После того ко времени пришествия Иисуса Христа выступило одно царство – Римская империя; весь мир сделался доступным хождению Апостолов, ворота городов сделались открытыми для них, и для проповедания о едином Боге образовано было одно только государство. Но выше приведенные слова: «Перекуют мечи свои в плуги и копья свои в серпы» ( Иоиль.3:10 ) могут быть поняты также и в таинственном смысле, – именно: ко времени веры во Христа отложены были гнев и неукротимые ругательства, так что каждый кладет руку свою на плуг и не оглядывается [с боязнью] назад, и сокрушив копья и стрелы ругательств желает пожинать плоды духовные. Посему когда другие работают, будем входить в труд их [ Ин.4:38 ], чтобы о нас было сказано: «Идя, они шли в веселии, неся снопы свои» ( Пс.125:6 ) Ныне никто не сражается против другого, потому что мы читаем: «блажены миротворцы» ( Мф.5:9 ). Никто не учится стремиться к ниспровержению слушающих, но [каждый] полагает молчание на уста свои и соблюдает тишину, потому что время есть злое; но каждый отдыхает под виноградником, чтобы натоптать вина, которое веселит сердце человека ( Пс.103:15 ), под тою виноградною лозою, делатель которой Отец есть ( Ин.15:1 ), и под смоковницею своею, срывая сладкие плоды Святого Духа: любовь, радость, мир и прочее. Все это несомненно произойдет, – что соответствует обоим способам толкования, – потому что слова Господни истинны, и слово Его есть действие. Все народы будут идти, каждый путем своим; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков. В то время, как все народы, говорит он, ходят по пути заблуждения своего, мы ускорили путь и сказали: «Приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова» ( Ис.2:3 ) и будем ходить во имя Христа Господа нашего, ибо Он есть гора, которая есть Бог . В тот день, когда воссияет солнце правды, соберется та, которая прежде была в утеснении, и будет принята та, которая была в изгнании, и при этом бывшая в сокрушении соберется для того, чтобы быть положенною во остаток, а оставленная – для того, чтобы стать народом крепким, ибо «Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы были бы, как Содом и уподобились 6ы Гоморре» ( Рим.9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Встречи (второй момент истории любви) Мессии с народом Божиим, Соломона с Суламитой, это, – по кн. Песнь Песней, только радость и счастье. Посмотреть в этом аспекте на евангельскую историю, описавшую эту встречу от воплощения до разлуки, – вознесения Господня, или хотя бы до Гефсимании и Голгофы, – глубоко назидательно. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених...» ( Мф.9:15 ). Конечно, это было время счастья. Голос возлюбленного», спешившего по горам и холмам к церкви избранных, зовет ее вместе с собой стеречь виноградник. «Встань, выйди, зима прошла, время пения настало, все расцветает». Исполнилось время, приблизилось Царствие Божие. Все приготовилось, только лисицы портят виноградник. ( Песн.2:8–15 ; Мк.1:15 ; Лк.1:78 ; Ис.5:4 ; Мф.21:33–46 ). Возлюбленный, Новый Соломон, Мессия-Христос приходит к народу Своему и созерцает во внешней красоте Израиля, изображающей страну его, внутренние благодатные дары, свойства и духовные качества, превращающие его в новозаветную церковь . – «Вся ты прекрасна и пятна нет на тебе», – говорит Мессия о своей «славной Церкви, не имеющей пятна или порока». – «Сотовый мед каплет из уст твоих, мед и молоко» – это Слово Божие проповеди её. «Любезные ласки» – непрестанная хвала Богу, плод уст, прославляющих Имя Его. ( Песн.4:6–11 ; Еф.5:25–27 ; Пс.118:103 ; 1Пет.2:2 ; Евр.3:15 ). Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатленный источник». Суламита, дочь Сиона, дева Израилева, представительница ветхозаветной церкви, как лилия «между девицами» (– тернами, Песн.2:2 ), указывает на другое лицо, олицетворяющее новозаветную Церковь , на первую из её состава, на Деву Марию, – «благословенную между женами» ( Лк.1:28 ). Она и есть те «затворенные ворота», чрез которые пришел к нам Эммануил ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ). Он пришел через нее, и в ней через церковь ветхозаветную. В новом саду – Церкви – «превосходные плоды» добродетелей и семь благовонных растений (даров Святого Духа) – «кипер, нард, шафран, аир, корица, мирра и алой».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

