Над Сионом, горою святою. Сион — прообраз Царства Мессии,— на нем был царский престол Давида (2 Цар. 5:9; 3 Цар. 8:1) и водружена скиния, вместо коей на соседнем холме Мориа воздвигнут потом Соломоном храм истинному Богу (Ис. 31:4; 2 Пар. 3:1). На Сионе сочетавались сила царства и священства, как в Мессии потом те же достоинства соединились, по чину Мелхиседекову. Почему как Мессия часто называется Давидом, так и Царство Его, или место Царства и царское седалище, горою Сионом, не в том смысле, чтобы оно было частное царство, малыми ограниченное пределами, но потому, что Сион многими чертами прообразовал новозаветное Царство Мессии, как то: своею красотою и неприступностью, но особенно потому, что из Сиона долженствовал изойти закон, проповедь евангельская во все земли (Ис. 2:3-4; Лк. 24:47; Деян. 1:4; Мих. 4:2; Пс. 109, 2, 131:13, 86:3; Зах. 9:9). Святым назван Сион не здесь только, но и в других местах (Пс. 42, 3, 47:2, 98:9; Иоил. 2:1; Иез. 20:40). Не по существу, а ради того, что там была скиния, в коей Всесвятой Бог (2 Цар. 6:17, 12; 1 Пар. 15, 1, 3, 12, 16:1; 2 Пар. 8:11). По сей причине под Сионом разумеется еще и храм самый (Пс. 136:3; Иер. 51:10; Ис. 18:7; Плач. 5:18). От сего Сион называется горою, Богу возлюбленною, жилищем и престолом Божиим (Пс. 77, 68, 86:2, 67:17, 9:12, 73:2, 75:3), и противополагается горе Синаю (Евр. 12:22). И так поелику во всем мире не было горы, равной в славе горе Сион, то Отец и говорит, что на сей горе поставит Он Царя избраннейшего и единственного, попечению Коего вверены все святые, кои и обстоят престол Его (Апок. 14:1).    Стих 7. Возвещали повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.    Возвещаяй. В Еврейском: возвещу. Здесь вдруг вводится новое говорящее лицо, именно Тот Самый Царь, о Коем только что поминал Отец Небесный. Такого рода перемены лиц говорящих нередки в песнях поэтических. (Смысл употребленного слова (сафар) можно выводить из снесения (сравнения) следующих мест: (Пс. 47:13; Суд. 7:13; Быт. 40, 8, 41:12; 4 Цар. 8:4-5; Исх. 18:8; Пс. 9:2, 15, 21:23, 43:2, 72:28, 25:7, 65:16, 74:2, 77:3-4, 95:3, 101:22, 117:17, 144:6; Исх. 9:16; 1Пар. 16:24) Отсюда следует, что Мессия берет на Себя поведание, возвещение, проповедь открытую, верную, неутомимую, славную для Отца Его и спасительную для рода человеческого, которую потом и исполнил как Сам Своими устами, так и устами Апостолов и других служителей новозаветного слова (Рим. 15:8; Ис. 61:1; Лк. 4:18). Это одна из сторон Его искупительного дела, пророческое служение, которое может быть совершаемо только речью, или словом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Мессия будет «судить народы». Пришествие Спасителя связано с величайшими мировыми потрясениями. Человек может чувствовать себя как изолированный индивид и как часть целого – «человечества» (Адама) и «народа» (в истории). Пока человек существует не как изолированный индивид, он будет «отвечать» не за себя одного, но, находясь внутри целого, может испытать и невинное страдание. Великое преступление совершили вожди Израиля против Бога, а Христос говорит плачущим о Нем женщинам: плачьте о себе (христианки), плачьте о детях своих – вовсе не причастнх к преступлению ( Лк.23:28 ). Так совмещаются два несовместимых для чувства положения: Мессия будет судить народы милостивно и заступнически, а земля наполнится трупами. Пс.109:6             Он будет судить народы, наполнит [землю] трупами,                         сокрушит голову в земле великой. «В земле великой» – слово рав часто обозначает «многий», поэтому (с натяжкой) переводят: «в земле обширной» (ТМс и др.). Однако рав означает также «великий» (например, «бездна великая»; Быт.7:11 ; Пс.36 /35:7; «благо великое»; Пс.31 /30:20). В «великой земле» Израиля Господь «сокрушит голову» змея-диавола 548 . В псалме 117 говорится о том, как воспримут проповедь Мессии народы необрезанные и народ обрезанный (иудеи). Пс.117:10             Все народы окружили меня,                         именем Господним – так 549 я [привел] их к обрезанию 550 . «Я привел их к обрезанию» – как понять, что язычники были приведены к обрезанию? Когда открылось имя «Иисус Мессия», то и закон обрезания показал свою силу: «[тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве» ( Рим.2:29 ). О такой готовности принять Мессию говорит Второзаконие: «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего» ( Втор.10:6 ); ср.: «обрежьтесь для Яхве и отымите крайние плоти сердца вашего» ( Иер.4:4 ). Первомученик Стефан говорил, что необходимо обрезание сердца и слуха (сердца и «ушей»; Деян.7:51 ). Как можно привести народы к такому обрезанию сердца и слуха? – «Именем Господним» (Иисус Мессия).