И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вечером в эту неделю (в 9-м ч., бодл. – в 10-м), как и при Эферии, после службы на Елеоне и процессии в храм Воскресения отправляются на Сион, где читается Евангелие Ин. 20:26–31 с прокимном Пс. 149:1 (выше). В понедельник, пятницу, субботу и Фомину неделю («заключение Пасхи») парижский лекционарий после литургии назначает в храме Воскресения тайноводственные поучения новокрещенным с зачалами, указанными св. Кириллом (второе опущено). Для литургии 50-цы в Константиновой базилике лекционарии полагают: Пс. 142:10 : Дух Твой благий: Деян. 2:1–21 , Пс. 83 : Коль возлюбленна, Ин. 14:15–24 . После нее, как и в IV в., указывается служба на Сионе с теми же прокимном и Апостолом и с Евангелием Ин. 14:25–29 . В 10-м ч. совершается 3-я служба на Елеоне с прежними прокимном и Апостолом и с Евангелием Ин. 16:5–15 , а не о Вознесении, как это было в IV в. Но Ашаруни говорит о чтении и такого Евангелия в 50-цу 35 . После Евангелия положено троекратное коленопреклонение с замечанием, что так делается на всех местах. С Елеона возвращаются прямо на Сион (не заходя в храм Воскресения, как в IV в.), где читается первое из указанных Евангелий дня с прокимном. Из неподвижных великих праздников лекционарии указывают лишь 4: Богоявление, 40-й после него день (Сретение), память Пресв. Девы Марии – 15 августа и Обновление. Служба Богоявления в Иерусалиме, как и в других церквах, является подражанием богослужению Пасхи. С 5-го на 6-е января в «хижине пастырей», т.е., в храме или на месте явления им ангела (около 1 ½ версты к в. от Вифлеема 36 , совершается служба, начинающаяся в 9-м часу дня и переходящая в бдение. Для нее в лекционариях полагаются чтения: Пс. 22:1 : Господь пасет мя: аллил. Пс. 79 : Пасый Израиля вонми: Лк. 2:8–20 , Мф. 1:18–25 , Быт. 1:1–3:20 , Ис. 7:10–18 , Исх. 14:24–15:22 , Мих. 5:2–8 , Притч. 1:1–9 , Ис. 9:5–7 , Ис. 11:1–9 , Ис. 35:4–8 , Ис. 40:10–17 , Ис. 42:1–7 , Дан. 3:1–90 . Прокимен и аллилуарий пред чтениями, по-видимому, указывают на опущенный Апостол. Положение Евангелий пред ветхозаветными чтениями не согласно с древним порядком богослужебных чтений: несомненно, они не читались непосредственно пред паримиями и не принадлежат самому бдению, потому что для него после паримий лекционарии указывают – Тит. 2:11–15 , аллил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Не только. Всякая власть — человека над природой ( Быт.1:28 ), мужа над женой ( Быт.3:16 ; Сир.9:2 ), родителей над детьми ( Лев.19:3 ), господина над слугой ( Быт.16:9 ) и проч. (даже властные отношения, которые существуют в животном мире) — установлена Богом, и осуществление ее подчинено повелительным требованиям воли Божией. Абсолютна ли власть, даваемая кому-либо Богом? Власть, даваемая Богом, не абсолютна: она ограничивается моральными обязательствами; отправление ее смягчается законом, определяющим даже права рабов ( Исх.21:1-6, 26-27 ; Втор.15:12-18 ; Сир.7:22-23, 33:31-33 ). В частности, власть отца над детьми должна иметь целью их воспитание ( Притч.23:13 ; Сир.7:25-26 ). Каково должно быть взаимоотношение власти церковной и власти светской? Священству вверено Божественное, царству — смертное. Однако постепенно римские папы и их сторонники стремились утвердить взгляд, согласно которому исключительно папе принадлежит вся законная власть в христианской Церкви и даже во всем мире, он является полным хозяином всего церковного и земного, верховным наблюдателем и судьей над всеми людьми, сам не ответствуя за свои действия ни перед кем, кроме Бога. Православная Церковь никогда не признавала