Иисус Навин у стен Иерихона. Миниатюра из Восьмикнижия. Кон. XIII в. (Ath. Vatop. 602/515) Иисус Навин у стен Иерихона. Миниатюра из Восьмикнижия. Кон. XIII в. (Ath. Vatop. 602/515) Завоевание Ханаана произошло прежде всего благодаря помощи Бога и Его особой заботе об Иисусе Навине, нежели благодаря человеческим усилиям. Владение этой землей ставится в зависимость от верности Израиля Господу, от повиновения закону, данному на Синае: «Если вы преступите завет Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам [Господь]» (Нав 23. 16). Когда кто-нибудь преступает завет с Богом, весь народ терпит поражение: Бог не будет продолжать благословлять Израиль, пока есть грех в его среде (Нав 7). Чтобы в дальнейшем жить в безопасности на земле Господа, Израиль должен свято хранить завет с Ним, заключенный на Синае. Верность завету - единственное и необходимое условие вечного обладания землей, обещанной праотцам. Обеспечение хранения и исполнения закона - главная задача Иисуса Навина как преемника Моисея. Придя в землю своего наследия, в Св. землю, народ должен был восстановить свой завет с Господом: совершить обрезание (Нав 5. 1-9) и отпраздновать Пасху (5. 10-12). Описание завоевания земли как дара Господа и примера Его божественной милости стало повторяющимся мотивом в следующих библейских книгах, которые использовали его с целью воспитания народа. Авторы этих текстов, имеющих прежде всего богослужебное значение, обращались к теме дарования Богом земли, чтобы напомнить о любви и верности Бога Своему народу, о Его готовности прийти на помощь и избавить от врагов (см., напр.: Пс 43. 2-8; 77. 54-55; 79. 8-9, 11; 104. 43-45; 113. 1-8; 134. 10-12; 135. 17-22). Обращаясь к теме завоевания земли во времена И. Н. к., пророки в Израиле и Иудее стремились показать милосердие Бога к израильскому народу в истории, так что особенно трагично выглядели преступления и нарушение завета последующими правителями Израиля (см., напр.: Иер 2. 6-7; 32. 20-23; Иез 20. 5-6; Ос 11; 13. 4-6; Ам 2. 9-10; Мих 4-6).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Ис.41:24 . Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас. «Но вы ничто и дело ваше ничтожно». В ответ на все предъявленные к ним вопросы, языческие идолы остаются немы и глухи, потому что, как замечает псалмопевец: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею» ( Пс.113:12–15 ). «И дело ваше ничтожно», т. е. также пусты и ничтожны все «прорицания оракулов» и все «ложные языческие волхвования». В лучшем случае, они были основаны на искусном пользовании различными естественными, но многим неизвестными, силами природы (как у египетских волхвов), а в худшем – на двусмысленности (прорицания оракулов), подкупе и обмане. Вполне понятно после всего этого, что и Апостол Павел почти буквально повторил слова пророка Исаии, когда сказал: «знаем, что идол в мире ничто» ( 1Кор.8:4 ). Ис.41:25 . Я воз­двиг его от севера, и он при­дет; от восхода солнца будет при­зы­вать имя Мое и по­пирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину. Ис.41:26 . Кто воз­вестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было ска­за­ть: «правда»? Но никто не сказал, никто не воз­вестил, никто не слы­хал слов ваших. «Я воздвиг его от севера... от востока солнца будет призывать имя Мое». В доказательство того, что по контрасту с языческими богами, Бог Израилев способен на истинные пророчества и великие дела, Он возвращается к тому «мужу правды», о котором говорилось раньше (2 ст.). Что касается повторных указаний на «север» и «восток», то в них можно видеть символические определения: известно, что «север» – на языке Священного Писания – означает область мрака, холода и вообще всякого бедственного состояния ( Ис.9:1–2 ; Мф.4:16 ); тогда как «восток» – синоним света, тепла и всякого благополучия ( Быт.2:8 ; Мф.8:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому и дивный пророк Давид, возвещая блага, дарованные иудеям, и радость их по освобождения из Египта, говорил: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его. Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» ( Пс.113:1–4 ). Между тем нигде никто не слыхал такого события. Правда, море и Иордан возвращались назад по повелению Божию; но горы и холмы не скакали, а только, как я выше сказал, желая представить чрезмерность удовольствия и облегчение от египетского изнурения, дарованное им, он говорил, что и сами неодушевленные предметы прыгали и скакали при полученных ими благах. Равным образом, когда Бог хочет возвестить что-нибудь прискорбное, происходящее от наших грехов, то говорит: «Плачет сок грозда; болит виноградная лоза» ( Ис.24:7 ); и в другом месте: «пути Сиона сетуют» ( Плч.1:4 ), и даже говорит, что предметы бесчувственные плачут: «стена дщери Сиона! лей ручьем слезы» ( Плч.2:18 ); также говорится, что и сама земля, и Иудея сетует и опьянела от скорби, не потому, чтобы стихии чувствовали, но, как я выше сказал, каждый из пророков хотел через это представить чрезмерность благ, подаваемых нам Богом, и наказаний, посылаемых на нас за наше нечестие. Поэтому блаженный Павел также представляет природу воздыхающей и болезнующей для того, чтобы по возможности показать величие даров Божиих, ожидающих нас после настоящей жизни. 3 . Но все это, скажут, в надеждах; а человек малодушный и бедствующий, недавно обратившийся от идолослужения и не умеющий любомудрствовать о будущем, не очень назидается такими словами, но желает и в настоящее время получить некоторое утешение. Поэтому-то и этот мудрый учитель, все знающий, не только утешает будущими благами, но ободряет и настоящими радостями. И во-первых, он исчисляет дарованные вселенной блага, которые не в надеждах и ожидании, но уже на опыте и действительно получены, – которые служат величайшим и яснейшим доказательством и будущих, и ожидаемых благ, – и потом, предложив пространную речь о вере и упомянув о праотце Аврааме, который, несмотря на природу, отказывавшую ему быть отцом, надеялся, ожидал и веровал, что сделается, потому и сделался отцом, – и отсюда возводя слушателей к тому, что не должно никогда впадать в слабость помыслов, но назидаться и ободряться величием веры и мудрствовать высоко, говорит после того и о величии полученных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 112 Да будет вечно и во всем мире благословенно имя Господа, возвышающего смиренных. Аллилуиа. То есть: «Хвалите Бога». 1–4. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Псалмопевец, обращаясь к сонму левитов, как служителей алтаря Господня, приглашает их торжественно прославлять Господа. – Служители Царя небесного, вы, как отроки – слуги царя земного, прославляйте Имя Господне, – восхваляйте свойства и совершенства Господни в пении. – Да будет Имя Господне благословенно от ныне и во век. – От востока солнца до запада да будет прославляемо Имя Господне, иначе – между народами всей вселенной. Да будет так потому, что «высок над всеми народами Господь», как Царь всего мира. – Над небесами слава Его, т. е. престол Бога, как Творца мира, над небесами, или выше неба, и облачного и звездного. Престол сей – слава Его, ибо окружен тьмами тем небесных воинств Его, как Царя-Вседержителя, (ср. 3Цар.22:19 ; Ис.6:1 ; Иер.1:22–24; 2:1,12–13,23 ; Дан.4:14; 7:9–10 ). 5–6. Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый, и на смиренныя призираяй на небеси и на земли. С чувством глубокого благоговения пред именем Божиим псалмопевец спрашивает: «кто как Господь Бог наш»? разумеется – никто: ни царь, какой бы он ни был могущественный; ни бог, какую бы он ни олицетворял силу. – «Бог на высоких живет, т. е. на небесах, но и на смиренных призирает, – как бы приклоняет взор и слух свой, чтобы видеть нужды и слышать мольбы смиренных. Так, Он на небе и на земле: Его воля благая, Его промысл премудрый объемлют весь мир. – «Бог истинный творит все, что хочет на небе и на земле; а идолы – боги язычников, это серебро и золото, дело рук человеческих» ( Пс.113:10–12 и сл.). 7–9. Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога: посадити его с князи, с князи людий своих: вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся. Призирая на землю, Господь поднимает нищего, поверженного в прах; и от гноища – с груды пепла Он возвышает убогого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Таким образом, когда пророк говорит: «превысшее небо — Господу», то выражает, что Господь пребывает в тамошних обителях, как свободных от всякого зла. Так и ты, если не будешь привязываться к земле, но сделаешься ангелом, то скоро войдешь на небо и в отеческий дом, и даже еще прежде вос­кресения переселишься отсюда и будешь обладать таким достоинством. Как многие из людей, избранных в члены великого сената, и живя в деревне носят это звание, так и ты, если захочешь быть гражданином неба, то и живя здесь можешь иметь это достоинство.     «Не мертвые восхвалят Тебя, Господи, не все нисходящие во ад, но мы, живые, будем благословлять Господа отныне и до века» (Пс.113:25-26). Мертвыми он называет здесь не скончавшихся, но умерших в нечестии, или истлевающих во грехах. Авраам, Исаак и Иаков и после кончины так живы, что и живущие приводят их на память. Так Моисей, молясь об управляемом им народе, их именем умоляет Бога, упоминая об них в молитве. Также три отрока их именем молятся о спасении и говорят: «не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего» (Дан.3:35). Если же они имели такую силу, то как они — мертвы? И Христос сказал: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.8:22). Потому и Павел называет скончавшихся не мертвыми, но упокоившимися: «не хочу же оставить, говорит, вас, братия, в неведении об умерших» (χεχοιμηνων — усопших)» (1Сол.4:13). Праведник, и скончавшись, не умер, но спит. Кого ожидает лучшая жизнь, тот и по смерти спит; а кого ожидает беско­нечная смерть, тот и при жизни умер, и при жизни мертвец. Эти последние нисходят во ад, а первые взойдут на небо и будут со Христом. Потому-то и пророк не сказал просто: живые, но: «мы, живые», указывая на себя самого. Почему он не сказал: «живые, но прибавил: мы»? Так и Павел сказал: «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших» (1Сол.4:15).    Как здесь прибавление: «мы» не дозволяет относить сказанного ко всем, а только к верным и по образу жизни подобным Павлу, — так и там прибавление: «мы живые» указывает на подобных Давиду, живущих доброде­тельно. «Отныне и до века». Видишь ли, как и это прибавление означает тоже? Что тоже? То, что пророк говорит о живущих добродетельно. Подлинно, никто из живущих в этой жизни не живет вечно, кроме только тех, которые живут всегда славной жизнью. И грешники живут, но живут в наказании, мучении и скрежете зубов; а те — во свете и славе, занимаясь вместе с бесплотными силами возношением таинственных песнопений Богу. Итак, чтобы и нам наслаждаться этою радо­стью, будем вести такую жизнь, чтобы достигнуть того состояния, которого не может представить ни слово, ни ум, и ничто другое, но которого блаженство можно познать только самым опытом; да сподобимся его все мы, благодатию и человеколю­бием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Я не знаю, относятся ли подобные преимущества к заслугам тех, кто дал имена этим коленам, то есть к самому Иуде или Левию или каждому патриарху, давшему имя своему колену. К такому заключению подвигло меня то, что святой Иоанн пишет в книге Откровения о верующих во Христа. Он говорит: «Из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч», и «из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч», и те же двенадцать тысяч из каждого колена, а всего, по его словам, «запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» ( Откр.7:4–8 ), «которые не осквернились с женами, ибо они девственники» ( Откр.14:4 ). И определенно не будет абсурдным предположить, что это относится к членам рода Иудина, Симеонова, Левиина и других сынов Иакова. И, по крайней мере, я не дерзну двигаться дальше и исследовать, от каких отцов произошло такое число девственников, столь равных, цельных и хорошо организованных, что никто не считается выше или ниже другого. И того довольно, что я осмелился дойти до этого пункта. Однако Апостол делает некоторые предположения для тех, кто может видеть дальше, когда говорит: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:14–15 ). И действительно, значение земного отцовства установить, кажется, нетрудно, ибо отцы колен или домов, к которым причисляется та или иная родословная, собирательно называются «всякое отечество». Но что оно значит на небесах, каким образом или в каком виде там существует отцовство или для каких небесных потомков упоминается «отечество», знает лишь Тот, Чье небо, «а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс.113:24 ). 