Здесь обвиняет не каждое из десяти колен особо, но всего Израиля и говорит, что, хотя им чрез Моисея и даны были оправдания, которыми они наставляемы были, каким образом нужно служить Богу и как должно будет приносить жертвы, они посвятили это Ваалу, или идолам (иногда частью обозначает целое), именно: приносили жертвы уже не Богу, а делам собственных рук; в честь их совершали празднества, приносили требы, начатки, поклонение, умилостивительные дары и, лишая Бога свойственной Ему славы, воздавали ее истуканам. Но, сделав это, Израиль, говорит, «умре, и паки приложи согрешити» 258 , – все равно, как если бы сказал: за деяние наказан, за дерзновение погиб. Знал он негодование Владыки, насылающего на заблуждающих кровавую кару: однако нимало не отстал от своей грубости, напротив, провинился и в других подобных проступках. Так, читал он в Числах, что блудодействовали сыны Израилевы, воспламенившись к безмерным похотям, и привязались к женам Моавитским, а потом за это понесли кару, превосходящую все другие. Написано об этом так: «и живяше Израиль в Сетиме 259 , и осквернишася людие блужением со дщерьми Моавли. И призваша я в требы кумир своих: и ядоша людие требы их, и поклонишася кумиром их. И причастися Израиль Веельфегору, и разгневася яростию Господь на Израиля. И рече Господь Моисею 260 : поими вся князи людския, и обличи я Господу прямо 261 солнцу, и отвратится гнев ярости и Господни от Израиля. И рече Моисей племенем 262 Изральским: избийте кийждо ужика своего служившаго 263 Веельфегору» ( Чис.25:1–5 ). Когда же это было приведено в исполнение, то пало немалое число Израильтян. Итак заметь, что Израиль, воздававший «оправдания» Божии 264 во времена Моисея, умер жалким образом, потому что всякий заблудший умерщвляем был мечом сродников, а не чужой рукою. Однако «приложи согрешати: сошвориша себе слияние» золотое, и дела художника, и богов, сработанных искусством ремесленников. Речь как бы насмехается над их легкомыслием, потому что считают за богов тех, кого сами выделывают. Посему пусть возглашает о них псалмопевец: «подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня» ( Пс.113:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Псалом 113 Начиная с 22 ст. 9 псалма в еврейской Библии начинается новый псалом так что Пс.10 греческой Библии в еврейской занумеровывается цифрой 11, и счет на один псалом вперед сравнительно с греческим счетом LXX идет до псалма 113. Этот псалом, по греческому счету 113, а по еврейскому 114, в еврейской Библии разделяется на два псалма, так что, начиная с 9 ст. там идет уже 115 псалом, а 114 псалом греческой Библии считается в еврейской Библии уже 116, т. е. опережает счет на два псалма. Когда вышел Израиль из Египта, то сделался святынею Господа. Пред ним бежало море и, как агнцы, прыгали горы. Вся земля да трепещет пред Господом, превращающим камень в источник воды (1–8). Помоги нам, Господи, чтобы высоко чтилось Твое имя, чтобы язычники не смеялись: где же Бог их? (9–10). Бог наш велик и всемогущ: Он на небесах и на земле творит все, что хочет. Идолы же язычников – только безжизненные изделия человеческих рук. Они не видят, не слышат, не ходят, хотя и имеют сделанными все органы человеческого тела (11–15). Да сделаются подобно идолам бессильными и почитатели последних (16). Ты же, дом Ааронов, дом Израилев и все боящиеся Господа, уповайте на Него, благословляющего всех, боящихся Его (17–21). Да ниспошлет Господь милость нам и детям нашим, чтобы нам при жизни восхвалять и благословлять Его (22–26). Пс.113:1 .  Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного, «Народ... иноплеменный» – египтяне, происшедшие от Хама, сына Ноева, тогда как евреи своим родоначальником имеют Сима. Пс.113:2 .  Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его. «Сделаться святынею Господа», «владением Его» – выражения синонимические, обозначающие, что Господь выделил евреев из ряда всех других народов для особенного руководства и покровительствования ему, что засвидетельствовано всей историей его жизни. Пс.113:3 .  Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. Проявления чудесного Божественного благоволения к евреям – переход по сухому дну Чермного моря при Моисее и переход через Иордан при И. Навине.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Всемогущество — существенное свойство Божье, проявляющееся в том, что Бог может совершать всё, что хочет, когда и как хочет, причём, без малейшего затруднения никто и ничто не в силах препятствовать Его действиям. Всемогущество Божие обнаруживается, в частности, в творении мира и в промышлении о нем. При этом нужно иметь в виду, что между волеизъявлением Божьим и связанным с ним Божественным действием нет хронологически измеряемого промежутка: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ). Всемогущество Божие проявляется как на небе, таки на земле. Он – не только Творец мира, но и Его Царь, Вседержитель. Он по Своему усмотрению располагает Своим творением ( Иер.27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс.32:6,9 ). Он властвует над силами, проявляющимися в мире природы и в социальном пространстве ( Пс.64:8 ). Он заставляет горы «прыгать» или «дымиться» ( Пс.113:4; 143:5 ), превращает пустыни в источники вод ( Пс.106:35 ), реки в пустыню, источники вод в сушу ( Пс.106:33 ). От Его взора трепещут горы и основания земли ( Сир.16:19 ). Священное Писание многократно свидетельствует о всемогуществе Бога: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). «Бог творит все, что хочет» ( Пс.134:6 ). «Он делает, чего хочет душа Его» ( Иов.23:13 ). «Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» ( Иер.32:27 ). В Евангелии от Луки говорится, что у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лк.1:37 ). Если Бог всемогущ, то почему иногда утверждается, что Он что-то не может? Учение о всемогуществе Божьем выражено в Священном Писании со всей определенностью ( Иов.42:2 ). Вместе с тем Книги Писания содержат выражения, как будто бы противоречащие этому учению. Так, например, о Боге утверждается, что Он не может проявлять Себя как несправедливый ( Иов.34:10 ), не может отречься Себя ( 2Тим.2:13 ) и т. п. Против учения о Божественном всемогуществе выдвигались такие, порожденные отрицательной критикой вопросы, ответы на которые должны подтвердить его ложность или, по крайней, заставить верующих усомниться в его истинности. К числу таких вопросов принадлежат: может ли Бог умереть?, может ли Он создать такой камень, который не сможет поднять?, может ли, наконец, совершить невозможное (сделать то, что не может)?

