Первое и решительное выражение истины о создании всего из ничего находится в словах Бытописателя: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Словами небо и земля Бытописателем и другими священными писателями обыкновенно обозначается весь объем бытия сговоренного (напр. Пс.148:1–6, 7–11; 88:12 ; Деян.14:15 ). – тоже, что у апостола словами – видимое и невидимое ( Кол.1:16 ). Это все Бог сотворил – bara (creavit). Словом bara в евр. яз. обозначаются творческие действия Божии в отличие от действий человеческих. Оно содержит в себе понятие не просто образования, формирования, а создания творческого (из ничего), происхождение того, что никогда не существовало, и никогда не ставится в связи со словом означающим предварительный материал, из которого бы Бог образовал что-либо (в последнем случае употребляются синонимические с bara слова, именно: asah – делать и jazar – образовать). И так как сила творчества свойственна только всемогуществу Божию, то тоже слово никогда не употребляется в речи ни об ангелах, ни о людих: один Бог называется Bara – Творец. В частности, что и Бытописатель этим словом обозначает мысль о происхождении неба и земли из ничего, ясно из связи и состава его речи. В связи со словом в начале (евр. bereschit), т. е. когда еще ничего не было, сотворил – bara несомненно выражает, мысль о творении из ничего. Тоже ясно и из всего состава речи, – из указания, что из созданной земли, которая была безвидна и пуста (2 ст.), Бог образовал постепенно все видимое. Истина о происхождении всего существующего вне Бога чрез творение, кратко и просто выраженная Моисеем, повторяется во всех писаниях ветхого завета. Веру в Бога, как Творца мира, исповедует Иов, когда говорит: кто во всем этом (т. е. в тварях) не узнает, что рука Господа сотворила сие ( Иов.12:9 )? То же повторяет Псалмопевец: в начале Ты, говорить он, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – от же ( Пс.101:26–28 ). Последними словами, очевидно, устраняется мысль о создании изменчивого бытия из неизменного существа Божия в смысле пантеистическом, а умолчание о веществе, из которого бы все было произведено Богом, показывает, что все существующее вне Бога – дело творческого всемогущества Божия: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9; 148:5 ). Веру в Бога, как Творца мира, исповедовали и пророки и постоянно напоминали об этой истине своему народу в виду склонности евреев к почитанию суетных и ничтожных богов ( Ис.51:13; 45:18; 37:16 ; Иер.10:11–12; 32:17; 51:15 ; Дан.14:5 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В 8 стихе богодухновенный певец приписывает Царю псалма необыкновенную любовь к правде и помазание, которое по обяснению И. Златоуста, не совершалось ни над одним из всех помазанников Божиих. Эти черты, хотя и чрезвычайны, однако, в некотором смысле, они приложимы к Соломону. По-видимому, певец стоит здесь, сравнительно с 7 стихом, на низшей степени пророческого отвлечения, но называя Царя псалма снова именем и притом в такой форме, которая не допускает тех возражений против себя, какие делались в 7 стихе 121 , потому что, что здесь повторяются слова 2Цар.7:11 , а равно и на основании значения слова он ясно даёт понять, что здесь говорится только о грядущем Царе, к Которому одному и относятся последние мысли, так как предмет их назван Богом. Мессианское значение 8 стиха в особенности становится несомненным, если под помазанием «елеем радости» разуметь не брак, а сообщение различных даров благодати 122 , или то помазание, ради которого Сын Божий и назван Мессией, т. е. Помазанником 123 . Престол воспеваемого должен существовать ες τν ανα το ανος, что соответствует еврейскому и 124 . Вечность престола Царя и особенно прославление её через этот псалом также есть свидетельство о необычайном достоинстве Сына Божия. Веному господству Сына соответствует и внутреннее достоинство Его, правота или справедливость 125 . Относя в ст. 10–12 к Сыну Божию слова Пс.101:26–28 , Апостол ещё выразительнее и определеннее обозначает Его равное и единосущное достоинство с Отцом, потому что в 101 псалме несомненно речь идёт о Боге Творце и совечности Ему Сына, причём вся прелесть образного могущества и силы вечного бытия Божия передается Апостолом во всей полноте и возможном совершенстве, что особенно рельефно сказывается в сравнении легкости свертывания одежды и видоизменения всей системы миров, которою как красивой