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Пророчество приведено по тексту LXX, Пс.68:26 , с небольшим изменением против подлинника 107 : в 26 ст. 68 Пс. читаем вместо: «да будет двор его», – «двор их пусть», и вместо: «да не будет живущего в нем», – «в жилищах их да не будет живый»; т. е., Ап. Пётр заменяет множественное число единственным. Такая замена вполне допустима по смыслу пророчества. 68 Псалом, как мы уже говорили, относится к числу прообразовательно-типологических пророчеств 108 . В нём Давид изрекает проклятия на врагов своих. Но, как Давид был прообразом Христа, так и враги его прообразовали врагов Мессии; посему Ев. Матфей и относит данное пророчество ( Пс.68:26 ) к Иерусалиму и вообще ко всем Иудеям, враждовавшим против Христа 109 . Но как из среды врагов Царя-Псалмопевца особенно выделялся изменник Ахитофел, и, следовательно, проклятия изрекаемые на всех врагов, относились главным образом к нему, так и пророческий смысл этих проклятий, приложимый ко всем врагам Христа, относится главным образом к изменнику Иуде 110 . Касаясь пророчества только в этом последнем значении, Ап. Пётр и заменяет множественное число единственным; сам Давид в Псалмах подобного рода часто безразлично употребляет множественное и единственное число, говоря то о многих врагах, то об одном (см., напр., Пс.108:1–5, 6–19; 20:29 ). Пророческое проклятие, как видно из раньше изложенных в речи фактов, уже исполнилось: пророк сказал – «да будет двор (παυλις)» врагов праведника «пусть,» и вот «село» (χωρον) Иуды, сделавшегося вождём врагов Иисуса, стало местом запустения 111 . Впрочем, некоторые экзегеты высказывают мнение 112 , будто бы παυλις относится не к предыдущему, а к дальнейшему и обозначает не участок Иуды, а апостольское место его в кругу двенадцати. Но это мнение не может быть принято. Во-первых, на связь слов пророчества с предыдущим» указывает союз γρ, и во-вторых, если бы об апостольском месте было сказано, – «да будет оно пусто, и да не будет живущего в нем,“ –то как бы мог Апостол Пётр выступит с предложением избрать нового Апостола на Место отпавшего? Различие же слов παυλις (из π и αλις – наскоро устроенное место жительства, лагерь, загородная усадьба, двор) и χωρον (участок земли) не так уж велико, чтобы их нельзя было сближать; особенно, если принять во внимание, что Иуда приобрёл права собственности на этот χωρον, покончил жизнь свою на нём и, быть может, даже был там похоронен; участок этот является как бы обиталищем, двором его. «Слова: да будет двор его пуст, сказаны о селе“ (блаж. Феофилакт) 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Изъяснение псалма 109-го. «Псалом Давиду». В предпоставленном псалме, предвозвестив спасительное страдание, Пророк предрекает вознесение Спасителя по страдании. О начале же сего псалма упоминает и божественнейший Петр в Деяниях, и говорит так: «не бо Давид взыде на небеса, глаголет же сам, рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене: Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Деян. 2, 34–35 ). И сам Господь, видя, что фарисеи имеют о Христе различныя мнения, предложил им такой вопрос: «что вам мнится о Христе? чий есть сын?» И когда сказали они: «Давидов»; ответствовал: «како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя, рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене». Потом выводит заключение: «аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть» ( Матф. 22, 42–44 )? Сказал же сие, не отвергая того, что Христос есть сын Давидов, но к признаваемому прилагая непознанное. Ибо фарисеи признавали, что Христос есть сын Давидов, но совершенно не знали, что Он и Господь Давидов. Посему прилагает последнее, не отрицает же и признаваемаго, научая, что Он – и сын Давидов по плоти, и Господь Давидов, как Бог и Создатель. Посему блаженный Давид ясно проповедует Божество Владыки Христа, и говорит: Пс.109:1 .   Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене». Если Давид царь, и царь благочестивый, сподобившийся пророчественной благодати, Владыку Христа называет своим Господом; то следует, что Христос – не человек только, как безумно говорят Иудеи, но и Бог, как Создатель и Господь Давидов. А общность имен означает тождество сущности. Ибо Господь Господу, а не Господь твари, не Господь созданию, говорит: «седи одесную Мене». Посему, хотя важно сие, и не только выше естества человеческаго, но выше и всякой твари; однако же и это изречено по человечеству; потому что Сын, как Бог, имеет престол вечный; сказано: «престол Твой Боже в век века» ( Псал. 44, 7 ). По кресте и по страдании, не как Бог сподобился сей чести, но как человек приял, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний, «во образе Божии сый», смирил Себя, «зрак раба приим» ( Флп. 2, 6–7 ). Посему и Евангелист взывает: «Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Иоан. 1, 18 ). И сам Господь говорит: «Аз во Отце, и Отец во Мне» ( Иоан. 14, 11 ); и в другом месте: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть» ( Иоан. 17, 5 ). Посему, как человек, слышит: «седи одесную Мене»; а как Бог, имеет вечную державу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

208. что говорится в Номоканоне о священнике, действующем без повеления епископа? «Подобен есть согрешению нерукоположне действующаго, иже без повеления и заповеди святительския действует» (Номок. при иноч. потребник. лист 57 на оборот.). 209. по правилам Гангрского собора, чему подлежат те, которые делают собрания подобные церковным, но без воли епископа и без пресвитера? «Аще кто кроме соборныя церкве о себе собирается и, нерадя о церкви, церковная хощет творити, не сущу с ним презвитеру по воли епископли, да будет проклят» (Гангр. собора прав. 6. Кормч. глав. осьмая). 210. О необходимой потребности священства что говорится в Большом катехизисе? «Аще и не всяк должен есть священствовати, но потребовати священничества всяк должен есть: без него бо спастися не может» (Бол. катехиз. лист 359 на оборот.). 211. О непрекращаемости и вечности христианского священства что пишется в Книге Кирилловой? «Христос яко же Сам никогда не умирает, тако и иерейство Его, по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ), не престает. Престало архиерейство Аароново, яко временное; востало же Христово вечное, иже, из мертвых востав, Апостолов Своих на се освяти хиротониею, еже есть рукоположением; и воздвиг руце свои благослови их и вознесеся на небо ( Лк.24:50–51 ). А Апостоли епископов освятиша, якоже пишет: тогда постившеся, и помолившеся, и возлозше руки на ня, отпустиша их ( Деян.13:3 ) проповедати слово Божие. А епископи паки попов, яко же пишет: освящше же им попы на вся церкви, помолившеся с постом, предаша их Господеви ( Деян.14:23 ). Се имаши иерейство Христово, иже не прииде разорити, но прежний закон и его иерейство в новый, истинный, вечный закон пременити» (Кн. Кирилл. лист 77 и на об.). 212. Что христианские пастыри, поставляемые архиерейским рукоположением, будут пребывать до скончания века, как об этом говорится в Книге о вере? «Положивый душу свою за люди своя, ихже честною своею кровию искупи, не восхоте достояние свое оставити на земли неустроено, отходя на небеса, но изем два сребреника, даде гостинником, се есть старый и новый Завет. Кому дал? Кто гостинници? Апостоли и по них восприемници их, пастырие и учителие, архиепископи и епископи, иже служителие суть величеству смотрения Его, имже и спребывати даже до скончания века обетование сотвори, и по своему неложному обетованию благодатне избирает Себе людей достойных, и поставляет и освящает рукоположением чина духовнаго чрез патриархи, архиепископы и епископы» (Книга о вере лист 59 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