http://azbyka.ru/vsemogushhestvo

Безмерно благодарен всем, кто сыграл важную роль в формировании моего характера — моим родителям, духовным наставникам и многим другим добрым людям, чьи имена ведает милосердный Господь. Благодарю Высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Тульского и Ефремовского , служившего на земле Казахстанской и рукоположившего меня в сан диакона и пресвитера, благословившего меня на монашеский постриг. С благодарностью вспоминаю своего духовника архимандрита Иоанна (Сазонова), подавшего мне добрый пример нелицемерного христианского благочестия, и своего восприемника в монашеском постриге игумена Филарета (Петроченко), учившего меня основам монашеской жизни и любви к молитвенному правилу. Считаю своим обязательным долгом выразить чувства сыновней любви и благодарности моему архипастырю — Высокопреосвященнейшему Александру, митрополиту Астанайскому и Казахстанскому . Владыка митрополит в числе различных послушаний доверил мне возглавить Отдел по делам молодежи Митрополичьего округа и при его попечении во всех казахстанских епархиях нам удалось активизировать молодежную работу. Митрополит Александр учил меня при совершении трудов, реализации планов и видении результатов обращаться к Богу словами Псалмопевца Давида: «Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9). В числе наставлений, воспринятых мной от владыки, — слова приснопамятного архиепископа Тихвинского Мелитона (Соловьева), услышанные им в юности от святого Иоанна Кронштадтского: «Лучше ошибиться в любви, чем в неприязни к людям» . В избрании меня архипастырем новообразованной Актюбинской и Кызылординской епархии вижу промыслительный знак Божественного о мне попечения, поскольку Актюбинская область близка и знакома мне с детских лет, отсюда родом мои отец и мать. Буду стараться быть достойным служителем Христа на земле Казахстана, которая орошена кровью многих и многих мучеников и исповедников прошлого столетия, чей подвиг, как путеводная звезда, указывает путь современным христианам. Навыкнув жить в послушании Священноначалию, смиренно приемлю новое для меня служение и высокую меру ответственности, и, в то же время, исповедую свою немощь и верую, что сила Божия именно в немощи свершается (2 Кор. 12:9). Осознаю, что епископу, как служителю Божию, — а Бог наш есть любовь (1 Ин. 4:16), — подобает иметь сердце, исполненное любовью, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется только истине (1 Кор. 13: 4-6). Помню и о том, что по слову преподобного Исидора Пелусиота: «Епископ должен быть украшен всеми добродетелями, и своими признавать чужие бедствия; не для себя, но для подчиненных живет он, и его жизнь испытуется тысячами глаз и языков» .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5914778...

Митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру вручен орден Александра Невского 29 января 2022 г. 16:10 29 декабря 2022 года в каминном зале административного и духовно-культурного центра Православной Церкви Казахстана имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в столице Казахстана состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра и заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко, который является председателем государственного Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского.  Перед началом встречи митрополит Александр провел для Д.Н. Чернышенко и сопровождавших его лиц экскурсию по  Успенскому кафедральному собору. На встрече присутствовали: благочинный приходов столицы архимандрит Сергий (Карамышев), ключарь Успенского собора протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Константино-Еленинского собора протоиерей Сергий Калиев; Чрезвычайный и Полномочный посол России в Республике Казахстан А.Н. Бородавкин, заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» С.К. Кузнецов; заместитель председателя правления дочернего банка АО «Сбер» в Казахстане Д.А. Яманов; директор компании по управлению цифровыми рисками Bi.Zone Д.В. Самарцев. Во исполнение указа Президента России В.В. Путина от 24 августа 2021 года) заместитель председателя Правительства РФ вручил митрополиту Александру высокую государственную награду. За «большой вклад в сохранение и развитие духовных и культурных традиций, активную просветительскую и миротворческую деятельность, направленную на укрепление дружбы между народами России и Казахстана» глава Митрополичьего округа был награжден орденом Александра Невского. Архипастырь поблагодарил Д.Н. Чернышенко и попросил передать главе Российского государства слова признательности за высокую оценку трудов. Митрополит Александр отметил: «Псалмопевец Давид учит нас при совершении трудов, реализации планов и видении результатов так обращаться к Богу: " Не нам, не нам, Господи, но имени Твоему дай славу " (Пс. 113:9). Эту весьма высокую награду не отношу к себе, а к деятельности и служению Православной Церкви в Казахстане. Этот знак внимания светской власти обращен к трудам всех нас — архипастырей, духовенства, монашествующих и мирян — всех, кто трудится здесь, на этой древней благословенной земле, омытой кровью новомучеников и названной " Антиминсом, распростертым под открытым небом " ».

http://patriarchia.ru/db/text/5891767.ht...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней 6.4 Ребенок не знает, в чем смысл жизни, но умеет жить более мудро, чем взрослые. 76. «…Превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.» (Пс. 113:8). Буря и обвал Бывает, что сильная буря вырывает из земли огромные деревья. Бывает, что крупный обвал в горах превращает бурную реку в большое тихое озеро. 77. «Сердце развращенное будет удалено от меня…» (Пс. 100:4). Мысли и собака Не держи в доме собаку, которая всех кусает. Не держи в сердце мысли, которые всех осуждают. 78. «…Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал…» (1Кор. 2:7). Среднеазиатский виноград в Забайкалье В далекую деревню в Забайкалье приехали к старикам родственники из Ташкента. Они привезли в подарок крупный среднеазиатский виноград. «Что это такое?» – удивились старики. «Как, что? Обычный виноград», – объяснили гости. Старики взяли осторожно по виноградине и попытались очистить ягоды от кожуры. «Не нужно так делать, – улыбнулись приезжие. – Виноград не чистят, его так едят». Старики недоверчиво съели по ягодке и воскликнули: «Это не виноград, а какое-то чудо!» – «Не чудо, а самый обыкновенный виноград», – засмеялись гости. «Это для вас он обыкновенный, а для нас это настоящее чудо», – воскликнули хозяева. 79. «…Коварного кровожадного и коварного гнушается Господь.» (Пс 5:7). Угарный газ и мысли в серде В старину случалось, что в деревенских избах зимой натопленную печь закрывали слишком рано. Тогда в комнате, мало-помалу, незаметно, начинал скапливаться угарный газ. Иной раз так угорали целые семьи. Точно так же, если сердце незаметно накапливает коварные дурные мысли и не исповедует их, оно умирает духовно, и помочь тогда человеку очень трудно. 80. «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.» (Ин. 10:29). Крестьянин и убежавший конь Купил крестьянин молодого, плохо обученного коня. Привязал его веревкой к колышку на лужайке и оставил пастись. Приходит вечером, а конь отвязался. Хозяин за конем, а конь – от хозяина, да все по кустам, да по оврагам. Бегал крестьянин за ним, бегал, устал страшно. Потом подумал: «Чего это я за ним бегаю? Пусть лучше он за мной побегает».

