Если, при­сутствуя при божественной литургии, мы оставляем молитву и хвалу и беседуем друг с другом о мирских делах и заботах, значит, – мы не предали душ наших в руки Божии. " Грешники расставили сеть мне, но я от заповедей Твоих не уклонился» ( Пс.118:110 ). И люди и демоны строят мне многие и разнообразные козни, но я решил без всякого уклонения идти путем Твоих заповедей. Действительно, и демоны и мысли часто соблазняют живущих по Божьи, равно как и дурные люди, но они хвалятся тем, что побеждают искушения. Давид показал пример этого, когда Саул ставил ему сети и искал убить его, но не мог однако отклонить его от заповедей Божиих. И когда Саул – и раз, и другой – оказался в руках его, Давид не воздал ему злом за зло. И в древности Иосифу ставила сеть египтянка, но он не соблазнился, сохранив свое целомудрие. Тоже и Сусанна испытала от старцев. «Я принял откровения Твои, как наследие, на век..., ибо они – радость сердца моего» ( Пс.118:111 ). 6. Торжествуют святые и благочестивые люди и радуются со­блюдению заповедей Божиих, а имея Бога Отцом своим, они явля­ются наследниками Его откровений и с радостью содержат их как отеческое наследие, – потому что всегда наследство родителей приятно. Так и пророк говорит в своей молитве: веруя, что твои открове­ния – наследие вечное и непреходящее, я, вспоминая о них, радуюсь и веселюсь. «Я приклонил сердце мое к исполнению оправданий Твоих на век, ради воздаяния» ( Пс.118:112 ). Способность воли у человека подобна весам, и эти весы держат ум, как управляющее начало. Когда кто скло­няется к благочестивым мыслям, то и коромысло ве­сов склоняется в сторону добра. Это я и сделал, говорит пророк; и притом – не иногда «приклонил», иногда – нет, но «на век», то есть, во все дни жизни моей. Я радуюсь им, находя в них воздаяние себе. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор.2:9 ), вот каково наше воздаяние. Блага и созданы для благих. «Законопреступников я возненавидел, закон же Твой возлюбил» ( Пс.118:113 ). Подавляя свои греховные склонности, я выше всего поста­вил Твой закон. Вот чем хвалятся святые. Так и в другом псалме он говорит: «не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи, и о врагах Твоих не сокрушался ли? Совершенною ненавистью воз ненавидел я их: они стали для меня врагами» ( Пс.138:21–22 ). Как любящий свет нена­видит тьму, так любящий закон Божий ненавидит беззаконные мысли и дела, так что отвращение к ним неотделимо от любви к обе­тованиям закона. В таком настроении пророк восклицает: «Ты – мой помощник и заступник, на слов...а Твои я уповал» ( Пс.118:114 ). Не без Твоей помощи я достиг этого, но опираясь на Твою руку и питаясь надеждой на Тебя. Я не возлагал упования ни на богатство, ни на честь и славу мирскую, ни на человеческую помощь, но на Твои слова. Подобное этому сказал один из мудрых: человеческой помощи не дай мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Писано было о смерти Христовой: «В руки Твои предаю Дух Мой» (Пс 30:6). Было так, эти же самые слова изрек Христос, умирая на кресте: «Отче! в руки Твои предаю Дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк 23:46).    Писано было о Христе: «Он взял на Себя на­ши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и му­чим за беззакония наши», и прочее (Ис 53:4—5). Так и было: Христос за наши грехи пострадал. «Предан за грехи наши» (Рим 4:25; 1 Кор 15:3), «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на дре­во, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр 2:24).    Жертвы, вне стана сжигаемые, прообразо­вали, что Христос вне града должен постра­дать и умереть за нас. Так «и Иисус, дабы освя­тить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр 13:12).    