В периоды постов перед молитвой дня добавлялся ряд ходатайственных прошений (preces feriales). Единственным элементом древнего кафедрального чина В. остался стих Пс 140. 2, ассоциировавшийся с каждением, позднее перенесенным на Magnificat. Отчасти о древней кафедральной традиции напоминали постовые preces feriales, в остальном В. имела исключительно монашеский характер и была заполнена непрерывной псалмодией (в понедельник на ней стихословились Пс 109-113, во вторник - Пс 114-116 и 119-120, в среду - Пс 121-125, в четверг - Пс 131-132 и 134-136, в пятницу - Пс 137-141, в субботу - Пс 143-147). В нек-рые праздники псалмодия варьировалась (напр., 2-я В. Рождества Христова начиналась с Пс 109-111, а затем вместо Пс 112 и 113 звучали Пс 129 и 131), т. о., принцип использования избранных псалмов до нек-рой степени все же соблюдался ( Pascher. 1966). Согласно анализу Х. Бекера, первоначально в богослужении бенедиктинцев (см. ст. Орденов монашеских обряды ) вслед за В. монашеского типа совершался древний обряд благословения вечернего света (lucernaium), каждение связывалось с Пс 140, а ходатайственные прошения произносились ежедневно; если это предположение верно, тогда можно считать, что вслед за монашеской псалмодией следовали 3 основные составляющие древней кафедральной В.: возжжение светильника, вечерний Пс 140 с каждением, моление. Существенное отличие в понимании В. на Западе и на Востоке состоит в том, что в рим. обряде В. (кроме В. под воскресенья и праздники, к-рые имеют 2 В.- «1-ю» (вечером накануне) и «2-ю» (в сам день праздника)) не считается первой службой нового литургического дня. Кроме того, на Западе В., как и др. службы суточного круга, вне мон-рей превратилась из общественной службы фактически в частную молитву, обязательную только для клириков и, как правило, вычитываемую дома (миряне при желании также могли читать дома Бревиарий). Однако из всех служб суточного круга В. сохраняла значение общественной в наибольшей степени, что выражалось в ее частом совершении на приходах и в том, что большой популярностью на Западе пользовался Vesperale - книга, содержащая последование и изменяемые тексты В.

http://pravenc.ru/text/158310.html

111 Что это обетование к сыну его Соломону могло относиться лишь отчасти, а вполне приложимо лишь к Спасителю, – это можно видеть уже из того, что престол сего потомка и царство Его будет «до века» (ст. 13 и 16). Так это было понято и богомудрым пророком Давидом, который в ответ на слова обетования восклицает: „Кто я, Господи, что Ты возвестил о доме раба Твоего вдаль” (ст. 18 и 19; последнее слово указывает, обыкновенно, на далёкое будущее, Исх.22, 37; 37, 26 ); «и соделал его благословенным во веки» (ст. 29). В этом смысле рассуждает, например, бл. Феодорит (тв. т. 1, стр. 382–383). 112 По мнению св. Афанасия Великого , именно это обетование вспоминает у псалмопевца Сам Бог в словах: „Кляхся Давиду рабу Моему: до века уготовлю семя твое” ( Пс.88, 4–5 ) (тв. ч. 4, стр. 325–326). Причём Он именует Христа как родившегося по плоти от семени Давидова, то Давидом (ст. 21), то семенем его (ст. 37; ibid. стр. 328, 331). То же обетование, по мнению святых Киприана Карфагенского (тв. ч. 2, стр. 41), Афанасия Великого (тв. ч, 3, стр. 396) и Златоуста («Толкование на послание к Евреям» стр. 416) воспоминает и сам псалмопевец в словах: „Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем” ( Пс.131, 11 ). Так что, по замечанию св. Иринея Лионского , «один и тот же Сын Божий, Который от плода чрева Давидова т. е. от девы Давидовой и Эммануил» («Против ересей» кн. III, гл. IX, 2; стр. 295), и во исполнение сего-то Писания, – замечает св. Епифаний Кипрский , – «от Давида по преемству семени Мария» (тв. ч. 1, стр. 203), «потому что Давидово семя через Марию восседает на престоле вовек» ( Лк.1, 33 ) (ibid. стр. 206). 113 А по св. Ефрему Сирину , Давид тем, что, перейдя поток Кедрон (ст. 15), удалился на гору Елеонскую, предызобразил Иисуса Христа, пришедшего сюда (в сад Гефсиманский) из Иерусалима перед Своими страданиями (у о. Смирнова стр. 117–118). 114 По мнению которого Ахитофел тем, что, присоединившись к мятежному Авессалому, советовал злое против Давида, предызображал дьявола, вложившего в сердце Иуды Искариота мысль о погублении Спасителя (у о. Смирнова стр. 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

