Некоторые эпизоды Ветхого Завета рассматриваются в христианской традиции как символизирующие троичность Божества. Аврааму является Господь у дубравы Мамре. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего ( Быт. 18:2-3 ). Пророк Исаия описывает свое видение Господа, окруженного Серафимами, которые взывали: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! ( Ис. 6:3 ). Псалтирь также иногда прикровенно, иногда ясно говорит о Лицах Святой Троицы: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их ( Пс. 32:6 ); Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя ( Пс. 2:7 ); Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня… Из чрева прежде денницы… рождение Твое ( Пс. 109:1, 3 ) и т.д. Единый Бог в Трех Лицах — это тайна, непостижимая для нашего ума. Для того чтобы как-то приблизить ее к человеческому восприятию, мы пользуемся аналогиями, заимствованными из нашего тварного мира. Одна из природных аналогий — солнце и исходящие от него свет и тепло, подобно тому как от Отца вечно и нераздельно происходят Сын и Дух. Или же, например, источник воды, происходящий из него ключ и сам поток или река неразрывно со единены между собой водной стихией, однако различны. Возможны и другие аналогии. Например, речь у всех народов Земли имеет три лица: я (мы), ты (вы), он (они); время бывает: прошедшим, настоящим и будущим; человек проявляет себя через: мысль, слово и действие; действие, в свою очередь, имеет: начало, середину и конец; сам человек триедин — состоит из тела, души и духа; спасение нашей души предусматривает три христианские добродетели: веру, надежду и любовь и т. д. Однако все эти аналогии очень далеки от выражения тайны троичного догмата, так как заимствуются из области земного бытия. Божьего (то есть того, что сокрыто в Боге, внутренней жизни Божества) никто не знает, кроме Духа Божия. 1 Кор. 2:11

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Что Он – Христос, и Спаситель, и Господь, это мы знаем. Если же скажешь им: скажите нам, какова природа Его, или как родился, или как у Него с Отцом нераздельная сила, – ответят тебе: разве ты не слышал, как пророк говорит: «хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» ( Пс.148:1–2 ), «служители Его, исполняющие волю Его» ( Пс.102:21 )? Нам повелевают исполнять волю, а не любопытствовать о природе. Но, если ангелы умалчивают, пророки не возвещают, апостолы скрывают, может быть Отец Который родил, открывает, как Он родил Сына? И сам Отец не открывает – не потому, что не знает, а просто потому, что не открывает. О том, что Он родил, Он говорит: «из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ), – что родил, говорит, но не открывает способа того бессмертного рождения, расцветшего от вечного корня, по свидетельству самого Отца, гласящему: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ), Самому говорит: «из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое», и миру говорит: родил; о рождении объявляет, а способа не открывает. Поэтому, когда нам предстоит необходимость исследовать о Христе, то мы не будем отступать от апостольских и пророческих источников, но из тех бессмертных рек и неиссякаемых источников будем черпать священную влагу божественного учения. Когда кто говорит о том, что относится к Богу, пусть от Бога и черпает живую влагу, согласно с тем, что предсказано: «Меня, источник воды живой, оставили» ( Иер.2:13 ), и еще: «будете почерпать воду из источников спасения» ( Ис. 12:3 ). Конечно, если мы, оставив Св. Писание, будем служить желаниям человеческого рассудка, обсуждая то, что приходит на ум, тогда учение наше не будет похоже на воду живой реки, но будет, как вода в пустыне, как блаженный Иеремия говорил Иерусалиму: «пути свои направил на воды пустыни», и для пояснения сказанного прибавляет: «в похотях души своей был ветром носим» 1 ( Иер.2:24 ), т. е. о том говорил он, чего желала душа его, а не о том, чего хотел Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Стт. 3–4. Народа, изведённого из мрака на свет, будет множество, и он будет веселиться и радоваться освобождению от двойного ига (ст.3). «Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя Ты сокрушишь как в день Мадиама» (ст.4). «Иго», «жезл», «трость» – образы, в ближайшем смысле означающие подчинение завоевателям (ассиро-вавилонянам), а в духовном смысле – рабство греху и диаволу, которому подпало ветхозаветное человечество после грехопадения прародителей. Победа Мессии-Еммануила над этими врагами человеческого спасения будет также чудесна, как победа Гедеона над мадианитянами, описанная в Суд.6–8 . «День Мадиама» использован Исаией как прообраз конечной судьбы врагов Господа и человеческого спасения. В ст.5 времена Мессии-Еммануила предвозвещаются как времена мира, в которые прекратятся враждебные столкновения и кровопролитные войны, и воинское снаряжение больше не потребуется: «Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровию, будут отданы на сожжение, в пищу огню». – Подробнее мысль о всеобщем мире в мессианские времена раскрывается в параллельных местах книги Исаии: 2:2–4; 11:6–7. Ст.6 (наизусть). В этом стихе Еммануил изображается имеющим богочеловеческую природу, обладающим божественными свойствами. LXX и Сл. «Яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: Велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века». РБ. «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Словами «Отроча родился нам» пророк указывает на рождение Мессии по плоти от Пресвятой Девы Марии и тем утверждает Его человеческое свойство. «Сын и дадеся нам». Эти слова говорят о божественном естестве Мессии и имеют смысл: Сын Божий, т.е. Высочайшее Существо, снисшел с неба на землю к нам, людям, для спасения падшего человека. Такое понимание слова «Сын», в данном стихе в смысле Сын Божий, подтверждается параллельными местами Ветхого Завета, в которых Мессия изображается Богочеловеком – сыном Давида и Господа (2Ц.7:12–16; Пс.2:7 ; Пс.109:1 ; Пс.117:26–27 ; Иер.23:5 ) и евангельским свидетельством Самого Иисуса Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ; ср. Ин.5:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

    Кондак, гл, 2: «Архистратиги Божии, служители Божественной славы, начальники Ангелов и наставники людей, испросите нам все полезное и великую милость, как вожди бесплотных».     Тропарь Апостолу, гл. 3: «Апостол Святой (имя), моли милостивого Бога, чтобы подал оставление грехов душам нашим».     Величание со стихами, см. 29—10 Июня.     Тропарь Пророку, гл. 2: «Празднуя память Твоего пророка (имя), Господи, поэтому молим Тебя: спасай наши души».     Прокимен, гл. 4: «Ты священник во век по чину Мельхиседека».     Стих: «Сказал Господь Господу моему: сиди по правую сторону Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1, 4).     Тропарь мученику, гл. 4: «Мученик Твой, Господи, (имя) своими страданиями приобрел нетленный венец от Тебя, Бога нашего, ибо, имея силу Твою, низложил мучителей, уничтожил и бессильную дерзость демонов. По молитвам его, спаси наши души».     Величание: «Прославляем Тебя, святой мученик (имя), и почитаем многоденные твои страдания, которые ты перенес за Христа».     Стихи псалмов см. ниже.     Тропарь мученикам, гл. 1 (24 Окт., 29 Дек., 9Мар., 1 Авг.): «Страданиями святых мучеников, перенесенными за Тебя, Господи, умилостивься, молимся, и исцели все наши болезни, как Человеколюбец».     Тропарь мученикам, гл. 5 (15 Нояб., 31 Янв., 28 Июля): «Христе Боже, Ты, даровавший нам крепкую стену в чудесах святых Своих мучеников, по молитвам их уничтожь намерения языческих народов, укрепи могущество христиан, как Один Благий и Человеколюбец».     Тропарь мученикам, гл. 2 (2Нояб., 28 Дек.): «Страстотерпцы Господни! Блаженна земля, напившаяся вашей крови, и святы поля, принявшие ваше тело, ибо вы в самых капищах победили диавола и проповедали Христа, Которого, как Благого, молите о спасении наших душ, молимся вам».     