Поэтому, наряду с вышеозначенной целью миротворения или непосредственно после ее можно и нужно поставить предназначение к блаженству способных к нему или достойных его тварей ( Пс.33:9 ; 1Кор.2:9 ). А так как, далее, стремление и приближение к Богу в духовно-разумных существах должно быть сознательным и свободным и так как мера его зависит от их внутреннего развития и нравственного усовершенствования, то дальнейшей целью миротворения нужно признать духовно-нравственное развитие, возрастание и преспеяние свободно-разумных существ. На эту в отношении к людям цель прямо и ясно указывает Откровение, когда учит, что мы созданы на добрые дела ( Еф.2:10 ) или быть святыми и непорочными ( Еф.1:4 ) и что поэтому, помня заповедь: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ), мы должны, взирая как в зеркале на славу Господню, преображаться в тот же образ от славы в славу ( 2Кор.3:18 ). §19. Совершенство мира Какая же мысль об этом Откровения? Относительно созданного мира в том его виде, в каком он явился тотчас по выходе из рук Творца, оно совершенно ясно учит, что Бог по частям нашел его хорошим ( Быт.1:4, 10, 12, 18, 21, 25 ), а в общем даже весьма хорошим ( Быт.1:31 ). Между тем, несмотря на то, что, по его же изображению, очень рано появилось и быстро возросло в мире нравственное зло со всеми физическими бедствиями и самой смертью , оно не перестает смотреть на мир, как на чудный и величественный орган Откровения славы ( Пс.18:2 ), премудрости ( Пс.103:24 ) и благости Божией ( Пс.144:9 ), а вместе с сим и как на самое лучшее училище для воспитания в нем людей истинному Боговедению и Богопочтению ( Ис.40:26 , Пс.85:8–10 ). В Книге Притчей читаем: «Все сделал Господь ради Себя, и даже нечестивого блюдет на день бедствия» ( Притч.16:4 ), т. е. и даже появление в мире и упорство нечестивых не стоит в противоречии с теми целями, какие имел Господь, создавши все. По словам Екклезиаста, «Бог все соделал прекрасным в свое время... хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» ( Еккл.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

15:4); и еще: " Все Писание богодухновенно и полезно " (2 Тим. 3:16); и еще: " Слово Христово да вселяется в вас обильно " (Кол. 3:16). Также пророк (сказал): " и о законе Его размышляет он день и ночь " (Пс. 1:2); и в другом месте: " всякая беседа твоя — в законе Вышнего " (Сир. 10:20); и еще: " Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим, " - не сказал: слуху моему, но : " гортани моей, слова Твои! лучше меда устам моим " (Пс. 118:103). Также Моисей (сказал): " и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая " (Втор. 6:7). И Па­вел в послании к Тимофею говорит: " О сем заботься, в сем пребывай " (1 Тим. 4:15). И множество (изречений) можно бы привести об этом предмете. Несмотря на то, есть люди, кото­рые даже не знают, что существуют Писания. Оттого и не бывает у нас ничего здравого, ничего полезного. Когда кто хочет узнать военное искусство, то считает необходимым изучить военные законы; также, когда кто хочет узнать искусство кормчего или строителя, или какое-нибудь другое, то находить необходимым изучить все, относящееся к этому искусству; а здесь не видно, чтобы кто делал что-нибудь подобное, между тем как эта наука требует неусыпного изучения. Что это наука, требующая изучения, об этом, послушай, что говорить пророк: " Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас " (Пс. 33:12). Следовательно страх Божий действительно требует изучения. И далее говорит: " Кто любит жизнь? " (Пс. 33:13). Здесь он говорит о (будущей) жизни. И еще: " Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним " (Пс. 33:14-15). Знаете ли вы, какой сказал это про­рок, или бытописатель, или апостол, или евангелист? Не думаю (чтобы знал кто), кроме немногих; и об этих опять, если мы приведем свидетельство из другого места, можем сказать то же. Вот я приведу то же самое изречете, только выраженное другими словами; " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло , научитесь делать добро, ищите правды " (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

