Пс 99. Бог — Создатель Своей Церкви. Спасая избранных, Он превращает их в Свой удел: Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его. (3, ср. Ин 10,1-16) Пс 106. Бог властвует над стихиями природы и над событиями истории, которая становится благодаря Его деяниям священной. Пс 131. Гимн об избавлении от рабства. Вера начинается со свободой, которую дарует Господь (ср. Ин 8,32 «И познаете истину, и истина сделает вас свободными»). Пс 134 раскрывает тайну избранничества. Оно есть свободный дар любви Божией, на который человек должен ответить любовью и верностью. Бог есть единственный Творец, а все боги «дело рук человеческих» (15). Пс 135 говорит о милости Божией, которая от сотворения мира до чудес, явленных через Моисея. Псалом поется за всенощным бдением (Полиелей). К этому циклу примыкают псалмы 59, 73, 78, 79, 107. Родственные Кн. Плач, они оплакивают жребий Израиля и Иудеи, которые оказались в руках врагов за свои грехи. Пс 79, вероятно, отражает события 722 года, когда пала Самария. В другой группе псалмов говорится о покаянии в Плену и освобождении народа Божия (76, 84, 97, 101, 117, 125, 128, 136, 147). 3. Господь — единственный Царь. Основой библейского учения об обществе является исповедание веры в Бога как единственного истинного Царя. Человек принадлежит Творцу. Нет такой области в жизни людей, которая не была бы подвластна Богу. В истории Его Царство находится в становлении. Полностью оно осуществится лишь в конце времен. Согласно мнению современного библеиста Сигурда Мовинкеля, большинство псалмов о Царстве Божием пелось в Храме в день новолетия, когда совершалась торжественная и символическая «интронизация» Ягве в качестве Царя народа и мира: Пс 28 славит космическую власть Ягве. «Сыны Божии» здесь — ангелы. Пс 66 говорит о Ягве как Владыке всех народов земли. Пс 95 возвещает всемирное почитание истинного Бога, Который царствует над всей землей. По духу псалом близок Ис 40-56. Этой же теме универсального и вечного Царства посвящены псалмы 97, 98, 112, 114.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Предположительно она была составлена с учебной целью для учеников патриаршей школы К-поля митр. Никитой Ираклийским († после 1117). Составитель использовал первичные источники; при этом он мог либо прямо их цитировать (полностью или в сокращенном виде) с указанием имен авторов, либо смешивать в один связный текст отрывки толкований разных авторов, оставляя в лемме имя одного из них. Прямая традиция использования мн. сочинений при составлении этой катены (в наст. время она утеряна), с одной стороны, придает катене значение важного источника, с другой - делает невозможным сопоставление материала катены с текстами первичных комментариев и определение степени точности цитирования фрагментов. Рукописная традиция катены представлена ок. 30 манускриптами, из которых древнейшим является Alexandr. Patr. 11, XII в. Все рукописи можно разделить на 3 группы соответственно типу рукописного издания катены: а) издание в 1 т. (Пс 1-150) - Ath. Dionys. 114; Taurin. B I 5; ГИМ. Син. греч. 197 (Влад. 48), XIII в.; b) издание в 2 т.: Пс 1-76 и 77-150 - Alexandr. Patr. 11, XII в.; Laurin. Plut. 05. 14, XII в.; Vat. Palat. 247, XII в.; Lond. Brit. Lib. Add. 10068, XIII в.; Crypt. A γ II, XIII в.; Paris. Coislin. 190, XIII в.; Sinait. gr. 23, XIV в.; c) издание в 5 т.: Пс 1-40 - Goth. I 81, XII в., Lesb. Gymn. Mytil. 