Как сектанты понимают слово свящ. Писания, что Церковь Христова свята?   Они думают, что святость Церкви Христовой в том заключается, что Церковь состоит из людей безгрешных, а того не видят, что на свете нет ни одного безгрешного человека. «Все мы много согрешаем», говорит Апостол Иаков (Иак. 3:2), и Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин 1:8). Да и Спаситель научил молиться каждодневно Отцу Небесному: «прости нам грехи наши» (Лук. 11:4). В чем можно легко обвинить лжемудрствование сектантов и доказать им, что Церковь, хотя и свята, но не из безгрешных людей состоит?   Нужно показать сектантам, что не только новозаветная, но даже ветхозаветная Церковь называется в Писании святою.    Когда Господь выделил для Себя израильский народ, то назвал его «народом Божиим» (Суд. 20:2). и народом святым. Господь говорил обществу Израильскому так: «если будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов», то есть, израильтяне выделяются из всех народов, ибо, продолжает Господь: «Моя вся земля» (Исх. 19:5). Как же за эту выделяемость Израиля называет Господь общество Свое?    «Вы будете у Меня царством священников и народом святым», — сказал Господь (Исх. 19:6) Также и в другом случае Бог подтверждает: «будете у меня людьми святыми» (Исх. 22:31).    Поэтому-то читаем об израильтянах и во Второзаконии (Втор. 7:6): «ты народ святой у Господа, Бога твоего, и вот почему: тебя избрал Господь Бог твой, чтобы ты был собственным его народом из всех народов, которые на земле» (ср. Втор. 14:2, 28:9).     «И увидят народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя» (Втор. 28:10). Не говорится, что народы будут удивляться безгрешности Израиля, но свидетельствуя, что они будут бояться выделенности и принадлежности израильтян Богу, имя Которого на Израиле, называющемся Божиим народом, святым обществом. В смысле выделенности израильского общества говорит и псалмопевец: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его.» (Пс. 113:1, 2). Также и пророк Иеремия говорит: «Израиль был святынею Господа» (Иерем. 2:3), и св. Иоанн Златоуст, объясняя это место, говорит: «Свят Израиль Господу», то есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу Его…». Соответственно, обрядовому пролитию крови животных жертв отвечает страдальческое пролитие крови Христом. Это — тема Евр 9:1–14, хотя там для сравнения берется не жертвоприношение на Синае, а ежегодное жертвоприношение в покаянный день Йом-Хакипурим (Йом-Кипур). «…Но Христос, Первосвященник будущих благ, […] не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, единожды вошел в святилище и стяжал вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов […] освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то насколько более Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (11–14). За многих изливаемая. Лексема «многие» (греч. πολλο) может быть сопоставлена с принятым в Кумранских текстах обозначением членов общины [нараббим], что, вообще говоря, может быть переведено как «многие» (например, Dam. В XIII, 7, ср. Тексты Кумрана, введ., пер. и коммент. А. М. Газова-Гинзберга, Μ. Μ. Елизаровой и К. В. Старковой, СПб., 1996, с. 89, примеч. 305). Другие возможные значения этого слова, соотносимые с арамейским влиянием, — «большие», «великие», «досточтимые» (ср. обращение «равви»). В только что процитированном русском переводе Дамасского документа оно переводится «старшие», в немецком переводе того же текста в кн. J. Maier u. К. Schubert, Die Qumran-Essener: Texte der Schriftrollen und Lebensbild der Gemeinde, Munchen-Basel, 1973, S. 185 передается по смыслу как «Vollmitglieder» («полноправные члены»). — Употребленный здесь же в форме причастия греческий глагол κχω «изливаю» систематически употребляется в Септуагинте для обозначения ритуального излития жертвенной крови (Лев 4:7, 18, 25, 30, 34 и др.) и жертвенных возлияний вина (Ис 57:6). 14:26  Воспев (пасхальное славословие). По-видимому, Пс. 112/113–117/118 (т. н. «Халлель»), в антифонном исполнении долженствующие завершать пасхальный седер.

