2 . Высочайшая премудрость. На основании общего понятия о премудрости, высочайшую премудрость Божию (σοφα) можно определить так: она состоит в совершеннейшем знании наилучших целей и наилучших средств, и вместе с тем, в совершеннейшем умении прилагать последние к первым; следовательно, она есть не что иное, как то же всеведение Божие, только рассматриваемое в отношении к Божественным действиям, или есть самый разум Божий, рассматриваемый с практической стороны. Священное Писание приписывает Богу это свойство со всей ясностью, когда а) представляет Его вообще премудрым, у которого «премудрость и сила; Его совет и разум» ( Иов.12:13 ), и источником мудрости для всех: «если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» ( Иак.1:5 ); б) священнописатели Ветхого Завета указывают преимущественно на мир, как на зерцало премудрости Божией. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро», – взывает Давид, восхищенный совершенством творения ( Пс.103:24 ). «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом», – повторяет в притчах своих премудрый сын Давидов ( Притч.3:19 ); в) в писаниях Нового Завета изображается преимущественно домостроительство искупления нашего, как дело неизреченной премудрости Божией. «Мы проповедуем Христа распятого», – говорит св. ап. Павел в Послании к Коринфянам, – «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ); «о, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим.11:33 ). Волю Божию можно рассматривать с двух сторон: саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае она представляется нам по естеству своему высочайше свободной, а по свободной деятельности – всесвятой. В последнем случае она является, прежде всего, всеблагой, так как благость есть первая и главнейшая причина всех действий Божиих по отношению ко всем тварям, разумным и неразумным. Потом, в частности, по отношению к одним тварям разумным – истинной и верной, поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве обетований или нравственных побуждений к исполнению этого закона. И наконец, правосудной, поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

103. И все же зачем мы ищем словесную формулировку, когда явно видим проявление божественного единства? Даже если ты проведешь различие между Господом и Духом, ты не сможешь отрицать, что где Господь, там и Дух и что обратившийся к Господу 67 обратится и к Духу. Если ты искажаешь букву, то не можешь оспаривать единство; если ты хочешь исключить единство власти, ты признаёшь, что Дух является Господом. 104. Ты можешь снова возразить: «Если я назову Духа Господом, то провозглашу тем самым трех Господ». – А когда ты называешь Сына Господом, ты отрицаешь, что Он является Сыном, или исповедуешь двух Господ? Да не будет того! Сам Сын сказал: не можете служитъ двум господам ( Мф. 6:24 ). Но Он не отрицал, что Он Сам или Отец являются Господами. Он назвал Отца Господом, как ты читаешь: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли ( Мф. 11:25 ), и засвидетельствовал, что и Сам Он Господь, как мы можем увидеть в Евангелии: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то ( Ин. 13:13 ). Но Он не сказал «два Господа» и даже подчеркнул это, сделав предупреждение: вы не должны служить двум господам. Не может быть двух Господ там, где лишь один Господствующий, ибо Отец в Сыне и Сын в Отце, и потому Господь един 68 . 105. Так учил и закон: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един естъ ( Втор. 6:4 ), то есть вечно неизменный, вечно пребывающий в единстве власти, вечно один и Тот же, Его нельзя изменить, к Нему нельзя прибавить или убавить. Потому Моисей и сказал, что Он един, хотя тот же Моисей упомянул, что Господь пролил... от Господа ( Быт. 19:24 ). И апостол сказал: Да даст ему Господь обрести милость у Господа ( 2Тим. 1:18 ). Господь пролил от Господа; Господь дает милость от Господа. Там, где Господь проливает от Господа, Господь не разделяется, как не отделяется и там, где Господь дает милость от Господа, но в обоих случаях утверждается единство божественного господства. 106. Ты читаешь в псалмах: Сказал Господь Господу моему ( Пс. 109:1 ). Хотя псалмопевец сказал, что Сын является его Господом, он не отрицал, что и Отец – его Господь. Но он назвал Сына своим Господом, чтобы ты не подумал, что Он был сыном самого пророка, а не его Господом. Господь объяснил эти слова в Евангелии: Если Давид в Духе называет Его Господом, как же Он сын ему? ( Мф. 22:45 ). Давид называет Его Господом в Духе, но Сам Дух не называет. А если из-за этого еретики придумают, что Дух назвал [Его] Господом, тогда им придется также святотатственно заявить, что Сын Божий является Сыном и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