никакого наместника Господа Иисуса Христа на земле и др. посредника между Богом и людьми, кроме Христа. Каково было представление о власти Бога в Ветхом Завете? Бог есть великий Царь над всей землей ( Пс.46:3; 94:3 ), Он воцарился над народами ( Пс.46:9 ), Он — владыка народов ( Пс.21:29 ), призирает народы ( Пс.65:7 ), судит их ( Пс.66:5 ), «мышца Его со властью» ( Ис.40:10 ), Он «Бог богов и Владыка царей» ( Дан.3:47 ), власть Бога вечна ( Пс.65:7 ). Бог управляет израильским народом обычно через различные органы власти: через них Он дает ему законы, производит суд, ведет его. Таким «органом» по устройству израильской общины был прор. Моисей, соединявший в своем лице различные обязанности ( Втор.5:31; 34:10-12 ; Исх.3:10-12 ; Числ.11:11-13 ); в святилище Бога таким «органом» служила ветхозаветная иерархия ( Исх.28:1-3, 41; 29:1 ; Числ.1:47; 3:5; 18:1-7; 4:34; 8:15 ; Втор.18:1-8 ); в суде — судьи ( Втор.1:16-17 ); таким же «органом» в отношении гражданских дел является царь ( Втор.17:14-20 ). Какова была власть Иисуса Христа во время Его земной жизни (учил «как власть имеющий» и т.д.)?

http://azbyka.ru/vlast

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

5 Смотри также:  Пс.15:2Пс.61:10 ;  Рим.3:13 . 6 Смотри:  3Цар. 22:22-23 ; 2Парал.18:21;  Деян. 5:3 . 7 Смотри также:  Лев. 6, 3 ;  1Тим.1:9-10 . 8 Следует отметить, что и ветхозаветные праведники: 1. ненавидели ложь, лукавство, неправду и лицемерие ( Пс. 118 , ст. 104, 128, 163;  Притч. 13 , ст. 15), 2. всячески избегали подобных прегрешений ( Иов. 31:5 ;  Соф.3:13 ), 3. Отвергали тех, которые ходят во лжи ( Пс.39:4Пс.100:7Пс.143:11 ). 9 Архим. Макарий “Поведение древних xpucmuah”. I uзд. – Спб. 1858 r., II uзд. – Москва, 1996 г. 10 Там же. 11 Тертуллиан  “Избранные сочинения”, Москва, 1994 г. 12 Сравни:  2Кор.6:14-15 . 13 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 176. 14 “Писания мужей апостольских”, Рига, 1994 г. “Учение двенадцати апостолов”. 15 Там же.  Ерм  “Пастырь”, зап. 3. 16 Там же. “Послание  апостола Варнавы ”, rл. IV. Это либо перифраз слов Господа:  1Ин.5:7 , либо автор слышал эти слова от Самого Христа или от кого-то из Его ближайших учеников. 17 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 18 Еп. Игнатий (Брянчанинов) , «Отечник», С.-Петербург, 880 г., стр. 178. 19 Игум.  Марк (Лозинский)  “Отечник проповедника”, Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 г., стр. 200. 20 Григорий Дьяченко  “Практическая симфония”, Москва, 1903 г., стр. 314. 21 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 22 Там же. 23 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198. 24 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1886 г., m. IV, стр. 85. 25 Там же, стр. 82. 26 Сочинения епископа Игнатия”, Изд. Сретенского мон-ря, 1996 г., m. II, стр. 203. 27 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1905 г., m. III, стр. 152. 28 Против данного утверждения можно привести только, неправильно понимаемую некоторыми, притчу Спасителя “о неверном домоправителе” ( Лук. 16:1–17 ). Но вот что пишет о ней Архиеп. Аверкий, суммируя толкования этой притчи святыми отцами. “В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот… совершил мошенничество… Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость, которую тот проявил оказавшись в бедственном положении”, дабы и мы проявляли находчивость и рвение ко спасению своих душ, находясь перед угрозой вечных мук во аде (Архиеп. Аверкий “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета”, ч. I, Джорданвилл, 1974 г.).

http://azbyka.ru/istina-i-lozh-v-svete-x...

