Вот еще великое число маловерных, которые неусыпно трудятся ради временных благ, а души их спят сном смертным и о том, как угодить Богу, никогда не подумают. Зато и сказано о таких: снизойдут во ад все народы, забывающие Бога (Ср. Пс.9:18 ). К числу забывающих Бога и погружающихся во зло, в котором лежит весь мир, принадлежат и те, которые хотя и слышат слово Христово: не заботьтесь о том, что будете пить и есть ( Мф.6:25 ), – но не могут отстать от попечений века сего. И они, разумеется, не наследуют радости вечной; ибо всякий из них печется о мирском, а печаль мира сего смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ), – как говорит апостол, – ведет душу в скорбь и муку. Потому-то и шепчет враг многозаботливой душе: нет тебе спасения в Боге твоем ( Пс.3:30 . Также отчужденными от жизни Божией должно почитать и тех – всегда учащихся, которые никогда не могут прийти в разум истины, и того, кто не хочет умудриться словом Господним и помышляет так: душа! много у тебя благ: покойся, ешь, пей и веселись ( Лк.12:16 ). И вообще все, которые помышляют о земном, суть спящие сном смертным; ибо их конец – погибель ( Флп.3:19 ), – как говорит апостол Павел. И вот о них-то возвестил Господь: слухом услышите, и не разумеете, ибо глаза свои сомкнули, да не увидят и не услышат, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их ( Мф.13:14–15 ). Блажен, кто может неложно сказать, как и апостол Павел: не к тому себе живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Он просвещает мой разум, Он производит во мне – еже хотети, как сказано в Писании, и еже деяти о благоволении ( Флп.2:13 ). Кто с усердием заботится только об одном, чтобы приобресть Христа, и, достигая мира с Богом, старательно хранит сердце и помышления свои во Христе Иисусе, – тот исполняется Духом Господним, Духом владычествующим и венчается от Него милостью и щедротами ( Пс.102:4 ). Ибо таковы обетования Господни: и дам вам сердце новое и дух нов, и вселюся в вас, и буду вам во Отца, и вы в сына и дщери Мне (Ср. 2Кор.6:6 ; Иез.36:28 ). Если Бог есть Дух, как возвещает Божия истина и в мире место Его, то нет сомнения, что там уже есть Божие Царство, или селение Божие, где водворяется мир Божий и душа обретает спокойствие, получает радость спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Добрым действиям Он всеми способами вспомоществует: любящим Бога… все содействует ко благу ( Рим.8:28 ). Но не лишены промышления Божия и люди нечестивые. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ; сн. Лк.15 гл.). От Его промыслительного ока не укрываются их злые намерения и действия. Не желая стеснять дарованной им свободы, Он допускает их злые действия, но направляет оные к благим последствиям ко спасению людей и славе Своего имени. Так, – допустив братьев Иосифа продать в Египет, этим Он приготовил в будущем средство к достижению многих, весьма благих целей ( Быт.50:20 ): допустив падение Давида и многих других святых, обратил это падение в урок и назидание для самих падших и для других, как и говорится у пр. Иеремии: Накажет тебя нечестие твое ( Иер.2:19 ). Иногда же Он разрушает злые намерения и дурные планы ( Исх.15:9–10 ; Ис.8:10 ; Пс.32:10 ), иногда останавливает или ограничивает их, как остановил, напр. беззаконие Авимелеха ( Быт.20:6 ) и ограничил злобу диавола против Иова ( Иов.1:12; 2:6 ). Но, хотя промысл Божий простирается на всех – благочестивых и нечестивых, однако люди благочестивые удостаиваются особенного попечения Божия о себе. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его… Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их ( Пс.102:13, 17–18 ). Весь псалом 90-й (Живущий под кровом Всевышнего...) служит изображением особенного покровительства Божия уповающим на Бога среди скорбей и бедствии жизни (сн. Пс.33:16–21; 91:13–16; 144:18–20 ). И. Христос верным Своим последователям обещал не только пребывание с ними во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ; сн. 18:20), теснейшее общение с Собою ( Ин.11:21, 23 ) и вообще обилие благ духовных, но и особенное содействие в удовлетворении нуждам житейским: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все (т. е. разные внешние блага) приложится вам ( Мф.6:33 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И вот на такого-то Писание, указывая, говорит: расточи, даде убогим и правда его пребывает в век ( Пс.111:9 ). В заключенье скажу еще премудрое изречение пророка Давида: кто премудр, тот сохранит сие и уразумеет милости Господни ( Пс.106:43 ). Милости же Господни, как замечает тот же пророк, пребывают только на боящихся Его, – на хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы творить их ( Пс.102:1, 7, 18 ). На таковых-то вот указывая, Писание говорит нам: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его ( Иак.2:5 ). На основании сем и учит Златоуст: «когда увидишь нищего, от прочих отверженного, презренного со скудостью и добродетелью жизнь препровождающего, и от друзей, сущих с тобою, злосчастным называемого, ты хвали его. Если скажут, что у него нет ничего, нечему ему порадоваться, ты, напротив, назови его блаженнейшим всех, потому что он имеет другом своим Самого Бога и обладает надеждою вечного блаженства, ибо какой ему вред от того, что он не имеет земного золота, когда он в надежде достигнуть Неба и наследия небожителей». Воспоминание жизни вечной 1 Друзья мои, друзья! бегите Вы грешной жизни, как чумы, И мир ничтожный разлюбите И связи с грешными людьми! Не здесь нам жить: есть жизнь иная! Мир слишком смутен и убог; Есть краше жизнь и – не земная, Где наш отец и друг – Сам Бог! О, есть ли что той жизни краше И есть ли Бога что святей? Парите ж к Богу мыслью вашей И возвышайтеся душей; Знакомьтесь чаще с небесами, Тоскуйте сладко вы о них И богоугодными делами У Бога выкупите их! 2 Когда на сердце нам повеет Благая весть о небесах, Святым восторгом пламенеет Душа, поверженная в прах: Там дивный свет сияет вечно Там ясной жизни полнота, Там наслажденье бесконечно, Там рай, и мир, и красота, Там Бог, всех радостей начало. О, братья, как от вести сей И сердце праведных людей Чистейшей радостью играло! Возлюбим Господа: и мы Сойдемся все там и, ликуя, Сольем сердца свои, умы В едином звуке: аллилуиа! 3 Ты мира гость! а любишь жить И с этой жизнью так роднишься. Что все здесь хочешь погостить, И все не можешь нагоститься?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ис.51:11 . И воз­вратят­ся избавлен­ные Го­с­по­дом и при­дут на Сион с пе­нием, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалят­ся. «И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их». Молитву предшествующего стиха пророк видит уже исполненной: верующий Сион избавлен будет Богом от всех его страданий и вкусит вечной радости. Нельзя не заметить, что изображение этой радости повторяет и усиливает мысль 3-го стиха той же главы. Хотя и вообще надо сказать, что пророчество об избавлении и спасении от Бога, как источника вечной радости и величия – одно из наиболее характерных для кн. пророка Исаии, во всем ее составе ( Ис.5:25 ; Ис.9:12, 17, 21 ; Ис.10:4 ; Ис.11:1 ; Ис.35:10 ; Ис.43:1 ; Ис.44:22 ; Ис.49:7, 26 и др.). Ис.51:12–13 . Содержат в себе упрек по адресу малодушных и близоруких людей, которые боятся людского ничтожества, но забывают о силе Божественного всемогущества и утрачивают надежду на небо. Ис.51:12 . Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что бо­ишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, «Я, Я Сам – Утешитель ваш.» Раньше, утешителем Сиона пророк Исаия неоднократно называл Самого Господа ( Ис.49:13 ; Ис.51:3 ); очевидно, что и говорящий здесь Мессия, по существу, не отличается от Бога. Если же мы сопоставим данное место с его ближайшими параллелями из того же пророка ( Ис.11:1–2 ; Ис.48:16 ), и осветим все это новозаветным светом, именно словами Самого Господа: «утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ); то получим глубокое выражение тайны Троичности Лиц, при единстве их Божественного Существа. «Кто ты, что боишься человека... и сына человеческого, который