Много имеем случаев показать доброе служение, только бы кто из нас, подвергшись осуждению, не был отвержен, но чтобы с дерзновением могли мы встретить вечного Царя Христа, царствующего вовеки. Ибо царствовать будет вовеки Тот, Который будет судить живых и мертвых; Который за живых и за мертвых умер, как говорит Павел: Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим.14:9 ). 27 . А если когда услышишь от кого-либо, что Царство Христово будет иметь конец, возненавидь ересь эту; она есть вторая голова змея, недавно выросшая в Галатии. Дерзнул некто говорить, что по окончании мира Христос не будет царствовать; дерзнул утверждать, что Слово, из Отца исшедшее снова, возвратившись в Отца, не будет более существовать. Богохульствует таким образом к своему осуждению, ибо не внимал словам Господа: сын пребывает вечно ( Ин.8:35 ). Не внимал словам Гавриила: и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк1:33 ). Разбери дело, о котором говорю. Ныне люди еретики учат против Христа, тогда как Гавриил Архангел научил о вечном пребывании Спасителя. Кому же ты больше поверишь? Не Гавриилу ли? Выслушай читаемое ныне свидетельство Даниила: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями ( Дан.713 ). И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится ( Дан.7:14 ): этого держись, этому только верь; а еретического учения отвращайся, ибо весьма ясно слышал ты о нескончаемости царства Христова. 28 . Подобное этому слышал ты и в толковании о камне, без рук отторгнувшемся от горы, который есть Христос по плоти: и царство это не будет передано другому народу ( Дан.2:44 ). И Давид в одном месте говорит: Престол Твой, Боже, вовек ( Пс.44:7 ); и в другом: В начале Ты, [Господи,] основал землю, и проч. ( Пс.101:26 ). Они погибнут, а Ты пребудешь, и проч. ( Пс.101:27 ). Ты – тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс.101:28 ). А Павел это изъяснил о Сыне. 29 . И хочешь ли узнать, отчего те, которые учат противному, дошли до такого безумия? Читали они со злым намерением добрые слова апостола: Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои ( 1Кор.15:25 ). И говорят, что когда враги низложены будут к ногам Его, то Он не будет более царствовать; но говорят худо и бессмысленно. Ибо Тот, Который царствовал прежде, чем низложил врагов, не будет ли тем паче царствовать после того, как победит их?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«В начале Ты, [Господи,] землю основал и дела рук Твоих – небеса. Они погибнут,... Ты же пребываешь, и все..., как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся» ( Пс.101:26–27 ). 4. Это выражение – «в начале» – может опровергнуть мнение тех, кто говорит, что земля есть начало всего, что все из нее произошло, так как раньше ее ничего не было. Между тем вот она оказывается не началом, но основания ее имеют какое-то мы­слимое начало. Господь и Иову говорил о Себе, как Основатели земли: «где был ты, когда Я полагал основания земли?» ( Иов.38:4 ). Хотя осно­вал землю Господь, чрез которого произошло все, но и об Отце говорится: «Господь премудростью основал землю» ( Прит.3:19 ). А сказанное о Боге: «повесил землю ни на чем» ( Иов.26:7 ) показывает, что она занимает место в самой средине всего. «и все..., как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся». Все видимое состарится и подобно одежде придет в ветхость. Ты же изменишь и обновишь все и из тленного сделаешь нетленным. Это и божественный апостол сказал: «что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Римл.8:21 ). " А Ты – тот же, и лета Твои не оскудеют» ( Пс.101:28 ). Итак, тварь Ты изменяешь как хочешь. Владыка, а Сам Ты имеешь природу неизменную и высшую перемен. В посла­нии к Евреям ( Евр.1:10–12 ), божественный апостол указал на это как на свойство Сына. Но, конечно, чрез Сына мы усматриваем и Отца, так как что Он делает, то делает точно также и Сын, и в том и другом познается одна и та же природа. Мы знаем еди­ное действование Троицы. «Сыны рабов Твоих вселятся, и потомство их во век исправится» ( Пс.101:29 ). Вместо «исправится», Симмах поставил – «пребудет». Это означает, что, освободившись от рабства, они по­селятся в Иерусалиме и их семя пребудет во век. «Сыны рабов Твоих» – нужно понимать не исключительно в плотском смысле, но и в смысле воспитания и усвоения истинного порядка жизни, по­тому что в этом именно смысле называются некоторые сынами про­роков, т.