Предисловие 1. Божественные Писания все святы, но особенною святостью про­никнуты псалмы. Так, с самого начала книги (они говорят) прямо о воздержании, и прежде всего о том, чтобы не иметь общения с нечестивыми. С этого именно и начал блаженный Давид своими словами: «блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых» ( Пс.1:1 ). Говоря о блаженстве, он разумеет высшую степень всего хорошего. Вместе с тем (говорят псалмы) об общении с добрыми, об обуз­дании чрева, об удержании рук, о нелюбостяжании, о ничтожестве денег, славы и всего подобного. Послушай, например, его слова о том, чтобы хранить целомудрие: «внутренность моя насыщена позором» ( Пс.37:8 ), и в другом месте: " Ты истребил всякого пре любодейству ющего от Тебя " ( Пс.72:27 ). О том, что должно обуздывать чрево, он говорит: «еще пища была в устах их, когда гнев Божий пришел на них, и убил очень многих из них» ( Пс.77:30–31 ). О том, что должно удаляться стяжания: «если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца " ( Пс.61:11 ), – и не искать славы: «при смерти он ничего не возьмет, и не с ойдет с ним слава его» ( Пс.48:18 ). Не по­дражать порочным: " не ревнуй лукавым» ( Пс.36:1 ). Он по­учает ни во что вменять земное могущество: «видел я нечестивца, превозносящего ся и высящего ся, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» ( Пс.36:35–36 ), – и презирать все временное: «считали счастливым народ, у которого это есть, (но) блажен народ, блажен народ, у которого Господь... – Бог его» ( Пс.143:15 ). Говорит (псалмопевец и) о том, что мы не просто согрешаем, но есть воздаяние: «Ты возда...шь каждому по делам его» ( Пс.61:13 ). И почему не за каждый день воздает (тотчас): «Бог – судь я праведный и [крепкий, и долготерпеливый]» ( Пс.7:12 ). Также говорит он о том, что смирение прекрасно: »не пре возносилось сердце мое» ( Пс.130:1 ), и что гордость – зло: «посему овладела ими гордость... их совершенно, оделись они в неправду и нечестия свои... " ( Пс.72:6 ), а в другом месте: «смиренным дает благодать» ( Притч.3:34 ), – что милостыня прекрасна: " расточил: ...дал нищим, правда его пребывает в...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Лишь один раз в год, в праздник Очищения, первосвященник должен был входить во святилище для того, чтобы там – со страхом и трепетом – шепотом произнести над крышкой ковчега Завета это священное имя. Культ имени Божия занимает центральное место в Псалтири, где говорится, что имя Господне велико, славно, свято и страшно, где оно является объектом любви, восхваления, прославления, благоговейного почитания, упования, страха: Господи Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле ( Пс.8:2 ). Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе ( Пс.33:4 ). Вечно буду славить Тебя... и уповать на имя Твое, ибо оно благо перед святыми Твоими ( Пс.51:11 ). Боже! Именем Твоим спаси меня ( Пс.53:3 ). Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превознесите шествующего на небесах; имя Ему: Господь ( Пс.67:5 ). Будет имя Его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его. И благословятся в нем племена, все народы ублажат его. Благословен Господь Бог... И благословенно имя славы Его... ( Пс.71:17–19 ). Нищий и убогий да восхвалят имя Твое ( Пс.73:21 ). Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое ( Пс.74:2 ). Ведом во Иудее Бог; у Израиля славно имя Его ( Пс.75:2 ). Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего ( Пс.78:9 ). Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое ( Пс.85:9 ). Свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю мой, и благословлять имя Твое во веки и веки ( Пс.144:1 ). Имя Божие присутствует во всех пророческих книгах. В одном из текстов пророка Исаии имя Господа представлено как человекообразное существо, имеющее уста, язык, шею, дыхание: «Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя Его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи...» ( Ис.30:27–28 ). Под «именем Господа» здесь подразумевается Сам Господь. Приведенные тексты показывают, с каким благоговением в Ветхом Завете относились к имени Божию. Собственным именем Бога считалось имя Яхве: оно отождествлялось с Богом, было неотделимо от Бога. Этому имени воздавали благоговейное поклонение, перед ним трепетали, его боялись, на него уповали, его воспевали, его любили. Имя Яхве воспринималось как наивысшее откровение славы Божией и как точка встречи между человеком и Богом. К прочим именам Божиим, упоминаемым в Библии, тоже относились с благоговением, однако воспринимали их прежде всего как толкования имени Яхве, стоявшего в центре богооткровенной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

