Изъяснение псалма 118-го. «Аллилуия». Божественный Давид много различных перемен имел в жизни, и бегством спасался от врагов, и в бегство обращал врагов, впадал в горести, и потом вел жизнь радостную; проходил путь божественный, и претыкался в шествии, и снова следовал Божественным законам. Поэтому все сие собрал во едино в настоящем псалме, и все молитвы, какия при каждом обстоятельстве приносимы были им Богу, приведя в один стройный состав, предложил людям единое полезное учение, и в сказанном им показывает, как можно преуспевать в деятельной добродетели. Не оставляет же без особеннаго внимания и точности догматов, но к нравственным урокам присоединяет учение и об оных. А потому псалма сего достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней, живущих в разсеянности возбудить к тщанию, воодушевить упадающих в духе, исправить нерадивых, и одним словом, против различных человеческих немощей дать всякаго рода врачество. Пс.118:1 .   Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. «Блажени непорочнии в пути». Пророк ублажает тех, которые неуклонно шествуют путем царским, и следуя внушениям закона, не совращаются ни в правую, ни в левую сторону. Кто же сии блаженные, показывает далее. «Ходящии в законе Господни». Ибо жительствующим сообразно с законами Божиими принадлежит непорочность. А " путем» Пророк именует жизнь, которую все мы проходим от рождения до гроба. Пс.118:2 .   Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. «Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его». Еще объясняя осмнадцатый псалом, сказали мы, чем различаются закон, свидения, оправдания, судьбы, заповеди. Впрочем кратко напомянем сказанное там. Законом Пророк называет закон, данный Богом всяческих чрез божественнаго Моисея; заповедями и повелениями – тот же опять закон, как царственно преподанный и постановленный; оправданиями, как имеющий силу оправдывать исполняющаго оный; судьбами же, как указующий Божественныя определения и достойныя воздаяния живущим законно и противозаконно; и свидениями, как свидетельствующий и показывающий, каким наказаниям подвергнутся преступающие закон. Посему и здесь Пророк ублажает тех, которые непрестанно испытывают свидения Божии; и всем сердцем взыскуют Бога. Но сие возможно не всякому, а только достигшему самаго верха добродетели; ибо таковый не делит ума своего на помышления и о Боге, и о житейских попечениях, но всего себя посвящает Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЧНОСТЬ одно из свойств Божиих ; применительно к миру и истории философское и богословское понятие, обозначающее нескончаемое продолжение к.-л. определенного бытия во времени. Понятие В. в главных чертах было сформировано в античной философии. Слово «В.» (αν) употреблялось в древнегреч. языке в широком смысле: эпоха; длительный исторический период; «век» как время в целом или как определенный космический цикл; иногда «век» как неопределенное во времени пребывание мира в одном и том же качественном состоянии. В ходе развития человеческой мысли понимание В. выводилось из наблюдения над долговечностью различных существ и предметов, наполняющих эмпирический мир. Относительность этой долговечности приводила к представлению о вещах, к-рые продолжают существовать всегда, т. е. вечно. Отсюда закономерный переход к метафизическому понятию о В. как свойстве трансцендентного бытия. Это понятие, характерное не только для древнегреч., но и для древнеинд. философии (Упанишады), наиболее полное развитие получило в платонической традиции ( Plat. Tim.; Plot. Enn. III 7. 1-4; Procl. In Tim. 11). Представление о В. в Свящ. Писании В книгах ВЗ В. есть свойство безначального Божественного бытия, к-рое противопоставляется изменчивой и быстротекущей временной жизни (Пс 89. 5; 101. 12-13, 26-28). Вечным в собственном смысле этого слова, т. е. трансцендентным по отношению ко времени, Писание именует одного лишь Бога: как сотворившего «в начале» небо и землю (Быт 1. 1; ср.: Пс 89. 3); как вечно Живущего (Ис 57. 15; ср.: Пс 54. 20); как царствующего «во веки и в вечность» (Исх 15. 18; ср.: Иер 10. 10; Дан 7. 14, 27); как Первого и Последнего (Ис 48. 12), т. е. не имеющего ни начала, ни конца; как знающего «все прежде бытия его» (Дан 13. 42). Идея безусловной независимости Бога от категории времени подчеркивается и Его именем «Яхве» - Сущий (греч. ν), указывающим на непознаваемость, самобытность и абсолютную самодостаточность Божественной природы (Исх 3. 14; 17. 15). Иногда свойство В. переносится от естества Божия к Его действиям (Пс 32. 11; 118. 142, 144; 137. 8; Дан 7. 14, 27).

