О Божественной молитве О молитве, братия, надобно бы говорить много и долго, потому что она поистине есть дело, преданное нам самим Богом, и составляет венец всякого другого. Молиться – значит быть в союзе с Богом, постоянно пребывать с Ним, прилепляться, как говорит Давид, к Богу душой, не отступая от Него и имея ум, неотступно устремлённый к Нему. «Прильпе, – говорит Псалмопевец, – душа моя по Тебе» ( Пс. 62:9 ); »Возжада Тебе душа моя " ( Пс. 41:3 ); «Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» ( Пс. 41:2 ); «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя» ( Пс. 17:2 ); «Душа моя в руку Твоею выну с Тобою» ( Пс. 118:109 ). Ради сего-то и говорит: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» ( Пс. 33:2 ); Молящийся вступает и в общение с Ангелами, возносясь к ним силою любви и желания. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его» ( Пс. 148:1–2 ), – не для того говорит это псалмопевец Давид, чтобы побудить их к хвалению, как если бы они не совершали хвалений, но чтобы восхвалить за то, что они усвоили себе молитву по любви к Богу как своё особенное и непрестанное дело, ибо у Ангелов молитва и хваление Бога неумолчны и непрерывны. Его слова имеют намерение побудить их ещё усиленнее совершать это, и он относит такую обязанность и к себе самому. К такому же делу добрый и ангельский псалмопевец этот, Давид, призывает и всю вселенную, предуказывая, по моему мнению, на спасительное Богоявление и на дарованное через него язычникам познание Троицы и непрестанное славословие Её. " Хвалите, – говорит, – Господа вси языцы, похвалите его вси людие» ( Пс. 116:1 ). А что у Ангелов песнь Богу немолчная, этому учит Исаия, видевший Славу Божию и Ангелов, непрестанно поющих Трисвятую песнь. Также – и Иезекиль. Это – дело и первых чинов, Серафимов и Херувимов. Одни из них, по своей любви и ревности к песнословию, называются огненными и пламенеющими – это чин серафимов. Другие – «разливающимися», по богатству их ведения и хваления – это чин Херувимов. Они называются и многоочитыми, по многосторонности, тонкости и глубине созерцания, и немолчности славословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

63 2 Тим 1:7. 64 1 Кор 12:11. 65 Ин 3:8. 66 Пс 102:4. В Синод.пер.: милостью и щедротами. 67 Пс 58(по LXX). В Синод.пер.: Бог милующий меня, предварит меня. 68 Пс 22(по LXX) В Синод.пер.: Благость и милость да сопровождают меня. 69 Рим 6:23. В Синод.пер.: Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 70 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 71 2 Кор 12:7. 72 Рим 6:23. 73 Рим 6:23. 74 Иак 1:17. 75 1 Кор 4:7. 76 Ин 1:16. 77 Ис 7(по LXX). В Синод.пер.: Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 78 Ср.: Рим 9:21—22. 79 Ср.: Рим 5:12. 80 Рим 9:23. 81 Флп 3:15. 82 Рим 9:19. 83 Рим 9:20—21,23. 84 Ср.: Рим 1:17; Гал 3:11; Евр 10:38; Авв 2:4. 85 Рим 9:14. 86 Рим 11:33. 87 Пс 35:4. В Синод.пер.: Не хочет он вразумиться, чтобы делать добро. 88 Притч 29(по LXX). В Синод, пер.: Словами не научится раб, по­тому что, хотя он понимает их, но не слушается 89 Ср.: Лк 12:47—48. 90 Рим 1:18—20. В Синод.пер.: ...Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 91 Рим 1:21. 92 Рим 2:1. 93 Ин 15:22. 94 Рим 2:12. 95 Еккл 7:29. 96 Ср.: Рим 5:12. 97 Ср.: Рим 2:1. 98 Рим 3:20. 99 Рим 7:7. 100 Рим 7:22. 101 Рим 7:24—25 В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 102 Рим 9:19. 103 Притч 19:3. Ср. Синод, пер.: Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. 104 Ср.: Рим 9:21—23. 105 Ср.: Пс 44:8; Евр 1:9. 106 Рим 7:25. 107 Ср.: Пс 102:3—4. 108 Рим 5:18. В Синод, пер.: Посему, как преступлением одного всем че­ловекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни 109 Ср.: Ин 3:5. 110 Тит 3:5. В Синод.пер.: баню возрождения. 111 Ср.: Деян 10:34. 112 Мф 10:30,29. 113 Рим 11:33. 114 Ср.: Лк 19:10; Мф 18:11. 115 Рим 9:10—12; Быт 25:21—23. 116 Рим 9:13; Мал 1:2—3. 117 Следует отметить, что именно такова обычная точка зрения греческих Отцов Церкви на это затруднение. Так, свт. Иоанн Златоуст в своем тол­ковании этого места из Послаиия к Римлянам говорит: «Почему один был любим, а другой ненавидим? Почему один служил, а другой принимал услуги? Разве потому, что один был порочен, а другой добр? Но ведь когда они еше не родились, один удостоился чести, а другой был осужден, так как еще до их рождения Бог сказал, что больший будет в порабоще­нии у меньшего. Итак, почему Бог сказал это? Потому что Он не ждет, как человек, окончания деяний, чтобы видеть, кто добр, а кто нет, но и преж­де деяний знает ( πρ τοτων οδε ) у кго порочен, а кто нет» (Homiliae in epistulam ad Pomanos, 16.5//PG Т. 60. Col. 555). — Прим ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

