Есть у Соломона такие слова: “Веселись, юноша, в юности твоей”(Еккл. 11, 9.), — а немного дальше он говорит: “Детство и юность — суета”(Еккл. 11, 10.). Соломон сказал: “Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить”(Еккл. 5, 17.), — а немного дальше он будто бы противоречит сам себе: “Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира”(Еккл. 7, 2.). Слова: “Веселись, юноша, в юности твоей”, — сказаны царем Соломоном в сердечном веселье. Когда же он говорит: “Детство и юность — суета”, — то осуждает плотские желания детства и юности. Слова: “Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить”, — сказаны царем Соломоном в печали, ибо “вино веселит сердце человека… и хлеб укрепляет сердце человека”(Пс. 103, 15.). Когда же он говорит: “Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира”, — то открывает духовную истину, поскольку в доме плача у человека пробуждается память о смерти. В Священном Писании многократно идет речь об одних и тех же предметах, но сказанное имеет разный смысл, поскольку сказано в разное время, разными людьми и при различных обстоятельствах: одно говорится в недоумении, как вопрос, другое — как ответ, что-то сказано из-за плотского желания (В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки и в 327 здесь добавлено: “что-то — ради истины духовной”.), иное — в печали, иное — в радости. Все это есть в Священном Писании: сказанное разными людьми в разное время об одном и том же предмете имеет различный смысл. Подобные мнимые противоречия можно найти не только в Ветхом, но и в Новом Завете: об одном и том же говорится то так, то иначе. Так, Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит: “Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну”(Ин. 5, 22.), и потом Он же говорит: “Я не сужу никого”(Ин. 8, 15.). И еще говорит: “Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно”(Ин. 8, 14.), — и Он же говорит: “Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно”(Ин. 5, 31.). Многим эти слова кажутся противоречивыми и несогласными друг с другом: ведь сначала Христос называет Себя Судией, а после говорит: “Я не сужу никого”; и еще Господь говорит: “Свидетельство Мое истинно”, а в другом месте: “Свидетельство Мое не есть истинно”. Однако эти слова не противоречат друг другу, но согласуются. Слово Божие не меняется, не противоречит, не расходится с самим собой; так и приведенные выше слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Святом Евангелии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Ин.3:34 .  ибо Тот, Которого послал Бог , говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Эти обещания, впрочем, и не могли остаться неисполненными, ведь их изрекли посланники Божии – пророки и, в частности, сам Иоанн Креститель. Им было дано откровение от Духа Божия, и притом не скупо ( «не мерою» – ο κ μτρου). Весь стих по лучшим кодексам должен иметь такой вид: «посланный от Бога» (или посланник Божий) говорит слова Божии, ибо Дух дает (конечно, свои дары) не мерою (т.е. не скупо, а щедро) 20 . Ин.3:35 .  Отец любит Сына и все дал в руку Его. Третье и последнее преимущество Христа состоит в том, что Бог по особой любви Своей к Сыну всё отдал Ему во власть. Иоанн называет здесь Христа Сыном Божиим потому, что это имя было открыто ему во время крещения Христа в Иордане ( Мф.3:17 ). Ин.3:36 .  Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. Здесь Иоанн указывает высокую цель, которую имел Бог , отдавая такую власть Сыну (ср. стихи 15–16), и этим дает понять своим ученикам, как много они теряют, не вступая в число последователей Христовых. 14 Некоторые отцы Церкви видели в словах Христа о воде и Духе пророчество или учение о христианском крещении (Иустин, Ириней и др.). 15 По мнению Эдершейма, Никодим, как фарисей, хотя и признавал необходимость возрождения, но видел в этом, так сказать, втором рождении следствие вступления в Царство Мессии, а не причину и условие (с. 486). 16 Стоящее здесь греческое слово πνεμα может означать и «дух», и «ветер», хотя собственно для обозначения ветра у греков было особое слово – νεμος. По крайней мере, еще 70 толковников употребляли слово πνεμα в том и другом значении (ср. Ис.61:1 и Иов.1:19 ). Здесь слово рпеата, несомненно, значит «ветер». Это видно, во-первых, из того, что о еще не уверовавшем Никодиме нельзя было сказать, что он «слышит» голос Духа (свт. Иоанн Златоуст ). Во-вторых, о Духе нельзя сказать, что Он дышит (точнее, «веет»), что можно слышать Его голос. В-третьих, о Духе известно, что Он приходит от Бога и к Богу уходит ( Пс.103:29 ; Еккл.12:7 ). Наречие «так» ( οτως), которым начинается вторая половина стиха, показывает, что в этой половине речь идет не о том духе (ветре), о котором сказано в первой половине, а о Духе Божием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но и у последнего встречаем мы слова «Царствие Божие» или просто – «Царствие» (Мф. 4, 23). И последней целью мира будет то, чтобы «царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков», – говорит тайнозритель Иоанн Богослов (Апок. II, 15; 22, 5). Теперь мы подходим к вопросу: что же есть Царствие Божие? Но прежне всего мы укажем: что не есть Царствие Божие. Вообще мы скажем, что Царствие Божие не есть что либо внешнее, например, какаянибудь, даже самая идеальная, форма государственного или общественного устройства (мир между народами, прекращение войн, болезней, полное всеобщее довольство, культура и т.д.). Все это было бы лишь внешним, материально-душевным земным царством, царством – «от мира сего», царством человеческим, но – не Царством Божиим. «Царство Мое, – сказал Сам Основатель его, Господь Иисус Христос, Пилату, – не от мира сего… Царство Мое – не отсюда» (Ин. 18, 36). Если же Царство Божие – не земное, – что же оно? Это человеку, духовно неопытному, трудно понять, потому что не с чем поставить его в сравнение, в аналогию. Например, сладкая пища, отличное питание и даже мир в душе и радость земная, кажется, могли бы быть аналогией для Царства Божия. Но апостол Павел прямо говорит, что Царство Божие – «не пища и питие». А что же? «Праведность, и мир, и радость». Какие? Опять не земные, но «во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Это ещё мудрее, и неопытному – непостижимее! И Господь Сам говорит ученикам на Тайной вечере: «Отныне не буду пить от плода сего (лозного) виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29). Здесь обращают наше внимание и «новое вино», и «в Царстве Отца». Господь берет сравнение от земли, но прибавляет «новое», т.е. иное, нежли земное, вино. И притом это будет в «Царстве Отца». Даже – не Его, Христовом, а в «Царстве Отца». Это слово – «Отца» – употребляется Господом Иисусом Христом часто (Мф. II, 10; Лк. 12, 23; 1 Кор. 15, 24; 1 Сол. 2, 12). Первое употребляется, как сравнение с веселием от вина (Пс. 103, 15), но совершенно не