е. как будто произошли от пророков по своей пророческой способности. Семенем (потомством) же их оказались те, которые получили от них пользу. Об этом же семени божественный апостол гово­рит: «до времени пришествия семени, к которому относится обетование» ( Гал.3:19 ), и: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» ( Гал.3:16 ). Это семя во век пребудет. Соединенное с Словом Божиим оно, имеет нескончаемое бытие и дарует жизнь верующим, по слову Самого Господа: «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин.6:54 ), в Самом Христе Господе нашем, Ко­торому слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Апостол предложил это учение для того, чтобы показать уверовавшим во Христа Евреям превосходство новозаветной веры, по сравнению с ветхозаветною верою. Обратимся к предложенному ныне апостольскому чтению. «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса суть дело рук твоих» ( Пс.101:26 ). Апостол и прежде этого приводил пророчественные места из ветхого завета, и эти слова занял также из псалма сто первого. Слова Псалмопевца изображают вечное Божеское величие Сына Божия. В начале, то-есть, прежде бытия мира, прежде чем началось время, которого в вечности, прежде бытия сотворенных вещей, – не было. Так изображает вечное бытие единородного Сына Божия, Бога Слова, святый Иоанн Богослов, говоря: в начале бе Слово ( Ин.1:1 ). «Ты, Господи, основал землю». Пророк говорит о творении мира, как обитатель земли, и потому смотрит на землю, как она представляется простому наблюдению человека, как на основание всего того, что видим на земле и около земли. Господь «основал землю», утвердил землю так, что она в продолжение многих тысячелетий «остается тверда и не колеблется» ( Пс.95:10 ): все держит, что на ней, и неизменно следует от Бога установленным законам. Основал еси землю, как сказано в другом псалме, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день: яко всяческая работна Тебе( Пс.118:90–91 ). «И небеса суть дело рук Твоих». Под небесами Апостол разумеет и воздушные пространства, окружающие землю, и звездное небо. Под руками надобно понимать Божеское всемогущество. И всемогущество, и премудрость и благость Божия так величественно раскрылись в делах творения, на земле и в пространствах небесных. 11. Та погибнут, ты же пребываеши: и вся, яко риза, обетшают. 12. И яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета твоя не оскудеют. «Они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:27–28 ). «Они погибнут». То-есть, небо и земля погибнут, не уничтожатся, но потеряют свой настоящий вид; совершенно изменятся, или примут иной вид, соответствующий будущему их новому назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Святые Отцы, следуя духу и смыслу Библейского Откровения, исповедывали Бога непосредственным Творцом всего сущего в мире. В «Пастыре» Ерма заповедано: «Прежде всего, веруй, что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие» с. 181]. Священномученик Климент Римский : «Мы верим Моисею, который говорит: в начале сотворил Бог небо и землю, и знаем, что Бог не имел нужды в веществе, но что Христос одним хотением произвел повеленное, разумеем – небо, море, свет, ночь, день, светила, звезды, птиц, рыб, четвероногих, насекомых, растения, травы» Священномученик Ипполит Римский : «В первый день, что ни сотворил Бог , сотворил из ничего; а в другие дни уже не из ничего творил, а устроял из того, что создал в день первый» [цит. по: 92, с. 418]. Блаженный Августин : «Из ничего Бог сотворил все; а из Самого Себя не сотворил, но родил равного Себе, которого мы именуем Сыном Божиим, и часто Божиею силою и Божиею премудростию: через нее-то Он и создал все, что создано из ничего» [цит. по: 92, с. 358]. «Он создал ее из ничего, чтобы не была равною ни Тому, Кем создана, ни Сыну Его, чрез которого создана» [там же]. Святитель Григорий Нисский : «А как оно было в Боге – это выше нашего разума (логоса), и не смеем о том любопытствовать, уверовав, что все возможно божественной силе: и сделать несущее существующим, и сущему придать видимые качества» с. 75]. Блаженный Феодорит Киррский в изъяснении 101 псалма писал: «В началех Ты Господи землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши ( Пс.101:26–27 ). Ибо что невозможно Создателю всяческих? Ты дал бытие земле, сотворил небеса из ничего, и когда все сие подлежит изменению, тебе принадлежит неизменяемость. Наименовав же землю и небо, Пророк показал, что Бог – Творец и всего прочего, содержимаго ими» с. 481–482]. Преподобный Исаак Сирин : «…Возносится умом своим к тому, что предшествовало сложению мира, когда не было никакой твари, ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из приведенного в бытие, и к тому, как Бог, по единому благоволению Своему внезапно привел все из небытия в бытие, и всякая вещь предстала пред Ним в совершенстве» c. 101].