Стихи псалмов: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Поэтому не убоимся, хотя бы поколебалась земля» (Пс. 45:2-3). «Кто уподобится Тебе, Боже, не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже, ибо вот враги Твои шумят и ненавидящие Тебя подняли голову, против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б) От Господа отличается в Ветхом Завете еще Его Премудрость (Chokmah, Σοφα) и в некоторых местах изображается как самосознающая личность (Σοφα ποστατικ, отражающая в себе премудрость Бога и выражающая ее во вне — в мире. В канонических книгах наиболее полное и ясное изображение Премудрости находится в кн. Притчей (8 гл.). Здесь Премудрость ο Самой Себе говорит так: «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли (22–23 ст.). Я родилась когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной (24–26 ст.). Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не преступали переделов его, когда полагал основания земли, тогда Я была, при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь перед лицем Его во все время» (27–30 ст.; ср. Иов 28, 12–28). Усвояемые Премудростью Самой Себе свойства: домирное, но самостоятельное личное бытие при Иегове, безначальное рождение от Бога, посредничество при творении мира, совершенно одинаковы с усвояемыми в Новом Завете Сыну Божию (Ин I, 1–3, 14), почему почти все древние учители церкви в таких изображениях Премудрости видели прикровенное учение ο Боге-Слове [ 18 ]. в) Но всего яснее указания на личность Сына и Его божественное достоинство в пророчествах ο Мессии. Господь рече ко Мне, — говорит Мессия от Своего лица: Сын Мой еси Ты, Аз днесь (ныне) родих Тя (Пс 2, 7). Давид исповедует: рече Господь (Iehovah) Господеви (Adonai) моему: седи одесную мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих… Из чрева прежде денницы родих Тя (в рус. пер.: из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое, — Пс 109, 1, 3). Помаза Тя, Боже (Elohim), Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс 44, 8). У Исаии Ему усвояются наименования: отрасль или ветвь Иеговы (т. е. что вырастает из существа Иеговы, или Его Сын — Ис 4, 2), Еммануил (7, 14) — с нами Бог (Мф 1, 23), Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Ис 9, 6), показывающие и Его отдельность от Иеговы и божеское достоинство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В то же время на Святую Троицу и на различие Ее [Лиц] указывают все Священные Писания, на основании которых [мы строим] наше возражение и делаем вывод, что не может оказаться Одним и Тем же Тот, Кто говорит, Тот, о Ком Он говорит, и Тот, Кому Он говорит. Ведь ни обман, ни ложь не подобают Богу, что было бы в том случае, если бы Он, будучи Тем, к Кому обращался, стал бы обращаться скорее к кому-то другому, а не к Самому Себе. Итак, обрати внимание и на другие слова Отца о Сыне, сказанные через пророка Исайю: Вот Сын Мой, Которого Я избрал, возлюбленный Мой, к Которому Я благоволю. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд (Ис 42:1) 38 . А также и на следующие слова: Величием для Тебя будет то, что ты назовешься Сыном Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения рассеянных остатков Израиля; и Я сделаю Тебя светом народов, чтобы Ты был спасением до концев земли (Ис 49:6) 39 . Обрати же внимание и на слова Сына об Отце: Дух Господа на Мне, потому помазал Он Меня благовествовать людям (Ис 61:1) 40 . О том же Сын говорит Отцу в псалме: Не оставь Меня, доколе не возвещу мышцы Твоей всему грядущему роду (Пс 70:18) 41 , а также в другом псалме: Господи, что умножились враги Мои? (Пс 3:2). И почти все псалмы, пророчествуют о Лице Христа, представляют Сына говорящим с Отцом, то есть Христа с Богом. Наконец, обрати внимание и на то, что Дух говорит от Третьего Лица об Отце и Сыне: Сказал Господь Господу Моему: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (см. Пс 109:1). То же самое и через пророка Исайю: Так говорит Господь Господу моему Христу (Ис 45:1) 42 . Через него же говорится Отцу о Сыне: Господи! кто поверил слышанному нами, и кому открылась мышца Господня? Мы возвещаем о Нем: [Он] как отпрыск и как корень в земле безводной; не было ни вида Его, ни славы (Ис 53:1–2) 43 . Это малое о многом. Мы не стремились разбирать все Священное Писание, когда и с помощью отдельных глав засвидетельствовали полноту [его] величия и авторитет. Ведь еще большее число свидетельств мы уже привели ранее.