8 . Послушай же внимательно! «Возлюби Господа Бога твоего» во Христе, чтобы не счел ты, что можно по-разному любить Отца и Сына. Люби одинаково и Бога, и Христа; люби Отца в Сыне, Сына в Отце, «всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим». И если кто-либо захочет узнать и скажет: покажи то, что ты утверждаешь в Писании, пусть послушает апостола Павла, который свою любовь основывал на разуме и сказал: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ) и Спасителе, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 26. Евангелие от Луки 3:16–17. На отрывок, начинающийся со слов: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое» до того места, где сказано: «Соберет пшеницу в житницу Свою». 1 . Христос есть Бог , а «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Бог наш есть также «огнь поедающий» ( Евр.12:29 ). Поэтому Бога называют двумя именами: «дух» и «огонь». Для праведных Он – дух, для грешников – огонь. Но ангелов тоже называют «духами» и «огнем». Сказано: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс.103:4 ). Для святых ангелы – духи; но для тех, кто заслужил наказание, они соделывают огонь сожигающий. В этом смысле Господь наш и Спаситель, являясь духом, также пришел огонь «низвести на землю» ( Лк.12:49 ). Он есть «дух» согласно сказанному: «Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» ( 2Кор.3:16 ) и «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ; 2Кор.3:17 ). 2 . Однако Он пришел «низвести» огонь не на небеса, но «на землю». Он Сам показывает это, когда говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). Ибо если обратишься к Господу, Который есть дух, Христос тоже станет для тебя духом и не будет низводить огонь на землю. Но если не обратишься к Нему, но прилепишься к миру и его удовольствиям, Он низведет огонь на твою землю. Нечто подобное сказано и о Боге: «Огонь возгорелся во гневе Моем» – не столь высокий, чтобы достичь небес, но «жжет до ада преисподнего, и поядает» не небо, но «землю и произведения ее» ( Втор.32:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

4) Устным исповеданием, когда веру нашу, которую в сердце имеем, устами исповедуем безбоязненно, где надлежит. Не молчим, где честь и слава имени Его требует. Не стыдимся от Девы рожденного и на Кресте распятого Богом нашим нарицать, хотя это для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, но для нас Христос – Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:23-24, 30). Так, в первую очередь, веры образец подает нам Святая Церковь: «Аще и ят был еси, Христе, от беззаконных мужей, но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; биен был еси по плещема, и не отметаюся», и прочее. Так Павел святой не только не стыдится узником Христовым быть, но и не хочет хвалиться ничем, кроме креста Христова: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). И к Тимофею пишет: Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа (2 Тим. 1:8). Так исповедники и мученики святые не только не стыдились перед мучителями и врагами истины исповедовать Бога распятого, но и раны и смерть за славу имени Его претерпеть не отрекались. Так и нам не должно истину замалчивать, где потребно, но безбоязненным сердцем исповедовать, хотя бы не только чести и имения, но и жизни лишиться следовало от врагов истины, ибо сего вера наша от нас требует. Преславно нам исповедовать Того и хвалиться о Том, имя Которого свято и страшно, а для нас сладко. Хотя и зачался в девической утробе, но от Духа Святаго (Мф. 1:18), и есть собезначальный Отцу и Святому Духу. Родился в год (предопределенный) от Девы Матери (Лк. 2:7), но есть над всеми Бог, благословенный во веки (Рим. 9:5). Пеленами повился, как младенец (Лк. 2:7), но Тот, Кто одевается светом, как ризою (Пс. 103:2). Во храм Младенцем принесен руками матери (Лк. 2:22), но старца Симеона от временной отпустил к вечной жизни (Лк. 2:29). Иродом был гоним, но волхвов на поклонение Себе привел (Мф. 2-я). В Иордане крестился, но о Крещаемом Отец с небес свидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, – и Дух Святой, как голубь, сходя на Крещаемого, утверждал истину (Мф. 3:13-17). Искушаем был дьяволом, но посрамил искусителя (Мф. 4:3-11; Лк. 4:2-13). На земле между людьми жил, но от недр Отеческих не был отлучен (Ин. 1:18). В рабском