А кто из нас с легким сердцем может утверждать, что исполняет всё повеленное? Всё — понятие всеобъемлющее, которое охватывает не только жизнь в Церкви, но и поведение в быту, и отношение к ближним. Допустим, сравнительно нетрудно, как кажется, при подготовке к причащению следовать установленным Церковью правилам, — но все ли их полностью выполняют? И действительно ли каждый из нас перед тем, как приступить к таинству, примиряется со всеми, с кем подобает, — не только просит прощения у тех, кого обидел, но и сам прощает обидчиков, в том числе и тех, от кого претерпел достаточно серьезно? И действительно ли мы, принося покаяние перед Господом, исполнены твердой, несокрушимой решимости оставить грех? На все эти вопросы по чистой совести следует ответить отрицательно, и не просто потому, что это случайные досадные упущения: ведь не зря тексты, которые Церковь рекомендует нам прочесть — и принять — перед причащением, содержат сло­ва о том, что причащаемся мы недостойно и получаем благодать не по своей добродетели, а в силу неисчерпаемой, непредставимой милости Божией. Последнее указание на наше недостоинство (точнее — призыв еще раз его прочувствовать) и на милость Божию слышится в возгласе Святая святым: те, кто очищен в таинстве покаяния (святые) сподобляются услышать высокую истину (святая), состоящую в том, что Един Свят… Но очень важно для возрастания и отношение к той сфере нашей жизни, которой те, кто тороплив, считают возможным просто-напросто пренебречь в своем плане духовного совершенства. Речь пойдет о той работе, за которую мы, миряне, получаем Всегда ли эта работа выполняется перед Лицом Божиим, — а ведь именно перед Его Лицом должно проходить все наше существование по примеру ветхозаветных праотцев (ср., напр., Быт 5:24; 6:9; 17:1; 24:40; 48:15; 3 Цар 2:4; 3:6; 8:23; 4 Цар 20:3; Пс 114:8; Мих 6:8). Всегда ли христиане понимают, что для них профессиональное совершенство, квалификация — это не вопрос личного престижа, а мера их апостольского служения? И что добросовестность является неотъемлемой частью профессионализма, потому что даже если человек одарен, образован, отлично разбирается в приемах мастерства в своей работе, но пренебрегает ими, то он плохой работник и достоин порицания? Конечно, здесь может последовать вполне разумное возражение: а если работа не по душе? — Что же, это вполне возможно, и тогда нам следует сделать выбор, предварительно уяснив себе, что этот выбор — непременное свойство нашего мира, в котором довольно основательно расходятся работа и заработок.

http://pravmir.ru/stupeni/

Мужчины, бывшие в церкви и все это слышавшие и видевшие, в ужасе стояли молча, пока иерей не закончил святую литургию, снял ризы свои и отпустил людей. Все разошлись восвояси, и страшно было всем, слышавшим это.    Мария же, мать его, с того дня, когда было это знамение и происшествие, жила благополучно до родов и носила младенца в утробе, как некое бесценное сокровище, как драгоценный камень, как чудесный жемчуг и как сосуд избранный. Когда она носила в себе ребенка и была им беременна, она себя блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, ограждала себя постом, избегала всякой скоромной пищи, мяса, молока и рыбы не ела, питаясь лишь хлебом и овощами; от вина Мария совершенно воздерживалась, а вместо различных напитков пила одну только воду и ту понемногу. Она часто тайно, наедине сама с собой, с воздыханиями и слезами молилась Богу, говоря: «Господи! Спаси и убереги меня, убогую рабу Твою, и младенца, которого я ношу в утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, хранишь младенцев (Пс. 114:5), — да будет воля Твоя, Господи! И да будет имя Твое благословенно во веки веков! Аминь!»    Так Мария жила до самого рождения ребенка, особенно прилежала она посту и молитвам, так что само зачатие и рождение дитяти были исполнены поста и молитв. Мария была добродетельна и весьма богобоязненна и уже до рождения младенца поняла и уразумела это чудесное о нем знамение и явление. Она советовалась с мужем своим, говоря: «Если у нас родится мальчик, давай, по обету, принесем его в церковь и отдадим Благодетелю всех Богу», что и сбылось. О вера славная! О любовь благая! Еще до рождения ребенка родители обещали принести и отдать его Дарователю благ Богу, как в древности сделала Анна пророчица, мать пророка Самуила.    Когда пришло время, Мария родила младенца. Радуясь его рождению, родители позвали к себе родственников, друзей и соседей и веселились, славя и благодаря Бога, давшего им такое дитя. После рождения его, когда младенец был завернут в пеленки, нужно было его подносить к груди, но когда случалось, что мать ела какую-нибудь мясную пищу до сытости, тогда младенец никак не хотел брать грудь; и так было не один раз, но иногда день, иногда два дня ребенок не ел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Обрати все внимание на Евангельские заповеди, ими неси себя в жертву живую, благоугодную Богу. В наружных действиях, не имеющих никакого влияния на душу, как например, в перемене платья и тому подобных, будь решительно свободен. Молитва: Путь к Богу - молитва. Душа молитвы - внимание. Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум. …отцы повелевают, чтоб правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение; от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило не спешно, надо правилу быть умеренным. Пост: Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост. … больные и престарелые должны остерегаться от излишнего телесного подвига… Церковь: Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: смирихся, и спасе мя, сказал Пророк (Пс. 114: 5). …как человек состоит из души и тела, то оказались нужными наружные обряды и постановления. …немощь священника, как человека, отнюдь не препятствует совершению Таинств, совершающихся по причине благодати священства, которою облечен человек, а не по причине собственных его достоинств, хотя и приятно видеть в одном лице соединение достоинств собственных с дарами благодати. Ересь: Ересь - ложное учение о христианстве… Ересь - грех ума. Сущность этого греха - богохульство. …все древния ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: оне отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшия наиболее стремятся отвергнуть действия Святаго Духа… Отношение к иноверцам: Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий. Богатство и бедность: Временное богатство названо неправедным, потому что оно — следствие падения. Знания: Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное. Чудеса: Желание видеть знамения служит признаком неверия, и знамения даны были неверию, чтобы обратить его к вере