15:9). Смотри, как по–человечески Господь заключает с ним завет. Как мы люди, когда кому–нибудь обещаем что–нибудь и желаем удостоверить в своем обещании, чтобы тот не сомневался в наших словах, даем ему какой–нибудь знак или залог, дабы, смотря на него, он мог быть уверен в непременном исполнении обещания, так и человеколюбивый Господь, когда Авраам сказал: « по чему мне узнать »? — говорит: вот Я и это для тебя сделаю: « возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя ». Посмотри, до какой простоты всеблагой Владыка намеревается снизойти для удостоверения праотца. Так как у древних был обычай так заключать договоры и так утверждать их (как описывается в Святом Писании завет Бога с Авраамом), то и Он (Бог) идет тем же путем. « И взял », сказано, « и рассек » их « на пополам » (Быт. 15:10). Надобно заметить, что не напрасно и не без причины Он (Бог) назначил и сам возраст [т. е. животных, которых требовал для вступления в завет с Авраамом]: Он повелел взять трехлетних, то есть, взрослых и совершенных. « И рассек их » (Авраам) « пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек » (Быт. 15:10). И сидя, охранял разделенные части, чтобы не повреждали их прилетающие птицы, и это делал он (Авраам) целый день. « И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. » (Быт. 15:11–12). Для чего (это было) при заходе солнца, когда день уже склонялся к вечеру? Все это к тому, чтобы сделать его (Авраама) более внимательным: для того напал на него « и ужас, и мрак великий », чтобы все эти явления привели его в чувство к видению Бога. Бог всегда так делает. Вот и впоследствии, когда Он хотел дать Моисею закон и заповеди на горе синайской, был, сказано, мрак и буря, и гора дымящаяся (Исх. 19:16–18). Почему Писание и говорит: « прикасается к горам, и дымятся » (Пс. 103:32). Так как бестелесное не может быть видимо чувственными очами, то Господь и хочет ознаменовать для нас Свое присутствие (особенными явлениями).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

5:21) и Дух Животворящий (1 Кор. 15:45), Бог есть дух (Ин. 4:24); и: все от Бога, все Им и для Него создано (Кол. 1:16); и: Все чрез Него начало быть (Ин. 1:3); и: послеши Духа Твоего и созиждутся (Пс. 103:30); и: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32:6); и кратко говоря, Само Богоначальное Слово о Себе сказало: Я и Отец одно и все Твое Мое и Мое Твое. (Ин. 10:30; 17:10). «И опять же принадлежащее Отцу и Его Сыну обще и Богоначальному Духу, как то: Божественные дела, святыня, источающая и неоскудевающая причина» в том, что сказано: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Из всего же сказанного видно, что всякое богословие соединительное есть и разделительное. И ни соединительное не позволительно разделять, ни разделительное — сливать. «Итак, объединяющие именования относятся ко всецелой Божественности… Таковы: “Сверхблагое”, “Сверхбожественное”, “Сверхсущественное”, “Сверхживое”, “Сверхмудрое”, а также все выражения отрицания, предполагающие превосходство; и все понятия причинности, как то: “Благое”, “Красота”, “Сущее”, “Порождающее жизнь”, “Мудрое”; и все другие наименования, которые Причина всего благого получает по Своим боголепным дарам. Признаки же раздельности — сверхсущественные имена и особенности Отца, Сына и Духа: они никак не могут быть переставлены или использованы как полностью общие». Приняв же Божественное знание через веру, не пребудем в неведении о данной нам благодати, за которую воистину пострадал Господь. Ибо ради этого и миро принял на главу Господь (Мф. 26:7), чтобы облагоухать Церковь нетлением. Посему никто да не намазывается зловонием неверия князя века [сего], и не отступим с правого пути, чтобы нам было возможно воспринять надежду вечных благ и вечной жизни во Христе [Col. 1437]Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.    