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Так, она хочет казаться и смоковницею и виноградом, производить и сладость и веселье, принимая вид Ангела света (2Кор.11:14) и подобием богопочтения обольщая многих. В Писаниях мы находим, что есть два различных рода смоковниц и виноградных лоз. Смоквы хорошия весьма хороши, и: смоквы горькия, весьма горьки (, - Иер.24:3) Вино, которое веселит сердце человека (Пс.103:15), и: вино яд драконов и гибельная отрава аспидов (Втор.32:33). Но как скоро наконец воцарилось над людьми девство, то обольщение обличено и препобеждено, так как Перводевственник Христос ниспроверг его; и истинная смоковница и истинная виноградная лоза стали приносить плоды после того, как над всеми приняло власть девство, как возвещает и пророк Иоиль: не бойся земля, говорит он, радуйся и веселись; ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь животныя, ибо пастбища пустыни произрастили траву, дерево принесло плод свой, смоковница и виноградная лоза оказали свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он дал пищу в правду (Иоил.2:21-23) Деревами виноградным и смоковничным, произрастившими для чад духовного Сиона плоды в правду, он называет прежние законодательства, которые стали приносить плоды по вочеловечении Слова, когда воцарилось над нами девство, между тем как прежде, по причине греха и великого заблуждения, они были бессильны и не произращали отраслей. Ибо истинная виноградная лоза и истинная смоковница не могли доставлять нам пищу, способствующую к жизни, пока процветала смоковница не истинная и разнообразно украшенная для обольщения; когда же Господь иссушил ложные и подражавшие истинным дерева, сказавши горько-плодной смоковнице: да не будет впредь от тебя плода во век (Мф.21:19), тогда истинно плодоносные расцвели и произрастили пищу в правду. Случается и многократно, что виноградная лоза прилагается к Самому Господу (Ин.15:1), а смоковница к Духу Святому, так как Господь веселит, а Дух врачует сердца людей. Посему и Езекии повелено было сначала приложить себе пласт смокв (4Цар.20:70.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/952/...