4. Господь, через Евангелия делая очевидным эти козни, прежде всего изгоняет из душ человеческих неразумную похоть и гнев, говоря: [всякий], кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует 35 с нею в сердце своем (Мф 5:28) и [всякий], гневающийся на брата своего, подлежит геенне огненной (Мф 5:22) 36 . Затем, торжествуя победу над тайными злоумышлениями тщеславия, изрекает: Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф 6:17–18). Также: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф 6:3). 5. Рассуждая об этом с благоразумием, повторяй слова пророка с пониманием: Да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая (Пс 34:4) — они обращены к [бесам], рассеивающим семена плотских наслаждений. Также: Да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс 69:4) — это [сказано бесам], внушающим [нам] тщеславие и гордыню 37 . Послание пятое 1. Прими это послание, [мое] чадо в Господе монахиня Евлогия, и восхвали Бога. Сразу же после того, как я покинул [Константинополь], я еще пребывал в здравии, а все остальное время провел лежа в постели. Думаю, что я приближаюсь к концу [своего земного поприща] 38 . 2. Пусть твоя мысль [постоянно] представляет подобный конец и до него поспешает стяжать то, что приносит утешение после конца. А это есть добродетели, которые являются [под­линным] стяжанием души. Ибо Господь говорит: В терпении вашем стяжите душы ваша (Лк 21:19) 39 . А терпение порождают скорби по Богу, ибо Апостол говорит: от скорби происходит терпение (Рим 5:3). Пусть [никогда] не вводит тебя в заблуждение отвратительность плотских чувств. А отвратительностью я называю противоразумное наслаждение, ибо то, что кажется наслаждением чувств, становится отвратительностью во время [нашего] исхода [из жизни сей] 40 . Ибо телесные ощущения, будучи преходящими, приносят утешение [лишь] до кончины; добродетели же, восхищающие душу к будущему, утешают [нас] после кончины 41 . И радость ту никто не отнимет у души (ср. Ин 16:22). Избегай плотских удовольствий как производящих в душе отвращение и отправляющих [ее] в ад. Радушно возлюби добродетели, которые причиняют скорби плоти, но радуют душу. Добродетель [всегда] сопрягается с благом; Василий Великий говорит: “Веселие — конец добродетели и благости, как сказано [Пророком]: Возвеселится Господь о делех Своих (Пс 103:31) 42 . Приими добровольные скорби и достигнешь свершения добродетели. Не уклоняйся от невольных напастей и обретешь терпение, а через терпение обретет тебя Господь. Ведь Пророк говорит: Ты еси терпение мое (Пс 70:5) и терпя, потерпех Господа, и внят ми (Пс 39:2)”.

http://pravmir.ru/poslaniya-k-monahine-e...

В это море века сего, в котором число святых стеснено и находится в испытаниях, сошли и Апостолы, а первым сошел Христос, чтобы освободить нас из горьких пучин ( Мк.4:36–39 ). В это море бросается сеть Евангелия ( Мф.13:47 ), сотканная из свидетельств Священного Писания , чтобы вытащить на свободу (liberam auram) много рыбы и людей, погрязших в пучинах мира сего, и чтобы они могли воспевать хвалы Богу. Это те, которые сошли в море и на кораблях Церкви делают многие дела и созерцают чудные дела Божии в глубинах премудрости и разума Его, и во святом Духе, Который проникает даже в глубины Божии ( 1Кор.2:10 ); Господь говорит им: Последуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков ( Мф.4:19 ). Об этих ловцах, сходящих в море и находящихся на кораблях пророчествует и Исаия: Полетят на кораблях иноплеменников и вместе [с этим] захватят море в добычу [себе] ( Ис.11:14 ). Ибо в церквах, собранных из числа народов языческих Апостолы ходили туда и сюда, чтобы сделать добычей море и отнять достояние царствовавшего в [этом] море змия, о котором написано: Сие море великое и пространное: там пресмыкающияся, которым нет числа, животные малые с великими; там плавают корабли: оный змий которого Ты создал, чтобы насмехаться над ним ( Пс.103:25–26 ). Широко и пространно это море для великих и малых животных, которые живут вместе с змием, и которым нет числа. А те, которые над морем и по самому морю летают на кораблях, услышат от Спасителя: Ты будешь владычествовать над силою моря, движение волн его Ты укрощаешь ( Пс.88:10 ). Когда же они пройдут по морскому проливу и потопчут ногами своими волны его, то придут в смятение все глубины реки, о которой написано: Который обратил море в сушу, по реке пройдут ногою ( Пс.65:6 ), так что прекратится обида, или смирится гордость Ассириян, и власть Египта над святыми и верующими отступит назад, и они освобожденные укрепятся о Господе и будут восклицать: Крепость моя и пение мое Господь ( Пс.117:14 ). И снова: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя ( Пс.17:2 ), и вместе с Иеремиею: Крепость моя и помощь моя и прибежище мое, Господи, Боже мой ( Иер.