2) Схожее место находится в Ис.66:18–19 : «...и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение ...» (ср. Пс.59:6 ; Ис.11:12 ). Явно, что это пророчество о Церкви, но о каком знамении идет речь? В Церкви – повторю очередной раз – именно крест стал знаменем христиан. Каким же образом полагается это крестное знамение на людей Божьих? Многими способами, важнейший из которых, как было сказано, есть запечатление крещённого миром, при котором он получает Духа Святого. Но в стихах этих непременно есть указание и на крестное знамение, которое буквально полагают на себя все верные. Пророческий намёк содержат эти слова и о нательном крестике, который носят на себе (то есть, буквально полагают на себя) все право верующие во Христа. 3) «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Это место говорит о различном воздевании рук, и в том числе, непременно, и о воздевании рук, совершаемом при крестном знамении. Если учесть предание Церкви, что крестное знамение было совершаемо верующими из начала, ещё при Апостолах; говоря ещё конкретнее, если учесть, что сам ап. Павел совершал крестное знамение, то такое толкование отнюдь не будет казаться натянутым. Если же протестанты не хотят признавать того, что ап. Павел совершал крестное знамение, и при написании 1Тим.2:8 имел в виду и его, то они должны согласиться хотя бы с тем, что «толкование отличается от применения» – так звучит 7-й принцип протестантской герменевтики 117 . Что значит этот принцип? Например, нам заповедано любить Бога и почитать родителей. Заповедь одна, но применения и формы исполнения её могут быть очень многообразны и различны. Таким же образом обстоят дела и с приведенной выше апостольской заповедью о воздевании рук: применение и исполнение этой заповеди может быть различным. И Церковь соборным разумом издревле утвердила две главнейшие формы воздевания рук: 1) священству Она заповедует в определённые моменты службы воздевать обе руки к небу, изображая собою крест и распятого Христа; 2) мирянам же Церковь определила на службе воздевать руки в виде совершения крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

34. Послушаем еще и того, кто восхищен был до третьего неба (2Кор.12:2). Что говорит он? - Вы суть храм живущего в вас Святого Духа (1Кор.6:19). А всякий храм есть храм Бога. Если же мы есть храм Святого Духа, то Святой Дух есть Бог. Правда, говорится и о " храме Соломоновом " , но он называется так по имени построившего его. А если и в этом смысле мы называемся " храмами Святого Духа " , то и тогда Святой Дух есть Бог. Ведь устроивший все есть Бог (Евр.3:4). [И так как мы есть " храм Святого Духа " ], поскольку Он обитает и Ему воздается поклонение в нас, то мы исповедуем Его Богом. Ибо Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Мф.4:10; Втор.6:13). 35. Если они не желают употреблять само слово " Бог " , то должны узнать, что означает это слово. Бог называется " Богом " потому, что " основал все " , или потому, что " видит все " . Стало быть, если " Богом " называется Тот, Кто " основал все " и Кто " все видит " , а [Святой] Дух знает Божие, как дух в нас знает наше (1Кор.2:10-11), то Святой Дух есть Бог. Далее, если меч Духа есть Слово Божие (Еф.6:17), то Святой Дух есть Бог. Ибо меч принадлежит Тому, " Словом " Которого он и называется. А если Сын именуется " Десницей Отца " , - ибо сказано: десница Господня сотвори силу (Пс.117:16) и десница Твоя, Господи, сокруши враги (Исх.15:6), - то Святой Дух есть " Перст Божий " , согласно сказанному: если же Я перстом Божиим изгоняю бесов (Лк.11:20), о чем в другом Евангелии написано: если же Я Духом Божиим изгоняю бесов (Мф.12:28). Поэтому Святой Дух - одной и той же природы с Отцом и Сыном. XII 36. Итак, о поклоняемой и Святой Троице сказано достаточно. Ныне не представляется возможным еще больше расширять [наше] исследование касательно учения о Ней. Вы же, восприняв семена от моей малости, взращивайте в себе зрелый колос, потому что, как вы знаете, мы требуем в таких вещах прибыли (Мф.25:27). И верую Богу, что благодаря чистоте жизни вашей вы будете плодоносить и в тридцать крат, и в шестьдесят, и во сто крат (Мф.13:8). Ведь блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/736/...