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Вот свидетельства слова Божьего о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и царь Давид о конце мира так писал: «В начале Ты, Господи, основал землю и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их» ( Пс.101:26,27 ). Как благоприятно соответствовала природа состоянию душ первых человеков до их падения, так стала неблагоприятно она соответствовать человеку после падения: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее... Ибо знаем, что всякая тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:20,22 ). Т.е. вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась работе нетления, кручинится и соболезнует с нами, чего не было с природой до падения прародителей. Тогда, т.е. до падения прародителей, по словам ап. Павла и книги Бытия, видно, что творение было «добро зело», что во всем творении духовном и чувственном царствовал мир, т.е. согласие, союз, гармония, радость, блаженство. Следовательно, все, созданное Богом, было в единении, союзе, взаимном отношении и общении со своим Творцом-Богом и между собою. Все было в мире и согласии, пока не нарушил их сам человек – царь природы. С падением человека расстроился союз всего создания. Из мирного согласия проистекло враждебное восстание, посеянное в творении Божьем врагом мира и любви. Так точно должна природа соответствовать и новому духовному человеку. Весь видимый вещественный мир, во зле лежащий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться, чтобы прийти в соответствие с обновленным человеком: «и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (ст. 21). Обновление мира совершится в последний день посредством огня, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будет тогда новая земля и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и могущего их изменить по их назначению: «небо и земля прейдут», и в другом месте: «доколе стоит мир», или: «скорее прейдет небо и земля, скорее миру настанет конец» ( Мф.5:18 ); «Я с вами во все дни до скончания века». Из всех слов Самого Господа Иисуса Христа видно, что нынешние небо и земля только прейдут, но не уничтожатся, а по словам Давида, как старая одежда, изменяется в новую ( Пс.101:26,27 ), что подтверждает и ап. Петр, говоря: «Мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда» ( 2Пет.3:13 ). И Иоанн Богослов действительно видел в Откровении небо новое и землю новую; «И увидел я новое небо и новую землю» ( Откр.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Все это нам явила Премудрость Божия через богодухновенных пророков. Псалмопевец писал: «дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, […] и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся» (Пс. 101, 26–27, Евр. 1, 10–12). Как имел Он силу сотворить видимый и невидимый мир из ничего, так и новым творческим повелением Он все обновит и даст всему новый вид. Та же истина была провозглашена и пророком Исаией (Ис. 34, 4; 51, 6), который добавил, что это произойдет, чтобы сотворить новое небо и новую землю (Ис. 65, 17). В Новом Завете Сам Господь сказал нам, что небо и земля прейдут (Мф. 24, 35; 5, 18), тогда как Он всегда будет со Своими во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). После уничтожения настоящего мира, которому будут предшествовать великие потрясения, произойдет «возрождение», обновление мира (Мф. 19, 28). Подобное же проповедовал и богоученый Павел, когда сказал, что творение освободится от рабства тлению (Рим. 8, 20–23). Святой Первоверховный Апостол Петр писал, что небеса с шумом прейдут, но после этого изменения мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 7, 10, 13). Также «Патмосский орел» (Иоанн Богослов) возвещает нам, что преображение мира произойдет через новое небо и новую землю. Он же свидетельствует, что Сидящий на престоле сказал ему: «Се, творю все новое» (Откр. 21, 1–5). Эту уверенность, которая издревле сохранилась живой у верных Церкви Христовой, нам истолковали и развили богоносные отцы, которым помогала «свыше мудрость», просвещавшая их разум и руководившая их преподобными душами. Так, святитель Кирилл Иерусалимский оглашает нас: «Грядет Господь наш Иисус Христос с небес; Он грядет ко времени скончания этого мира […]; придет конец этому миру, и этот тварный мир снова обновится». И продолжает: «Поскольку растление, и воровство, и прелюбодеяние, и всякий вид греха из лился на землю, и кровь с кровью смешалась в мире, — чтобы не пребывало это чудесное жилище полным беззаконий, прейдет мир сей, чтобы явился новый, лучший». Божественный Кирилл в этом своем учении опирается на слова Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 24, 29), пророка Исаии (Ис. 34, 4) и Давида (Пс. 101, 26–27) [ 1275 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

