С именем ревнителя перешел пророк Илия и в историю. Самая речь пророка ст. 10, повторенная после ст. 14, есть вопрос к Богу: какие меры или средства могут быть применены к вероломному Израилю? Не предрешая этого вопроса, пророк, однако, мог желать быстрой и решительной кары. Ответом Божьим на слова и думы пророка служит, во-первых, особый характер богоявления, ст. 11–12, а затем повеление Божие о поставлении двух царей и пророка для совершения суда Божия над Израилем. Богоявление пророка Илии на Хориве, ст. 11–12, близко напоминает некогда имевшее здесь же Богоявление Моисею ( Исх.33:18–19,22,34:6 ) – тоже по поводу нарушения завета Израилем при Синае ( Исх.32:1 ). Что касается самого характера богоявления, то из того, что Иегова явился не в вихре и буре (ср. Ис.17:13,40:24 ), не в землетрясении (ср. Ис.24:18 ), не во всепоедающем огне (ср. Ис.66:15 ) – обычных грозных стихийных силах карающей, гневающейся силы Божией (ср. Пс.17:8–18 ; Ис.29:5–6 ), а в веянии тихого ветра (ср. Иов.4:16 ; Пс.103:3 ), – пророк научался, что Иегова «за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением, хотя нетрудно Ему послать на нечестивых и молнии и громы, восколебать землю, мгновенно ископать для них ров и всех вконец истребить стремительными ветрами» (блаженный Феодорит, вопр. 59). Слову и там Господь в славянском и русском переводах стиха 12 нет ни в еврейском тексте, ни в принятом тексте LXX, однако во многих греческих кодексах они читаются ( κκε: Κριος в коддексах 19, 44, 52, 64, 74, 92, 106, 119, 120, 123, 158, 236, 213, 246, у Гольмеса; και εκει Κυριος – в коддексах 59, 108, 121, 134, 245, 247, ibid) и смысл текста они вполне выражают. Vulg. их, впрочем, также не имеет. В целом, данное богоявление имеет весьма важное значение для целого богословия Ветхого Завета, свидетельствуя, что, по учению Ветхого Завета, Бог есть не стихийная сила, а духовное нравственное начало, для которого стихийные явления суть лишь средства проявления, но действия которого всегда запечатлены высшим нравственным характером, и основным законом действования Божия в мире вообще и особенно к людям являются любовь и милосердие (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чудодейственная сила врачевства дарована Господом Православной Церкви. Она проявляет себя в Таинстве Елеосвящения. Святой апостол Иаков так пишет об этом: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14—15 ). Здесь мы ясно видим, что Господь исцеляет всего человека: и душу его, и тело. Не так, как пытаются лечить экстрасенсы, колдуны, шаманы и им подобные. Пытаясь лечить одну плоть, противясь воле Господней, они не преуспевают и в этом, добиваясь лишь временного облегчения и часто вредных только внешних эффектов. Болезнь — это сигнал для души, находящейся в телесной храмине, объятой греховным пожаром. Не заглушить сигнал, а потушить пожар греховных страстей — вот что требуется, прежде всего, от больного, и православный врач должен ему в этом помочь. Особенно хотелось бы отметить такое целительное средство, как источники, созданные Богом, о которых поёт пророк Давид: «Ты иссёк источник и поток» ( Пс.73:15 ). «Ты послал источники в долины: между горами текут [воды]» ( Пс.103:10 ). Эти источники, созданные Богом по всей земле, весьма разнообразны по своим целительным свойствам, химическому составу, насыщенности углекислотой, температуре. Библия повествует о термальных источниках: «Это тот Ана, который нашёл тёплые воды в пустыне, когда пас ослов Цивеона, отца своего» ( Быт.36:24 ). Если это справедливо для всей земли, то особенно — для нашей епархии. Все мы знаем о десятках источников минеральной воды Кабарды, Балкарии, Карачая. Со всего Ставрополья приезжают в станицу Суворовскую поправить своё здоровье местной термальной водой. Всемирную славу обрели холодные и горячие минеральные источники Кавказских Минеральных Вод. Кроме естественных лечебных свойств, они обретают особую благодатную силу регулярно освящаемые Церковью. Сколь целебна была купальня у Овечьих ворот в Иерусалиме, где исцелялся больной, входящий первым по возмущении воды Ангелом! Однако это не помогало человеку, болевшему тридцать восемь лет и не имевшему возможности сойти в купель, ибо никто не желал ему помочь. Лишь Сам Господь исцелил страдальца. В земле Израильской было много минеральных источников, которыми пользовались для лечения, как об этом упоминает в Иудейских Древностях еврейский историк Иосиф Флавий, но сколь увеличилось число исцелений, когда пришёл «Источник воды живой» ( Иер.17:13 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-v-ko...

