96. ПОЧЕМУ БОГ НАЗЫВАЕТСЯ ВСЕДЕРЖИТЕЛЕМ? Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле. 97. ПОЧЕМУ БОГА МЫ ИМЕНУЕМ ТВОРЦОМ? Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. 98. Эти слова взяты из св. Писания. Книга Бытия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). Ап. Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол 1:16). 99. КОГО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД НАЗВАНИЕМ “НЕВИДИМЫХ”? В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный мир, к которому принадлежат ангелы. 100. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ? Ангелы — духи бесплотные, одарённые умом, волей и могуществом. 101. Имя Ангел значит вестник. 102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Архангел Гавриил был послан предвозвестить Пресв. Деве Марии зачатие Спасителя. 103. КТО СОТВОРЕН РАНЬШЕ: ЛЮДИ ИЛИ АНГЕЛЫ? Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы — прежде людей (Православное исповедание, ч. 1, вопрос 18). 104. Свидетельство об этом можно найти в св. Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: На чем утверждены основания ея, или кто положил краеугольный камень ея, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:6,7). 105. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ ХРАНИТЕЛИ? Название Ангела хранителя взято из следующих слов св. Писания: Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих (Пс. 90:11). 106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного (Мф 18:10). 107. КТО ТАКИЕ ДЕМОНЫ? Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами или бесами.

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

98 . Исследуй – и ты найдешь, что многое свершилось через Отца. Разве Отец слабее, если свидетельств о даровании или о происхождении «из Сына» мы встречаем часто, да и «через Отца» не меньше? 99 . Часто мы читаем в Писании о совершившемся через Духа, например: А нам Бог открыл это Духом Своим ( 1Кор. 2:10 ), и в другом месте: Храни добрый залог Духом Святым ( 2Тим. 1:14 ), и к ефесянам: Крепко утвердиться Духом Его ( Еф. 3:16 ), и к коринфянам: Одному дается Духом слово мудрости ( 1Кор. 12:8 ), и еще: А если Духом умерщвляете дела плотские, то живы будете ( Рим. 8:13 ), и выше: Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим. 8:11 ). 100 . Если наши противники скажут: покажи нам строки, явно говорящие, что «всё от Сына» или «всё от Духа», то я тоже попрошу их показать мне, где говорится, что «всё через Отца». Но так как мы уже доказали, что все предлоги приложимы и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу и их использование не вводит никакого различия в божественную власть, несомненно, мы должны понимать, что «всё из Того, Которым всё», и «всё Тем, из Которого всё», и, наконец, «всё из Того и Тем, в Котором всё» 60 . Всякое творение происходит из воли, через действие и в силе Троицы, как написано: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ) – и в другом месте: Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – вся сила их ( Пс. 32:6 ). 10 101. Едино не только действие Отца, Сына и Святого Духа, но у Них одна и та же воля, одно призывание и одно учение. Это ясно открывается в великой и спасительной тайне Церкви. Отец призвал язычников в Церковь : Не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную – возлюбленною ( Рим. 9:25 ) 61 , и в другом месте: Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис. 56:7 ). Господь Иисус говорит Анании, что Павел был избран Им созвать и собрать Церковь : Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами ( Деян. 9:15 ). 102 . Итак, Отец призвал Церковь , призвал ее и Христос. Как призвал ее Христос, так призвал ее и Дух: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. Сии, быв посланы Духом Святым, пришли Селевкию ( Деян. 13:2–4 ). Не только по велению Христа, но и по велению Святого Духа Павел, приняв апостольство, поспешил собрать язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В то время, когда не было писанного слова Божия, патриархи были живой, самой верной книгой откровений Божиих. Один и тот же человек об одних и тех же богооткровенных истинах и правилах мог слышать сам и рассказывать другим целые сотни лет. Так например Ной, живший до потопа 600 лет, мог беседовать