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Ведь ни обман, ни ложь не подобают Богу, что было бы в том случае, если бы Он, будучи Тем, к Кому обращался, стал бы обращаться скорее к кому–то другому, а не к Самому Себе. Итак, обрати внимание и на другие слова Отца о Сыне, сказанные через пророка Исайю: Вот Сын Мой, Которого Я избрал, возлюбленный Мой, к Которому Я благоволю. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд (Ис. 42:1)  . А также и на следующие слова: Величием для Тебя будет то, что ты назовешься Сыном Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения рассеянных остатков Израиля; и Я сделаю Тебя светом народов, чтобы Ты был спасением до концев земли (Ис. 49:6)  . Обрати же внимание и на слова Сына об Отце: Дух Господа на Мне, потому помазал Он Меня благовествоватъ людям (Ис. 61:1)  . О том же Сын говорит Отцу в псалме: Не оставь Меня, доколе не возвещу мышцы Твоей всему грядущему роду (Пс. 70:18)  , а также в другом псалме:Господи, что умножились враги Мои? (Пс. 3:2). И почти все псалмы, пророчествуют о Лице Христа, представляют Сына говорящим с Отцом, то есть Христа с Богом. Наконец, обрати внимание и на то, что Дух говорит от Третьего Лица об Отце и Сыне:Сказал Господь Господу Моему: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). То же самое и через пророка Исайю: Так говорит Господь Господу моему Христу (Ис. 45:1)  . Через него же говорится Отцу о Сыне: Господи! кто поверил слышанному нами, и кому открылась мышца Господня ? Мы возвещаем о Нем: [Он] как отпрыск и как корень в земле безводной; не было ни вида Его, ни славы (Ис. 53:1–2)  . Это малое о многом. Мы не стремились разбирать все Священное Писание, когда и с помощью отдельных глав засвидетельствовали полноту [его] величия и авторитет. Ведь еще большее число свидетельств мы уже привели ранее. Но и из столь малочисленных свидетельств становится ясно различие [Лиц] Святой Троицы. В самом деле, Тот, Кто возвещает, — это Святой Дух, Тот, Кому Он возвещает, — это Отец, а Тот, о Ком Он возвещает, — это Сын.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Ведь ни обман, ни ложь не подобают Богу, что было бы в том случае, если бы Он, будучи Тем, к Кому обращался, стал бы обращаться скорее к кому-то другому, а не к Самому Себе. Итак, обрати внимание и на другие слова Отца о Сыне, сказанные через пророка Исайю: Вот Сын Мой, Которого Я избрал, возлюбленный Мой, к Которому Я благоволю. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд ( Ис.42:1 ) 38 . А также и на следующие слова: Величием для Тебя будет то, что ты назовёшься Сыном Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения рассеянных остатков Израиля; и Я сделаю Тебя светом народов, чтобы Ты был спасением до концев земли ( Ис.49:6 ) 39 . Обрати же внимание и на слова Сына об Отце: Дух Господа на Мне, потому помазал Он Меня благовествоватъ людям ( Ис.61:1 ) 40 . О том же Сын говорит Отцу в псалме: Не оставь Меня, доколе не возвещу мышцы Твоей всему грядущему роду ( Пс.70:18 ) 41 , а также в другом псалме: Господи, что умножились враги Мои? ( Пс.3:2 ). И почти все псалмы, (которые) пророчествуют о Лице Христа, представляют Сына говорящим с Отцом, то есть Христа с Богом. Наконец, обрати внимание и на то, что Дух говорит от Третьего Лица об Отце и Сыне: Сказал Господь Господу Моему: Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). То же самое и через пророка Исайю: Так говорит Господь Господу моему Христу ( Ис.45:1 ) 42 . Через него же говорится Отцу о Сыне: Господи! кто поверил слышанному нами, и кому открылась мышца Господня? Мы возвещаем о Нём: [Он] как отпрыск и как корень в земле безводной; не было ни вида Его, ни славы ( Ис.53:1–2 ) 43 . Это малое о многом. Мы не стремились разбирать всё Священное Писание , когда и с помощью отдельных глав засвидетельствовали полноту [его] величия и авторитет. Ведь ещё большее число свидетельств мы уже привели ранее. Но и из столь малочисленных свидетельств становится ясно различие [Лиц] Святой Троицы. В самом деле, Тот, Кто возвещает, – это Святой Дух, Тот, Кому Он возвещает, – это Отец, а Тот, о Ком Он