102. Вредно монаху разделять общество с женщиною. А к девственнице вовсе не приближайся, ежели только есть еще в тебе мысль о плотском. Монах, который вместе с женщинами проводит время за вином, ничем не разнится от кидающегося в огонь. Бегай встречи с ними, как серна бежит от тенет. 103. Охраняй непорочность тела своего. Если сохранишь ее по любви ко Христу, то удобно возможешь преуспевать во всякой добродетели. Обитающий в тебе Дух Святый возрадуется о тебе, что ты свой храм Божий наполняешь благоуханием чистоты и правого изволения, – и укрепит тебя на всякое дело благое. А к преуспеянию в добродетелях и в божественной чистоте имеешь следующие три пособия: воздержание чрева и языка, и обуздание ока. Все их три надо держать. Если сохранишь, положим, первые два, а глаз не сохранишь от скитания, то не приобретешь прочной чистоты. Как разломанный водопровод не удержит в себе воды, так рассеянное око не удержит целомудренного ума. Не назирай чуждыя красоты (Сир. 9, 8), – и ум твой да будет пригвожден к страху Божию (Ис. 118, 120). 104. Не должно монаху с особенною тщательностию мыть тело или ноги. Как сластолюбцы в изяществе тела и одежд ищут себе удовольствий, так подвижник благочестия противоположным сему ополчается на сопротивников. 105. Не мала борьба между святынею (чистотою) и скверною. Содействующие нам в осквернении внушают такую мысль: «никто тебя не видит; чего боишься?» А содействующие нам во святыне возражают им: «Бог видит, – и Ангелы Его с тобою; как же говоришь: кто тебя видит?» Искуситель продолжает: «где они? Пока никого здесь не видно». На этом содейственники святыни прерывают его: «не видишь?! – Правду сказал ты: ибо написано: ослепи их злоба (Иер. 2, 21). Создавый око не сматряетли (Пс. 93, 9)? Где укроешься от Бога (Пс. 138, 1-12)?» – Вот что вложи себе в помысл, – и грех не будет более владычествовать над тобою, и печаль греховная не постигнет тебя, но придут к тебе радость и мир о Духе Святе. 106. Храни чистоту тела своего о Господе, как драгоценную жемчужину; не щеголяй одеждами; взор обращай долу, а душу горе; с юношей не доходи до вольного обращения, а с женщиной и говорить – лишнее дело; с отроком не дли беседы, и не входи в сообщество с упивающимися и смехотворами, но весь пребывай в страхе Божием, помня заповедь Апостола: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5, 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

117. Словами «Я и Отец» Христос отвергает Савеллия, потому что Он назвал и Себя, и Отца; отвергает и Фотина, соединив Себя с Богом Отцом. Сначала сказав: Я и Отец, Он отвергает этих еретиков, а говоря: одно, отвергает ариан. И первыми и последними словами Христос заставляет умолкнуть еретическое безумие и савеллиан, так как Он сказал: одно, а не «один», и ариан, сказав: Я и Отец, а не «Отец и Я», что отнюдь не является проявлением непокорства, но показывает любовь и предвидение, чтобы мы не впали в заблуждение из-за порядка слов. Божественное единство не знает иерархии, равенство не ведает степеней достоинства, и невозможно Сыну Божьему, учащему о любви, непокорностью оскорбить сыновнюю любовь. 118. Уместно обратить внимание, где именно Господь говорит об этом. Зачастую нам следует рассматривать Его изречения в зависимости от тех мест, где Он находился. Когда Он желает поститься, Он был возведен Духом в пустыню ( Мф. 4:1 ), чтобы отразить дьявольские искушения. Хотя воздержание, когда жизнь изобилует всякими благами, заслуживает похвалы, однако посреди богатства и роскоши чаще соблазн искушения. Искуситель, искушая, обещает изобилие, и Господь, чтобы победить, устремляется к крайней скудости. Я не отрицаю, что умеренность может быть и среди богатств, как случается и с путешествующим по морю: он часто обретает спасение, хотя он болыие подвергается опасности, нежели тот, кто не желает путешествовать. 