Псалом 104 Означенный псалом в еврейской Библии не имеет никакого надписания, у LXX же и в Вульгате надписывается богослужебным термином «аллилуия», вошедшим в употребление не ранее времени последних царей Иудейских. Этот псалом излагает историю водительства Богом еврейского народа, заканчивая ее изложением факта изведения из Египта. Следующий, 105 псалом, начиная с последнего факта, продолжает дальнейшую историю описанием странствования евреев по пустыне, завоевания Палестины, поселения в ней и дальнейшей его судьбы до того момента, когда евреи были рассеяны среди народов, от какового рассеяния писатель и молит Бога освободить свой народ. Таким образом 105 псалом является по своему содержанию продолжением 104 псалма; если же к этому прибавить, что и язык, слог обоих псалмов одинаков, то писателем должно быть признано одно лицо. О времени происхождения псалма довольно ясно свидетельствуют и места из содержания 105 псалма, где, напр., писатель молит Господа «посетить... спасением народ» еврейский ( Пс. 105:4 ) и «собрать его от народов», среди которых он был рассеян ( Пс. 105:47 ). Такое же рассеяние было одно – время вавилонского плена. Так как еврейский народ изображается здесь хотя и плененным, но ожидающим себе милость Господа ( Пс. 105:44–45 ), то и написан псалом, вероятно, тогда, когда надежда на возвращение евреев подновилась в народе: может быть, что это было при наступлении мидо-персидского владычества. Свидетельство кн. Паралипоменон ( 1Пар. 16:8–36 ), которая приводит первые 15 стихов 104 псалма некоторым их вариантом, как петые Давидом при перенесении Кивота Завета, как мы уже говорили (см. введение к псалму 95), не может быть понимаемо как точное историческое свидетельство и потому не опровергает происхождения этого псалма в указанное нами время. Кто был писателем псалма, точно указать нет данных. Славьте Господа среди народов и всегда ищите лица Его (1–4). Вспоминайте сыны Иакова, о тех знамениях и чудесах, которые Он изливал на семя Авраамово (5–7). Он хранит и блюдет завет, данный Аврааму и всему Израилю когда назначил в удел им землю Ханаанскую (8–11). Когда за своей малочисленностью они, патриархи, вели кочевой образ жизни, Господь никому не позволял обижать их (12–16). Во время наступившего голода, когда преданный в Египет Иосиф был поставлен над всем владением фараона, переселился Иаков в землю Хамову (17–23). Бог размножил народ Свой, но египтяне стали теснить его и Господь послал Моисея, который грозными чудесами устрашил притеснителей, они отпустили евреев (24–38). В дальнейшем странствовании Господь неоднократно совершал чудесные дела для них и вселил их в землю народов, чтобы они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

78 «Значительная степень развития чувствительности, – говорит проф. И. Мечников, – соединённая со сравнительно быстрым течением всех жизненных процессов в организме, составляет очень важную причину – страстности, характеризующей детский нрав» (Воспитание с антропол. точки зрения. «Вестник Европы». 1871. I, стр. 121–127). 79 «Чувства раннего возраста, – говорит Сёлли, – являются в широкой мере эгоистичными. В них можно различать зародыш привязанности, но привязанность эта едва ли бескорыстна». «Самые поразительные черты детских чувствований, – это напряжённость и необузданность». «Детские эмоции отличаются изменчивостью и прихотливостью». (Осн. начала психологии.., стр. 264–265). В древности Платон писал: «дитя из всех живых существ есть самое неукротимое: оно лукаво, злобно как зверь, расположено к обидам, тем более, что в нём скрыт зародыш разума, который ещё не развился; потому должно держать его в крепких удилах» (Платоновы разговоры. Перев. В. Оболенского. Москва, 1827. Разг. VII, стр. 296). 