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Господь поддерживает и утверждает всех падающих с высоты своего благочестия, – как поддержал Он самого псалмопевца Давида, после преступления его с Вирсавией, женой Урии ( Пс.50 ). – Он восставляет всех н изверженных, – как Он восставил многострадального Иова, поверженного с княжеского престола на гноище. – Посему, очи всех уповают на Тебя, Господи, – на Твою благость, – (ст. 8–9), – и Ты даешь им пищу во благовремении, в надлежащее время, так что они не испытывают страданий от голода. – Ты открываешь руку свою, и исполняеши – вполне насыщает всяких животных дарами своего благоволения. И все принимают их от Тебя, как рабы из рук своего господина (ст. 8–9; Пс.103,28 ; Пс.122:1–2 ; ср. Иов.38:39; 39:5–8,27–30 и др. п.). – Праведен Господь во всех путях своих и свят во всех делах своих, – в делах своего Промысла, который Он непогрешимо совершает по непреложным законам своей премудрости, правды и благости. 18–21. Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я. Хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит. Хвалу Господню возглаголют уста моя: и да благословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века. Господь находится близко ко всем призывающим Его в молитве о помощи, – но ко всем тем, кто призывает Его во истине, или искренно, с полной, твердой верой в Его помощь, а главное – со смирением ( Пс.33:18–19 ; Пс.50:17–19 ). Волю или желание боящихся Его Он исполняет, и молитву их слышит и спасает их, – так Он услышал молитву богобоязненной и смиренной Анны и даровал ей сына, знаменитого потом пророка Самуила. – И вообще, хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит: так Он сохранил патриарха Ноя с семейством в ковчеге на бурных водах всемирного потопа. Так сохранил Лота от страшного Содомского огня. Так сохранил благословенное потомство Авраама – народ Израильский от поголовного истребления его в Египте, и др. – В виду такой благости, хвалу Господу изрекут уста мои, говорит Давид: и всякая плоть – все человечество да благословляет имя Его во век и в век века! –

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

К Евреям послание Апостола Павла Время и место написания его неизвестны. По преданию, оно приписывается Апостолу Павлу. По своему содержанию оно вполне согласуется с духом прочих посланий Апостола Павла, но многие мысли и выражения, толкования истории и учреждений притчами и подобиями, показывают близкое знакомство с Александрийскою философией, коего не видно в прочих посланиях Апостола Павла. Во всяком случае писано оно позже прочих посланий. – Христиане из Иудеев, в коим писано это послание, принадлежали по всей вероятности к Александрийской или к Римской общине, и послание имеет в виду объяснить людям, подробно знающим богослужебные порядки Ветхого Завета, исполнение в Новом Завете и в христианской Церкви образов и притчей Священного Писания . Глава 1. О Христе. Превосходство Его пред Ангелами Многократно и многообразно Бог глаголал отцам (нашим) в пророках, в последние же дни сии глаголал нам в Сыне, егоже поставил наследником во всем; Имже и веки (вселенную) сотворил. Он, сияние славы Его и образ существа Его, содержа все словом силы Своей и совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную Величествия на высоте, явив Себя столь же превыше Ангелов, сколь выше имени ангельского и наследованное Им имя. Кому же когда из Ангелов речено было Богом: «Сын Мой еси Ты – Аз днесь родих Тя» ( Пс.2 )? И еще: «Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына». А когда вводит Первородного во вселенную, глаголет: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» ( Пс.96 ). Об Ангелах же глаголет: «творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» ( Пс.103 ); а о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века, жезл правости жезл царствия Твоего. Возлюбил Ты правду и возненавидел беззаконие – сего ради помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости, паче причастников Твоих» ( Пс.44 ). И еще: «в начале Ты, Господи, землю основал еси, и дела рук Твоих суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и яко риза обетшают, и яко одежду свиеши их, и изменятся, Ты же тойжде еси и лета Твоя не оскудеют» ( Пс.101 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но Дух ничего в себя не приемлет. Поэтому Он не тварь.     