Так как прямое назначение луны «отделять свет от тьмы», то возможно страхи, связанные с ней, были напрямую связаны с уверенностью, что ночью бесы действуют более активно, чем днем. В Талмуде прямо говорится, что бесы прячутся ночью в кустах близ отхожего места. Забавное суеверие! Кстати спорное утверждение (!), что бесы предпочитают дню ночь. Бесы могут действовать в этом мире через людей, следовательно, разумнее было бы предположить, что с нашей дневной активностью увеличивается и их деятельность. Не случайно в нашем народе есть пословица: Спишь не грешишь. Прямое назначение луны от Бога – то, что Господь «сотворил луну для указания времен» ( Пс.103:19 ). Впрочем, и «лунный» и «солнечный» календари имеют право на существование, сказано: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» ( Быт.1:14 ). Но вернемся к апостолам: Господь Иисус Христос с тремя: Петром, Иоанном и Иаковом спускается с горы Фавора, а 9-ть оставшихся у подножия горы тщетно пытаются изгнать беса из одержимого отрока. Можно только предположить, какими насмешками и улюлюканьями реагировали книжники и фарисеи на сие бессилие учеников Иисуса Христа. Но вот Он Сам с тремя свидетелями Своего славного Преображения спускается с Фавора. На лице Его, мы можем предположить, еще отражается нетварный Свет мистической жизни Лиц Святой Троицы. Возможно, что первое время было трудно и взирать на Него, как некогда на Моисея, сошедшего с Синая. Но нужда заставляет преодолеть любой страх, и далее мы читаем: Мф.17:14–15 . «Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду». Блаж. Феофилакт, так истолковал этот отрывок: « Этот человек, по-видимому, был весьма неверующий (отец бесноватого – О.С.) , судя по тому, что Христос говорит ему: «о, род неверный " … Причиной же болезни его сына была не луна, но демон; он подстерегал полнолуние и тогда нападал на больного для того, чтобы творение Божие хулилось, как зловредное.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

11. Исходя из этих соображений, в Пояснительной записке к вышеупомянутому Responsum Конгрегации доктрины веры напоминается, что когда благословение на определенные человеческие отношения испрашивается посредством специального литургического обряда, необходимо, чтобы то, что благословляется, соответствовало Божьему замыслу, запечатленному в Творении и полностью явленному Христом Господом. По этой причине, учитывая, что Церковь всегда считала нравственно законными только те сексуальные отношения, которые проживаются в браке, она не имеет права давать свое литургическое благословение, если это в какой-то мере может придать форму нравственной легитимности союзу, претендующему на брак, или внебрачной сексуальной практике. Суть этого заявления была повторена Святейшим Отцом в его ответах на dubia двух кардиналов. 12. Мы также должны избегать риска свести значение благословений только к этой перспективе, поскольку это привело бы нас к тому, что для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств. Этот риск требует, чтобы мы еще больше расширили эту перспективу. Ведь существует опасность, что пастырский жест, столь любимый и распространенный, будет обставлен слишком большим количеством моральных условий, которые под предлогом контроля могут затмить безусловную силу Божьей любви, на которой основан жест благословения. 13. Именно в этой связи Папа Франциск призвал нас «не терять пастырского милосердия, которое должно пронизывать все наши решения и отношения», и не быть «судьями, которые лишь отрицают, отвергают, Давайте же ответим на его предложение, разработав более широкое понимание благословений. Благословения в Священном Писании 14. Чтобы размышлять о благословениях, собирая различные перспективы, нам следует позволить просветить себя, прежде всего, голосу Священного Писания. 15. «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6, 2426). Это «священническое благословение», которое мы находим в Ветхом Завете, в частности в книге Чисел, имеет «нисходящий» характер, поскольку представляет собой призыв благословения, нисходящего от Бога на человека: оно является одним из древнейших текстов божественного благословения. Существует и второй тип благословения, который мы находим на библейских страницах, – тот, что «восходит» от земли к небу, к Богу. Благословение, таким образом, означает восхваление, празднование, благодарность Богу за Его милость и верность, за чудеса, которые Он сотворил, и за все, что произошло по Его воле: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс. 102(103):1).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