http://pravoslavie.ru/67139.html

Ты был ко мне тем милостивее, чем меньше позволял находить усладу там, где не было Тебя. (1, с. 84.) Из… свидетельств, которые приводить все было бы слишком долго, мы знаем, что существует некоторый град Божий, гражданами которого мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его. (3, с. 174.) Ты… Господи, Который стоишь у кормила всего сотворенного Тобой, Ты не забыл будущего служителя Твоего. Его исправление должно быть приписано явно Тебе, но совершил Ты его через меня, без моего ведома. (1, с. 86.) Мы становимся истинно свободными тогда, когда Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это Он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своею благодатию, чтобы мы были новою тварью во Христе Иисусе (Гал. 5: 16). (10, с. 27-28.) Если истинные жертвы суть дела милосердия или к нам самим, или к ближним, имеющим отношение к Богу; дела же милосердия совершаются не иначе, как ради того, чтобы мы освободились от злополучия и стали блаженными, что достигается только при помощи блага, о котором сказано: А мне благо приближаться к Богу (Пс. 72: 28); то само собой следует, что весь этот искупленный град, т. е. собор и общество святых, приносится во всеобщую жертву Богу тем великим Священником, Который принес и Самого Себя за нас в страдании в образе раба, чтобы мы для такой Главы были телом. Этот образ раба Он принес в жертву; в нем принес Он и Самого Себя; в силу этого образа Он – Посредник: в нем Он и Священник, и Жертва. (3, с. 113-114.) Ничего нового не сообщает Тебе человек, исповедуясь в том, что происходит с ним, ибо не закрыто взору Твоему закрытое сердце, и не отталкивает человеческая жесткость десницу Твою: Ты смягчаешь ее, когда захочешь, милосердуя. (1, с. 62.) Меня держала в мучительном плену, главным образом, непреодолимая привычка к насыщению ненасытной похоти; его влекло в плен удивление. Таковы были мы, пока Ты, Всевышний, не покидающий нашей земли, не сжалился над жалкими и не пришел к нам на помощь дивными и тайными путями. (1, с. 94.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Стих 1: Исповедайтеся (славьте) Господеви , яко благ, яко в век милость Его. Стих 2: Да речет убо дом Израилев, яко благ, яко в век милость Его . Стих 3: Да речет убо дом Ааронь, яко благ, яко в век милость Его . Стих 4: Да рекут убо вси боящиися Господа, яко благ, яко в век милость Его . В первом стихе приглашаются к прославлению Господа все Его почитатели, в следующих трех – израильский народ, священнослужители, дом Аарона, и боящиеся Господа, т.е. так называемые пришельцы (прозелиты), или обращенные к вере в истинного Бога язычники ( Пс. 113, 17–19 ). В Новом Завете они также известны под именем боящихся Господа, например Корнилий сотник ( Деян. 10:2–22, 13:16–26 ). Антифоны на праздник Ваий (Вход Господень в Иерусалим) Первый антифон состоит из первых четырех стихов 114-го псалма, тех же, которые, с прибавлением 5-го стиха, вошли во второй антифон на Богоявление. Второй антифон состоит из 1-го, 3-го, 4-го и 5-го стихов 115-го благодарственного псалма. Стих 1: Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело , т.е. моя вера в Бога, моего заступника, так во мне была сильна, что от избытка сердца я исповедывал ее устами, хотя терпел тяжкие озлобления и угнетения, смирихся зело , с разных сторон. Эти озлобления и угнетения не поколебали моей веры, не довели меня до ропота на Бога, до отчаяния. Стих 3: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Вера в помощь Господа не посрамила верующего. Он получил ожидаемую помощь и объят столь великой радостью о милостях Господа, что не знает, чем выразить перед Ним свою благодарность, чем воздать Ему за воздаяние, дарованное верой. Стих 4: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову . В знак радости о спасении получивший его хочет поделиться ею с ближними. Он хочет, после принесения благодарственной жертвы, устроить для них трапезу, в их присутствии поднять чашу с вином, призвать над ней имя Господне, т.е. торжественно исповедать, что о имени Господнем он получил спасение, и вместе с ними во славу Господню вкусить от этой чаши. Так выражал свою благодарность к Богу ветхозаветный человек; но когда христианин произносит те же слова или слышит их пение, он должен помышлять о спасительной Чаше Нового Завета, которую Господь Иисус Христос, совершая Таинство Евхаристии, взял в пречистые Свои руки и, благодарив, подал ученикам и сказал: пийте от нея вси: Сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета ( Мф. 26, 27–28 ); христианин должен не только помышлять об этой Чаше, но и приступать к ней, вместе с другими, благодаря Бога о Его неизреченной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