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

О чудотворениях чрез святые мощи Пс.113:25–26 . «Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек». Объяснение. Человек по смерти тела не может славить Бога так, как славит, живя на земле, и телом и душой: 1Кор.6:20 . Но этим не отвергается жизнь души по разлучении от тела, не отвергаются хваления и моления, возносимые к Богу душами умерших святых: Откр.6:10:7:10 ; Вар.3:4 ; Дан.3:5 . На вопрос: как тела умерших праведников могут творить чудеса, ответим: православная Церковь никогда не утверждала, что мощи сами по себе творят чудеса. Она учит, что не мёртвые творят чудеса, а чудодейственная сила Божия, неоскудно пребывающая на останках святых: 4Цар.13:21 ; Сир.48:14:49:12 . Как сосуд, в котором хранится благовонная мазь, заимствует от неё благоухания, так точно и тела праведников, проникнутые благодатной силой Божией, освящаются, претворяются в нетленные, благоухают и получают чудодейственную силу. Основные места Священного Писания в учении о почитании свят. мощей, которые необходимо заучить наизусть Деян.2:27 . Ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. 1Кор.15:47–49 . Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные, и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 2Тим.1:10 . Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие. Мф. 27:52 . И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли. Сир.48:14 . И по успении его (Елисея), пророчествовало тело его. 4Цар.13:21 . И было, что когда погребали одного человека, то погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. Сир.49:12 . Процветут кости их от места своего. Быт.50:7–9 . Кости патр. Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Обычно пятидесятники для подтверждения истинности своего учения о всеобщности священства ссылаются на различные места Писания, и особенно на это: «Нет уже Иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3, 28 ). Но разве не очевидно, что здесь говорится отнюдь не о иерархическом равенстве членов Церкви, а о том, что в деле спасения не важны ни национальность, ни происхождение, ни социальное положение, ни пол. Это послание к Галатам было обращено против христиан из иудеев, возгордившихся перед христианами из язычников своим происхождением от самого Авраама. Апостол недвусмысленно говорит, что Царство Небесное открыто для всех, «будет ли иудей или эллин, раб или свободный» 113 . Пришествие Христово не упразднило мужской пол и женский. Об этом ли здесь речь? В античном мире женщина была поражена в правах по сравнению с мужчиной. Христос всем открыл двери рая, независимо от разнообразных человеческих иерархий. «Господь соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему», – в гордой самонадеянности твердят сектанты. О нас, говорят они, сказано: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой» (Петр. 2, 9). И в этом месте Писания силятся найти подтверждение принципа всеобщности священства в Церкви Христовой. Действительно, каждый христианин является священником храма души своей. «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушено и смиренно Ты не презришь, Боже» ( Пс. 50, 19 ). Господствуя с помощью благодати над своей падшей природой, не давая места греху, человек делается «царем» – хозяином своей воли. Он освобождается от власти диавола и становится господином своей природы. Духовная свобода дарована для царствия в духе, а не для земного царствования. В этом смысле и употреблены слова «царями и священниками». Протестанты удивительно напоминают Корея со товарищи, восставших на Моисея и Богом поставленных для жертвоприношения. «Все общество, все святы и среди их Господь!» ( Чис. 16, 3 ), – так говорили эти бунтовщики, и были наказаны смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Первое – высочайшая свобода воли Божией. Прежде всего это независимость от внешних побуждений или влияний. То, что Бог руководствуется только идеями Своего Божественного Разума. Вот цитата из Послания к Ефесянам (1:5) – “Бог нарек нас во усыновление Иисусом Христом по благоволению хотения Своего”. Или “Открыл нам тайну воли Своея по благоволению Своему” ( Еф. 1:9 ). Или Пс.113:11 – “Бог наш на небеси и на земли вся елико восхоте сотвори”. “По устроению мира Он вся действует по совету воли Своея” ( Еф. 1 : 11 ) В делах промышления о мире физическом и нравственном: Дан. 4:32 – “И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто бы мог противиться руке Его и сказать Ему: “что Ты сделал?” 