1–3 и 5–7). Эти голоса представляют собою аналогию предшествующим небесным славословиям (ср. гл. 4:8–12, вокруг престола Божия; гл. 5:11–14 о воцарении Агнца; гл. 7:9–17 принятие от великой скорби; гл. 11: 15–18 после седьмой трубы – о воцарении Христа; гл. 12:10–12 о низвержении дракона). Первый и второй голос непосредственно исходит от «как бы многочисленного народа» – без дальнейших определений; о втором же голосе говорится ещё: «как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» (6) (что отсутствует в первом). Но первый голос сопровождается ещё поклонением двадцати четырёх старцев и четырёх животных. Чей же это голос «как бы» многочисленного народа на небе. Очевидно, что здесь говорят души усопших. Ещё лишний раз находим в Откровении подтверждение той истины, что загробный мир по-своему участвует в земной жизни, молитвой и славословием отзываясь на происходящие события в нём. Первый голос начинается «аллилуиа» (что повторяется и в стихах 3, 4, 6, только однажды здесь во всем Н. Завете; в В. Завете ср. 1 Пар . 16:36, Пс . 103:35; 105:48) и далее следует доксология: «спасение и слава, и честь, и сила Господа нашего» (ср. подобную 7:10), «ибо истинны и праведны суды Его, потому что Он осудил великую любодеицу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее». После вторичного «аллилуиа» первого голоса ещё прибавлено следующее: «и дым её восходил во веки веков» (3). О ком сказано это? Очевидно, о любодеице. Это выражение имеет почти буквальное повторение в в применении к поклоняющимся зверю и образу его и принимающим начертание его (по существу, духовное различие здесь не так существенно, если только вообще существует). И то, что было сказано там по поводу этого мучения во веки веков, должно быть повторено и о дыме, восходящем во веки веков. Это выражение имеет здесь условно-гиперболическое, риторическое значение и означает неопределённую длительность, 75 но ни в коем случае не вечность. К голосу многочисленного народа земного, хотя и пребывающего «на небе» в загробном состоянии, присоединяются и небесные: «двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

22–23). А когда они испустят свой последний вздох, то возвращение залога, который разжигал их искрой новой жизни, вспыхнет в полноте животворящей силы Духа посредством нашей реальной смерти и воскресения во Христе, по слову апостола: «сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15. 44). Или, как сказано в словах Пс 103 29–30 — так называемого «гимна творению», и который, возможно, более древний, чем рассказ из 1-й главы Книги Бытие: «отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются». Творение, окончательно и полностью, возникает через смерть — именно так «говорит Аминь, свидетель верный и истинный», что Христос есть «начало создания Божия» (Откр 3. 14). Итак, мы возвращаемся в прах, чтобы стать сотворенными Богом. Возможно, в этот момент мы сможем увидеть движение от рассказа о творении из 1-й главы Книги Бытия, где Бог извещает о своем замысле создать человека по Его образу, к повествованию о творении из 2-й главы Книги Бытия, где Бог берет прах земной и образует из него человека. Ведь в подлинном смысле мы не начинаем свое странствие как глина, но, безусловно, в состоянии глины все мы его заканчиваем. Для христиан, решивших раз и навсегда посвятить себя в таинстве крещения умиранию в Адаме и жизни во Христе, жизнь после этого является «научением умиранию», а тем самым — научением жить: «нас почитают умершими, но вот, мы живы» (2 Кор 6. 9). Тем не менее до тех пор, пока они реально не умрут и не лягут во гробах, они застигнуты в состоянии первого лица. Я могу лишь сказать: «Не правда ли, я ведь достойно сегодня умер для самого себя?». Это ведь все еще по прежнему я, кто действует, кто изучает, каким образом позволить уйти всему, что имеет отношение к моей личности, научаясь становиться землей или глиной, или даже плотью, с сердцем во плоти, а не из камня (ср.: Иез 36. 26). До тех пор, пока я не возвратился к праху, все еще существует «я», которое делает это, умирая для самого себя. Или когда, с другой стороны, я окончательно превращусь в прах земной, то тогда перестану действовать.