Но и многие прежде упомянутые праведники предсказывали воплощение Единородного: так, патриарх Иаков говорил: «не отойдёт правящий от Иуды» (Быт 49:10) , и Исайя: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним», «после того Он явился на земле и обращался между людьми» (Вар. 3:36, 38), и Моисей же: «Пророка воздвигнет тебе Господь Бог из среды... братьев» наших (Втор 18:15), как меня, и «всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится» (Деян.3:23), и Давид: «грядет Бог наш» (Пс 49:3), и: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» (Пс 143:5), и: «наклонил Он небеса и сошел» (Пс 17:10), и: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг» (Пс 71:6), и: «Бог Господь и явился нам» (Пс 117:27), и: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Пс 109:1), и: «от плода чрева твоего посажу на престоле» Моем (Пс 131:11). И снова Исайя [говорит]: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14), и: «младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его», и «миру его нет предела», «имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель» (Ис 9:6—7) и так далее. И не только о воплощении, но и об общественной деятельности и чудесах Его, делах, кресте, смерти, тридневном воскресении, вознесении, ниспослании Духа и втором [Его] пришествии ясно предсказали; что мы не пренебрегли отчасти кратко выписать для нуждающихся; Божественное же Евангелие о всех [этих событиях] отчётливо повествует, и это же свидетельствуют писания апостолов.    18. К тому же проповедь божественного Евангелия установила истину во всей вселенной без меча , как предсказал Христос, и при многих гонениях — победу креста, — демонов изгнание, идолов ниспровержение. Ещё же пламенное рвение апостолов, [претерпевших] за Христа тысячи страданий, дорог, трудов и врагов, гонимые даже до смерти. И величайшее из чудес — то, что никоим образом проповедь не умолкла, когда их убивали и преследовали, когда они были бедны, необразованны и слабы, но всё более [при этом удавалось им] преуспевать, преумножать [труды] и руководить множеством верующих, и те подобным образом желали умереть за Христа, каковы есть мученики.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Само Слово для собственной ипостаси приняв, усилило святое Свое тело, и когда Он всецело устремился, будучи живым, соделал его животворящим. Вот почему, будучи един безгрешен и соединен с человеческой жизнью, принесен был за всех грешников, всех, подверженных смерти, омыл и безгрешною кровию от грехов освободил; и будучи жизнью и подателем жизни как живое Слово Божие, неразделим был от собственного тела, и было воскрешено оно Им, став нетленным и живым, а уверовавшим, что Он есть Спаситель и омывшимся Кровию Его, дал Он нетление и воскресение. И только одна эта святая жертва искупила весь мир даже доныне. Она предображалась и предзнаменовалась, как мы уже говорили, через жертвы убиваемых животных, которые приносили Авель, Ной и Авраам, Моисей и Илия и все, которые до Закона и под Законом были; но жертвы эти не могли быть совершенными, как было нами прежде сказано, поскольку по естеству они были не от нас. Подобно все те жертвы прикровенно указывали на Пришедшего ради нас, и древними животными Предвещаемого, и пророками тайнозрителями Прообразуемого. Ибо и Исайя (Ис 6:1), и Иезекииль (Иез 1:5) видели Бога в образе человека. Пречистейший же Даниил видел Сына Человеческого, на облаках грядущего, и дошел до Ветхого днями (Дан 7:13), то есть Отца, и дано Ему всякое почитание и Царство Его вечное. Очевидно, что он предвещал Сына, впоследствии воплотившегося, вновь на небеса взятого и одесную Отца сидящего, и в последние дни собирающегося прийти со славою судить вселенную по справедливости как Владыка всех, Царство Которого не имеет конца, как написано 15 . Но и многие прежде упомянутые праведники предсказывали воплощение Единородного: так, патриарх Иаков говорил: не отойдет правящий от Иуды(Быт 49:10) 16 , и Исайя: Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним после того Он явился на земле и обращался между людьми(Вар 3:36,38) 17 , и Моисей же: Пророка воздвигнет тебе Господь Бог из среды братьев наших, как меня, и всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится(Втор 18:15,19) 18 , и Давид: грядет Бог наш(Пс 49:3), и: Господи! Приклони небеса Твои и сойди(Пс 143:5), и: наклонил Он небеса и сошел(Пс 17:10), и: Он сойдет, как дождь на скошенный луг(Пс 71:6), и: Бог Господь и явился нам(Пс 117:27) 19 , и: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня(Пс 109:1), и: от плода чрева твоего посажу на престоле Моем(Пс 131:11) 20 .