19, XVIII в.; Пс 41-71 - Cryp. B α LVIII, XIII в.; Ath. Xeropot. 184, XVIII в.; Пс 72-113 - рукописей не сохранилось; Пс 114-134 - Matrit. gr. 4582, XII в.; Пс 135-150 - рукописей не сохранилось. Катена Никиты Ираклийского на Псалтирь остается не изданной полностью (объем буд. издания составит не менее 2000 страниц). В наст. время опубликован лишь пролог катены ( Mai. NPB. T. 3. P. 139-142; PG. 69. Col. 699-714; этот же пролог (в сокращенном виде, без указания имени составителя и без лемм) см. также: PG. 106. Col. 1061-1074) и нек-рые фрагменты на Пс 11-150 - в составе издания комментария на Псалтирь Евфимия Зигабена, осуществленного прп. Никодимом Святогорцем (Константинополь, 1819-1821; полное название см.: La théologie byzantine et sa tradition/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Основным автором комментариев в «катене Златоуста-Феодорита» выступает свт. Иоанн Златоуст, а выдержки из Феодорита приводятся по необходимости там, где толкования свт. Иоанна отсутствуют. Тот факт, что самым поздним автором здесь является Арефа Кесарийский (IX-X вв.), дало Доривалю основание предполагать, что составителем катены мог быть один из друзей или почитателей Арефы ( Dorival. 1993. T. 3. P. 100, 126-127). Первичная «катена Златоуста-Феодорита» сохранилась в ок. 13 кодексах X-XI вв. (наиболее полный текст в Vat. gr. 744, X в.). Определенные части данной катены содержатся в ряде др. рукописей. Часто текст нек-рых из них составлен из неск. разных К., к-рые по ряду признаков можно отнести к тому или иному типу принятой классификации. Если часть текста не может быть идентифицирована как элемент к.-л. др. известной катены, то она рассматривается как заимствованная из первичной традиции комментариев и гомилий. Части «катены Златоуста-Феодорита» содержатся в кодексах: Ath. Vatop. 660. Fol. 31-41 (X-XI вв., в данном случае добавление в рукопись сделано в XVI-XVII вв.) - на Пс 13-21. 21; Hieros. Patr. S. Sepulchr. 45. Fol. 9v - 123v, XI-XII в.,- на Пс 1-150; Ath. Esph. 73. Fol. 237v - 254v, XIII в.,- на Пс 106-118. B) Катена на Пс 11, 131, 141 и 150 кодекса Hieros. Sab. 231, XIV в. (CPG. С. 40. 5), составлена на основе гомилий свт. Иоанна Златоуста на псалмы (главный источник) и комментария Феодорита, дополненных схолиями свт. Афанасия (Пс 11, 141 и 150), прп. Исихия (CPG, N 6552 и 6553; Пс 131, 141 и 150) и фрагментом толкования Евсевия Кесарийского (Пс 141). Данная катена отличается от «катены Златоуста-Феодорита», т. к., во-первых, содержит др. разбивку на фрагменты гомилий свт. Иоанна; во-вторых, «катена Златоуста-Феодорита» не содержит схолий прп. Исихия Иерусалимского, а присутствующие в ней схолии свт. Афанасия и фрагменты Евсевия не совпадают с представленными в Hieros. Sab. 231. C) В «Первой катене Феодорита» Дориваль выделяет 2 катены Феодорита: первую, представленную кодексом Vat.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

