2Пет.1:11. 89 Еф.1:17. 90 Еф.1:19–21. 91 Кол.3:1–3. 92 Евр.1:3. 93 . Евр.4:14. 94 Слово «исповедание» (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода «надежда» (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 95 Евр.6:19. 96 Евр.8:1. 97 Евр.9:24. 98 Евр.10:12–13. 99 Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 100 Евр.10:20. 101 Ин.14:4. 102 Ин.14:3. 103 Св. Григорий Богослов. Собрание творений… Т.1. С.648 (PG 36. 592А) 104 2 Кор. 12:2–4. 105 2Кор.12:2. 106 2Кор.12:3–4. 107 2Кор.12:3–4. 108 Евр.1:3. 109 Евр.6:20. 110 Последование Литургии, ектения «Вся святыя помянувше» после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 111 Евр.10:19–22. 112 Евр.12:18–19. 113 Евр.12:22–24. 114 Откр.3:12. 115 Лк.23:43. 116 Пс.46:9. 117 Пс.96:1. 118 ο λαικς — лаик, мирянин. 119 Ср.: 1 Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 120 δημοσα — перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: «Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию» (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 121 αξωμα διδασκαλικν — учительское достоинство есть власть «учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают» (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553). 122

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=701...

Хлеб ангельский яде человек. ( Пс. 77:25 ) Предание говорит, что Пресвятая Дева Мария, по введении во храм, живя при нем, вкушала пищу, которую ежедневно приносил Ей ангел. В предании изображено и то, как святитель Захария удивлялся сему. «Кая есть приносимая пища, от которого хранилища взимаемая, и которая рука той хлеб сотвори?» 110 Что пища эта была вещественная, в сем не может быть сомнения; ибо тело Приснодевы, по закону нашего естества, требовало соответственного себе питания. Притом первосвященник Захария своими очами видел, как ангел в человеческом образе входил к Ней: «безплотный приношаше Ей пищу, питающую плоть; естеством невещественный подаваше Деве кошницу вещественну» 111 . Народу Божию не неизвестна была ангельская пища. Псалмопевец, воспоминая чудеса, какие Господь проявлял в жизни израильтян, между прочим указывал на то, что некогда хлеб ангельский яде человек. Это было, когда евреи питались манною в пустыне: «И одождил на них Господь манну в пищу, и хлеб небесный дал им» ( Пс. 77:24 ). Почему же манна названа ангельским хлебом? «По способу получения и по существу своему» 112 . Она ниспосылаема была с неба и подаваема была ангелами 113 . По существу приспособленная ко всякому вкусу 114 , она всем нравилась, и не только питала тело, но и души, ибо направляла их к вере. Почему апостол и сказал о евреях, что они брашно духовное ядоша ( 1Кор. 10:3 ). Подобный сему хлеб приносим был ангелом и Деве Марии. Это была пища «сладкая», как заметил один святой отец 115 , следственно походившая на манну. Но лучшая ее приправа была ангельская беседа; ибо по преданию известно, что приносивший ее ангел оставался с Пречистою Девою беседовать. Каким же хлебом питаемся мы? Ответ на это простой: тем, какой кому Бог посылает. Но при сем мы не должны забывать главное, что не о хлебе едином жив будет человек ( Мф. 4:4 ). Слова сии первоначально сказал Моисей, подразумевая манну, которая неизвестна была израильтянам, и объясняя им, что кроме хлеба есть предметы, к поддержанию жизни способствующие, как эта самая манна ( Втор. 8:3 ), которая по слову Господню заменяла всякую пищу, какой бы кто ни захотел 116 . Потом и Сам Спаситель подтвердил, что «не хлебом одним живет человек, но всяким словом Божиим» ( Лк. 4:4 ). Здесь должно разуметь не только слово Божие в собственном смысле, все священное писание, но и учение церковное, а также повествования о том, как люди святые сами исполняли и других учили исполнять заповеди Божии, чему веровать, что делать, чтобы Богу угодить. При таком духовном питании, забывается часто и голод телесный. Эта пища есть хлеб душепитательный, божественный, ангельский, небесный.