одеждой облёкся Бог , по сотворении мира (κσμοσ’а, т. е. красоты и славы Божией) 126 . Представляя почти непрерывно одно псаломское свидетельство вслед за другим, Апостол как бы начертывает целую христологию Псалтири, что и понятно при том общем уважении к псалмам, которое питали к ним евреи, постоянно пользуясь ими и в домашних, и в богослужебных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   Чтобы охарактеризовать общее проявление первородной греховности, часто используется выражение «всеобщая порочность», которое подразумевает нравственное и духовное разложение человеческой природы в принципе, не всегда полностью и до конца актуализированном (ибо не настолько плох человек, насколько мог бы быть). Это означает, что каждая частица наша затронута грехом, и потому всякое наше действие не может быть настолько хорошо, насколько должно было быть, и, следовательно, ничто из того, что мы делаем, не имеет цены в глазах Бога. Что бы мы ни делали, мы не можем заслужить Божию милость, и, если бы не Его благодать, мы бы погибли.    Всеобщая порочность влечет за собой полное бессилие, т.е. такое состояние человека, при котором он неспособен искренне и чистосердечно ответить Богу и Его слову (Ин 6:44, Рим 8:7—8). Павел называет эту невосприимчивость падшего сердца состоянием смерти (Еф 2:15, Кол 2:13). Вестминстерское исповедание (9 3) поясняет: «Человек, впав в состояние греха, полностью утратил всякую способность к желанию духовного блага, которым сопровождается спасение, таким образом, в естественном состоянии человек совершенно не расположен к добру, мертв во грехе и неспособен собственными усилиями изменить себя или приготовить себя к спасению». Эту тьму может рассеять только слово Божье (Лк 18:27, 2 Кор 4:6). Самобытие Бога     Дети иногда спрашивают «Кто создал Бога?». Самым понятным ответом на их вопрос является следующий. Бог никогда не нуждался в том, чтобы Его создавали, потому что Он был всегда. Он существует иначе, чем мы. Мы, Его создания, обладаем бытием зависимым, производным, конечным и преходящим, а бытие нашего Творца вечно, самодостаточно и необходимо необходимо в том смысле, что Бог никогда не прекратит Своего существования, потому что такова Его вечная природа.    Самобытие Бога основополагающая истина. Свидетельствуя афинским идолопоклонникам «о неведомом Боге», Павел объясняет им, что этот Бог, Создатель мира, «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» (Деян 17:23—25). Бог имеет жизнь в Самом Себе и из Самого Себя черпает Свою неиссякаемую энергию (Пс 89:2—5, Пс 101:26—28, Ис 40:28—31, Ин 5:26, Откр 4:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово Божие, изображая святость Божию, заповедует нам, чтобы и мы на земле святили имя Божие, подражая Его совершеннейшей святости: «по звавшему вы святому, и сами святи во всём житии будете: зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (Пет.1:15–16)». Кто не хочет освящать себя молитвой, постом, покаянием и добрыми делами, тот не может быть удостоен блаженнейшего единения с Господом, потому что «кое общение света ко тьме?», – никогда не удостоится лицезрения Божия, потому что только «чистые сердцем Бога узрят». Чтобы избежать гнева и мщения Существа Праведного и Святейшего, Которое есть огнь поядыяй ( Евр.12:23 ) всякое нечестие и беззаконие, – будем, братия, стараться соблюдать и в мыслях, и словах, и делах своих чистоту и святость. «Измыйтеся и чисти будете, – отьимите лукавства от душ ваших» ( Ис.1:6 ). Аминь. Поучение 8-е (на первый член Символа веры). О вечности и неизменяемости Божией Бог есть Дух вечный: это значит, что Он не имеет ни начала, ни конца Своего бытия. Не было такого времени, когда не существовало Бога, и не будет такого времени, когда Бог перестал бы существовать. «Живу аз во веки» ( Втор.32:40 ), – говорит о Себе Сам Господь. Он пребывал тогда, когда ещё не было мира. «Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси» ( Пс.89:2 ), – говорит псалмопевец. Он будет пребывать и после того, как видимый мир прекратитъ своё существование: «в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко ризы обветшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же Тойжде еси и лета Твоя не оскудеют» ( Пс.101:26–28 ). Он есть единый, имеющий бессмертие ( 1Тим.6:16 ). Если только один Бог вечен и неизменяем, то в ком, как не в Нём, мы должны, братия, полагать всё Своё упование и надежду? Только Бог вечный может даровать нам и благо вечное и постоянное. Те же блага, которые мы получаем от мира, изменчивы и скоропреходящи (таковы например: богатство, крепость сил – здоровье, удовольствия, почести).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