тоже, что трава?» Параллелизм образов «человека» и «сына человеческого» очень напоминает подобный же в псалмах Пс.8 и Пс.143:3 . А сравнение кратковременной и скоропреходящей славы и силы человека с травою, кроме псалмов ( Пс.102:15 ), не раз встречается и у самого пророка Исаии ( Ис.37 и Ис.40:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кажется, нет необходимости искать какого-либо особенного смысла в конструкции гл. с предл. . Последний, очевидно, употреблен в значении „о“, „об“, как он употребляется и при других глаголах, так называемых verba declarandi et dicendi (напр., 2Цар.18:5 ). Выражение LXX-mь вполне точно перевели πρ ατν и не должно исправлять этот перевод в περ ατν, как читается во многих кодексах, потому что πρ и у классических писателей означает иногда „о“, „об“ 60 . Чадм своимъ поведите. Евр. „детям (сыновьям) вашим расскажите“ – о таком страшном бедствии (ср. Исх.10:2 ; Пс.43 ; Евр.44:2 ; Вт.4:9, 6:7). А чада ваша чадмъ своимъ. Евр. , „а дети ваши детям своим“, т. е. пусть расскажут. Так как евреи в своем языке не имели слова, означающего „внук“, то обыкновенно употребляли описательную форму „сын сына“ (ср. Исх.34:7 ). Поэтому и у Иоиля выражение „ чада чадъ“ также может означать „внуки“. А чада ихъ роду слдующему. Евр. , „а дети их роду следующему“. Этими словами пророк хочет сказать, что бедствие (ст. 4), постигшее царство Иудейское, не должно быть забыто даже отдаленными поколениями, т. е. никогда (ср. Пс.108 ; Евр.109:13 ; Пс.102 ; Евр.103:17 ). Роду. Евр. слово происходит от гл. , собств. окружил, и поэтому означает „обход кругом“, περοδος; отсюда же: „круг или период времени“, потом: „люди, живущие в известном периоде времени“, род, поколение. Таким образом, слово существенно отличается от (собственно – общество) 61 и (собств. – масса народная) 62 . LXX-mь слово вполне соответственно его значению, переводят γενε. Рассмотренный нами 3-й стих представляет сходство с Исх.10:1–2, 6 . Здесь мы читаем: „И сказал Господь Моисею: войди к Фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте“ (ст. 1–2). Из стиха же 4-го видно, что под „знамением“ здесь разумеется саранча, о которой Моисей говорит Фараону: такого бедствия „не видали отцы твои, не отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня“ (ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Как велика милость Его, так велико и обличение Его (Сир. 16:12–13). Сожаление есть мотив порицания, а спасение того, к кому относится порицание, есть цель порицания. Все же что Бог, Отец Господа нашего Иисуса, благ, об этом может сказать нам и сам Логос. Он говорит о своем Отце: Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6:33). И далее: будьте милосердны как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Он говорит даже прямо: Никто не благ как только один Бог (Мф. 19:17) на небесах (5:12). Кроме того, в другой раз Он говорит: Отец Мой повелевает своему солнцу восходить над злыми и добрыми (Мф. 5:45). Здесь нужно обращать внимание на то, что своего Отца, который благ, Логос вместе с тем называет и Демиургом (создателем и украсителем мира), а что Демиург правосуден, это не отвергается. И далее: Мой Отец посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Так как Он дождь посылает, то для царства вод и облаков, значит, состоит Он Демиургом, а так как оный посылает Он на всех, то, значит, разделяет Он его на основании совершенного равенства и справедливости; а поскольку Он благ, посылает Он дождь равномерно на праведных и неправедных. Следовательно, совершенно правильно мы заключаем, что об едином по числу и по существу Боге говорится в следующих выражениях Писания: Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов (Пс. 8:4) и в этом: Живущий на небесах (Пс. 2:4). Престол Его на небесах (Пс. 10:4; 102:19), песнословит о Нем Дух Святой. А Господь и Сам говорит в молитве: Отче наш, сущий на небесах (Мф. 6:9) Небо же есть собственность Того, кто мир основал. Теперь, следовательно, неопровержимо, что Господь есть Сын Творца мира (Демиурга). Если же