560 Например, в некоторых изданиях Псалтири, в Правильнике, изд. в Киеве 1846 г., 1863 г., л. 109, в Типиконе, изд, в Москве, 1848 г., гл. 52. 561 В Типиконе, при указании молитвословий и песнопений Изобразительных (Тип., гл. 52), говорится, что они поются на часах. Например: «а идеже несть литургии, на часех глаголем по «Ослаби, остави» и по «Отче наш», кондак и пр. (Тип., гл. 52). Молитвословие же «Ослаби, остави» читается не на часах, а на Изобразительных. В некоторые дни в году псалмы последования Изобразительных входят в состав литургии. 565 В книге: Правило (изд. в Киеве, 1863 г., л. 120), кроме Блажен – евангельских стихов, содержатся: Блаженна воскресна, собрана от осьми гласов – и еще Блаженна дневная, глас 6-й. 566 «На царских часах не глаголем исповедание веры, аще есть литургия», сказано в книге: Служба на Рождество еже по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, напечат. при Имп. Екатерине II, л. 59, и в Типиконе, на царских часах перед Рождеством Христовым и пред Богоявлением не указано на чтение «Верую». Но в Типиконе в Великую пятницу, хотя и не бывает в тот день литургии, указано на царских часах чтение: «Верую» и псалма: «Благословлю Господа» ( Пс.33 ). 567 Указание на порядок чтения кондаков на обеднице, при келейном совершении ее, содержится в книге: Правило к Божественному причащению, изд. в Киеве 1863, при утренних молитвах, л. 109. 569 Евхаристия совершается пред обедом; от того в обыкновенном разговорном языке дается ей название «Обедни». В древности после литургии устроялась вечеря любви, на которой вкушали от остатков хлеба и вина, приносимых христианами для совершения литургии. 570 Епархиальным архиереям предоставлено разрешать в известных случаях миссионерам и приходским священникам совершать литургию на переносных антиминсах и престолах как в молитвенных домах, так и в других приспособленных к тому зданиях, равно и в открытом месте (Опред. Св. Синода 19–23 декабря, 18 марта 1885, 1886 г., 2899 – о деян. бывшого в июле 1885 в Казани Собрания Преосвящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Греч. тексту ВЗ при отличии его от евр. можно отдать предпочтение, если он представляет собой цитату ветхозаветного пророчества в новозаветной книге (Пс 15. 10 в Деян 11. 27), или если евр. текст неясен, несет следы повреждения (Пс 144. 12-13), или если к.-л. место в переводе LXX является пророчеством о Христе, что подтверждено святоотеческим пониманием (Пс 109. 3). Исследование НЗ было рекомендовано проводить на основании древнегреч. текста при школьном изучении Писания, а также ориентироваться на церковнослав. текст и руководствоваться святоотеческими толкованиями в проповеди. Систематическое изложение герменевтической дисциплины предложено в монографии проф. СПбДА П. И. Савваитова «Библейская герменевтика, или Православное учение о способе толкования Священного Писания» (СПб., 1859). Большое внимание автор уделяет вопросу о смыслах библейского текста. Букв. смысл, согласно Савваитову, может быть как «собственным», когда слова употребляются в их прямом значении, так и «переносным», когда символический смысл предполагается священным автором как основной (поэтические образы, сравнения и т. д.) ( Савваитов. С. 17). Текст следует воспринимать в переносном смысле, если его букв. прочтение приводит к противоречию либо с учением др. мест Свящ. Писания (напр., в случае употребления антропоморфизмов по отношению к Богу), либо со здравым смыслом (напр., в словах Господа о соблазняющих человека глазе или правой руке - Мф 5. 29-30) или вступает в противоречие с изложением того же библейского события в параллельных местах (в случае повествований евангелистов). Таинственный смысл содержится в притчах, символических повествованиях и видениях, а также раскрывается в типологическом толковании. Важнейшим принципом толкования, согласно автору, является ориентация на учение правосл. Церкви. И. Н. Корсунский И. Н. Корсунский Подробное описание ранней истории, а также систематизация основных принципов толкования представлены в работах проф. МДА И. Н. Корсунского «Иудейское толкование ВЗ» (М., 1882) и «Новозаветное толкование ВЗ» (М., 1885).

