Мф.7:23 .  И тогда Я выскажу им, что никогда не знал вас». 138 Многознаменательно сказал Он «выскажу» (confitebor), потому что много времени прежде Он притворно говорил: «Не знаю вас». Не хочет знать Господь тех, которые погибают. Обрати также внимание на то, почему Он прибавил: «Никогда не знал вас», если, по мнению некоторых, люди, всегда обращались между разумными тварями. Мф.7:23 . [окончание], 24:   Отойдите от Меня, делающие беззаконие (iniquitatem). Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. Он не сказал: делавшие неправду, чтобы не показалось, что Он отметает покаяние, но делающие неправду, т. е. вы, которые до настоящего времени, когда уже наступил час суда, имеете еще склонность [ко греху] (affectum), хотя уже не имеете способности грешить (facultatem peccandi). Мф.7:25 .  И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал. Этот дождь, стремящийся низвергнуть дом, есть дьявол . Реки – это все антихристы, которые мудрствуют против Христа. Ветры воздушные [или: духовные] – это непотребства, совершаемые [духами] в поднебесной ( Еф.6:12 ). Мф.7:26 . [окончание 25-го и 26-й]:   Потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному. На этом камне Господь основал Церковь ( Мф.16 ); от этого камня апостол Петр получил имя. На камне этого рода не найдется следов змея ( Прит.30:19 ). 139 Относительно его и пророк говорит с убеждением: «Поставил на камне ноги мои» ( Пс.39:3 ). И в другом месте: «Камень – место убежища для зайцев«, или: «ежей» ( Пс.103:18 ). 140 В расщелины скалы устремляется всякое робкое животное: такой защитой пользуется и животное, имеющее жесткую кожу и вооруженное со всех сторон колючками. Поэтому и Моисею, бежавшему из Египта и бывшему робким (lepusculus) перед Господом, говорится в то время: »Стань в расщелине каменной: и увидишь отражение тени Моей» ( Исх.33:21 ). 141

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем» – благодатные дары и откровения от Бога всегда бывают сладки для приемлющего их. 80 80 Ср.: «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим» (Пс. 118, 103). И еще: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота» (Пс. 18, 11).   Однако в данном случае они становятся также и горькими, потому что возвещать о явлении великого Божия гнева и о страшных событиях конца – горько и трудно. «тебе надлежит опять пророчествовать» – некоторые считали, что, кроме прямого, возможно следующее понимание этих слов: апостолу Иоанну надлежит снова явиться в конце времен, чтобы пророчествовать (см. комм. на 11, 3). Глава 11 1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем. Измерение храма, вероятно, имеет сходный смысл с запечатлением рабов Божиих 7-й главы и означает усвоение Богом верных и перепись их ради сохранения. 82 82 В том случае, если под запечатленными понимать всех вообще христиан (см. комм. на 7, 3).  Обращает на себя внимание, что запечатление 7-й главы совершается между шестой и седьмой печатью, перед бедствиями труб, а измерение храма – между шестой и седьмой трубой, перед бедствиями чаш. «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10, 14), – говорит Христос в Евангелии. Также и у апостола Павла сказано: «Познал Господь Своих» (2 Тим. 2, 19). Из этих слов видна великая забота Бога о верных Ему людях. Измерение храма, кроме того, можно толковать в связи с имеющим произойти в конце времен обращением иудеев ко Христу (см. Рим. 11). В этом случае под внутренней измеренной частью храма следует понимать иудеев обратившихся и принятых  Богом (или имеющих обратиться и быть принятыми), а под внешней неизмеренной – необратившихся и непринятых. Измерение также может означать, что Церковь уже закончила свое свидетельство в этом мире, что она исполнила все, что должна была исполнить, и те, кто так и не вошел в нее, уже не подлежат измерению, включению в нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Стали иметь мы также и множество хлеба и вина, то есть крепости и веселия, если истинно слово, говорящее: «хлеб, который укрепляет сердце человека, и вино, которое веселит сердце человека» (Пс. 103:15). Таким образом хлеб служит знамением мысленной и духовной крепости, а вино — веселия. То и другое дано тем, которые во Христе, чрез Него. Ибо иначе каким образом мы соделались твердыми в благочестии и некоторым образом неподвижными, способными право мыслить и непоколебимо утвержденными? Мы получили власть «наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью» (Лк. 10:19). Это, думаю, значит множество хлеба. Но и множество вина получили мы: потому что «упованием» радуемся и соделались веселыми, как написано (Рим. 12:12; Рим. 15:13). Ибо мы ожидаем вышних обителей, жизни в нетлении, долговечного жития, соцарствования Самому Христу. Да будет сказано это и о нас, так как к сему по справедливости приводит слово. Затем сила благословения может быть перенесена опять на Самого Еммануила. Ибо «да послужат тебе народы , — сказано, — и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими» (Быт. 27:29); потому что Еммануил наименован первородным, когда соделался подобен нам и именно стал первородным «во многих братиях» (Рим. 8:29). Но по этой причине Он не потерял ничего из того, в силу чего Он есть и Бог, и Господь всяческих. Мы поклоняемся Ему, как Владыке, и Он господствует, как Бог, над призванными благодатью к тому, чтобы быть братьями Его. Ибо сказано «Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» (Пс. 88:7) Итак, господствует Еммануил, как Бог, над приведенными в состояние братий Его, и Ему «преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп.2:10—11). И «проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!» (Быт. 27:29). Речь ясна; потому что прокляты и богоненавистны злословящие Его, и напротив, исполнены благ, даруемых свыше и от Бога благословляющие, то есть возвещающие Его Божественную славу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Таковы несколько замечаний к рассказу Евангелистов о Преображении. И теперь мы приблизились к самому сокровенному – к смыслу этого события. О чем нам говорит событие Преображения? Здесь можно невооруженным взглядом увидеть две большие, очень значительные темы: – тему Богосыновства Иисуса; – и тему Его миссии: Пришествие ради искупления людей. Тайна Иисуса – Он есть истинный Сын Божий и Мессия Отметим, что рассказ о Преображении помещен у всех трех Евангелистов после исповедания Ап. Петра: Иисус спрашивал учеников Своих: За кого люди почитают Меня? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16, 13-16 ). Преображение подтверждает это исповедание. Сначала Спасителю являются древние подвижники, олицетворяющие полноту ветхозаветной веры – Закон и пророков. Это приводит учеников в изумление и трепет. Но дальше происходит что-то еще более поразительное: Сам Господь с Небес подтверждает достоинство Христа как Своего Сына и Его миссию. Это подтверждение «статуса» Иисуса – кульминация события Преображения: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Голос звучит из облака, традиционно считавшегося у иудеев символом присутствия Божия 7 . «Так всегда является Бог: Облако и мрак окрест Его ( Пс. 96, 2 ); и еще: Делаешь облака Твоею колесницею ( Пс. 103, 3 ). Поэтому, для уверения учеников, что голос этот – голос Самого Бога, является облако, и притом светлое… Когда Бог угрожает, то является мрачное облако, например, на Синае Моисей вступил в средину облака и восходил… дым, как дым из печи ( Исх. 24, 18; 19, 18 ). Здесь же является светлое облако, потому что Он имел намерение не устрашить, а научить. Поэтому там курение и дым, как из печи, здесь же неизреченный свет и глас» (свт. Иоанн Златоуст). Господь Бог говорит нечто важное. Для кого? Для Сына или для явившихся ветхозаветных праведников? Конечно, не для них, а для тех, кого Спаситель взял с Собою на гору, для учеников Его, а значит, и для нас с вами.

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

Тех же, напротив, которые, познав Его, не прославляют, Он предает, по учению апостола Павла, нечестивым похотям сердец их ( Рим.1:24 ). Вообще Он действует вся во всех ( 1Кор.12:6 ). Он производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ). §36. Учение Святых Апостолов об Ангелах и злых духах Учение Апостолов об Ангелах также отличается значительно большими, в сравнении с учением Иисуса Христа, подробностями. К раскрытию этого учения Апостолы побуждаемы были не только общим желанием выяснения истины, но и некоторыми неправильными на служение Ангелов взглядами. Так заявляет, по крайней мере, апостол Павел в послании к Колоссянам. Никто да не обольщает вас, пишет он, самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим ( Кол.2:18–19 ). В чем состоял взгляд лжеучителей на служение Ангелов – трудно сказать. Несомненно одно, что Ангелы выставлялись в нем существами высшими в сравнении со Христом и что служение им предпочиталось служению Главе Церкви Христу Спасителю мира 533 . Ввиду такого взгляда, Апостолам предстояло указать не только на служение их вообще, но и на отношение их к Сыну Божию, Иисусу Христу. Указание на то находится уже в самом послании апостола Павла к Колоссянам. В нем заявляет он, что Ангелы суть творение Сына Божия. Им создано все, говорит он, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы, ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ). Еще подробнее раскрывает апостол эту истину в послании к Евреям. В нем говорит он: Об Ангелах сказано: Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими пламенеющий огонь ( Пс.103:4 ). А о Сыне: Престол Твой, Боже, в век века; жезл Царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Пс.44:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Что воспевает Давид? «Как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил» (Пс.103:24). Пророки величают дела, еретики уничижают Созда­теля. Бог — великий советом, сильный делами, утвердивший небо из вод. Не перестану