1Кор.12:11 – о раздаянии благодатных даров людям – “Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно”. Здесь тоже есть трудность. Свобода не означает произвола. Когда мы говорим о свободе воли Божией, это означает, что творит Он то, что желает, но желает Он только того, что соответствует Его природе. Значит, Бог не желает смерти грешника и тем самым не творит смерти. Бог не может согрешить. Есть еще трудность, связанная с аналогией человеческой свободы. Свобода человека имеет две стороны, свободу выбора между различными возможностями и осуществление выбора. Для Бога этих двух сторон не существует, потому что и свобода выбора, и осуществление его реализуется сразу. А для человека эта трудность всегда остается. И мы прекрасно понимаем, что свобода выбора между добром и злом останется у человека даже в аду, только там у него не будет возможности эту свободу реализовать, даже если он этого захочет. Когда мы говорим о свободе и свободе выбора в частности, то мы имеем в виду, что существует какой-то причинно-следственный ряд в мире физическом, нравственном и даже в сознании человека. Потому что выбрав что-то в себе самом, человек выбирает не только то, что происходит в окружающем мире, что начинает причинно­-следственный ряд (по марксистской схеме), но он и накладывает определенные узы на собственную душу. И здесь возможность следующего выбора становится все более и более трудной. Но тем не менее свобода психологическая всегда остается. И, конечно, условия реализации свободы еще более затруднены для человека. Для Бога здесь трудностей никаких нет. Святость

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Потому что авва Дорофей говорит: есть большая разница - сказать: «Человек своровал» или: «Он вор»; сказать о человеке, что он пьет или что он пьяница; что он соблудил или что он блудник. Это большая разница: осудить грех или осудить все устроение человека, поставив на нем крест и повесив на него ярлык. И вот Господь нам говорит: " Вы будете сейчас стремиться к тому, чтобы стяжать добродетели поста и молитвы. Но ни в коем случае никогда, ни при каких обстоятельствах вы не должны превозноситься над теми людьми, которые не постятся, которые не верят, кто далек от храма " . Почему? Потому что мы знаем, как должно поступать, и этого не делаем; а они не знают, но иногда делают добрые дела и нередко бывают лучше, правдивее, милосерднее, дружелюбнее, чем мы. У людей неверующих, но живущих по закону своей совести, которая в наших русских генах все-таки присутствует, больше найдешь сострадания и товарищества, взаимовыручки и дружбы. Поэтому Господь предостерегает нас, чтобы мы ничего и никогда себе не приписывали. И Он говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: " Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). После Крымской войны 1853-1856 годов и осады Севастополя тем священникам, которые принимали участие в этих сражениях - в лазаретах, на поле боя, в медсанбатах - были вручены медные наградные кресты. На оборотной стороне крестов были выбиты три слова: «Не нам, Господи». Это были слова из псалма: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113, 9). Не нам, Господи!.. Как всегдашнее напоминание - чем и Кем мы живем, откуда благословение, откуда успех, откуда маленькое дело, откуда та или иная добродетель, откуда внутренние силы - от Бога! Не будь этого вдохновения, не будь этой поддержки незаметной, но изо дня в день изливающейся на нас, ничего бы не было. Недавно один из священников сказал, что пища, которую мы с вами едим,- это воплощенная, материализованная, овеществленная любовь Божия к каждому из нас. Сколько разной этой еды: и фрукты, и овощи, и рыба, и мясо - кто это дает? Бог дает, это Его любовь к нам. Почему мы и молимся: «Отче наш!.. хлеб наш насущный даждь нам днесь...» - мы головой-то своей, слава Богу, соображаем, от Кого это! Мы настолько к этому привыкли, что воспринимаем как должное. А вспомним блокадный Ленинг рад... Поэтому то, что у нас есть,- это любовь Божия. И за нее надо благодарить, не воспринимая это как само собой разумеющееся.