От веры перейдем к занимающей второе место [по порядку] надежде, ибо вторая, напояемая первой, приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто крат (см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Видишь ли, как они всего просят для Бога и ничего для собственной славы и любочестия? А что касается их самих, то обещают, что они не устрашатся; просят также и о знамениях. «Тогда как, – говорят, – Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес». И прекрасно, потому что без этого, сколь бы великую они ни проявили ревность, все делали бы напрасно. Господь скло­нился на прошение их и, поколебав место, показал, что Он присутствует при их молитве. «И, по молитве их, – говорит, – поколебалось место». А что ради этого именно произошло, послушай, что говорит пророк: «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись» 15 ( Пс.103:32 ). И еще: «от лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иаковлева» 16 ( Пс.113:7 ). Бог делает это как для большего страха, так и для того, чтобы внушить апостолам бодрость после прежних угроз и чтобы расположить их к большему дерзновению. Тогда было начало (проповеди), и потому они имели нужду в видимом знамении для того, чтобы быть более уве­ренными, а после никогда этого не бывало. Итак, они получили много утешения от молитвы. Естественно они испрашивают и благодати знамений, потому что не иным чем, как знамениями, они могли доказать, что (Христос) воскрес. И не безопасности своей только просили они, но и того, чтобы им не постыдиться, а говорить с дерз­новением. Поколебалось место, – и это еще более утвердило их. А это иногда бывает знаком гнева, иногда посещения и про­мышления, теперь же гнева. Во время спасительного страдания (землетрясение) произошло чудно и сверхъестественно: тогда поколебалась вся земля. И Сам Спаситель говорил: тогда «и будут глады, моры и землетрясения по местам» ( Мф.24:7 ). И здесь, с одной стороны, это было знаком гнева на тех (иудеев), а их (апостолов) исполнило Духа. Смотри, как и апостолы после молитвы исполняются Духа: «и исполнились, – говорит, – все Духа Святаго». «Не было между ними никого нуждающегося». Видишь, как велика сила этой добродетели (общения имений), если она была нужна и там.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

– Ну, нет же Богу дела до каких-то наших мелочей, неужели Он должен всё контролировать, обо всем промышлять, это было бы оскорбительно для Него. Но это неправильно, Бог промышляет именно обо всем. Как лучи солнца – они падают на золотые купола церквей и отражаются в лужах, и при этом лучи солнца никак не оскверняются, – так и промышление Божие, – как о значительных событиях, так и о малозначительных, – ни в коей мере не умаляет достоинство Бога. То, что Он воссел на троне, не значит, что Он устранился. Наоборот, этим Он показывает нам, что Он много совершил для нас необходимого, и, если потребуется, Он встанет. Когда Стефана побивали камнями, он видел Сына Божьего, стоящего близ трона. Сказано: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55 ). Мы должны быть успокоенными в осознании того, что Бог промышляет о нас каждую минуту. Но Бог действует в этом мире с открытием Своего лика и закрытием Своего лика. Вот это Библейское учение надо знать. Сказано: «скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются» ( Пс.103:29–30 ). Что это означает: Бог действует с открытием Своего лика и сокрытием Своего лика? Как мы уже определились, Бог неизменяем, но мы переменчивы. Поэтому Господь, Который выстроил с нами отношения во всех аспектах нашего существования и Который не будет менять отношения с нами, Он действительно один и тот же во веки, без тени перемены. Но наши действия ставят нас в такое положение, что мы иногда существуем, созерцая лик Божий, то есть радуясь перед Ним. Как Давид говорил: «я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» ( Пс.16:15 ), – то есть осознаю, что Бог с радостью взирает на меня. Но очень часто бывает, что мы чувствуем, как Господь действует с сокрытием Своего лица, с сокрытием Своей милости к нам. Один и тот же Бог может выступать для нас как милующий и как правосудно наказывающий. Но это не меняет Его любвеобильной природы. Если Бог нас наказывает, то надо помнить, что Господь кого любит, того наказывает и благоволит к тому. В Писании об этом прямо говорится: «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И ныне сие говорит Господь воинств: «Положите сердца ваши на пути