«За них Я освящаю Себя, чтобы и они были освящены в истине» 127 . С. 381 Божественность Христа (Евр.1:10–12; ср. Пс.101:26–28) И сам божественный Павел не позволяет нам усомниться в том, что Оно (Слово) не перестало быть тем, чем Оно было, что Оно есть и чем Оно непрестанно будет, а именно Богом – хотя говорят, что Оно было помазано от Отца по человечеству – прибавляя сразу после: «Ты, Господи, в начале основал землю, и небеса суть дела рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь, и все они, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернешь их, и будут изменены; но Ты – Тот же, и года Твои не кончатся» 128 . Превосходство Христа над ангелами ( Евр.1:13–14 ; ср. Пс.109:1 ) Затем он тотчас присоединяет к этим (словам): «И кому из ангелов Он когда-либо сказал: «Сиди справа от Меня, доколе Я не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?» 129 . И, по моему мнению, имея здравый смысл, нельзя полагать, что Сидящий с Отцом является другим по отношению к Рожденному по плоти от Святой Девы. Сам Эммануил подтверждает это для нас, говоря вождям иудейским: «Что вам кажется о Христе? Кого Он Сын?» Они ему говорят: «Давида» 130 . Затем Христос (говорит) им: «Как же Давид в Духе называет Его Господом, говоря: «Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня»»?» 131 . Итак, пойми, что он называет также Господом Помазанного как человека (преимущественно) перед Своими соучастниками и говорил, что (Он) основал в начале землю и создал сами небеса, и что Он существует непрестанно 132 . Ибо Слово, (происходящее) от Бога Отца, вечно по природе, тогда как начавшие быть через Него не обладают сущностно безначалием во времени, ведь они призваны в бытие от Бога, Который, как сказано, Один обладает бессмертием, ибо, за исключением Его, все тленно и смертно. И он добавляет к этим (словам) ясное и очевидное доказательство превосходства, присущего Ему по природе: «Кому, – сказал он, – из ангелов: «Сиди справа от Меня»? Не все ли они суть богослужебные духи, посылаемые на служение из-за имеющих наследовать спасение?» 133 Ибо, если Один 140 сидит на седалищах Божества,

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Какое еще лучше доказательство нужно тебе, безумец, в том, что последователи вашей веры ошибаются, последователи же нашей - правы? Ибо, если бы все ваше учение не было пустословием и ложью, то оно, имея такую поддержку в людях, не уменьшалось и не ослабевало бы так в своих последователях. Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся, многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу (Пс.36:35,36). Эти слова Пророка относятся к вам, сторонникам идолопоклонства, так как скоро, скоро настанет время, когда не будет уже ни одного из вас. Вы исчезнете с лица земли, как исчезает дым в воздухе; истаете, как тает воск от близости огня. А о Евангельском учении Господь говорит: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф.24:35). Псалмопевец восклицает: В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса- дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; а все они, как риза обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся (Пс.101:26,28). И божественные вестники пришествия Христова, мудрые рыбаки, исторгшие всех из глубины лжи, о которых ты с таким презрением отзываешься, ты, ничтожный раб греха, - воссияли в мире, подобно солнцу, даруя слепым зрение, глухим - слух, хромым - способность свободно ходить, мертвым - жизнь. Самые их тени исцеляли всякие людские страдания. Злых духов, которых вы боитесь, как богов, они не только изгоняли из людей, но и вообще из вселенной силою знамения Креста, на который они указывали, как на всемогущее средство, отвергнув всякую ворожбу. Таким образом, Апостолы, исцеляя могуществом Христа всякий людской недуг, восстановляя разрушенное, естественно служат предметом удивления для всех благомыслящих, как вестники истины. Что же ты теперь можешь сказать о твоих мудрецах и ораторах, которых Господь, при всей их мудрости, уличил в глупости? Что скажешь о приверженцах диавола? Что достойного внимания сделали и оставили они для людей? О них что можно сказать, кроме их недальновидности, глупости и некоего искусства скрывать под внешним блеском речи всю грязь своей постыдной веры?