е. учат… предлагая вместо письмен естественную свою красоту, и всем доставляют возможность проходить в них как в книгах находящееся учение о силе и премудрости Божией… Когда увидишь красоту, величие и толикую продолжительность (небес) и светлость и, совокупив все это, – прославишь Творца, то небо возвестит сию славу, воспользовавшись твоим языком, и даст голос слышимый всеми… Ибо не само небо, издавая голос, прославляет Бога, но приводит других к сему (т. е. людей) своим видом и однако-ж оно называется проповедующим славу Божию (толк. Псалт. пс. 18, стр. 113)! Пояснения едва ли нужны! Давид: «День дню передает речь и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их ( Пс. 18 , ст. 3–4). Толкование. «Как бы так говорит Давид: Разве нет речей ни слов у сих бездушных тварей, о которых мы сказали, т. е. у небес, дней и ночей? Разве не слышно их голоса? Ибо как не слышно их голосов (потому, что они не имеют голосов), то явно, что нет у них речей, ни слов, поскольку речи и слова состоят из частей членораздельного голоса. Сделав вопрос, он решает его так: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их» ( Пс. 18:5 ). Да, продолжает толкование, ответствуем: столь много слов у неодушевленных небес, дней и ночей, что вся земля наполнена вещаниями, и голосом их, тем способом, о котором мы сказали, т. е. что разумные люди, видя красоту и стройность небес и дней и ночей, побуждаются прославлять Творца их. Почему славословие и благодарные голоса словесных людей почитаются голосами безсловесных небес» (Толк. Псалт. стр. 114). Из сказанного достаточно понятно, что под небесами, днями и ночами прор. Давид разумел и говорил именно «о бездушных тварях», с чем согласны такие великие отцы, как Златоуст, Григорий Богослов , Григорий Нисский , Афанасий великий и Кирилл, и лишь только безымянный толковник пытается «речам дней и ночей» придать иносказательный смысл. «Прилично, говорит, выражение «ночь ночи открывает знание», – отнести к Иуде, заключившему постыдный торг с фарисеями», а выражение: «день дню передает речь», – к благовестию Архангела Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

108 Слово πασαν ­ «всю», в ал. код. и ват. т. не читается, потому не перев. и в ц.-сл. 109 Объяснение св. Иоанна Златоуста на последующие главы книги пророка Исайи начиная с 11-й ст. VIII-й гл. до LXIV-й гл. включительно, на греческом языке не сохранились, по крайней мере учеными патрологами не найдено, но сохранилось на армянском языке и было издано в Венеции в 1887 г. мекитаристами в латинском переводе. По переводу и изданию мекитаристов сделан и наш перевод в этой части объяснения св. Иоанна Златоуста на книгу пророка Исаии. На полях указаны соответствующие страницы латинского перевода мекитаристов. 110 Св. И. Златоуст, вероятно, имеет здесь в виду рассказ 4 Царств относительно Меши, царя моавитского, который, во время войны против него Иорама и Иосафата, на стенах города принес своего сына во всесожжение. Об Аммоне, царе иудейском, оставившем Господа и служившем кумирам, книга Царств такого свидетельства не содержит (см. 4Цар.21:19—26). 111 В русском переводе этих слов нет. 112 В русском переводе этих слов нет. 113 В русском переводе этих слов нет. 114 В русском переводе этих слов нет. 115 В русском переводе этих слов нет. 116 Далее в кодексе недостает нескольких листов 117 Толкование св. Иоанна Златоуста на книгу св. пророка Захарии, о котором он здесь упоминает, до последнего времени не найдено 118 В (Быт.15:13), в словах Бога Аврааму относительно имеющего произойти от него потомства, время пребывания евреев в Египте определяется, как в еврейско-масоретском т., так и в переводах, в четыреста лет. Но в (Исход 12:40—41), а также в (Галат.3:17), оно определяется в четыреста тридцать лет. Св. И. Златоуст берет последнюю дату, и применяет ее к (Быт.15:13). 119 Этих слов в еврейско-масоретском тексте Псалтири не находится. Подобные им по смыслу читаются в (Пс. 49:16): «Грешнику же сказал Бог: «зачем ты проповедуешь уставы Мои и содержишь завет Мой уста ми твоими?..» Но замечательно, что в изъясняемом здесь месте пророчества Исаии читаются слова, подобные тем, которые названы словами из еврейского псалма, а именно: Adoaj lareschajim.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3401...