3, 5). Какое чувство должно было возбудиться в душе Моисея, когда ему возбранено было приближаться к купине? Чувство благоговения. Запрещением близко подходить к купине Моисею дано внушение, что между ним и Господом Богом существует бесконечное расстояние. Он, Моисей, – тварь, во всем зависящая от Бога, а Бог есть творец и Владыка всего сущего. Он – земля и пепел, а Бог – самосущая жизнь и источник жизни. Он грешник, а Бог – всесовершенная святость и источник святости. Пред Его величием ничтожны бесчисленные миры небесные, по манию Его явившиеся на тверди небесной и Его силою и премудростью содержимые. Они погибнут, Ты же, Господи, пребываеши. И вся якоже риза обетшают, и яко одежду свиеши их и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (Пс. 101, 26. 28). Пред Царем неба и земли со страхом и трепетом предстоят безгрешные ангелы, сознавая смиренно безмерное расстояние по природе и совершенствам между ними и Им. Все это надлежало иметь в виду Моисею, когда ему повелено было не приближаться к купине. б) Мысль о благоговейном отношении к Ней еще яснее выражается в другом слове повеления Господа Моисею. Сказав: не приближайся семо, Он присовокупил: иззуй сапоги от ног твоих. Пред святынею купины надлежало стоять с необувенными ногами, чтобы не оставить на святом месте следов пыли и грязи, прилипающих к сандалиям. Внешняя чистота и опрятность, заповеданная Моисею на время стояния его пред купиною, была одним из видов внешнего чествования Божества. Это внешнее чествование необходимо, ибо Богу надлежит служить не только духом, но и телом. Прославите, Бога в телесех ваших, яже суть Божия (1 Кор. 6, 20). Но внешнее богопочтение угодно Господу только в соединении с внутренним. Чистота ног должна была напоминать Моисею о чистоте нравственной. Он должен был позаботиться об очищении своего сердца от греховной нечистоты. Он должен был знать, что стоит пред лицом Святейшего Существа, Которому мерзок помысл неправедный (Притч. 15, 26), пред Всеведущим, от Которого нельзя скрыть неприметных людям, гнездящихся в глубине сердца, грехов гордости, зависти, вражды, нецеломудрия, – пред Богом всеправедным, Которого нельзя оскорблять безнаказанно коснением во грехах, – пред Богом благости и любви, Которому наши молитвы и подвиги покаяния могут быть угодны только в соединении с миром и любовью к ближним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

(5). Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? (6). Умалил ecu его малым чим от Ангел. Поскольку Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением. (7). Вся покорил ecu под нозе его. Бог, сказав: сотворим человека по образу Нашему и по подобию – присовокупил: и да обладает рыбами морскими и прочим, подробно исчисленным (Быт. 1, 26) – и затем продолжает: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею (Быт. 1, 28). Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано: поставил еси его над делы руку Твоею – а в другом месте говорит: и дела руку Твоею суть небеса (Пс. 101, 26) – то ясно, что поставил его и над небесами, и, не утаивая, уже называет пребывание на небесах отошедших с земли, когда по обетованию наследуют Небесное Царство. Говорит же и Павел: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 17). Так должно разуметь и следующее: вся покорил еси под нозе его. Ныне покорил животных, но поскольку уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный над делами рук Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит Ему Отец: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Евр. 1, 13). (8). Овцы и волы вся. Этим обозначает уверовавших из израильтян. Еще же и скоты польския – этим указывает на язычников. (9). Птицы небесныя – т. е. превозносящихся житейским и людей самых неразумных, но высокомудренных. (10). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Приведенный, как сказано, в изумление боговедением, открывшимся у людей, повторяет прежние слова и тем усугубляет чудо. 9 (1). В конец, о тайных сына, псалом Давиду СОДЕРЖАНИЕ Впсалме этом изображает сокровенные дела Спасителя, – ибо многое совершено Им втайне. Таковы: рождение Его по плоти от Девы чрез Духа Святого, необыкновенные и чудодейственные силы, сама смерть, сошествие в ад и воскресение из мертвых. Ибо все это совершено Им втайне. Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк же от лица человечества входит с благодарением за все эти тайные дела и говорит: исповемся Тебе, Господи. Последней же печатью тайных дел Спасителя были: Его смерть, все совершенное Им в аде, Его Воскресение и Вознесение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