с Енохом, сыном Сифовым, а отец Ноя, Ламех, мог беседовать с самим Сифом, сыном Адама; вследствие сего не только позднейшие откровения Божии, но и самые первоначальные, бывшие Адаму в раю, могли перейти в мир послепотопный в первобытной свежести и неповрежденности. – Кроме особенного промышления Божия долголетию патриархов способствовали естественные причины. Избыток сил природы, еще не в такой степени, как впоследствии, растленной грехом, простой, близкий к природе образ жизни, самое состояние человеческого тела, сохранившего довольно первобытных совершенств, – ибо чем меньше было предков, тем меньше наследственной порчи могло перейти к потомкам, – все это такие обстоятельства, которые составляют преимущество времен первобытных пред позднейшими. С течением времени жизнь человеческая сократилась до пределов, о которых еще Моисей сказал: «дней лет наших всего до семидесяти лет, а при большей крепости до восьмидесяти лет» ( Пс.89:10 ). Впрочем здесь берется среднее количество, ибо и после встречались, и ныне встречаются примеры людей, живущих до 100 и даже 150 лет. Сам Моисей, оплакивающий скоротечность человеческой жизни, умер ста двадцати лет, и притом в крепости сил телесных: «зрение его не притупилось и крепость в нем не истощилась» ( Втор.34:7 ). Есть старцы, над которыми, как над Моисеем, время мало обнаруживает свою разрушительную силу. Халеву, современнику Моисея, было восемьдесят пять лет, когда он пришел в землю обетованную и искал в ней места для водворения себя с семейством. Он был из числа двенадцати соглядатаев, которые за 45 лет пред сим посланы были Моисеем осмотреть Ханаанскую землю. За добросовестность, с какой Халев вместе с Иисусом Навином дал отчет народу о виденной им стране, и за обнаруженное при сем случае твердое упование на Бога, он получил от Моисея обещание хорошего надела по занятии этой страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Господь же наш, отвергая возмездие (vicissitudinem), пресекает самый зародыш грехов. Действительно, в законе полагается воздаяние [за греховное действие], в Евангелии же – благодать [милость прощения]. Там (искореняется) исчерпывается 100 виновность, а здесь устраняется самый источник грехов. Мф.5:39 . [окончание] – 41:   Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Здесь описывается сын (vir) Церкви, подражатель Того, Который говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ) и Который подтверждает Свое учение тем, что, получив удар в щеку, говорит: «Если Я сказал дурно, то изобличи Меня в зле, а если нет, то почему ты бьешь Меня?» ( Ин.18:23 ). 101 Это есть то же самое, что и Давид говорит в псалме: «я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом» ( Пс.7:5 ). И Иеремия восклицает в книге Плач Иеремии: «Добро человеку, когда он понесет иго» [или: «будет сидеть " ] от юности своей. Он дает бьющему его щеку свою, он пресыщается поношениями» [от других] ( Плач.3:27, 30 ). 102 Это говорится против тех, которые думают, что Бог Закона – один, а Бог Евангелия – другой, но такое мнение не верно, потому что и там, и здесь одинаково учат кротости. – А соответственно таинственному значению (это) нужно понимать так: мы получаем повеление подставлять не левую свою щеку, когда получили удар в правую, а подставлять другую, т. е. другую правую. В самом деле, праведник не имеет левой [т. е. дурной] стороны. Если еретик нанесет нам оскорбление в споре и захочет поразить правый догмат, то пусть тогда противопоставляется ему другое свидетельство от Писаний, и мы должны до тех пор подставлять последовательно правые [учения], пока гнев врага ослабеет. Мф.5:42–43 .  Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Да устрашат тебя слова Господни, повелевающие: и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нём нагота твоя ( Исх. 20:26 ), имея в виду ступени порока и надменности. Потому что откроется нагота твоя и, как сказано, узнают, что есть суд ( Иов. 19:29 ). 98. Монаху Лампадию Не только Иуда, презрев суд Божий, предал Господа, но в число предателей входят и христиане, которые не исполняют Божественные заповеди, пренебрегают ими, ведут себя высокомерно и следуют своим лукавым желаниям. 