Пс.111:5. Устроит словеса Своя на суде.    Ибо не должно просто и без рассуждения всем предлагать тайноводственное слово. Это-то сказал и сам Господь: «не пометайте... святая[п] псом» (Мф. 7:6). Пс.111:7. От слуха зла не убоится;    потому что страх наказуемых ни мало не касается святых. Пс.111:9. Расточи, даде убогим.    Под «убогими» разумей и здесь имеющих нужду в Божественном слове, т. е. язычников. Апостолы же, подобно земледелателям, посеяли мысленное слово. Ничто не препятствует понимать это и в историческом смысле. Правда Его пребывает в век» [п]и проч.,    т. е. правда Преподавшего евангельское слово. Пс.111:10. Грешник узрит и прогневается.    Грешником называет диавола, который негодует, видя спасаемых язычников, как жаждавший погибели всех. Псалом 112 Псалом. Аллилуия.   В этом псалме научается народ новый непрестанно возносить песнопение Избавителю, а также изображается и призвание всех народов. Пс.112:1. Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне.   Народу новому преподается учение, что, хотя вознесся Господь наш и пребывает одесную Отца, однако же, и по вознесении Господнем, вся земля исполнена посещения Его и ощущает оное. Пс.112:7. Воздвизаяй от земли нища,    т. е. народ призванный из язычников. Пс.112:9. Вселяя неплодов в дом.    Неплодно было множество языческих народов, но соделалось домом духовным, потому что в нем обитает Господь, соделалось и веселящеюся матерью многих чад, потому что чада его спаслись верою во Христа. Имеет же оно и некоторую противоположность с Синагогою, потому что последняя не возвеселилась о чадах, как преданных погибели. Псалом 113 Псалом. Аллилуия.    И в этом псалме изображается призвание язычников, сверх же сего, предлагается учение спасаемым, что и Ветхии Завет есть Божий, и что прежнее спасение народа из обрезанных совершено было Господом. Пс.113:1. Во исходе Израилеве. Пс.113:2. бысть Иудея святыня Его.   Когда Израиль освобожден от рабства египетского, тогда иудея соделалась святынею Его. Но не над Израилем только воцарился Господь, напротив того, благодать подается ныне всем народам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

Пс.111:5.   Благ муж щедря и дая, устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится.    Называть «благим» не просто подающего, но подающего с сострадательностью: ибо первый дает в надежде получить награду, а второй уделяет по закону сострадательности. Итак, Пророк ясно изображает здесь нищелюбца, который «милуя нища взаим дает Богу» (Притч. 19:17). Он получит прощение грехов своих на «суде» , т.е. оправдание, так как милостыня его защитит. И при постигающих его искушениях «во век не подвижется» , так как имеет надежный якорь — чистую совесть (Златоуст, Исихий). Пс.111:6.   В память вечную будет праведник. Пс.111:7.   От слуха зла не убоится.    Этим богоносный Пророк показывает нам, чем награждает «праведных» делание со страхом Божиих заповедей — т.е. через них всегда будут совершаться хваления Богу Иисусу Христу. А «слух зла» — это приговор Праведного Судии стоящим ошуюю: «идите от Меня проклятии во огнь вечный» (Мф. 25:41). Добрые дела делают «память вечной» , т.е. добродетель заключает награду в самой себе. И худой вести (о войне, болезни, землетрясении) «праведник» не устрашится, так как наперед положил он богатство в надежном месте — и при наступлении смерти спешит скорее туда, где скрыты его сокровища; поэтому ничто не может возбудить в нем страх (Максим Грек, Златоуст). Пс.111:8.   Готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя.    Он всецело «сердцем» устремлен к Богу и не развлекает мысли житейскими заботами и не рассеивает ум: ибо все козни происходят от денег и для денег, и все заботы людей направлены к ним. Не только милостивый не убоится «врагов» , но еще ожидает и низложения их, по причине упования на Бога (Златоуст, Феодорит). Пс.111:9.   Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века, рог его вознесется в славе.    