119. Посмотрим на прочие примеры. Обещая Царство Небесное, Господь восшел на гору 78 , а в другом месте Он ведет учеников через засеянные поля 79 , желая посеять в них зерна небесных заповедей, чтобы плодородные нивы их душ побелели 80 . Исполняя долг плоти, воспринятой Им, и видя совершенство в учениках, которых Он утвердил Своими наставлениями, Он вошел в сад 81 , чтобы оросить потоком Своей крови масличные ростки, насажденные в доме Господнем, и праведника, цветущего как пальма, и плодовитую лозу 82 . 120. Также и в ином месте мы читаем, что Он проходит в притворе Соломона в день обновления 83 . Это значит, что Христос проходит через душу мудреца и миротворца 84 , чтобы освятить для Себя его естество. О том, что такое этот притвор, наставляет пророк: Я ходил в непорочности моего сердца посреди дома Твоего ( Пс. 100:2 ). Итак, внутри нас есть дом Божий, есть алтари, есть притворы. Да, у нас есть притворы, поскольку у нас есть и площади, как об этом написано: По твоим площадям льются воды твои ( Притч. 5:16 ). Расширь этот притвор, притвор твоего сердца, при помощи Слова Божьего, сказавшего: Открой уста твои, и Я наполню их ( Пс. 80:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Вот что делают лукавые силы, когда видят душу ослабевшую и пренебрегающую своим умом до того, что легко подчиняется их нечестивым и богоненавистным наветам. 116 Святого Кирила «не о богах», еврейское и потому единственное число удерживают все переводы. 118 Так Евр. Вульг. Ефиоп. Чтению святого Кирилла ντοςπιτηδεθμαδιν соответствуют Халд. Пеш. и буквально Арабский. 119 Так еврейские и все переводы, но у Святого Кирилла читается: ιδε, вероятно по ошибке писца. 120 Так по одному чтению, по другому, как и у Святого Кирилла: „услышите во грядущая“. Еврейское соответствует принятому. 123 Славянское Сиина, у LXX Συηνη, еврейское ( Иез.29:10; 30:6 ), называемая у Евсевия и Συηνη, нынешней Асуан – укрепленный город древней Фиваиды, в верхнем Египте, лежавший при восточном берегу Нила, на одном из полуостровов, образуемых этою рекою (Evseb. Onomasticon, edit. Larsow et parthey, 1862, Berolini, pag. 342. 3; Plin. Hist. Nat. 5, 10). Славянское Соина и Сава ( Пс.71:10 ), у LXX Συηνη, Иос. Фл. (Antiq. 2, 10. 2) и Евсев. (Onomast. р. 320, 1 – 4) Σαβ, еврейское (Ср. Быт.10:7 ; Ис.45:14 ; Пс.72:10 ) – бывшая столица эфиопской страны в теперешней верхней Нубии, обыкновенно отожествляемая с известною Мероэ. Чтению LXX соответствуют Евр. Пеш. и Вульг. (Saba), согласно с святым Кириллом имеет Арабский (Assuan). 129 В еврейском  букв: в кораблях крик (ликование) их, русское: величавшихся кораблями; как Пеш. Вульг. и халд. (в кораблях хвалы своей), по Арабски как и LXX: свяжутся в кораблях. Вариант, указываемый святым Кириллом, читается в Александрийском кодексе и некоторых других – он мог иметь место только в греческом тексте. 131 Цитата приведена не по книге Исход, но по Римлянам, где читается: ες ατ τοτο ξηγειρ σε, οπως νδειξωμαι ν σο τν δυναμιν μου κα πως διαγγλ τ νομα μου ν παση τ γη. В книге Исход по LXX: κα νεκεν τουτου διετηρθης, να ... σχυν μου  (по другому чтению δυναμιν) ... κα πως... (и сего ради пощаден еси доселе, да покажу на тебе ..). Данное место из послания к Римлянам согласно принятому тексту читают все кодексы, древние переводы, также Ориген , святой Златоуст и другие, за исключением Амвросиаста , который имеет как и LXX: quia in hoc ipsum te servavi, но при этом замечает, что существует и другое чтение: ad hoc te suscitavi. Разночтение объясняется тем, что еврейское буквально: я заставил стоять тебя – можно передать или так: я тебя поставил, воздвиг, как 2Пар.33:19 ; 1Ездр.9:9 и другое. ξ γειρασε Римлянам, posui Вульг., constitui te Пеш., substitere te feci Самар.; или же так, я сохранил тебя, заставил тебя существовать, как 3Цар.15:4 ; 2Пар.9:8 , – διετρηθης LXX, sustinui te Онкел. В той и другой передаче смысл изречения не изменяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