Не следует думать, говорит святитель Иоанн Златоуст , что «одно устремление глаз может вредить тем, на кого смотрят» . Пагубность греха зависти святитель видит отнюдь не в том, что завидующий может кого-либо «сглазить» или «испортить», ибо «зависть сама по себе» не имеет силы нанести вред . Это мнение Златоуста повторяет блаженный Феофилакт Болгарский († нач. XII в.) . Итак, насколько мы можем судить, святитель Иоанн Златоуст не признает действенность магии – ни вредоносной, ни «белой». Действительно, если демоны не могут врачевать людей , можно ли приписывать магам обладание «целительными силами»? Это относится и ко всякого рода талисманам. О бесполезности последних говорит также Матфей Властарь (ум. около 1360 г.) в Алфавитной Синтагме: «Чародеи суть те, которые поют иногда Давидовы псалмы и упоминают мученические имена и даже Самую Пресвятую Богородицу и к сим приплетают демонское колдовство. А другие вешают на шеи детей сложенные бумажки, исписанные какими попало (случайными) песнопениями, перевязывая их красными лентами, для предотвращения будто бы всякого вреда, которые и называют талисманами и амулетами» . Отметим, что смешение христианских символов и понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству» . «Из всех зол человеческих один грех есть действительное зло» Одна из важнейших способностей, которыми фольклор наделяет колдунов и ведьм – это способность управлять погодой: насылать бури и дожди либо, наоборот, засухи. Эти верования также не находят подтверждения в учении Церкви. В Священном Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и прочие стихийные бедствия происходят или непосредственно по воле Божией ( Лев.26:3–4, 18 ; 2Пар.7:13 ; Пс.103:32;148:8 ; Иов.37:6 ; Иер.14:22 ), или по Его попущению ( Ам.3:6 ), что они бывают необходимы для вразумления грешников ( Иез.33:11 ; 2Цар.14:14 ; Иона3:10 ; Откр.3:19 ) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу ( Откр.3:19 ; ср.: Притч.3:12 ; Евр.12:6–7 ) .

http://sueverie.net/ob-obmane-s-bezumiem...

11. Исходя из этих соображений, в Пояснительной записке к вышеупомянутому Responsum Конгрегации доктрины веры напоминается, что когда благословение на определенные человеческие отношения испрашивается посредством специального литургического обряда, необходимо, чтобы то, что благословляется, соответствовало Божьему замыслу, запечатленному в Творении и полностью явленному Христом Господом. По этой причине, учитывая, что Церковь всегда считала нравственно законными только те сексуальные отношения, которые проживаются в браке, она не имеет права давать свое литургическое благословение, если это в какой-то мере может придать форму нравственной легитимности союзу, претендующему на брак, или внебрачной сексуальной практике. Суть этого заявления была повторена Святейшим Отцом в его ответах на dubia двух кардиналов. 12. Мы также должны избегать риска свести значение благословений только к этой перспективе, поскольку это привело бы нас к тому, что для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств. Этот риск требует, чтобы мы еще больше расширили эту перспективу. Ведь существует опасность, что пастырский жест, столь любимый и распространенный, будет обставлен слишком большим количеством моральных условий, которые под предлогом контроля могут затмить безусловную силу Божьей любви, на которой основан жест благословения. 13. Именно в этой связи Папа Франциск призвал нас «не терять пастырского милосердия, которое должно пронизывать все наши решения и отношения», и не быть «судьями, которые лишь отрицают, отвергают, Давайте же ответим на его предложение, разработав более широкое понимание благословений. Благословения в Священном Писании 14. Чтобы размышлять о благословениях, собирая различные перспективы, нам следует позволить просветить себя, прежде всего, голосу Священного Писания. 