образе пребывал (Флп. 2:7), но, как Господь, повелевал ветрам и морю – и слушались Его, повелевал демонам – и исходили, повелевал мертвым – и восставали, повелевал слепым – и прозревали, глухим – и слух обретали, немым – и говорили, прокаженным – и очищались (Мф. 15:30-31; 17:17; 9:25 и пр.). Голодал и жаждал, но многие тысячи пятью хлебами питал (Мф. 17:17-21). Завистливыми и злобными хулим был, но сердечные помышления их видел (Мф. 12:25). С грешниками ел, но грехи их, кающихся, очищал (Лк. 15:2-7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   Согласно частичному откровению, человек сотворен «по образу и подобию Божию» (Быт. 1:26). Что это означает? Это означает, что в человеческой природе заложена способность к уподоблению своему Создателю. Значит, и чувство существования некоего Абсолюта — врожденное в человеке. С помощью этого чувства человек узнает Бога, когда приближается к Нему посредством благодати. Через просвещение благодатью, которая дает нам возможность приблизиться к Богу, малый человеческий дух начинает видеть Бога «как Он есть» (1 Ин. 3:2), но всегда в меру своих возможностей. Конечно, глубина сего таинства не может быть исчерпана нашими немногими словами, но это истинно так.    Однако продолжим наше слово о покаянии. Покаянная молитва и рождающиеся от нее горячие слезы возвращают удалившуюся благодать Божию, посредством которой совершается очищение от грехов. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Покаяние, осознание своей греховности предпочтительнее всякого другого состояния, потому что тогда мы пребываем в Божественной истине. Чем глубже мы чувствуем наш грех, чем больше осознаем его как язву смерти, тем усерднее припадаем к ногам Божиим с болезненной молитвой. Эта молитва порой освобождает нас от власти времени и пространства, чтобы мы почувствовали себя совсем иначе. В таком состоянии ум просвещается и входит в область Божественных созерцаний. Иной раз он созерцает, другой раз посвящается в тайны Божественного творчества и всеобщего спасительного Промысла, зрит, как удерживающая сила Бога Слова все сохраняет и поддерживает в равновесии. «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси» (Пс.103:24). Таинство таинств! Не сама собой образовалась материя и не от каких-либо условий и причин, но Бог Слово образует все согласно Своей воле.     «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» (Ин. 14:26), чтобы мы мыслили, как Он, любили, как Он, потому что в этом заключается смысл евангельских заповедей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По этой причине и Апостол присовокупил: Не посчитал для Себя хищением быть равным Богу (Флп 2:6). Ведь не следствием хищения было это равенство Божества Отца и Сына, но следствием природы. Также [сохрани] и то, что Апостол добавляет затем, говоря, что Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:7–8). Все это [гово­рится] о Боге Слове, о Котором говорит Евангелист: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1). А также о той Силе Божией и Премудрости Божией, о Которой сказано Богом: Все в Премудрости сотворено (Пс 103:24) 10 . И о том Начале, с Которым Сам Отец есть единое Начало, и в Котором, совечном Себе, сотворил небо и землю, то есть всю природу духовную и телесную. И о Единородном Боге, Который сущий в лоне Отчем (Ин 1:18), как я сказал, все это лично прими при том, что сохраняется вечность, неизмеримость, бессмертие, неизменяемость, незримость Его Божественности. Все это Сын Божий по природе и равным образом имеет общим с Богом Отцом, так что хотя Он и стал ради нас истинным человеком, однако остался равным истинному Богу Отцу, от Которого был рожден как истинный Бог и Истина. Хотя Он и истощил Самого Себя, но от полноты Его все мы восприняли (Ин 1:16). Если бы, истощившись, Он лишился этой полноты, то не имел бы того, что нам от нее даровал. Ведь если бы Он не имел этого, то мы, без сомнения, ничего не смогли бы получить. Но от полноты Его мы все восприняли. От того же, что Он дал нам от полноты Своей, Он показал также, что, когда истощил Себя, то не лишился той полноты, которую имел. Ибо если бы Он полноты Своей лишился, то никак не мог бы дать от нее. Итак, Он воспринял образ раба: ведь это истощение Всевышнего Бога было ничем иным, как восприятием рабского образа, то есть человеческой природы. 21. Во Христе есть и та, и другая природы, ибо во Христе существует истинно и полно и та, и другая сущность. По этой причине святой Евангелист проповедует, что [Христос] полон благодати и истины (ср.