108 Т. е. не счел достойным так поступить. 109 Скобки принадлежат оригиналу. 110 Т. е. злой умысел, погубивший Первых Людей. 111 Домостроительство — все дело искупления и спасения людского рода. 112 Истощание — т. е. принятие Сыном Божиим человеческой личности. 113 Оригинал « τ ρα ον » — термин не совсем ясный в данном случае. 114 План Божий по спасению человека. См. об этом ниже. 115 Оригинал: «заваленное тем, чем не должно было». 116 Возможная ссылка на Ис. 63, 1 «Кто Сей пришедый из Едома, червлены ризы Его от восора?» Ответ: Спаситель (Канон воскр. Глас 1. Песнь 4). 117 Смысл неясен. Возможно, что ангелы не были оповещены о посольстве к Божией Матери и не знали о Воплощении Спасителя, и эта Тайна была поверена только архангелу Гавриилу. 118 Скобки принадлежат оригиналу. 119 Оригинал: «состязание». 120 «Неиссякаемые». 121 Скобки принадлежат оригиналу. 122 Т. е. не остаться равнодушным. 123 Лк. 1:26. 124 Мф. 11:11. 125 Скобки принадлежат оригиналу. 126 Пс. 45 (44), 3. 127 Оригинал: «если кто иной». 128 Лк. 22:37; 24, 25—27. 129 Т.е. пришло к концу. 130 Мф. 5:17. 131 Окончание фразы переведено в виде парафразы. 132 « παντων καινοτομουμνων », здесь одно слово мы перевели двумя словами. 133 Лк. 1:28. 134 « Ασπασμς » — целование, приветствие. 135 Т. е. каким образом это имело произойти. 136 Т. е. подаваемыми от Бога духовными дарованиями. 137 Скобки принадлежат оригиналу. Смысл сказанного: Пресвятая Дева явила предел Своей любви к Богу, а Он явил предел Своей любви к Ней, возжелав явить Ее Своею Матерью. 138 Оригинал: «Бог положил Тебе предел молитвам о человеческом роде». 139 Т. е. без их заслуг. 140 Скобки принадлежат оригиналу. 141 Оригинал: «после третьего вала», т. е. что у нас называется «девятым валом», самым страшным рядом волн во время морской бури. 142 Т. е.: Пришествие Спасителя, спасение людей и место Божией Матери в плане спасения людского рода. 143 У Схолария Первые Люди именуются «первым семенем». Здесь же имеется в виду второе поколение людей, происходящее от Нового Адама, Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