80 Исповедь. Кн. I, гл. VII, стр. 9. Киев. 1880. То же утверждает педагог Шварц, говоря, что «в ребёнке, который приобрёл дурную привычку всего достигать криком, уже таится эгоистический человек» (Кёцле, Цит. стр. 33). 81 Исповедь. Кн. I, гл. VII, стр. 10. Ссылки пелагиан на Пс.105:38 (кровь младенцев, приносимых в жертву Молоху, называется неповинною), Ион.4:11 (младенцы Ниневии называются не различающими правой руки от левой) и Рим.9:11 (об Иакове замечается, что он был предпочтён Исаву ещё в утробе, когда они ещё не сделали ни добра, ни зла) не подтверждают мысли их о полной невинности младенцев. В Пс.105:38 младенцы называются неповинными по сравнению с людьми, несущими достойное наказание за личные преступления. У пророка Ионы ( Ион.4:11 ) многолюдность Ниневии изображается тем, что в ней живут 120.000 человек, не познавших правой руки от левой, т. е. бессловесных. В Рим.9:11 указывается лишь на тот момент времени, когда Исав и Иаков не могли творить личных грехов, ибо не могли иметь собственного самоопределения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Пс.118:103. Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим.     «Сладость слова» Писания сравнивает с «медом» только потому, что у нас нет ничего слаще его; а не потому, чтобы только такой была его мера. Пророк слабым сравнением выражает свое удовольствие, получаемое от исполнения заповедей Божиих. «Мед сладок» только для горла, а потом идет в чрево и низвергается: «словеса» же Божии услаждают и сердце, и душу. Нет ничего приятнее божественного учения. Где духовное учение — там и смиренномудрие, и честность, и скромность; там муж и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос (Златоуст). Пс.118:104. От заповедей Твоих разумех: сего ради возненавидех всяк путь неправды.     «Уразумев» божественные «заповеди», Давид почувствовал отвращение ко всякому роду зла, что и является верным признаком очищения сердца. Рана не заживает, пока весь гной не выйдет; так и рана души гноится, пока прорываются в ней сочувствия ко греху (Василий В., Златоуст, Варсонофий В., Феофан). Пс.118:105. Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим.    Словами Божиими должно упражняться непрерывно и священное Писание употреблять как некий «светильник» (Кирилл). Пс.118:106. Кляхся, и поставих сохранити судьбы правды Твоея.    Твердое решение души назвал «клятвою»: постановил себе терпеть с благодарностью всякие бедствия, исповедуя, что все праведным Своим «судом» наводит Бог. И поскольку Господь сказал: «не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Ин. 6:38), то не надежно всякое решение собственной своей воли (Василий В., Златоуст, Феодорит). Пс.118:107. Смирихся до зела: Господи, живи мя по словеси Твоему.    Потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3:34). «Смирение до зела» (до крайности) — есть исповедание грехов. Кающихся оживотворить обещает Божие слово, поскольку Бог оказывает нам милость и человеколюбие после исповедания грехов: «исповедайтеся, — говорит, — Господеви, яко благ, яко в век милость Его» (Пс. 135:1) (Феодорит, Аполлинарий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Упокой, Господи, многострадальную душу усопшего раба твоего Преосвященного Вениамина. Протоиерей И. Поспелов Корсунский И.Н. Профессор А.П. Смирнов († 1 декабря 1896 г.): [Некролог]//Богословский вестник 1897. Т. 1. 1. С. 126–143 (2-я пагин.) Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим Пс.118:105 . —126— Когда заводят речь о каком бы то ни было профессоре или учёном, то, при разговоре о соответствующей его положению деятельности, естественно спрашивают и о том, какие „исследования“ сделал или напечатал он в области своей науки. В самых названиях: „исследования“, „разыскания“ и под. скрывается образ путника, шествующего по чьим-либо и по каким-либо, более или менее заметным следам, или пролагающего новые следы по дороге ещё не пройденной, стремящегося к какой-либо определённой цели, разыскивающего то, что относится и ведёт к этой цели и под. Цель бывает нередко отдалена и путь к достижению её длинен, окутан мраком то сомнения, а то и прямо нощи неведения. Истина, конечно, служит путнику светочем при его более или менее продолжительном шествии, исследовании, разыскании. Но не даром ещё древние недоумевали и вопрошали: что есть истина? ( Ин.18:38 ) и многие, как известно, считавшиеся учёными, не только разно, не редко до противоречия друг другу, понимали и толковали истину, но и извращали её, намеренно или не намеренно 98 . Только закон Божий, Богооткровенное слово Писания есть бесспорная истина ( Пс.118:142 ), и внемлющий сему за- —127— кону, слову, руководимый им исследователь не заблудит от истины, не споткнётся на пути своего следования к цели, на пути исследования. Таким именно исследователем – учёным и был скончавшийся 1 декабря 1896 года заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии Андрей Петрович Смирнов, многочисленные исследования и статьи которого давали ему полное право говорить о себе пред Богом: светильник ногама моима закон Твой 99 , и свет стезям моим ( Пс.118:105 ) и которого шествие по жизненному пути также согласовалось с этим изречением слова Божия, как видно будет из предлагаемого, краткого даже, очерка этого пути почившего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выражение устами бывших от века святых пророков Своих характерно для апостола Луки, ср. в Деян 3:21 (устами всех святых Своих пророков от века) и имеет литургическое звучание, ср. Еф 3:5. Поэтому высказывалось предположение, что это — вставка в текст гимна, написанная самим Лукой. Однако отзвук в ст. 76 и чрезмерная близость двух упоминаний спасения в стт. 69 и 71, которая возникает при опущении этого отрывка, говорят о том, что самому Луке принадлежит здесь только выбор слов. В ст. 71 использовано выражение из Пс 105:10 спас их от руки ненавидящего, избавил их от руки врага. Для современников Захарии эти слова подразумевали в первую очередь политическое освобождение от угнетателей, которое составляло важную часть упования ветхозаветной Церкви 4 . Вместе с тем враги не названы по имени — в действительности имеются в виду те, кто препятствует народу Божиему небоязненно служить Ему в святости и правде, и это дает ключ к более глубокому духовному пониманию. Сотворит милость с отцами нашими отражает еврейское выражение hesed ‘im, букв. ‘сделать милость с…’, ср. Быт 24:12; Суд 1:24; 8:35; 1 Цар 20:8; 2 Цар 3:8, причем надо обратить внимание на то, что во всех перечисленных ветхозаветных отрывках речь идет не о произвольных делах милосердия, а о верности договору, клятве или обещанию. Если здесь в самом деле означает ‘милость’, то имеется в виду скорее то, что милость обещана отцам, нежели то, что она обращена на них (вопреки большинству переводов). Однако на самом деле как и стоящее за ним hesed, в данном случае значит ‘верность’, то есть Бог проявляет Свою верность завету, заключенному с отцами 5 . Подразумевается при этом, что отцы живы и ожидают исполнения обетования (20:38). Вторая часть ст. 72 отражает Пс 105:45. В святости и правде может означать две стороны служения, обращенного соответственно к Богу и к человеку 6 , ср. Еф 4:24. Выражение во все дни жизни нашей напоминает характерные завершающие формулы Псалмов (Пс 15; 17; 27 и мн. др.), в которых подчеркивается вечная природа спасения.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