http://pravenc.ru/text/158324.html

“Сердце милующее” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Мы привыкли считать, что милосердие (очень часто отождествляемое с благотворительностью, хотя на самом деле оно не тождественно ей, а заложено в её основу) — это что-то вроде черты характера (одной из многих), разумеется, положительной, но тем не менее неспособной доминировать в структуре личности: ну, аккуратен, ну, милосерден… это ли главное? И в то же время мы сетуем на то, что мир становится всё более жестоким. А если подумать, уж не связано ли с этой возрастающей жестокостью наше, прямо скажем, поверхностное отношение к милосердию? Для ответа, наверное, чрезвычайно полезно было бы обратиться к тем началам, на которых зиждется наша вера и её традиция, — к Писанию и Преданию. Упоминания милости и милосердия в Священном Писании слишком многочисленны, чтобы нам попытаться перечислить их здесь если не исчерпывающим, то хотя бы достаточно подробным образом, но выделить какие-то типичные случаи представляется возможным. Обратившись к текстам Писания, мы обнаруживаем, что значимость милосердия весьма высока хотя бы потому, что это один из атрибутов Бога: велико милосердие Его (2 Цар 24:14); ср. у апостола Павла: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Кор 1:3). Уже в Исх 22:27 Господь говорит: Я услышу, ибо Я милосерд, а у пророков Исайи и Иеремии Он утверждает Своё милосердие: в благоволении Моем буду милостив к тебе (Ис 60:10); Я милостив, говорит Господь (Иер 3:12). Согласно пророку Неемии, только милосердием Божиим спасался и руководился Ветхий Израиль в своих странствиях (Неем 9:19,27,28,31). И даже в гигантском 118 псалме, который, казалось бы, весь состоит из воспевания благодетельности закона, нашлось место для упоминания милосердия: да придет ко мне милосердие Твое (Пс 118:77). Но милосердие — это ещё и человеческое свойство, заложенное Творцом “по образу и подобию” и катастрофически пострадавшее от грехопадения, и поэтому пророк Осия сетует: нет ни истины, ни милосердия на земле (Ос 4:1), — здесь, кажется, впервые говорится о глубинной, изначальной связи милосердия и истины; ср. мудрость, сходящая свыше полна милосердия (Иак 3:17). Осии вторит пророк Михей: не стало милосердых на земле (Мих 7:2). Можно сказать даже, что милосердие — одна из основных добродетелей: искупи грехи милосердием к бедным (Дан 4:24). Для пророков Осии и Михея отсутствие людского милосердия на земле — это знак погибели и даже не столько богооставленности, сколько бегства от Бога.