Боже мой! что значат наши добрые дела, которыми мы иногда смеем хвалиться перед людьми и перед лицом Твоим? Всякое доброе дело наше маловажно: потому что оно, проходя через нечистое сердце, заимствует от него большею частью какую-нибудь нечистоту, например нечистоту маловерия, неверия, самолюбия, притворства, тщеславия, гордости, нетерпения, раздражительности и т. д., да прямо при том, доброе дело делается нами при Божией же помощи, так что без Господа, по Его слову, мы не можем творити ничесоже (Ин 15, 5) .Несомненно, что у каждого из нас несравненно больше грехов, чем добрых дел. Как же мне помнить на молитве о своих не многих добрых делах и то при помощи Божией сделанных, когда у меня несравненно больше худых дел? Нет: я лучше пролью слезу сокрушения о грехах моих, лучше молитву теплую пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися (Ирм. 6 гл. песнь 6) , а о добрых делах моих, если какие я сделал, умолчу, или совсем забуду перед лицом Божиим, чтобы не вообразить мне, что я праведник и заслуживаю от Него награды за свои добродетели. Я должен помнить слова Господа, которые нужно говорить мне, по совершении всякого доброго дела: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лук. 17, 10) . Как я буду перечислять чужие грехи, когда у меня своих без числа? Нет. Не буду я так безумно поступать; не буду так сильно обольщаться самолюбием и видеть в себе только хорошее, оставляя без внимания худое; иначе легко овладеет мною страсть самолюбия и гордости, и я буду в самом деле видеть в себе только хорошее, как фарисей, а весьма многое худое забуду. Нет: лучше я чаще буду говорить Господу: даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. (Мол. Св. Ефрема Сирина) В таком расположении духа будем, братья, молиться все: и наша молитва будет приятна Господу и послужит нам во спасение. В церковной или домашней молитве непременно нужно смирение перед Богом и перед людьми: грешнику ли не смиряться? Смиренных Господь милует и спасает. Смирихся, и спасе мя (Пс 114,6) , говорит Давид. Боже, милостив будь к нам грешным. Аминь. БЕСЕДА В НЕДЕЛЮ О БЛУДНОМ СЫНЕ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

К сожалению, для огромного количества людей выход из «келлии» собственного сердца в интернет и тотальная расслабленность становятся синонимами. При этом пользователи сети в беспечности забывают о том, что они фактически находятся в зоне повышенного риска, причем не только психологического, но и духовного – ведь киберпространство переполнено идеями и плодами – производными не столько сердца и разума падшего человека, сколько откровенно инфернальных инспираций. Медиа-технологии дают огромные возможности приобщения человека к разного рода опытному чувственному познанию, но всегда ли различает пользователь полезный опыт от состояний и впечатлений, которых нужно сторониться как терний, калечащих душу? « Всякий помысел воспроизводит в уме образ какого либо чувственного предмета: ибо ассирианин [враг], будучи сам умною силою, не иначе может прельщать, как пользуясь чем-либо привычным для нас, чувственным», – замечает Исихий Иерусалимский .Выше нами была приведена цитата из творений преп. Филофея Синайского, раскрывающая хорошо знакомый святым отцам принцип последовательного развития греха от «прилога», «сочетания», «сосложения» до укоренившейся смертной страсти, пожирающей человека. Как отмечает в одной из статей преподаватель МДА игумен Адриан (Пашин) , « яркая картинка позволяет легче преодолевать три начальные стадии, а в интернете такие картинки сейчас доступны для всех» . Так, буквально в считанные часы и минуты посредством рассеяния внимания, псевдоообщения-болтовни, праздного любопытства, двусмысленности определений целостная жизнь человека-потребителя превращается в «неподлинное бытие» , причем не только в рамках преходящего земного существования, но и грядущей вечности. Возникает вполне закономерный вопрос: не лучше ли уж тогда вообще отказаться от пользования интернет-технологиями? Возможно, лучше отказаться – для тех, кто еще «не дорос» до осознания необходимости жесткого управления своим вниманием и стратегиями поведения в сетях в целом. Тот же, кто имеет представление о важности иметь внимание, блюсти ум, хранить сердце, т.е. духовно трезвиться , для кого является знакомым библейское понятие « хождения пред Богом» (Быт. 5:24; 6:9; 17:1; Пс. 25:3; 114:9) – хотя бы как идеал, достойный подражания, пребывая в современном информационном пространстве, может последовать примеру патриарха Авраама, странствовавшего по опасным дорогам земель Ханаанских пред лицом Господним, держа всегда в памяти грозное предостережение: « Горе погубившим сердце!» .