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Разве стал бы он все это терпеть так благодушно, если бы не было ни рая, ни ада, ни суда, ни воздаяния? Видно его Бог – есть истинный Бог , – не то, что наши бездушные идолы, видно он – истинный Божий слуга; пойдемте же к нему все и станем веровать в Бога, Которого он проповедует!» – И пошли к нему всем селением, и приняли от него святое крещение – в один раз до тысячи душ! Нет нужды говорить, какой радостью преисполнилось тогда сердце угодника Божия, – как он горячо благодарил и прославлял Господа, благословившего его терпение спасением стольких душ! – Прибавим только, что преподобный, утвердив в вере новообращенную паству свою, чрез год удалился снова в свой затвор и стал подвизаться по-прежнему. Вот, друзья мои, что может сделать добродетель христианская! Будем же и мы жить так, чтобы и другие брали с нас добрый пример, чтобы и евреи, и татары, и идолопоклонники (есть еще и идолопоклонники на обширном пространстве русского царства!) – чтобы и они, смотря на нас, говорили: «Ах, какие добрые люди эти православные Христиане! Какие они правдивые, кроткие да милостивые! Видно – их вера хороша! Видно их Бог – есть истинный Бог, когда Его служители такие хорошие люди!» И будут так говорить, и сами будут исправляться, будут стыдиться греха, и обращаться в святую веру нашу православную, и будет тогда чрез нас святиться Имя Божие, – только бы мы сами жили по-Божьи, – так, как велит нам святая вера православная! И никто не назовет нас за это лицемерами, хотя и будут у всех на виду наши добродетели: ведь не приходило же и на мысль язычникам упрекать преподобного Аврамия в лицемерии. Да если бы и упрекнул кто: что за беда? Ведь ты делаешь свое дело доброе не напоказ, не ради похвалы людской, а ради славы Божией, делаешь открыто только потому, что нельзя тебе укрыться со своей добродетелью; итак, стоит ли заботиться о том, что будут говорить о тебе злые языки? И о Христе Спасителе чего – чего не говорили лукавые фарисеи?.. 175. Священный памятник 1812 года «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу о милости Твоей!..» ( Пс.113:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Хорошо, если путем других исканий, через многие ошибки и падения человек не озлобится и не падет духом, но прейдет к Богу и последует за Ним: он найдет вечную радость и мир. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей (Пс. 113:9).» Все доброе и славное христианин относит не к себе — своим способностям и трудам, но к Богу. Его славит и кланяется Ему. Это так и по существу, потому что без Бога ничего мы не можем делать. Весь смысл человека и всей мировой жизни в том, чтобы люди познали, что только с Богом имеет значение всё; вся трагедия людей в уклонении от Бога, когда человек, гордо рассчитывая на свои собственные силы, на каждом шагу делает ошибки, погружаясь в злобу, ненависть и другие страсти, и, в конце концов, приближается к вечной своей гибели, которая и будет в вечной жизни без Бога (Мф. 25:41, 46). «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей (Притч. 14:30). Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости (Притч. 15:30).» Неверие отрицает душу и психические явления: нет души, говорит оно, а есть лишь тело и физические явления. Но как же понять такие явления человеческой жизни, как зависть или печаль? Отрицать их никто не может, потому что они проявляются во вне, в телесных явлениях. Кому неизвестно, что от зависти человек сохнет и болеет; то же от тоски — и может даже совершенно засохнуть! Перед этими понятными всякому здравомыслящему человеку явлениями совершенно падают все лживые уверения материалистов, что, мол, нет вовсе психических явлений. Они не только есть, но и производят чрезвычайно сильное впечатление на физическое состояние человека. Меня до глубины души возмущает рабство и пресмыкательство некоторых современных профессоров, которые в угоду неверия, зачеркнули даже название науки о душе и ее явлениях, психология, назвав ее рефлексологией на том де основании, что и души, мол, нет и душевных явлений! «Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым (Притч. 