В делах премудрости и всемогущества Божия то особенно достойно удивления, каким образом вода, стихия жидкая и плавучая и находящаяся выше земли, не потопляет землю, и каким образом земля, занимающая место ниже воды, пребывает сухою. Вот это-то действие творческой силы Божией псалмопевец и выразил словами: собирали яко мех воды морския, полагали в сокровищах бездны, или, как читаем по переводу с греческого: «Господь держит как мех воды моря, заключив бездны в (сокровищницах) скровах», т.е. волнует и утишает их, подобно тому как человек надувает и сжимает мех (Василий Великий с. 117]), или, как говорит Афанасий Великий, запечатлев бездны, как бы в сокровищницах, в потаенных местах, дабы они не излились и не затопили суши с. 118]. Подобное сему о море и водах его написано в книге Иова: «Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его, и утвердил ему Мое определение и поставил запоры и ворота и сказал: доселе дойдешь и не прейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим» (Иов.38:8-11). Пс.32:8-9 Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней: яко Той рече, и выша: Той повеле, и создашася.    Изобразив величие и всемогущество Бога в творении небес и в устроении и утверждении вод морских, псалмопевец призывает всех людей к благоговению и страху Божию: вся земля, т.е. все люди; или, как выражено во второй половине стиха, еси живущий по вселенней, да убоятся Господа, пусть все проникнутся трепетным опасением оскорбить Его величие. Пусть все знают, что все, что ни есть в мире, создано Богом, по Его всемогущему слову и повелению, и все зависит от мановения Того, от Кого получило бытие свое. Той рече — и сбылось; Он повелел — и настало. А потому ничто как повредить нам не может, если Бог не попустит, так и защитить от гнева Его не в силах, если мы лишаемся Его благоволения и милости. Помня все сие, все народы земные должны иметь страх Божий и, под опасением оскорбить святое величие и всемогущество Творца и Промыслителя вселенной, должны прославлять Его усердным исполнением Его заповедей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

И еще говорит Исаия: “Вот Бог наш… Сам придет и спасет нас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих услышат”(Ис. 35, 4–5.). Когда это случилось? Только тогда, когда Господь с небес пришел на землю и спас нас, тогда открылись глаза слепых и услышали уши глухих. Через пророка Исаию говорит Господь: “Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень драгоценный, крепко утвержденный, испытанный, краеугольный: верующий в него не постыдится”(Ис. 28, 16.). Кто есть этот камень? Ответ дает божественный Павел, ибо он говорит: “Камень же был Христос”(1 Кор. 10, 4.). О верующих в Него первоверховный апостол Петр восклицает: “Он для вас, верующих, драгоценность…”(1 Пет. 2, 7.) О неверующих же Исаия говорит: “Вот, Я полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна”(Ср.: Ис. 8, 14; 28, 16.) для неверующих и противящихся слову проповеди, “о который они претыкаются”(1 Пет. 2, 8.) и падают. Подобно этому и Давид говорит: “Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это — от Господа, и есть дивно в очах наших”(Пс. 117, 22–23.). Удивись согласию пророков, а вернее, — благодати Святого Духа, которой сподобились божественные пророки! Все они в похожих образах и в одинаковых словах предсказали о Господе нашем Иисусе Христе. И еще Иеремия говорит: “Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми”(Вар. 3, 36–38 Отсылка к прор. Иеремии ошибочна.). Знаешь ли о том, что это истинное и верное пророчество никем не опровергнуто? Ибо, хотя и являлся Бог пророкам, но никогда Он не жил с людьми во плоти. Только Господь наш Иисус Христос по Своему человеколюбию, будучи Богом, стал Человеком, родился на земле и жил с людьми. Иеремия сказал: “Спросите и рассудите: рождает ли мужчина?.. Велик тот день, не было подобного ему; это — бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него”(Иер. 30, 6–7.). И Захария говорит: “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет, кроткий и спасающий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Он возвестит мир народам. И владычество Его будет от края земли до концов вселенной; Он истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме”(Ср.: Зах. 9, 9 — 10.). Пророк Захария жил в вавилонском плену, а от вавилонского плена до Христа у иудеев ни одного царя не было, кроме Владыки Христа. Об этом и говорит пророк: “Вот Царь твой грядет, кроткий и спасающий”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Ибо от него и низшие и подчиненные его тому же беззаконному делу учатся. Почему-де нам не брать (так они беззаконно учатся и говорят), если высшие нас и начальники берут? Неужели будут нас судить за то, что сами делают; за то казнить, в чем сами виноваты? Как-де их совесть не будет обличать и осуждать, если нас в том, что сами делают, будут судить и наказывать? Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и «представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним» (Пс.49:21, 17-18). § 116. Но чтобы пагубной страсти сребролюбия и лихоимства не поработиться, должен каждый помнить апостольское слово: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:7-8), и прочее, и Христово страшное изречение: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф.6:26)? А пленившиеся лихоимством и желающие каяться пусть внимают тому, что мытарь Закхей, каясь, сказал Христу, в дом его пришедшему: «Закхей же, став, сказал Господу: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Потому и слышит от Христа: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:8-9). Глава 9: О лихве и проценте «Взаймы давайте, не ожидая ничег»о, — говорит Христос (Лк.6:35). «От хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). § 117. Лихва или процент есть, когда заимодавец с должника своего сверх данного ему взаймы что-нибудь берет. Хорошо простой народ лихву называет ростом; поскольку данное заимообразно количество денег в лихве растет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Лк.4:8 . «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 )». Объяснение. Служить должно единому Богу, поклоняться и кланяться можно и тем, кто от Бога поставлен и прославлен: Рим.2:10 ; 1Пет.3:12 ; 1Кор.6:2 . Богу мы должны служить и кланяться единым и истинным богопоклонением: Втор.6:13 , а угодникам Его поклонением почитательным: Мф.10:21 ; Рим.13:7 . Деян.4:11–12 . «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Пс.117:22 ); ибо нет другого имени под небам, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Объяснение. Действительно, что, кроме Христа, ни в ком ином нет спасения (ст.11), но ведь и прославленные Богом люди даруют нам исцеления не своей силой, а Христовой, содействуют нашему спасению не своим именем, а Христовым: Деян.5:12 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 ; в день оный Господь придёт прославиться во святых своих: 2Фес.1:10 , которые будут судить не только мир, но и ангелов: 1Кор.6:2–3 . Деян.10:25–26 . «Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». Объяснение. Апостол Пётр если не принял поклонения, то было особое обстоятельство: Корнилий ещё был язычник, а язычники видели в великих людях воплощение божеской силы: Деян.8:10:14:11–13 . Потому-то апостол Пётр и отклонил от себя такое поклонение и объявил Корнилию: «я тоже человек»; затем святой человек по смирению может не принимать чествования: Мф.23:12 , а мы по смирению же должны воздавать «кому честь – честь»: Рим.13:7 . Есть немало примеров в Библии, когда святым кланялись земно: 4Цар.2:15 ; Нав.5:14:6:19 . Деян.14:11–15 . «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Псалмы можно разделить по следующим темам. 1 . Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2 . Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3 . Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150. 4 . Исторические псалмы – 77, 194, 105 и др. 5 . Мессианские псалмы – 21, 109 и др. 6 . Учительные псалмы – 1, 31, 33, 48, 118, 126, 127 и др. 7 . Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133. 8 . Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д. Следует сказать, что это разделение весьма условно, так как один и тот же псалом может быть отнесен одновременно, например, к молитвенным псалмам и к учительным или к молитвенным и покаянным и т.п. 8.9. Экзегетика избранных псалмов Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов. Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святых апостолов. После возвращения апостолов Петра и Иоанна с суда Синедриона, апостолы и другие члены первохристианской общины молились словами второго псалма, именуя их «словами Бога, произнесенными устами Давида». «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники и народы замышляют тщетное на Господа и на Христа Его ( Пс. 2, 1–2 .). Ибо поистине собрались в городе сем, на святаго сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему предопределила быть рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:2–5 ). Можно сказать, что эта молитва является первым христианским толкованием псалма. В псалме втором говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника (Помазанник по-гречески Христос) Его. Если рассматривать буквальный смысл псалма, то речь в нем идет о Давиде. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременной войне против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Псалом имеет, как мы уже имели возможность убедиться, и мессианско-прообразовательный смысл. Из древних христианских святых отцов Иустин Философ и Ириней Лионский относили содержание псалма к Господу Иисусу Христу. Афанасий Великий толкует псалом достаточно подробно в мессианском смысле. На псалом второй имеется также толкование святителя Филарета Московского . Характерной его особенностью является тщательный разбор масоретского текста с привлечением прочтений из греческих переводов. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Скачать epub pdf Ноябрь Обетования Божии 01 ноября. «Поддержи меня, и спасусь» ( Пс. 118:117 ) Обетования Господа не ограничены каким-либо числом или временем, но возобновляются для нас постоянно, покрывая собою все. «В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло» ( Иов. 5:19 ). Итак, нет того дня, когда Господь не был бы готов нам помочь. Но мы не сразу это постигаем; даже Петр не доверился Господу, когда стал утопать в свирепых волнах. Однако «Иисус тотчас же простер руку, поддержал его» ( Мф. 14:31 ). Достаточно было Петру, обессиленному борьбой, протянуть слабую руку ко Христу, и с той минуты он спасен. Господь снизошел к его боязливости и только сказал ему: «Маловерный, зачем ты усомнился?» И до сего дня Господь постоянно обращается к нам с тем же вопросом. Мы думали, что у нас много веры, но что же значат наши сомнения, наш ропот, наши колебания? Не то ли, что мы, подобно Петру, отводя взор от Христа, в Котором Одном наше спасение, останавливаем его на том, что нас окружает, что смущает нас, отыскивая даже в будущем все то, что может страшить нас. «Маловерный, зачем ты усомнился?» В этом сомнении все наше горе. Устремим взор на Христа, будем тверды, и волны житейские не зальют нас, и мы скажем с уверенностью: «Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся, мы гонимы, но не оставлены» ( 2Кор. 4:8–9 ). Жертва 02 ноября. «Все сии умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» ( Евр. 11:13 ) Авраам был один из них: он оставил все и пустился в неведомый путь. И здесь он достиг высшей точки своего назначения. Ему был дан сын, он жил в довольстве, однако ж его ожидало величайшее испытание. Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына. Он мог еще вернуться с полпути, мог смутиться, слыша вопрос сына: «Где же агнец для всесожжения?» Но Авраам отвечает: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой!» ( Быт. 22:7–8 ). Он твердо идет вперед до самой земли Мориа – он не из тех, которые вечно колеблются, откладывают исполнение долга, действуют нерешительно и только в последнюю минуту, нехотя, исполняют приказание.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Теперь же мы обратимся к другим новозаветным писаниям и проследим ссылки на псалмы в Деяниях и посланиях Святых Апостолов. В Деяниях мы видим многие указания на пророческое значение псалмов. Дeяh. I, 20 мы находим указание на псалмы 68, 26 и 108, 8, в которых сказано о нечестивца: «да будет двор его пуст и да не будет живущего в нем»... «достоинство его да приимет другой». На основании этих слов избран вместо сына погибели Иуды Искариотского один из пребывавших с Апостолами во времена земного жития Господа нашего Иисуса Христа учеников – Матфей, который и сопричислен к одиннадцати Апостолам. Дeяh. II, 25–28, 30 . В речи своей к народу, в великий день Пятидесятницы и сошествия на верующих Духа Святаго, Петр Апостол указывает народу на псалом 15-й ст. 8–11: «ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление»: и на псалом 131-й ст. 11: «Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем». К этому св. Апостол добавляет, что Давид, пророчествуя, говорит о воскресении Христа и о наследовании царства Давида одним из его потомков (см. Дeяhuя II, 30–31 ). Далее (ст. 32–35 со ссылкой на пс. 109), 1) Апостол Петр указывает на слова псалма 109, которые неприложимы к самому Давиду: «ибо Давид не восшел на небеса, но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли». Мы здесь еще прибавим слова св. Апостола Павла 1Kop. XV, 25–27 . «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится, смерть!». 381 Дeяh. IV, 11 . Апостол Петр, исполнясь Духа Святаго, укоряет старейшин и книжников в непонимании совершившихся пред глазами их событий и вспоминает слова псалма 117-го ст. 22–23 о камне, который отвергли строители и который соделался главою угла. Мы напоминаем, что Сам Господь указывал фарисеям и книжникам на эти слова ( Mamф. XXI, 42 и парал.), и Петр только повторяет слова Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Толстовщина от Льва Толстого: 1881 г. Молоды все секты и всех их до тысячи; создали их люди, по научению диавола. Посему, должно вопрошать сектантов; кто позволил вам создавать свои «церкви», помимо Церкви Божией для погубления ее? Неужели думаете одолеть Церковь Божию? Разбор возражений сектантов Сектанты говорят: Истинная Церковь была уничтожена язычеством («Баптисты, их задачи и цели», изд. русск, баптистов, Р. н-Д., 09, стр. 8). Православный ответ: Это невозможно, ибо Христос, Победитель ада и смерти ( Откр.1:8,18 ), Вседержитель, обещал Церкви Своей неразрушимость ( Мф.16:18 ). Сектанты говорят: Если доказать сектантам, что они сами основали церковь («Баптисты, их учения и задачи», стр. 2), они говорят: правильно это, потому что Апостол сказал: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем» ( 1Кор.3:10 ), – так и мы положили основание своей церкви и строим. Православный ответ: Сектанты читают, но не дочитывают до конца стиха: «но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). Господь устроил единую Церковь , основанием и главой ее положил Себя и кроме этого основания и Церкви, – других не может быть. Ап. Павел полагал основания церквей, но не враждебных ей, а согласных с единой Церковью , новые общества «прилагались», как отдельные части к целому, как новый этаж к основному зданию; Господь желал единства Церкви и согласия, а не множественности. Сектанты говорят: Еще потому можно строить Церковь , что сам ап. Петр заповедал это: «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» ( 1Пет.2:5 ). Православный ответ: Христиане, действительно, должны созидать добрую христианскую жизнь, как »дом духовный», как " духовные жертвы, благоприятные Богу«, но новые веры и церкви, противные основанной однажды на Христе, недопустимы, ибо они отвергают вместе с жидами камень, »Который сделался Главою угла« ( Пс.117:22 ), забывши: 1Кор.2:11 . Апостолы приносили «благоприятные Богу жертвы», но сект не создавали и им противились.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010