Расточи — этим показывает щедрость подающего: расточается имущество, а собирается праведность. «Рог» — есть известность и знаменитость. Добродетельные и там наследуют и здесь получают: ибо никто не бывает столь знаменит и славен, как человек милосерд. «Милостыня» — прекрасное дело; по видимому она расточает; на самом же деле — собирает. Подобно тому, как земледелец бросает в землю семена, чтобы получить их от нея, так и милостыня — по видимому дает другим, на самом деле увеличивает сокровище давшему. Этим указывается, также, и на духовное воздаяние (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пс.111:4 . Возсия во тьме свет правым: милостив и щедр и праведен. Третие благополучие людей боящихся Бога есть свет мудрости и разума, озаряющий их свыше во мраке недоумений, встречающихся то при отправлении дел, то при отражении коварств, бываемых от лжебратии: тако же свет утешения в бедственных и прискорбных обстоятельствах жизни. Сей свет есть не кто иный, как Сам Бог милостивый, щедрый и праведный, Бог творяй милость с милостивыми; ибо справедливость требует, чтоб милостивые получали милость. Пс.111:5 . Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. Четвертое благополучие праведнаго человека есть веселие духовное: ибо люди боящиеся Бога удобно и грехи прощают, сожалея о немощах человеческих, и взаим дают требующим, и тако исполняют заповедь Господню: отпущайте, и отпустится вам; дайте и дастся вам ( Лк. 6:37–38 ). А сия благая дела в сердце человека великое раждают веселие: так как напротив того, люди, не прощающие грехов и отказывающие ближнему в благодеянии, всегда огорчаются духом; ибо и совестию мучатся, и в ненависти у людей находятся. Глагол: щедрит – некоторые относят к милостыням, подаваемым убогим: но понеже о милостыни особенно упоминается ниже под стихом 9, для того мы с блаженным Августином за благо разсудили отнести его к прощению грехов, яко к роду духовныя милостыни. За сим следует пятое благополучие человека праведнаго, состоящее в благоразумии разговоров, чрез которое избегает он величайших несчастий, непримиримых враждований, браней, клевет и других сим подобных бедствий. Ибо кто боится Бога, тот располагает слова свои согласно с здравым разсудком, так что никому вреда не причинит и себе приобрящет много пользы. К сему присовокупляет причину, чего ради муж праведный устроит словеса свои с разсудком, поскольку тверд и постоянен в намерениях своих, и все предвидит благоразумно, так что все, что бы ни случилось, поколебать его не может. Пс.111:6 . В память вечную будет праведник. Пс.111:7 . От слуха зла не убоится: Шестое благополучие человека праведнаго состоит в том, что всегда будет жить в памяти у людей, и притом не по знатному какому-нибудь злодеянию, как живет Иуда, Каин, Ирод, Пилат, Анна и Каиафа, но по деяниям славным и честным, каковы свойственны людям праведным. И не токмо в память вечную будет у людей смертных, но имя его впишется в книгу животную, из которыя во веки не изгладится; а таким образом память его будет благословенна и пред Богом, и пред Ангелами, и пред всем сонмом святых, так что не убоится ни клевет, ни поношений злых людей, и, что еще вящше, ни онаго ужаснаго изречения праведнаго Судии: идите от Мене проклятии во огнь вечный ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 111 Пс.111:1 . Аллилуиа. Блажен муж бояйся Господа, в заповедех его восхощет зело. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом прилично соединен с предыдущим: ибо похваляет мужа благочестиваго, так как и он хвалил Бога. В Еврейском тексте читается по алфавиту и содержит 24 стиха, начинающиеся от букв алфавита, по порядку положенных. В нем описывает Пророк блаженство мужа праведнаго и боящагося Бога, дабы сим примером убедить и других к любви добродетели. В сих словах содержится главное предложение, которое Пророк во всем псалме доказывает различными доводами, дабы убедить всех к благочестию. Блажен, глаголет, муж бояйся Господа. Но как не всякая боязнь творит человека блаженным, сего ради присовокупляет: в заповедех Его восхощет зело. То есть, тот совершенно блажен человек, который боится Господа и который с сыновним страхом прилежно упражняется во исполнении заповедей Его: ибо хотеть в заповедех зело, не что иное есть, как зело любить заповеди и во исполнении их чувствовать великое удовольствие. Кратко сказать: тот нарицается блажен, кто и внутрь боится Бога страхом святым, и извне готов ко исполнению заповедей, а потому праведен и благочестив. Пс.111:2 . Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: Сие есть первое благополучие человека боящагося Бога! Оно состоит во многочадии: ибо род праведных людей по Божию благословению весьма многоплоден бывает, и в ветхом завете Божие благословение по большей части к многочадию относилось. Впрочем, хотя благополучие сие не всегда случалось в роде праведных (ибо известно, что Авраам чрез долгое время безчаден был, также и сын его Исаак, и другие многие): однако же и нередко, как видеть можно из примера многих ветхозаветных и праотцев. Пс.111:3 . слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Второе благополучие человека праведнаго состоит во изобилии честей и имений, которыми он пользуется без греха и без нарушения справедливости: ибо часто случается, что чести и богатство раждают гордость, и служат поводом к плотским сладострастиям, и тогда не в благополучие, но паче в бедствие обращаются. Итак, праведный муж не токмо множеством детей, но и честьми и богатством изобилует: однако при всем том (что всего блаженнее), сердце его благами счастия не растлевается, но правда его пребывает до конца жизни непоколебима. Сие благополучие, ежели будем разсуждать о славе и богатстве временном, не есть вечное; но ежели возьмем в разсуждение славу внутреннюю, доброе свидетельство совести, богатство веры, и оное великое стяжание, о котором Апостол говорит: есть же снискание велие благочестие с довольством ( 1Тим. 6:6 ), – то благополучие праведнаго будет вечное. Посему прилично сказано: правда его пребывает в век века.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

—425— «не оправдается ни один из живущих» ( Пс.142:2 ). Только фарисейское самомнение могло успокоиться на делах закона, для людей же, проникнутых истинным религиозным сознанием, веления закона становились тем требовательнее, чем они ревностнее исполнялись. Единственный выход из этого затруднения подзаконный человек мог найти только в надежде на Бога. Закон вселял в человека сознание постоянной греховности и чувство виновности и вместе с тем пробуждал в нём жажду помощи и спасения, которое бы за него совершил Сам Бог ( Рим.4:15, 3:19, 7:24, 8:3 ). С другой стороны, подзаконный человек имел несомненные основания для этой надежды. В его религиозном сознании живы были Божественные обетования, делавшие Израиля наследием Божиим, народом избранным, царем и священником в ряду прочих народов земли и открывавшие ему путь не только к личному избавлению, но и к спасению чрез него всех народов. Сам Бог служит залогом этого обетования и, верный всем Своим решениям, Он очистит и спасет Израиля, загладит беззакония и не помянет грехов его ради Себя ( Ис.43:25 ). Он клялся Собою Самим, что правда Его восторжествует и слова Его будут незыблемыми ( Ис.45:23 ), поэтому Он не отринет Своих людей, не оставит Своего достояния ( Пс.93:14 ). В этом Его верность обетованиям, Его правда, растворяемая милостью ( Пс.111:4, 84:11 ), спасающею Израиля, несмотря на то, что он не выполнил условий завета. 3639 И —426— вот, проникнутый сознанием собственного бессилия, отчаявшийся в своей правде, подзаконный грешник устами псалмопевца взывает к правде Божией: «суди меня, Боже, по правде Твоей» ( Пс.34:24 ), «правдою Твоею избавь меня, будь мне Богом Защитником» ( Пс.70:2–3 ). Недостаток его личного совершенства восполняется правдой Божественной и чувство ответственности за нарушенные обязанности уступает место упованию на милость Божию. Его праведность есть дар Божественной милости, требующей от него восполнять недостаток исполненных дел закона сознанием собственного греха ( Пс.31:2, 11, 39:11, 50:16, 64:4, 68:6:28 ), покорностью Его суду, страхом и надеждой на помощь ( Пс.36:9–12, 102:17, 