Так Иисус Христос пришел в мир и испол­нил все, что о Нем было написано. И «умер за грехи наши, по Писанию, и погребен был, и вос­крес в третий день, по Писанию» (1 Кор 15:3—4), и «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк 16:19).    Не умолчало Писание и о том, что Хрис­тос учеников Себе соберет и пошлет их во всю вселенную. «Вместо отцов Твоих были сыновья Твои: Ты поставишь их князьями по всей земле» (Пс 44:17). И было так: собрал Христос две­надцать апостолов и, как Царь неба и земли, поставил их князьями по всей земле, дабы на Нем, как на камне, создали Церковь Его. Они Его проповедали по всей вселенной. «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Пс 18:5; Рим 10:18).    Объявлено и то в Писании Святом, что на­роды языческие обратятся к истинному Богу. «Помянуты будут (Богом) и обратятся ко Госпо­ду все концы земли, и поклонятся пред Ним все народы и племена» (Пс 21:28). «Не Мой народ на­зову Моим народом, и невозлюбленную — воз­любленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, — там названы будут сынами Бога живаго» (Ос 2:23; 1:10; Рим 9:25—26). «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопро­шавшим о Мне» (Ис 65:1; Рим 10:20). Исполни­лось это в пришествии Христовом. Помянуты были Богом и обратились ко Господу все кон­цы земли, и поклоняются пред Ним все наро­ды и племена. Почитают и славят истинного и живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, повергнув и поплевав на суетные свои идолы. «От востока солнца до запада хвалъно имя Гос­подне» (Пс 112:3; Мал 1:11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

421. Гл. 93. 422. Гл. 94. 423. Гл. 108. 424. Гл. 112. 425. Гл. 113. 426. Гл. 114. 427. Гл. 115. 428. Гл. 116. 429. Гл. 117. 430. Гл. 118. 431. Гл. 122. 432. Гл. 123. 433. Гл. 125. 434. Гл. 126. 435. Гл. 127. 436. Гл. 128. 437. Гл. 132. 438. Гл. 133. 439. Гл. 137. 440. Гл. 143. 441. Гл. 144. 442. Гл. 146. 443. Гл. 147. 444. Гл. 151. 445. Гл. 152. 446. Гл. 156. 447. Гл. 159. 448. Гл. 160. 449. Гл. 161. 450. Гл. 163. 451. Гл. 164. 452. Гл. 165. 453. Гл. 167. 454. Гл. 169. 455. Гл. 170. 456. Гл. 171. 457. Гл. 172. 458. Гл. 173. 459.  [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых потребится (Пс. 36. 28). 460. Гл. 174; …все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3. 12). 461. Гл. 175. 462. Гл. 176. 463. Гл. 179. 464. Гл. 181. 465.  Сын Человеческий… воздаст каждому по делам его (Мф. 16. 27). 466. Гл. 184; Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему (Пс. 19. 5). 467. Гл. 185. 468. Гл. 187. 469. Гл. 186. 470. Гл. 188. 471. Гл. 189. 472. Гл. 198. 473. Гл. 199; …научает кротких путям Своим (Пс. 24. 9). 474. Гл. 190. 475. Гл. 192. 476.  …когда исполните все поведенное вам, говорите: мы рабы ни чего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17.10). 477. «Слово о думающих оправдаться делами», гл. 2. 478.  …Христос умер за грехи наши, по Писанию (1 Кор. 15. 3). 479.  …добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю: войди в радость господина твоего (Мф. 25. 23). Гл. 4. 480. Гл. 6. 481. Гл. 8. 482. Гл. 9. 483. Гл. 10. 484. Гл. 29. 485. Гл. 30. 486. Гл. 31. 487. Гл. 33. 488. Гл. 34; Пс. 50. 17. 489. Гл. 35. 490. Гл. 36. 491. Гл. 38. 492. Гл. 40. 493. Гл. 42. 494. Гл. 44. 495. Гл. 47; Мф. 5. 44. 496. Гл. 48. 497. Гл. 49. 498. Гл. 50. 499. Гл. 56. 500. Гл. 57. 501. Гл. 58. 502. Гл. 65. 503.  …по всей земле суды Его (Пс. 104. 7). 504. Гл. 66. 505. Гл. 67. 506. Гл. 68. 1 507. Гл. 69. 508. Гл. 75. 509. Гл. 78. 510. Гл. 79. 511. Гл. 82. Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 512. Гл. 83. 513. Гл. 85. 514. Гл. 88.