99. Ему же Принявший послушание из страха Божия служит братии, но если впоследствии ожесточится, возгордится и будет брать деньги на собственные нужды, то он преступил Божественные законы, отверг и нарушил обеты отречения и подчинения, поэтому он называется изменником данному слову. 100. Архимандриту Евстафию Ты тщательно украшаешь полный мешок, заботясь об утучнении плоти, подобно птице откармливая себя во тьме неведения. Какое же оправдание найдёшь ты себе, когда придёт Судия всех? 101. Монаху Евмафию Когда некоторые из братий, прежде полного очищения от страстей, не усовершенствовавшись в образе жизни, берутся учить других, тогда демоны, смеясь над ними, подают друг другу знаки, как бы говоря и рассуждая: будет он в своё время нашей добычей, осмеливаясь давать советы вопреки Господней воле. Поэтому, пока мы ещё зелены и не стали зрелыми плодами, не возжелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться игрушками демонов. 102. Монаху Евфимию Пятьдесят четвертый псалом напоминает нам о страхе, трепете и тьме греховной: страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня. И я сказал: кто дал бы мне крылья как у голубя? я улетел бы и успокоился бы ( Пс. 54:6–7 ), то есть в минуту объявшего меня бедствия я достигну Бога и успокоюсь у своего человеколюбивого Владыки. Потому что Он – покой уставших от греха. Поэтому и говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф. 11:28 ). Поэтому Давид и открывает очи подвизающимся, настраивая их, чтобы они не отчаивались, заканчивает псалом благим упованием. 103. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Еккл.3:3 . время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; Время убивать, и время врачевать. Время убивать и время врачевать, как говорит: «Я убью и Я оживлю» ( Втор.32:39 ). Врачует призывая к покаянию; убивает в смысле сказанного: «воутрия избивах вся грешныя земли» ( Пс.100:8 ). «Время разрушать, и время строить». Можем созидать доброе не иначе, как сначала разрушив злое. Поэтому Иеремии было дано слово от Бога так, чтобы он прежде искоренял, и разорял и расточал, а потом созидал и насаждал ( Иер.1 ). Еккл.3:4 . время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; Время плакать, и время смеяться. Теперь время плакать, а в будущем – смеяться; ибо «блажены плачущие, потому что они возсмеются» ( Лк.6:21 ). «Время сетовать, и время плясать». Поэтому в Евангелии упрекаются те, коим Господь говорит: «пискахом вам и не плясасте: рыдахом вам и не плакасте» ( Лк.7:32 ). Нужно плакать теперь, чтобы после иметь возможность плясать в том ликовании, в каком Давид плясал пред Ковчегом Завета, и не угодив этим дочери Саула, более угодил Богу ( 2Цар.6:14–16 ). Еккл.3:5 . время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; Время разбрасывать камни, и время собирать камни. Удивляюсь, каким образом относительно этого места человек ученый высказал вещь смешную, говоря, что здесь речь идёт о разрушении и постройке домов Соломона, что люди то разрушают, то строят; одни собирают камни для постройки здания, а другие разрушают построенное, по оному изречению Горация: Разрушает, строить, квадратное круглым сменяет, Волнуется сильно, и жизни порядком он всем недоволен. (Epist. lib. II, ер. 1). Справедливо ли, или напрасно он высказал это мнение, предоставляю судить читателю. А мы будем следовать способу нашего прежнего толкования, полагая, что время разбрасывать и собирать камни следует понимать применительно к сказанному: «может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» ( Мф.3:9 ), – что было время рассеяния народа языческого, и время нового собирания его в церковь . В одной книге я читал (применительно, впрочем, к Семидесяти Толковникам, поставившим: «время бросать камни и время собирать»), что в словах этих заключается тот смысл, что суровость закона ветхого смягчена благодатью Евангелия: ибо строгий, немилосердный и беспощадный Закон убивает грешника, а благодать Евангелия милует его и призывает к покаянию, и что слова: «время бросать камни или собирать» означают то, что камни бросаются в Законе, а собираются в Евангелии. Так ли это или нет, пусть за то отвечает автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда истоптаны были ягоды в точиле за городом, то потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий . Кровь из точила – это виноградный сок, вино, выдавленное из гроздьев. В лютых сражениях кони ходят по упоенной кровью земле, но невозможно себе и представить изображенное здесь – кровь из точила заливает все пространство, достигая даже до узд конских . В виде коней Писание изображает наказующих ангелов. «Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные... Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы» ( Авв. 3:8,12 ). То, что кровь из точила достигла даже до узд конских , означает, с одной стороны, что вдавшиеся в чувственные наслаждения сделались неистовыми конями, которых не удержишь ничем. Поэтому удержаны они будут, как за узду, только вечными мучениями. С другой стороны, достижение крови из точила до узд конских означает также безмерность геенских мучений. Но кровь точила не захлестнет с головой, а только до узд, т. е. мучения не уничтожат грешника и через то не прекратятся. Если под конями разуметь наказующих ангелов, то узда – это Божественное определение, которым управляются ангелы. Ангелы не могут сделать ничего сверх того, что им определено Богом. И мучения грешников доходят до этой узды, до определения Божьего, т. к. больших мучений они уже стерпеть не смогут, да и эти невыносимы. На тысячу шестьсот стадий. Символическое значение этого числа может быть истолковано по-разному. Например, так: тысяча – означает множество зла, ибо числом 1000 в Священном Писании часто означается просто множество чего-то ( Быт. 24:60 ; Исх. 20:6 ; Втор. 1:11 ; Пс. 89:5; 90:7; 118:72 ). 600=6 x 100 – означает усердное делание зла через злоупотребление тварью, в шесть дней сотворенную (так объясняет Андрей Кесарийский ). Шесть дней творился мир, и вот сотворенное в каждый день как бы стократно злоупотреблено на грех. По множеству грехов будет и тяжесть наказания. Вспомним также, что и водный потоп погубил мир на шестисотом году жизни Ноя ( Быт. 7:6 ), так и здесь, все происходит как бы в «шестисотое лето». Не водный, а огненный потоп погубит вселенную. «Тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» ( 2Пет. 3:6–7 ). Как Христос пришел «не водою только, но водою и кровию» ( 1Ин. 5:6 ), так и мир претерпит не только потопление водой, но и кровью (кровь достигнет даже до узд конских).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

мне: если бы твой раб, претерпевая много зла от своих товарищей, не обращал никакого внимания на других, а заботился бы только о том, чтобы не прогневать господина, то не мог ли бы он этим одним утолить гнев твой? Напротив, если бы он нисколько не заботился о проступках своих пред тобой, а заботился бы только об отношениях своих к товарищам, то не подверг ли бы ты его еще большему наказанию? Так поступает и Бог: когда мы пренебрегаем гневом Его, тогда Он являет на нас сильнейший гнев; а когда бываем внимательны, тогда смягчает или, лучше, прекращает гнев свой. Он желает, чтобы мы сами себя наказывали за грехи, и тогда Он уже не наказывает. Для того Он и угрожает наказанием, чтобы страхом истребить в нас нерадение; и когда мы страшимся одной угрозы, то Он уже не попускает нам испытать ее на самом деле (12). Гордость    Что гордость ненавистна и самому Богу, послушай, что говорит Писание: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). И в другом месте: гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих (Сир. 10:7). И: что гордится земля и пепел? (Сир. 10:9). И во многих местах ты найдешь, что гордость мерзка и весьма ненавистна. Так и здесь говорит [пророк Давид]: со смотрящим гордо и с ненасытным сердцем — с сим я не ел (Пс. 100:5), так как гордость в высшей степени вредна и пагубна не только для того, кто усвоил себе ее, но и для того, кто не надолго разделяет ее. Жадного, несытого сердцем пророк поставил рядом с гордым, так как душевное расположение обоих одно и то же — и возносящегося над ближним, и жадного по отношении к ближнему. Итак, хорошо, братие, нам отложить гордость и приобрести смирение, чтобы услышать не: возвышающий сам себя, унижен будет, но: унижающий себя возвысится (Лк. 18:14). Хорошо укрепиться вместе с тем и в воздержности и умеренности, чтобы жадностью сердца не отогнать от себя правды и не    услышать тогда: за множество беззаконий твоих открыт подол у тебя, обнажены пяты твои (Иер.13:22). Будем же избегать поведения, свойственного людям гордым и жадным, чтобы вследствие привычки к общению с ними не усвоить себе и их пороков (3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Поэтому и в другом месте Писания сказано: « не всякому слову верь » (Сир. 19:16). Ничто так не извращает жизни людей, как поспешная доверчивость ко всяким речам. Возвещая это, и пророк Давид сказал: « тайно клевещущего на ближнего своего изгоню » (Пс. 100:5). 