2. Падение с неба звезд Святой Иоанн Златоуст разумеет истинное падение звезд. Другие Отцы Церкви подразумевают только их помрачение, т. е. падение их светлости. Некоторые полагают, что надо иметь в виду падение комет, сияний, молний и громов и других атмосферных явлений, которые имеют свое рождение в ближайших земных сферах. 3. Движение сил небесных На это знамение указывает Сам Господь, говоря: силы небесные подвигнутся. Златоуст и Феофилакт под силами небесными разумеют седьмой чин Ангельский – Силы небесные. Объятые великим страхом и ужасом они подвигнутся, не смотря на самую крепчайшую свою силу и близость к Миродержителю – Богу. Ужас так будет велик, что все Ангелы вострепещут, подобно сыну, устрашенному видом своего отца, рассерженного злонравными рабами. 4. Обновление твари и очищение огнем от скверн человеческих Как при Ное род человеческий был очищен от греховных мерзостей потопом, так при кончине своей мир воспримет очищение посредством огня. О сем свидетельствуют: а) Псалмопевец: Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши ( Пс.10:6 ). Грядет Бог наш; и не в безмолвии: пред Ним огнь поедающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ свой ( Пс.49:34 ). Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так погони их бурею Твоею вихрем Твоим приведи их в смятенье ( Пс.82:15–16 ). Пред Ним идет огнь и вокруг попаляет врагов Его ( Пс.96:3 ). В начале Ты основал землю, и небеса – дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь ( Пс.101:26–27 ); б) Исаия: Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы ( Ис.65:17 ); в) Даниил: река огненная текла пред Ним ( Дан.7:10 ); г) Евангелист Матфей: небо и земля мимо идет ( Мф.24,35 ); д) Апостол Петр: придет день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если таким образом все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся, и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Сол.3:10–13 ) Иоанн Богослов: и видел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет ( Апок.21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Но Дух ничего в себя не приемлет. Поэтому Он не тварь. И сколь многим доказывается одно и то же действование святыни и блаженной Троицы! О том, что Дух есть Создатель «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь «(Пс. 18, 1). И в другом месте: «и небеса — дело Твоих рук» (Пс.101, 26). А какие у бестелесного Бога могут быть бестелесные руки, создавшие твердь и небеса, толкует сам пророк, говоря: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32, 6). Но как у Бога Слово не устами произносимое, но живое, самостоятельное, вседейственное, так у Бога и Дух не разливающееся дыхание, не рассеивающийся воздух, но сила освящающая, самосущная, самобытная, самостоятельная. «Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом» (Иов, 10, 8). И сие изречение имеет один смысл с предыдущим местом. Ибо Иов говорит: «Дух Божий создал меня» (Иов, 33, 4). И в объяснение о другой руке говорит Соломон: ««Боже отцов и Господи милости, сотворивший все словом Твоим и премудростию Твоею устроивший человека» «(Прем. 9, 1–2). Христос же есть «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1, 24); это на иносказательном языке есть Зиждительная рука. Но Писание действованию Духа приписывает устроение целого естества нашего, и называет Духа обновителем создание в нетление, «отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли «(Пс. 103, 29–30). Конечно же, Бог не посылает сам Себя, но посланием называет нисхождение к делу Своему, а не переход с места на место. «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем. 1, 7). И ангел говорит Марии: «Дух Святый найдет на Тебя… поэтому и рождаемое» от Духа свято (Лк. 1, 35; Мф. 1, 20). Что от другого, то от него или чрез созидание, например: «один Бог Отец, из Которого все» (1 Кор. 8, 6), или чрез рождение, по сказанному: «Я исшел от Бога» (Ин. 16, 27); и еще: «из чрева прежде денницы… рождение Твое» (Пс. 109, 3). Сие не значит, что Бог имеет чрево, но поскольку истинные, а не ложные порождения обыкновенно рождаются из чрева родителей, то Бог наименовал Себя в рождении имеющим чрево, к посрамлению нечестивых, чтобы они, хотя помыслив о собственной своей природе, познали, что Сын есть истинный плод Отца как исходящий из Его чрева.