http://isihazm.ru/?id=134

Эта проповедь была произнесена в Крещенский Сочельник текущего 2024 года. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога. Аминь. Крещение Господне Сегодня я хочу поговорить о драконах. Знаю, знаю: вы можете подумать, что отец Эндрю совсем помешался на сказках про хоббитов и эльфов и уже готов вставлять их в проповеди. Это правда, отчасти: я их люблю, но не до помешательства. Потому что о драконах (змиях) сказано в Библии. И совершенно точно о них можно поговорить в связи с праздником Богоявления, который мы начали отмечать в Сочельник и завтра отпразднуем во всей полноте. Итак, мы говорим не о драконах вообще, а конкретно о водяных драконах. Но прежде, чем к этому перейдём, объясню контекст: что я имею в виду. Среди творений Господних есть и невидимые человеческим глазом – воинства Небесные, ангелы. Как говорит Писание, часть Небесных воинств восстала против Бога, и теперь они называются демонами. Это падшие ангелы, ранее бывшие в союзе гармонии и любви с Богом, а теперь восставшие. И вместо того, чтобы сослужить Богу в управлении миром и подаянии жизни Его творению, они угнетают его и уничтожают. Эти падшие ангелы стали принимать поклонение от людей, и так произошло идолопоклонство, как сказано в Библии (ср. Втор. 32,17, Пс. 95, 5, 105, 37, Вар. 4, 7–8, 1Кор.10, 20–22). Принесение жертв этим демонам и вкушение этих жертв привело человечество к общению, причастию демонам. И таким образом человечество стало всё больше и больше уподобляться бесам, ведь чему ты причащаешься, чему поклоняешься, тем ты и становишься (ср. Пс.113, 16). Господь сотворил ангелов, чтобы они служили Ему в мире, в том числе и там, где при их служении Он приносит жизнь, потому что они находятся в общении с Богом. Но демоны, падшие ангелы, наоборот, приносят смерть, потому что они вне общения с Богом, подателем жизни. Апостол Павел называет диавола, среди прочего, «имеющим державу смерти» (Евр.2, 14). Итак, где бесовские силы, там и смерть. Именно смертью они нас терроризируют, и страх перед смертью подвергает нас рабству демонам (ср. Евр.2, 15)

http://pravoslavie.ru/158300.html

Патриаршее поздравление митрополиту Волгоградскому Герману с юбилеем 12 листопада 2007 р. 21:20 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил митрополита Волгоградского и Камышинского Германа с 70-летием со дня рождения. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Герману, Митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 70-летием со дня рождения. Весь Ваш жизненный путь неразрывно связан с Православной Церковью. Вы начали свое служение в то непростое время, когда подобный выбор требовал от человека большого мужества и непоколебимой, горячей веры. В течение четырех десятков, неся различные церковные послушания во многих епархиях Русской Православной Церкви, Вы всегда памятуете слова пророка и псалмопевца Давида: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс. 113:9). Вы были участником многих конференций и религиозных ассамблей, вносили свой вклад в межхристианский диалог, всюду свидетельствовали о Христе и его Церкви. Вот уже 16 лет Вы ревностно совершаете архипастырское служение в Волгоградской епархии , утверждаете чад нашей Матери Церкви в вере и любви, воспитывая их для жизни в мире и добрососедстве со всеми людьми, населяющими Поволжский регион. У Вас сложились добрые взаимоотношения с руководителями области, общественными организациями, военными и научными кругами. Словом и делом свидетельствуя о вечных Евангельских истинах, Вы вносите значительную лепту в наше общее дело возрождения церковной жизни в России. Ваша отзывчивость, умение находить общий язык с самыми разными людьми снискали Вам уважение и любовь иерархов, священнослужителей, клириков и мирян. Во внимание к усердному архипастырскому служению и в связи с 70-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Сергия Радонежского I степени. В этот праздничный и торжественный день желаю Вам, дорогой Владыка Митрополит, крепости телесных сил, духовной радости и утешения в дальнейших архипастырских трудах на многая и благая лета! С любовью о Господе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205899...