http://pravmir.ru/serdtse-miluyushhee/

Псалом 91 Благо есть прославлять благость и премудрость Господа вечного: ибо благочестивые благоденствуют в своей долголетней жизни, нечестивые гибнут как трава. 1. Псалом песни в день субботный. Сей псалом есть хвалебная песнь, назначенная для пения во храме в день субботний или в праздник субботы. Значению этого праздника вполне соответствует содержание псалма. Священный бытописатель, заканчивая повествование о сотворении мира и человека, говорит: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. И совершил Бог к седьмому дню дела свои, который Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день и освятил его; ибо в оный почил от всех дел своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.1:31;2:2–3 ). – Посему и псалмопевец прославляет творение Божие и благословляет Бога в своей песни. 2–4. Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь, в десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. – Благо для души праведника, если он исповедует – громко возвещает славу Божию и воспевает имя Божие, т. е. свойства и совершенства, как они проявлены Господом в Его творении и промышлении, и возвещает заутра – при утренней молитве милость, явленную Богом в предшедший день, и – истину Божию, т. е. истинное поклонение Богу во всякую ночь, возвещает все это на псалтири десятоструннем, как самом полнозвучном, или на гуслях в созвучии с песнью – псалмом. Так и еще учил Давид и говорил: «блажен муж, который о законе Господнем размышляет день и ночь», ( Пс.1:2 ), и так именно сам поступал. «Я вспоминал о Тебе, говорит Давид Господу, на постели моей, размышлял о Тебе на утренних стражах ( Пс.62:7 ). – Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» ( Пс.118:55,62 ). 5–7. Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем, и в делах руку Твоею возрадуюся. Яко возвеличишася дела Твоя Господи: зело углубишася помышления Твоя. Муж безумен не познает, и неразумив не разумеет сих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

НАКАЗАНИЕ Наказание Бог посылает за грехи (1:7; см. ГРЕХИ, 266) (2:254; см. СТРАХ БОЖИЙ , 1000). Наказание Божие на народ и страну за ГРЕХИ бывает Когда неприятель подымает оружие и на наше отечество находит, сие не иное что значит, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Такожде, когда нивы наши не приносят нам плода, или частые пожары бывают, или моровая язва расширяется, или иное какое бедствие находит на нас: Бог наказует нас общим бедствием, да в чувство приидем и покаемся... В таких бедственных обстоятельствах, когда люди наказующия Божия руки не чувствуют, и не токмо от грехов не отстают, и не каются, но и грехи ко грехам прилагают; то должно непременно общаго бедствия еще большаго ожидать. Сего ради хотя и всегда, а паче в таких случаях, должно всем обще, познавши и признавши свои грехи и беззакония, единодушно от глубины сердца возвысить глас: «Господи Боже сил! обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся» ( Пс. 79, 8 ) (3:118). Христианин неисправный наказывается (4:18; см. ХРИСТИАНИН , 1118). Наказание Божие за преступления Злодеев и душегубцев казнь Божия постигает: они думают долго жить, и беззакониями свирепеть, но невидимо им ров копается, и нечаянно впадают в той. Тако Ирод искал погубить Христа, и толико младенцев погубил, и хотел долго царствовать, но не удалося: «изомроша бо ищущии душу Отрочате»! Тако Авессалом искал отца своего Давида умертвить, но нечаянно обесился между небом и землею ( 2Цар. 18, 9 ). Тако Фараон озлобивший Израиля, и Божиим неоднократным наказанием убежденный, отпустил было его от себе, но паки, раскаявшися на свою беду, погнался вслед его, хотя поработить его и вместо раба иметь; но нечаянно, где надеялся корысти, тамо погибель себе и всему своему воинству сыскал, погрязнув, яко олово, в воде. Тако судьбы Божии постигают своевольных и неисправных беззаконников (5:91). Господь наказывает за малый ГРЕХ и угодивших Ему людей Есть Он и всевидящий и вси наши дела, вси замыслы, вси сердечныя помышления назирает. Он и несоделанное наше видит: «несоделанное мое видесте очи Твои» ( Пс. 138, 16 ) глаголет Псаломник ( Пс. 139, 16 ). И как есть безконечное добро, то и малейшаго зла ненавидит, и за тое наказует, ибо правосудлив есть. Не было Ему приятнейшаго и любезнейшаго между сынами Израилевыми, изшедшими из Египта, как Моисей святый, с которым Он как друг с другом беседовал; для котораго моления и меч гнева Своего отвращал от непокоривых и жестоковыйных людей, которому наконец Сам объявлял, глаголя: «вем тя паче всех», однакож за некое преступление наказал и его: до земли обетованной его не допустил, хотя той с великим усердием желал ея. А когда Бог и другов Своих за преступление наказует: вы, безстрашно и явно противу Божия закона дерзающии, что думаете? (1:74–75).