е. вдруг и мгновенно» 117 ; а Григорий Нисский точнее изъясняет это слово, заменяя его синонимами «в совокупности, вместе 118 . Это последнее толкование заключает в себе ту мысль, что Бог , создавши первобытный хаос, в нем объединил и как бы возглавил все акты Своего творения, вытекавшие впоследствии из него, как из своей потенции ( Сирах.18:1 ). Но общепринятым толкованием считается то, которое слово переводит в смысле хронологического указания, наподобие греч. ν ρχ и равнозначащих ему выражений πρ το κσμου εναι ( Ин.17:5 ) или πρ χρνων αωνων ( 2Тим.1:9 ). В начале всего, т. е. раньше всего, раньше самого времени, тогда, когда не существовало еще решительно ничего, Бог создал небо и землю, положив этим актом своего всемогущества первоначало своей последующей деятельности. Все эти толкования, при разности в оттенках мысли, согласно устанавливают точный смысл термина , по которому первотворение мира было совершено в начале всего, когда еще не существовало ничего, кроме Бога. «Это – creatio prima, говоря богословским термином, это творение в собственном и строгом смысле, т. е. создание из ничего» 119 . «Слово «в начале» указывает на первое мгновение перехода из небытия в бытие, и значит «в начале времени и всего временного» 120 . Итак, самое первое слово Библии ясно выражает мысль о происхождении мира во времени или со временем, отсюда – о его несамобытности и тварности. Лучшей библейской параллелью к этому месту служат известные слова псалмопевца: «В начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса...» ( Пс.101:26 ); та же мысль неоднократно выражается и во многих других местах св. Писания ( Пс.89:3 ; Притчи 8:22, 23 ; Ис.41:4; 44:6 и т. д.). Указав на происхождение мира во времени, бытописатель далее решительно и прямо называет то действие, которому мир обязан своим возникновением. Стоящий в подлиннике для выражения этой мысли глагол согласно переводится всеми словом «сотворил, создал из ничего». Это один из трех Еврейских глаголов, выражающих понятие деятельности, подобно его синонимам и .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

   пытав что-нибудь, чего боимся, потом считаем это не так страшным, как раньше, до опыта. Потому, чтобы ты не приобрел и этой добродетели, диавол держит тебя в сильном страхе, истощая тебя, как воск на огне, опасением бедности прежде, нежели ты испытаешь ее на деле. Подлинно мягче всякого воска и несчастнее по жизни самого Каина тот, кто боится за то, что приобрел любостяжанием, скорбит о том, чего не имеет, и трясется над тем, что имеет, заключив у себя богатство, как неблагодарного раба, и сам будучи осаждаем разнообразными и постыдными страстями. Постыдное пожелание, разнообразный страх, беспокойство и трепет обуревают его со всех сторон, и он уподобляется кораблю, отовсюду гонимому противными ветрами и подвергающемуся частым треволнениям. Гораздо лучше было бы такому человеку умереть, нежели терпеть непрестанную бурю, подобно как и Каину лучше было бы умереть, нежели непрестанно трепетать (12). Страх Божий    Небесные силы более, чем люди, боятся и почитают Бога: чем более они сознают, тем более боятся    Его. У них нет ни упрямства, ни неповиновения, ни непослушания, потому что они крепкие силою, исполняющие слово Его (Пс. 102:20). Видишь ли, что страх их велик? Те, которые не подлежат никакому наказанию, смотри, каким охватываются ужасом. Если даже сами Серафимы не смеют взирать на Него, то как мы можем испытывать Его? Подобно тому, как на этой земле, чем более мы смотрим на солнечные лучи, тем более вынуждены отступать, так и тогда, чем более созерцаем Христа, тем более нам нужно бояться Его. Смотри, как Он прославился на горе: ученики Его были устрашены и пали ниц. Пророки часто не повиновались Богу, Ангелы же никогда не делали этого. Почему же? Ради великого страха (4). дуб, глубоко пустивший свои корни в недра земли и тщательно обвязанный, не может быть исторгнут никаким порывом ветра, так точно и душу, пригвожденную страхом Божиим, никто не в состоянии будет ниспровергнуть, потому что пригвождение еще сильнее укоренения. Об этомто и пророк молится говоря: трепещет от страха Твоего плоть моя (Пс. 118:120). Так и ты при-