15. «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6, 2426). Это «священническое благословение», которое мы находим в Ветхом Завете, в частности в книге Чисел, имеет «нисходящий» характер, поскольку представляет собой призыв благословения, нисходящего от Бога на человека: оно является одним из древнейших текстов божественного благословения. Существует и второй тип благословения, который мы находим на библейских страницах, – тот, что «восходит» от земли к небу, к Богу. Благословение, таким образом, означает восхваление, празднование, благодарность Богу за Его милость и верность, за чудеса, которые Он сотворил, и за все, что произошло по Его воле: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его» (Пс. 102(103):1).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как в совершенном грехе уже содержится наказание за него, так же изучение Закона, стремление его исполнять, само это состояние – и есть дар Божественного Милосердия. Почему и пророк Давид восклицает: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» ( Пс.118:103 ); и еще: «Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее…» ( Притч.24:13–14 ). Если говорить предельно просто, в применении к нашим обстоятельствам, сам факт, что мы крещены, имеем возможность участвовать в Таинствах Церкви и изучать Святой Евангелие – и есть великая милость Божия и награда для нас. Имея сие – спасаемся, теряя – погибаем. Иудеи рассуждали иначе: каждый искал своего, и когда им начинало казаться что они в сравнении с другими, более усердными тружениками в виноградники Божием, отстают и не дотягивают, то это приводило их в ярость, и они начинали ненавидеть и презирать более благочестивых и более праведных, представляя их в своих собственных глазах и грешниками, и злодеями. Потому и побивали и даже убивали служителей Божиих. Но подобное происходит и среди христиан. Вот слова апостола Павла: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? Ибо когда один говорит: “я Павлов”, а другой: “я Аполлосов”, то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1Кор.3:1–7 ). И далее мы читаем: Мф.21:36 . «Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же». То есть, видите, любой посланник по-прежнему вызывал у них раздражение и неприязнь, переходящую в крайнюю злобу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пс. 103:2). В первом пришествии он " претерпел крест, пренебрегнув стыдом " , во втором он придет " небесными силами дориносимый, прославляемый " . Таким образом, мы верующие " пришествие провозглашаем ... второе много прекраснейшее первого " . Первое пришествие было " показанием " терпения и снисхождения, второе будет нести " диадему царствия " То, что " мы ожидаем и чаем Господа с небес грядущего " указывает согласно свт. Кириллу Иерусалимскому, на божество Христа и на то, что его Царство есть состояние такого порядка, равного которому не существует. В первые апостольские времена, а также позже в жизни Церкви существовали эсхатологические проповеди, " происходящие от земли " , бывшие человеческими выдумками и фантазиями. Однако, Христос, грядущий " с небес, не от земли " , обновляет Царство другого бесконечное, вне исторических рамок и их нужд. Это Царство будет собранием всего народа Божьего, как оно наглядно представлено в молитве Апостольской Церкви к Богу Отцу: " Как был этот хлеб рассеян по горам и после собрания стал одним, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царство Твое, яко Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки " г) Воскресение мертвых Воскресение есть благая весть Нового Завета. Апостол Павел скажет, что оно есть " благовествование, еже благовестих вам " (1 Кор. 15:1). Христианское чаяние воскресения мертвых основано на преодолении Христом смерти и своим источником имеет именно воскресение Богочеловека. Саддукеями, которые, в общем, ставили под сомнение воскресение, и в особенности всем, кто с недоверием относился к воскресению мертвых, Павел подчеркнет своей классической фразой связь воскресения Христова и воскресения всех людей в момент завершения истории: " И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша " (1 Кор. 15: 13-14). Недостаток веры в воскресение мертвых ставит под сомнение и само воскресение Христово. Вера в воскресение является главным признаком Христианства.