17:32 ). В 33-м он сказал: «Вкусите и увидите, как благ Господь!» ( Пс. 33:9 ). В 39-м он сказал: «Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа» ( Пс. 39:4 ). В 40-м он сказал: «...ибо Он человек мирный со мною, на которого я уповал» ( Пс. 40:10 ). В 44-м он сказал: «Ты возлюбил правду, возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог твой елеем радости более причастников твоих» ( Пс. 44:8 ). Его божество проявляется в том, чтобы возлюбить правду, а возненавидеть беззаконие; вочеловечение же Его в том, что Христово царство более всех помазанных царств помазано Святым Духом и силой, как не бывало ни при каком помазаннике. В 49-м он сказал: «Въяве грядет наш Бог, Бог наш не безмолвствует» ( Пс. 49:3 ). В 52-м он сказал: «Бог призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий или ищущий Бога» ( Пс. 52:3 ). В 55-м он сказал: «Вот, познал я, что Ты мой Бог» ( Пс. 55:10 ). В 75-м он сказал: «...страшному более царей земных» ( Пс. 75:13 ). В 77-м он сказал: «Да познает род грядущий, дети, которые родятся...» ( Пс. 77:6 ). В 94-м он сказал: «Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему; предварим лицо Его исповеданием; приидите, поклонимся и припадём к Нему, ибо Он Бог наш; о если бы вы ныне услышали глас Его: не ожесточите сердец ваших во гневе!» ( Пс. 94:1–2, 6–8 ). В 95-м он сказал: «Поклонитесь во святом жилище Его» ( Пс. 95:9 ). В 109-м он сказал: «Сказал Господь Господу моему: „Сядь одесную Меня, доколе положу врагов твоих к подножию ног твоих”» ( Пс. 109:1 ). Вижь бо Давида пророчствовавша, ко сподобис духовнама очима видти Сына Божи. Давидъ же бо снє глаголеть, проповдахе «â äà " народомъ: съ тобою начальство въ день силы твоє въ свтлостехъ свтыхъ твоихъ. Вижь, ко безначална єсть Троица – Отець, и Сынъ, и Свтый Духъ въ єдиной сил божество и въ свтлостехъ свтыхъ твоихъ. А єже «сди одесную мене», в то єсть, ко человчьству Хрістову глаголетьс, присносущаго бо нераздленъ божствомь єсть, ни бо десна, ни шю имать божство, ни писанъно бо єсть глаголемъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Тропарь, гл. 1: «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое; даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ». Величание: «Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христе, и почитаем Твой Святой Крест, которым Ты спас нас от рабства врага». Стихи псалмов: «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною. Возьми щит и латы и восстань на помощь мне (Пс. 34; 1–2). Яви нам свет лица Твоего, Господи (Пс. 4; 7). Благоволением, как щитом, венчаешь его (Пс. 5; 13). Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины (Пс. 56; 6). Дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое (Пс. 66; 3). Все концы земли увидели спасение Бога нашего (Пс. 97; 3). Поклонимся подножию Его (Пс. 131; 7). И да ликуют все дерева дубравные (Пс. 95; 12). Бог–Царь наш, прежде века устрояющий спасение посреди земли (Пс. 73; 12). Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно (Пс. 98; 5). Благослови нас, Боже, Боже наш, благослови нас, Боже. Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки (Пс. 27; 9). Мы возрадуемся о спасении Твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя»(Пс. 19; 6). Прокимен, гл. 4: «Все концы земли увидели спасение Бога нашего». Стих: «Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса». Ирмосы и Канон, гл. 8: Песнь 1. Ирмос: «Моисей жезлом рассек Чермное море для идущего Израиля, изобразив этим крест в прямоту, а ударом против фараоновых колесниц соединил воды, изобразив в широту непобедимое оружие. Поэтому воспоем Христу: Богу, ибо Он прославился». Припев: «Слава, Господи, многочтимому Кресту Твоему». Тропари: 1. «Моисей в древности проявил на себе образ пречистого страдания Христова, стоя среди священников. Представив образ Креста, распростертыми руками он воздвиг знамя победы и сокрушил силу Амалика всегубителя. Поэтому воспоем Христу Богу нашему, ибо Ом прославился». 