http://bogoslov.ru/article/6176685

3:10), та секира, которая подсекает бесплодные деревья иудейского сада. Я видел серп, готовый отсекать страсти и возвещал что скоро повсюду откроются источники исцелений, ибо какое место останется недоступным для Твоих иудеев? Ты будешь очищать одним словом прокаженных, течение крови прекратится чрез одно прикосновение к краю риз Твоих, от одного Твоего повеления расслабленный снова укрепится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоих чудес, брением отверзаешь очи слепому. Как же Ты просишь, чтобы я возложил на Тебя руки? «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14) «Призирает на землю, и она трясется» (Пс. 103:32), по водам как по земле ходяй, – Ты, о Ком я много раз восклицал во время проповеди: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1:7). Только на Твою неизреченную благость полагаюсь и надеюсь на Твое безмерное человеколюбие, по которому Ты и блудницу допускаешь отереть пречистые Твои ноги и прикоснуться к Твоей пресвятой главе. Что же говорит ему Господь? « Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Послужи Слову, как глас человеческий, поработай, как раб, – Владыке, как воин, – царю, как глина, – горшечнику. Не бойся, но смело крести Меня, потому что Я спасу мир; Я отдаю Себя на смерть, дабы оживить умерщвленное естество человеческое. Ты, несмотря на Мое повеление, все-таки медлишь простереть руку свою, иудеи же скоро не постыдятся простереть на Меня свои нечистые руки для того, чтобы предать Меня на смерть. «Оставь теперь, ибо так надлежит». По Своему человеколюбию, Я прежде всех веков решил спасти род человеческий. Ради людей Я стал человеком. Что может быть удивительнее того, что Я как простой человек прихожу креститься? Это делаю Я потому, что не презираю создание моих рук, не стыжусь земного естества. Я остался таким же, каким был от века, и принял новое естество, причем однако Мое существо осталось неизменным: «оставлю вас теперь».

http://pravoslavie.ru/50988.html

Глава XV. Что нужно думать о выражении Писания: «Сначала диавол согрешил»    Так и относительно известных слов Иоанна о дияволе: «Сначала диавол согрешил», они не понимают, что если это естественное дело, то оно никоим образом не составляет греха. А в таком случае что сказать относительно пророческих свидетельств, — того ли, что говорит Исайя, выводя диявола под образом князя вавилонского: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. XIV:12); или того, что говорит Иезекииль: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями» (Иез. XXVIII:13)? Из этих слов видно, что он некогда был без греха. Ибо несколько далее! говорится ему с большей выразительностью: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего» (Иез. XXVIII:15). Если эти слова не могут иметь другого, более точного по смыслу значения, то и «не устоял в истине» мы должны понимать в том смысле, что он пребывал в истине, но не остался в ней. И на основании этого выражение «Сначала диавол согрешил» следует понимать так, что он согрешает не от того начала, когда он был сотворен, но от начала греха, потому что грех получил начало от его гордости.    Равным образом и то, что написано в книге Иова, когда речь идет о дияволе: «Сиесть начало создания Господня: сотворен поруган быти ангелы его» (Иов. 40:14), согласно с чем, по-видимому, говорит и псалом, в котором читаем: «змий сей, егоже создал еси ругатися ему» (Пс. 103:26), должно пониматься нами не в том смысле, будто он с самого начала создан был таким, чтобы над ним издевались ангелы, а в том, что он подпал этому наказанию после греха. Итак, по началу своему он есть создание Господне; ибо даже в числе последних и низших животных нет никакого естества, которого бы он не сотворил: от Него всякая мера, всякий вид, всякий порядок, без которых нельзя ни указать, ни вообразить ни одной вещи, а тем более — ангельской твари, которая достоинством своей природы превосходит все остальное, созданное Богом. Глава XVI. О степенях и различии тварей, иначе определяемых с точки зрения пользы, и иначе — с точки зрения разумного порядка

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010