2. Видишь, что не по неведению Спаситель говорил: « где вы положили его », равно как не по неведению и Отец говорил Адаму: « где ты », или Каину: « где Авель, брат твой », или: « сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю ». Теперь же время выступить против тех, которые говорят, что Христос по немощи Своей молился, воскрешая Лазаря. Слушайте же, прошу вас, возлюбленные, со всем вниманием. Когда умер Лазарь, Иисус не был в тех местах, но был в Галилее и сказал Своим ученикам: « Лазарь, друг наш, уснул » (Иоан. 11:11). Они же, думая, что Он говорит о сне его, сказали Ему: « Господи! если уснул, то выздоровеет » (Иоан. 11:12). Тогда Он ясно сказал им: « Лазарь умер » (Иоан. 11:14). Затем Спаситель идет в Иерусалим к тому месту, где лежал Лазарь; Его встречает сестра Лазаря и говорит Ему: « Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой » (Иоан. 11:21). « Если бы Ты был здесь »: немощна ты женщина! Эта женщина тогда не знала, что Христос, хотя не присутствовал телесно, но присутствовал силой Божества; она же ограничивала силу Учителя телесным присутствием. Марфа говорит Ему: « Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой . Но и теперь », говорит, « знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог » (Иоан. 11:22). Вследствие ее просьбы Спаситель и совершает молитву. Бог не имел нужды в молитве, чтобы воскресить мертвого. Разве не воскрешал Он и других мертвецов? Когда Он встретил мертвого (юношу), выносимого из ворот, то коснулся только одра его, и воскресил мертвеца (Лук. 7:14). Разве имел Он тогда нужду в молитве, чтобы воскресить умершего? И в другой раз Он только сказал отроковице слова: « девица, тебе говорю, встань » (Марк. 5:41), и тотчас же передал ее родителям ее здоровой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Услышав, что некоторые злословят ближних, я запретил им; делатели же сего зла в извинение отвечали, что они делают это из любви и попечения о злословимом. Но я сказал им: “оставьте такую любовь”, чтобы не оказалось ложным сказанное: “оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях” (Пс. 100, 5). Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне; ибо сей образ любви приятен Богу» . И Христос неслучайно ни единым словом не попрекает Закхея. Он указывает нам единственный способ, которым мы можем помочь нашим ближним обратиться к Богу: путь самоотверженной любви, лишенной ненужного навязчивого морализаторства. Ныне пришло спасение дому сему Спасение достигает Закхея как отклик на его покаяние. Нельзя не заметить: Господь говорит о его спасении лишь после того, как вполне обнаружен и засвидетельствован многими грех Закхея, и после того, как Закхей, отметая всякое самооправдание, говорит о решимости возместить зло многократным добром. Подобный внутренний процесс – своего рода путь, который всякий христианин обязан проложить в своем сердце, открывая его для спасительной поступи благодати Духа. Всякого человека спасение достигает лишь тогда, когда он вполне увидит свой грех, исповедает его перед Богом без всякого самооправдания и будет исполнен решимости грех оставить, а зло по возможности возместить. Но для начала нужно все-таки допустить Христа в «свой дом», разорвав порочный круг своего личного пространства, привыкшего совсем к другим гостям. Мудрый Закхей, услышав слова Христовы: Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме , сразу откликается на призыв и принимает Христа. Звучит этот Христов призыв и в наше апокалиптическое время: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20). Будет звучать он и до скончания века, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 10). Но многие ли откликнутся на этот призыв? Рейтинг: 9.9 Голосов: 2051 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/110014.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010