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Разделы портала «Азбука веры» В.В. Лепахин Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. Перечитывая исследования в этой области, нельзя не заметить, что термин «исихазм» не только в разных, но, бывает, в одной и той же работе употребляется в разных смыслах, в него вкладывают подчас случайные признаки, невольно сближая исихазм с явлениями не только внешними по отношению к нему, но даже ему чуждыми. Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов: 1. В Библии слово «сердце» употребляется более шестисот раз. Сердце играет важнейшую, если не главную, роль в духовной жизни человека. Сердце, по Священному Писанию, является органом всей симфонии душевных чувств, от сильнейшей радости до глубокой печали и скорби ( Ис.89:3, Иер.4:19 ), от восторженной любви до ненависти и ярости ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ; Иов.36:13 ; Пс.104:25 ). Сердце является также органом мысли: «Для чего мыслите худое в сердцах ваших?» — спрашивал Спаситель книжников ( Мф.9:4 , ср. Мк.2:6 ; Лк.3:15 ), а вместе с тем и средоточием мудрости ( Притч.23:15 ; Исх.28:3 ). Сердце — это орган воли, решимости, решительности ( Иов.23:16 ; Пс.9:38, 20:3 ). Сердце — это центр нравственной жизни человека, по своей функции оно совпадает с совестью или является «хранилищем» ее ( Пс.76:7, 118:69 ; Евр.10:22 ). Сердце выступает в Священном Писании как духовный центр сознательного и бессознательного. Оно так глубоко, а внутреннее содержание его так таинственно, что во всей глубине оно недоведомо не только другому человеку, но и самой личности. Сердце человеческое в полной мере знает только Бог, только Он ведает все тайные помыслы и намерения человека и, учитывая их, а не только внешние дела и слова, будет судить человека. Страшный Суд — это суд «по сердцу». Но именно потому, что сердце есть центр и бессознательного, оно в определенной мере беззащитно пред силой зла: сатана может похитить из него слово Божие ( Лк.8:12 ; Мф.13:19 ), он может вложить в сердце человека злые помыслы и намерения ( Ин.13:2 ). Тогда, как учит Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Итак, сердце является средоточием всей сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой, таинственной и мистической жизни человека. Задача христианской жизни — очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 1

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

Не трать всего времени жизни своей на попечение о теле своем; но когда тело алчет и требует пищи, рассуждай, что и душа имеет нужду в свойственной ей пище, и делается мертвою, как и тело, если оно не примет телесных снедей; потому что человек двойствен, состоит из души и тела. Посему Иисус сказал: ты приставник дома, давай душе, что душе свойственно; не тело только питай, но и душу не оставляй лишенною и алчущею. О таковой душе говорит апостол: Питающаяся пространно жива умерла (1Тим.5:6). Итак не попускай, чтобы душа умерла от голода, но питай ее словом Божиим псалмами, пениями и песнями духовными, чтением Священного Писания, постом и бдениями, слезами и милостынею, надеждою и помышлением о благах будущих, вечных и нетленных. Все сие и подобное сему есть пища и жизнь для души; посему и великий пророк сказал: да будут слезы мои мне хлеб день и нощь (Пс.41:4). О блаженная душа Давидова, вместилище Духа Святаго! Каждый день и каждую нощь проливал пророк Давид слезы; а мы, виновные в тысячах худых дел, не хотим и на один час прийти в сокрушение, и покаяться. О, какая радость бывает на небе, когда человек грешный прольет слезы на земле, отвергнет худой навык, возненавидит грех, и скажет: Неправду возненавидех и омерзих (Пс.118:163), и от всякого пути лукава возбраних ногам моим (101)! Не будь опрометчив, чтобы не сделаться ненавистным для всех; не допускай в себя высокомерия; не давай никогда покоя плоти своей, чтобы не сделалась она бременем душе твоей; не увлекайся пристрастием к хуле; не заграждай себе покаяния отчаянием. Смотри, чтобы отчаянный образ действования не совлек тебя с неба. Да не высказывает тайных дел твоих велеречие твое; да не унизит кого-нибудь твоя злоречивость; да не ослепляет разума твоего неразумие; да не омрачает благоразумия твоего глупость, да не возобладает над умом твоим безумие; да не изменит рассудка твоего нерассудительность; или и другое что запрещенное да не входит в сердце твое скрытно от ума, и да не уводит тебя пленником из небесного царства. Напротив того, трезвись, как написано, день и ночь поучаясь в заповедях Божиих (Пс.1:2), чтобы не нашел когда ума твоего праздным от сего поучения, и не посеял в нем плевел своих бедный и окаянный враг, далекий от всякой любви, потому что проводит он дни свои в суетных мечтах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/846/...