2:6).    Собрашася вкупе. По-еврейски: сговорились в собрании совещательном... Перевод LXX: συνηχθησαν επι το αυτο. Халдейский перевод: associate sunt una- вступили в сообщество и союз. Симмах: και υπαρχοι συσκεπτονται ομοθυμαδον. Начальники совещаются единодушно, чтобы, действуя поодиночке, не замешкаться или не оказаться слабыми и не потерпеть неудачи — се, сговорились действовать заодно, основали общество. (Еврейское слово: иасад — в этом смысле два раза встречается: у Ис. 44:28,— об основании Киром храма в Иерусалиме,— и в Исх. 9:18 — об основании или начале земли Египетской (Пс. 101, 26, 81:5)ю К этому можно подвести и другое значение, какое может иметь слово сие, если производить его от сур, arcanum,— секрет, тайна, именно — совещаться тайно о каком-либо деле, установить свои о нем понятия и виды и средства и таким образом воодушевить и подкрепить себя на дело. (В таком смысле, кроме сего места, оно встречается еще в (Пс. 30:14).) Как основание есть начало и главная часть здания; так и совещание есть как бы идеальное построение дела, по которому должно вестись потом оно и при самом исполнении. Исполнение сего пророчества очевидно в неоднократных совещаниях против Христа (Ин. 9:22): о взятии Его лестью (Ин. 11:47-53); о вопросах Ему (Мк. 12:13; Мф. 22:34-35); о пресечении распространения Евангелия (Деян. 4, 15-17, 5:33); об изыскании ложных свидетельств (Мк. 14:55); а потом — в определениях римского сената и указов императоров.    На Господа. Вот на Кого направили стрелы свои! Вот на Кого вооружились все и всеми силами и способами! На Того, Кто есть Господь всяческих (Иегова Сый),— от Коего все получило свое бытие и без Коего ничто не существует и существовать не может! Таков Бог в нераздельной Триипостасности естества, но здесь, может быть, разумеется преимущественно Бог Отец, так как о Боге Сыне, Мессии, тотчас прилагается слово. Подразумевать здесь и Духа Святого дают повод очевидные противления Ему иудеев, и Господом обличенные, и Апостолами замеченные (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Такой именно смысл содержат слова Псалмопевца: в началех, Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют ( Пс.101:26–28 ). В другом же месте, обращаясь к Богу, он говорит: прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси ( Пс.89:3 ), чем ясно показывает, что, тогда как Бог всегда был и есть, горы, земля и вся вселенная некогда не существовали, быв еще не созданы, и что, следовательно, как создание их произошло, так и существование их началось только во времени. Та же мысль о мире выражается и в Книге Притчей, где мудрость о себе говорит, что Господь имел ее началом пути Своего прежде созданий Своих искони и что она помазана от начала, прежде бытия земли ( Притч.8:22–23 ), а также в тех местах Ветхого Завета, где Бог изображается как первый или существующий от вечности и Своим бытием предваряющий бытие всех конечных сотворенных существ ( Ис.41:4, 44:6 ). Впрочем, мнение о безначальности мира не настолько было в первые века распространено, как другое, более позднее древнедуалистическое мнение, разделяемое многими гностиками, а именно мнение о вечности одной только материи, из которой будто бы через художническое действие рано или поздно был образован Богом весь мир. Ответом на это ложное мнение со стороны древних защитников христианской истины, как мы уже видели 104 , было, с одной стороны, разоблачение того противоречия, какое заключалось в допущении вечной материи как подчиненной и в то же время равной по своему вечному бытию Богу, а с другой – положительное разъяснение христианского учения о Божием миротворении, как творении из ничего, чем прямо отстранялась и исключалась не только та мысль о мире, что он не всецело или только по материи своей вечен, но и та, что Бог создал его от вечности. Так именно понимали учение древнейших христианских апологетов о миротворении и самые их противники, чему служат подтверждением некоторые из возражений, деланных ими против временности миротворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