http://pravenc.ru/text/164827.html

42) Возлюбим благоговение: пусть ругаются над нами, пусть наносят нам удары; мы не оставим его. Ибо это сокровище, исполненное благ. Оно преклоняет Бога воззреть на того, кто приобрел оное, по написанному: «на кого воззрю? Токмо на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих» (Ис.66, 2). И блажен кто все презрит ради благоговения 457]. 43) Будем трезвиться молясь, чтоб не впасть в искушение. Будем поучаться словесам Духа Святаго, чтобы вникнуть нам в писание, и, не держа в руках книги, иметь в уме глаголы Божий 477]. 44) Не останавливайся на нечистых помыслах, чтоб не довели они тебя до срамного исполнения их на самом деле; но гнушайся ими, и отгоняй их от себя, чтобы ум твой был в покое. Молись Господу, чтобы просветил очи сердца твоего; «ибо невозможная у человека возможна у Бога» (Лк. 18, 27). Ставь на молитву, не рассеивайся, чтоб не оказаться небрежным 483]. 45) Трезвись ежечасно; потому что в час, в который не чаешь, пошлет Господь за тобою, чтоб взять тебя в житницу жизни, в сонм праведных, и что б наконец упокоился ты там, где нет ни брани, ни врага 539]. 46) Блажен, кто имеет попечение о следующих трех вещах: упражнении в молитве, рукоделии и размышлении. Ибо написано: «упразднитеся и разумейте, яко Аз есм Бог» (Пс.45, 11); и еще: «нищь есмь аз, и в трудех от юности моея» (Пс. 87, 16); и еще: «и в законе Его поучится день и ночь» (Пс.1, 2). 564]. 47) Одному брату пред бдением помысл внушал, говоря: сегодня дай себе отдых и не вставай на бдение. Но он отвечал помыслу: рассуди, что завтра не встанешь, поэтому лучше надо встать сегодня 576]. 48) Прекрасна молитва с воздыханиями и слезами, особенно если слезы проливаем безмолвно. Кто молится с ведением и верою, тот зрит пред собою Господа, так как «о Нем живем, движемся и есмы» (Деян.17, 28). 102]. 49) Если окаменело сердце твое, плачь пред Господом, чтобы источил Он на тебя озарение ведения. 50) Всем сердцем своим уповай на Господа, и удобно избежишь злодейских козней. Ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему 109].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведет его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечные, и внидет Царь славы» ( Пс.23:7 ); а Исаия говорит другими словами: «врата медяная сокрушу, и вереи железные сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе» ( Ис.45:2–3 ), разумея здесь ад. Хотя это был ад, но он содержал души святыя и сосуды драгоценные, Авраама, Исаака и Иакова. Посему пророк и назвал их сокровищами, а темными потому, что тогда еще не озарило ада Солнце правды и не благовестило о воскресении. А что Господь по воскресении Своем не сопричтется ни к ангелам, ни к архангелам, ни к другой какой служебной силе, но воссядет на царском престоле, о том, послушай, как опять говорит Давид: «рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» ( Пс.109:1 ). 5. Исаия предвозвестил потом, что Христос пошлет апостолов (на проповедь ), в следующих словах: «коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая» ( Ис.52:7 ). Заметь, как он прославляет телесные члены – ноги, которыя повсюду пронесли благовестников. А Давид объясняет и способ их победы: " Господь, – говорит он, – даст глагол благовествующим силою многою» ( Пс.67:12 ). Действительно они побеждали, не употребляя оружия, не издерживая денег, не силою телесною, не многочисленностию войск, и не иным каким-либо подобным средством, но простым словом, имевшим великую силу – силу знамений. Они проповедывали Распятаго и