гл. 32 говорится, что это боги, которых не боялись отцы евреев). Поэтому некоторые зкзегеты (см. Lange. Theolog.-homiletisch. Bibelwerk) слово считают тождественным по значению с Baalim – ваалы, т. е. могучие, Неггеп. Стихом 38–м 105 псалма, составляющим по свойству еврейской речи вторую, объяснительную часть мысли об идолопоклонстве, о котором говорится в стихе 37-м, дается понять, что это не злые духи, а идолы ханаанские, которым приносились человеческие жертвы. Тоже подтверждается и снесением Пс. 105:37 , в котором идет речь об идолопоклонстве после Иисуса Навина и во времена Судей, со следующими местами: Суд. 2:11–13; 3:7,8; 10:6 , в которых также описывается идолопоклонство евреев в это время и говорится о служении Ваалу, Астарте и другим божествам сидонским, филистимским, моавитским и аммонитским. Наконец, здесь же еще частнее ( Пс.105:37 ) указываются эти божества, когда замечается, что евреи приносили бесам на жертву сыновей и дочерей. Ясно, что это Молох, Ваал, Адрамелех и подобные божества, характер которых мы уже знаем. Тоже вполне можно приложить и к 4:7 – Варуха. Нет сомненья, что в утраченном еврейском подлиннике стояло слово переведенное у LXX-u через δαιμνια. Греческий текст у Ис.13:21 и 34:14 – слово   переводит также через δαιμνια. Но это слово собственно значит: косматый, волосатый козел и указывает на идолов, имевших вид козлов; вероятно, это были изображения египетского Хема-Пана (Furst под словом Schedim). Употребление слова у Исайи в значении чудовищных обитателей пустыни не изменяет этого взгляда. Пророк разумеет дикие мифологические существа, какими, вместе с упоминаемыми у него же (13:21) т. е. дочерями завывающими (если производить от cecinit, clamavit; поэтому, кажется, и у LXX-u здесь– σειρνες и θυγατρ. σειρνων, Мих. 1:8 ) или, что яснее и точнее, строусовыми самками, вообще же, как и в русском переводе Библии, строусами (если то же слово производить от avidus fuit, откуда, а gulositate sic dictus, struthio, struthio femina, а с во множественном числе struthiones utriusque sexus), шакалами, гиенами (там же) и дикими кошками (34:14) суеверное воображение населяло пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

5:8), — Тот, Кто, как бы некоторым кругом, располагает и ведет весь мир. И все, что до нас касается, — и зыблющееся и незыблемое, попеременно и поступающее вперед и обращаемое назад, бывающее в разные времена и так и иначе, — в порядке Промысла твердо и непоколебимо, хотя и идет противоложными путями, известными Слову и недоведомыми для нас. Господь низлагает сильные со престол (Лк. 1:52) и нечаемаго украшает венцем (Сир. 11:5), — заимствую и сие из Божественного Писания. Он немощные колена облагает мужеством и сокрушает мышцы грешника и беззаконника (Пс. 36:17), — и сие беру из другого Писания, как приходит мне на память которое–либо из многих мест, восполняющих мою песнь и слагающихся в одно благодарение. Он дает нам видеть и возношение нечестивого выше кедров, и обращение его в ничтожество, если только возмогли мы скорой и непреткновенной ногой пройти мимо его нечестия. Кто же из поведающих дела Божии воспоет как должно и поведает сие? Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его (Пс. 105:9)? Какой голос, какой дар слова будет соразмерен сему чуду? Кто сокруши оружие и меч и брань (Пс. 75:11)? Кто стер главы змиев в воде? Кто дал того брашно людем (Пс. 73:13, 14), которым и предал его? Кто переменил бурю в прохладный ветер? Кто сказал морю: молчи, престани (Мк. 4:39), в тебе сокрушатся волны твоя (Иов 38:11) — и потом усмирил незадолго воздымавшиеся и кипевшие воды? Кто даровал власть наступать на змию и на скорпию (Лк. 10:19), которые не тайно уже блюдут пяту, как изречено в осуждении, но явно восстают и подъемлют главу, осужденную на попрание? Кто сотворил суд и правду (Ам. 5:7), сотворил так неожиданно? Кто не оставил навсегда жезла грешных (могу ли смело сказать: на жребии праведных (Пс. 124:3) — или выразиться скромнее?), на жребии ведающих Его? Ибо мы были не как праведные преданы (немногим, и притом редко, дается, чтобы они, как мужественные подвижники, посрамили