И сколь многим доказывается одно и то же действование святыни и блаженной Троицы! О том, что Дух есть Создатель     «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:1). И в другом месте: «и небеса — дело Твоих рук» (Пс.101:26). А какие у бестелесного Бога могут быть бестелесные руки, создавшие твердь и небеса, толкует сам пророк, говоря: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6). Но как у Бога Слово не устами произносимое, но живое, самостоятельное, вседейственное, так у Бога и Дух не разливающееся дыхание, не рассеивающийся воздух, но сила освящающая, самосущная, самобытная, самостоятельная. «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом» (Иов:10, 8). И сие изречение имеет один смысл с предыдущим местом. Ибо Иов говорит: «Дух Божий создал меня» (Иов:33, 4). И в объяснение о другой руке говорит Соломон: " " Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека " " (Прем. 9:1—2). Христос же есть «Божия сила и Божия премудрость» (1Кор. 1:24); это на иносказательном языке есть Зиждительная рука.    Но Писание действованию Духа приписывает устроение целого естества нашего, и называет Духа обновителем создание в нетление, «отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:29—30). Конечно же, Бог не посылает сам Себя, но посланием называет нисхождение к делу Своему, а не переход с места на место. «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем. 1:7).    И ангел говорит Марии: «Дух Святый найдет на Тебя... поэтому и рождаемое» от Духа свято (Лк. 1:35; Мф. 1:20). Что от другого, то от него или чрез созидание, например: «один Бог Отец, из Которого все» (1Кор. 8:6), или чрез рождение, по сказанному: «Я исшел от Бога» (Ин. 16:27); и еще: «из чрева прежде денницы... рождение Твое» (Пс. 109:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

Ты не от кого-нибудь другого, говорит, по­лучаешь силу, но Сам в Себе довольно имеешь ее. И сам Бог мира, послушай, что говорит ученикам: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф.10:34), и еще: «огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк.12:49). А пророк говорит и о том, как он придет: «сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю» (Пс.71:6). Все это я говорю для того, чтобы вы были внимательны и, уразумев в точности смысл выражений, разрешили для себя недоумение. Приведенные выражения означают действия Божии. Так и здесь, когда ты слышишь: «препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный», то знай, что этим означается Его действие, равно как и сло­вами: «лук» и «стрелы». Как, приписывая Богу гнев, Писание не страсть усвояет Ему, но означает этим выражением наказую­щее действие Его и имеет в виду тронуть людей грубых, так и приписывая Ему оружие, оно выражает то же. Так как мы наказываемся не сами собою, но посредством других орудий, то пророк, желая показать наказующую силу Божию, выражает ее знакомыми нам названиями, не для того, чтобы мы представ­ляли у Бога оружие, а чтобы ощутительнее уразумели Его на­казание. Но, скажешь, многие потерпели от этого вред? Без причины, напрасно, и по собственному неразумию. Уже и по тому самому, что говорится о Боге, они должны были понять, что здесь говорится в переносном смысле; но Писание еще и дру­гими выражениями не преминуло вразумить их, что Бог бес­страстен. В другом месте, послушай, как пророк выра­жает скорость божественного наказания: да воскреснет Бог и расточатся враги Его (Пс.67:2). Нужно ли оружие, нужен ли меч? Довольно, говорит, одного только воскресения. Но и это еще чувственное выражение. Поэтому в другом месте он го­ворит: «посмотрит на землю, и заставит ее трястись» (Пс.103:32). И еще: «от лица Господа подвинулась земля» (Пс.113:7). Но и это еще чувственное выражение. Послушай более высокое: «все, что восхотел Господь, сотворил» (Пс.134:6), — для Него довольно только захотеть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ты не от кого–нибудь