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать ребенка заучиванием наизусть некоторых молитв, Символа веры и избранных псалмов, например: «Живый в помощи Вышняго…» (Пс. 90), «Господь просвещение мое…» (Пс. 26), и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, — не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно. Особенные тонкости и предосторожности по сему предмету не совсем уместны. Нужно вести дело проще, с надеждой на помощь Божию, которой и всегда просить должно за молитвы блаженного нашего отца (Макария). 111. Приветствие детям Приветствие мое о Господе N.N.; от всей души желаю им наслаждаться детским покоем, в непонятном для них мире духовном, дондеже будут разумевати. Не вотще сказано: «Приложиши разум, то есть разумение, приложится и печаль». Впрочем, отцу и матери желаю, взирая на ангельское пребывание детей, получать утешение и отраду души в случающейся и встречающейся печали. 112. Об осторожности в разговорах с неверующим В большие толки с братом своим не пускайтесь. Желая ему принести душевную пользу, остерегайтесь, как бы не повредить и себя. Знайте, что вы через брата должны будете в таком случае выслушивать глубины сатанины, то есть пагубные вражии возражения и сомнения, которые он изобретал в продолжение восьми тысяч лет. В силах ли будем опровергать это? и можем ли без вреда выслушивать? Одно посоветуйте брату вашему, чтобы он ни с кем не спорил о понятиях нынешних людей, которые, будучи побеждены грубыми наслаждениями временной жизни, хотят обвинить Бога, почему Он невольно не удержал их от зла. По сей причине и притворяются они непонимающими, для чего Бог создал человека со свободной волей. 113. Школьные смуты Как-то вы там, вблизи школьных смут, пребываете? Если когда-либо, то в настоящее время еще более потребны вера и упование и прошение милости и покрова Божия. Силен Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по заповедям Его святым; только о взаимном мире да не нерадим. И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Бозе, точию не человекоугодием по духу мира. Разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных. Еже буди нам иметь помощию Божиею, за молитвы блаженного нашего отца. Также да не забываем слов апостола: «Терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше» (Евр. 10: 36), и других. 114. О людской лжи

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

34. Pag. 968. 35. Pag. 968. 36. Pag. 968. 37. Pag. 969. 38. Pag. 970. 39. Pag. 970. 40. Pag. 970. 41. Pag. 972. 42. Pag. 974. 43. Pag. 974. 44.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974). 45. Pag. 974. 46. Pag. 974. 47. Pag. 975. 48. Pag. 975. 49. Pag. 976. 50.  Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17). 51. Pag. 976. 52. Pag. 1084. 53. Pag. 1071. 54. Pag. 1069. 55. Pag. 1069. 56. Pag. 1069. 57. Pag. 1067. 58. Pag. 1071. 59. Pag. 1069. 60. Pag. 1077. 61. Алфавитный патерик. 62. Pag. 1077. 63. Pag. 1077. 64. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269. 65. Pag. 1073. 66. Pag. 1073. 67. Pag. 1073. 68. Pag. 1073. 69. Pag. 1075. 70. Pag. 1075. 71. Pag. 1075. 72. Pag. 1075. 73. Pag. 1075. 74. Pag. 1075. 75. Pag. 1075. 76. Pag. 1075. 77. Pag. 1075. 78. Pag. 1075. 79. Pag. 1075. 80. Pag. 1075. 81. Pag. 1076. 82. Pag. 1076. 83. Pag. 1076. 84. Pag. 1076. 85. Алфавитный патерик. 86. Pag. 1076. 87. Алфавитный патерик. 88. Pag. 1076. 89. Pag. 1076. 90. Pag. 1076. 91. Pag. 1076. 92. Pag. 1076. 93. Pag. 1076. 94. Pag. 1076. 95. Pag. 1076. 96. Pag. 1076. 97. Pag. 1076. 98. Pag. 1077. 99. Pag. 1077. 100. Pag. 1077. 101. Pag. 1077. 102. Pag. 1077. 103. Pag. 1077. 