ср. Мф. 27, 39, 43, 46 ; Пс. 21, 2, 8–9 ; Ин. 19, 24 ; Пс. 21, 19 ). Искупитель представляется в псалмах страждущим не за Себя, но ради нас (68, 5; 71, 4, 12; 87, 8; 137, 8), потому что Он один только мог удовлетворить за нас правосудие Божие (48, 8–9) принесением Себя в умилостивительную жертву (39, 7–8; ср. Евр. 10, 5–9 ). Он подъемлет нашу нищету и немощи (40, 4–5), оставленный всеми (87, 9, 19), в молчании (37, 14–15), долготерпеливо переносит уничижение и тяжкие страдания (30, 10–11; 21, 15–16; 54, 5–6; 68, 2–30; 108, 22–24), лжесвидетельство (34, 11–12), заушения и бичевания (37, 18), посмеяние (108, 25), пригвождается ко кресту (67, 19; 87, 16) посреде земли, т. е. в виду всех (73, 12), напояется желчью и оцтом (68, 22; ср. Мф. 27, 34, 48 ), взывает к Отцу (21, 2; ср. Мф. 27, 46 ; Пс. 141, 2–4 ), умирает (87, 5), погребается (21, 16; 87, 7). Предуказываются в псалмах и последующие события, а именно: сошествие Его во ад (15, 10; ср. Деян. 2, 25–27 ; 1Пет. 3, 18–20; 4, 6 ; Пс. 29, 4; 67, 5; 87, 6, 16; 106, 16 ), воскресение (15, 8–10; ср. Деян. 2, 25–31; 13, 34–39 ; Пс. 11, 6 ), вознесение на небо (17, 11; 23, 7–10; 46, 6; 67, 19, 34; ср. Еф. 4, 8–10 ; Пс. 131, 8 ), сидение одесную Бога Отца (109, 1; ср. Мф. 22, 41–45 ). По изображению псалмов, Господь Иисус Христос есть Царь благодатного царства (2, 6; 44, 7; 92, 1; 95, 1–12; 96, 1), Которому принадлежит суд (49, 4, 6; 71, 1–2; 81, 1) и все покорствует (8, 7); Престол Его вечен (88, 30), Царство Его – вся земля (97, 3), и все народы примут участие в духовных благах, ниспосылаемых от Него (17, 44; 32, 12; 46, 1, 9; 66, 4–5; 67, 33; 71, 9–11; 85, 9; 106, 3, 35–36; 112, 3, 9; 144, 4; 150, 6). в) Предсказания пророков. После времен царственного Псалмопевца Давида, подобно светилу, по выражению святого апостола Петра, сияло среди народа израильского пророческое слово ( 2Пет. 1, 19 ) о спасении, дарованном нам Господом Иисусом Христом, взыскаша и испыташа пророцы, испытающе, в каково или в кое время являше в них Дух Христов, прежде свидетельствуя о Христовых страстех, и о славах, яже по сим ( 1Пет. 1, 10–11 ), так что, по замечанию святителя Кирилла Иерусалимского , «ни одному из пророков не был Христос неведом».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

»Но они умали лись и стали бедствовать, вследствие страдания от зла и болезни» ( Пс.106:39 ). Итак, эти, говорит пророк, никогда обитав­шие в безводной пустыни, уверовавши, удостоились столь великого процветания и благословения; те же, которые прежде наслаждались струями пророков, будучи затем лишены их за свою злобу и оставшись совершенно пустынными и бесплодными, подверглись различным несчастьям и были рассеяны по всей вселенной, так что их отече­ственный город, некогда многолюдный, теперь населяется немногими. " Излилось уничижение на князей их, и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути» ( Пс.106:40 ). Это пророчество подтвер­ждается делами. В самом деле, те, которые выдают себя за князей их и учителей, не имеют никакого значения: некогда славные и зна­менитые, они теперь совершенно ничтожны и у своего собственного народа пользуются презрением. Затем, хотя телесно иудеи и умно­жаются, согласно пророчеству: «будет число сынов Израилевых как песок морской» ( Ос.1:10 ), но не всех их Дух Святой признает достойными; чрез пророка Исаию он говорит: «хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» ( Ис.10:22 ), что именно говорит и теперь, т.