И тогда Иисус сказал ученикам Своим: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» . Непостижимо тяжко земному человеку было даже понять законы Царства, которые принес с Собой на землю Христос, осознать и принять путь Креста, ведущий в Царство Божие. И исполнить его идет Сам Сын Божий, идет ради нас, грешных, идет ради победы Царства Небесного на земле, чтобы даровать Его Божию созданию – человеку. И каждому из нас надо принять этот Богом определенный Крестный путь нашего спасения : кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною . И только этот путь открывает нам и Преображение Господне и показывает нам ту славу, то преображение человеческой души и преображение человеческой жизни, когда в нее входит Господь, когда мы следуем за Христом. Чтобы понять Божие, надо приподняться от земли. Путь ко Христу – это исполнение Его евангельских заповедей. Заповеди Христовы, исполняемые делом, меняют человека. Они грешного человека преображают в праведного, что мы можем увидеть в жизни святых, например, преподобной Марии Египетской, да и в нашей собственной жизни, когда из глубоко греховного мрака нас призывает Спаситель. Царь Давид воспевал: заповедь Господа светла, просвещает очи (Пс. 18:9), Закон Твой… свет путям моим (Пс. 118:105). Спаситель, в Нагорной проповеди обращаясь к Своим ученикам, исполняющим Его слова, говорит: «Вы – свет мира». Состояние души, при котором в ней преодолеваются и устраняются надмение, гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое преображенное состояние, в котором христиане, по слову апостола Павла, «как светила в мире» сияют «среди строптивого и развращенного рода» (Флп. 2:15).    Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:14,16). Бог есть свет и тем, кто соединяется с Ним, Он сообщает, соразмерно их очищению, Свое сияние.

http://pravoslavie.ru/96305.html

»Из заповеде й Твоих я получил разумение, посему я возненавидел всякий путь неправды» ( Пс.118:104 ). Уразумев угодное Тебе, я почувствовал отвращение ко всем видам зла. Весь ход мыслей этого псалма уясняет нам соблюдение и сохранение заповедей, причем сам способ выражения не в духе закона и служения тени, но в духе евангельском, почему и сам псалом является как бы хранилищем нашей христианской благодати и служит правилом и руководством для нашей жизни. Он постоянно указывает на закон, заповеди, оправдания, суды и откровения, о которых в изъяснении на начало этого псалма сказано, какое значение имеют они. Но теперь продолжим прерванное. «Из заповеде й Твоих я получил разумение»; как бы так говорит: мы вникли в Твои заповеди и поняли их и поэтому возненавидели всяк «путь неправды». Ведь эти заповеди и требуют: «не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего; ...не желай жены ближнего твоего,... ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,... ничего, что у ближнего твоего» ( Исх.20:13–17 ). «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба» ( Втор.23:19 ). Вот заповеди Божии, ежедневно выслушиваемые нами при чтении святого Евангелия и апостольских учений: они наставляют нас ненавидеть всякий путь неправды. Все грехи и все виды зла называются неправдой; за них приходит гнев Божий на сынов человеческих, или лучше сказать на сынов непослушания. От них охраняйте себя, братие, утверждайтесь же в воле Божией. И тогда Бог дарует вам богатые милости и щедроты Свои, потому что Он есть наш Спаситель. «Светильник ногам... моим... – закон Твой и свет путям моим» ( Пс.118:105 ). Я хожу во тьме, но как бы какой светильник мне светит Твой закон. Нужно заметить, что закон называется светильником, а Господь и Спаситель наш – Солнцем правды ( Малах.4:2 ). И в самом деле: первый как светильник едва озарил один народ, а второй – просветил всю вселенную. Так и божественного Иоанна Владыка Христос назвал светильником ( Ин.5:35 ), так как он явился иудеям еще во мраке ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Он вдохнул в нас душу, одарил нас разумом, почтил величайшей властью; посылал ангелов, посылал пророков, наконец — Сына Своего Единородного. И затем Он продол­жает призывать тебя ко спасению и Сам, и чрез Единород­ного Сына. И Павел не перестает убеждать и говорить: «от имени Христова... просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). Не ограничился Бог и этим, но, взяв начаток от твоего естества, посадил Его «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф.1:21). Поистине, теперь благовре­менно сказать: «кто поведает могущество Господне, во всеуслышание возвестит все хвалы Его?» (Пс.105:2). И еще: «что воздам Господу за все, что Он даровал мне?» (Пс.115:3).    