возвещает, – это Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Во Христе предвосхищается завершение замысла Божия о творении, в Нем как уже достигнутое усматривается гармоничное единение космоса ( Еф.1:10 ). Объединение всего земного и небесного во Христе стало возможным после восхождения Христа на небеса как Господа, царствующего над миром. Как в ( 1Кор.15 ), так и здесь используются ( Пс.109:1 ) и ( Пс.8:6–7 ) для изображения Христа как последнего Адама, имеющего господство над миром и стоящего над всеми враждебными силами. Бог посадил Иисуса Христа «одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего» ( Еф.1:20–22 ). В начале увещательной части послания, в мидраше на ( Пс.67:19 ), напоминается о соединении неба и земли Иисусом Христом, Который наполнив космос Своим господством как в Своем «восхождении», так и в Своем «нисхождении», под которым можно понимать или воплощение, или нисхождение в Святом Духе. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф.4:8–10 ). Читатели послания из своего отношения ко Христу должны понимать и свое место во всем тварном мире. Уже первые слова благословения, открывающего послание, говорят о том, что христиане, благодаря их причастности ко Христу, уже ныне, живя на земле, причастны и к Царству Небесному, они уже ныне вкушают благословения этого Царства: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» ( Еф.1:3 ). Самое впечатляющее высказывание о новом месте христиан в космосе дается в анамнезисе ( Еф.2:1–10 ). Прежней подневольной жизни «по воле князя, господствующего в воздухе» противопоставляется современное положение верующих, которых Бог «воскресил... и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   Наконец, третьи места Ветхого Завета говорят порознь о личности и божестве каждого из Лиц Пресвятой Троицы, упоминая притом самые имена их, например:    а) о личности и божестве Отца и Сына: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2:7), или: сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня (Пс. 109:1), из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое (3);    б) о личности и божестве Святого Духа, как и двух первых Лиц: и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его (Ис. 48:16); и почиет на нем (т.е. Мессии, который есть Сын) Дух Господень, (Дух Всевышнего), дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис. 11:2-3); или: Дух Господа Бога на Мне, говорит сам Мессия, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы (Ис. 61:1; срав. Лук. 4:18-21, также Быт. 1:2; Пс. 32:6). Не должны ли были все эти и многие другие подобные места внушать Иудеям, что в Боге не одно лице, а есть у Него и Сын, есть и Дух Святой?    И нет сомнения, что древние Иудеи — а) имели понятие о Пресвятой Троице, по крайней мере, некоторые достойнейшие и в некоторой степени: доказательства — у их парафрастов, в их каббале и талмуде, в писаниях их раввинов;    б) имели понятие о Сыне Божьем и о Святом Духе, как Лицах Божеских, и об Их единосущии с Отцом, хотя не вполне ясные и определенные: доказательства — там же.    А почему не вполне ясные, почему угодно было Богу открыть в ветхом Завете таинство Пресвятой Троицы только в некоторой степени, — это скрывается в планах Его бесконечной премудрости. Богомудрые учители полагали тому преимущественно две причины:    а) одну в свойстве вообще человеческой природы, ограниченной и поврежденной, которую надлежало возводить к познанию высочайших тайн откровения только постепенно, по мере раскрытия и укрепления ее сил и приемлемости: «небезопасно было, рассуждает святой Григорий Богослов, прежде нежели исповедано божество Отца, ясно проповедовать Сына, и прежде нежели призван Сын (выражусь несколько смело), отягчать нас проповедью о Духе Святом и подвергать опасности утратить последние силы, как бывает с людьми, которые обременены пищей, принятой не в меру, или слабое еще зрение устремляют на солнечный свет; надлежало же, чтоб Троичный свет озарял просветляемых постепенными прибавлениями, восхождениями, поступлениями от славы в славу и преуспеяниями;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010