104. Pag. 1077. 105. Pag. 1077. 106. Pag. 1077. 107. Pag. 1077. 108. Pag. 1077. 109. Pag. 1077. 110. Pag. 1077. 111. Pag. 1077. 112. Pag. 1078. 113. Pag. 1078. 114.  …все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16). 115. Pag. 1078. 116. Pag. 1078. 117. Pag. 1078. 118. Pag. 1078. 119. Pag. 1078. 120. Pag. 1078. 121. Pag. 1080. 122. Pag. 1080. 123. Pag. 1080. 124. Лк. 12. 35. 125. Pag. 1080. 126. Pag. 1080. 127. Pag. 1080. 128. Pag. 1080. 129. Pag. 1080. 130. Pag. 1080. 131. Pag. 1080. 132. Pag. 1080. 133. Pag. 1080. 134. Pag. 1080. 135. Pag. 1080. 136. Pag. 1081. 137. Pag. 1081. 138. Pag. 1081. 139. Pag. 1081. 140. Pag. 1081. 141. Pag. 1081. 142. Pag. 1081. 143. Pag. 1081. 144. Pag. 1081. 145. Pag. 1081. 146. Pag. 1081. 147. Pag. 1081.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

82. Лк.23:43. 83. Ин.14:3. 84. Деян1:11. 85. 1Пет.3:22. 86. 2Пет.1:11. 87. Еф.1:17. 88. Еф.1:19-21. 89. Кол.3:1-3. 90. Евр.1:3. 91. Евр.4:14. 92. Слово " исповедание " (η ομολγια) из предыдущей цитаты является в греческом языке словом женского рода, и к нему можно отнести местоимение (ην, которое в Евр.6:19 относится к слову также женского рода " надежда " (η ελπς) из Евр.6:18: Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду. 93. Евр.6:19. 94. Евр.8:1. 95. Евр.9:24. 96. Евр.10:12-13. 97. Пасхальное песнопение, вошедшее в чин божественной литургии восточного обряда (окончание проскомидии). 98. Евр.10:20. 99. Ин.14:4. 100. Ин.14:3. 101. Св. Григорий Богослов. Собрание творений... Т.1. С.648 (PG 36. 592А). 102. 2 Кор. 12:2-4. 103. 2Кор.12:2. 104. 2Кор.12:3-4. 105. 2Кор.12:3-4. 106. Евр.1:3. 107. Евр.6:20. 108. Последование Литургии, ектения " Вся святыя помянувше " после Евхаристического канона: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественною благодать и дар Святаго Духа, помолимся. 109. Евр.10:19-22. 110. Евр.12:18-19. 111. Евр.12:22-24. 112. Откр.3:12. 113. Лк.23:43. 114. Пс.46:9. 115. Пс.96:1. 116. ο λαικς - лаик, мирянин. 117. Ср.: 1Тим.2:12: а учить жене не позволяю. 118. δημοσα - перед народом, публично. В Синтагме Матфея Властаря есть Закон Δ,7: " Ни один клирик, ни монах, ни воинствующий, ни другой кто не должен собирать толпы народа и публично рассуждать о вере; ибо он наносит оскорбление Халкидонскому собору, который все установил должным образом; посему, если клирик сделает это, он должен быть исключен из собрания клириков, если воинствующий, должен быть исключен из войска, а прочие должны быть наказаны, каждый по своему состоянию " (Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996. С.182). 119. αξωμα διδασκαλικν - учительское достоинство есть власть " учить народ Господень и истолковывать божественные догматы, власть, данная благодатию Всесвятого Духа одним (μνοις) архиереям и тем, кому они поручают " (Толкование Зонары и Вальсамона на 64 Правило VI Вселенского собора). Здесь, следовательно, говорится в строгом смысле слова о публичной проповеди догматического содержания (Правила православной церкви. С толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 1994. Т.1. С.553).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

16 Ноября. 113. О, как я должен искать и жаждать Господа, по возможности, каждый день в св. Его Таинствах, говоря, не приидет ли ко мне?. „Пою и разумею в пути непорочне, когда, приидеши ко мне, Господи? ( Пс.100:2 ).“ „ Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое ( Пс.56:8 )“. Сохрани и утверди и усоверши сколь возможно более в этой готовности до того отрадного момента, когда „приидеши ко мне“ уже не для того, чтобы от меня быть отогнанным смрадом грехов моих! 16 Ноября. 