Действительно, что может сравниться с такою честью, когда начаток нашего рода, кото­рый столько оскорблял Бога и столько был унижен, сидит на такой высоте и обладает такою честью? И не только общие благодеяния исчисляй в уме своем, но и те, которые касаются собственно тебя, — например, как ты некогда подвергался кле­вете и избавился от обвинения, как некогда в бурную и тем­ную ночь ты попал в руки разбойников и избежал их умыслов, как ты никогда был вознагражден после понесен­ного тобою убытка, как подвергся тяжкой болезни и получил облегчение.    5. Исчисляй все благодеяния Божии, оказанные тебе в те­чение всей твоей жизни, и конечно ты найдешь их много не только в целой жизни, но и в одном дне. И если бы Бог захотел представить нам все благодеяния, которые мы, не со­знавая и не разумея, получаем от Него каждый день, то мы не могли бы и перечислить их. Сколько бесов носится в этом воздухе! Сколько противных нам сил! Если бы только Бог позволил им показать нам свои страшные и отвратительные лица, то не пришли ли бы мы в ужас, не погибли ли бы, не уничтожились ли бы? Размышляя о всем этом, равно и о гре­хах своих, которые мы совершаем сознательно или по неве­дению, — и то ведь не малое благодеяние, что Бог не каждый день наказывает нас за наши согрешения, — мы можем питать в себе любовь к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Представляя же ангела, служащего при сем осуждении, показывает, что по силе диавол менее даже служебных сил и напрасно поэтому восстал против власти Владеющего всем. Цепью для разумения нашего назвал действие, связующее и удерживающее силу его. Тысячу лет благоразумнее понимать не как таковое именно количество лет, но считать их или за многие годы, или за число совершенное; ибо многими только по количеству, но не десятками сотен считаются и те тысячи, о которых сказал Давид: слово, которое заповедал в тысячу родов (Пс 104/105:8). Это число может означать многие годы, чтобы Евангелие было проповедано во всем мире и укоренились в нём семена благочестия; может означать и совершенное число, потому что, оставив младенческую подзаконную жизнь, все придем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:13). Итак, тысячей лет называется время от воплощения [Сына Божия] до пришествия Антихриста. Так ли это, как истолковали мы, или сказанная тысяча лет есть десять раз по сто, как думают некоторые, или даже меньше этого, сие известно одному Богу, знающему, до какого времени полезно вам Его долготерпение и продолжение нашей жизни. По истечении же сего времени всю вселенную смутит Антихрист, вмещающий в себе действие начальника зла, изливая на людей потоки его ядоносной злобы, ибо он знает о неизбежности своего наказания. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Уже святым апостолам даны были учительские престолы , с которых просвещаемы были народы; они даны будут им по божественному обещанию и в будущем веке для осуждения отринувших евангельскую проповедь, как говорит об этом Давид: там взошли колена, колена Господни, свидетели Израилевы. И далее: там стоят престолы для суда (Пс 121/122:4-5). И прочим святым мученикам, пострадавшим за Христа и отвергнувшим начертание воображаемого зверя или изображение его отступления, дан будет суд, то есть власть судить, которою и доныне судят они, как знаем, демонов, так как вместе с Христом прославлены даже до кончины нынешнего века, почитаются благочестивыми царями и князьями и обнаруживают богодарованную силу против всякого телесного недуга и демонского наваждения.