112:1 и сл.; 68:7, 90:14–15). Эта уверенность в спасительной силе Божественной правды так глубоко проникала в сознание истинно-верующего израильтянина, что он, чувствуя свой наличный грех, в то же время был убежден в своей будущей правде, сознавая свою немощь, одушевлялся своей силой. Прямой контраст ему представляет собою тот нечестивец, который не в Боге полагает свою силу, а надеется на множество своего богатства и возмогает в своей суете ( Пс.51:8–9 ). Отсюда ветхозаветная праведность покоится не только на делах совершенного закона, но и на Божественных обетованиях; праведен, с точки зрения правильного ветхозаветного миросозерцания, не тот только, кто приобретает право исполнением своих обязанностей, но и тот, кому дано право по милости Божией, во имя его идеального назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М., 2003. С. 306-307; Баталова С. Мотивът за появата на чудния Елен в житието на св. Евстатий Плакида - инициация «преведена» на езика на агиографската легенда?//Cultura Animi: Изслед. в чест А. Николова. София, 2004. С. 342-348; idem. (Batalova S.). The Tradition of St. Eustachius Placidas in Latin//Scripta & e-Scripta: The J. of Interdisciplinary Mediaeval Studies. Sofia, 2005. N 2. Р. 325-353; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: Сер. XIII - сер. XV в. М., 2004. С. 199-206. О. В. Гладкова Гимнография Память Е. П. отмечается 9 нояб. в иерусалимском Лекционарии VII-VIII вв. ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. [Pars 1.] P. 39-40; [Pars 2.] P. 49-50), последование включает пение прокимна из Пс 67, Апостол Евр 10. 32-39, аллилуия со стихом из Пс 96, Евангелие Лк 21. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 40) память Е. П. приходится на 20 сент., его последование включает прокимен из Пс 15, Апостол Еф 6. 10-17, аллилуиарий со стихом из Пс 36, Евангелие Лк 21. 12-19, причастен Пс 32. 1. В самой ранней сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 284) - последование Е. П. имеет ряд праздничных особенностей: самогласен на вечерней стиховне, стихиры на хвалитех, пение на утрене «Бог Господь» и тропаря Е. П., светилен     после 9-й песни канона, на литургии служба, как в Типиконе Великой ц., аллилуиарий со стихом из Пс 33. Последование Е. П. в слав. студийских Минеях XI-XII вв. в целом соответствует указаниям Студийско-Алексиевского Типикона и включает 2 седальна, 2 цикла стихир-подобнов, 2-й из к-рых предназначен для пения на хвалитех, самогласен, в нек-рых списках помещается кондак с икосом ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0162-0168). В слав. Стихирарях этого же времени имеется 4 самогласна великомученику. В последовании Е. П. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 280-281), отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, почти те же праздничные особенности, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; служба на литургии включает те же чтения из Апостола и Евангелия, прокимен из Пс 67 (как в иерусалимском Лекционарии), аллилуиарий со стихом из Пс 33, причастен на выбор - Пс 32. 1 или 111. 6b. Согласно одной из южноиталийских редакций Студийского устава, Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 28), 20 сент. соединяются последования Е. П. и попразднства Воздвижения Креста, к-рое продолжается по 21 сент. (согласно более ранним редакциям Студийского устава, праздник Воздвижения отдается 15 сент.), праздничные элементы последования Е. П. сохраняются (кроме светильна по 9-й песни). На литургии вся служба совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Пс.36:15             Меч их да войдет в сердце их,                         и луки их да сокрушаться. «Они меч обнажили» (ст.14) – от меча погибли: «все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:52 ). Если «меч войдет в сердце их», значит, они враждовали сердцем и насмерть. Закон воздаяния – страшен. Пс.36:16             Лучше малое праведника,                         чем шум нечестивых многих. " Шум» хамон – «толпа, масса, многолюдье»; также «шум, рев, смятенье) (обычное