Наконец, Дух Святой явился в виде огненных языков для того, чтобы дать апостолам слова огненные: ибо слово Божие именуется в писании огнем (Апок. 11, 5). Еще же и для того, чтобы показать, что Он есть тот же самый Бог, Который в Ветхом Завете показался Моисею в купине огненной, вывел Израиля из Египта столпом огненным, явился ему на дымящемся Синае и Даниилу на престоле огненном. Равным образом, через это явление в виде огненных языков Дух Святой показал Свое Единосущие со Христом, Сыном Божиим, Который придет некогда на землю также, в огне, судить живых и мертвых, как предсказал псалмопевец: " пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой " (Пс. 49, 34), и как свидетельствует апостол Петр: " небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят " (2 Пет. 3, 10). Дух благой и истинный! Приди ныне с высоты Своей святой и вселись в нас, отними от нас сердце каменное и даруй нам сердце плотяное, и благодатным веянием Твоим истреби в нас тлетворные страсти и дух правый обнови во утробах наших, и, облагодатствованные Тобою, мы единодушно воскликнем: " Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго " , Ему же с Отцом и Сыном подобает честь и поклонение вовеки. Святитель Димитрий Ростовский (113, 400). Почему Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы? Почему именно в этот день, а не в какой-либо другой угодно было Богу ниспослать Пресвятого Духа на апостолов? Причина этого заключается в таинственном сближении прообразования с прообразуемой истиной. Закон Моисеев был, по намерению Божию, преобразовательной тенью закона духовного, христианского: закон имел-говорит апостол,- " тень будущих благ, а не самый образ вещей " (Евр. 10, 1). О даровании человеческому роду этого второго завершительного закона ясно и неоднократно предсказано было через пророков Иеремию (Иер. 31, 33), Иезекииля (Иез. 11, 20) и Захарию (Зах. 3 7). Вспоминая об этом, апостол Павел пишет: " пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их " (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Писатель неканонической, но почитаемой Церковью, книги «Премудрости Соломоновой» в последних двух главах книги дает устрашающий образ абсолютной «египетской тьмы», поразившей Египет пред исходом оттуда иудеев, – это как бы символ той иной, «вечной тьмы». Для верующего же человека, для христианина, «свет во тьме светится, и тма его не объят». К приведенным выше словам Нагорной проповеди евангелист Лука присоединяет следующие слова Господа: «Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием » ( Лк.11:36 ). Вот, на таких светильниках веры стоит от начала своего бытия и утверждается единая, святая, кафолическая апостольская Церковь . 2 Так, например, в двухтомном курсе догматического богословия д-ра А. Санда: Синопсис догматического богословия, изд. первой четверти текущего века. Среди 800 страниц книги главе «Культ святых» отведено две страницы в отделе «О Небе», за нею «Культ останков святых» – одна страница. А далее идет отдел «О будущих судьбах мира», замыкающий весь курс. 3 Алала! равняется нашему «ура!» Также означает «бренчание». Ап. Павел умышленно приводит это последнее значение в заключение речи о «языках»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или κμβαλον λαλζον» – «кимвал звякаяй» (слав.). 5 В подвижнических наставлениях иногда страсти и лукавые бесы почти отожествляются: духи, поселяющиеся в телах живых людей, являются возбудителями страстей; страсти становятся не только недугами телесными, но и душевными, и потому продолжают оставаться в душе приманками земных страстей даже и по смерти. Поэтому можно представить мытарства, как и внутреннюю личную борьбу в оголившейся от тела душе. 6 Глоссолалия, о которой читаем в 14-й главе послания ап. Павла I Кор., имела обратное свойство: ее не понимали даже в собрании общины церковной, прибегали к помощи истолкователя, если таковой находился. Читать далее Источник: Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори (Пс.113:11) : Апологетические очерки (1978-1982)/Протопресвитер Михаил Помазанский. - Джорданвилль : Свято-Троицкий монастырь (Тип. преп. Ioba Почаевского), 1985 (Тит. л. 1984). - 124 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