114. Не сразу, как только захочешь быть добрым, и станешь им. Нет, всякий шаг на пути к твоему усовершенствованию покупается не только ценою побед, но и поражений. Например, захочешь ли стяжать смирение, падешь не раз и гордостью и прочими нарушениями добродетели смирении. И так во всякой добродетели. Двоякое значение этих наших поражений на пути к той или другой добродетели: 1) лучше познается (опытно) ценность и превосходство ее, сильнее разжигается любовь и стремление к добродетели и совершеннее усвояется она во всей ее глубине и силе; 2) указанные поражения приучают нас к терпению и неотступной жажде всех добродетелей. Только не надо ослабевать в терпении этом и этой неотступности, рождающих удивительный и сладчайшие состояния духа еще до стяжания добродетели. Стремясь настойчиво и пламенно к стяжанию совершенства и дерзновения у Господа, не будем смущаться, что нам не сразу удается то или другое, а тем более не должно ослабевать и падать духом. Чем сильнее поводы к этому падению и чем мы терпеливее, тем более усердным явится наше желание и тем достойнее мы покажем себя его осуществления, которое непременно придет от Благосердого Господа. 16 Ноября. 115. Господи! Даруй мне сделать все благое, что я могу и что Ты судил, с Твоею помощью, мне сделать! 17 Ноября. 116. Если тебе кажется, с одной стороны, что сила Божия может почить и творить славное в твоих немощах, то вспомни, с другой стороны, что эти немощи могут и останавливать помогающую руку Божию. Ибо и Господь не пометает бисера пред свиньями. Так если думаешь, что ты значишь кое-что, смирись от своих немощей, и уверь себя, что ради этих-то немощей Господь строжит нас и медлит явить Свою милость нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Путь жизни есть получение в наследство земли, на которой будут некогда обитать одни праведные. Палестина такой землей никогда не считалась: на ней были и предполагались беззаконники. Эта земля тождественна с упоминаемой в Пс. 36:9 – землей будущей блаженной жизни праведников. Притч. 7:26–27 . Многих блудница повергла ранеными, и много сильных убиты ею (– лишила жизни. 1:32; 24:11. πεφνευκεν). Дом ее – пути в шеол, нисходящие (– Быт. 37:35 ) во внутренние жилища смерти. Следствием сношений с блудницей представляется и физическая смерть, и духовная смертоподобная жизнь в шеоле. Пс. 48:15 – смерть упасетъ ихъ. Это выражение, кажется, трудно примирить с несчастной земной только жизнью. Притч. 9:18 . И он (юноша, отправляющийся к блуднице) не знает 113 , что рефаимы (– обитатели шеола. Ис. 14:9 ) там, и что в глубине 114 шеола зазванные ею. Приглашенные и посещающие блудницу не могут надеяться на истинную, нормальную жизнь в земном и загробном мире. Все вошедшие к ней с первого посещения могут быть причислены к обитателям самого глубокого и, следовательно, мрачного шеола ( Втор. 32:22 ). В противоположность праведникам, соединяющимся с «народом» ( Быт. 25:8 ), блудники делаются сожителями злых рефаимов. Очевидно, писатель говорит о печальном посмертном состоянии грешников. В противоположность такой печальной участи грешников, праведников ожидает благо и счастье. Притч. 12:28 . На пути правды жизнь () и на стезе ее нет смерти –. По смыслу древних переводов, нужно читать: – «к смерти», у LXX: ες θνατον; Вульгата: ad mortem; таргумы: in mortem 115 . Но ввиду явного противоречия между собой двух половин стиха критики текста сочли древнюю огласовку слова неверной. Принимая во внимание употребление другой пунктуации того же слова в других местах Библии: – со значением «не» , – они признали более правильным это последнее чтение. Слову можно придать значение «бессмертие». В заключение высказанных ранее замечаний о значении мудрости писатель указывает на самое главное и высшее преимущество ее – мудрость дарует жизнь и бессмертие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