19:20).» Без смирения нельзя стать мудрым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Это же опять лучше всего можно видеть и на Завулоне, и на прочих. Имя Завулон у людей, весьма хорошо привыкших изъяснять таковые, толкуется как «благоуспешность» и «благословение». Так мы найдем уже некоторых из израильтян благословенными и обогатившимися благоуспешностию во всем угодном Богу. Но только оправданные чрез веру во Христа и просветленные благодатью Святого Духа поистине благословенны и благоуспешны, так что уже без всякой лжи могут восклицать: «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю» (Пс. 113:23). К ним же, думаю, применимо и сказанное блаженным пророком Исайей: «Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих» (Ис.26:7—8). Этих столь светлых и благословенных Бог всяческих повелел призвать в священный и Божественный двор, так говоря: «Отворите ворота; да войдет народ праведный, хранящий истину. Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире» (Ис.26:2—3). Но дабы, претыкаясь о встречающиеся на пути соблазны, они не получили замедления на пути к добру, Бог как бы повелел, чтобы был хороший путь, и чтобы очищен был вход, так говоря святым священнодействователям: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу!» (Ис. 62:10). Итак, могут быть благословенны и благоуспешны те из израильтян, которые чтут веру во Христа. Ясно утверждено и то, что они, или «Завулон... вселятся» в приморской стране. Этим как бы говорится то, что Израиль, наконец, смешается с язычниками, так как два народа соединены будут в одну паству и будут под руководством одного, по естеству доброго архипастыря, то есть Христа. А что это гадательное указание истинно, в том легко убедит слово богодухновенного Писания, язычникам отделяя приморскую страну. Ибо сказано так: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь.... Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Ис. 9:1—2; Мф. 4:15—16). Понимаешь ли, как страну Завулонову называло Писание страною язычников, которые увидели и «свет велий» , очевидно чрез Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Пс.113:9.   Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей.    Пророк показывает великое недостоинство спасаемых: ибо мы достойны безчисленных бедствий. Нам следовало бы воздать «славу имени Его» своей благодетельной жизнью и поведением; но так как мы этого не сделали, то просит Бога поступить с нами по Своему снисхождению, по «милости» и человеколюбию. Порфироносный Пророк знал и то, что естество человеческое не может принимать похвалу безвредно (Златоуст, Лествичник). Пс.113:10.   Да не когда рекут языцы: где есть Бог их; Пс.113:11.   Бог же наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори.    Здесь Пророк говорит против заблуждения неразумных: так как многие не знают, что есть Бог. «На небеси» , значит не в отношении к месту, но в отношении к превосходству величия. Ибо если бы Он был только в горнем месте, то в другом быть не мог бы. Но Он везде, и «на небеси и на земли» , как все наполняющий. Будучи отличен от всего, Он не заключается ни в чем, но и вне всего и во всем находится по отношению к творению и промыслу (Златоуст, Дидим, Исихий). Пс.113:12.   Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих. Пс.113:13.   Уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: Пс.113:14.   Уши имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют: Пс.113:15.   Руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут: не возгласят гортанем своим. Пс.113:16.   Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня.    Этим выражается не зложелательство к людям, но дается нам знать, какой конец уготован идолослужению. Ибо приверженные до безчувственности к идолам — не отличаются от идолов. Такой-то вред причиняет им кроющаяся в идолах демонская сила, которой идолопоклонники воздают честь (Афанасий). Пс.113:17.   Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Пс.113:18.   Дом Ааронь упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Пс.113:19.   Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть.    Различает здесь «Израиля» от священнического рода «Аарона» , воздавая этим честь священству и научая, какое различие имеют священники пред прочими. Ибо не одно и то же священник и простолюдин, но первый имеет преимущество пред последним. Показывает же здесь и то, что и тот, кто не имеет сана священства, и не принадлежит к родству израильтян, но украшается по своей тщательности в добродетели страхом Божиим, воспользуется попечением Божиим наравне со всеми (Златоуст, Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010