7) Видно из этого, что неисправный христианин, пока не исправит и не очистит себя истинным покаянием, не может Бога с пользой призывать, тем более Отцом называть и эту молитву произносить. Непременно надобно оставить грехи и плотские прихоти, покаяться, и отступить от неправды, по учению апостола: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» ( 2Тим.2:19 ). Ибо как может Ему сказать: «Отче наш», а сам своими нравами уподобляется скотам или дьяволу? Ибо те, которые Бога называют Отцом и молятся: «Отче наш», – должны быть сынами Божиими, а в сынах должны быть свойства, подобные отцу. Итак, должно непременно, подобно блудному сыну, прийти в себя, обратиться и возвратиться к Отцу и перед Ним со смирением признать свой грех: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим» ( Лк.15:17–21 ), – и впредь не отлучаться от Отца Небесного, но Ему от чистого сердца служить, и с Его домашними, то есть с истинными христианами, иметь часть, и так с ними вместе общий испускать к Нему глас: «Отче наш!» 8) Говорится: «на небесех» – не потому, что Бог на небесах заключается, но молящегося от земли отводит и к небесным обителям возводит, – говорит святой Иоанн Златоуст , а также потому, что там и Отечество избранных, и там Бог во славе Своей Себя являет, и души святых Своих увеселяет. Бог же существенно – на всяком месте, на небе и на земле, как Псаломник поет: «Бог наш на небе и на земле» ( Пс.113:11 ). Посмотрим далее, о чем молиться христианам повелел Христос. «Да святится имя Твое». 1) «Да святится имя, то есть да славится имя Твое,» – говорит святой Иоанн Златоуст . 2) Это значит, чтобы мы ничего иного не искали, как только славы Божией. Достойна молитва того, говорит Златоуст, который Бога Отцом называет, ничего не просить прежде славы Божией, но всему предпочитать хвалу Ему. 3) Имя Божие свято и славно и без нашего прославления, но мы должны стараться, чтобы и в нас оно славилось. 4) Имя Божие прославляется, когда слово Его чисто проповедуется, и мы по слову Его жизнь нашу исправляем, как говорит Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

    9     «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Иоан. 12:46). Только христианская религия дает людям ясное понимание о мире и указывает смысл жизни личной и мировой: вне Христа Бога нет света и смысла. И всякий неверующий, не знающий Христа, Его учения, и не живущий жизнью Церкви – находится в духовной тьме... А между тем, несчастные люди не только продолжают упорно отказываться от веры в Бога, а еще упрекают христианскую веру, в начаждении тьмы и невежества. Ужасное, непонятное для здравого разума явление!..     10     «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей» (Псал.113:9). Все доброе и славное христианин относит не к себе – своим способностям и трудам, но к Богу. Его славят и кланяются Ему... Это так и по существу, потому что без Бога ничего мы не можем делать. Весь смысл человека и всей мировой жизни – в том, чтобы люди познали, что только с Богом имеет значение все: вся трагедия людей в уклонении от Бога, когда человек, гордо рассчитывая на свои силы, на каждом шагу делает ошибки, погружаясь в злобу, ненависть и другие страсти, и в конце концов приближается к вечной своей гибели, которая и будет в вечной жизни без Бога (Мф.25:41,46).     11     «Кто не собирает со Мною – тот расточает» (Мф. 12:30). Здесь можно видеть указание на служителей Божией Церкви – пассивных, кои равнодушно относятся к окружающему их злу, неверию, расколу, разврату, обману и прочее. Ученик Христов призван бороться активно: с неверием, извращением Христовой веры и жизни и всюду насаждать истину христианскую и примером чистой жизни, не прибегая, конечно, ни к какому обману и насилию (2 Тим. 2и др.). Иначе плевелы дадут плод на ниве Христовой и, вместо приобретения чад Божиих, равнодушные пастыри их рассекают. Молчание служителей Церкви говорит о нелюбви их к Богу, людям и обличает маловерие и действенную помощь Божию всем труженикам слова Божия (Пс. 83:12—13).     12     «И другими многими словами он (Апостол Петр) свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного» (Д.А.