мир душевный, по учению псаломника: мир мног любящим закон Твой (Пс. 118: 165). с. 440–441.] О мире душевном Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властеми к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6: 12). Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце своем. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мире место Его (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

После исчисленных добродетелей старца Амвросия возможно ли было не быть ему миротворцем? «Батюшка! – спрашивали некоторые. Отчего это мира нет в душе?» Старец отвечал на это псаломскими словами: Мир мног любящым закон Твой ( Пс.118:165 ). Он говорил это по собственному опыту. Ибо всю жизнь свою располагавший по закону Божию или по заповедям евангельским, мог ли он не иметь в душе своей мира? Потому, собственно, и видали его всегда веселым и спокойным. Стяжав же при помощи благодати Божией мир с самим собою и ощутив в душе своей сладость сего мира, мог ли он не быть проповедником мира и миротворцем? Сказано в Божественном Писании: в мире место Его ( Пс.75:3 ). Следовательно, где мир, там и Бог , а с ним и вся уготованная человеку благая. Поэтому старец всеми силами старался водворять мир между враждующими. И чего-чего не делал он в этих случаях! То отечески убеждал, говоря, что враждующие оскорбляют Бога – Благодетеля, оскорбляют своих Ангелов Хранителей, радуют только диавола враждотворца, то угрожал праведным судом Божиим и вечными муками, то обетованием грядущих благ вечных старался растеплить холодное сердце человеконенавистника. И как рад бывал старец, когда удавалось ему привлечь враждующих к миру! Раз как-то, по козням вражиим, два из старших иеромонахов завраждовали друг на друга. После долгих усилий и, без сомнения, усердной молитвы к Господу ему наконец удалось примирить их. Со светящимся на лице восторгом старец повторял всем и каждому: «Ну, слава Богу! Хоть как-нибудь да помирились. Худой мир лучше хорошей войны». Можно назвать старца Амвросия и гонимым правды ради. Терпел он и поношение, и оглаголание, и ложную клевету. Ибо, как выше было сказано, ежедневно терпеливо переносил от малодушных посетителей ропот и осуждение, а иногда и грубости, даже и от своих келейных, с которых никогда не взыскивал за свои личные обиды. Нашелся однажды даже и такой человек, который с револьвером в руке среди дня пришел в скит и сел у старца на крыльце, в ожидании его выхода, с намерением застрелить его; и только благодаря ловкости одного монастырского кузнеца был обезоружен. Но старец никогда не оскорблялся на своих недоброжелателей, а, напротив, относился к ним с сердечным участием. Много досаждала старцу одна особа, а он всё терпел. Спросили его, как он ее терпит? Старец отвечал: «Если здесь, где я стараюсь ее успокоить, ей все-таки так тяжело, каково же ей будет там, где все ей будут противоречить? Как же ее не терпеть?» А частые жестокие недуги телесные не были ли для старца тяжелее всяких гонений? Впрочем, старец потерпел нечто, подобное гонению, и в собственном смысле. Но об этом предмете да подаст Господь помощь подробнее высказать далее в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Перед этою-то широтой невольно смирялись и великие святые, называя себя землею и пеплом и считая себя хуже всякой твари. Или, как выразился мудрейший из апостолов, святой Павел, задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Елицы убо совершенни, сие да мудрствуим (Флп. 3, 13–15). Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему, и к тому, что бы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее. В последнюю бытность твою в нашей обители была ты в каком-то странном настроении духа и в недовольном каком-то расположении, неизвестно на кого. По простому слову, ты как будто искала кого-то виноватого. Я не решился тебя допрашивать о сем, а предоставил это всеблагому Промыслу Божию, чтобы Сам Господь вразумил нас на полезное. Вот Господь и вразумляет нас, посылая нам болезни, неожиданно нас постигающие, а с другой стороны, и неприятные случаи чрез таких лиц, которые нам и прежде досаждали. Поэтому смиримся под крепкую руку Божию, прося помилования от Господа и избавления от предстоящих скорбей. 9 сентября 1876 года Чадце духовное! Пишешь, что у тебя в настоящее время господствуют в душе три чувства. Первое чувство — усиливающееся желание хорошей истинно христианской жизни и любви к Богу и частое влечение к внутренней молитве, вследствие чего, конечно, есть любовь и желание внутреннего монашества; наружное же тебе еще недоступно по разным душевным препятствиям. Находясь в таком положении, держись строже и точнее евангельского учения, как я писал тебе об этом в прошлом письме. К сказанному прежде прилагаю теперь псаломские слова, от Духа Святаго изреченные чрез пророка Давида: Уповай на Господа, и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошение сердца твоего. Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него: и Той сотворит, и изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне. Повинися Господеви, и умоли Его. Псаломские слова насели землю, и упасешися в богатстве ея (Пс. 36, 3–7) относительно тебя могут означать, что ты достоянием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. Повинися Господеви, и умоли его означает: всячески старайся жить по евангельским заповедям Божиим и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. Насладися Господеви означает: не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: не судите и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустятся вам (Лк. 6, 37). Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди. О других твоих двух чувствах толковать теперь нет времени.