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Посему некоторые говорят, изрыгая из сердца своего, а не от уст Господних, как написано ( Иер.23:16 ), что души людей до устроения тел предсуществовали на небе, долгое время живя в бестелесном блаженстве и в чистоте наслаждаясь истинным благом. Но поскольку в них стало входить пресыщение наилучшим (состоянием) и, склоняясь наконец к худшему, они стали нисходить к беззаконным —119— помыслам и пожеланиям, то Творец, справедливо вознегодовав, посылает их в мip, – облек телами из земли, заставив их носить эту тяжесть, и, как бы заключив их в какую пещеру беззаконных удовольствий, рассудил наказать их (души) посредством самого испытания их (чувственных наслаждений), сколь горько увлечение к худшему и полное пренебрежение благом. И в доказательство столь смешного баснословия своего прежде всего хватаются за это самое, толкуемое теперь нами, изречение: бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир. А кроме того приводят и некоторые другая доказательства от божественного писания, как например: прежде даже смиритимися, аз прегреших ( Пс.118:67 ). Не стыдясь своей болтовни, он говорит: вот прежде смирения, то есть вотелесения, душа, сказано, согрешила, почему и справедливо унижена, связанная смертью и тлением, как подобно же и Павел называет тело, говоря: окаянен аз человек кто мя избавить от теа смерти сея ( Рим.8:24 )? Если же согрешает, говорится, прежде унижения душа, то и приходит в мip очевидно, как предсуществующая, ибо каким образом вообще могло бы согрешить еще не существовавшее? Приходит же ъ мip, очевидно двигаясь от некоторых мест. Болтая подобный вздор вопреки догматам Церкви и нелепостями пустых толкований, засоряя уши простецов, они справедливо услышать: люте прорицающим от сердца Своего и отнюдь не видящим ( Иез.13:3 ). Действительно, видения и гадания, и пророчества сердца своего, противопоставив словом Духа, они не чувствуют, до каких ужасных последствий должно дойти их предприятие, в виду слов Псалмопевца —120— к Богу: Ты страшен еси, и кто противостанет тебе от 1906 гнева твоего ( Пс.75:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

δ) Подобно и прочие порочные страсти, аще какие обрящешь в себе, не медли укротить в себе; тогда-то тебя истинным воздержником, и совершенным постником назвать можно; но сего не довольно. Есть ещё некоторая тайна, которую тебе знать должно, и которая тебе может быть или неизвестна, или ты её не соблюдаешь. Она есть следующая. § VIII Чувства суть вестники душевные, как говорят философы: „нет того в разуме, чего прежде не было в чувствах». Следственно, понятие о всякой вещи, доходит до души нашей помощью чувств. Потребно убо всячески воздерживать чувства наши, поскольку чрез них входит в сердце и доброе, и худое. α) Первое и превосходнейшее чувство есть зрение. Сладко, – говорит Екклесиаст, – свет, и благо очима зрети солнце ( Еккл.11:7 ). Мы смотрим глазами нашими на мир сей, и из порядка и красоты его, познаём Божия совершенства, и прославляем его. Видим страждущих душами своими, и утешаем бедных, и помогаем им. Видим так же и богатство ближнего – и завидуем ему; красоту чуждую – и похотствуем на ню; брата согрешающего – и осуждаем его. Одно орудие – на добро и зло употребляем. Итак, положи ты покрывало на очи твои; воздержи их, чтоб ни на что, кроме на доброе, и к доброму концу, не взирали. Молись всегда с Давидом ко Господу: отврати очи мои еже не видети суеты: в пути твоем живи мя ( Пс.118:37 ). Положи пост очам твоим: да не прельщаются тленными благами, и скороувядающею красотою; но всегда взирают на небо, чтоб ты мог похвалиться: возведох очи мои в горы ( Пс.120:1 ). Припомни вышереченное Екклесиастово слово: сладко свет, и