Подобным образом Премудрый свидетельствует: Все соделал Он прекрасным в свое время ( Еккл.3:11 ; сн. Прем.11:25 ; Сир.39:21 ), и что Бог веселился по сотворении вселенной: веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими ( Притч.8:31 ). Даже о мире в настоящем его состоянии апостол учит: всякое создание Божие хорошо ( 1Тим.4:4 ). По свидетельству того же апостола, мир от начала создании своего никогда не переставал являть в себе, как в зеркале, невидимое Божие, Его вечную силу и Божество, так что безответны те которые не познают чрез мир Бога. ( Рим.1:20 ). Сам Иегова отсылает Иова к зверям и земле, как вестникам совершенств Божиих ( Иов.12:7–9 ). Псалмопевец изображает мир, как чудный и величественный орган откровения славы ( Пс.18:2 ), премудрости (103:24) и благости Божией (144:9), и вследствие такого отображения в мире совершенств Божиих указывает на него, как на лучшее для людей училище истинного боговедения и богопочтения ( Пс.85:8–10; 91:1–6 ; сн. Ис.40:26 ). Но с другой стороны в откровении нет той мысли, чтобы настоящий мир был наилучший из возможных миров, как только Бог мог создать. Напротив, оно учит, что нынешние небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ; сн. 2Пет.3:10, 12 ), что будут ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет.3:13 ; сн. Рим.8:20–21 ), т. е. лучший и совершеннейший настоящего мир. Созданный ради славы Божий, мир создан и для блаженства тварей. Творец, по изображениям священных писателей, действительно каждой твари дал возможную для нее полноту жизни, совершенств, благосостояния. Отец милосердия и Бог всякого утешения ( 2Кор.1:3 ) дает нам все обильно для наслаждения ( 1Тим.6:17 ). Псалмопевец с восторгом воспевает благость Божию, благословляющую плодородие земли ( Пс.64:10–14 ). Восхищенный явлением благости Божией в мире, он исповедует: Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:9 ). Даже по отношению к самым малым и ничтожным тварям Бог явил в устроении мира Своего попечительную любовь о их жизни и нуждах ( Мф.10:29; 6:26 ; Прем.11:25–27 ; Пс.144:15–16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

6. Лучше принять смерть, нежели жить для того только, чтобы соблазнять незлобивых, и отвращать их от Бога. 7. Весь мир лежит во зле, и все соблазняются друг от друга: но горе тому человеку, чрез которого соблазн усиливается посредством повода ко греху ( Лк.16:28 ). 10–11. Скорее забудет детей своих мать, нежели Бог избранных Своих смиренных ( Ис.49:13–15 ). Дети часто бывают без отца и без матери, и не знают даже своих родителей: но Бог хранит ( Пс.33:8 ) младенцев и подобных им ( Мф.11:25 ), посылая Своих Ангелов для спасения всех верующих ( Евр.1:14 ). Безчестяй убогия (благочестивых простолюдинов), согрешает, милуяй же нищыя, блажен. Притч.14:21 . 11–10. Дитя без отца (ст. 5) – погибшая овца (ст. 12): кто приемлет таковое дитя во имя Божие, и научает его вере (ст. 5–6); тот приемлет Самого Бога (Сл. Мф.3:14–16 ). 12–14. Праведник всегда с Богом ( Лк.15:31 ); посему Бог более печется о грешнике, который заблуждается, как овца без пастыря ( Мф.18:11 ). 14–15. Грешник есть младший брат праведника ( Лк.15:12, 25 ), – который должен обличать и исправлять согрешающего, с кротостью ( Притч.14:30 ; Гал.6:1 сл.). 