дело в большом скоплении народа). Хамон – составная часть имени Аврахам: «толпы народов» – ав-хамон гойим ( Быт.17: 4,5 ). В мировой истории можно слышать: шум народов, верных Богу, и шум народов богопротивных. О богопротивных пишет Исаия: «увы, шум народов многих, как шум морей они шумят» ( Ис.17:12 ). «Шум народов, которым они шумят» – может устрашать и подавлять. Современная цивилизация производит, прежде всего, великий шум – «шум нечестивых многих». Христос сказал: «не бойся, малое стадо!» ( Лк.12:32 ). «Ибо «Бог спасения нашего… укрощает рев морей, рев волн и шум народов» ( Пс.65 /64:5,8) 227 . Бог не в силе, а в правде, не в многолюдье – а в истине. От Авраама идет и слышен в истории другой «шум» – звучание тех, кто от Авраама, кто Христов, кто верен Богу – это звучание Церкви в мире, «шум празднующий» ( Пс.42 /41:5). Шум, которым шумят «нечестивые многие», «шум празднующих» отнюдь не заглушает и не перекрывает – это другая звуковая «волна». Народы придут ко Христу с шумом, как пишет Исаия (обращается к Иерусалиму): «тогда затрепещет и расширится сердце твое, ибо шум моря и достояние народов придут к тебе» ( Ис.60:5 ). Пс.36:17             Ибо мышцы 228 нечестивых сокрушаться,                         а праведных утвердил Господь. «Утвердил» – это духовное утверждение; оно дается благословением ( Быт.27:37 ), происходит от заповедей ( Пс.111 /110:8; Пс.3:6 ). Смысл стиха не в том, что идет противопоставление двух разнонаправленных сил:        на «силу» нечестивых идут «духом», что от Господа. Пс.36:20             Ибо нечестивые погибнут, и враги Господа,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Такое распоряжение можно делать и в недугах наших душевных. И псалмы можно и должно употреблять по частям и по нравственному расположению нашему, давая полную свободу нашей воли в выборе чтения псалма и в продолжении, зная, что сильные лекарства по каплям дают, а слово Божие есть лекарство сильное». Он делит псалмы: 1) содержащие прошение помощи от, Господа Пс. 24, 26, 30 и 90. 2) Покаянные Пс. 50, 118, 31, 39, 56, 61 и 91. 3) Содержащие уроки жизни Пс. 14, 33, 36, 52 и 111. 4) Душа в смирении призывает на помощь Господа Пс. 114, 115, 127 и 130. 5) Печальная душа ищет упования па помощь Божию Пс. 10, 12, 45, 119, 120, 122 и 124. 6) Душа в печали и унынии ищет утешения Пс. 19, 101, 102 и 136. 7) Душа ищет раскрыть любовь свою к Господу Пс. 17 и 97 8) Душа ищет славить творческую премудрость Создателя Пс. 18, 96, 97 и 103. 9) Славословит, любит, покланяется душа Господу Пс. 95, 99, 110, 148, 112, 117 и 144. Об избранных псалмах говорит: «можно читать по одному или несколько, но не вдруг, ас переменами каждодневно. Псалом 1-й есть как бы введение к чтению псалмов, где похваляется покорность воли к закону Божию и добрые от сего последствия. Избранные псалмы 41, 62,76,.83, 85,129,133, 140 и 14 35 . В наставлении одной из дочерей духовных полагая чтение Евангелия необходимым ежедневным правилом он дает далее совет: «когда прочтешь главу Евангелия или сколько тебе возможно для освящения и оживления души твоей, то положив Евангелие на голову прочти следующую молитву, которую должно выучить наизусть: «Словесами Божественного Евангелия да исчезнет всякое действие сатанинское составляемое в уме, в сердце и во всех чувствованиях души и тела моего, и да вселится в нем благодать Господа нашего Иисуса Христа прощающая, опаляющая и очищающая, просвещающая и освящающая всего меня человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Когда говоришь: во имя Отца Сына и Святого Духа, – в это время перекрести себя Евангелием и приложи его к своему сердцу мысленно, в сие время самым сердцем прочитывая молитву: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, якоже хощеши и можеши спаси меня грешную.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