благо очима зрети солнце. Что же сие означает? Благо свет. Свет есть Христос, по уверению наперсника: бе свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир ( Ин.1:9 ). И благо очима зрети солнце. Солнце Правды есть Христос, по оному: и возсияет вам боящымся имене моего солнце правды ( Мал.4:2 ). Взирай убо на свет сей, да вся осиявает; на Солнце сие, да тя согревает. ß) Второе чувство есть слух. Всемерно убо воздерживать оный должно; „ибо так те врата должно опаснее сберегать, в кои есть царский путь, так бережливее должно сохранять слух, который всякое имеет соединение с душою, и что чрез оный внушается то, что весьма может или пользу принесть, или повредить» – говорит Плутарх 156 . Сие очень справедливо. Мы иногда слушаем песни Божественные, слово Божие проповедуемое – и сокрушаемся; иногда слышим песни срамные и слова любодейные – и соблазняемся. Слышим бедных жалобы – и затыкаем уши; слышим просьбы ласкателей и клеветников – и уверяем, что всё будет по прошению их. Следовательно, должно весьма рачительно воздерживать слух, дабы словеса любодейные, вшед в уши, не заразили сердца, и не воспалили бы похоти. Паче всего убо должно отверзать уши на слышание слова Божия: ибо блажени слышащии слово Божие ( Лк.11:28 ). Богатые да отверзают уши свои к прошениям бедных, нищих, ничесоже имущих. Судии да внимают прошения сирых и вдовиц, и да оправдают их. Так воздерживается слух!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Без этого первого и последующих не может быть: они связаны, как корень и ствол с ветвями. Потому и говорит Апостол: распята,— однократно, но тут столько силы, что ее станет на целую жизнь. Что это распятие — не механическое какое, а нравственное, это хорошо изображает блаженный Августин. Он выводит распинательную силу из возрождающегося в духе страха Божия, коим полагается начало обращения и потом поддерживается и исправная жизнь обращаемого. «Чем распяли, как не страхом Божиим, чистым, пребывающим в век века (см.: Пс 18, 10), в коем боимся оскорбить Того, Кто всем сердцем, всею душою и всем помышлением любим? Этим страхом распяту быть желает и Пророк, когда говорит: при-гвозди страху Твоему плоти моя (Пс. 118, 120). Распинает же страх на том кресте, о коем говорит Господь: возми крест твой и последуй Мне (ср: Мф 16, 24). Стих 25. Аще живем духом, духом и да ходим. Это — вывод из всего предыдущего. Апостол говорит как бы итак, если живем духом, то есть если оставили мы стихийное богоугождение, свергли иго закона, получили свободу от него, с тем, чтобы угождать Богу нравственными расположениями, из духа исходящими; то и ходить уже нам надлежит духом, то есть с требованиями его сообразовать свой образ мыслей, чувств, расположений, слов, дел, всего поведения. Да ходим , στοιχωμεν, — что значит: да сообразуемся, да согласуемся с ним. Требования же духа он изобразил уже под видом плодов его. И понятно, что значит ходить духом: значит — обнаруживать в жизни своей те качества, кои суть плод Духа, так строго, чтоб ничего из того, что есть дело плоти — самости, — не входило в нее. Этого без борьбы с собою нельзя выполнить. Потому тут же заключается и законоположение о сей брани, которой исходная точка и действующая сила указана в предыдущем стихе. Жизнь духовная — неистощимый источник утешений; но они не даром достаются. Кто-то выразился: даждь кровь, и приими Духа. 2) Достодолжный характер совершеннейших и руководящих в христианском обществе лиц, с кратким указанием отношения к ним руководимых (5, 26-6, 6) Хотя не говорит прямо святой Апостол, но образ речи его наводит на мысль, что он обращается здесь к предстоятелям Церквей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