http://bogoslov.ru/article/3584719

(Письмо 113. Вып. 1, с. 113) Если не можем пойти на церковную службу Почаще говеть хорошо, но как это устроить – смотрите сами. На какие службы церковные ходить позволяет вам ваша… служба – ходите, а на какие не можете ходить, за те дома исправляйте поклоны с молитвой Иисусовой, как положено также в Следованной Псалтири. (Письмо 113. Вып. 1, с. 114) Что мешает успеху в молитве О празднословии Не можете отстать от празднословия. Празднословие – самое разорительное дело. Равное ему зло – когда прогуливаются, не соблюдая чувств. Успеху в молитве то и другое очень мешает. Когда начнет утверждаться в сердце молитва Иисусова, тогда язык свяжется. Его свяжет благоговеинство пред Присущим Господом. (Письмо 896. Выл. 5, с. 166) Для успеха в молитве надо украсить сердце свое добродетелями Извольте ведать, что для успеха в молитве надо стараться сердце украсить всеми добродетелями, наипаче же: смирением, сокрушением, покорностью и своей воли отвержением. (Письмо 377. Вып. 3, с. 11) Опасайтесь уклониться в праведность Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнете уклоняться в нее, знайте, что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность. Разумеется чувство праведности и чувство грешности. Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, Он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников (См.: Мф. 9, 13 ). Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижи т ( Пс. 50, 19 ). Самая злая вещь есть сытость. Сыт, ну и развалился и пыхтит. Духовно так бывает. Некто имел обычай спрашивать: «Ты, идя на молитву, пенсию идешь получать или милостыню просить?» Очень вразумительный вопрос. (Письмо 261. Вып. 2, с. 102–103) Надо утвердить в себе мысль о своей греховности Потрудйтесь породить и утвердить в себе мысль о своей никуда не годности и грешности, кои гнев Божий воздвигают против вас. И когда приступаете к молитве, не иначе являйтесь пред лице Божие, как такой… грешной, никуда не гожей и под гневной. Коль скоро восприимете в чувство такое свое состояние, не сможете удержаться от вопияния: «О Господи, спаси же, о Господи, благопоспеши!»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Псалом 112. Призыв к прославлению Господа В этой песни, писатель и время происхождения которой неизвестны, псалмопевец приглашает израильтян (отроцы) к прославлению Господа (ст.1), которое всегда (ст.2) и везде (ст.3) должно раздаваться 838 . Бог беспредельно велик, Он Господь всего мира (над всеми языки), и самые небеса не могут объять Его славы (ст.4). Но еще бесконечно величественнее Бог открывает Себя в том, что, будучи Сам беспредельно высок, Он нисходит с Своими милостями к самым униженным существам в области Своих тварей (ст.5–6), чтобы возвысить их и осчастливить (ст.7–9) 839 – Этим псалмом начинается так называемый у иудеев галелл. Он обнимает псалмы от 112 до 117, и во времена второго храма восемнадцать раз в год употребляем был в богослужении (в новомесячии). Во время пасхальной вечери его разделяли на два отделения (ср. Примеч.1 к Пс.11З) и первое пели пред второю чашею, а второе – после четвертой (Мф.26:30). Псалом 113. Молитва Израиля о помощи против врагов В еврейской Библии с ст.9-го Не нам, Господи, и проч. начинается новый, 115-й псалом 840 . Но во всех переводах и в церковном употреблении псалмы 114 и 115 (по евр. счислению) составляют один псалом. Нельзя указать определенного исторического обстоятельства, вызвавшего происхождение этого псалма 841 ; кажется, он и первоначально имел уже богослужебное назначение (ст.22 и 23 может быть составляли слова благословляющего священника или всего священнического хора; ст.24–26 слова народного хора; ср. также ст.9–11 в еврейском). Сначала псалмопевец (молящийся народ) напоминает себе, как Господь во время и после исхода из Египта сделал народ Израильский (дом Иакова; Иудея ­­ Иуда) святым народом, над которым Он Сам царствует (ст.1–2) 842 . Затем высокопоэтическим образом он указывает на то, какие величественные чудеса сотворил Бог в пользу Своего народа при исшествии из Египта (море виде и проч.), во время странствования в пустыне (горы взыграстася, подвижеся земля; обращшаго камень и пр.) и при вступлении в обетованную землю (Иордан возвратися вспять) (ст.3–8) 843 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010