другого, говорит, получаешь силу, но Сам в Себе довольно имеешь ее. И сам Бог мира, послушай, что говорит ученикам: « не мир пришел Я принести, но меч » (Мф. 10:34), и еще: « огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся » (Лк. 12:49). А пророк говорит и о том, как он придет: « сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю » (Пс. 71:6). Все это я говорю для того, чтобы вы были внимательны и, уразумев в точности смысл выражений, разрешили для себя недоумение. Приведенные выражения означают действия Божии. Так и здесь, когда ты слышишь: « препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный », то знай, что этим означается Его действие, равно как и словами: « лук » и « стрелы ». Как, приписывая Богу гнев, Писание не страсть усвояет Ему, но означает этим выражением наказующее действие Его и имеет в виду тронуть людей грубых, так и приписывая Ему оружие, оно выражает тоже. Так как мы наказываемся не сами собою, но посредством других орудий, то пророк, желая показать наказующую силу Божию, выражает ее знакомыми нам названиями, не для того, чтобы мы представляли у Бога оружие, а чтобы ощутительнее уразумели Его наказание. Но, скажешь, многие потерпели от этого вред? Без причины, напрасно, и по собственному неразумию. Уже и по тому самому, что говорится о Боге, они должны были понять, что здесь говорится в переносном смысле; но Писание еще и другими выражениями не преминуло вразумить их, что Бог бесстрастен. В другом месте, послушай, как пророк выражает скорость божественного наказания: « да воскреснет Бог и расточатся враги Его » (Пс. 67:2). Нужно ли оружие, нужен ли меч? Довольно, говорит, одного только воскресения. Но и это еще чувственное выражение. Поэтому в другом месте он говорит: « посмотрит на землю, и заставит ее трястись » (Пс. 103:32). И еще: « от лица Господа подвинулась земля » (Пс. 113:7). Но и это еще чувственное выражение. Послушай более высокое: « все, что восхотел Господь, сотворил » (Пс. 134:6), — для Него довольно только захотеть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Звучащее необыкновенно весомо и содержательно введение сразу возвышает Христа над всей огромной и богатой панорамой Ветхого Завета как цепи непрерывных богоявлений и пророчеств. Перед нами один из самых ярких текстов, говорящих об устремленности Ветхого Завета ко Христу. Православная Церковь издревле верно оценила высокий стиль этих строк, сделав их Апостольским чтением на Литургии в Навечерие Рождества Христова. Далее все Послание утверждает превосходство и исключительность Иисуса Сына Божия. Превосходство и величие Иисуса Христа Превосходство Иисуса над ангелами и всей тварью 1-я глава Евр. — мощный каскад ветхозаветных цитат (их семь в 1, 5-14), который обрушивает на читателя автор Послания с одной лишь целью: показать через Писание, что Иисус есть Сын Божий, чьи божественные полномочия превосходят силу и величие кого угодно, будь то ангелы или человеки. Цитаты связаны предельно лаконичными фразами: «И еще:», «Об Ангелах сказано:», «А о Сыне:», «И:» (ср. также во 2-й главе). Например: 5 ... кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (//Пс. 2, 7)? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном (//2 Цар. 7, 14)? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (//Втор. 32, 43). 7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь (//Пс. 103, 4). 8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. 9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (//Пс. 44, 6-7) (Евр. 1, 5-9). Последняя цитата (из Пс. 44, 6-7), кстати, — одно из важнейших новозаветных мест, где Иисус Христос именуется Богом (к Нему в этом смысле применяется строчка Псалма). Иисус — Сын Божий, причастный к человеку Об искуплении человечества в Иисусе Христе автор Евр. говорит очень последовательно. Надмирное, превосходящее величие Иисуса, о котором говорилось в 1-й главе, простирается до того, что Он приобщился человека. Так мы вновь встречаемся с главной новозаветной вестью, выражаемой по-разному в разных Писаниях — вестью о Боговоплощении (Иоаннов термин) как уничижении, самоумалении Бога (Павлов термин, ср. Флп. 2, 7; § 20. 2). В Евр. 2, 11-18 об этом говорится (опять-таки при обильном цитировании Ветхого Завета) так:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010