О страхе Божием Господь — всюду; ненормально — не помнить Его и заповедей Его. Бог и духовный мир — реальнее видимого, временного, обманного. Реален и мир бесов. Постоянно следует быть в мире с Богом, пребывать в чувстве собственной греховности, покаяния, надежды, веры, терпения, страха Божия, памяти вездеприсутствия Божия. Нужен нам страх Божий. В немощи своей уповай на Бога. Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (Пс 2, 11). Боящийся Бога ничего более не боится. Ничего не боюсь в мире сем — все подвластно Богу, Его же я раб, грешный; Он меня защитит — но и я должен быть верен Ему, бояться Его. Он и неверных покрывает до смерти — авось обратятся к Нему. Страх Божий — это страх по любви, претрепетный: не оскорбить бы Бога. Страх Божий — отец молитвенного внимания, молитвенных помыслов. Бойся Бога, бойся и греха, Его гневящего и оскорб­ляющего, бойся нанести «бесчестие Богу» — тогда и не убоишься ничего другого — даже бесов. И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф 10, 28). Оставь надежду на свои силы, ум, характер, благополучие — на Господа уповах… (Пс 10, 1). «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе» (вечерние молитвы). Он — Бог — Живой, Святый, Премудрый, Благий. Страх Божий есть единственная преграда греху во внутренней жизни человека; а для его внешней жизни преграда дурным делам — даже и без страха Божия — это стыд перед людьми, сдерживающий его от совершения неблаговидных поступков. При духовной же смелости против греха — когда есть и страх Божий, и стыд перед людьми — оба эти препятствия действуют совместно и сдерживают человека от совершения греха; при этом внешнее препятствие совпадает в нем с действием внутреннего. Мысль о милосердии Божием принимай только тогда, когда видишь, что низвлекаешься в глубину отчаяния. Не придумывай предлогов к оправданию своего нерадения и к своей поблажке грехам. От Бога — и мысль благая, и средства ко Спасению, и сила на его совершение, и сам ты — Руце Твои сотвористе мя и создасте мя; вразуми мя: и научуся заповедем Твоим (Пс 118, 73).

http://pravoslavie.ru/38625.html

Скачать epub pdf Слово сие находится в числе тех десяти поучений блаженного Августина , рукописи коих недавно отысканы в библиотеке, принадлежащей монастырю Кассино, и напечатаны в Риме в 1819 году. Мы слышали в святом Евангелии спасительнейшую заповедь прощать брату, который согрешит против нас. Не довольно сделать сие однажды, напротив всякий раз, когда только согрешит против нас ближний, мы должны прощать ему, если он будет просить у нас прощения. И аще седмищи на день согрешит к тебе, и седмищи на день обратится, глаголя: каюся, остави ему ( Лк.17:4 ). Когда ты слышишь, что должно прощать семь раз в день; то разумей, что это значит всегда: ибо седмеричное число обыкновенно приемлется в значении всеобщности. В сем-то значении говорится: седмерицею падет праведный, и востанет ( Притч.24:16 ); т. е. сколь многим ни подвергался бы праведник напастям, никогда не оставляется без помощи, но бывает избавляем от всех своих бедствий. В том же смысле говорится: седмерицею днем хвалих Тя ( Пс.118:164 ). Выражение: седмерицею днем, однознаменательно с другим местом Писания: выну хвала Его во устех моих ( Пс.33:2 ). Ибо не тогда только мы прославляем Господа, когда произносим устами хвалу Ему, а безмолвствуя, будто уже и не хвалим Его; напротив всеми добрыми мыслями, всеми действиями и расположениями нашими мы хвалим Того, от Кого прияли сии дары. Мы знаем, что Апостолы просили, да приложится им вера ( Лк.17:5 ). Ужели ж сами они произвели в себе начатки