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Писано было о смерти Христовой: в руки Твои предаю дух Мой ( Пс.30:6 ). И было так. Те же точно слова изрек Иисус Христос, умирая на кресте, и, сказав это, испустил дух ( Лк.23:46 ). Писано было о Христе: Сей грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис.53:4–5 ). Так и было Христос за наши грехи пострадал. Сам перенес страдание на пречистом теле Своем, чтобы мы избавились от грехов и жили в правде ( Рим.4:24–25 ; 1Пет.2:21 ). Предвозвещено было, что Иисус Христос соберет учеников и пошлет их на всемирную проповедь : вместо отцев твоих сыновья твои; ты поставишь их князьями во всей земли ( Пс.44:17 ). И было так. Собрал Иисус Христос двенадцать апостолов и, как Царь неба и земли, поставил их князьями по всей земле, дабы на Нем, как на камени, создали Церковь Его и проповедовали учение Его по всей вселенной. Во всю землю проходит вещание их и до пределов вселенной слова их ( Пс.18:5 ). Объявлено в Свящ. Писании, что все народы обратятся к истинному Богу: обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся Ему все племена язычников ( Пс.21:28 ). Исполнилось это по предсказанию Спасителя. Обратились уже ко Господу все народы: цивилизованные (образованные): почитают истинного и живого Бога, Отца и Сына и Св. Духа. От востока до запада хвально имя Господне ( Пс.112 ). Так пророчества указывают во Христе Мессию, Спасителя мира. 3. Безгрешный характер Иисуса Христа Первое впечатление, какое производит на нас жизнь Иисуса Христа, это – совершенная невинность и безгрешность Его среди погрязшего во грехах мира. Он сохранил беспорочную чистоту девства, юность и возмужалость незапятнанными. Поэтому, символы агнецов и голубь – самые приличные Ему символы. Во всей земной жизни Господа,, как о ней рассказывает Евангелие, мы напрасно стали бы усиливаться отыскать хоть единственное пятно или даже едва заметную тень, омрачающую нравственный Его характер.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Жертвы, вне стана сжигаемые, прообразовали, что Христос вне града должен пострадать и умереть за нас. Так и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат (Евр 13:12). Так Иисус Христос пришел в мир и исполнил все, что о Нем было написано. И умер за грехи наши, по Писанию, и погребен был, и воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор 15:3-4), и вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк 16:19). Не умолчало Писание и о том, что Христос учеников Себе соберет и пошлет их во всю вселенную. Вместо отцов Твоих были сыновья Твои: Ты поставишь их князьями по всей земле (Пс 44:17). И было так: собрал Христос двенадцать апостолов и, как Царь неба и земли, поставил их князьями по всей земле, дабы на Нем, как на камне, создали Церковь Его. Они Его проповедали по всей вселенной. По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их (Пс 18:5; Рим 10:18). Объявлено и то в Писании Святом, что народы языческие обратятся к истинному Богу. Помянуты будут (Богом) и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все народы и племена (Пс 21:28). Не Мой народ назову Моим народом, и невозлюбленную – возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, – там названы будут сынами Бога живаго (Ос 2:23; 1:10; Рим 9:25-26). Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне (Ис 65:1; Рим 10:20). Исполнилось это в пришествии Христовом. Помянуты были Богом и обратились ко Господу все концы земли, и поклоняются пред Ним все народы и племена. Почитают и славят истинного и живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, повергнув и поплевав на суетные свои идолы. От востока солнца до запада хвалъно имя Господне (Пс 112:3; Мал 1:11). И так видишь, что Писание Ветхого Завета проповедало, что Христа грядет, а Писание Нового Завета проповедует, что Он уже пришел. И как Писание предвозвестило о Христе, так