149. Иногда разрушают заповедь ради другой заповеди. Например, видел я юных, связуемых союзом любви по Богу; но чтобы не соблазнить других, и не уязвить их совести, они уговорились между собою, и удалились на время друг от друга. 150. Как брак и смерть противны друг другу; так и гордость и отчаяние между собою несогласны; но по злоухищрению бесов, можно обе эти страсти видеть в одном человеке. 151. Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания. Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных, и еще более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать, богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований. 152. Все сотворенные существа получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен; но добродетели конец беспределен. «Всякия кончины, – говорит Псалмопевец, – видех конец, широка же заповедь твоя зело» и бесконечна ( Пс.118:96 ). И подлинно, если некоторые добрые делатели пойдут от силы деяния в силу видения; если любовь никогда не престанет, и если «Господь хранит вхождение страха твоего, и исхождение» любви твоей ( Пс.120:8 ): то явно, что и конец сей любви бесконечен; и мы никогда не перестанем преуспевать в ней, ни в настоящем веке, ни в будущем, светом всегда приемля новый свет разумений. И хотя многим покажется странностью, то, что мы теперь говорим, однако, утверждаясь на предложенных свидетельствах, скажу, о блаженный отче, что и Ангелы, сии бестелесные существа, не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе, и разум к разуму. 153. Не удивляйся тому, что бесы тайным образом влагают нам часто и добрые помышления, а потом противоречат им другими помыслами. Сии враги наши намерены только убедить нас этою хитростию, что они знают и сердечные наши помышления. 154. Не будь строгим судиею тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы; ибо недостаток дела часто восполняется пользою оного учения. Мы не все стяжали все в равной мере: некоторые имеют превосходство более в слове, чем в деле; а в других напротив дело сильнее слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

113. Подвизающемуся надобно тело свое ограничить одним видом пищи, – а ум однословной молитвою. И тогда, став неудерживаемым страстями, будет он в состоянии восторгаться к Господу во время молитвы. 114. Грозящий палкой на собак раздражает их против себя; а демонов раздражает тот, кто нудит себя чисто молиться. 115. Когда непрерывным упражнением в молитве напечатлеются в сердце молящегося словеса псалмов; тогда он, как добрая земля, и сам от себя начинает произращать, то розы созерцаний в области духовной, то лилии, уразумения красоты и стройности мipa вещественного, то фиалки постижения неудобозримых разнообразных судов Божиих. 116. Душа, совершенно отрекшаяся от себя самой и всецело предавшаяся молитве, сходит долу из области, в коей витает выше тварей, не когда сама хочет, но когда благоволит Тот, Кто мерою и весом располагает все наше. 117. Воин слагает оружие, когда кончится брань; а созерцатель – помыслы, когда отрешено возносится ко Господу. 118. Воевода печалится, не получив добычи на войне; а проходящий деятельную жизнь скорбит, когда не сподобляется духовного созерцания в молитве. 119. Олень бежит на источники вод вещественных ( Пс. 41, 2 ), как ураненный зверем; а душа, уязвленная сладчайшей стрелою молитвы, стремится к духовным озарениям. 120. Звезды скрываются с восходом солнца; а помыслы престают с возвращением ума в свое царство. 121. И созерцательный ум, когда, влекомый потребностями естества, сходит с неба долу, может возгласить то же, что и тот, кто изрек: есть ли что дивнее Божественной красоты? И какая мысль обрадованнее помышления о Божеском велелепии? И какое чувство так живо и неудержимо, как любовь, Богом возжигаемая в очищенной от всего худого душе, которая от полноты сердца говорит тогда: «уязвлена есмь любовью аз» (Песнь песней – 2, 5; 5, 8)? 122. Говорить: «согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем возгорится огнь» ( Пс. 38, 4 ), прилично тому, кто не утомляется тещи вслед Бога молитвою, и «дне человеча» видеть не пожелал ( Иер. 17, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010