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Пусть знает она, как отделить для священников правое плечо и грудь и челюсти, то есть поступки добрые и дела, правой рукой совершенные, – да не сотворит она никакого зла – грудь, то есть непорочное сердце и ум, посвященный Богу, и челюсти, чтобы произносить слова Бога. Пусть уразумеет муж этот, что в его святилище должен быть светильник, дабы горел он, и чресла его да будут препоясаны, а сам он будет подобен человеку, ожидающему «возвращения господина своего с брака» ( Лк.12:36 ). Ибо и Господь сказал: «Светильник для тела есть око» ( Мф.6:22 ). И пусть поставят его на южной стороне, чтобы он был обращен на север. Ибо неусыпно бодрствующее сердце, словно горящий светильник, всегда должно быть обращено на север и высматривать «пришедшего с севера» ( Иоил.2:20 ). Как и пророк говорит, что видел «кипящий котел, и лицо его со стороны севера». Ибо «от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли» ( Иер.1:13–14 ). И, оставаясь бдительным, внимательным и усердным, пусть всегда пристально наблюдает он за уловками дьявола и непрестанно предугадывает, откуда может прийти искушение, с какой стороны зайдет неприятель, откуда подкрадется враг. И апостол Петр говорит: «Противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). Пусть поставлен будет стол с двенадцатью хлебами предложения на северной стороне, обращенный на юг. А хлебами на нем да будет апостольское слово, обильное и сильное. Чтобы, непрестанно пребывая в нем, – ведь повелевается приносить его перед Господом ежедневно – мог он снова смотреть на юг, откуда придет Господь, ибо «Бог от Фемана грядет» ( Авв.3:3 ), как сказано, то есть с юга. И сделает он себе «жертвенник для приношения курений» ( Исх.30:1 ) в глубине своего сердца, чтобы и он мог сказать: «Мы Христово благоухание» ( 2Кор.2:15 ). И будет у него ковчег завета, в котором хранятся скрижали закона Божьего, чтобы размышлял он о законе Господа «день и ночь» ( Пс.1:2 ). И пусть его память станет ковчегом и библиотекой книг Божьих, ибо и пророк говорит: «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!» ( Пс.105:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Слово Писания, слово Божие предлагается нам прикровенно, притчеобразно, оно всегда таинственно, но царь (то есть мудрец) должен уметь раскрыть его. Вот почему премудрый царь Соломон призывает разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их (Притч 1:6). Другой очень важный момент: в древнееврейских текстах Ветхого Завета огромное значение имеет контекст. Недостаточно оперировать лишь словарным значением слов, и мы должны быть готовы к тому, что поиск значения слов с учетом контекста способен привести нас подчас к самым неожиданным результатам. Пример тому мы найдем уже в первых строках, открывающих книгу Бытия: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1:1–2). Комментируя эти слова и отвечая на вопрос, почему же не сказано, что Бог сотворил воду, блаженный Августин замечает следующее: “Не захотел ли [здесь] писатель назвать еще и водою ту самую материю, которую он раньше называл то небом и землею, то невидимой и неустроенной землею, то бездною?” 2 . Слово бездна нуждается в небольшом пояснении, евр. техом — это не бездонная пропасть, как обычно это понимается в современном русском языке, но синоним евр. ям ‘море’. Техом — это всегда водная бездна, то есть море, мировой океан или морская пучина. Ср. Он рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны (Пс 77:12,15) и Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше (Пс 105:9). Но и земля безвидная и пустая, иными словами, лишенная не только всякой предметности, но даже и вида, каких-либо очертаний, — разве не будет для нее ближайшей аналогией морская глубь, однородное вещество, лишенное всякой формы? Впрочем, Иосиф Флавий, пересказывая историю творения, предпочитает сохранить образ земли: “В начале сотворил Бог небо и землю. И так как последняя была не видима, но сокрыта в глубоком мраке, а дух [Божий] витал над нею (то есть над землей — прот. Л. Г.), то Господь повелел создаться свету” (Иудей­ские древности I, 1,1). А апостол Петр, напротив, прямо называет начальную первостихию водою: вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою (2 Пет 3:5). “И действительно, — замечает блаженный Августин, — почему бы не называться ей водою, если она могла быть названа землей, когда [в сущности] она не была еще ни разграниченной и оформленной водою, ни землей, ни чем-либо другим?” 3 .