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    К. Смотри же, как ясно установляет это Бог для сынов Израилевых. Хотя с мадианитянами сражались избранные по тысяче из каждого колена воины, и приобрели победу, думаю, с трудом и потом, но взятую на войне добычу они немедленно разделили со всем обществом, и таким образом доблестными делами людей мужественных почтено было и остальное множество народа: «разделите, — сказано, — корысти ты и Елеазар жрец и князи отечеств сонма: и разделите корысти между воины ходившими на брань и между всем сонмом» (Чис.31:26-27). Что вместе с избраннейшими и знаменитейшими прославится и несколько недостаточное, идущее позади их величия, это дает понять и божественный Павел: перечислив древних святых, сделавшихся достохвальными по вере и стяжавших лучезарную славу ревностным богопочитанием, говорит: «Все сии умерли в вере, не получив обетований … потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр.11:13, 40), также и к другим (Коринфянам) пишет: вы уже совершенны, «вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1Кор. 4:8). Видишь ли, как вместе с теми, которые достигли совершенства, совершенствуются и те, которые находятся в ряду недостаточных, и благословляются вместе с избранными те, которые по своим силам неравны им? И божественный Давид воспевает: «Благословенны вы Господом, сотворившим небо и землю. ... Господь помнит нас, благословляет [нас], благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; благословляет боящихся Господа, малых с великими» (Пс.113:23, 20-21). Вместе с великими благословляются и называемые малыми, которые хотя не могут похвалиться равною с ними силою и уступают им в готовности переносить страдания, но равняются им, может быть, ревностью и верою и радуют Христа своею посильною твердостью. Моисей и Елеазар могут быть образом единого первосвященника и законодателя Христа, разделяющего народу корысти в присутствии святых Ангелов, образом которых могут быть начальники племен общества. Разве ты не признаешь, что на земле присутствуют многие святые Ангелы, поставленные Богом, чтобы подавать помощь верующим и руководствовать народы?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

    Прокимен на вечерни, гл. 7: «Бог наш на небесах и на земле творит все, что хочет».     Стихи:    1. «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его».    2. «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад».    3. «Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад» (Пс. 113:11, 1-3, 5). ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6 Августа)     Стихиры на «Господи воззвах», гл. 4:    1. «Прежде крестных страданий Твоих, Господи, гора Фавор уподобилась небу и облако распростиралось над ней, подобно покрову во время Твоего преображения и Отец с неба свидетельствовал о Тебе; там был Петр с Иаковом и Иоанном, ибо им предстояло быть с Тобою и в час предания Твоего на смерть, чтобы, видевши дивное с Тобою, не убоялись Твоих страданий, которым удостой нас поклониться в мире по великой Твоей милости».    2. «Прежде Своих крестных страданий Ты, Господи, возвел учеников на высокую гору и преобразился пред ними, осяивая их лучами Своего могущества, желая показать, как человеколюбием, так и величием, светлость воскресения, которого удостой и нас, Боже, в мире, как Милостивый и Человеколюбивый».    3. «Спаситель преобразившись на высокой горе, чудесно озарил первоверховных учеников, показав, что сияющие высотою добродетели удостоятся Божественной славы; Моисей же и Илия, беседовавшие со Христом, показали, что Он есть Бог, владычествующий над живыми и мертвыми, в древности говоривший через закон и пророков, о Котором из светлого облака свидетельствовал голос Отца, говоривший: «Послушайте Того, Который Крестом пленил ад и мертвым даровал вечную жизнь».     Слава и ныне, гл. 6: «Предзнаменуя Свое воскресение, Христе Боже, Ты взошел на Фавор взяв с собою трех Твоих учеников Петра, Иакова и Иоанна… Во время же Твоего Преображения, Спаситель, гора Фавор озарилась светом. Ученики Твои, Слово Божие, пали лицом на землю, не имея силы видеть невиданный образ: Ангелы служили Тебе со страхом и трепетом, небеса ужаснулись, земля трепетала, видя на земле Господа славы».