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Паче причастник Твоих, или «преимущественно пред соучастниками Твоими». Иисус Христос, как единородный Сын Божий, и по человечеству, принял от Отца ту славу, которую имел Он прежде бытия мира, по Своему Божеству и единосущию с Богом Отцем ( Ин.17:5 ). Это прославление человечества Христова означают Евангельские слова: вознесеся на небо и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ). А верующие в Иисуса Христа и последующие Ему, как дети Божии по благодати, удостоиваются участия в Божественной славе соответственно их приемлемости, или нравственному достоинству. 10. И паки: в начале Ты, Господи, землю основал еси: и дела руку Твоею суть небеса: 11. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза, обетшают: 12. И яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Или: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса, суть дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь, их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). Апостол еще привел из псалма такое место, которое ясно показывает превосходство Иисуса Христа пред Ангелами по Его Божескому величию. Слова псалма изображают Его вечным Богом Творцем, правителем и преобразователем неба и земли. «В начале», т. е. когда не было ни земли, ни неба, а существовал вечный Триипостасный Бог, – Ты, Господи, «основал землю», – то же, что сотворил или даль земле бытие; и небеса суть «дело рук Твоих», – дело Твоего всемогущества, Твоей всесильной творческой воли. «Они погибнут», потеряют свой настоящий вид, – «а Ты» неизменно «пребываешь»; и «все обветшают, как риза», сделаются несоответствующими своему назначению, или будут иметь нужду в обновлении, как обветшавшая; риза; «и Ты», Всесильный, «как одежду свернешь их», для того, чтобы устранить обветшавшее, и дать им новый вид, – «и изменятся»: и будет небо новое и земля новая ( 2Пет.3:13 ; Откр.22:1 ). «Но Ты тот же», Ты не изменяешься ни в Твоем вечном существе ( Иак.1:17 ), ни в твоих определениях ( Пс.32:11 ); «и лета Твои на кончатся»: как не получил Ты начала своего бытия, так не будешь иметь и конца в беспредельной вечности Твоего всесовершенного и преславного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Это откровение о том, что перемены нет в Боге, отражается в разных библейских местах. Например, Пс.101:26–28 : “В начале Ты, [Господи], основал землю и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся”. Об этой же противоположности изменяемости человека говорится и в Пс.144:13 – “Верен Господь во всех словесех Своих”. Или Чис. 23: 19 : “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?”. В самой формулировке свойства неизменяемости не идет речь о том, что Бог есть неподвижное бытие. О неподвижности мы ровно ничего не знаем и ничего не можем сказать. Мы знаем, что Бог Живой, что Он сама жизнь, а неизменяемость нами постулируется только в том, что Бог не может иметь ни начала, ни конца и свойства Божии не могут ни уменьшиться, ни увеличиться. В этом аспекте мы и рассматриваем свойство неизменяемости Существа Божиего. Какие еще трудности здесь возникают? Я их просто перечислю. Прежде всего – это рождение Сына от Бога Отца и исхождение Святого Духа. Противоречит это или не противоречит неизменяемости? Вы знаете, что Бог Сын вечно рождается из Существа Божиего, а Дух Святой вечно исходит, поэтому говорить о том, что здесь нарушается неизменяемость, никак не приходится, хотя приходится говорить о жизни Божественной. Второе – это воплощение Бога Слова. Мы можем сказать, что один век до Рождества Христова Бог был совсем не такой, как сейчас. Потому что в 1 веке до Р.Х. Бог Сын не имел плоти человеческой, в Рождестве плоть соединилась с Богом и никогда не разлучалась. Даже когда была крестная смерть Господа, то и тогда Божество не отлучалось ни от души, ни от тела: “Во гробе плотски, с душею же во аде яко Бог”. Изменение есть. Но какое? Когда мы говорим о Существе Божием, мы говорим о неизменяемости. Это – внутреннее свойство Существа Божия. Но здесь не говорится об изменениях внешних. Приведу сравнение, правда, достаточно грубое: от того, что мы поменяем одежду, изменились мы или нет? Не изменились. Конечно, было бы кощунственно говорить о том, что Боговоплощение – это то же, что изменение одежды. Отнюдь нет – это самое серьезное, а для нас самое важное событие, потому что только благодаря Боговоплощению стало возможным наше спасение. И это, конечно, факт важнейший, но тем не менее по отношению к Существу Божию внешний. При Боговоплощении Божество не изменилось, не перешло ни в какое другие состояние. То есть Сущность Божия осталась той же, а произошло другое: в Личности Бога Сына еще добавилась вторая природа – человеческая. Подробнее мы будем говорить об этом позже.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