http://religare.ru/2_22910_1_21.html

Сейчас в церковном богослужении под благословением понимается словесная формула, связанная с жестом или литургическим знаком, содержащая прошение об освящающем действии или пожелание Божиих благодеяний. Либо священнодействия, совершаемые в соответствии с определенными чинопоследованиями над людьми, предметами, животными, предметами быта и т.д. Также утвердилась традиция понимать благословение как разрешение духовника на тот или иной поступок. Традиционно испрашивают благословение у священника при встрече. В целом, термин «благословение» в современности имеет особое христианское осмысление и более широкую трактовку по сравнению с тем, что он представлял в ветхозаветные времена. Именно поэтому его часто путают с освящением. Освящение в Ветхом и Новом Завете Термин «освящение» впервые упоминается в книге Бытия: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.2:3 ). Свт. Филарет (Дроздов) так поясняет освящение седьмого дня: «Освящение вообще знаменует отделение к высшему назначению ( Нав.20:7 ; Чис.3:13 ), и приписывается иногда тому, что само по себе свято ( Ин.10:36 ; Ин.17:19 ), в особенности же освящение времен есть назначение их для богослужения ( 4Цар.10:2 ; Неем.8:9 ; Иоил.1:14,2:15-16 ). Итак, Бог, благословляя и освящая седьмой день, делает его незабвенным памятником Своей славы и веселия о творении ( Пс.103:31 ) и временем, по превосходству, священным для человека». Священная особенность седьмого дня, хотя и получила характер заповеди лишь в законодательстве Моисея ( Исх.20:8 ; Втор.5:12 ), имела место и раннее. Профессор Лопухин пишет, что «существует целый ряд сильных доказательств, из которых видно, что в форме благочестивого обычая она практиковалась гораздо раньше Моисея и что происхождение ее в этом смысле чуть ли не современно самому началу человеческой истории». В этом убеждает и седмичность исчисления времени, бывшее в употреблении еще до потопа ( Быт.8:4,10,12 ) и у патриархов ( Быт.29:27 ).

http://azbyka.ru/osvjashhenie-ili-blagos...

89:4); но «избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90:3, 6), чтобы я, будучи «насажден в доме Господнем, цвел, как» финиковая «пальма, и возвышался, как кедр на Ливане» (Пс. 91:13—14), «на долгие дни» (Пс. 92:5). Будь «мне защитой и твердыней убежища моего» (Пс. 93:22), Боже мой, «великий Царь над всеми богами» (Пс. 94:3). Когда будешь «судить вселенную по правде и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13), да наслажусь веч-ным «светом, сияющим на праведника, и веселием» (Пс. 96:11) с правыми сердцем, да спасет меня «десница Твоя и мышца святая Твоя» (Пс. 97:1). Восседающий «на херувимах» (Пс. 98:1), сделай, чтобы я «шел пред лице Твое с восклицанием» (Пс. 99:2), «в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня» , но да будут «глаза мои» (обращены) «на верных» святых «Твоих» и да буду жить с ними, «ходя путем непорочности» , когда Ты по суду «искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие» (Пс. 100:2, 4,6, 8). «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (Пс. 101:2—3)» . Будь милостив ко мне во всех делах моих, «избавь от могилы жизнь мою» , наполни «благами желание мое» (Пс. 102:4—5). Призирающий «на землю и она трясется» (Пс. 103:32), Выведший «народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» (Пс. 104:43), помоги мне «хранить суд и творить правду во всякое время» (Пс. 105:3); выведи меня «из тьмы и тени смертной» (Пс. 106:10), да «готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя» (Пс. 107:2, 4). Сотвори со мною знамение во спасение «ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя» (Пс. 108:21), да «во благолепии святыни» (Пс. 109:3), «в совете праведных и в собрании» (Пс. 110:1) «правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе» (Пс. 111:9). И когда Ты повелишь мне «бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего» (Пс. 112:7), «я благословлю Тебя отныне и вовек» (Пс. 113:26) и «буду ходить пред лицем Твоим на земле живых» (Пс. 114:9). «Разреши узы мои» (Пс. 115:7), «ибо велика милость Твоя» (Пс. 116:2). Когда «в тесноте воззову к Тебе, Господи, услышь меня» (Пс. 117:5), (дав мне) простор. «Укажи мне, Господи» , чтобы я жил и «пути уставов Твоих держался до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Я заблудился, как овца потерянная» (Пс. 118:33—34, 176); взыскав, «избавь душу мою» (Пс. 119:2). «Охрани выхождение мое и вхождение мое» (Пс. 120:8), да «станут ноги мои во вратах Твоего Иерусалима» (Пс. 121:2). «К Тебе возвожу» душу мою и «очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1): «избавь душу мою из сети ловящих» (Пс. 123:7), чтобы я «не простер рук своих к беззаконию» (Пс. 124:3). «Да будут уста мои полны веселия и язык мой — пения» (Пс. 125:2). «Не оставь меня в стыде» (Пс. 126:5) и «благослови меня с Сиона, чтобы увидел я благоденствие Иерусалима» (Пс. 127:5); «да постыдятся все ненавидящие Сион» (Пс. 128:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

«Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды». Потом Пророк показывает пользу сего. Пс.103:11 .   Поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. Пс.103:12 .   При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. «Напаяют вся звери селныя, ждут онагри в жажду свою». «На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас». И это величайшее доказательство Божия промысла – исполнять потребность не только людей, но и безсловесных животных. Посему, разделяя горы, проложил Он пути водам, чтобы иметь в изобилии водные источники не только людям, но и всем родам животных, живущих на суше и летающих по воздуху. Слова: «ждут онагри в жажду свою», Симмах перевел так: утолит онагр жажду свою. Пс.103:13 .   Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. «Напаяяй горы от превыспренних Своих: от плода дел Твоих насытится земля». Бог не только внизу уготовляет и источает водное естество, но и свыше из облаков приносит орошение. Потом Пророк показывает происходящую от сего пользу. Пс.103:14 .   Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу. «Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли»; потому что родится трава, и питает скотов, сотворенных для потребности людей. Дождями питаются плоды, приходят в зрелость, и предлагаются в дар людям. Сие сказал Пророк и в другом псалме: «человеки и скоты спасеши Господи» ( Псал. 35, 7 ). Впрочем на потребность людям и скоты пользуются таким о них промышлением. Пс.103:15 .   И вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. «И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем: и хлеб сердце человека укрепит». Но яснее перевел Симмах: прозябая траву скотам и злак на службу человекам, чтобы из земли произрастала пища, вино веселило сердце человека, сияло лице от елея, и хлеб укреплял сердце человека. Бог всяческих, говорит Пророк, непрестанно подает земле дождь для того, чтобы прозябали всякаго рода плоды, чтобы хлебом укреплялось и питалось естество человеческое, а вино увеселяло и доставляло большую приятность жизни, елей же не только употребляем был внутренно в пищу, но и отвне сообщал телам светлость.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.103:10 . Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Пс.103:11 . Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. Пс.103:12 . На тых птицы небесныя привитают: от среды камения дадят глас. Здесь описывает Пророк чудную Божию премудрость, видимую в произведении источников и рек: ибо ежели бы воды, при отступлении своем от земли, оставили оную совсем сухою, то животныя земныя погибли бы от жажды. Сего ради премудрость Божия произвела источники сладких вод, а из источников ручьи, которые бы везде протекая, подавали питие всем животным, а наипаче онаграм, то есть диким ослам, которые обыкновенно живут на горах и от природы жаждущи. От сих источников не токмо животныя четвероногия пиют, но и птицы небесныя при водах их гнезда вьют, дабы теми же водами могли пользоваться и хвалы воспевать своему Владыке, каким образом только могут. Пс.103:13 . Напаяяй горы от превыспренних своих: от плода дел твоих насытится земля. Здесь воспевает другаго рода чудный Божий промысл, который кроме источников и рек, не могущих орошать высокие верхи гор и холмов, умыслил дожди произвесть, кои бы из облаков, яко из превыспренних источников, могли сообщать горам потребную влагу и делать их плодоносными. Таким образом, горы, которыя, по-видимому, осуждены на вечную сушу и некоторым образом висят на воздухе, изобилуют тучными пажитями. А как сие чудо не есть из числа обыкновенных дел, сего ради Пророк прилично заключает, что сие плодоносие не от кого другаго происходит, как от Бога, возделателя земли. Хотя же несвойственно приписывает Богу труд земледельца, однако и не без причины: ибо Бог, благословляя землю от превыспренних Своих, сильнее действует, нежели все смертные совокупными силами. Пс.103:14 . Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли: Первыя слова стиха сего относятся к животным безсловесным, а следующия к человекам, их же Бог, яко сынов, особеннаго удостоивает промысла. Итак, рекши о скотах, потом глаголет, что Бог производит жатву, а из жатвы хлеб, которым питает человеков; и не сие токмо, но и елей и вино присовокупляет, как увидим в нижеследующем стихе. Слово: на службу означает здесь то же, что на потребу: ибо сии две вещи, то есть, вино и елей, необходимо в жизни человеческой нужны, и служат не токмо для потребы, но и для увеселения. Имя хлеба означает не токмо обыкновенный хлеб, которым ежедневно питаемся, но и всякаго рода пищу. А когда говорит, что Бог производит злак на службу человекам, то чрез сие разумеет не токмо то, что земля подает нам пищу, состоящую в пшенице, но и в злаках и в других плодах: ибо мы не одним родом пищи кормимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010