3 . Итак, отцы сошли в Египет, Рувим, Симеон, Левий, «каждый со всем домом своим» ( Исх.1:1–2 ). Как можно объяснить, что они вошли в Египет «со всем домом своим»? В тексте прибавлено: «Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят пять» ( Исх.1:5 ). Здесь, упомянув души, пророческое слово почти раскрыло тайну, которую везде скрывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4:3-5). Есть Церковь Христова Православная, а есть басни, сплетающиеся с ней. Мы обязаны, следовательно, избегать, отвращаться басен, быть бдительными, упражняя себя в благочестии; а для этого нужно именно распознавать эти басни, которые выдают себя за церковное учение. И главное, первое условие здесь — быть честным перед собою и перед Богом. Нынешний упадок церковного сознания характеризуется, в том числе, и некоей боязнью правды, и даже больше — внесением лжи в Церковь. В качестве примера могу привести хотя бы приписывание свт. Филарету Московскому известной фразы: «Люби врагов своих, гнушайся врагами Божиими, ненавидь врагов Отечества». Нигде в книгах, где встречается это высказывание, я не находил ссылки на сочинения свт. Филарета. Кликушеский бестселлер «Россия перед вторым пришествием», например, приведя этот афоризм, ссылается не на творения, хоть какие–нибудь, московского святителя, а на какие–то сомнительные издания. Мы же с вами должны искать правды и убегать лжи и не прятаться от вопросов и противоречий, но выяснять подлинно церковную точку зрения на них. Блаженны алчущие и жаждущие правды (Мф. 5:6). Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33). Это прямая заповедь Божия. Нужно также распознавать ложь, избегать ее, бороться с ней, памятуя, что диавол — отец лжи (Ин. 8:44). Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! (Ис. 5:20). И смущению, что мы якобы «судим» Церковь, места не должно быть. Не Церковь мы судим: в Церкви нет лжи и не может быть. А отделить от Церкви то, что ею не является, но выдает себя за нее, — мы обязаны — хотя бы ради себя, чтобы не уклониться от правого пути. Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю (Пс. 118:113), — говорит Псалмопевец; если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (Иер. 15:19), — говорит Господь через пророка. Каковы же критерии, по которым мы можем отличить «драгоценное« от «ничтожного»? Как нам различить, где учение Церкви, а где древние, традиционные, многими почитаемые «подмены»? Эти критерии дают нам Священное Писание и Священное Предание, а что это такое — будет предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

7) Видно из этого, что неисправный христианин, пока не исправит и не очистит себя истинным покаянием, не может Бога с пользой призывать, тем более Отцом называть и эту молитву произносить. Непременно надобно оставить грехи и плотские прихоти, покаяться, и отступить от неправды, по учению апостола: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» ( 2Тим.2:19 ). Ибо как может Ему сказать: «Отче наш», а сам своими нравами уподобляется скотам или дьяволу? Ибо те, которые Бога называют Отцом и молятся: «Отче наш», – должны быть сынами Божиими, а в сынах должны быть свойства, подобные отцу. Итак, должно непременно, подобно блудному сыну, прийти в себя, обратиться и возвратиться к Отцу и перед Ним со смирением признать свой грех: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим» ( Лк.15:17–21 ), – и впредь не отлучаться от Отца Небесного, но Ему от чистого сердца служить, и с Его домашними, то есть с истинными христианами, иметь часть, и так с ними вместе общий испускать к Нему глас: «Отче наш!» 8) Говорится: «на небесех» – не потому, что Бог на небесах заключается, но молящегося от земли отводит и к небесным обителям возводит, – говорит святой Иоанн Златоуст , а также потому, что там и Отечество избранных, и там Бог во славе Своей Себя являет, и души святых Своих увеселяет. Бог же существенно – на всяком месте, на небе и на земле, как Псаломник поет: «Бог наш на небе и на земле» ( Пс.113:11 ). Посмотрим далее, о чем молиться христианам повелел Христос. «Да святится имя Твое». 1) «Да святится имя, то есть да славится имя Твое,» – говорит святой Иоанн Златоуст . 2) Это значит, чтобы мы ничего иного не искали, как только славы Божией. Достойна молитва того, говорит Златоуст, который Бога Отцом называет, ничего не просить прежде славы Божией, но всему предпочитать хвалу Ему. 3) Имя Божие свято и славно и без нашего прославления, но мы должны стараться, чтобы и в нас оно славилось. 4) Имя Божие прославляется, когда слово Его чисто проповедуется, и мы по слову Его жизнь нашу исправляем, как говорит Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