все и исполнилось, и исполнившееся в Новом проповедуется. И как верные Ветхого Завета веровали в Грядущего, так мы ныне веруем в уже пришедшего Христа. Но также, как Ветхого Завета пророчества исполнились, которым надо было до сего дня исполниться, так и то исполнилось, что в Новом Завете предсказано и чему следовало доныне исполниться. Предсказал Христос, что один из учеников Его предаст Его, что все ученики оставят Его, что Петр апостол трижды отвержется от Него, что Ему надлежит много от старцев и книжников пострадать, и прочее, – и было так. Предсказал, что град Иерусалим и храм в нем разорится, и не останется камня на камне. И было так: был разорен град и храм римлянами, как читаем в истории. Предсказал, что верные Его гонение будут терпеть. Так и было: всеми ненавидимы, гонимы и озлобляемы благочестивые души, и до конца века все, желающие жить благочестно во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим 3:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Так, не малое утешение заключается для бедняка прежде всего в той истине Слова Божия, что Господь «убожит и богатит, смиряет и высит» ( 1Цар.2:7 ). Не случайно, а по мудрому и всеблагому совету о нас воли Божией одни бывают богаты, другие бедны, одним все на свете удается, у других, за что ни возьмутся, ничто не спорится. И к богатым и к бедным Господь одинаково милосерд. Одних он ведет к спасению путем богатства, других путем бедности. Итак, терпящий бедность брат мой, признай в ней всеблагую волю Божию, и смиренно покорись этой воле. Богу лучше знать, что для нас полезно. Ему бы ничего не стоило за одну ночь обогатить тебя, если бы это послужило тебе ко спасению. Видно, Он знает, что не богатство может вести тебя к царству небесному. Далее, к утешению бедняка в Св. Писании встречается весьма много относящихся к нему изречений, которые свидетельствуют, как внимателен к нему, как любит его Господь. Не утешительно ли для тебя, бедняк, читать в Писании, что ты дорог пред очами Господа, что Он слышит вопль твой и не забывает его, что горе тому, кто притесняет тебя и повинен в крови твоей ( Пс.9:10–11, 13, 35 ), что лучше быть бедным, но благочестивым, чем богатым, но развращенным ( Пс.36:16 ), что Господь из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего, и посажает его наряду с князьями народа ( Пс.112:7–8 ), что блажен тот, кто вникает в состояние нищего ( Пс.40:1–4 ), что заботиться о тебе значит совершать службу Богу, что «чистое и непорочное благочестие есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их несчастии» ( Иак.1:27 ), и т.п. Можно ли с большой трогательностью изобразить любовь к тебе Божию? Помышляй об этом чаще, и ты обрящешь утешение. Далее, помысли о том, что Единородный Сын Бога Отца жил на земле в бедности и уничижении. Бедность встретила его при самом рождении. Не в великолепных палатах родился Он, а в убогом вертепе, – пристанище для бессловесных. Не в раззолоченную колыбель положили новорожденного Младенца вифлеемского, а в ясли. И вся жизнь Его протекла в убожестве. Сам Он говорил о Себе, что лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет где голову приклонить. Чаще вспоминай обнищавшего нас ради Господа, и тебе не так горько будет терпеть твою нищету. Знай притом, что нищие мира сего первые сподобились быть наследниками царствия Христова ( Иак.2:5 ), что не богаты были и первые проповедники сего царства. «Даже доныне, – говорит за себя и за них св. Апостол Павел, – терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками» ( 1Кор.4:11–12 ). Тебе ли, возлюбленный бедняк, тревожиться мыслью о твоем убожестве, когда ту же самую участь терпели те, пред которыми, без сомнения, ты не можешь признать себя лучшим в нравственном отношении?