ваши». – Пусть не будет у вас одно время для слов, а другое для действия: повеления Мои немедленно приводите в исполнение; ибо Господь, дающий повеления, всемогущ, и, конечно, повеление Господа всемогущего не есть нечто маловажное. Доныне вы держали сердца свои в рабстве у пороков, без руководителя и в беспорядке устремляясь туда, куда увлекали [вас ваши] желания. Ныне же Господь повелевает вам, чтобы вы возбудили в себе любовь, направили сердца свои на пути свои, и чтобы не делали ничего без размышления и обсуждения, но чтобы стопам вашим всегда предшествовал светильник закона и вы могли говорить: Закон Твой – светильник ногам моим и свет стезям моим ( Пс.118:105 ). Или же, без сомнения, смысл такой: Так как вы говорите, что еще не время строить дом Господа, а сами живете в жилищах, построенных в глубине, в то время как дом Мой опустошен; то по Моему, – Господню, – повелению обдумайте и вспомните о том, что вы делали, и что вы претерпели. Агг.1:6 . Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. «Вы посеяли много, а собрали мало; ели, но не насытились; пили, но не напились вдоволь; покрывались одеждою, но не согрелись, а тот, кто скоплял заработную плату, опускал ее в дырявый мешок». – Никакой труд тех, которые устроили дома свои и нерадиво отнеслись к дому Божию, не имел успеха. В самом деле, вы сеяли более [обыкновенного], а собрали гораздо менее, чем было посеяно; и потому не можете сказать, что голод наступил потому, что земледелец перестал возделывать землю. Вы также ели, – и пусть никто из вас не говорит, что пост был добровольным, – но не насытились потому, что в житницы вы собрали мало плодов. Из виноградников вы пили вино, но не столько, чтобы возвеселилось сердце ваше и вы могли говорить: «И вино веселит сердце человека» ( Пс.103:15 ). Был у вас и плащ, но такой, который не мог противодействовать холоду и сохранять тепло; если же кто из вас накоплял деньги или работою за плату или какими-либо предприятиями, труд такового потрачен напрасно и безплодно, ибо все деньги ускользнули, как будто он опускал их в дырявый кошелёк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Из всех земных тварей только один человек, как существо сознательное, разумное, может понимать ее хвалебные вещания и чрез его сознание и свободу может приноситься Творцу бессознательное славословие земных тварей. Таким образом высшего и последнего назначения вещественный мир может достигать чрез посредство человека. Отсюда следует, что кроме общего назначения природы – быть органом славы Божией, она имеет и особенное или частное назначение – служение человеку, и прежде всего служение богоподобному духу человеческому. Назначение ее в этом отношении состоит в том, чтобы чрез возвещение человеку славы Божией возводить его богоподобный дух к благоговейному созерцанию Первообраза и Виновника всех видимых ее красот и совершенств, вечная сила Его и Божество ( Рим.1:20 ), и вообще способствовать своими влияниями раскрытию и образованию его познавательных и нравственных сил и укреплению в добре, а чрез то и достижению им самым своего высокого назначение. Вместе с таким служением человеку (в особенности духу человеческому), видимая природа – собственно земля и земные твари – предназначены служить ему и в другом отношении. Земля создана, обильно наполнена, великолепно украшена в жилище человеку ( Ис.45:18 ). Она и все живущие на ней твари отданы в полную власть и распоряжение человека, назначены удовлетворять все его нужды и потребности, доставлять ему различные удовольствия и наслаждения ( Пс.103:15 ; Сир.31:31–32 ), В бытописании указывается, что Бог, благословляя первозданную чету, сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле ( Быт.1:28 ). Это же право владычества на земле за человеком Бог подтвердил при благословении Ноя и сынов его ( Быт.9:1–3 ). Та же мысль о служебном по отношении к человеку назначении природы выражена и в других многих местах Писания. Так, пр. Давид исповедует: Небо – небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим ( Пс.113:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Объясняя эту вечную истину православной веры, святые Отцы говорили: «Мы проповедуем не только одно пришествие