15–17. Если кто уклонится от истины, и обратит кто его, то обративший грешника от ложного пути, спасет душу (его) от смерти, и покроет множество (своих) грехов ( Иак.5:19–20 ). Спасением души от смерти падшего нашего собрата мы спасаем от смерти и себя ( Иак.5:19–20 ): не говори, что ты не праведник, и не показывай сим пред Богом ложного твоего смирения, но если и сам ищешь в Боге своего оправдания ( Пс.50:3 ), научай беззаконных путям Божиим, чтобы все грешники к Нему обращались ( Пс.50:15 ); и для сего не довольно сделать один или два опыта ( Мф.18:16 ): должно употреблять все возможные к тому средства ( Мф.18:17 ). Пастырь, достойно проходящий высокое свое служение ( Деян.20:28 ), должен стараться о исправлении грешников до тех пор, пока не останется никаких средств спасти их ( Деян.20:26–27 ). 17. Нераскаянные грешники высшим судом церковной власти отсекаются от тела церкви, как мертвые члены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

14. Тело наше есть временная для души гостиница, устроенная Самим Богом; разлучение же души от тела есть исход наш ( 2Пет.1:15 ) и переход в другую жизнь. 13–15. Святые не только при жизни, но и по смерти ходатайствуют о нас в молитвах своих пред Богом ( Лк.16:24 сл.). 19. Как утренняя звезда появляется пред рассветом дня: так благодать Христова предваряет в сердцах наших духовное наше просвещение. Сердце наше, омраченное страстями, есть темное место. Гл. 2. Ст. 1. Самое пагубное (бесовское 1Тим.4:1 ) учение есть то, которое отвергает спасение наше во Христе Иисусе. 4. Нет ближе к Богу Ангелов, но Бог и ангелов, согрешивших против Него, не пощадил, но повергнул во ад, для сохранения их на суд: нечестивый же и грешный человек, где явится ( 1Пет.4:18 )? 7–9. Праведник, живя между беззаконными, мучится ( Притч.12:25 ) в праведной душе, видя и слыша дела их: Господь же дает знамения (спасения) на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониях, бывающих среде их. Иез.9:4 . 10–11. Ангелы суть высшее над человеками начальство, а самое близкое к Богу ( Мф.18:10 ). 21–22. Ежели мы, получив познание истины, произвольно грешим: то уже не остается жертвы за грехи ( Евр.10:26 ). Омываяйся от мертвеца, и паки прикасаяйся ему, кая польза ему от бани? тако человек постяйся о гресех своих, и паки ходяй и таяжде творяй, мольбу его кто услышит, и что успе смирением своим? Сир.34:25–26 . Седмерицею (много раз) падет праведник, и востанет: нечестивии же изнемогут в злых. Притч.24:16 . Чадо, согрешил ли еси, не приложи ктому, и о преждних твоих (грехах) помолися. Яко же от лица змиина (от змия), бежи от греха: аще бо приступиши к нему, угрызнет тя: зубы львовы зубы его, убивающия души человечи. Яко меч обоюду остр всяко беззаконие, ране его несть исцеления. Сир.21:1–4 . Гл. 3. Ст. 8–9. Быстро течет время пред Вечным; ибо тысяча лет пред очами Его, как день вчерашний, когда он минул ( Пс.89:4 ). Итак, не теряйте упования вашего на обетование в будущем, в котором заключается великое возмездие. Нам нужно иметь терпение, чтобы мы, исполнив волю Божию, получили обещанное. Очень, очень недолго, и грядущий приидет и не умедлит ( Евр.10:35–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

сердце. Сердце в Ветхом Завете означает не только средоточие чувств, но и всю душевную природу человека, включая его разум и волю (4,19; Притч. 4,23; 16,23 ). 17 проникаю... испытываю. См. 9,7; ср. 11,20. внутренности. Здесь представлена связь между физическими и душевными качествами человека. 17:11 Этот стих составлен из двух пословиц (см. 8,7), где примеры также заимствованы из мира природы. Куропатка... таков. Пословица подчеркивает пагубность неправды. См. обращенные к Давиду упреки Нафана ( 2Цар. 12,1–7 ). глупцом. См. Притч. 23,4.5 . 17 Престол славы. См. ком. к 14,21; ср. Пс. 98,1 . от начала. Бог избрал Сион Своим престолом еще до того, как был построен храм Соломона (ср. Исх. 15,17 ). 17 надежда Израилева. См. 14,8.22. Целью упования должен быть Сам Бог, не Его храм. написаны на прахе. Букв.: «на земле». Иногда это слово означает преисподнюю или смерть ( Иов 7,21 ). Ср. Исх. 32,32 . источник воды живой. Ср. 15,18. 