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Герман. Подлинно, сильна и возвышенна беседа твой о совершенной любви к Богу; но смущает нас то, что ты столько восхвалив эту добродетель, страх Божий и на–дежду вечного воздаяния признал несовершенными, между тем как пророк, кажется, судит о них иначе, когда говорит: бойтесь Господа, (все) святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его (Пс 33, 10); и в другом месте он ясно открывает, что к сохранению оправданий Господних побуждала его мысль о воздаянии. Приклонил, говорит он, сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца (Пс 118, 112). Апостол также говорит: верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние (Евр 11, 23—26). Следовательно, как можно счесть эти добродетели несовершенными, когда св. Давид хвалится тем, что он творил оправдания Господни, имея в виду воздаяние, и когда говорится, что Законодатель, взирая на будущие награды, пренебрег достоинством царского сына и тягчайшее страдание предпочел египетским сокровищам. глава 12 Ответ о различии совершенств Херемон. Божественное Писание побуждает свободную волю нашу стремиться к различным степеням совершенства, смотря по состоянию и мере духовных способностей каждого. Оно не могло предложить одинакового для всех венца совершенства, потому что не у всех одинаковы силы к достижению его или не все имеют одинаковое расположение и стремление к тому; потому слово Божие и назначило различные степени и различные меры в самих совершенствах. Это ясно показывает различие евангельских блаженств. Ибо, хотя блаженными называются и те, коим принадлежит Царство Небесное, блаженны и те, которые наследуют землю, блаженны и те, которые утешатся, блаженны и те, которые насытятся; однако, думаем, большое различие между обитанием в Царстве Небесном и наследованием земли, какая бы она ни была, между восприятием утешения и полным насыщением правдою; также большое различие между теми, которые получат помилование, и теми, которые удостоятся наслаждаться славным видением Бога. Ибо иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых (1 Кор 15, 41, 42). Когда же таким образом Божественное Писание хвалит боящихся Бога и обещает им полное блаженство, говоря: блажен всякий, боящийся Господа (Пс 127, 1), а в другом месте говорит: в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин 4, 18); также, когда служение Богу почитает делом достославным, говоря: служите Господу со страхом (Пс 2, 11); мало того, что Ты будешь рабом Моим (Ис 49, 6); блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так (Мф 24, 46), и, однако, Сам Господь говорит к апостолам: Я уже не называю вас рабами, ибо

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Изъяснение псалма 13-го. «В конец, псалом Давиду». И сей псалом отсылает нас к концу, потому что предвозвещает будущее. Содержание же его таково: царь ассирийский Сеннахирим наступил некогда с воинством на Иудею и овладел многими городами, из которых иные сдались добровольно, а другие взяты силою. В надежде же овладеть и Иерусалимом к владычествовавшему тогда над Иудеями Езекии послал он Рапсака с богохульными и злочестивыми словами. Ибо говорит он: скажите Езекии, да не обольщает тебя Бог твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей. «Где есть Бог Емафа и Арфада? где есть Бог града Сепфаруима?» Не могли они избавить от руки моей, и " измет ли Господь Иерусалима из руки моей» ( 4Цар. 18, 34–35 )? Но так говорил Рапсак, а Езекия, пренебрегши и великое воинство, и безумие речей, водясь же собственным своим благочестием, призвал в помощь Божественное споборничество, и вскоре воспользовался оным. Ибо праведный Судия, возгнушавшись нечестием одного, и прияв благочестие другаго, чрез единаго Ангела умертвил сто восемьдесят пять тысяч Ассириян, а прочих обратил в бегство, и осажденным даровал чудное спасение. Пс.13:1 .  Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Начало псалма соответствует словам Сеннахирима и Рапсака. «Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню». Основание и корень нечестия, говорит Пророк, есть растление жизни, потому что, предав себя самих невоздержанию и зверской жизни, изринули вы из разума памятование о Боге, а безумию вождя последовали и подданные. Пс.13:2 .  Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Пс.13:3 .  Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. «Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога». «Вси уклонишася, вкупе неключими Быша: несть творяй благостыню, несть до единаго». Тех, которые так делали и говорили, не оставил без внимания «на высоких живый и на смиренныя призираяй» ( Пс.112:5–6 ); но подвергнув точному изследованию помыслы их, усмотрел, что все одержимы злочестием и вместе беззаконием жизни. Сие подобно тому, что сказано Аврааму: «вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются» ( Быт.18:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

