Рождение Его «подобно росе» – как роса таинственно рождается из невидимой влаги и имеет общую с ней водную природу, так и Сын Божий непостижимо рождается от Отца и имеет общую с Ним Божественную природу. 6. См., напр., Пс.101:26 ; Мк.10:6 ; Евр.4:3 и др. 7. Иегова (евр. ) – главное и святейшее из всех имен, которыми в Ветхом Завете именуется Бог. 8. Также и в другом месте: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же…» ( 1Кор.12:4-6 ) – здесь на первом месте поставлен Дух Святой. 9. Стоит вспомнить здесь известные слова Христа: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). 10. Еще Благодать часто называется в Библии «славой Господа». Например, у пророка Иезекииля читаем: «И поднял меня дух, и ввел меня во внутренний двор, и вот, слава Господа наполнила весь храм» ( Иез.43:5 ). (См. также Ис.60:1 ; Лк.2:9 ; Откр.21:23 и мн. др.) 11. Здесь апостол цитирует близко к тексту следующие слова Бога Иеговы: «И поставлю жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» ( Лев.26:11-12 ). 12. Кстати, по этой причине и говорит о Себе Бог при сотворении человека во множественном числе: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему » ( Быт.1:26 ) – ибо человека создал Единый Бог в Трех Лицах. 13. Эта единая природа Божества имеет следующие свойства: вечность, неизменяемость, всемогущество, вездеприсутствие, совершенное всеведение, совершенная премудрость. Все эти свойства в равной степени принадлежат каждой из трех Божественных Ипостасей. 14. Богословы говорят, что догмат о Троице является крестом для человеческой мысли и что восхождение ума к Троице есть восхождение на Голгофу. 15. Однако, указывая на все это, отцы предупреждали, что эти подобия – очень грубые и что в них «если и отыскивается малое некое сходство, то гораздо большее ускользает» (святитель Григорий Богослов ), а святой Иларий говорит: «Если мы, рассуждая о Божестве, употребляем сравнения, пусть не думает никто, что это есть точное изображение предмета. Между земным и Богом нет равенства…» 16. Кстати, и сама молекула воды (а вода – это не только вещество, лежащее в основе всякой жизни на земле, но еще и стихия, лежащая в основе всего мироздания, ибо сказано, что «…в начале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» ( 2Пет.3:5 ) – сама молекула воды несет на себе отпечаток троичности: она, как известно, состоит из трех атомов – одного атома кислорода и двух атомов водорода – H2O. Текст приводится по изданию: Священник Марк. Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа. М., 2011. Брошюра была издана на основании официального разрешения Издательского совета Русской Православной Церкви. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/uchenie-biblii-o-bozhes...

101:26) об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, изображая Его не иначе, как Творца, а не так, как бы Он имел значение существа только служебного. А если здесь сказано: " чрез Него " , то это так выражено для того только, чтобы кто-нибудь не стал почитать Сына нерожденным. Но что в отношении к созданию Ему принадлежит достоинство, нисколько не меньшее Отца, об этом послушай Его самого: " как Отец " , - говорит Он, - " воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет " (Ин. 5:21). Итак, если и в Ветхом Завете сказано о Сыне: " в начале Ты, Господи, основал землю " , то Его достоинство, как Создателя, очевидно. Если же ты скажешь, что пророк говорил эти слова собственно об Отце, а Павел только приписал Сыну сказанное об Отце, то и таким образом выходит то же самое. Да Павел и не решился бы приписать этого Сыну, если бы не был совершенно уверен в равночестности (Отца и Сына). Было бы крайне дерзновенно принадлежащее естеству, ни с чем несравнимому, относить к естеству меньшему и подчиненному. 3. Но Сын не меньше и не ниже Отца по существу. Поэтому Павел дерзнул сказать о Нем не только вышеуказанные слова, но еще и нечто другое. Выражение: " из него " , которое ты признаешь исключительно достойным одного Отца, Павел употребляет и о Сыне, говоря так: " и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим "   (Кол. 2:19). Но не довольствуется он и этим; а и с другой стороны заключают вам уста, прилагая выражение:  " которым " к Отцу, - выражение, которое по твоим словам означает меньшее достоинство: " верен Бог " , - говорит он, - " Которым вы призваны в общение Сына Его " (1Кор. 1:9). Также: " волею его " . И еще: " ибо все из Него, Им и к Нему " (Рим. 11:36). Но не только о Сыне говорится: " из того " , но и о Духе. Так ангел сказал Иосифу: " не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго " . Равным образом и выражение: " о нем " , относящееся к Духу, пророк не отказывается приложить и к Богу (Отцу), говоря так: " в Боге сотворим силу, и Тот уничижит угнетающих нас " (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