279–286 – чин исповеди; л. 281–281 об. – Наставление–вопросник; л. 282–282 об. – поновление мужчинам; л. 287–292 об. – канон за епитимью; л. 363 об.–365 – поновление инокам. Описание: Описание рукописей Соловецкого монастыря... Ч. 3. Отд. 1. С. 101–131. Солов. 1086/1195. Требник. Конец XV в. 4°. 334 + I л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, вид: Лихачев, 1282, 1284 (1499 г.); 2) Три горы с крестом, вид: Лихачёв, 1225 (1488–1489 гг.). Содержание: л. 92 об.–111 – чин исповеди; л. 95–97 – поновление мирянам; л. 97–98 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 98 об.–99 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 100–101 – поновление инокам и священникам; л. 108–110 об. – молитва разрешительная; л. 113 об.–114 об. – чин причащения больного. Описания: Описание рукописей Соловецкого монастыря... Ч. 3. Отд. 1. С. 89–100; ПС XV, 3295. Солов. 1092/1201. Требник. Вторая половина XVI в. 4°. 221 + I л. Филиграни: 1) Орёл в щите с цветком и подножием с литерами, вид: Брике, 331 (1582–1585 гг.); 2) Башни с воротами, тип: Брике, 15966 (1557–1579 гг.); 3) Литера Р с цветком, тип; Пиккар IV, VII, 1814–1815 (1570 г.); 4) Цветок с пятью лепестками, не отожд. Записи: л. I – «Потребник Яретшои волости церковнои», «Лета 7140». На л. 26 в ектенье упоминается «царь и великий князь Иван». Содержание: л. 65–77 – чин исповеди священников; л. 75–77 – поновление священникам и дьяконам; л. 184–200 – чин исповеди мирян; л. 187 об.–191 – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 191–193 – вопросник женщинам (Ж-Арханг. 38); л. 193–194 об. – поновление; л. 196 об. 198 правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»). Описание: Описание рукописей Соловецкого монастыря... Ч 3. Огд. 1. С. 134–137. Издание: Алмазов. Т. 3. Приложения ко второму тому. С. 29 (чин исповеди священников только молитвы). Солов. 10 99/1208 Требник. Конволют середины XVI в.: 1) л. 1–180, 188–236, 241–271; 2) л. 181–187, 237–240, 272–336. 4°. 336 + II л. Переплёт – доски в белой коже. Филиграни: первая часть: 1) Кувшин с литерами IGO/VLLA, вид: Брике, 12837 (1546 г.); 2) Кувшин с литерами NB/IIII, вид: Брике, 12769 (1546 г.); 3) Литера Р с цветком, вил: Брике, 8645 (1538–1541 гг); 4) Литера Р с цветком, близкий; Брике, 8712 (1544 г ); 5) Рука с короной, вид: Брике, 11041 (1543 г.); 6) Щит со зверем, цветком и подножием с литерами IW, тип: Лауцявичус, 961 (1566 г); вторая часть: 1) Башни, вид: Хивуд, 3934 (1568 г); 2) Кувшин с цветком и литерами тип: Брике, 12746 (1556 г.) Записи: л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Древние Евреи употребляли ветви и плоды гранатины. Ветви гранатового дерева, наравне с ветвями многих других дерев, служили украшением в праздник Кущей. Из гранатовых яблок Евреи выжимали сок, который заменял иногда виноградное вино ( Песн.8:2 ). Изящная форма гранатовых яблок служила для еврейских художников образцом в их занятиях. По образцу гранатовых яблок украшены были капители медных столпов в храме Соломоновом ( 3Цар.7:18,20,42 ; 4Цар.25:17 ); по их же образцу делались украшения на обшивках в первосвященнической одежде ( Исх.28:33,34 ). Гранатина и доселе принадлежит к очень обыкновенным растениям в Палестине и Египте 112 . Плоды ее созревают ныне в конце августа и бывают трех родов: кислый, сладкий и кисло-сладкий. Из кислых плодов приготовляется или небогатое вино, или легкий уксус. Плоды же двух других сортов обыкновенно подаются на стол иногда просто, а иногда с приправою. Приправа состоит в том, что гранатовые яблоки, поданные на стол в разрезанном виде, посыпаются сахаром и вспрыскиваются розовой водою. 