2 Голосом моим ко Господу взываю, голосом моим Господу помолюсь. 3 Изолью Ему моление мое, печаль ему возвещу. 4 Когда изнемогал во мне дух мой, были ведомы Тебе стези мои. На пути, которым я шел, расставили сети мне. 5 912 Взглянул я направо и вижу: нет человека, близкого мне; некуда мне бежать, и нет защиты душе моей. 6 Воззвал я к Тебе, Господи, и сказал: Ты упование мое, от Тебя приемлю участь мою на земле живых! 7 Внемли молению моему, ибо смирился я глубоко! Избавь меня от гонителей моих, ибо стали они сильнее меня! 8 913 Изведи из темницы душу мою, да прославлю имя Твое! Давно ждут праведники, что Ты воздашь мне по делам моим! Псалом Давида, когда преследовал его Авессалом, сын его, 142. 914 1 915 Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей, 2 916 И не вступай в тяжбу с рабом Твоим, ибо не в силах оправдаться пред Тобою никто из живых. 3 Ибо враг преследует душу мою; унизил до земли жизнь мою; посадил меня во тьму, уподобив давно умершим. 4 И изнывал во мне дух мой, содрогалось во мне сердце мое. 5 917 Вспоминал я дни древние, поучался деяниями Твоими, творениями рук Твоих назидался. 6 Воздел я к Тебе руки мои; душа моя, как земля безводная, пред Тобой! 7 918 Скорее услышь меня, Господи, изнемог дух мой; не отвращай лица Твоего от меня, да не уподоблюсь нисходящим в гроб! 8 919 Возвести мне наутро милость Твою, ибо я на Тебя уповаю! Укажи мне, Господи, путь, каким следовать мне, ибо к Тебе вознес я душу мою! 9 Избавь меня от врагов моих, Господи, прибегаю к Тебе! 10 920 Научи меня творить волю Твою, ибо Ты Бог мой; Дух Твой благой направит меня в землю правды. 11 Оживишь меня правдою Твоей, Господи, имени Твоего ради, избавишь от печали душу мою; 12 И по милости Твоей истребишь врагов моих, погубишь преследующих душу мою, ибо я раб Твой. Слава: 856 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Пс. 134 и 135 входили в чин благодарственного богослужения, которое называлось «Великий Аллел» (от Аллилуия –«хвалите Бога») и было приурочено к празднику Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В таких высказываниях часто прослеживается связь внутреннего переживания (заключенного в «сердце»,  ) и внешнего облика («лица»,  ) человека: «И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?» (     - букв. лица ваши злы - Быт 40. 7); «Но царь сказал мне: отчего лицо у тебя печально (    ); ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце?» (     - букв. зло сердца - Неем 2. 2); «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (     - букв. в зле лица) (Еккл 7. 3). Богословие Основой отношения древнего Израиля к окружавшим его явлениям действительности было представление о мире как о творении единого и благого Бога: Бог создал мир, и все, что в нем - «хорошо весьма» (Быт 1. 31), есть «дело рук искусного художника» (Песнь 7. 1). И если Он не оставляет Свое создание и «правда Его пребывает во век» (Пс 112. 1), то этот порядок не может быть нарушен (Пс 103; см.: Leeuwen R. C., van. What Comes Out of God " s Mouth: The Theological Wordplay in Deuteronomy 8//CBQ. 1985. Vol. 47. P. 55-57). Пессимизм и презрение к миру как к низшей эманации божества и к месту временного пребывания души, «темнице», освобождение из к-рой является главной задачей человека на пути к благу, свойственные поздней античности, для ВЗ в целом не характерны ( Whitley C. F. The Genius of Ancient Israel: The Distinctive Nature of the Basic Concepts of Israel Studied against the Cultures of the Ancient Near East. Amst., 1969. P. 171). Напротив, для ВЗ земля и все, что на ней,- знак присутствия и активного участия благого Бога в жизни мира (Пс 8; 19; см.: Wiliamson H. G. M. The Old Testament and the Material World//EvQ. 1985. Vol. 57. P. 5-22). И вместе с Божественным проклятием земли (Быт 3. 17), последовавшим за грехопадением первого человека, ВЗ свидетельствует о Божественном обетовании: «Не буду больше проклинать землю за человека...» (Быт 8. 21). В то же время очевидность З., неизбежный и повседневный опыт встречи с к-рым хорошо знаком каждому человеку, не только вызывала печаль и сожаление, но была и одной из наиболее тяжелых испытаний для религии ВЗ.

http://pravenc.ru/text/199913.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010