17 где слово Господне? Недруги Иеремии обвиняли пророка во лжи главным образом до первого нашествия вавилонян ( Втор. 18,21.22 ). См. Мих. 7,10 ; 2Пет. 3,4 . 17 вострепещут... бестрепетен. Ср. 11,20; 12,3; 15,15. сугубым. См. 16,18, где это слово относится к прегрешениям Иудеи (см. Ис. 40,2 и ком.). 17:19–27 Иеремия призывает народ соблюдать день субботний, напоминая о том, что послушание служит залогом благословения, а непокорность принесет осуждение. 17 в воротах сынов народа. Возможно, речь идет о вратах храма (см. 7,2), хотя слова пророка будут звучать и у городских ворот. 17 входящие сими воротами. Иеремия проповедует возле ворот, поскольку это было самым оживленным местом в городе (см. Неем. 13,15.19 ). 17 святите день субботний... отцам вашим. Этот стих напоминает об установлении празднования субботы ( Исх. 20,8–11 ; Втор. 5,12–15 ; Ис. 56,2 ; Неем. 10,31 ). 17:25–26 В этих стихах (ср. 22,4) говорится о восстановлении династии Давида и связанного с ней общественного устройства, равно как и о возобновлении богослужений в храме (см. также 23,5.6; 30,9; 33,14–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Таким образом оба стиха 22 и 23-й 8 гл. кн. Притчей св. Афанасий относит первоначально и собственно к деятельности Премудрости в тайне воплощения и искупления людей; но потом он не ограничивается этого мыслью и расширяет смысл 8:2–23 стт. Притчей вообще на все внешние отношения Премудрости, а ближайшим образом на первое творение. Вот в сокращении последнее толкование 8 гл. 22–23 стт. кн. Притчей: «Поскольку на нас и на всех тварях напечатлён некоторый образ Божественной Премудрости ( Пс.103:24 ; 1Кор.1:20 ; Притч.6:26, 14:3 ; Еккл.8:1, 7:11 ; Сир.1:10 ; Рим.1:19–25 ; 1Кор. ), то истинная и творческая Премудрость, относя к Себе то, что свойственно Её образу, справедливо говорит: Господь созда Мя в дела Своя, подобно тому, как Она же сказала впоследствии: Иже вас приемлет, приемлет Мене ( Мф.10:40 ) или: Савле, Савле, что Мя гониши ( Деян.9:4 ). Она говорит как бы так: Господь созда Мя в дела, потому что Мой в них образ и до такой степени снизошла Я в деле творения, что хотя по сущности пребывала Я с Отцом, однако же отпечатлевала Свой образ в делах применительно к ним, чтобы целый мир был как бы единое тело, не в разладе, но в согласии с самим собой. И так как образ или отпечаток вечной Премудрости, положенной на вещах сотворённых (делах), есть первое средство для существ рождённых познавать Её Самое и через Неё Бога Отца, то и говорит: Созда Мя начало путей Своих, т. е. в начало или некоторым отпечатком познания для существ разумных ( Притч.1:7 ; Ин.14:9 ; 1Ин.2:23 ). Когда же этот первоначальный путь познания был потерян людьми, то по предвечному совету Божию, в предназначенное время, Премудрость открылась уже не во образе тени Своей, но Сама ипостасная Премудрость, Она же и Слово, стала плотью и, освободив людей от греха, проклятия и смерти, открыто явила Себя и через Себя Отца Своего: Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, славу, яко Единородного от Отца ( Ин.1:14 )» 239 . Всё изложенное нами объяснение св. Афанасия 8 гл. 22 и 23 стт. кн. Притчей необычайно полно, глубоко и многознаменательно. Поэтому толкование св. Афанасия было повторяемо последующими отцами церкви большей частью без перемены и дополнения смысла, а иногда почти его же словами. Из последующих отцов, сходившихся с св. Афанасием в объяснении этого места, можно указать на свв. Василия Великого 240 , Илария Пуатьесского 241 , Епифания 242 , блаж. Августина 243 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010