искусителя), но как грешные осуждены и потом милосердно и отечески помилованы; осуждены, чтобы, пораженные, уцеломудрились и, вразумленные, к Нему обратились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Пророк приводит здесь один пример нечестия, в котором ясно открывается страшная слепота Израильтян, не ужаснувшихся заклать сынов и дщерей своих демонам. Сие ненавистное имя полагает с намерением, дабы гнусный грех народа сделать ненавистнейшим. Истинный Бог наш хотя единожды повелел Аврааму принесть на жертву сына своего, но довершить повеления Своего не благоволил, будучи доволен благорасположением сердца к повиновению. Но боги ложные, каковы суть демоны, лютейшие враги человеческаго рода, позавидовав Богу в толиком раба Его Авраама повиновении, и не удовлетворяяся склонностию воли, пожелали, чтоб родители самым делом пожертвовали им сынами и дщерями. И толикая была слепота человеков, что они не познали мучительства демонов, ниже того, колико различествовало благое и легкое иго Зиждителя от тяжких и жестоких уз разорителя. Пс.105:38 . и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным Ханаанским: и убиена бысть земля их кровьми Пророк сильнее изображает здесь нечестие Израильтян, показывая что они, закалая детей своих, осквернили священную землю невинною кровию их. Итак, не без причины полагает обстоятельство сие, но тем увеличивает преступление народа: понеже к мерзкому пороку идолослужения присовокупили зверскую лютость. Не без причины также укоряет и за то, что осквернили такую землю, из которой повелел Бог изгнать прежних жителей ея с тем, чтоб Израильтяне могли иметь там место для служения истинному Богу. Таким образом, сугубо согрешили Израильтяне: ибо не одним токмо идолослужением осквернили землю, но и лютым закланием сынов и дщерей обезчестили Бога. Пс.105:39 . и осквернися в делех их: и соблудиша в начинаниих своих. Сими словами вкратце заключает, что Иудеи по всему осквернены, предавшись обычаям язычников и их кумирам, в которых не было ничего, кроме мерзостей. Ибо делами человеческими нарицает ложныя чтилища, вымышленныя людьми без Божия повеления, так как под именем начинаний разумеет все то, что люди, от себя самих изобретши, примешивают к истинному и чистому Богослужению. Израильтяне, послужив идолам языческих народов, заслужили то, что Давид святый наименовал их блудниками, мерзкими пред очами Бога, дабы показать, что духовная чистота состоит в служении единому истинному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Ясно после сего, заметим мимоходом, как неуместны и странны попытки некоторых рационалистических толковников отыскивать в учении Моисеевом о Боге следы его веры в многобожие. Их ссылки на то, что Моисей называет Бога Ellohim, выражающим множественность, а также что называет Его то Богом Авраама, Исаака и Иакова ( Исх.3:6,15 ), то Богом евреев ( Исх.3:18 ), Богом богов и Господом господей ( Втор.10:17 ) ровно ничего не значат в виду Его столь ясного учения о едином истинном Боге и притом учения прямо направленного против многобожия и идолопоклонства. Если он называет Бога Ellohim, выражающим собой множественность, то еще отнюдь не дает права считать множественным самое существо Божие, признаваемое им безусловно единичным. Он употребляет это наименование и там, где со всей ясностью и решительностью учит о единстве Божием и, что особенно замечательно, даже отождествляет его с другим именем Божием Iehova, совместно ставя их одно подле другого Iehova Ellohim ( Исх.9:30 ; Втор.4:39; 6:4 ). Если далее Моисей называет Бога Богом Авраама, Исаака, Иакова, а также Богом евреев, то это отнюдь не означает того, чтобы он считал Его только частным или национальным Богом, потому что Он, как мы уже видели, признает Его же Богом всего мира, Богом вездесущим ( Втор.4:39 ). Мысль же, в сем случае