    К. Смотри же, как ясно установляет это Бог для сынов Израилевых. Хотя с мадианитянами сражались избранные по тысяче из каждого колена воины, и приобрели победу, думаю, с трудом и потом, но взятую на войне добычу они немедленно разделили со всем обществом, и таким образом доблестными делами людей мужественных почтено было и остальное множество народа: «разделите, — сказано, — корысти ты и Елеазар жрец и князи отечеств сонма: и разделите корысти между воины ходившими на брань и между всем сонмом» (Чис.31:26-27). Что вместе с избраннейшими и знаменитейшими прославится и несколько недостаточное, идущее позади их величия, это дает понять и божественный Павел: перечислив древних святых, сделавшихся достохвальными по вере и стяжавших лучезарную славу ревностным богопочитанием, говорит: «Все сии умерли в вере, не получив обетований … потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:13, 40), также и к другим (Коринфянам) пишет: вы уже совершенны, «вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1Кор. 4:8). Видишь ли, как вместе с теми, которые достигли совершенства, совершенствуются и те, которые находятся в ряду недостаточных, и благословляются вместе с избранными те, которые по своим силам неравны им? И божественный Давид воспевает: «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю. ... Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; благословляет боящихся Господа, малых с великими» (Пс.113:23, 20-21). Вместе с великими благословляются и называемые малыми, которые хотя не могут похвалиться равною с ними силою и уступают им в готовности переносить страдания, но равняются им, может быть, ревностью и верою и радуют Христа своею посильною твердостью. Моисей и Елеазар могут быть образом единого первосвященника и законодателя Христа, разделяющего народу корысти в присутствии святых Ангелов, образом которых могут быть начальники племен общества. Разве ты не признаешь, что на земле присутствуют многие святые Ангелы, поставленные Богом, чтобы подавать помощь верующим и руководствовать народы?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

    Прокимен на вечерни, гл. 7: «Бог наш на небесах и на земле творит все, что хочет».     Стихи:    1. «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его».    2. «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад».    3. «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад» (Пс. 113:11, 1-3, 5). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6 Августа)     Стихиры на «Господи воззвах», гл. 4:    1. «Прежде крестных страданий Твоих, Господи, гора Фавор уподобилась небу и облако распростиралось над ней, подобно покрову во время Твоего преображения и Отец с неба свидетельствовал о Тебе; там был Петр с Иаковом и Иоанном, ибо им предстояло быть с Тобою и в час предания Твоего на смерть, чтобы, видевши дивное с Тобою, не убоялись Твоих страданий, которым удостой нас поклониться в мире по великой Твоей милости».    2. «Прежде Своих крестных страданий Ты, Господи, возвел учеников на высокую гору и преобразился пред ними, осяивая их лучами Своего могущества, желая показать, как человеколюбием, так и величием, светлость воскресения, которого удостой и нас, Боже, в мире, как Милостивый и Человеколюбивый».    3. «Спаситель преобразившись на высокой горе, чудесно озарил первоверховных учеников, показав, что сияющие высотою добродетели удостоятся Божественной славы; Моисей же и Илия, беседовавшие со Христом, показали, что Он есть Бог, владычествующий над живыми и мертвыми, в древности говоривший через закон и пророков, о Котором из светлого облака свидетельствовал голос Отца, говоривший: «Послушайте Того, Который Крестом пленил ад и мертвым даровал вечную жизнь».     Слава и ныне, гл. 6: «Предзнаменуя Свое воскресение, Христе Боже, Ты взошел на Фавор взяв с собою трех Твоих учеников Петра, Иакова и Иоанна… Во время же Твоего Преображения, Спаситель, гора Фавор озарилась светом. Ученики Твои, Слово Божие, пали лицом на землю, не имея силы видеть невиданный образ: Ангелы служили Тебе со страхом и трепетом, небеса ужаснулись, земля трепетала, видя на земле Господа славы».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010