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

Содержание    Подлинно, велика буря и свирепы волны; но я не боюсь потопления, потому, что стою на камне. Пусть бушует море, поколебать камня оно не может; пусть возрастают волны, корабль Иисусов потонуть не может. К чему же все это? Мне ли — кому: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Филип.1:21), бояться смерти? Страшиться ли мне изгнания, когда я знаю, что: «Господня - земля и что наполняет ее» (Псал. 23:1)? Или опасаться лишения имущества, когда я знаю, что если: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим. 4:7)? Что есть в мире устрашающего, я презираю; над тем, что есть в нем привлекательного, я смеюсь. Богатства я не желаю, бедности не страшусь, смерти не боюсь. Самой жизнью я дорожу, только для вашего преуспеяния, и умоляю вашу любовь, чтобы вы были спокойны. Никто не может разлучить нас с вами. Что Христос соединил, того человек не разлучит. Если о муже и жене сказано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут... одна плоть» (Быт. 2:24), и если это брачное сочетание не может быть разрушено человеком, тем более не может быть разлучена церковь с пастырем. Ты нападаешь на меня? Но какой вред причинит мне твое нападение, кроме только, что меня ты своими нападениями сделаешь более славным, а свою силу сокрушишь? «Трудно тебе идти против рожна» (Деян.9:5); острия не притупишь, а свои ноги обагришь кровью. Разве волны, которые бьются о камень, достигают чего-нибудь большего, кроме того, что сами разбиваются и обращаются в пену? Нет ничего сильнее Церкви Христовой. Кто с ней захочет бороться, тот неизбежно погубит свои силы: это все равно, что ополчиться войной против неба. Когда ты воюешь с человеком, ты можешь победить или быть побежденным, «неужели мы [п]решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его»? (1 Кор. 10:22). Господь основал, а ты пытаешься ниспровергнуть? Или хочешь испытать могущество Божие? «Призирает на землю, и она трясется» (Пс. 103:32); повелевает, и трус прекращается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вошедши ныне в святую Божию церковь, услышал я слова святого пророка Исаии, или, лучше, Самого Бога, говорящего чрез пророка: Отмойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; … научитесь делать добро„. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли (Ис 1, 16–19). Я, блудник, — продолжал он, — пораженный до глубины души словами пророка, сокрушаясь в сердце своем, сказал Богу: «О Боже, пришедый в мир грешники спасти (ср.: 1 Тим 1,15)! Исполни и на мне, грешном и недостойном, то, что Ты обещал ныне чрез пророка Твоего! Вот отныне даю Тебе слово и, от всего сердца исповедуясь пред Тобою, даю обет, что впредь не буду делать греха сего; отвергая всякое беззаконие, буду отныне служить Тебе с чистой совестью! Ныне, Владыко, от сего часа приими меня кающегося, и припадающего к Тебе, и обещающегося удаляться от всякого греха!» “С такими обетами, — говорил брат, — вышел я из церкви, положив в душе своей не делать более ничего худого пред Богом”. Все слышавшие это в один голос воскликнули к Богу: “Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил ecu (Пс 103, 24)!”» Итак, христиане, зная из Божественного Писания и из святых откровений, сколь великую благость являет Бог к тем, которые искренно обращаются к Нему и покаянием очищаются от прежних грехов своих, зная, что Господь возвращает им обещанные блага, не наказывая их за прежние грехи, — зная сие, не будем отчаиваться в своем спасении! Бог обещал чрез пророка Исаию омыть погрязших во грехах, убелить их как волну и снег и удостоить благ Небесного Иерусалима (см.: Ис 1,18–19). Также и чрез святого пророка Иезекииля Бог с клятвой уверяет нас, что Он не хочет погибели грешника: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился… и жив был (Иез 33,11). ОБ АВВЕ ПЕТРЕ ДИОССКОМ • Петр, пресвитер Диосский, когда бывал на общественной молитве, то хотя его и принуждали стоять напереди всех из уважения к его священству, он по смирению всегда становился позади других, исповедуя грехи свои, как написано об этом в житии аввы Антония.