http://pravmir.ru/poslanie-v-podderzhku-...

Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя?» ( Евр. 1:3–5 ). О нем блаженный Давид сказал: «седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). Посему во Владыке Христе семя Давидово пребывает во век и престол его продолжается. Так пророчествовал и блаженный Исаия, ибо сказав: «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Его же начальство на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века», чрез несколько слов присовокупил: «на престоле Давидове и на царстве его, исправити е от ныне и до века» ( Ис. 9:6–7 ). Так пророческое слово, предвозвестив сие о Владыке Христе, выражается о бывших до пришествия Его царях. Пс.88:31 .  Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим. Пс.88:32 .  Если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят. Пс.88:33 .  Посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их. Пс.88:34 .  Милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. «Аще оставят сынове его закон Мой, и в судбах Моих не пойдут»: «Аще оправдания Моя осквернят, и заповедей Моих не сохранят»: «Посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их»: «Милость же Мою не разорю от него, ни преврежду во истине Моей». Если, говорит Бог, ведущие род от Давида учинят и тысячи беззаконий, то их подвергну наказаниям, обетование же данное Давиду сохраню твердым; «милость же Мою не разорю» от него, то есть, от Давида, «и не преврежду во истине Моей». Вместо: «не преврежду» Симмах перевел: «не преступлю», а Акила: «не солгу». Пс.88:35 .  Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. «Ниже оскверню завета Моего, и исходящих от уст Моих не отвергуся». Не солгу в обетованиях Моих, не преступлю заветов, но докажу истинность обещаний. Пс.88:36 .  Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? «Единою кляхся о святем Моем, аще Давиду солжу?» Данное ему обетование соделав твердым, приведу оное в исполнение. Ибо слово: «кляхся» употреблено вместо: подтвердил, как дающие обещания обыкновенно подтверждают их клятвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Огласительное поучение седьмое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова из Послания к Ефесянам: Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа и проч. ( Еф.3:14 ).] 1 . Вчера достаточно говорил я вам о единовластительстве Божием; достаточно, говорю, разумея не то, чтобы слово мое было вполне совершенно (ибо достигнуть сего вовсе невозможно существу смертному), но то, сколько я мог сказать по своей немощи. Тогда вместе показал я вам и все увертки безбожных еретиков, многоразличным образом заблуждающихся. Теперь, обнаруживши их срамоту и душевный яд и упомянувши обо всем их учении (что я делал не для того, чтобы причинить им вред, но чтобы принести им большую пользу), снова выйдем против них и примем спасительные уроки истинной веры, соединяя с достоянием единовластительства Божия достояния отечества и веруя во единого Бога Отца. Ибо мы не во единого только Бога должны веровать, но вместе обязаны благочестно признавать, что Он есть и Отец Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. 2 . Потому-то мы возвышеннее судим, нежели иудеи, которые в своем учении хотя и признают единого Бога Отца (да и это многократно отвергали, впадая в идолослужение), но не признают, что Он есть Отец и Господа нашего Иисуса Христа, умствуя против своих пророков, которые говорят в Божественном Писании: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ). Но они и по настоящее время восстают и собираются против Господа и против Помазанника Его ( Пс.2:2 ), думая, что можно угодить Отцу и без почитания Сына, а не знают того, что никто не приходит к Отцу, как только ( Ин.14:6 ) через Сына, Который Сам говорит о Себе: Я дверь, и Я путь ( Ин.10:7; 14:6 ). Как же может удостоиться прийти к Богу тот, кто уклоняется от пути, ведущего к Отцу, и бежит от самых дверей? Они противоречат и тому, что написано в 88-м псалме: Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли (ср. Пс.88:27–28 ). Так как они упорно настаивают, что слова эти сказаны к Давиду, или Соломону, или к другому кому-либо, то пусть объяснят нам, каким образом престол сего царя, возвещаемого пророками их, есть как дни неба... как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна (ср. Пс.88:30, 37–38 ). Как их не приводит в стыд написанное: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое ( Пс.109:3 ); также и это: пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов ( Пс.71:5 ), что относить к кому-либо из людей вовсе безрассудно?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