3. Масличное дерево было главным произведением Обетованной земли: оно и доселе, по словам А. Н. Муравьева (Письма с Востока. Спб. 1851. ч. II, стр. 137), составляет «необходимую ее принадлежность». Масличное дерево растет медленно и достигает значительной высоты около 7 или 8 лет. Оно имеет гладкую серую кору и весьма раскидистые сучья ( Ос.14:7 ). В конце XI в. путешественники видели на Масличной (Елеонской) горе, такие масличные деревья, что под тенью каждого из них могло поместиться более ста человек 113 . Толстые листья масличного дерева обыкновенно бывают сверху тёмно-зелёного, а снизу серого цвета; зелень масличных листьев не изменяется почти никогда ( Пс.52:10; 11 :И28; 3Иер.11:16; Ос.14:7 ). Бревно маслины замечательно по своей крепости и употребляется для столярных изделий: ибо доски этого дерева широки, а в отделке представляют вид мрамора с разными узорами. Некоторые из масличных дерев, сохранившиеся доселе от прежнего Гефсиманскаго сада, имеют в обхвате около 2½ сажен 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Доблестью ли поступлюсь ради нечестной добычи? 1437 (3) Нечестной добычей являются наслаждения и огорчения, приобретения и страхи или, вообще говоря, различные душевные страсти, которые приятны ныне, но о которых сожалеешь после. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» 1438 (4) Очевидно, что отказывающиеся хорошо вести себя, сами того не ведая, упускают свою же выгоду. Поэтому они не в силах сами решить, о чем следует просить Бога, а значит, они не только не получат ничего из того, значения чего они не в силах понять, но даже получив, они не смогут это оценить, не зная что с этим даром делать. Бесполезны благие дары тому, кто по причине своей неискушенности и невероятной глупости не понимает их ценности. Необразованность – причина их неведения. (113,1) Только бесконечное упрямство, как мне кажется, подпитывает хвастовство такой души, которая, будучи в добром здравии, все же противится обстоятельствам: Пусть творят что хотят, не мое это дело. Я же с праведностью в союзе, и хороши будут мои дела. 1439 (2) Чистая совесть позволяет душе оставаться святой перед Богом и праведной перед людьми, сохраняя в чистоте ее мысли, ясными слова и справедливыми дела. (3) Получив такую силу от Господа, душа печется уже только о том, как достигнуть состояния божественности ( ψυχ μελτα εναι θες), считая незнание и неумение следовать велению разума величайшим злом. Непрерывно вознося Богу хвалу, через послушание и разумение, поиск истины, святые приношения, благие молитвы, прославления, воспевания, благословения, такая душа становится нераздельной с Богом. (4) Поэтому верно сказано: «Доверившиеся Ему узнают истины, верные в любви пребудут с Ним» ( Прем. 3:9 ). Видите, что Премудрость говорит о гностике. (114,1) Каждому отводится место пропорциональное его вере. Об этом говорит Соломон: «Будет дана ему избранная благодать веры и отведено ему будет особое место в храме Бога» ( Прем. 3:14 ). (2) Исследование показывает, что имеется в храме Бога нижняя часть, общая для всего церковного собрания, и остальная часть храма, возвышающаяся надо всем, где пребывает сам Господь. (3) На эти три избранных предела указывают числа в Евангелии: тридцать, шестьдесят и сто ( Мф. 13:8 ). Лучший удел отводится тем «совершенным мужам», которые во всем подобны Богу. (4) Это подобие следует понимать не в смысле внешнего сходства (ведь это нечестиво) и не в том смысле, что их доблесть равна доблести самой первопричины (ведь думать, что человек может сравниться в своей доблести со всемогущим Богом также нечестиво). (5) «Ты неразумно подумал, что Я такой же, как ты» ( Пс. 49:21 ), однако, «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его» ( Мф. 10:25 ), – говорит Наставник. (6) Значит, подобным Богу он становится как сын и друг и вступает во владение наследством как бог и господин, при условии, что он жил совершенно и в соответствии с Евангелием. XV. Еще раз о тайном и явном: аллегории Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010