7й член. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Его же Царствию не будет конца. Смысл здесь тот: вспомнив предречение Пророка Еноха, о Страшном Суде: Се идет Господь с тысящами Святых (Ангелов) Своих совершить суд над всеми! ( Иуд.1:14–15 ); а потом послание Апостола Петра, вещавшего, что: Нынешние небеса и земля тем же словом содержатся и сберегаются огню на день суда и погибель нечестивых человеков ! ( 2Пет.3:7 ) и, наконец, слова Самого Спасителя, говорившего Ученикам о дне Суда: Когда же приидет Сын человеческий в славе Своей, и все Святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея; и соберутся пред Ним все народы; и отделит их друг от друга так, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою руку, а козлищ по левую ( Мф.25:31–34 ); равно, как и изречения Его, — Божественного царя и учителя, о Царстве Его: и приидут от Востока, и Запада, и Севера, и Юга; и возлягут в Царстве Божием ( Лк.13:29 ), и ответ Его Пилату: Царство Мое не от мира сего! ( Ин.17:36 ), — всякий Православный Христианин, воззвав, подобно псалмопевцу Давиду: Ты, Господи, основал землю, и небеса есть дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все они обветшают, как риза, и, как одежду, Ты свернёшь их, и изменятся: но Ты Тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс.101:26, 27, 28 ), — должен с благоговейным страхом и несомненной надеждой сказать: верую и исповедую, что Господь Иисус Христос, вознёсшийся с плотию на небо, снова, приидет на землю, со славою и величием Божиим, дабы судить живых и мёртвых, и, воздав из них каждому по делам его, будет царствовать с благоугодившими Ему бесконечно! 8й член. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема, и славима, глаголавшаго Пророки. Смысл здесь тот: что, припомнив Иорданское заявление Предтечи о Христе: Я не знал Его; но пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящийся Духом Святым! ( Ин.1:33 ); припомнив слова Самого Спасителя о Духе Святом Никодиму: Дух животворит!..

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

" В начале Ты, основал землю, и небеса -- дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся " (Пс. 101. 26-28). Фрагмент облачения св. Кутберта В книге Премудрости Соломона сказано, что " на подире первосвященника был целый мир " (Прем. 18. 24). Об символах природных стихий среди облачений первосвященника упоминают Филон Александрийский и Иосиф Флавий. Филон Александрийский учил, что " всякий человек по своему телесному устроению сородственен всему миру, ибо образован из тех же самых стихий " (О сотворении мира, 146). Одежды ветхозаветного архиерея соответствовали космическому значению завесы Иерусалимского храма. По словам Филона Александрийского вместе с первосвященником во святое святых входила вся вселенная, изображенная на его облачениях (Жизнь Моисея, II). В новозаветной традиции богослужебные облачения также соотносятся с космической символикой храма. Богослужение Православной Церкви указывает на связь между совершенным Христом спасением человека и преображением всего творения. Домостроительство спасения человека и человечества во Христе, начатое в Воплощении Сына Божия через соединение с Его Божеством плоти человеческой, означает в то же время и спасение видимой Вселенной посредством преображения ее во Христе и Теле Его - Церкви (Духовное преображение творения в православном богослужении, Журнал Московской Патриархии 1983). Чин облачения архиерея на середине храма означает вочеловечение и Крещение Христовы. В византийских храмах архиерей облачался, стоя на реках изображенных на полу храма. При этом святитель изображал Христа, облекшегося в одеяние падшего адамова естества и омывшего одежду человеческой плоти водами крещения. В службе на Богоявление (Крещение) Господне Святая Церковь воспевает: " Одеяйся светом, яко ризою, нас ради по нам быти сподобился есть, во струи одевается днесь Иорданския... Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир " (стихиры на литии).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/cu...