е., что погибли среди бедствий и несчастий. Но это большинство – народ; выдававшиеся же по своим достоинствам и знанию были преданы уничижению, их именно " и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути». Симмах перевел так: «и заставить блуждать их в суете помышлений». Бог не вводить в заблуждение, но не повинующихся Ему оставляет без Своего водительства, и, конечно, без руковод­ства, кидаемые туда и сюда, они заблуждаются. Это и потерпели иудеи: оставивши правый путь, они следуют собственным измышлениям. «И помог убогому (избавиться) от нищеты, и сделал колена (многочисленными), как... овец» ( Пс.106:41 ). Симмах же: «и ты оградишь бедного от озлобления»; а бедным на­зывает народ. и сделал колена (многочисленными), как... овец«. У Акилы: «и поло­жить семейства как стадо овец», а у Симмаха: «и поставить семей­ства как стада овец». Это говорится о Церквах, основанных в городах и странах. И Спаситель говорит о своем народе: «Овцы Мои слушаются голоса Моего». Но пророк говорит об этом еще как о будущем, а не как о настоящем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3. После 393 г. И. С. также произносил беседы на Псалмы, надеясь составить полное толкование на Псалтирь, о чем он мечтал всю жизнь, но чему не суждено было осуществиться. Часть из них сохранилась в составе 2 циклов бесед, впервые в целостном виде собранных и изданных Мореном в 1897-1903 гг. «59 бесед на Псалмы» (Tractatus LIX in Psalmos// Morin. 1895-1903. Pars 2=CCSL. 78. P. 3-352; CPL, N 592), произнесены И. С. между 397-402 гг. в вифлеемской ц. Рождества Христова перед братией его монастыря ( Gourdain. 2005. P. 14-15), охватывают большую часть Псалтири (Пс 1, 5, 7, 9, 14, 66-67, 74-78, 80-84, 86, 89-91, 93, 95-98, 100-111, 114-115, 119, 127-128, 131-133, 135-137, 139-143, 145-149). Отдельные фрагменты бесед до издания их полного текста Мореном публиковались под именами Псевдо-Августина и Псевдо-Илария (PL. 26. Col. 1269-1278; 37. Col. 1965-1968; CSEL. 22. P. 878-880). Блж. Иероним Стридонский. Миниатюра из рукописного сборника. 700 г. (РНБ. Lat. Q.v.I. 13. Fol. 42) Блж. Иероним Стридонский. Миниатюра из рукописного сборника. 700 г. (РНБ. Lat. Q.v.I. 13. Fol. 42) «Иной цикл бесед на Псалмы» (Tractatuum in psalmos series altera// Morin. 1895-1903. Pars 3=CCSL. 78. P. 353-447; CPL, N 593), состоит из 14 бесед на Пс 10, 15, 82-84, 87-93, 95-96, произнесен в тот же период времени, что и предыдущий. Беседы 69 (на Пс 91) и 71 (на Пс 93) приписывались также блж. Августину (PL. 39. Col. 2173-2174; Ozimic D. Der pseudoaugustinische Sermo CLX. Graz, 1979. P. 19-36). Существовало мнение, что многие из этих бесед восходят к гомилиям Оригена на Псалмы (сохранились греч. фрагменты, см.: Morin. 1895-1903. Pars 3. P. 122-128), а И. С. лишь перевел их на латынь, неск. изменив текст ( Peri V. Omelie origeniane sui Salmi. Vat., 1980). Однако эта гипотеза была опровергнута ( Jay. 1988. P. 367-380). И. С. также принадлежит небольшое «Слово на псалом 41-й, к неофитам» (Serm. in Ps. XLI, ad neophytos//PL. 40. Col. 1203-1206; CCSL. 78. P. 542-544; CPL, N 602). Предположительно часть подлинных толкований И. С. на псалмы сохранилась в составе «Краткого толкования на Псалмы» (Breviarium in Psalmos//PL. 26. Col. 821-1270; CPL, N 629), написанного после 450 г. неизвестным галльским автором ( Walker G. S. M. Sancti Columbani Opera. Dublin, 1957. P. LXIV), а также в составе «Краткого толкования на надписания Псалмов» (Breviarium de titulis psalmorum; CPL, N 607a), приписывавшегося св. Беде Достопочтенному ( Vaccari. Fragmento. 1920). Отдельные Псалмы (Пс 44, 89, 126) комментируются в письмах И. С. (Ep. 65, 140, 34); проблемы разночтений в греческом и лат. переводах Псалтири обсуждаются в 106-м письме.