Христово, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо при первом доказал Он Свое терпение, а при втором – явится в венце Божественного Царства... При первом пришествии лежал Он в яслях, обвитый пеленами, а во второе – оденется светом яко ризою ( Пс.103 – Примеч. ред.). При первом пришествии Он претерпел крест, пренебрегши посрамление ( Евр.12 – Примеч. ред.), а при втором – придет во славе, в сопровождении ангельского Воинства. Посему не останавливаемся мы лишь на первом пришествии, но ожидаем и второго... Придет Спаситель не для того, чтобы опять быть судиму, но – чтобы судить осудивших Его. Тот, Кто некогда молчал, будучи судим, напомнит [об этом] законопреступникам, показавшим при кресте свою дерзость, и скажет: Сия сотворил еси, и умолчах ( Пс.49:21 ). Тогда Спаситель пришел ради домостроительства спасения (δι οκονομαν), наставлениями поучая людей, а ныне они в силу необходимости, хотя бы того и не желали, покорятся (подвергнутся) Его царствованию». Воскресение мертвых Воскресение мертвых произойдет при Втором Пришествии Владыки Христа, Победителя смерти и Воссоздателя жизни. Об этом свидетельствует Сам Спаситель: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро е воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Об этом благовествует и святой апостол Павел: Сеется тело душевное, восстает тело духовное... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:44, 53 ). «Воскресение есть, несомненно, вторичное соединение души и тела и повторное восстановление распавшегося и умершего (ниспавшего) живого существа». Воскресение мертвых – это основание христианского учения о вечной жизни и цели людского бытия, на котором созидается вечное существование человеческой личности. Благодаря Воскресению Владыки Христа, Богочеловека, необходимость воскресения мертвых стала абсолютно естественной и логичной.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Да будет же благословен труд всех самоотверженно работающих на благо и процветание нашей дорогой Родины! Приветствуя всех вас с наступлением Новолетия, я, как ваш архипастырь, коему Господом Богом вверено духовное вами руководство, молитвенно от всего сердца желаю вам встретить и провести наступающий Новый год в полном здоровье, добром расцвете духовных и телесных сил, в мире и благодатной тишине и получить от Господа изобилие плодов земных, чтобы вы и семьи ваши могли проходить каждый свое звание без боязни за завтрашний день. Церковь , дети мои духовные, учреждение небесное. Учреждена она Господом и Спасителем нашим для того, чтобы чрез нее верующие получили вход в Царствие Небесное. Но смотрите: это учреждение – Святая Церковь , как любвеобильная мать наша, близка к нашим земным нуждам. По завету Спасителя, Который научил нас постоянно взывать к Нему: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», Святая Церковь ежедневно во всех храмах молится «о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, о временех мирных». Во всех наших храмах постоянно читаются и речи пророческие, и псалмы царя Давида, и Святое Евангелие, и Послания Святых Апостолов. И Святая Церковь дивными речами богодухновенных мужей рисует нам действия всемогущества Божия на нашей земле. «Ты, Господи, произращаешь траву для скота и зелень на пользу человеку, чтобы произвести из земли пищу и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» ( Пс.103:14–15 ). «Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ея, обильно обогащаешь ее... Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее... размягчаешь землю каплями дождя» ( Пс.64:10–11 ), – так вещает псалмопевец о том, что произведение всего потребного для жизни человека находится в руках Божиих. Премудро распределяет Господь влагу небесную, посылая ее туда, где видит, по Своей премудрости, жажду ее; и удерживает там, где, по Его премудрости, она не нужна, или удержание ее принесет духовную пользу. «Оставлю (виноградник) в запустении, не будут ни обрезывать, ни вскапывать его... и повелю облакам не проливать на нее дождя», – говорит Господь израильтянам устами пророка Исаии (5:6). «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов», – пишет Святой Апостол Иаков (1:17) и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010