говорить об этом чуде. Небо утверждено из вод, и носит воду; утверждено из вод, и носит бездну. Укажу тебе подобие этого необычайного чуда. Видел ты, как доски носятся водою и сверху носят снег? Зима сделала это, а Бог не может сделать? Бог сотво­рил небо не в виде шара, как философствуют суесловны; Он сотворил его не вращающимся шаром. Солнце, по сло­вам пророка как ходит? «Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис.40:22). Никто из нас не настолько нечестив, чтобы поверить суесловам. Пророки говорят, что небо имеет начало и конец. Потому и солнце не восходит, а идет. Писание говорит: «солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор» (Быт.19:23). Ясно, что солнце, по Писанию, вышло, а не взошло. Говорится также: «от края неба исход его» (Пс.18:7), не восход. Если небо шаровидно, то не может иметь края, потому что круглое где имеет край? Но один ли только Давид говорит? Не говорит ли того же и Спаситель? Слушай Его слова: «когда придет Сын человеческий во славе своей, пошлет ангелов своих с трубою и гласом великим, и соберут и избранных Его ...от края неба до края неба» (Мф.24:31).    5. Но, спросим, куда погружается солнце и где оно бе­жит ночью? По мнению язычников — под землею; по нашему же мнению, — раз мы считаем небо шатром, — где? Внимай, прошу, ложна ли наша речь. Если ты имеешь твердо засвиде­тельствованный знак истины, то способ выражения должен указывать и место. Представь лежащий сверху свод. Восток, вообразим, находится там, север — здесь, юг — там, запад там. Когда взошедши солнце собирается зайти, оно погружается не под землю, а, выйдя за пределы неба, бежит в северные страны, и скрывается за ними как бы за стеной, потому что воды не позволяют видеть его течение. Пробежав северную сторону, оно достигает востока.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

10, 10). Все это настолько странно, что ум не постигает, и только толкователи Божественного Писания разъясняют нам. ...По их толкованию, эта книга знаменовала собой слова Бога, сошедшего ради любви к людям на землю и желающего любовью жить в душах человеческих. Любимому ученику она дается не для прочтения, ибо Господь уже открыл ему раньше " безвестная и тайная премудрости " (Пс. 50, 8) Своей: он уже знает, что в ней написано. Дается же она на съедение, как хлеб, ибо слово Божие является хлебом духовным, и как мед, ибо по сладости своей оно лучше меда и сотов. Как съеденная пища претворяется в человеческое естество, так и слово Божие, и любовь Божия, как бы отступив от существа своего, желают быть в человеческом существе. " Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного " (Ин. 3, 16). Под Иоанном Богословом подразумевается не только он сам, но и вся находящаяся на земле церковь Христова, в которой есть и уста и чрево. Праведные люди и угодники Божии-это церковные уста, согласно написанному: " Если ты обратишься, то Я восставлю тебя... то будешь как Мои уста " (Иер. 15„ 19; Ср. Иак. 5, 19-20). А чрево-кто? Чревом являются грешники, служащие чреву, о которых написано: " Их бог-чрево, и слава их в сраме " (Фил. 3, 19). Святитель Димитрий Ростовский (103, 295-296). Вода мягка, а камень тверд, но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по нему каплями на камень, мало-помалу пробивает камень. Так и Слово Божие мягко, а сердце наше жестко, но если человек часто слышит Слово Божие, то сердце его отверзается к принятию в себя страха Божия. Преподобный Пимен Великий (82, 328). Мы, христиане, имеем святое Божие слово; мы видим в нем, что добро и что зло, что полезно и что вредно. Бог запрещает то, что плохо и вредно; повелевает то, что хорошо и полезно. Все, что люди делают, приложим к Священному Писанию, как к чистому зеркалу, и посмотрим в него: подобное или противоположное делают люди? Если делают хорошо, и нам полезно так делать. Если противоположное, то отвернемся от этого и послушаем, чему эта священная книга учит (104, 1792-1793).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

1. 7). Преподобный Марк Подвижник. Слово о Законе Духовном, гл. 34. 816. Ср.: …не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш (Ис. 8. 12–13). Наставление 29. 817. Часть 2. Раскол Варлаамов. 818. Том 6, книга 95, гл. 9. 819. Dictionnaire Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 820.  А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет солнце правды (Мал. 4. 2). 821.  Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1. 4). Наставление 12. 822. Деян. 9. 823. Слово 12, гл. 43. 824. Житие и писания Паисия. 825.  Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Кор. 1. 18). 826.  Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1. 22–26). 827. Энциклопедический словарь Старчевского. Исихасты. Смотри это же слово в Богословском лексиконе Бержье. 828. Аскетические опыты. Ч. 1. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. 829. Предисловие к книге преподобного Григория Синаита. 830.  …да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа (2 Тим. 2. 19). 831.  Пребудьте в любви Моей (Ин. 15. 9). 832.  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 10). 833. Рим. 12. 2. 834.  Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа (Пс. 103. 25). 835. Наставление 5. 836. 3 Цар. 19. 12. 837. Свиток, гл. 4. 838.  Не всякий, говорящей Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7. 21). 839. Эта статья заимствована из опыта инока, занимавшегося умною молитвою и пришедшего от нее в то упоение, о котором говорит святой Исаак Сирский в конце 55 Слова. Такое упоение есть действие духовного ощущения, как тот же Исаак Сирский в 38 Слове сказал: «Духовный разум есть ощущение живота вечного, а живот вечный — ощущение Божественное, то есть даруемое Святым Духом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Ветхий Завет говорит о законе, о послушании человека Божиим предписаниям. В Новом Завете человек становится совершеннолетним. К нему неприменимы педагогические приемы, необходимые для детей. Как взрослый сын, взрослая дочь, человек призывается к ответственной и осмысленной жизни, можно даже сказать, дружбе с Богом. В рассказах о чудесах Христовых у Иоанна много элементов, заимствованных из Ветхого Завета. И все время красной нитью проходит тема – Новый Завет преизбыточно восполняет Ветхий. Вот первое из чудес Иисусовых в Евангелии от Иоанна – чудо претворения воды в вино (Ин., гл. 2): На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак… Обратим внимание на начальные слова – на третий день . Это не случайное число, а для иудея – весьма важное. Третий день – это день заключения Завета Израильского народа с Богом на горе Синай. И слова три дня в 19-й главе книги Исход повторяются несколько раз. Во времена Христа сказать «в третий день» значило сказать «в день Завета». Именно таков смысл слов Осии (6:1-2): пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он … оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его. И, как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Час Христа – час проявления Его Мессианства, а значит, и время Его торжества еще не наступило. Потом, когда Христос прославится, будут чудеса, ибо изобильно будет действовать Дух Святой, но еще не пришло для этого время: не пролилась Спасительная Кровь и не произошло Воскресение. Далее, Богородица говорит служителям на пире: что скажет Он вам, то сделайте . И опять мы слышим в этих словах параллели к рассказу о заключении завета с Богом  – отвечал народ: …все, что сказал Господь, исполним ( Исх 19:8 и 24:7). На свадебном пиру недостает вина. А вино, которое веселит сердце человека ( Пс 103:15 ), в Священном Писании  это образ Духа Святого ( Мф 9:17 ). Когда, впоследствии, Дух сойдет на апостолов, они будут выглядеть, как напившиеся сладкого вина ( Деян 2:13 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

Вошедши ныне в святую Божию церковь, услышал я слова святого пророка Исаии, или, лучше, Самого Бога, говорящего чрез пророка: Отмойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; … научитесь делать добро„. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли (Ис 1, 16–19). Я, блудник, — продолжал он, — пораженный до глубины души словами пророка, сокрушаясь в сердце своем, сказал Богу: «О Боже, пришедый в мир грешники спасти (ср.: 1 Тим 1,15)! Исполни и на мне, грешном и недостойном, то, что Ты обещал ныне чрез пророка Твоего! Вот отныне даю Тебе слово и, от всего сердца исповедуясь пред Тобою, даю обет, что впредь не буду делать греха сего; отвергая всякое беззаконие, буду отныне служить Тебе с чистой совестью! Ныне, Владыко, от сего часа приими меня кающегося, и припадающего к Тебе, и обещающегося удаляться от всякого греха!» “С такими обетами, — говорил брат, — вышел я из церкви, положив в душе своей не делать более ничего худого пред Богом”. Все слышавшие это в один голос воскликнули к Богу: “Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecu (Пс 103, 24)!”» Итак, христиане, зная из Божественного Писания и из святых откровений, сколь великую благость являет Бог к тем, которые искренно обращаются к Нему и покаянием очищаются от прежних грехов своих, зная, что Господь возвращает им обещанные блага, не наказывая их за прежние грехи, — зная сие, не будем отчаиваться в своем спасении! Бог обещал чрез пророка Исаию омыть погрязших во грехах, убелить их как волну и снег и удостоить благ Небесного Иерусалима (см.: Ис 1,18–19). Также и чрез святого пророка Иезекииля Бог с клятвой уверяет нас, что Он не хочет погибели грешника: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился… и жив был (Иез 33,11). ОБ АВВЕ ПЕТРЕ ДИОССКОМ • Петр, пресвитер Диосский, когда бывал на общественной молитве, то хотя его и принуждали стоять напереди всех из уважения к его священству, он по смирению всегда становился позади других, исповедуя грехи свои, как написано об этом в житии аввы Антония.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010