выражаемая Моисеем, очевидно, та, что Бог, будучи творцом и владыкой всего мира, только сделал предметом особенных своих попечений и любви, как Авраама, Исаака и Иакова, так и весь еврейский народ, избравши и предназначивши их для выполнения своих великих планов о всех людях. Если, наконец, Моисей называет Бога Богом богов и Господом господей, то странно было бы не понять того, что, говоря это, он только приспособляет свой язык к языку народному, вовсе не думая этим придавать какое-либо значение тем языческим богам, которых ничтожество представляет он с не меньшей силой, чем с какой утверждает безусловное единство истинного Бога ( Лев.17:7; 19:4 ; Втор.4:3,28; 32:21,38 ). И псалмопевец употребляет подобный приспособительный язык, говоря о Боге: «Несть подобен Тебе в бозех, Господи, и несть по делом Твоим». Но здесь же с какой неотразимой ясностью и твердостью учит о Его единстве, так продолжая свою речь: «Вси языцы, елика сотворил ecu, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, яко велий ecu Ты и творяй чудеса, Ты ecu Бог един» ( Пс.85:8–10 )! Бог, о котором говорит псалмопевец, есть творец всех народов, которые если и забыли Его, став почитать богов бездушных ( Пс.105:28 ), то некогда познают свое заблуждение и обратятся к Нему, как истинному живому Богу ( Пс.41:3 ), который велик во всех делах своих, и есть только один, ибо «кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего» ( Пс.17:32 ) 297 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

8, 1–18. Чтение Закона в праздник Кущей. В «седьмой месяц» сыны израилевы собрались в Иерусалим. Здесь в течение семи дней праздника Кущей с рассвета до полудня священник Ездра и его помощники «читали из книги, из Закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (8, 1–13). Что же из Закона читал Ездра? Одни полагает, что все Пятикнижие (если судить по длительности чтения: ст. 18), другие думают, что Ездра читал избранные им законы из Пятикнижия. Но несомненно одно: Ездра читал из Пятикнижия в таком виде, в каком оно обрело в его время свою окончательную форму и сохранилось до наших дней. Отрывок 8, 14–18 повествует о возрождении древнего праздника Кущей, праздновании его в рассматриваемое послепленное время ( Лев. 23, 33–36, 39–43 ). Узнав из прочитанного закона о предписании строить кущи, народ собрал различные ветки и устроил шалаши во дворах храма, на площадях города и даже на кровлях частных домов. 9, 1 – 10, 38. Покаяние народа и закрепление реформы. Всенародное чтение и объяснение книги Закона Божия привело народ к раскаянию. Особую роль в торжественном исповедании израильтянами своих грехов имели левиты. После пространной покаянной молитвы, провозглашенной левитами (9, 6–38), церемония завершилась подписанием Завета, первая статья которого гласит об отмене браков с иноплеменниками (10, 28–30). В покаянной молитве (9, 6–38) вспоминается история ветхозаветного Израиля от древнейших времен до данного момента. Подобное обобщение (параллели которому можно найти в Нав. 24 ; Пс. 77 ; Иф. 5, 6–18 и др.) воспроизводит историю отношений Бога со своим народом, изложенную в вероисповедной форме. Эта покаянная молитва , приписываемая Ездре в переводе 70-ти, оказала огромное влияние на литургику синагогального богослужения после эпохи Ездры-Неемии. Заслуживает внимания частое упоминание в ней о Божием милосердии и сострадании (стт. 17, 19, 27, 31). История ветхозаветного Израиля рассматривается с девтерономической точки зрения и понимается как звено в цикле: грех – наказание – покаяние – искупление ( Втор. 28 ; Псс. 105:106). Достойно замечания также то, что эта молитва сосредоточена на чудесах, которые Бог совершил для Своего народа во дни Моисея и после: исход, странствия по пустыне и завоевание Обетованной земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010