Псалом 114 Господь слышит молитву праведника и спасает его от смертных болезней. Аллилуиа. То-есть: «хвалите Бога». 1–2. Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо свое мне: и во дни моя призову. Возлюбил я, точнее – мне отрадно то, что Господь слышит глас моего моления, – что приклоняет ко мне ухо свое, или внимательно выслушивает мою молитву, которая, разумеется, возносится при стройном пении псалма. – Посему, и во дни моя – и во все дни моей жизни я буду призывать Господа на помощь мне, – что бы Господь миловал и спасал меня (ст. 4–5). 3–4. Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах: о Господи, избави душу мою: Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует. Когда объяли меня болезни смертные и обретоша – постигли беды или бедствия, кои могли свести меня во ад – в могилу, когда я встретил скорбь и болезнь; то я молитвенно призвал имя Господне, т. е. обратился к милости и помощи Господа... Я сказал: «О, Господи! избавь душу мою». – Я знаю, что Господь Милостив и Праведен, и Бог наш милует, а потому я и обратился к Нему за милостью. 5–8. Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых. Особенная милость Господа проявляется в Его отеческом попечении. – Господь хранить младенцев. Так, Он сохранил Измаила, сына Авраама от рабыни его Агари, когда она с сыном томилась смертельной жаждой в пустыне, и впоследствии! произвел от него целый народ. Так, Он сохранил в Египте Моисея, который был оставлен матерью на волнах быстрого течения Нила, воспитал его при дворце и прославил, как знаменитого вождя своего народа. Так, Он благословил рождение Самуила, хранил и воспитал его при скинии, а потом явил величайшим пророком. Так Господь хранит не только младенцев и юных, но и всех взрослых, кто простодушны и незлобивы, как дети. – Зная о таком попечении Божием, и я, говорит псалмопевец, смирихся – сознал свою немощь, с кротостью младенца покорился воле промысла Божия к своих бедствиях, и Господь спас меня. – Возвратись, душа моя, в покой твой, или успокойся, в виду явной помощи Божией, ибо Господь облагодетельствовал тебя: Он избавил душу мою от смерти, очи мои от слез, и ноги мои от поползновения – от поскользновения, преткновения и падения; иначе – избавил от падения, страдания и самой смерти. А потому буду я благоугождать Господу во стране или на земле живых: ибо «не мертвые восхваляют Господа, ни все нисходящии во ад, но живые...» ( Пс.113:25–26 ). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

« Я приклонил сердце мое к исполнению оправданий Твоих на век, ради воздаяния » (ст. 112). Способность воли у человека подобна весам, и эти весы держат ум, как управляющее начало. Когда кто склоняется к благочестивым мыслям, то и коромысло весов склоняется в сторону добра. Это я и сделал, говорит пророк; и притом — не иногда « приклонил », иногда — нет, но « на век », то есть, во все дни жизни моей. Я радуюсь им, находя в них воздаяние себе. « Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку » (1 Кор. 2:9), вот каково наше воздаяние. Блага и созданы для благих. « Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил » (ст. 113). Подавляя свои греховные склонности, я выше всего поставил Твой закон. Вот чем хвалятся святые. Так и в другом псалме он говорит: « не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли? Совершенною ненавистью возненавидел я их: они стали для меня врагами » (Пс. 138:21, 22). Как любящий свет ненавидит тьму, так любящий закон Божий ненавидит беззаконные мысли и дела, так что отвращение к ним неотделимо от любви к обетованиям закона. В таком настроении пророк восклицает: « Ты — мой помощник и заступник, на слова Твои я уповал » (ст. 114). Не без Твоей помощи я достиг этого, но опираясь на Твою руку и питаясь надеждой на Тебя. Я не возлагал упования ни на богатство, ни на честь и славу мирскую, ни на человеческую помощь, но на Твои слова. Подобное этому сказал один из мудрых: человеческой помощи не дай мне. « Удалитесь от меня, лукавые, и я буду поучаться в заповедях Бога моего » (ст. 115). Он отгоняет от себя всякое нападение демонов и дурных мыслей, чтобы заповеди Божии соблюдать в себе словом и делом. Это именно значит: « поучаться ». И своим лукавым помыслам, и тем, кто пытался давать мне злые советы, я, говорит, отвечал, чтобы ничего подобного мне не внушали, потому что жизнь по заповедям Божиим для меня дороже всего. Я не просто следую им, но исполняю их со всею тщательностью, чтобы ничего из них не утаить, но исполнить все, что повелел Господь всяческих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