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

Истреблю истуканов твоих и стелы из среды твоей… Все народы, окружавшие Исраэль, изображали свои божества в камне, дереве и металлах. Народу Божьему было строжайше запрещено это делать: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» ( Исх.20:4–5 ; Втор.5:8–9 . Ср. Лев.26:1 ; Втор.4:15–18, 27:15 ) 284 . Потеря земли обетованной и плен – наказание за изготовление идолов: «Если… вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо… то… скоро сгинете с земли» ( Втор.4:25–26 . Ср. 4Цар.17:7–23, 22:17 ; Иер.1:16 ). (идол, истукан) – это статуя, скульптура, изваяние, а (стела) – это поставленный вертикально камень, часто связанный с культом плодородия и в хананейской религии ассоциировавшийся с Баалом или другим мужским божеством 285 . И , и обычно устанавливались в особых культовых центрах – на так называемых высотах (), богослужения на которых у иудеев продолжались вплоть до религиозной реформы Йошийяну ( 4Цар.23 ), проведённой в последней четверти VII века. См. комм. к Мих.1:5 . …не будешь больше кланяться изделиям рук твоих. буквально значит распростираться, распластываться. Как смешон и жалок человек, который поклоняется не Творцу своему, а собственным поделкам, унижается перед мёртвыми предметами! Ср. Втор.4:28 ; Ис.40:19–20, 44:9–17 ; Иер.10:3–5, 8–9, 14–15 ; Авв.2:18–19 ; Пс.106 /105:19–20, 115:4–8/113b:12–16, 135/135:15–18; Посл. Иер. Но наступит время, когда YHWH «разрушит стелы () их» ( Ос.10:2 ), и тогда израильтяне скажут: «Не будем более говорить изделию рук наших: боги наши» ( Ос.14:4 ). «Идолы совсем исчезнут» ( Ис.2:18 . Ср. Зах.13:2 ). Искореню у тебя священные рощи… Ашера ( или ) – это имя финикийско-хананейской богини. В угаритской мифологии Ашера 286 считалась женой верховного бога Эля и «матерью богов». В Танахе «ашерами» называются также деревянные скульптуры, которые её изображают (или деревянные столбы, которые её символизируют) и посвящённые ей культовые места – священные деревья и рощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

1–3 и 5–7). Эти голоса представляют собою аналогию предшествующим небесным славословиям (ср. гл. 4:8–12, вокруг престола Божия; гл. 5:11–14 о воцарении Агнца; гл. 7:9–17 принятие от великой скорби; гл. 11: 15–18 после седьмой трубы – о воцарении Христа; гл. 12:10–12 о низвержении дракона). Первый и второй голос непосредственно исходит от «как бы многочисленного народа» – без дальнейших определений; о втором же голосе говорится ещё: «как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» (6) (что отсутствует в первом). Но первый голос сопровождается ещё поклонением двадцати четырёх старцев и четырёх животных. Чей же это голос «как бы» многочисленного народа на небе. Очевидно, что здесь говорят души усопших. Ещё лишний раз находим в Откровении подтверждение той истины, что загробный мир по-своему участвует в земной жизни, молитвой и славословием отзываясь на происходящие события в нём. Первый голос начинается «аллилуиа» (что повторяется и в стихах 3, 4, 6, только однажды здесь во всем Н. Завете; в В. Завете ср. 1 Пар . 16:36, Пс . 103:35; 105:48) и далее следует доксология: «спасение и слава, и честь, и сила Господа нашего» (ср. подобную 7:10), «ибо истинны и праведны суды Его, потому что Он осудил великую любодеицу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее». После вторичного «аллилуиа» первого голоса ещё прибавлено следующее: «и дым её восходил во веки веков» (3). О ком сказано это? Очевидно, о любодеице. Это выражение имеет почти буквальное повторение в в применении к поклоняющимся зверю и образу его и принимающим начертание его (по существу, духовное различие здесь не так существенно, если только вообще существует). И то, что было сказано там по поводу этого мучения во веки веков, должно быть повторено и о дыме, восходящем во веки веков. Это выражение имеет здесь условно-гиперболическое, риторическое значение и означает неопределённую длительность, 75 но ни в коем случае не вечность. К голосу многочисленного народа земного, хотя и пребывающего «на небе» в загробном состоянии, присоединяются и небесные: «двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2) Собираться в церкви святые на общую молитву, славословие, хвалу Божию, слушание слова Божия, и собираться вечером, утром и в полдень, то есть на вечерню, утреню и Литургию, но и в домах того не оставлять. 