3. Иудеи, объятые множеством зол, не могли принимать даже пищи. Это и в другом псалме, как бы от лица их, пророк сказал: « забыл есть хлеб мой » (Пс. 101:5). А язычники не хотели слушать наставлений собственных философов, почему одни осудили на смерть Сократа, другие подвергли Анаксарха неслыханному наказанию, третьи, тяжко оскорбив последователей Пифагора, причинили им преждевременную смерть. Однако и их Бог всяческих привлек к участию в бессмертной пище, побудил приступить к ней с полным расположением и освободил из врат смерти. С другой стороны, можно разуметь здесь и ту духовную пищу, о которой Господь говорил апостолам: « старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную » (Ин. 6:27). Все роды этой пищи сделались гнусными для людей; ни естественного, ни писанного закона они не сохранили, и поэтому « приблизились ко вратам смерти ». Вратами смерти были для них грехи, к которым они приблизились, тогда как им следовало от них удаляться, потому что насколько они приближались к ним, настолько неизбежно удалялись от врат жизни. Но хотя они и далеко были, Христос приблизил их к Себе Своею кровью. « Но воззвали ко Господу в скорби своей, и Он избавил их от нужд их » (ст. 19). Для Бога имеет значение не вопль, устами испускаемый, но душевное расположение; так и Моисею, сохранявшему молчание, он говорил: « что ты вопиешь ко Мне?» (Исх. 14:15) « Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от растления их » (ст. 20). Бог Слово, вочеловечившийся и посланный как человек (как Бог Он, конечно, неописуем, везде присутствует и все содержит в Себе), исцелил всякие душевные раны и укрепил развращенные умы. Так Он исцелил ту грешную женщину и внушил ей быть бодрой (Лк. 7: 47); так расслабленного укрепил, сказав: « прощаются тебе грехи твои » (Мф. 9:2); так разбойника Он ввел в рай; так мытарей сделал учителями вселенной; так приступающих к всесвятому крещению возрождает и очищает, и исцеляет от всяких греховных ран. « Да исповеданы будут Господу милости Его и чудеса Его — сынам человеческим!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

5. То же самое (пророки) нередко делают и при изображении чего–нибудь печального, говоря, что виноградник плачет, вино, горы и своды в храмах громко шумят, — чтобы мы опять поняли чрезмерность зол. И апостол, подражая (пророкам), олицетворяет здесь творение и говорит, что оно стенает и мучится не потому, чтобы действительно он услышал стенание земли и неба, но с целью выразить изобилие будущих благ и желание освобождения от настоящих зол. « Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее ». Что значит — « тварь покорилась суете »? Сделалась тленною. Для чего же и по какой причине? По твоей вине, человек. Так как ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы. А что и небо, обветшавшее вместе с землею, впоследствии будет иметь лучший жребий, послушай, как говорит об этом пророк: « В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся » (Пс. 101:26, 27). И Исаия восклицает: « Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут » (Ис. 51:6). Понял ли ты, как тварь послужила суете и как она освобождается от тления? Один говорит: « Как одежду, Ты переменишь их, и изменятся », а Исаия говорит: « Жители ее также вымрут », указывая не на совершенную гибель, так как живущие на земле, то есть люди, подвергнутся не конечной, а временной гибели, от которой перейдут в бессмертие; также и тварь. Все это (пророк) и выразил словами: « также вымрут ». То же самое говорит и Павел впоследствии, а пока он рассуждает о рабстве и показывает, отчего оно произошло, и причиною считает нас самих. Итак, что же? Неужели тварь, подвергаясь этому из–за другого, оскорблена? Нисколько, потому что она для меня и существует. А если она существует для меня, то каким образом она может подвергаться обиде, как скоро переносит это для моего исправления? Да и вообще, к неодушевленному и бесчувственному не следует и прилагать понятия о справедливом и несправедливом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Итак, молитва нужна человеку, потому что через неё человек рассказывает Господу о грехе своем, раскаивается в содеянном и просит прощения за грех. Человек “откроет в молитве уста свои и будет молиться о грехах своих” (Сир.39:6). И Господь, видя искреннее покаяние человека, и то, что человек впредь не совершит такого греха, простит ему его прегрешения. Ибо Господь “призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их” (Пс.101:18).    Человек, раскаявшийся в своих грехах и сообщивший об этом через молитву Богу, должен подтвердить свое покаяние совершением добрых богоугодных поступков, став на путь служения Богу. И тогда “служащий Богу будет принят с благоволением, и молитва его дойдет до облаков” (Сир.35:16). Искренняя молитва представляет собой голос души человеческой обращенный к Господу. Человек через молитву общается с Богом и “освящается словом Божиим и молитвою” (1Тим.4:5). Духовный мир человека, ежедневно общающегося с Богом посредством молитвы, постепенно изменяется в лучшую сторону. Характер человека становится кротким и благородным. В человеке начинают преобладать такие черты, как милосердие и сострадание к ближнему. В следствии общения с Богом через молитву, человек становится лучше, чище и добрее.    