веры, а от Бога просили только умножения оной? Нет, Они молились, чтобы Тот, Кто начал, Сам и совершил начатое, как говорит Апостол: начный дело блого в вас, совершит е ( Флп.1:6 ). И что иное показывает, возлюбленные, недавно петый нами псалом: настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей ( Пс.85:11 )? Давид не говорит: введи меня на путь Твой, – хотя и сие творит Сам же Господь; но он молит о том, дабы Бог , введя его на путь свой, не оставлял уже никогда. Следственно мало того, чтобы ввесть только на путь; надобно еще и провесть по сему пути, и привесть в отечество. Итак, поскольку всякое благо приемлется нами от Бога; то каждый раз, когда только совершаем доброе дело, с мыслию о Подателе всех благ, – мы хвалим Бога. Если же, провождая добродетельную жизнь, мы непрестанно хвалим Бога: то и благословим Господа на всякое время, и хвала Его выну да будет во устех наших. – Седмерицею днем хвалих Тя, говорит Пророк, разумея под седмеричным числом всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Псалом 54 D конец, в песнях, разума Давиду (1) (1) В других списках вместо: Давиду, написано: Асафу. Слова Исихия: Этот псалом изображает человека, испытываемого искушениями. Посему он завещает воспевать с разумением Того, Кто может освободить от оных. Причем ясно предлагается и пророчество о Владычних страданиях. Давид написал и этот псалом во время бегства от Саула и обитания своего в пустыне. По словам Афанасия, своими страданиями он изображает страдания, которые имел претерпеть Христос. Потому то псалом и надписывается: к концу, также в песнях и разумения, что предпосылает слушателя к концу того, что предсказано о Христе, побуждая его петь Христу, принявшему на Себя, как изъясняет Феодорит, таковые страдания, и слушать псалом с разумением, потому что в нем содержится прикровенное и неясное пророчество о Христе. Пс.54:2 .  Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. Пс.54:3 .  Вонми ми и услыши мя Во 2-м стихе предыдущего 53-го псалма мы уже сказали, что значит: «внуши и услыши», куда и обратись. Здесь только заметим, что 16-й псалом содержит сии слова в обратном порядке, потому что в нем сначала стоит: «услыши», потом «вонми», и наконец «внуши». Услышь, говорит, Господи, правду мою, внемли молению моему, прими во уши молитву мою, из чего явно, что сии слова между собою не различаются, а означают совершенно одно и то же (1). (1) Слова Исихия: С молящимся о сем Христом будем молиться и мы; будем подражать Ему в том, как рабы владыки, как нищие богатому. Ибо Он, желая показать способ, как должно молиться, говорит: прими во уши и не презри: так как часто выслушав нашу молитву, Бог презирает ее и отвергаете, как излишнюю и недостойную слуха Его. Возскорбех печалию моею (в размышлении моем). Наименование: αδολεσχια принимается собственно за непрестанное беседование. Но пророк часто принимает его и за непрерывное и постоянное размышление, как в следующих словах: и я постоянно размышлял об оправданиях Твоих ( Псал.118:48 ), то есть, непрерывно размышлял о законе Твоем. И здесь теперь подобным образом говорит, что я печален по причине размышления моего; ибо я размышлял, каким бы способом избавиться мне от наветов врагов моих, но пал в скорбь, потому что не нахожу никакого средства к освобождению себя. Речение: αδολεσχια принимается еще и в отношении к напряжению зрения для высматривания чего-либо, как в следующем месте: и вышел Исаак посмотреть в поле около вечера; и воззрев очами своими, увидел идущих верблюдов ( Быт.24:63 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010