6, 50). 23 апр. даются общие указания о чтениях в честь Г., уточняются только апостольские чтения: Деян 16. 16-34 (читается в том случае, когда последование совершается в период Пятидесятницы) или 1 Петр 3. 9-18. Последование 10 нояб. включает тропарь 5-го гласа «Явился, как звезда», прокимен из Пс 144, паремии Притч 29. 2-6, Ис 65. 13-18, апостольское чтение 1 Фес 1. 1-12, аллилуиарий со стихом из Пс 88, евангельское чтение Ин 15. 20 - 16. 4. Вмч. Георгий. Эмалевый образ в «Св. Короне» Венгрии. К-поль. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей, Будапешт) Вмч. Георгий. Эмалевый образ в «Св. Короне» Венгрии. К-поль. 1074-1077 гг. (Венгерский нац. музей, Будапешт) В иерусалимском Тропологии VIII-X вв. (сохр. в груз. переводе - см. Метревели. Иадгари. С. 233-235, 318-321) память Г. указывается 23 апр. и 3 нояб. Последование Г. в эти дни включает стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех и четверопеснец (6-9-я песни). Типикон Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 270) отмечает память Г. 23 апр., в этот день приводится праздничное последование: на Пс 50 утрени поется тропарь 4-го гласа на подобен «Вознесыйся»: Γεωργηθες π Θεο, νεδεχθης τς εσεβεας γεωργς τιμιτατος (                ); чтения литургии: прокимны из Пс 67 и 63, Деян 12. 1-11 (указано также апостольское чтение для совершения службы вне периода Пятидесятницы: 1 Кор 3. 9-17), аллилуиарий из Пс 91, Ин 15. 17-16. 2, причастен Пс 32. 1. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 341), к-рый представляет древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , 23 апр. приводится праздничное последование с пением «Блажен муж» на вечерне, «Бог Господь» на утрене и тропаря Г.       На литургии на блаженнах - тропари 3-й и 6-й песней канона ; литургийные чтения - те же, что и по Типикону Великой ц. (но прокимен один (из Пс 63), причастен - Пс 111. 6b). В случае совпадения с Великими пятницей или субботой предписывается переносить последование Г. на Великую среду, при этом на утрене поется Аллилуия , а не «Бог Господь», одна из стихир Г.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Такое Его положение прекрасно согласуется со статусом Владыки мира. 6 Как все это сочетается с титулом «Князь мира» ( Ис. 9:6 ) и новозаветным образом Иисуса? Во–первых, заметим, в свете метафоры о царском титуле Мессии, что расширение царства происходит за счет покорения новых земель. В настоящее время это победное шествие Евангелия по всему миру, которое завоевывает целые народы ( Деян. 15:13–18 ; 2Кор. 4:6 ). Но однажды наступит день, когда Он, облаченный в обагренную кровью одежду священной жертвы, придет как Царь царей, и свершится, наконец, великая победа ( Отк. 19:11–21 ). 7 Здесь на память приходит Давид, который остановился у потока Восорского, это была передышка в период преследования врагом ( 1Цар. 30:10 ). Истинный же Царь не утомляется и не отдыхает до тех пор, пока не подчинит Себе врага. Вознесет главу – ср. близкие выражения в Пс. 82:3 ; Суд.8:28 ; Иов. 10:15 ; Зах. 1:21 , которые подчеркивают незыблемость Его правления, контроль над всеми враждебными силами. Псалмы 110, 111. Семейное сходство Эти псалмы связаны единством содержания и сходны по стилю. Оба они относятся к алфавитным (см.: «Вступление»). Тема Пс. 110 – Господь в Его деяниях и слове, а Пс. 111 – народ Божий, представленный в образе человека («муж»), который своим характером и делами уподобляется Самому Господу. Общие темы и идеи перекликаются в обоих псалмах: благодарное сердце и благочестивый дух ( Пс. 110 :1а и 111:1а соответственно); праведные и «любящий заповеди» (1б); великие дела Господа и сильный народ – «семя его» (2а); «слава» Господа и благополучие Его народа (За) и т. д. Кроме того, подчеркивается непосредственная связь между Господом и Его народом и в других отношениях: праведность Господа и Его народа (3б); словами одного корня описывается характер установлений Господа (тверды и сердце Его народа утверждено, 8а); Господь избавил Свой народ, народ же проявил щедрость, «раздал нищим» (9а). Часто в обыденной жизни мы говорим: «Каков отец, таков и сын»; в Библии эта мысль звучит схожим образом: кто смотрит на нас, должен увидеть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010