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Ведь больше нее знает обо мне только Господь, ибо Он — Всеведец, и нет ничего сокрытого от Него.    Но если и совесть моя всегда меня обличает — как мне явиться пред Судией моим? Что скажу я? Чем оправдаюсь? Где правды мои? Где мои добрые дела? Где слезное покаяние мое всецелое?    Найду ли я в себе дерзновение для последнего покаянного вздоха пред Творцом всяческих, чтобы испросить прощение множества лютых моих? Пред Тем, Кто сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).     Избавитель мой! Ты Один свят и распространяешь святость вокруг Себя, как сказано: «святяй и освящаемии от Единаго вси» (Евр. 2:11)! Святость — место, в котором Ты пребываешь вовек! Не закрой от меня дверей, ведущих в это место! Всё, что я делал на этой земле доброго, — не моё, а Твое, ибо «всякое даяние благо и всяк дар совершен — свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов» (Иак. 1:17)!    Ведь если и «Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом» (Рим. 4:2; ср. Иак. 2:21), что сказать мне, грешному? Какое дело доброе совершил я сам — без помощи Твоей, без Твоего непрекращающегося Промышления о мне, без того, чтобы Ты не подвиг меня к доброму свершению? Похвала за такие дела — поистине не мне принадлежит. И с полным осознанием ничтожества своего в делах праведности как не повторять мне всечасно: я раб ничего не стоящий, потому что сделал, что должен был сделать (См.: Лк. 17:10)...    Потому и пел царь Давид: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9). «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16; ср. Рим. 3:20), потому что от меня самого — нет никакого дела доброго...     «Мы признаём, что человек оправдывается верою», — учит божественный Павел (Рим. 3:28). Но — и «сие не от нас, Божий дар» (Еф. 2:8)!    Я верую: Ты Один — милосерд! Я прошу вместе с апостолами Твоими святыми: Господи, «умножь в нас веру» (Лк. 17:5)! Удали от меня всякое сомнение! Дай мне хотя бы крохами веры моей оправдаться пред Тобою! (Лк. 17:6).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Роману, епископу Якутскому и Ленскому 19 июня 2011 г. 15:30 19 июня 2011 года, в неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением Святейший Патриарх возглавил хиротонию архимандрита Романа (Лукина) во епископа Якутского и Ленского. По окончании Литургии Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Преосвященный епископ Роман! Ныне всеблагим Промыслом Божиим, направляющим стези человеческие, и решением Священного Синода ты призван к высшему церковному служению на ниве Христовой. В сей знаменательный час твоей личной Пятидесятницы возложением на твою главу святого Евангелия и архиерейских дланей ты тайнодействием Духа Святаго соделался нашим собратом и сослужителем. Это означает, что вместе с полнотой благодатных даров ты воспринял тяжкое бремя ответственности уже не только за себя самого, но и за ближних и дальних твоих пред Богом и Церковью. Ибо, по слову Спасителя, «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Приветствуя и поздравляя тебя с ныне явленной на тебе волей и милостью Божией, вместе с тобой и с православным народом мы молились о том, чтобы Пастыреначальник Господь всегда помогал тебе право править слово Его истины во спасение твое и твоей паствы, во славу Церкви и на благо Отечества. Ибо «таков нам подобает архиерей: преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от всякого зла» (Евр. 7, 26). Помни, что честь, которую отныне будут воздавать твоему сану, на самом деле относится к Богу. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» , — молитвенно восклицает Псалмопевец (Пс. 113, 9). И потому именно епископ Церкви в первую очередь призван быть по слову апостола «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12) и «для всех соделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (см. 1 Кор. 9, 22). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал?» — восклицает апостол. «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29), — вопрошает он, через века научая все новые поколения преемников самовидцев и учеников Христовых. Ныне и ты сопричислен к ним как новохиротонисанный правящий архиерей Якутской епархии нашей Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1544760.ht...