3) Поминать чудесные и спасительные дела Божии, в те дни милостиво во спасение наше сотворенные, размышлять о них, и за то радостным духом Бога благодарить, дела же те изрядно описаны и изъяснены в церковных стихах и песнях, в те праздники поющихся. 4) От этих праздников ум и сердце свое верою возводить к вечному празднику, в котором избранные Божии, упокоившись от трудов и болезней, в этом мире подъятых, будут непрестанно праздновать и немолчно петь и хвалить благость Божию, и, возводя ум, молиться человеколюбцу Богу, чтобы и нас самих той части избранных сподобил. " Вспомни о нас, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим» ( Пс.105:4–5 ). 5) Хотя и всегда, но особенно в те дни нищих в дома свои вводить и питать и давать милостыню, «ибо таковые жертвы благоугодны Богу» ( Евр.13:16 ). 6) О! Коль светел и благоприятен праздник был бы, если бы христиане, отложив всякую злобу, и всякую лесть, и лицемерие, и зависть, и все клеветы и прочих прихотей отрицаясь, посещали друг друга, и лобызая лобзанием святым, друг другу поведали Божии чудеса, хвалились об имени Его святом, беседовали о вечной жизни и радости ее, и тем, как сладкою пищею, души свои питали. Тогда почувствовали бы и здесь сладости вечной частицу. Память и верное рассуждение о вечной жизни без утешения не бывает для души, мира сего отрекшейся. 7) Прекрасный праздник и такой, какого христианское сердце всегда желает, упраздняться от греха. Такой праздник не только в светлые праздничные дни, но и всегда праздновать должны христиане, ибо без этого никакой христианский праздник по-христиански совершиться не может. (Смотри еще главу о почитании страстей Христовых, в этой же книге).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   2. Что же Моисей? И он делал это по той же причине. Но ты послушай Христа, который говорит: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20).    Послушай также следующих слов Его: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:32). Для того и пришел Единородный Сын Божий, для того принял зрак раба, для того пролил драгоценную кровь Свою, разрушил смерть, попрал грех, даровал обильнейшую благодать Духа, чтобы возвести тебя к высшему любомудрию. Впро­чем, и Моисей постановил такой закон не без причины, но, будучи вынужден снизойти к немощи тех, которым он да­вал закон. Они были скоры на убийство, родственной кровью наполняли дома и не щадили ни своих, ни чужих; поэтому, чтобы они в домах не убивали жен, которые сделались им неприятными, он заповедал разводиться, предупреждая боль­шее зло — удобство к убийствам. А что они были склонны к убийству, послушай самих пророков, которые говорят: «созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою» (Мих.3:10); еще: «кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос.4:2); и еще: «ваши руки полны крови» (Ис.1:15). А что они неистовствовали не только против чужих, но и против своих, и на это указывает про­рок, когда говорит: «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» (Пс.105:37). А не щадившие детей своих не стали бы щадить жен. Чтобы этого не было, Моисей и дал такое дозволение. По­этому и иудеям, которые спрашивали и говорили: как «как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?», Христос, желая показать, что Моисей не в противоречие Ему написал этот закон, гово­рит так: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так», но «Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (Мф.19:4, 7—8). Если бы это было хорошо, го­ворит, то Бог не сотворил бы одного мужа и одну жену, но, сотворив одного Адама, сотворил бы двух жен, если бы хо­тел, чтобы можно было одну отвергнуть, а другую принять; а здесь самым способом сотворения Он постановил закон, ко­торый теперь Я предписываю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3329...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010