совершали знамения, и таким образом победили вселенную. Посему и говорит пророк: «Господь даст глагол благовествующим силою многою», разумея здесь чудеса. И подлинно, неизреченная сила была в том, что рыбарь, мытарь и скинотворец одними повелениями воскрешали мертвых, изгоняли демонов, избавляли от смерти, обуздывали языки философов, заграждали уста риторов, преодолевали царей и властителей, побеждали варваров, еллинов, весь род человеческий. Хорошо сказал пророк. Все это они совершали словом, и силою многою соделывали мертвых живыми, грешников – праведными, слепых – зрячими, изгоняя болезни из тела и пороки из души. А откуда явилась у них такая сила? От Духа Святаго, как и об этом сказано: «исполнишася Духа Свята; явишася им разделени языцы яко огненни: седе же на едином коекождо их» ( Деян.2:3–4 ). Мужчины и женщины стали пророчествовать, о чем также задолго предвозвестил Иоиль в словах: «излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши видения узрят, и юноты ваши сония увидят: ибо на рабы Моя и на рабыни Моя излию, прежде неже приити дню Господню, великому и просвещенному» ( Иоиль.2:28–31 ); под великим и просвещенным днем он разумеет здесь и день сошествия Духа и будущий день кончины мира. Тот же пророк предвозвещает и спасение верою (ибо и об этом не умолчано) так: «и будет всяк, иже призовет имя Господне, спасется» ( Иоиль.2:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Так и Моисей, священносовершитель Закона, не вводил арона как брата 1352 в священническое совершение, даже полагая, что тот боголюбив и священен, пока не был свыше подвигнут к этому совершенноначальником Богом (см. Исх.29:4–9 ), и тогда как иерарх совершил его священническое совершение. Но и наш богоначальный и первый Священносовершитель 1353 (и этим стал ради нас человеколюбивейший Иисус) «не Сам Себя прославил» ( Евр.5:5 ), как говорят речения, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты иерей во век по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ; ср. Евр.5:5–6 ). Почему и Он 1354 , подводя учеников к священническому совершению, хотя и был как Бог совершенноначальником 1355 , однако же иерархически возложил совершенноначальное совершеннодействие на Своего всесвятейшего Отца и на богоначальный Дух, возвещая ученикам, как Речения говорят, «не отлучайтесь от Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, что будете крещены Духом Святым» (ср. Деян.1:4–5 ). И ведь сам корифей учеников 1356 вместе с равночинным ему иерархическим десятком, придя на священническое совершение двенадцатого из учеников, благоговейно возложил избрание на Богоначалие, " Покажи, – сказав, – которого Ты избрал» (ср. Деян.1:24 ), и божественным жребием божественно указанного принял в иерархическое число святой двунадесятицы. О божественном жребии 1357 , выпавшем божественно на Матфия, другие отзывались иначе, не благочестиво, как я думаю, но я и сам выскажу мысль. Мне ведь кажется, что Речения 1358 жребием называют некий богоначальный дар, обнаруживающий божественным избранием указанного для того иерархического места. Во всяком случае ясно, что священническое совершеннодействие божественного иерарха не следует совершать самодвижно, но совершеннодействовать таковых надо, будучи движимыми Богом, иерархически и небесно. 6 . Целование же в конце священнического поставления имеет священное разъяснение. Ведь все принадлежащие к священническим чинам присутствующие, также и сам усовершающий иерарх, целуют усовершаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010