теперь признается, что Творец мира по Божия преимуществу правосуден, а Господь есть Сын Его (Демиурга), то, следовательно, Господь есть Сын правосудного Бога. Поэтому и Павел говорит: ныне, независимо от закона, явилась правда (Рим. 3:11). И опять, чтобы еще более поставить это дело в соотношении с Богом: правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Но неистинным человек может быть не только в речах, но также и в мыслях, и в делах своих. Есть люди, которые представляются расположенными к ближним своим, но на самом деле далеко не таковы. Ирод, например, говорил добрые речи волхвам, но в действительности был злой и лживый человек, потому что имел при этом недобрый замысел. Равным образом лица, подосланные фарисеями и саддукеями к Господу с вопросом, следует ли давать дань Кесарю или нет, были лживы, поскольку хотели при этом не истину узнать, а уловить Господа в слове. При мысли о них невольно припоминается изречение псалмопевца: «и если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, вышедши вон, толкует». Фарисеи не были истинными даже в молитвах своих, ибо молились лицемерно. Они были виновны в этом грехе настолько, насколько старались при этом выставить себя благочестивыми, не имея благочестия в сердце. А лицемерие есть ложь и притом – самого позорного вида. Удалим же далеко от своего сердца низкую лживость и лицемерие и никогда не допустим в него этих презренных пороков. К этому да побудит нас учение об истинности и верности Божией. Что мы выражаем, когда называем Бога истинным? Что мы выражаем, когда называем Бога верным? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог истинный и верный? К чему побуждает нас сия истина? 14. Бог есть совершеннейшая любовь и потому – Дух всеблагий, премилосердый, многомилостивый и долготерпеливый Бог есть любовь. 1Ин.4:16 . Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его. Пс.144:9 . Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Пс.135:1 . Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Пс.102:8 . Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Иез.33:11 . Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. 1Ин.4:19 . Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Рим.2:4 . В первом послании к коринфянам апостол Павел пишет: «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Отче наш, иже еси на небесех! Как высоко величество Твое! Как дивно превознесен Ты над всеми! И видимое небо чудно как указывает на величие Твое, как над всею землею являет славу Твою, и до пределов вселенной открывает силу Твою! Если столь высоко небо и так величественно солнце – дело рук Твоих: каков же должен быть Создатель? О, сколь Ты, Отче, превосходен пред всем Своим творением! Ты, сущий на небесах! Не только небо видимое нами, но и небо небес не довлеет Ти, сказано: и потому Ты превознес величие Свое превыше всех небес (Ср. Пс.8:2 ). И никтоже взыде на то небо, токмо Сын на небеси ( Ин.3:13 ). Так по величеству славы Твоей, Ты превознес и величие Свое, О, Отче святый! Как величественно, достопоклоняемо и свято должно быть имя Твое по всей земле! Да святится имя Твое! Превеликое имя Отца светов всею разумною тварью почитается; и пророк сказал: свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Свято оно и страшно даже небесным силам; тысячи тысяч и тьмы тем предстоят пред Его престолом на небесах, и, покрыв лица, день и ночь друг другу вопиют: свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис.6:3 ). Так свято и страшно имя Твое, Отче наш, небесному воинству! Да будет свято оно и страшно нам, земным чадам Твоим. Как на небесах страшатся имени Твоего, и сим страхом, как источником, благоволение Твое непрестанно изливается; так и на земле милость Твоя, Господи, от века и до века пребывает на боящихся Тебя ( Пс.102:17 ). Посему и просим мы: подай, Господи, страх Твой в сердца наши, и да будет свято для нас великое имя Твое. О, если бы мы оставались всегда в той свободе, которую даровал нам Христос Бог, и не подвергались игу рабства греховного ( Гал.5:1 )! Если же и опять лишились свободы чад Божиих, то искали бы со всем усердием Царствия Божия, которое внутрь нас есть ( Лк.17:21 ), и достигается усилием, постоянным навыком в добре. Ибо Царствие Божие усилием восхищается, и только прилежные искатели находят Его; потому и сказано: ищите прежде всего, прежде всех временных благ, Царствия Божия и правды Его ( Мф.6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Также написано в Евангелии: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:9-10). Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них . Небесные силы более, чем люди, боятся и почи­тают Бога: чем более они сознают, тем более боятся Его. У них нет ни упрямства, ни неповиновения, ни непослушания, потому что они сильные крепостью, творящие слово Его (Пс.102:20). Видишь ли, что страх их велик? Те, которые не подлежат никакому наказанию, смотри, каким охватываются ужасом. Если даже сами серафимы не смеют взирать на Него, то как мы можем испытывать Его? Подобно тому, как на этой земле, чем более мы смотрим на солнечные лучи, тем более вынуждены отступать, так и тогда, чем более созерцаем Христа, тем более нам нужно бояться Его. Смотри, как Он прославился на горе: ученики Его были устрашены и пали ниц. Пророки часто не повиновались Богу, ангелы же никогда не делали этого. Почему же? Ради великого страха. Хвалу Ему от концов земли . Этими словами возвещается то, что имеет быть по всей земле, по написанному: во всю землю вышло вещание их (Пс.18:5). Вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них . Смотри: звук проповеди прошел по всей земле. Но, может быть, кто-либо скажет: ужели те, которые населяют глубины земные, лишены проповеди, – ведь и Давид говорит: они видели дела Господни и чудеса Его во глубине (Пс.106:24)? Ничего против этого нельзя сказать; и им Бог даровал мно­гое для познания Божественного ведения, им даже нужно быть более внимательными к добродетели, потому что страшное море может в высшей степени поражать их души, – постоянно они видят возбужденные и грозные волны, постоянно смотрят на смерть и тени.   11-24. Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар . Пустыня и веси никогда не веселятся. Но Священное Писание, когда Бог намерен совершить милость, обыкновенно прино­сит радостную весть и неодушевленным предметам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

99.  Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14. 24). 100. Мф. 22 11–13. 101.  Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 23). 102. Рим. 5. 5. 103. Ин 12. 48. 104.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18) 105. Лк. 5. 24. 106. Ин. 9. 39–41. 107. Мф. 9. 13. 108. Житие Пахомия Великого. Vies des Peres des deserts d " Orient par le R. P. Michel Ange Manin. Знал Евангелие наизусть святой Тихон Воронежский. 109.  Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1. 21). 110. 2 Пет. 2. 16. 2 Кор. 2. 15–16. 111.  На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим (Ис. 66. 2). 112.  Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12. 25). 113. Преподобного Марка Подвижника, о законе духовном, гл. 32. Добротолюбие. 4. 114.  Господь с неба (1 Кор. 15. 47). 115.  Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12. 36) 116.  С праведным поступишь Ты по правде Твоей, и с мужем неповинным по безвинности его. И с избранным поступишь, как с избранником… (Пс. 17. 26 27). 117. Лк. 16 9. 118. 1 Кор 1. 10. 119. Преподобный Нил Сорский Правила 120. Алфавитный патерик. 121. Притч. 11. 15. 122. «Никто да не читает, — сказал священномученик Петр Дамаскин, — не служащего к угождению Божию. Если же и прочтет когда что таковое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его, по состоянию, которого он достиг… Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность». Святого Петра Дамаскина кн. 1, статья о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 3. 123. При совершении Таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических. — Требник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010