Таким образом, молитва в жизни человека необходима и для того, чтобы получить божественное воспитание, в результате которого характер человека преображается духовно и становится пригодным для Царства Небесного!! Молитва нужна человеку потому, что является добрым богоугодным поступком, полезным для души человека. Душа человека, который ежедневно обращается к Богу с молитвой, становится сильней и выносливей. Такая душа приобретает иммунитет против зла. Из неё уходят дурные мысли и чувства. В ней пробуждаются благие намерения и поступки. Такая душа, со временем преображенная общением с Богом при помощи ежедневной искренней и усердной молитвы, испытывает жажду праведности, ощущает тягу к благородной, благочестивой жизни. Мир и покой Божий начинает обитать в такой душе, помогая преодолевать человеку трудности в жизни и строить свою жизнь по заповедям Божиим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А когда другой брат огорчился, Господь утешил его, уврачевав духовно: " Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой... был мертв и ожил, пропадал и нашелся " (Лк 15, 31-32). И ты, брат, сподобившись милости, не презирай ее, но подражай покаявшемуся и вернувшемуся сыну. Припади к отцу твоему со смирением, исповедай ему свое прегрешение ради истины и говори без притворства: " Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих " (Лк 15,18-19). С этим умилением и болью припади к нему и, получив прощение, береги себя впредь, со страхом и смиренномудрием работай Господу все дни жизни твоей, памятуя о полученных тобой благодеяниях. Не так, чтобы некоторое время проявлять смирение и покорность, а потом весьма скоро нагло и бесстыдно лениво ходить на богослужения и на всенощные бдения. Нельзя сегодня благодарить за трапезу, а завтра поносить повара и трапезария. Вспомни слова Пророка: " Я ем пепел, как хлеб " (Пс 101, 10). Вспомни об уксусе и желчи, которые вкушал ради нас Владыка. И с благодарностью ешь все, что дают. Говоря кратко, нельзя сначала смириться, проявить воздержание, благоговение и всякую другую добродетель, а потом предаться невоздержанию и безразличию ко всему, потому что в таком случае ты можешь навлечь на себя страшный гнев за то, что, получив прощение, презрел своего благодетеля. Тогда ты будешь отсечен, как загнившая, неизлечимо больная часть тела, и впредь не получишь возможности для покаяния и исправления. Об этом нас предупреждал Господь: " Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже " (Ин 5,14). Со страхом Божиим постоянно работай ради своего спасения, чтобы восстать после прежнего поражения и удостоиться радости от Господа твоего вместе со всеми благоугодившими Ему. 9. Если брат, не выдержав брань, уйдет из монастыря, а ты отправишься на его поиски, то, найдя его, мирно поговори с ним, чтобы не прибавить к его страданиям новую боль. " Наблюдай каждый за собою, чтобы не быть искушенным " (Гал 6,1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира» [ 458 ]. Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» (Пс. 101, 27). «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пт. 3, 10). Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление: «небо и земля прейдут» (Мф. 24, 35), то есть изменятся по образу своего бытия. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…»  (Откр. 21, 1, 2). 3. СОСТОЯНИЕ ДУШ УМЕРШИХ ДО ДНЯ ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» [ 459 ]. Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» [ 460 ]. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5, 10). ГЛАВА XIII О ДВЕНАДЦАТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ «Жизнь будущего века» есть та жизнь, которая откроется после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова» [ 461 ]. 1. ВЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО ПРАВЕДНИКОВ Для праведных это будет жизнь «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное общение с Ним: тогда мы «увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2), и «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 28), и мы «всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 17). В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе». [ 463 ] «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие [ 456 ]. Однако Сам Господь говорил, что «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29). 1.4. Изменение живых при воскресении умерших «…у тех, которые до времени общего Воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные» [ 457 ]. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся…»  (1 Кор. 15, 51-52). 2. КОНЧИНА МИРА Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира» [ 458 ]. Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» (Пс. 101, 27). «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пт. 3, 10). Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление: «небо и земля прейдут» (Мф. 24, 35), то есть изменятся по образу своего бытия. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…» (Откр. 21, 1, 2). 3. СОСТОЯНИЕ ДУШ УМЕРШИХ ДО ДНЯ ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» [ 459 ]. Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» [ 460 ]. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Все время, пока отец Пахомий телесно пребывал с нами, он денно и нощно молился о спасении наших душ и всего мира. Коптское житие Пахомия. Не подлежит сомнению, что мир все еще существует только благодаря молитве монахов, Руфин Аквилейский История монахов, пролог. Это слезы особые: очерствение и грехи людей заставляют нас проливать их. Так Самуил оплакивал Саула. Так в Евангелии Господь оплакивает Иерусалим; а в прошлые времена плакал Иеремия: «Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего…» Это слезы праведника, подавленного бременем тревог, печалей и скорбей мира сего. То же самое явствует из надписания псалма: Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою (Пс. 101) Страждущий здесь — это тот, о котором говорится в Евангелии: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Иоанн Кассиан Собеседования, 9, 29. Освободившись во Христе от греховных, порождающих раздоры страстей, которые разделяют людей во времени и пространстве, великий подвижник вступает на пути Божий, кажущиеся непостижимыми. Два брата шли повидаться с Антонием, по дороге у них кончилась вода, и один из них умер. Другому тоже предстояло умереть: вконец обессилев, он лег на землю и стал ждать смерти. Антоний, живший на горе, призвал к себе находившихся с ним двух монахов и повелел им «Возьмите кувшин с водой и поспешите на единственную дорогу: сюда шли два брата. Один уже умер, другой умрет, если вы не поторопитесь. Мне только что было откровение в молитве». Монахи пошли, нашли мертвое тело и похоронили его, подкрепили водой силы умирающего и привели его к старцу. Расстояние между ними было в один день пути. Может быть, кто–нибудь спросит: почему не было сказано об этом раньше, когда первый брат был еще жив? Такой вопрос неуместен. Решать о жизни или смерти Антоний был не властен: это дело Бога, который избрал второго брата и открыл Антонию беду, в которой тот находился Афанасий Александрийский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Господь, преподающий Тело и Кровь. Фреска собора Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Еще, дерзну сказать о Теле Твоем воскресшем, – о, это чудо! – оно – то самое, Которого причащаемся мы в таинстве Евхаристии. Ибо приобщаемся мы Тебе, не только пострадавшему и пролившему Свою Кровь на Кресте, но и Воскресшему. Если бы мы имели любовь и смирение, а еще чистоту, то в таинстве Причащения мы познавали бы и таинство Воскресения, ибо то и другое суть одно таинство. На Тайной вечери Ты сказал ученикам: «Вы – друзья Мои» (Ин. 15, 14). А по Воскресении Ты говоришь даже больше, называешь учеников Своих – братьями. Так сказал Ты Марии Магдалине: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17). Какое чудо – победив смерть, пройдя через крест, через ад, Ты навсегда воскресаешь, и называешь учеников Своими братьями. Потому, и приобщаясь Тебе в Святых Тайнах, если, конечно, мы храним чистоту, любовь и смирение, то Тебе, Воскресшему, становимся родными, сотелесными. Апостол Пётр воскрешает Тавифу После Твоей крестной смерти и Твоего Воскресения на страницах Библии мы видим третью троицу воскрешений. Первое: «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» (Мф. 27, 52–53). Второе – святой Петр воскрешает труженицу Тавифу (Деян. 9, 36–41). Третье – Павел апостол воскрешает юношу Евтиха (Деян. 20, 9–12). В первом случае – таинственное воскрешение святых ради свидетельства о Твоем Воскресении, как и Сам Ты сказал: «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 25). Во втором – воскрешение милосердной женщины, в знак того, что подлинное милосердие не умирает. В третьем – воскрешение юного ученика, чтобы благовестие о Тебе на земле не знало гибели. Ты воскрес – и во Вселенной всё встало на свое место! Ибо, если бы Ты не воскрес, то зачем всходить солнцу? Ведь оно снова зайдет. Если бы Ты не воскрес, то к чему людям рождаться? Ведь родившийся поглощается смертью, этой вечно разинутой, ненасытимой, голодной пастью. Если бы Ты не воскрес, то зачем нам исправлять свою жизнь? Поживем в свое удовольствие и умрем, урвав краткий миг сладости обманчивой земли. Если бы Ты не воскрес, то слово о Рае пусто и мертво, ибо в земных делах царствует ад. Если бы Ты не воскрес, то зачем терпеть скорби, болезни, познавать лишения и войну? Но «Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время» (Пс. 101, 14).

http://pravoslavie.ru/145812.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010