112:7), «я благословлю Тебя отныне и вовек» (Пс. 113:26) и «буду ходить пред лицем Твоим на земле живых» (Пс. 114:9). «Разреши узы мои» (Пс. 115:7), «ибо велика милость Твоя» (Пс. 116:2). Когда «в тесноте воззову к Тебе, Господи, услышь меня» (Пс. 117:5), (дав мне) простор. «Укажи мне, Господи», чтобы я жил и «пути уставов Твоих держался до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Я заблудился, как овца потерянная» (Пс. 118:33—34, 176); взыскав, «избавь душу мою» (Пс. 119:2). «Охрани выхождение мое и вхождение мое» (Пс. 120:8), да «станут ноги мои во вратах Твоего Иерусалима» (Пс. 121:2). «К Тебе возвожу» душу мою и «очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1): «избавь душу мою из сети ловящих» (Пс. 123:7), чтобы я «не простер рук своих к беззаконию» (Пс. 124:3). «Да будут уста мои полны веселия и язык мой — пения» (Пс. 125:2). «Не оставь меня в стыде» (Пс. 126:5) и «благослови меня с Сиона, чтобы увидел я благоденствие Иерусалима» (Пс. 127:5); «да постыдятся все ненавидящие Сион» (Пс. 128:5).     «Да будут уши Твои внимательны к голосу моления» (Пс. 129:2) раба Твоего, Господи. Пусть «не надмевается сердце мое и не возносятся очи мои» (Пс. 130:1), но да пребываю в смирении, «доколе не найду места Господу, жилища» — Богу «Иакова» (Пс. 131:5). Где Ты «заповедал благословение и жизнь навеки» (Пс. 132:3), там я подниму «руки мои к святилищу и благословлю Тебя» (Пс. 133:2), Который будет «судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится» (Пс. 134:14). «Боже богов и Господи господствующих» (Пс. 135:2—3), «плачу» (Пс. 136:1) и «поклоняюсь пред святым храмом Твоим» (Пс. 137:2); «испытай меня и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23—24). «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани от притеснителей» (Пс. 139:5). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред Тобою» (Пс. 140:2), Господи. «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое» (Пс. 141:7), Господи. «Услышь» меня, Господи, «по истине Твоей и не входи в суд с рабом Твоим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

87:2–3;15–16), о Его страданиях за людей (Пс. 87:4–8;17–18), о том, что даже близкие удалились от Него во время взятия Его под стражу (Пс. 87:9;19). Эти события были предсказаны не только царем Давидом, но и другими пророками. Наконец, в приведенных стихах автор пророчествует о нисхождении Христа во ад. О том, что мертвые были лишены возможности видеть лицо Божие и чудеса Его. Живые были вразумляемы наказаниями и ободряемы милостями Божиими, но не мертвые. Они находились во мраке, потому что до сошествия Христа во ад были лишены света Божия. И вот Христос является к усопшим. Об этом пишет Апостол Петр: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо (nekrois eueggeliste), чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр. 4:5–6). Говорил Господь во аде не только Ветхозаветным Праведникам, но и всем умершим за всю историю человечества: «…быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя…». (1 Петр. 3:18–20)» 113 Псалом тоже часто используется сектантами. Из него приводятся следующие строки: «Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу» (Пс. 113:25). «Чтобы понять, что здесь имеются в виду не мертвецы, достаточно дочитать Псалом до конца, — замечает Д. Евменов. — В следующем стихе говорится: " ..но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек» (Пс. 113:26). Итак, мертвыми св. царь Давид называет здесь не скончавшихся, но погибших в нечестии… Им противопоставлены праведники, прославляющие Бога не только в этой жизни, но и «во век», то есть и в загробном мире. Развивая эту мысль в следующем псалме, псалмопевец пророчествует о том, как души людей будут избавлены Спасителем от власти преисподней: «Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых» (Пс. 114:7–8)» . Однако Псалтирь говорит не только о смерти нравственной, но и описывает судьбу тех, кто умирает физически.