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Отдельные изречения Книги Псалмов, объясняемые об Иисусе Христе священными писателями Нового Завета и святыми Отцами и учителями Церкви, с достаточной полнотой и обстоятельностью изображают как самое Лицо Спасителя, так и разные события искупительного служения Его. Он есть истинный Бог (17, 32; 49, 3; 117, 26–27), Сын Божий (2, 7; ср. Евр. 1, 5 ; Пс. 109, 3 ), Отчее Слово (32, 6; 106, 20). Во многих псалмах предуказывается пришествие Его к человекам (13, 2, 7; 17, 10; 52, 2; 66, 2; 79, 2; 101, 20) во плоти (45, 5), прикровенное (96, 2), славословимое Ангелами (88, 6; 96, 6), для добровольного исполнения воли Божией о спасении людей (39, 7–9; ср. Евр. 10, 5–9 ; Пс. 67, 25 ). Возвещается также, что по плоти Он произойдет из колена Иудина (77, 68), от рода Давидова (17, 51; 88, 4–5; 30, 36–38; 131, 17), и будет истинным человеком (86, 5) и сыном человеческим (8, 5–6; ср. Евр. 2, 6 ; Пс. 79, 16 ). Приписываются Ему многозначительные имена, как то: муж десницы Божией (79, 18; 89, 12; 97, 1), Спаситель (13, 7; 61, 3; 129, 6), Законоположник (9, 21), Источник Жизни (35, 10), Краеугольный камень (117, 22), Первенец, высокий паче царей земных (88, 28), Великий Учитель правды и истины (39, 10–11), Сама правда (93, 15), Истина (84, 11), Свет (4, 7). Слово Евангелия (147, 4) Он будет предлагать в притчах (48, 5; 77, 2; ср. Мф. 13, 3 ; Ин. 16, 25 ) и распространит учение Свое через апостолов во всем мире (18, 3–6; ср. Рим. 10, 18 ). Особенно же много указаний в псалмах на последние события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: предсказываются вход Его в Иерусалим (8, 3; ср. Мф. 21, 15 ; Пс. 117, 26 ), злоумышление иудеев (2, 1–2; ср. Деян. 4, 24–25 ; Пс. 11, 2–5; 40, 6–9; 108, 3–5 ), предательство Иуды (7, 15–16; 37, 12; 40, 7, 10; ср. Ин. 13, 18 ; ; ср. Деян. 1, 20 ). Обстоятельства страданий Иисуса Христа изображаются в псалмах с такою поразительною точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и Креста, так что между событием и пророчеством видно иногда не только полное, но даже буквальное соответствие (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

а) исследование правоты или виновности подсудимого; б) произнесение над ним приговора. Бог, как всеведущий Судия, не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния. Согласно «Пространному катехизису», «совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела... но и все сказанные слова, тайные желания и помышления» 1368 . Также и приговор нельзя понимать в смысле только объявления судебного решения, так как изволение Божие вместе есть и действие Его воли, либо вводящее в блаженное состояние, либо отвергающее от царства вечной жизни. 2.6.3. Сопутствующие обстоятельства всеобщего суда Кончина мира В тот же день, когда произойдет воскресение мертвых и совершится Последний суд, будет иметь место и кончина мира (см.: Мф.13:39–40, 49, 24:29 ; 2Пет.3:7 ). Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Уже в ветхозаветные времена было известно, что небо и земля погибнут ( Пс.101:27 ). Эта истина подтверждается и новозаветным Откровением: ...небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). Однако, с точки зрения своей сущности и образа, этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование и обновление. По словам Спасителя, небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ; ср.: Мф.5:18 ; Пс.101:26–27 ), т. е. изменятся по образу своего бытия. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... ( Откр.21:1–2 ; ср.: 2Пет.3:13 ), – говорит ап. Иоанн Богослов. По учению Божественного Откровения (см.: Рим.8:19–21 ) и древних отцов Церкви 1369 , кончина мира будет находиться в тесной связи с Всеобщим судом. Последний суд завершает дело восстановления падшего человека, а потому означает и окончательное освобождение всей твари от гибельных последствий человеческого греха. Собственно, кончина мира и будет означать его обновление, после которого тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ). Кончина благодатного царства Христова и начало Царства славы

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010