2. «Моисей возложил на столпе врачевство, избавлявшее от смертоносного и ядовитого уязвления, и, привязав поперек на дереве, образе Креста, змия, пресмыкающегося по земле, восторжествовал через то над бедствием. Поэтому воспоем Христу Богу нашему, ибо Он прославился». 3. «Небо показало благочестивому и богомудрому царю Константину Великому победное знамение Креста, которым низложено свирепство злобных врагов, рассеяно заблуждение и распространена божественная вера по всем концам земли. Нагому воспоем Христу Богу нашему, ибо Он торжественно прославился».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Такое высокое нравственное настроение, которое возбуждается пребыванием в храме, должно проникать и служителей храма, священников, которые должны быть «облеченными в правду» ( Пс.131:9 ). Проникаясь в храме высокорелигиозным настроением, человек находит в храме же и поддержку этому настроению, когда в минуты колебаний и сомнений получает в храме от Бога разрешение различных, волнующих душу запросов и недоумений, например, о кажущейся несправедливости в мире «Я позавидовал безумным, – говорит свящ, поэт, – эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?.. И я думал как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их... Я всегда с тобою; Ты держишь меня за правую руку, Ты руководишь меня советом Твоим» ( Пс.72:3 , Пс.72:12–14 ; Пс.72:16–17 ; Пс.72:23:24 ). Оказывая в храме поддержку человеку в моменты тревоги и колебаний и умиротворяя его душу, Господь в храме оказывает помощь людям и в других отношениях; «во святом жилище Своем», говорит псалмопевец, Бог является «отцем сирот и судьей вдов ( Пс.67:6 ); вообще, Господь «посылает помощь из святилищ; и с Сиона подкрепляет» людей ( Пс.19:3 ). Глубокие религиозные переживания верующей души находят в храме питание себе, как дерево находит свое питание в почве ( Пс.91:14 ) и могут доходить до такой степени напряженности, что верующий человек может ощущать в храме непосредственную близость Божества и вместе с тем блаженство постороннего мира, ( Пс.83 . Пс.41 , Пс.26 , Пс.35:8–10 ). В таких чертах Давид и другие, более или мене близкие по времени к появлению храма псалмопевцы представляли себе значение храма для религиозно-нравственной жизни евреев. Глава III. Значение построения иерусалимского храма а) для города Иерусалима, б) для династии Давида Созидая в Иерусалиме храм, который должен был объединять вокруг себя народ еврейский и одушевлять и поддерживать на должной высоте религиозно нравственную и общественно-государственную жизнь евреев, строители храма, цари еврейские, естественно, могли иметь при построении храма расчеты и цели и иного характера, и связывать надежды на осуществление этих последних с постройкой храма в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:910). Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7). Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжателъ, который есть идолослужителъ, не имеет наследия в царстве Христа и Бога (Еф. 5:5). Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21:8). Путь нечестивых погибнет (Пс. 1:6). Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету, и ищете лжи? (Пс. 4:3). Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых (Пс. 7:13–14). В делах рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога (Пс. 9:17–18). Беззаконники же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится (Пс. 36:28). Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск от лица огня, так да погибнут грешники от лица Божия (Пс. 67:3). Вот, удаляющиеся от Тебя погибнут (Пс. 72:28). Воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог (Пс. 93:23). Далеко от грешников спасение, ибо уставов Твоих они не хранили (Пс. 118:155). Господь Праведен, Он рассек выи грешников (Пс. 128:4). Падут в сеть свою грешники (Пс. 140:10). Хранит Господь всех любящих Его и всех грешников истребит (Пс. 144:20).   Святой Златоуст об этом Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении). Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея). Если страх земного царя от столь многих зол нас отвращает, то гораздо больше Небесного Царя страх мог бы нас отвратить от зла, если бы мы часто слушали Писание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9, 10). «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). «Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжател, который есть идолослужител, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр. 21:8). «Путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6). «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?» (Пс. 4:3). «Если не обратитес ь, Он оружие свое изощр и т; лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготов и л орудия смерти, стрелы Свои с дела л для сожигаемых» (Пс. 7:13—14). «В дел а х рук своих увяз грешник. Да возвратятся грешни к и во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс. 9:17—18). «Беззаконни к и же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится» (Пс. 36:28). «Как исчезает дым, да исчезнут: как тает воск от лица огня, так да погибнут грешни к и от лица Божия» (Пс. 67:3). «Вот, удаляющи еся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27). «Воздаст им Господь за беззаконие их , и по лукавств у их погубит их Господь Бог» (Пс. 93:23). «Далеко от грешник ов спасение, ибо уставов Твоих они не хранили» (Пс. 118:155). «Господь праведен: Он рассек выи грешников» (Пс. 128:4). «Падут в сет ь свою грешни к и» (Пс. 140:10). «Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешник ов истребит» (Пс. 144:20). Святой Златоуст об этом Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении). Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

3 . Итак, что Спаситель был погребен, вы ясно слышали в предшествовавшей беседе слова Исаии: Он отходит к миру (ср. Ис.57:2 ). Ибо Он примирил небо с землею, приведши грешников к Богу. Также, что праведник восхищается от зла ( Ис.57:1 ), и: будет с миром погребение Его ( Ис.57:2 ), и назначили гроб со злодеями ( Ис.53:9 ). И пророчество Иакова, находящееся в Писании, говорит: Преклонился Он, лег, как лев и как львица: кто поднимет Его? ( Быт.49:9 ) И подобное ему в книге Чисел: Преклонился, лежит как лев ( Числ.24:9 ). Многократно также слышали вы слова псалма: и Ты свел меня к персти смертной ( Пс.21:16 ). Само место мы уже означили, приводя сии слова: Взгляните на скалу, из которой вы иссечены ( Ис.51:1 ). Впрочем, нам следует показать теперь свидетельства о самом воскресении Его. 4 . Итак, во-первых, Он говорит в одиннадцатом псалме: Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь ( Пс.11:6 ). Но некоторые слова эти считают обоюдными, так как многократно Он восставал и на гнев, для отмщения врагам. Итак, обратись к пятнадцатому псалму, в котором ясно говорится: Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю ( Пс.15:1 ); и потом: я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими ( Пс.15:4 ). Поскольку они отвергли Меня, Царя своего, избрали в оного кесаря. И несколько спустя: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ); и тут же: даже и ночью учит меня внутренность моя ( Пс.15:7 ); и после сего весьма ясно говорит: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Не сказал: не дашь святому Твоему увидеть ( Пс.15:10 ) смерти; в таковом случае Он и не умер бы, но говорит: «Истления не увижу Я и под властию смерти не останусь». Ты укажешь мне путь жизни ( Пс.15:11 ). Смотри, как ясно возвещается жизнь после смерти. Обратись теперь к двадцать девятому псалму: Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною ( Пс.29:2 ). Что ж это значит? От врагов ли ты избавился, или от биения свободился? На это Сам Он весьма ясно говорит: Господи! Ты вывел из ада душу мою ( Пс.29:4 ). Там говорит пророчески: не оставиши; а здесь, говоря, возвел еси, говорит как уже о случившемся, что имело случиться, оживил меня, чтобы я не сошел в могилу ( Пс.29:4 ). В какое же время долженствовало случиться? вечером водворяется плач, а на утро радость ( Пс.29:6 ). Вечером для учеников был плач, а наутро радость о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В то же время слова о творении «неба и земли» (Пс. 120:2), которые не раз повторяются в «песнях восхождений» (Пс. 123:8; 133:3), могут быть не столько личным свидетельством автора псалма 120, сколько штампом традиционной веры древнего Израиля (Пс. 113:23). Такими словами авторы библейских текстов постоянно подчеркивали преимущества Бога Израилева перед богами иных народов: «все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5; 1 Пар. 16:26). Когда Господь освобождает от угроз и власти тьмы, Израиль снова и снова узнает в Нем своего Создателя «неба и земли». 