http://pravenc.ru/text/293730.html

Слово 6, против еретиков (Пер. по: Amphilochii Iconiensis Opera. Ed. C. Datema. Corpus Christianorum, series graeca 3. Louvain, 1978. P. 152). 233 Ис. 45:2 и Пс. 106:16 по переводу LXX. 234 Ис. 45:3 по переводу LXX. 235 Беседа о кладбище и о кресте 2 (PG 49, 394—395; рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго, в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1899. С. 439—440). 236 Беседа о кладбище и о кресте 2 (PG 49, 395—396; рус. пер.: Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 2. Кн. 1. С. 440). 237 Беседа о том, что никому не должно отчаиваться (Цит. по: Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т. 3. Кн. 1. СПб., 1897. С. 379). 238 Беседы на Матфея-Евангелиста 2, 1 (Цит. по: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста избранные творения. Кн. 1. М., 1993. С. 17—18). 239 Пс. 6:6 по переводу LXX. 240 Ср. приведенные выше цитаты из «Слова о тридневном сроке» св. Григория Нисского. 241 Мф. 11:24. 242 Беседы на Матфея-Евангелиста 36, 3—4 (Цит. по: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста избранные творения. Кн. 1. С. 398—399). 243 Беседы на Матфея-Евангелиста 36, 3—4 (Цит. по: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста избранные творения. Кн. 1. С. 398—400). 244 См., например, Беседы на 1-е Послание к Коринфянам 40, 15, 29 (упоминание о том, что погружение в воду в таинстве крещения символизирует сошествие Христа во ад и исшествие из ада). 245 1 Кор. 15:59; Пс. 106:6. 246 Пс. 15:10; Деян. 2:27. 247 Изложение веры 17 (PG 42, 814 C — 816 A). 248 S. Brock. Spirituality in Syriac Tradition. Kottayam, s.a. P. 37—38. 249 Писания этого автора на русский язык не переведены. Об Афраате см. на русском языке: Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 224—227; Н. Пигулевская. Культура сирийцев в Средние века. М., 1979. С. 125—130. Издание сирийского текста: The Homilies of Aphraates, the Persian Sage. Ed. by W. Wright. London—Edinburgh, 1869. Более позднее издание: Aphraatis sapientis persae demonstrationes. Textum syriacum vocalium signit instruxit, latine vertit, notis illustravit D. Joannes Parisot. — Patrologia Syriaca 1—2. Paris, 1894—1907. 250

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

Т н погр. 40. ф. 381. Служебник. XIV в. 4°. 107 л. Пергамен. Содержание: л. 102–106 об. – молитва разрешительная хотящему причаститься; л. 106 об.–107 об – поновление мирянам. Т и погр. 42, ф. 381. Служебник. XIV в. 8° 183 л. Пергамен. Со держание: л. 180 об.–183 об. – чин исповеди; л. 182–183 – молитва разрешительная над кающимся. Тнпогр. 385, ф. 381. Требник. Последняя четверть XV в. 4°. 64 л. Филиграни: 1) Голова быка малая с розеткой, близкий: Пиккар II, IX, 170 (1480–1481 гг.); 2) Голова быка с розеткой, вид: Пиккар II, VII, 707 (1478–1486 гг.); 3) Голова быка с полумесяцем, вид: Пиккар II, XIV, 43 (1475 г.) Наклейка: на верхней крышке переплёта – «О исповедях без начала и конца. Из мастерской полаты». Записи: л. 15–19 – «Сия книга Пятра Василива сына Трушка да нарицаимоя Чтеня на Господьския празники, а пописана лета 7084-го месяца октября в 17 день»; л. 14 – «От воскресения писана» (нрзб.); л. 64 об. – пробы пера: «От великого князя Васи...» (запись обрывается), «От царя государя великого князя Ивана Василевича»; л. 5 – запись латиницей (нрзб.). Содержание: л. 45–55 об. – чин исповеди; л. 46 об.–47 – поновление; л. 47 об.–48 вопросник мужчинам (М-Мих. Q 9): л. 48–49 – вопросник женщинам (Ж-Типогр. 385). л. 50 об.–52 об. – поновление священникам; л. 53 об.–55 об. – молитва разрешительная. Описание: ПС XV, 2318. Рукописи Российского государственного исторического архива Синод. 576, ф. 834, o п . 1 . Требник. Вторая половина XV в. 4°. 206 л. Южнославянский. Филиграни: 1) Голова быка с подвеской и розеткой, не отожд.; 2) Литера Р, не отожд.; 3) Щит с тремя лилиями, не отожд.; 4) Перчатка, не отожд.; 5) Голова быка, не отожд. Записи: л. 1–12 – «Сия книга глаголемая Требник церкви великомученика Георгия, что в попа Бориса Матфеева» (скоропись, часть записи нрзб ); л. 175 об. – «Се яз Иван Степанов сын». Также многочисленные пробы пера и нравоучительные записи. Содержание: л. 176–181 поучение детям духовным; л 181–182 об. – поновление священникам. Описание: ПС XV, 2237.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Ст. 40. ...