События Исхода становятся одними из ключевых для авторов Псалтири. Они исполнены множества чудес. Вот как восторженно описываются они в 113-м и 104-м псалмах: Во исходе Израиля от Египта дома Иакова от людей варвар бысть Иудея святыня Его и Израиль — область Его. Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 1–3). Простер облако в покров [им] и огонь, чтобы светить [им] ночью. Просили, и Он послал перепелов, и хлебом небесным насыщал их. Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим, ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии, и дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных (Пс. 104, 39–44). Израиль, однако, вновь и вновь отвечает на эти благодеяния неблагодарностью: Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду. Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря (Пс.105, 6–7). И мы видим, что Исход для Израиля — не завершен, что необходим новый Исход и новый Моисей — Господь наш Иисус Христос. Псалтирь — христологическая книга. В ней содержатся почти все пророчества о Христе — и о Его предвечном рождении, и о Рождестве: Из чрева прежде денницы родих тя, клятся Господь и не раскается. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 3–4). С одной стороны, здесь говорится о вечном рождении Сына — до сотворения светил и, в частности, — утренней звезды, денницы, с другой стороны — о Его Рождестве на земле, которое произошло ночью, до появления на небе этого светила. Христос пришел на землю, чтобы принести уникальную и единственную жертву за все человечество. Именно поэтому Он называется священником во век по чину Мелхиседекову. Более того, в Псалтири, как и в Ветхом Завете, присутствует тоска по боговоплощению. Неоднократно Псалмопевец обращается к Богу с мольбой: Господи, приклони небеса и сниди (Пс. 143, 5). В псалмах провидятся многие евангельские чудеса, например, насыщение пяти тысяч верующих пятью хлебами и четырех тысяч семью (см.: Мф. 14, 15–21; 15, 32–38): Господи, от малых от земли раздели я в животе их и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов и оставиша останки младенцем своим (Пс. 16, 14). А теперь вспомним, что после чудесного насыщения хлебами осталось — в первом случае двенадцать коробов, а во втором семь корзин остатков.

http://pravoslavie.ru/66012.html

84. То же самое снова говорит Давид: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (Пс. 23: 7). Ибо вечные врата есть небеса. Но поскольку Слово сошло невидимым для творения образом, то им ничего не было известно об этом. Теперь Слово стало плотью и видимо взошло на небо. И когда силы увидели Его, то нижние Ангелы воззвали к тем, которые были на тверди: «Поднимите наши врата; поднимитесь, врата вечные, да внидет Царь славы». И когда они изумились и спросили: «Кто же это?», то те, которые (прежде) видели Его, а теперь во второй раз, засвидетельствовали: Господь крепкий и сильный… Он – Царь славы (Пс. 23: 8 – 10). 85. Так, воскреснув и вознесшись, Он пребывает одесную Отца, пока в установленное Отцом время все враги будут покорены Ему. Враги же – все те, которые восстали – Ангелы, и Архангелы, и Силы, и Престолы, отвергшие истину. И об этом пророк Давид говорит так: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109: 1). А что Он восшел туда, откуда и сошел, об этом говорит Давид: От края небес исход его, и шествие его до края их (Пс. 18: 7). Потом он указывает на Его суд такими словами: И ничто не укрыто от теплоты его (Пс. 18: 7). 86. Если пророки возвещали о Сыне Божием, что Он явится на земле, то также они возвестили, где, как и в каком образе Он явится. И если Господь принял на Себя все эти пророчества и исполнил их, то наша вера в Него твердо обоснована и истинно предание проповеди, т. е. свидетельство апостолов, которые посланы были во всем мире проповедать Сына Божия, как Он пострадал для упразднения смерти и для оживотворения плоти, чтобы мы отложили преступную вражду против Бога и пришли к миру с Ним, творя богоугодное перед Ним. И это возвещено было пророками: Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!» (Ис. 52: 7). И что они должны выйти из Иудеи и из Иерусалима, чтобы возвестить нам слово Божие, которое для нас также и закон, о чем Исаия говорит так: Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима (Ис. 2: 3). И что они будут проповедовать