(5). Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаении его? (6). Умалил ecu его малым чим от Ангел. Поелику Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением. (7). Вся покорил ecu под нозе его. Бог, сказав: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, присовокупил: и да обладает рыбами морскими, и прочим, подробно исчисленным (Быт. 1, 26), а за сим продолжает: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею (Быт. 1, 28). Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано: поставил ecu его над делы руку Твоею, а в другом месте говорит: и дела руку Твоею суть небеса (Пс. 101, 26); то явствует, что поставил его и над небесами, и, не утаивая, уже называет пребывание на небесах отшедших отсюда с земли, когда по обетованию наследуют небесное царство. Говорит же и Павел: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 17) Так должно разуметь и следующее: вся покорил еси под нозе его. Ныне покорил животных; но, поелику уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный над делы руку Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит ему Отец: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Евр. 1, 13). (8). Овцы и волы вся. Этим дает разуметь уверовавших из израильтян. Еще же и скоты польския, — этим означает язычников. (9). Птицы небесныя, то есть, превозносящихся житейским и людей самых неразумных, но высокомудренных. (10). Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Приведенный, как сказано, в изумление боговедением, открывшимся у людей, повторяет прежние слова, и тем усугубляет чудо.   9 (1). В конец, о тайных сына, псалом Давиду. Содержание: В псалме этом изображает сокровенные дела Спасителя, — ибо многое совершено Им втайне. Таковы: рождение Его по плоти от Девы чрез Духа Святого, необыкновенные и чудодейственные силы, самая смерть, сошествие в ад и воскресение из мертвых. Ибо все это совершено Им втайне. Сокрыл Он это от князей мира сего. Пророк же от лица человечества входит с благодарением за все эти тайные дела, и говорит: исповемся Тебе, Господи. Последнею же печатию тайных дел Спасителя были: Его смерть, все совершенное Им в аде, Его воскресение и вознесение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

С другой стороны, вечным или не имеющим ни начала, ни конца своего бытия ( Откр.1:8 ) по сравнению со всем, от Бога происшедшим, оно называет одного только Бога. Если же Он один безначален, то все остальное, следовательно, не безначально. Творение самого времени усвояется Богу в словах апостола о Сыне Божием: чрез Которого и веки сотворил ( Евр.1:2 ; ср. Притч.8:22–23 ). Мир хотя создан во времени или вместе с временем, но мысль о создании игра была от вечности присуща уму Божественному, и притом, как мысль о создании оного в определенное время: Ведомы (γνωστ) Богу от вечности все дела Его ( Деян.15:18 ). Бог от вечности, прежде создания мира созерцал в уме Своем все Свои будущие создания, – и образ мира вещественного в целом его составе, во всех даже малейших частях, со всеми его свойствами, – и образ мира духовного во всех его отдаленнейших судьбах, во всех свободных действиях и их следствиях, во всем его нескончаемом бытии. Эту же мысль выражаете и ап. Павел, когда учит, что века т. с. времена и весь сотворенный мир по творческому глаголу Божию стали быть видимыми из невидимого т. е. из существования их от вечности в уме Божием в одном только мысленном или сокровенном виде ( Евр.11:3 ). Здравая мысль можете убеждаться в том, что мир не безначален, из наблюдаемой в нем изменяемости, из постоянного возникновения и возрастания, распадения и разрушения. ( Пс.101:26–28 ). Что изменяемо, то не может быть вечно; изменение совершается во времени и не может быть представлено без начала. И напротив, то составляет общепризнанную истину: „что существует от вечности, то должно вечно и оставаться таким, каким оно от вечности существует», т. е. должно быть вечно неизменяемым, и при том не только по существу, но и по состоянию. Посему являлось бы несообразностью со здравым мышлением допускать вечность мира, подверженного постоянным изменением во всех своих частях. Материализму с его учением о самообразовании мира во времени из вечной материи такая несообразность действительно и присуща.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010