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла схимитрополиту Ювеналию (Тарасову) с 80-летием 29 2009 р. 16:18 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил схимитрополита Ювеналия (Тарасова) с 80-летием со дня рождения. Его Высокопреосвященству, схимитрополиту Ювеналию (Тарасову) Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Христос Воскресе! Этими словами пасхального благовестия сердечно приветствую Вас и поздравляю Вас со знаменательной датой 80-летием со дня рождения. Ваш жизненный путь неразрывно связан с Православной Церковью. Вы начали свое служение в то непростое время, когда подобный выбор требовал большого мужества и горячей веры. По воле Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа Вы сподобились получить благодать Святого Духа, приобщившую Вас к сонму священнослужителей Русской Православной Церкви, дабы «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Затем, сердцем откликаясь на слова Христа Спасителя, обращенные к апостолам, «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28:19-20),  Вы приняли иноческий постриг с тем, чтобы всецело посвятить себя служению Церкви Христовой. Неся различные церковные послушания, Вы всегда помнили слова пророка и псалмопевца Давида: «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс. 113:9). До последних дней Вашего служения на Курской кафедре Вы ревностно трудились на ответственном посту правящего архипастыря, утверждая церковных чад в вере и любви к Богу и Матери Церкви, воспитывая их в христианском духе миролюбия и добрососедства со всеми людьми. Мудрым словом и добрым делом Вы всегда убедительно свидетельствовали о вечных Евангельских истинах, вносили свой весомый вклад в наше общее дело возрождения церковной жизни в России. В этот памятный день молитвенно желаю Вам, дорогой Владыка, крепости сил, духовной радости и утешения на Вашем жизненном пути. С любовью о Господе Воскресшем + КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209060...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Петра Авесаламита Память 12 января Петр, называемый Авесаламитом уроженец Елевферопольской 504 страны, был схвачен при наступлении гонения на христиан 505 в городе Авлоне 506 . Когда его привели на допрос к правителю Северу, тот спросил: – Как тебя зовут? Петр отвечал: – По отцу меня зовут Авесаламит, духовное же имя, полученное мною при крещении, – Петр. – Какого ты рода? – спросил правитель. Петр отвечал: – Я христианин. – Какого ты звания? – спросил правитель. – Высшего и лучшего звания, чем звание христианина, я не могу иметь, – отвечал Петр. – Есть ли у тебя родители? – спросил правитель. – Нет, – отвечал Петр. – Ты лжешь, – сказал правитель, – ибо я слышал, что у тебя есть родители. – В Евангелии мне дано повеление, – отвечал Петр, – отрекаться от всего, когда я иду на исповедание имени Господня ( Лк.14:26 ; Мф.10:37, 19:29 ; Мк.10:29–30 ; Лк.18:29–30 ). – Известно ли тебе царское повеление? – спросил правитель. – Я знаю, – отвечал Петр, – то, что повелел мой Бог истинный и вечный Царь. Правитель сказал: – Всемилостивые цари 507 повелели, чтобы все христиане или принесли жертвы богам, или были погублены посредством разных казней. Петр отвечал: – А истинный вечный Царь заповедал, что если кто принесет жертву идолам, а не живому Богу, тот погибнет на веки. Рассуди по справедливости: можно ли нарушить эту заповедь Небесного Царя? – Послушай меня, – сказал правитель, – принеси жертву богам и исполни приказание наших царей. Петр отвечал: – Я не принесу жертвы изделию человеческих рук – богам деревянным и каменным, которым вы подобны. – Ты оскорбляешь нас, – возразил правитель. – Разве ты не знаешь, что я могу предать тебя смерти? – Я не оскорбляю тебя, – отвечал Петр, – но говорю то, что написано в законе Господнем: «А их идолы – серебро и золото, дело рук человеческих: у них есть уста, глаза, ноздри, уши, руки и ноги, но не говорят; не видят; не обоняют, не слышат, не осязают, не ходят». Господь говорит в Писании: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» ( Пс.113:12–16 ). 508 Если же Дух Святой от Господа сказал сие чрез уста пророков, то как же ты говоришь, будто бы я оскорбил тебя, назвав подобным глухим и немым, каменным и деревянным идолам, – и даже еще и мне советуешь, чтобы я сделался подобным тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010