3.2. Яхве — Помощник. Слово «помощь» () встречается в Еврейской Библии более 80 раз. В большинстве случаев оно относится к различным формам военной помощи и употребляется в параллель слову «щит» (Пс. 27:7–8, 32:20). Когда речь идет о личной помощи, данное слово может служить для усиления уверенности в Боге, помогающем нищим (Пс. 71:12), сиротам (Пс. 9:35), находящимся в отчаянном положении (Пс. 85:17). Характер божественной помощи различается от ситуации к ситуации. В первых двух стихах псалма это слово употребляется дважды. С учетом их параллелизма нетрудно заметить, что ожидаемая «помощь от Господа» (Пс. 120:2) должна прийти с гор, видимо с Сионских. С учетом того, что на Сионе расположен храм — место «обитания» Бога, помощь ожидается от Иерусалимского храма, где «живет» Создатель неба и земли (Пс. 121:1). Такое же сочетание представлений о Господе как Творце и Помощнике можно встретить в псалме 123, согласно которому «помощь наша — в имени Господа» (Пс. 123:8). Слово «имя» намекает на литургический контекст, на призывание имени Господа в молитве. 3.3. Яхве — Хранитель. Корень слова «хранить» () встречается в псалме 120 шесть раз: три раза в форме глагола «хранить» () и три раза в форме причастия «хранящий» (()). Это ключевое слово псалма напоминает историю Исхода и странствования по пустыне: «Господь — Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства, и делал пред глазами нашими великие знамения и хранил нас () на всем пути, по которому мы шли» (Нав. 24:17). Даже если предположить, что автор псалма намеренно использует слово «хранить» с намеком на Исход, он тем не менее не пересказывает предания прошлого.

http://bogoslov.ru/article/6177544

Псалом 19 Эти псалмы представляют две части произведения, посвященного одному и тому же предмету. В XIX псалме излагается молитва к Богу от лица народа о даровании Давиду победы над врагами, владевшими большими боевыми силами ( Пс.19:8 ). Кивот Завета тогда находился на Сионе ( Пс.19:3 ). В XX псалме приводится благодарственная песнь Богу за дарованную победу, настолько блестящую, что Давид, уничтоживший врагов в большой массе ( Пс.20:10, 13 ), надел на себя корону с головы противника – царя, корону, украшенную дорогими камнями ( Пс.20:4 ). Такое событие было во время борьбы Давида с сиро-аммонитянами, когда он, после победы над врагами, по взятии Раввы Аммонитской, взял венец царя Аммонитского и надел на свою голову, а народ, бывший в городе, истребил ( 2Цар. 12:30–31 ). Пс.19:1 .  Начальнику хора. Псалом Давида. В обоих псалмах говорится о Давиде в третьем лице. Мы сказали, что псалмы представляют молитву за Давида народа. Можно считать эти псалмы даже и молитвой Давида о себе самом. Говорить о себе в третьем лице не представляет особенности и исключительности такой формы; подобное мы встречаем, напр., и в Пс. 17:51, 71 и др. Пс.19:2 .  Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева. Да услышит Господь молитву царя о помощи в борьбе с врагом (2–6)! Народ надеется не на свою силу, а на Бога, и враги его пали (7–10). Пс.19:4 .  Да воспомянет все жертвоприношения твои и всесожжение твое да соделает тучным. «Да воспомянет все жертвоприношения... соделает тучным», – пусть всякая жертва, приносимая Давидом, вызовет благоволение со стороны Бога к нему. Тучное (жирное) животное, приносимое в жертву, свидетельствовало о благочестии и благоговении приносящего, так как оно показывало, что человек жертвует Богу самое дорогое из своих животных. Пс.19:5 .  Да даст тебе [Господь] по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит. «Намерения» – план; пусть Господь даст возможность Давиду удачно выполнить свой план борьбы с врагами. Пс.19:7 .  Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. «Ныне познал я» – прешедшее вместо будущего; ныне, т. е. в настоящую войну с сиро-аммонитянами, обнаружится как любит ( «спасает... отвечает») Господь своего помазанника. Евреи жаждут божественной помощи, так как военные силы борющихся сторон неравны: «иные» ( Пс.19:8 ), т. е. враги, обладали большим количеством боевых колесниц, чему евреи могут противопоставить только свою веру в Бога и надежду на Его помощь. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010