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Стих: «Ведом во Иудее Бог, у Израиля велико имя Его» (Пс. 75:12, 2).     Аллилуйя: «Приидите, воспоем Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего».     Стих: «Предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему» (Пс. 94:1-2).     Причастный: «Хвалите…».     Шестая неделя — Ваий.     В понедельник, на 6 часе, прокимен, гл. 6: «Да веселится сердце ищущих Господа».     Стих: «Славьте Господа, призывайте имя Его» (Пс. 104:3, 1).     2 прокимен, гл. 6: «Благословен Господь Бог Израилев от века и до века».     Стих: «Славьте Господа, ибо Он благ» (Пс. 105:48, 1).     На вечерне, прокимен, гл. 4: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».     Стих: «Так да скажут избавленные Господом» (Пс. 106:1-2).     2 прокимен гл. 7: «Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя».     Стих: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.107:6, 2).     Во вторник, на 6 часе 1 прокимен, гл. 4: «Помоги мне, Господи Боже мой; спаси меня по милости Твоей».     Стих: «Боже хвалы моей, не предай забвению» (Пс. 108:26, 1).     2 прокимен, гл. 4: «Ты священник вовек по чину Мельхиседека».     Стих: «Сказал Господь Господу моему: сиди по правую сторону Меня» (Пс. 109:4, 1).     На вечерне. 1 прокимен, гл. 4: «Начало мудрости — страх Господень».     Стих: «Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим» (Пс. 110:10, 1).     2 прокимен, гл. 4: «Благ Он и милосерд и праведен».     Стих: «Блажен муж, боящийся Господа» (Пс. 111:4, 1).     В среду, на 6 часе 1 прокимен, гл. 4: «Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне».     Стих: «Да будет имя Господне благословенно от ныне и во век» (Пс. 112:1-2).     2 прокимен, гл. 6: «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю».     Стих: «Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс. 113:23-24).     На вечерне. 1 прокимен, гл. 4: «Буду ходить пред лицем Господним на земле живых».     Стих: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое» (Пс. 114:9, 1).     2 прокимен, гл. 4: «Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Будучи первопричиной всех и вся, Он требует прославления Себя. Поэтому в очень многих местах Священного Писания Он называется «Богом славы» ( Деян.7:2 ). Выше я уже говорил, что Бог желает славы Себе, поскольку, если вы будете воздавать славу Богу, первопричине ваших успехов как мастеров и учителей, то слава, воздаяемая Ему, возвращается от Бога к вам, причем в гораздо большей степени, чем вы получили бы сами, если бы удержали ее для себя, а не отдали Ему. Именно это обещает Бог Самуилу: «Я прославлю прославляющих Меня» ( 1Цар.2:30 ). Итак, провозглашайте вместе с Давидом: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» ( Пс.113:9 ). И славьте вместе с премудрым Зоровавелем: «От Тебя мудрость, и Твоя слава, а я Твой раб» ( 2Езд.4:59 ). Ремесленникам не следует завидовать друг другу И последнее. Остерегайтесь, братья, завидовать другим мастерам, поскольку сходство природы и ремесла, как в любом деле, естественным образом объединяет похожих людей и побуждает их любить друг друга и взаимно радоваться удачам и преуспеванию друг друга. Как говорит Сирах, «всякое животное любит подобное себе, и всякий человек – ближнего своего. Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе» ( Сир.13:19–20 ). И продолжает: «Птицы слетаются к подобным себе» ( Сир. 27:9 ). А общей для всех философов аксиомой является изречение: сходство порождает дружбу 113 . И хотя сходство – причина любви и горячего стремления людей друг к другу, тем не менее завистник и ненавистник добра дьявол извращает эти понятия и не перестает такое сходство делать причиной ненависти, раздора и зависти, подвигая земледельца завидовать земледельцу, портного портному, горшечника – горшечнику, столярастоляру, художника – художнику и так далее. Собратья по ремеслу и цеху завидуют друг другу. Как сказал поэт Гесиод: «Зависть питает гончар к гончару и к плотнику плотник, нищему нищий, певцу же певец соревнует усердно» 114 . Эта зависть имеет обыкновение развиваться у тех собратьев по ремеслу, из которых одни неуспешные и негодные, а другие успешнее и лучше их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010