http://predanie.ru/book/220022-alfavitny...

Глава XIV    Таким образом, слова: «...начало быть. В Нем была жизнь» (Ин. 1:3-4) следует понимать и так: «Начало быть в Нем». Ибо что же создано не в Нем, когда, перечислив многие, в том числе и земные твари, псалом говорит: «Все соделал Ты премудро» (Пс 103.24); подобным же образом говорит и апостол: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол 1.16). При подобном прочтении, однако, может показаться, что и сама земля со всем, что на ней есть, суть жизнь. Но если нелепо говорить, что все живет, то еще нелепее утверждать, что не живущее есть жизнь; поэтому (евангелист) и уточняет, о какой жизни идет речь, прибавляя: «И жизнь была свет человеков». Посему следует читать так: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4), т. е. не в самой твари, не в ее собственной природе, но — в Нем жизнь, и эта жизнь — не тварь, созданная Словом, а жизнь и свет людей, т. е. сама Премудрость, само Слово, единородный Сын Божий. Именно в Нем заключается жизнь всего, что сотворено. Итак, все, что создано, было в Нем уже жизнью, и не просто жизнью, ибо и о скотах мы говорим, что они живут, хотя и не принимают участия в премудрости, но — жизнью, которая была светом для людей. И мудрые умы, очищенные Его благодатью, способны воспарять до таких высот веденья, что выше и блаженнее нет ничего. Глава XV    Есть, однако, и такое мнение, что все, сотворенное Словом, в Нем есть жизнь; в этой жизни Оно созерцало все, когда творило, и как созерцало, так и творило, видя все сотворенное не вне Себя, а в Себе. И это созерцание было не одним у Него, а другим — у Отца, но одним и тем же у обоих, как и сущность Их — едина. Именно так о Премудрости, которою все сотворено, и говорится в книге Иова: «Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых» (Иов 28:12-13). И там же, немного ниже: «Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной: тогда Он видел ее и явил ее» (Иов 28:23-27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Изобличенный Павлом, брат откровенно пред всеми исповедал дела свои. «Я, – говорил он, – человек грешный, с давнего времени и доселе предавался блудодеянию. Вошедши ныне в святую Божию церковь , услышал я слова святого пророка Исаии, или лучше, самого Бога, говорящего чрез пророка: Омойтесь, очиститесь; удалите злыя деяния ваши от очей Моих; ...научитесь делать добро... Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю... Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли ( Ис.1:16–19 ). Я, блудник, – продолжал он, – пораженный до глубины души словами пророка, сокрушаясь в сердце своем, сказал Богу: «О Боже, пришедый в мир грешники спасти (ср.: 1Тим.1:15 )! Исполни и на мне грешном и недостойном то, что Ты обещал ныне чрез пророка Твоего! Вот отныне даю Тебе слово и, от всего сердца исповедуясь пред Тобою, даю обет, что впредь не буду делать греха сего; отвергая всякое беззаконие, буду отныне служить Тебе с чистой совестью! Ныне, Владыко, от сего часа прими меня кающегося и припадающего к Тебе, и обещающего удаляться от всякого греха!» С такими обетами, – говорил брат, – вышел я из церкви, положив в душе своей не делать более ничего худого пред Богом». Все, слышавшие это, в один голос воскликнули к Богу: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси ( Пс.103:24 )!» Итак, христиане, зная из Божественного Писания и из святых откровений, сколь великую благость являет Бог к тем, которые искренно обращаются к Нему, и покаянием очищаются от прежних грехов своих, зная, что Господь возвращает им обещанные блага, не наказывая их за прежние грехи, – зная это, не будем отчаяваться в своем спасении! Бог обещал через пророка Исаию омыть погрязших во грехах, убелить их как волну и снег, и удостоить благ небесного Иерусалима (см.: Ис.1:18–19 ). Также и чрез святого пророка Иезекииля Бог с клятвою уверяет нас, что Он не хочет погибели грешника: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился... и жив был ( Иез.33:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010