воспылал гневом Господь на народ Свой –эти и след. слова (ст. 41, 42) перекликаются с рассказом Книги Судей о наказании Богом древнееврейского народа за отступничество (см.: Суд. 2:14–15 ). Ст. 43–44. В этих стихах отражена библейская концепция истории, согласно которой ход событий обусловлен прямым вмешательством Бога в жизнь Своего народа: Бог благоволит к Своему народу, помогает ему, но одновременно наказывает его, предает в руки врагов, когда народ творит неугодное (см.: Суд. 2–6 ). Ст. 45–46. В этих стихах можно расслышать намек на указ царя Кира Старшего (538 г. до Рождества Христова), разрешавший древним евреям вернуться из вавилонского плена на родину. Ст. 48. ...Да будет так, да будет! – заключительная формула четвертой «книги» псалмов.   Псалом 106 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В пс. 105 показано отношение Бога к Своему народу, в пс. 106 центр внимания смещен в сторону человека. Троекратным повтором чередующихся припевов псалом как бы разделен на части и одновременно объединен в одно целое; что бы ни случилось с людьми: бредут ли они по пустыне, в оковах ли они или в недуге, плывут ли по морю, -всюду ждут их трудности, но воззвали они ко Господу в скорби своей, и от бед избавил Он их... Да прославят Господа за милости Его и чудеса Его, явленные сынам человеческим! (ст. 6, 8). Ст. 4–9. Эти стихи в своем букв. смысле могут относиться к возвращению древних евреев из Египта или из вавилонского плена; св. отцы понимают их как иносказание о язычниках, которые блуждали в неведении, не зная истины, не находя пути к Небу, и обрели этот путь благодаря Господу нашему Иисусу Христу, восприняв учение Христово и став христианами. Ст. 9. ...напитал Он души жаждущих – букв. «напитал пустую душу»; ...насытил (букв. «наполнил») благами души алчущих – ср.: Лк. 1:54 . Ст. 12. ...помощи – букв. «помогающего». Ст. 14. Святые отцы под тьмою понимают заблуждение, под узами – грех. Ст. 16. ...врата медные – возможен намек на медные ворота Вавилона; в христианском понимании это -врата ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

…из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего. — Пс. 112 (ИЗ), 7. 32 …души алчущие исполнял благами… — ср. Пс. 106 (107), 9: «И душу алчущую исполнил благодати». 33 Остановитесь и познайте… — Пс. 45 (46), 11. 34 Оставаться в пустыне… — имеется в виду фраза Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне» (Пс. 54 (55), 8). 35 Голгофа — холм вблизи старого Иерусалима, на котором был распят Христос. 36 На кого призревает Господь, как не на смиренного и кроткого… — несколько измененная цитата из Исх. 66, 2. 37 …диоклетианов, максимианов… — имена римских императоров, гонителей христиан, Диоклетиана (284—305) и Максимиана (286—305) употреблены нарицательно как синоним врагов христианства. 38 …воздвигает Своему народу рог спасения… — ср. Лук. I, 69: «И воздвиг рог спасения нам». 39 …и знамением звездного Креста призывает Константина… — согласно легенде, римский император Константин I (324—337) накануне решающего сражения за единовластие увидел на небе знамение Креста. По другим вариантам легенды, видение предстало ему сначала наяву, а затем и во сне. 40 Палинодия — буквально: песнь, в которой поэт отрекается от своих прежних слов; переносно — отречение от своих слов. Здесь имеется в виду, что Константин не следовал религиозным воззрениям своих предшественников, императоров–язычников. 41 Исповедник — адепт христианства, вопреки преследованиям стоящих у власти язычников пропагандировавший свою веру. 42 …император правил державой ромеев и великий его архиерей наставлял народ… — под великим архиереем императора Константина агиограф, судя по контексту, разумеет константинопольского патриарха Митрофана (312—325), хотя по состоянию здоровья тот не присутствовал на Никейском соборе (325 г.) и направил вместо себя будущего своего преемника по кафедре епископа Александра (325—340), открывшего борьбу против Ария. 43 …в Никее собирается все православное духовенство… — I вселенский собор в Никее состоялся в 325 г. и был посвящен критике арианства. Арий был предан анафеме, а император издал окружную грамоту, призывавшую исповедовать установленную на этом соборе веру как «мысль Божию, объявленную Святым Духом через согласие столь многих и столь великих архиереев». 44

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010