Беседа 57. Евангелие от Матфея, глава 16, 1–12. «Просьба о знамении с неба и Закваска фарисейская и саддукейская» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и мы начинаем изучение 16-й главы Евангелия от Матфея. На сегодня намечено рассмотреть две темы: 1) «Просьба о знамении с неба» (1–4); 2) «Закваска фарисейская и саддукейская» (5–12). И мы читаем 16-ю главу с 1-го стиха: Мф.16:1 . «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Они просят знамения с неба, например, чтобы остановилось солнце или луна. Ибо они думали, что знамения на земле совершаются дьявольскою силою и веельзевулом. Не знали неразумные, что и Моисей в Египте сделал много знамений на земле; огонь же, сошедший с неба на имущество Иова, был от дьявола. Поэтому не все, что с неба, от Бога и не все, что бывает на земле, от демонов» . То есть, какими бы не выглядели чудеса: произошедшими от Бога (с Небес), или произошедшими от дьявола (с земли), распознать, что от кого происходит, достаточно трудно. Следовательно, как советуют святые Отцы, лучше не принимать чудес, но и не отвергать их, то есть придерживаться нейтрального равнодушия к тем явлениям, природу которых мы понять не можем. Но в любом случае нельзя забывать, что ни земля, ни Небо не принадлежат дьяволу. Сказано: «…Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» ( Иер.23:24 ); и еще: «Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ). Собственно говоря, как я часто напоминаю, чудеса – это костыли для сомневающихся, но и они (чудеса), если люди развращены делами плоти и собственными религиозными предубеждениями, не помогут сомневающимся. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Когда душа находится в состоянии бесчувственности и развращения и одержима недугом зависти, тогда она не убеждается никаким чудом» . Для самих верующих чудо не есть что-то решающее и значимое. А правильнее сказать: верующий почитает чудом то, что для неверующих таковым и не является.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В заключении послания содержится пророческое предостережение: «Итак, не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылать сюда ваших клириков исследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия» . Православие не знает других отношений между епископами и их церквями, кроме духовно-родственных и братских Православие не знает других отношений между епископами и их церквями, кроме духовно-родственных и братских, потому что их объединяющее начало едино и Глава Церкви один – Господь наш Иисус Христос. Он является объединяющим началом всех членов Церкви независимо от их иерархического положения, в Нем находит свое основание соборность Православной Церкви. И единственным путем к соборному единству всегда был путь благодатного озарения любви в Святом Духе, как учит нас святой апостол Павел: «Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». (Ефес. 4: 15–16). Рейтинг: 10 Голосов: 144 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Иоанн Златоуст , святитель. Толкование на книгу Деяний. Беседа 7, 2. М., 1993. С. 45.   Помазанский Михаил , протопресвитер. Соборность и церковное сотрудничество//Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори (Пс. 113: 11): апологетические очерки (1978–1982). Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1985. С. 67–76.   Кирилл Иерусалимский , святитель. Творения. Слова Тайноводственныя. Слово 4. М., 1855. С. 368.   Иларион   (Троицкий ) , священномученик. Христианства нет без Церкви. М.: изд. Сретенского монастыря, 2007. С. 28.   Лосский В.Н . Боговидение. М.: ACT, 2006. С. 704.  Там же. С. 709.  S. Ignatius. Epistola ad smyrnaeos. Cap. VIII, PG714.   Аквилонов Е.П.  О соборности Церкви в связи с вопросом о восстановлении всероссийского патриаршества. СПб.: Типография Училища глухонемых, 1905.

http://pravoslavie.ru/143689.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010