Глава XXIV. Какие пророчества о конце этого века и о последнем суде Божием заключаются в псалмах Давидовых    Многое говорится о последнем суде в псалмах, но по большей части мимоходом и вкратце. Не могу, однако же, обойти молчанием того, что яснейшим образом говорится о конце настоящего века. «В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101:26-28). Что значит, что Порфирий, восхваляя благочестие евреев, по которому они чтут великого, истинного и для самих божеств страшного Бога, укоряет христиан на основании оракульских изречений своих богов в величайшей глупости за то, что они утверждают, что этот мир погибнет? Вот в писаниях еврейского благочестия говорится Богу, пред Которым, по признанию великого философа, трепещут эти его божества: «Небеса — дело Твоих рук. Они погибнут». Неужели в ту пору, как погибнут небеса, не погибнет мир, высшую и безопаснейшую часть которого эти небеса и составляют? Если такая мысль не нравится Юпитеру, оракул которого, в качестве наиболее авторитетного, как пишет этот философ, порицает ее в веровании христиан, то почему подобным же образом не порицает он, как глупость, мудрость евреев, в религиозных книгах которых она встречается? Затем, если в этой мудрости, которая нравится Порфирию до такой степени, что он заявляет о ней через изречения даже своих богов, говорится, что небеса погибнут; то к чему такая пустая увертка: между прочим или сверх всего прочего выставлять на вид в вере христиан как нечто ужасное то, что в ней мир представляется имеющим погибнуть, когда только при его гибели и могут погибнуть небеса?    Притом, хотя в собственно наших священных Писаниях, а не в тех, которые у нас общие с евреями, а именно, в Евангелии и в книгах апостольских, говорится: «Проходит образ мира сего» (1Кор. 7:31); говорится: «Мир проходит» (1Иоан. II:17); говорится: «Небо и земля прейдут» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Да устрашат тебя слова Господни, повелевающие: и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нём нагота твоя ( Исх. 20:26 ), имея в виду ступени порока и надменности. Потому что откроется нагота твоя и, как сказано, узнают, что есть суд ( Иов. 19:29 ). 98. Монаху Лампадию Не только Иуда, презрев суд Божий, предал Господа, но в число предателей входят и христиане, которые не исполняют Божественные заповеди, пренебрегают ими, ведут себя высокомерно и следуют своим лукавым желаниям. 99. Ему же Принявший послушание из страха Божия служит братии, но если впоследствии ожесточится, возгордится и будет брать деньги на собственные нужды, то он преступил Божественные законы, отверг и нарушил обеты отречения и подчинения, поэтому он называется изменником данному слову. 100. Архимандриту Евстафию Ты тщательно украшаешь полный мешок, заботясь об утучнении плоти, подобно птице откармливая себя во тьме неведения. Какое же оправдание найдёшь ты себе, когда придёт Судия всех? 101. Монаху Евмафию Когда некоторые из братий, прежде полного очищения от страстей, не усовершенствовавшись в образе жизни, берутся учить других, тогда демоны, смеясь над ними, подают друг другу знаки, как бы говоря и рассуждая: будет он в своё время нашей добычей, осмеливаясь давать советы вопреки Господней воле. Поэтому, пока мы ещё зелены и не стали зрелыми плодами, не возжелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться игрушками демонов. 102. Монаху Евфимию Пятьдесят четвертый псалом напоминает нам о страхе, трепете и тьме греховной: страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня. И я сказал: кто дал бы мне крылья как у голубя? я улетел бы и успокоился бы ( Пс. 54:6–7 ), то есть в минуту объявшего меня бедствия я достигну Бога и успокоюсь у своего человеколюбивого Владыки. Потому что Он – покой уставших от греха. Поэтому и говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф. 11:28 ). Поэтому Давид и открывает очи подвизающимся, настраивая их, чтобы они не отчаивались, заканчивает псалом благим упованием. 103. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Заключенные сами в пределах времени, и видя вокруг себя одно временное, мы совершенно не в состоянии представить себе образа вечного существования Божия, но тем не менее разум наш не может не признать в Боге и этого свойства: а) Бог есть существо самобытное, т.е. такое, которое ни от кого и никогда не получало начала своего бытия и в самом Себе имеет неиссякаемый источник жизни, – след. не может иметь и конца; б) Бог есть существо совершеннейшее и беспредельное, свободное от всех ограничений, след. и от всяких пределов времени: начала, продолжения или преемственности и окончания. Вечность Божию допускали и языческие философы. Цитаты о Божественной вечности « Бог есть Дух вечный и присносущий. Вечность Божия состоит в том, что Бог не имеет ни начала, ни конца бытия Своего, и что бытием Своим Он обладает без всяких условий времени». архиепископ Антоний (Амфитеатров) «Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца Своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени». митрополит Макарий (Булгаков) «Будучи в Своем существе неизменяем, Бог поэтому самому не зависит от времени, как одной из существеннейших форм всякого изменчивого бытия». епископ Сильвестр (Малеванский) «Бог – вечный. Бытие Божие – вне времени, ибо время есть лишь форма бытия конечного и изменчивого. (Время рассматривается, как “четвертое” измерение в релятивистской физике. Согласно современной космологии, пространство и время не бесконечны. Они появились и исчезнут вместе с миром). Для Бога нет ни прошедшего, ни будущего, но есть одно настоящее. “В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся” ( Пс.101:26-28 ). Некоторые свв. Отцы указывают на разницу между понятиями “вечность” и “бессмертие.” Вечность – это жизненность, не имеющая ни начала, ни конца. “Понятие вечности может применяться только к одному безначальному Божьему естеству, в Котором все всегда – то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелам и человеческой душе… Вечное в собственном смысле принадлежит только божественной сущности” (св. Исидор Пелусиот ). В этом отношении еще выразительнее – “превечный Бог”».

http://azbyka.ru/vechnost

Как видим, здесь, как и во многих других местах Нового Завета, к Иисусу отнесены ветхозаветные стихи, которые в их первоначальном контексте могут относиться только к Богу: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – Тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). В том же послании Сын Божий описан как принимающий поклонение от ангелов: «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» ( Евр.1:6 ). В Первом послании Петра Дух Божий назван «духом Христовым»: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:10,11 ). Список стихов, указывающих на Божество Иисуса, можно продолжить – но это потребовало бы объема книги, а не статьи. И что теперь с этим делать? Итак, Иисус, о котором говорят апостолы, это не мертвый учитель, оставивший нам свое наследие. Это Бог и Спаситель, с Которым каждый из нас может вступить в общение здесь и сейчас. Митрополит Антоний Сурожский так вспоминает опыт своего обращения. «Я решил ехать домой, попробовать обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим. Я у мамы попросил Евангелие, заперся в своем углу... Сидел, читал и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть». Обратиться ко Христу – это значит, прежде всего, осознать реальность Его личного присутствия. Необязательно пережить его настолько ярко, как это случилось в жизни митрополита Антония, – но принять свидетельство апостолов как истину. Христос есть Бог, Он Тот, Кто сотворил меня – и весь мир, Тот, Кто терпеливо ожидает, когда я обращусь к Нему в покаянии и вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010