во всем мире, об этом Давид говорит: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу (Пс. 18: 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Если же ты увлечешься подражать ему, то потопишь не его, а себя самого. " Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих " (ст. 7). Пророк говорит так, выражая, что Бог восстает и не во гневе; например, когда он говорит: " Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! " (Пс.3:8). Когда ты слышишь: " восстань " , то не разумей ничего телесного. Как сидение в отношении к Богу не означает ничего телес­ного, так и это. " Господь " , говорит Псалмопевец, " будет восседать царем вовек " (Пс.28:10). Что же именно означается здесь сидением? Твердость, неподвижность, неизменность естества, постоянство, как выразил он и самим противоположением, потому что, сказав: " Ты, Господи, высок во веки " , он присовокупил: " чтобы исчезнуть на веки " (Пс.91:8). Как сидение у Бога не есть телесное, так и восстание: первым означается постоянство, а послед­ним сила наказующая и сокрушающая. Впрочем, оно иногда означает еще судебную власть; например, когда он говорит: " Ты воссел на престоле, Судия праведный " (Пс.9:5), и Даниил: " поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями " (Дан.7:9). Означает еще цар­скую власть; например, когда он говорит: " престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего " (Пс.44:7). Поэтому и выражение: " седи одесную Меня " (Пс.109:1) означает равенство чести. Что значит: " во гневе Твоем " ? И это также должно разуметь богоприлично. Гнев Божий не есть страсть, но означает наказание и мучение. " Подвигнись против неистовства врагов моих " . Другой переводчик (Феодотион) говорит: во гневе на (ν θυμο π ) врагов твоих; третий (Симмах): в ярости огорчающих меня (ν νολψ τν θ λιβντων με ); четвертый (Акила): в негодовании связующих (ν νυπερεσαις γδεσγτωγ); в еврейском: в концах (вевароф). Смотри, как и здесь пророк не мстит за себя самого, а говорит о славе Божией. Не сказал просто: накажи врагов моих, или врагов твоих, но: " восстань " . Но как может вознестись Высокий? Тот, который всегда есть Высочайший? Высота естества Его не умень­шается и не увеличивается; Он совершен и вседоволен и всегда пребывает одним и тем же.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если же ты увлечешься подражать ему, то потопишь не его, а себя самого. « Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих » (ст. 7). Пророк говорит так, выражая, что Бог восстает и не во гневе; например, когда он говорит: « Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! » (Пс. 3:8). Когда ты слышишь: « восстань », то не разумей ничего телесного. Как сидение в отношении к Богу не означает ничего телесного, так и это. « Господь », говорит Псалмопевец, « будет восседать царем вовек » (Пс. 28:10). Что же именно означается здесь сидением? Твердость, неподвижность, неизменность естества, постоянство, как выразил он и самим противоположением, потому что, сказав: « Ты, Господи, высок во веки », он присовокупил: « чтобы исчезнуть на веки » (Пс. 91:8). Как сидение у Бога не есть телесное, так и восстание: первым означается постоянство, а последним сила наказующая и сокрушающая. Впрочем, оно иногда означает еще судебную власть; например, когда он говорит: « Ты воссел на престоле, Судия праведный » (Пс. 9:5), и Даниил: « поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями » (Дан. 7:9). Означает еще царскую власть; например, когда он говорит: « престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего » (Пс. 44:7). Поэтому и выражение: « седи одесную Меня » (Пс. 109:1) означает равенство чести. Что значит: « во гневе Твоем »? И это также должно разуметь богоприлично. Гнев Божий не есть страсть, но означает наказание и мучение. « Подвигнись против неистовства врагов моих ». Другой переводчик (Феодотион) говорит: во гневе на (ν θυμο π) врагов твоих; третий (Симмах): в ярости огорчающих меня (ν νολψ τν θλιβντων με); четвертый (Акила): в негодовании связующих (ν νυπερεσαις γδεσγτωγ); в еврейском: в концах (вевароф). Смотри, как и здесь пророк не мстит за себя самого, а говорит о славе Божией. Не сказал просто: накажи врагов моих, или врагов твоих, но: « восстань ». Но как может вознестись Высокий? Тот, который всегда есть Высочайший? Высота естества Его не уменьшается и не увеличивается; Он совершен и вседоволен и всегда пребывает одним и тем же.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010