http://pravoslavie.ru/2058.html

Так как благородие твое поручило мне прислать тебе письменное разъяснение некоторых недоумений, встретившихся тебе, то я счел справедливым не оставить твою просьбу без внимания, хотя, как я знаю, она и превосходит силу слабого моего ума; однако, надеясь на силу и благодать Того, Кто и бессловесному скоту отверзает уста и чрез него, проговорившего человеческим языком, вразумляет многолетнего старца, принимаюсь и я за исполнение твоего поручения, насколько это доступно моему постижению. Прежде всего ты желаешь удостовериться, правильно ли понимают те, кои утверждают, что убитые во время войны с нечестивыми благочестивые воины удостаиваются части праведных, то есть, Царства Небесного? Об этом скажу тебе так. Много следовало бы нам молиться о том, – a сие и Богу угодно и всем вообще людям спасительно, – чтобы мы, отбросив всякий спор, всякую неправду и взаимную вражду, возлюбили бы мирное пребывание друг с другом, последуя в простоте сердца праведнику, который говорит: с ненавидящими мира бех мирен ( Пс.119:6 ); также: Мир мног любящим закон Твой, Господи, и несть им соблазна ( Пс.118:165 ). И как блаженный апостол Павел говорит: Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте ( Рим.12:18 ). Что говорит он этими словами: аще возможно, еже от вас? То есть: не начинайте сами войн и браней с другими, хотя бы то были и неверные, или и враги, но со всеми имейте мир. А как нужда есть приити соблазном ( Мф.18:7 ), как и Сам Владыка всех и Создатель объявил эту нужду, обозначая этим окончательное неповиновение некоторых нечестивых людей законам и заповедям Божиим, а также и непомерную злобу богопротивных демонов и их ненависть к людям, по причине которой они, богоборные, не перестают возмущать род человеческий всяким способом и, в особенности, тех, которые всею душою ненавидят благочестие по Христе Боге и всяким способом стараются истребить оное с лица земли, то понуждаемые этою неотложною необходимостью, с самого начала благочестивые цари, властители и предводители народные, воодушевляемые божественною ревностью и защищая благочестивую веру в общего всех Владыку, соделались, по божественному, конечно, мановению и вдохновению, воеводами и чиноначальниками, назначили тысячников и сотников, учредили многочисленное воинство и определили им из доходов с казенных имений достаточное жалованье, чтобы они всегда готовы были к отраженно скверных варваров, восстающих на благочестивое достояние общего всех Создателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

Схолия: 1 . Вот и разрешилось у тебя недоумение: сказав «Бог, произошедший с восприятием [плоти], одно и одно из двух противоположных», великий [отец] понял «одно» как означающее единение по ипостаси, а не [одну] природу. Святым отцам, игуменам и монашествующим, и всем православным, живущим на сем христолюбивом острове сицилийцев, смиренный и грешный Максим, недостойный раб. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» [ Пс.118:165 ], – рек Богу Богоотец Давид, тем самым объявляя и возвещая всем стремящимся к спасению, чтобы они, сохраняя в высшей степени Божественную любовь к предельно вожделенному, благодаря ей ревностно 1152 стремились бы ко благу мира, если возможно, и для себя, и для всех. Из-за этого и я, раб ваш, охотно позаботился о том, чтобы изложить на письме то, о чем прежде уже заявлял устно, дабы вас, святейшие [отцы], убедить и удостоверить и, [составив] апологию, уничтожить всякое подозрение в отношении нашего смирения, возникшее у вас по вине других 1153 . «Ибо не могу снести, – говорит Григорий Богослов , – чтобы мною соблазнялись некоторые из наблюдающих тщательно за всеми моими поступками, правильны ли они или нет… Всего лучше – не полагать другим преткновения или соблазна, не погрешая и даже не подавая подозрения, сколько сие возможно и сколько достанет силы ума; потому что знаем, какое неизбежное и тяжкое наказание определил „Неложный“ [ Тит.1:2 ] соблазнившим и единого от малых» 1154 . Итак, объявляю вам, святейшие [отцы], что никогда и никоим образом не помышлял я о том, чтобы, как утверждают злословящие [на меня], поддерживать противоположные и противоречивые догматы . Ибо я вообще ни исповедовал, ни писал, будто, по их словам, у Одного и Того же Христа Бога одновременно одна и две – то есть три! – воли (θελσεις) и энергии. Ведь одно другим опровергается – такое учение не имеет основания, исходя из естественного рассуждения (κ φυσικν λογισμν), а также и не засвидетельствовано истинными, то есть святыми отцами. Ведь если одна, то как [возможны] две? А если две, то как [возможна] одна? И какая она? И как она называется? И с кем, судя по ней, воплощенное Слово едино по энергии (μοεργς) 1155 или же по сущности?

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010